<< Пред. стр. 8 (из 9) След. >>
традиции ............................................................................... 1081.2. Школа Г. Гегеля и концепция универсального
исторического процесса ........................................................... 109
1.3. Органология немецкой "исторической школы".
А. Мюллер, Ф. Шеллинг, В. Гумбольд ...................................... 113
1.4. Прусская школа. И. Дройзен ..................................................... 115
1.5. Позитивизм в немецкой историософии. В. Вундт ....................... 116
1.6. Школа психологизирующих философов жизни. Ф. Ницше,
В. Дильтей .............................................................................. 118
1.7. Юго-западная (баденская) неокантианская школа.
В. Виндельбанд, М. Вебер ....................................................... 121
1.8. Марбургская неокантианская школа. Г. Коген, П. Наторп .......... 124
1.9. Историческая динамика немецкой школы в контексте
современности ....................................................................... 125
Глава 2. Французская школа философии истории:
антропологические основания европейской цивилизации ........................ 126
2.1. Общая характеристика французской историософской
традиции ............................................................................... 126
2.2. Историософский конструктивизм Р. Декарта ............................. 127
2.3. "Трагический реализм" историософии Б. Паскаля ..................... 130
2.4. Французские просветители о философии истории ..................... 130
2.5. Французская романтическая историография. Ф. Гизо,
О. Тьерри, Ф. Минье, Ж. Мишле .............................................. 143
2.6. Историософская традиция утопического социализма.
Сен-Симон ............................................................................. 144
2.7. Позитивизм во французской историософии. О. Кант,
Э. Лависс ............................................................................... 145
2.8. Биологизаторские концепции философии истории.
Ж.А. Гобино, В. Ляпуж ............................................................ 147
2.9. Историософский социологизм Э. Дюркгейма ............................. 149
2.10. Школа "Анналов" .................................................................. 151
2.11. Новая историческая школа. П. Нора ......................................... 158
2.12. Рационалистическое направление французской
историософии. Р. Арон ............................................................ 161
2.13. Исторический нигилизм "новых философов" ........................... 163
2.14. Историософия "новых правых". А. де Бенуа, П. Вьяль,
И. Бло ..................................................................................... 164
Глава 3. Философско-историческая мысль России .................................... 168
3.1. Общая характеристика русской историософской традиции ......... 168
3.2. "Древлее любомудрие" ............................................................. 171
3.3. Идеологема "Москва - третий Рим" ......................................... 175
3.4. Русское просвещение и поиски национальной
идентичности .......................................................................... 178
3.5. Полемика славянофилов и западников. Русская идея ................... 182
3.6. Историософские ориентиры западников .................................. 186
3.7. Модели культурно-исторических типов ................................... 190
3.8. Социологическое направление. "Формула прогресса" ............... 197
3.9. Школа Г. Плеханова и легальный марксизм ............................. 199
З.10. Метафизика всеединства Вл. Соловьева. История как
Богочеловеческий процесс ..................................................... 203
3.11. Религиозный материализм С. Булгакова ................................. 209
3.12. Историософия вседенинства Л. Карсавина ............................. 211
3.13. Историософия евразийцев ..................................................... 214
3.14. Н. Бердяев: учение о свободе духа и конце истории ................ 217
Раздел III
Проблемы исторического познания
Глава 1. Интерпретации истории и парадигмы исторического знания ......... 223
1.1. О возможностях и границах историософской
интерпретации ........................................................................ 223
1.2. Циклическая парадигма истории ............................................... 224
1.3. Парадигма исторического прогресса .......................................... 238
1.4. Постмодернистская парадигма истории ..................................... 245
Глава 2. Формационный и цивилизационный подходы к истории:
Рro et contra.......................................................................................... 248
2.1. Формации или цивилизации? ............................................... 248
2.2. О формационном подходе к истории ........................................ 249
2.3. О сущности цивилизационного подхода к истории .................... 255
2.4. О соотношении формационного и цивилизационного
подходов к истории ................................................................ 258
2.5. О возможных путях модернизации формационного
подхода .................................................................................. 262
Программа курса "Философия истории" ................................................. 271
Литература ............................................................................................ 277
Книги издательской группы "Юристъ" и "Гардарика"
можно купить в объединении "Юристъ-Гардарика":
107120, Москва, Мельницкий пер., д. 8/1
(ст. метро "Курская", "Чкаловская")
Тел.: (095) 917-2991
Розница, мелкий опт, книга-почтой, доставка по Москве
107082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10
(ст. метро "Бауманская") Тел. (095) 261-9624, 267-7650
Факс (095) 261-6010
Опт, розница, доставка
Москва, ул. Знаменка, д. 10 (ст. метро "Арбатская")
Розница
Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 85/11
(вход с ул. Гончарной, д. 11), тел. (812) 168-4928
Опт, розница
Учебное издание
Александр Сергеевич Панарин
Ирина Алексеевна Василенко
Евгений Александрович Карцев
Лидия Ивановна Новикова
Герман Константинович Овчинников
Ирина Николаевна Сиземская
Философия истории
Учебное пособие
Редактор З. Н. Осадченко
Корректор О.В. Мехоношина
Художественный редактор Е. Ю. Молчанов
Компьютерная верстка И. В. Клименко
Оформление переплета А. Л.Бондаренко
Изд. лиц. № 066160 от 02.11.98.
Подписано в печать 26.02.99. Гарнитура Освальд.
Формат 60 * 90 1/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 27.
Тираж 5000 экз. Заказ № 517
УИЦ "Гардарики"
107120, Москва, Мельницкий пер., д. 8/1
Отпечатано в полном соответствии
с качеством предоставленных депозитов
в ОАО "Можайский полиграфкомбинат"
143200, г. Можайск, ул. Мира, 93
1 Бердяев Н.А. Смысл истории.М.,1990.С.23.
2 Лаплас П С. (1749-1827) - французский ученый, один из корифеев классической науки, распространивший закономерности, проявленные в уравнениях Ньютона, на всю Вселенную, превращенную таким образом в жестко детерминированную механическую систему.
3 Февр Л. Бои за историю.М.,1991.С.37.
4 По некоторым данным, около 65% всей российской экономики контролируется теневым капиталом
5 Успенский Ф.И. История Византийской империи. М., 1996. С. 31.
6Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998. С. 175.
7 Бердяев НА О назначении человека М., 1993 С. 308
8 1Фурсов А.И. Возникновение капитализма и европейская цивилизация... // Социологические исследования 1990 № 10. С. 27.
9 Ellul J, Trahison de L'Occident Paris 1976.
10 В нашей литературе по глобальным проблемам с таких позиций выступал в частности ЕТ Фадеев- "...коль скоро данная природой среда не устраивает людей, надо найти средства и способы соответствующих преобразований..., сначала каких-то фрагментов, а затем и всего нашего земного природного окружения" (Марксизм-ленинизм и глобальные проблемы современности. Вып. 1. М., 1984. С. 255).
11 См. об этом: Кутарев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород, 1994.
12 Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.
13 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса / Пер. с анг. М: Прогресс, 1988.
14 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.. ИНИОН, 1991 С. 115-116.
15 Шлезингер А. Циклы американской истории. М.: Прогресс, 1992.
16 Веll D. Тhе сulturа1 contradictions of capitalism //Capitalism today N.Y. , 1971.
17 Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат // Восток 1997. № 2. С. 42.
18 Attali J.Ligues d'horizon. Paris, 1990.
19 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Наука, 1996. С. 52.
20 Честертон Г. К. Вечный человек М. Политиздат, 1991. С. 122.
21 Васильев Л.С. Что такое "азиатский" способ производства ?// Народы Азии и Африки. 1988. № 3. С. 68.
22 Валлерстайн И. Социальное изменение вечно ? Ничто никогда не меняется ?// Социс. 1997. № 1. С. 9.
23 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: ИНИОН, 1991. С. 115.
24 Benoist A. Europe, Tiers-monde, meme combat. Paris, 1987 Р. 34.
25 Нидам Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе // Наука о науке / Пер. с англ. М.: Наука, 1996. С. 169.
26 Трубецкой Н. История Культура. Язык .М.: Прогресс, 1995. С. 97.
27 Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 40 .С. 5.
28 ГегельГ.В.Ф. Соч. Т. 8. М.; Л., 1935. С .87.
29 Тоиrain А. Produktion de la societe. Paris, 1973. Р. 12.
30 Ibid.P.60-61.
31 Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.С. 515-516.
32 Гадамер X. Истина и метод.М.: Наука, 1988. С. 419.
33 Там же. С. 425.
34 Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М.: Наука, 1990. С. 289.
35 Там же .С. 311-312.
36 См.: Fourastie J/ Lettre ouvert a quatre milliards d'hommes. Paris, 1970.
37 Так называемая "Революция среднего класса" была провозглашена теоретиками "диффузии собственности" связывающими со средним классом преодоления роковой политической поляризации
38 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 44.
39 Никого не должна обмануть стилизованная "восьмерка" - приглашение России на декоративную роль участника с совещательным голосом после того, как серьезные решения уже приняты. Назначение этого фарса - помочь компрадорскому режиму спасти лицо и снизить накал национального негодования в России.
40 Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: УМСА-РRESS. 1969. С. 121.
41 Тиллих П. История и Царство Божие. // Философия истории. Антология. М.: Аспект. Пресс. 1994. С .246
42 Бердяев Н. Смысл истории. М.: УМСА-PRESS,1969 . С. 116.
43 Цит. по: Философия истории. Антология. М.: Аспект-Пресс, 1994. С. 267
44 Бердяев Н Указ соч С 37
45 Бердяев Н. Указ соч. С. 109.
46 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23- С. 660.
47 Досон К. Христианский взгляд на историю // Философия истории. Антология М.: Аспект-Пресс, 1994. С. 251.
48 Досон К Христианский взгляд на историю // Философия истории Антология М Аспект Пресс 1994 С 251
49 Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т. 1. М" 1989. С. 418.
50 Там же. С. 419.
51 Там же. С. 253.
52 Васильчук Ю.А. Переход ко второму этапу НТР... // Рабочий класс и современный мир. 1988 № 3. С. 67.
53 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 121.
.54 Несомненную связь геноцида с модерном убедительно раскрыли "новые Философы" во Франции, а также постмодернистские теоретики: на Западе - З. Бауман, у нас - Б. Гройс. См.: Gluksmann F. La Cuisiniere et le mangeur d'hommes. Paris,1975;Bauman Z. Modernity and holocaust. Cambrige. 1989; Гройс Б. УТОПИЯ и обмен. М.: Знак, 1993
55 Бердяев НА Смысл творчества М 1989 С 329
56 Там же С 331
57 Мюллер М Смысловые толкования истории // Философия истории. Антология М.: Аспект-Пресс, 1994. С. 280.
58 Dumazedier J. Sociologie empirigue du loisir. Paris,, 1974 Р 61
59 Альтернативнее видение, характерное для русской культуры, выразил Пушкин "Нет истины, где нет любви" ("Александр Радищев", 1836)
60 Гидденс Э Постмодерн // Философия истории Антология С 347
61 Сенкевич Г Без догмата М, 1989 С 121.
62 Тойнби А Христианское понимание истории // Философия истории Антология. С. 224
63 Цит. по Фишер Р, Юри У Путь к согласию или переговоры без поражения. М Прогресс, 1990 С П.
64 Там же С 87
65 Хабермас Ю О субъекте истории // Философия истории Антология С 28
66 Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов СПб, 1997. С. 245.
67 Там же. С 305
68 Там же С 215
69 Там же С 222
70 Цит. по: Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 23.
71 Там же. С. 27.
72 Там же .С 50
73 Валлерстайн И Америка и мир сегодня, вчера и завтра // Свободная мысль 1995 № 4 С 75
74 Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юристь, 1994. С. 23.
75 Там же С 22
76 Поппер К Нищета историцизма М. Прогресс, 1993 С 37
77 Виндельбандт В. Избранное Дух и история. М.: Юристъ, 1995. С. 118.
78 Там же. С 119.
79 Трельч Э. Указ. соч. С. 209.
80 См.: Кант И. Первое введение в критику способности суждения // Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 5. С. 101.
81 Виндельбанд В. Указ. соч. С. 318.
82 Подробнее о гегелевской концепции прогрессивного спиралевидного развития см.: Ч. 1. С. 246.
83 Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. 8. М.; Л., 1935. С. 72.
84 Там же. С. 71.
85 Там же. С. 69.
86 Трельч Э. Указ. соч. С. 223-224.
87 Там же. С. 227.
88 Гадамер Х.Г. Истина и метод. М, 1988. С. 437.
89 См.: Бауэр Б. Трубный глас страшного суда над Гегелем. М, 1933; Штраус Д.Ф. Старая и новая вера. СПб., 1907; Фишер К. Введение в историю новой Философии. В 2 т. 1900-1901.
90 См- Шеллинг Ф В Философия искусства М Наука, 1966
91 См Гумбольдт В Избранные труды по языкознанию М. Прогресс, 1984.
92 Виндельбанд В Указ соч С 315
93 Там же С 313
94 Поппер К Нищета историцизма М Прогресс, 1993 С 48
95 Поппер К Указ соч С 44
96 См: Wundt W. Geschichte und Gesellschaftslehre. Volker-Psych. X. 1920. S. 21-27.
97 О концепции О Конта см с 365-366 настоящего издания
98 См например Раu! Н Рrinzipien der Sprachgeschichte. Berlin, 1880
99 Поппер К Указ соч С 51
100 Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч.: В 2 т М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 50.
101 См.: Ницше Ф. Антихрист // Там же. Т. 2.
102 Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Там же. Т. 1. С. 366.
103 Ницше Ф. Там же. С. 365-366.
104 См Трельч Э Историзм и его проблемы. М.. Юристь, 1994. С 414
105 Виндельбанд В Избранное Дух и история. М Юрист, 1995 С 40
106 Там же С 139
107 Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб., 1903
с. 7.
108 Ясперс К Речь памяти Макса Вебера // Макс Вебер. Избранное М.- Юристь 1994. С 558.
109 Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Iabingen, 1951. P.190
110 См Трельч Э Историзм и его проблемы М Юрисгь, 1994. С 444.
111 Бердяев Н Смысл истории М, 1990 С 5-6
112 Одоевский В Ф О литературе и искусстве М, 1982 С 81
113 Шоню П Во что я верую М, 1996 С 21
114 Там же С 27.
115 Токвиль А. де Старый порядок и революция М, 1997 С 16.
116 Там же. С. 17.
117 Там же. С. 18.
118 Спор о древних и новых М, 1985 С 251
119 Декарт Р Избранные произведения М , 1951 С 272
120 См Реале Д, Антисери Д Западная философия от истоков до наших дней Новое время (От Леонарда до Канта) СПб, 1996 Т 3 С 457
121 Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995. С. 23.
122 Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. М., 1981. С. 5.
123 Рассел Б История западной философии В 2 т М, 1993 Т 2 С 204
124 Трельч Э Историзм и его проблемы М, 1994 С 606-608
125 Хайек ФА Пагубная самонадеянность Ошибки социализма М, 1992 С
194
126 Lesquen H. de le lub de I'Horloge. La politique du vivant. Paris. 1979 Р 26
127 Цит по Поляков Л Арийский миф Исследование истоков расизма СПб 1996 С 42
128 Там же
129 Там же
130 Там же С 43
131 Le Comte de Gobineau. Essai sur l'inegalite des races humaines. Paris, 1884, -2 II Цит. по Поляков Л. Арийский миф СПб С. 254.
132 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М" 1991. С. 221.
133 Berr H. L'histoire traditionale et synthese historique. Paris, 1921 // Февр Л. Бои за историю М., 1991. С. 67-68.
134 Lefebvre G. La naissance de l'historiografie moderne. Paris, 1971. Р. 303 // Долин В.М. Историки Франции XIX-XX веков. М., 1981. С. 174.
135 См.: Aries Ph. L'Homme devant la mort. Paris, 1977.
136 См.: Lebren F. Les Hommes et la mort en Anjou au XVII-XVIII siecles. Paris, 1971.
137 См.: Chaunu P. La civilisation de l'Europe des Lumieres. Paris, 1971.
138 См.: Chaunu P. La civilisation de l'Europe slassique. Paris, 1969.
139 См.: Chaunu P. L'expansion europeenne du XIII au XV siecle. Paris, 1969.
140 См.:Duby G. Histoire des mentalites. Histoire et ses methodes. Paris, 1961.
141 Цит. по: Политика и экономика производства и проката фильмов во Франции. М., 1980. С. 38-40.
142 Les lieux de memoire. Sous la direction de Pierre Nora. Paris, Vol. 1-2,1984-1986.
143 См. подробнее. Автономова Н.С, Караулов Ю.Н, Муравьев Ю.А. Культура, история, память // Вопросы философии. 1988. № 6.
144 Les lieux de memoire. Vol. 1. Р. XIX - цит по Вопросы философии. 1988. № 6. С. 77.
145 Тоффлер А Футурошок СПб, 1997 С 21
146 См, Aron R. Introduction a la philosophie de l'histoire. Paris, 1948; La philosophie critique de l'histoire Paris, 1969; Dimensions de la conscience historique. Paris, 1961; Les etapes de la pensee sociologique. Paris, 1967; Essai sur les libertes. Paris, 1965; Les desillusions du progres. Paris, 1969.
147 Арон Р Этапы развития социологической мысли М, 1993 С 520
148 См.: Glucksmann A. Les maitres penseurs. Paris, 1977; Cynisme et passion. Paris, 1981; Levy B.-H. La barbarie a visage humanie. Paris, 1977; Le testament de dieu. Paris, 1979; Le diable en tete. Paris, 1984; Dolle J.P. Danser maintenant. Paris, 1981; Jambet Ch., Lardreau G. L'Ange (Ontologie de la revolution 1). Paris, 1976; Benoiste J.-M. La revolution structural. Paris, 1975.
149 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977. С. 436,487.
150 Коммунист. 1986. № 16. Ст. 65.
151 Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973. С. 7.
152 См.:Benoist A de. Vu de droite. Antologie critique des idees contemporaines. Paris, 1977; Les idees a l'endroit. Paris, 1979; Orientations pour des annees decisives. Paris, 1982, Maiastra: Renaissance de l'Occident? Paris, 1979; Pour une renaissance culturelle. Le GRECE prend la parole. Paris, 1979; Aves ou sans Dieu. Paris, 1987; Comment peut-on etre paien / Paris, 1981; L'Eclipse du sacre: Discours et responses. Paris, 1986; Benoist A. de, Vial P. La mort: traditions populaires. histoire de l'actualite. Paris, 1983; Benoist A. de, Marmin M., Vial P. Voila ce que nous pensons vraiment. Paris, 1980; Le Peril bureaucratique. Paris, 1983; Le Grand Tabou. Paris, 1977; Blot Y. Les racines de la liberte. Paris, 1985; Lesquen H. de et le Club de l'Horloge. La politique du vivant. Paris, 1979; Les racines du future: Demain la France. Paris, 1984.
153 Blot Y. Les racines de la liberte. Paris, 1985. P. 111.
154 См.: Зенъковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1. С. 16-17.
155 Валицкий А. По поводу "русской идеи" в русской философии // Вопросы философии. 1994. № 11.
156 Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990. С. 86.
157 Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси XI чало XII века М, 1978 С 219
158 Голубинский Е История русской церкви М, 1901 Т 1 С 156
159 Повесть временных лет. С. 151.
160 Там же.
161 Иларион. Слово о законе и благодати // Златоструй. Древняя Русь XI- XIII веков. Антология. М., 1990. С. 107.
162 Там же.
163 Там же. С. 113.
164 Жданов И.Н. Слово о законе и благодати и похвала кагану Владимиру // Жданов И.Н. Соч Т. 1. СПб, 1904. С. 74.
165 Федотов Г.П. Святые древней Руси М , 1990. С. 152.
166 Послание старца Филофея к великому князю Василию // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. М, 1984. С. 441
167 Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития русского мессианизма. М" 1914. С 27.
168 Там же. С. 25.
169 Бердяев НА Русская идея // О России и русской философской культуре М, 1990 С 49-50
170 Там же С 52
171 Ключевский В.О Курс русской истории Соч.- В 9 т. М, 1987. Т. 1. С. 65
172 Одоевский В Ф Русские ночи Л., 1975 С. 148, 182.
173 Чаадаев П Я Философические письма // Чаадаев П.Я Соч. М., 1989. С.18
174 Чаадаев П.Я. Письмо А.И. Тургеневу // Там же. С. 377.
175 Добролюбов НА. От Москвы до Лейпцига // Добролюбов НА. Избр. филос. произв М., 1948. Т. 2. С. 196-197.
176 Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции. 41// Собр соч. Т. VII. СПб., 1911. С XII.
177 Аксаков КС. Краткий исторический очерк земских соборов // Аксаков КС. Поли. собр. соч., М, 1989. Т. 1. С. 279.
178 Белинский ВТ. Письмо В.П. Боткину 8 сент 1941 г. // Собр. соч • В 9 т. М, 1982 Т. 9. С. 482.
179 См.: Киреевский И В Девятнадцатый век // Киреевский И В.Поли. собр. соч. М., 1861. Т. 1. С. 75
180 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Там же. Т. 2. С. 267.
181 Там же.
182 См.: Славянофильство и западничество, консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. М., 1991 Вып 1
183 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. Там же. С. 277.
184 Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 2. С. 6.
185 Бердяев Н.А А.С. Хомяков. М., 1912. С. 148-149.