<< Пред. стр. 1 (из 1) След. >>
ТЕЗИСЫ СТАТЬИ В. М. КРАСНОВОЙ
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА ПО ДЕМИНГУ И ТРЕБОВАНИЯ ИСО 9001:2000
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
(определения)
ФИЛОСОФИЯ - наука о всеобщих законах развития природы, общества, мышления;
- форма общественного сознания;
- учение об общих принципах бытия и познания.
НАПРАВЛЕНА
на выработку общественной системы взглядов, формирование новых идеалов и культурных ценностей
ОПИРАЕТСЯ
на совокупность добытых знаний в различных отраслях науки в силу чего имеет поступательный характер
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
Новое направление в теории организационного управления, основанное на закономерностях изменения условий предпринимательской деятельности, выдвигающее на передний план проблему качества продукции и услуг и устанавливающее основные принципы управления качеством
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ
Шухарт, Деминг, Джуран, Кросби, Фейгенбаум, Исикава, Тагути
ДЕМИНГ, Э
Трансформация стиля управления организацией
Основные положения:
ЦЕЛЬ-достижение конкурентоспособности, высокое качества, низкая цена
ИДЕЯ-за наличие отклонений в качестве продукции в 94% случаев виновна система управления и только в 6% - исполнитель (стр.325)
СРЕДСТВО-управление качеством производственных процессов по критерию производительности
МЕТОД-Статистическая методология системного причинного анализа измеряемых отклонений производительности в динамике и статистике
Обоснование:
время
Специальная причина
(внешние факторы)
- Общая причина
(стабильная система производства брака)
5 10 15 20 25 30 Порядковый номер замеренной детали
Дефектные детали
Возможности рабочего
(он не виновен)
Возможности процесса
верхний предел отклонений
нижний предел отклонений
Деминг Э.
14 принципов преобразования стиля руководства
(рекомендации руководству)
1. Сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным
Потому, что:
· ваша конечная цель стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и сохранить рабочие места;
· достичь конкурентоспособности на современном этапе развития экономики можно только путём производства товаров/услуг, которые помогают людям лучше жить, находят сбыт, обладают высоким качеством и имеют низкую цену;
· производство продукции высокого качества и низкой цены связано с преобразованием системы управления производством, требующего участия всего коллектива.
Поэтому:
· заявите о своей непоколебимой приверженности качеству продукции и производительности,… «т.к. до тех пор, пока эта политика не будет внедрена институционально»… она будет скептически оцениваться руководителями среднего звена и другими работниками. Ваши потребители, поставщики и персонал нуждаются в таком заявлении для уверенности в своей безопасности;
· отдайте предпочтение долгосрочному стратегическому планированию перед сиюминутной выгодой и вкладывайте ресурсы в нововведения, исследования и образование;
· постоянно совершенствуйте конструкцию продукции и форму услуги для удовлетворения потребителя.
2. Примите новую философию, соответствующую новой экономической эре.
Потому, что:
· закономерности экономического развития привели к изменению рыночных факторов – произошло насыщение рынка товарами первой необходимости, рынок диктата производителя остался в прошлом и наступила эра диктата потребителя;
· выживание в бизнесе стало зависеть от потребителя, предъявляющего свои требования к качеству товаров и форме услуг в связи с наличием острой конкуренции в каждом секторе рынка;
· поступательный характер экономического развития требует от производителя постоянного отслеживания конъюнктуры рынка и адаптации выпускаемой продукции к требованиям потребителя.
Поэтому:
· осознайте необходимость трансформации системы управления производством в направлении удовлетворения требований потребителя;
· действуйте в соответствии с изменением конъюнктуры рынка осуществляя управление производством по циклической модели PDCA (план – реализация – проверка – корректировка), обеспечивающей постоянное совершенствование качества и снижение затрат за счёт роста производительности («дорога к качеству бесконечна»)
3. Исключите зависимость достижения качества от контроля
Потому, что:
· стопроцентная проверка с целью отбраковки негодной продукции равноценна включению брака в план, качество создается на рабочем месте исполнителя, а не контролера;
· массовая проверка не гарантирует качество, так как качество контроля может не соответствовать требованиям, а контролеры – делать ошибки;
· контроль, понижение сортности, превращение в лом, переделки не корректируют производственный процесс;
· переделки увеличивают себестоимость и создают предпосылки для преднамеренного использования несоответствующей продукции в экстренных ситуациях.
Поэтому:
· совершенствуйте процессы производства и предупреждайте дефекты;
· контролируйте и регулируйте качество процессов по результатам статистических выборок вместо стопроцентного контроля уже произведенной продукции;
· рассматривайте каждую деятельность как процесс.
4. Прекратите практику закупок на основании только ценовых показателей. Вместо этого сведите к минимуму совокупные затраты.
Потому, что:
· цена не имеет смысла без определения меры качества. Без адекватного измерения качества организация будет стремиться заключать контракты на закупку по самым низким ценам и неизбежным результатом этого будет низкое качество и высокая себестоимость готовой продукции;
· качество закупаемой продукции определяется не только соответствием спецификации и статистическим доказательством ее стабильности, но и тем, для чего и как она будет использоваться.
Поэтому:
· сократите количество поставщиков одной и той же продукции, стремясь получать ее от одного производителя;
· установите с поставщиком долговременные деловые связи, основанные на доверии и лояльности, стремясь к тому, чтобы он понимал назначение поставляемой продукции;
· пересмотрите свои требования к оценке деятельности отдела снабжения, сменив ориентацию с минимальной закупочной цены на минимальные совокупные затраты от использования в производстве закупленной продукции;
· введите в практику участие снабженцев в принятии решений при формировании требований к закупаемой продукции, чтобы они знали о специфике ее назначения и использования при изготовлении.
5. Постоянно и неизменно совершенствуйте систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество, производительность и таким образом снижать затраты.
Потому, что:
· качество создается на рабочем месте исполнителя, а не достигается отбраковкой. Оно встраивается в изделие на этапе проектирования и обеспечивается при реализации любого вида производственной деятельности – снабжении, подготовки производства, изготовлении, контроле, переподготовки персонала, сбыте и т.д.;
· производственные процессы находятся во взаимодействии и образуют систему – изменения в любом процессе немедленно отражаются на результатах ее функционирования – на качестве продукции;
· ответственность за качество несет администрация в соответствии со своей компетенцией на каждом уровне управления по своему направлению деятельности.
Поэтому:
· рассматривайте каждую деятельность как процесс, имеющий на каждом этапе своих поставщиков (вход) и своих потребителей (выход);
· установите ответственность администрации за обеспечение рабочих мест качественной документацией, регламентирующей выполнение операций в рамках каждого процесса;
· совершенствуйте процессы на основе анализа динамики зарегистрированных фактических отклонений;
· оценивайте результаты деятельности подразделений и исполнителей, по показателям, определяющим их влияние на конечный результат функционирования всей системы – достигнутый уровень производительности;
· совершенствуйте мотивированный механизм управления с тем, чтобы весь производственный персонал работал как одна команда в достижении поставленной цели.
6. Создайте систему подготовки кадров на рабочих местах административного и инженерно-технического персонала.
Потому, что:
· администрация и инженерно-технический персонал, нуждающиеся в обучении, чтобы знать все об организации – от исходных материалов до потребителя, чтобы понимать те проблемы, которые лишают исполнителя возможности получать удовлетворение от своей работы и бороться с ними;
· отсутствие знаний, умений и навыков выполнения производственных операций у административного персонала вызывает к нему недоверие исполнителей, а требование выполнения дневной нормы по количеству без учета качества не способствует принятию адекватных решений и ведет к снижению производительности.
Поэтому:
· организуйте обучение административного и инженерно-технического персонала на всех уровнях управления и по всем направлениям деятельности, ориентированное на ознакомление со всеми производственными проблемами по всему производственному циклу;
· выделите при обучении основную проблему – необходимость оценки отклонений;
· отработайте методы обучения с учетом возможных трудностей восприятия учебного материала разными людьми – наличие дислексий и дисфазий;
· учитывайте при обучении нужды потребителя.
7. Создайте систему эффективного руководства, целью которой является помощь исполнителям, станкам и устройствам работать лучше.
Потому, что:
· работа администратора состоит не в надзоре, а в руководстве, ориентированном не на количественные, а на качественные показатели;
· указания некомпетентного руководителя встречают сопротивление и не достигают цели;
· эффективность производства в общем случае определяется динамикой суммарной отбраковки (отклонений от запланированного качества), состоящей из постоянной составляющей, характеризующей возможности действующей стабильной системы «производства брака», и наложенной на нее составляющей отклонений, допущенных исполнителями;
· сопоставление значений обоих составляющих объясняет тот факт, что в подавляющем большинстве случаев вина за несоответствия лежит на системе, а не на исполнителе.
Поэтому:
· создайте условия для того, чтобы руководитель на каждом уровне управления стал лидером, добившись признания и уважения подчиненных на базе своей высокой компетентности в той деятельности персонала, которой он руководит;
· пересмотрите контроль за администрацией, изменив оценку ее деятельности с количественных показателей объема выпуска на показатели его вклада в конечный результат – повышение производительности всего производства;
· сделайте основными объектами управления качество процессов, обеспечивающих исполнителя средствами и методами выполнения работ (инструкциями, качественными материалами, работоспособным оборудованием, средствами измерения и т.п.);
· не возлагайте на исполнителя ответственность за отклонения, вызванные системой.
8. Уничтожьте страх, чтобы дать персоналу возможность эффективно работать на компанию
Потому, что:
· никто не сможет добиться лучших показателей, если не чувствуешь себя защищенным;
· страх побуждает защитные реакции человека – человек боится задавать вопросы и высказывать идеи. В результате возникают потери из-за низкого качества и появляются «дутые цифры»;
· наличие страха проявляется в сопротивлении знаниям и нововведениям, утаивании собственного непонимания выполняемой работы, отсутствием претензий к состоянию инструкции, средств технологического оснащения, сокрытием допущенных ошибок и брака и т.п. Все это отрицательно сказывается на значении производительности и, главное, не позволяет принять адекватные меры по улучшению ситуации из-за недостоверности данных.
Поэтому:
· введите в практику систему обучения, основанную на индивидуальном подходе, и обеспечьте условия, которые сделают обучение выгодным для персонала (возможность гордиться своим трудом, продвижение по службе, признание, повышение зарплаты и т.п.;
· примите обязательства, гарантирующие сохранение рабочих мест при внедрении нововведений;
· установите с персоналом доверительные отношения, основанные на доброжелательности и поддержке для выявления и устранения имеющихся трудностей;
· поощряйте высказывание претензий к состоянию обеспечения рабочих мест;
· не вводите штрафные санкции за допущенные ошибки и брак, тем самым, заставляя отвечать исполнителя за систему.
9. Разрушьте барьеры между отделами. Работники исследовательских, конструкторских, торговых и производственных отделов должны работать как одна команда, предвидеть возникновение проблем при производстве и использовании продукции и услуг
Потому, что:
· управление по критерию производительности основано на устранении потенциальных и существующих производственных проблем;
· производственные проблемы имеют сложные причинно-следственные связи как по горизонтали – между подразделениями, так и по вертикали – между руководителями и подчиненными, которые для их эффективного решения требуют системного взаимодействия всего персонала;
· взаимодействие персонала сдерживается наличием барьеров, присущих управлению по критерию объема выпуска продукции и не учитывающего влияние человеческого фактора на эффективность решения проблем.
Поэтому:
· создайте систему коммуникационной связи, обеспечив персонал достоверной информацией об уровне достигнутой производительности и имеющихся проблемах на всех этапах производства и по всем направлениям деятельности;
· разрушьте горизонтальные барьеры, введя оценку деятельности подразделений по показателям их вклада в достижение общей цели предприятия – повышение производительности;
· разрушьте вертикальные барьеры, повысив требования к компетентности административного персонала на всех уровнях управления, способствующих созданию атмосферы признания, взаимного уважения и устранению страха;
· разрушьте межличностные барьеры и барьеры между подразделениями как по вертикали, так и по горизонтали, организовав их взаимодействие по принципу «поставщик – потребитель»;
· введите в практику и создайте условия для групповой постановки и решения стоящих и потенциальных проблем, что обеспечит их системный анализ, эффективность корректирующих и предупреждающих мероприятий.
10. Откажитесь от необоснованных лозунгов, проповедей и заданий для рабочих, призывающих к нулевому браку и достижению новых уровней производительности. Подобные проповеди только вызывают противодействие, поскольку низкое качество и низкая производительность вызваны системой и, следовательно, вне власти рабочего
Потому, что:
· соотношение источников большинства проблем и большинства возможностей таково: 94% принадлежит системе (ответственность администрации) и только 6% - ошибки, которые возникают из-за случайных событий (стр. 325);
· нельзя сделать качественную продукцию из некачественных материалов, на не отлаженном оборудовании, по нечетким инструкциям, без профессиональных знаний и навыков, контролируемую на не надежных измерительных приборах.
· Необеспеченность выполнения новой цели, содержащейся в необоснованных призывах вызывает негодование, направленное против администрации, результатом которого являются: неудача в достижении цели; увеличение числа отклонений и повышение процента брака; рост затрат; деморализация исполнителей; неуважение к администрации.
Поэтому:
· совершенствуйте саму производственную систему, устраняя препятствия, не позволяющие рабочим гордиться своим трудом;
· повысьте ответственность администрации за обеспечение качества труда, определив на основе статистических данных долю влияния их деятельности на уровень производительности;
· информируйте персонал с помощью плакатов и сообщений о том, как администрация выполняет свои задачи по планомерному повышению качества исходных материалов, закупаемых у меньшего числа поставщиков, обеспечивает лучшее обслуживание оборудования и более высокий уровень профессиональной подготовки, использует статистические методы и усовершенствованный контроль в целях повышения качества и производительности, чтобы стало ясно, что администрация берет на себя ответственность за задержки и брак и старается устранить препятствия.
11.а Откажитесь от количественных норм выработки, установленных из расчета на среднего рабочего
Потому, что:
· такой метод расчета приводит к тому, что у половины рабочих показатели оказываются выше среднего, а у половины – ниже среднего;
· давление со стороны руководства сдерживает показатели лучшей половины на уровне нормы. Люди, показатели которых ниже среднего, не могут выполнять норму. В результате – убытки, хаос, текучесть кадров;
· сдельная плата по критерию выработки стимулирует производство брака, обусловленного постоянной составляющей процесса;
· нормы выработки, стимулирующая оплата и сдельная работа демонстрирует неспособность администрации понять, что такое хороший надзор за качеством и обеспечить его.
Поэтому:
· фиксируйте измерения показателей в динамике и в статистике, отражая результаты в графической форме (временные ряды, гистограммы);
· изучайте результаты измерений и научитесь выделять специальные и общие причины отклонений, устанавливая их потенциальные причины, последовательно сужая поле поиска первопричины отклонений;
· устраняйте эти причины, создавая условия эффективной работы исполнителя и его возможности гордиться своим трудом.
11.б Откажитесь от объективистских методов управления, ориентированных на произвольно установленные для администрации количественные цели повышения производительности
Потому, что:
· внутренние цели, определяемые высшим руководством компании и не подкрепленные методом их достижения, просто пародия на управление;
· если система, в которой вы работаете, стабильна, нет нужды определять цель – все равно, вы получите то, что дает система;
· управление, основанное на принятии локальных решений по полученным отчетам о качестве, срывах, процентах брака, товарно-материальных запасах, продажах, кадрах, приведет к некоторому улучшению за счет устранения специальных причин на базе здравого смысла, а затем динамика отклонений стабилизируется и цель, находящаяся за пределами возможностей системы, не будет достигнута.
Поэтому:
· примите новую систему управления, ориентированную на использование системного подхода к постановке целей организации, их декомпозиции по направлениям деятельности и уровням управления , основанную на изучении динамики отклонений в качестве продукции, причинами которой стали несоответствующие инструкции, оборудование, инструмент, технология, персонал, исходный материал и т.п.;
· станьте лидером, научитесь анализировать статистику отклонений принимая адекватные решения, привлекая к анализу выявленных проблем и выработки мероприятий компетентных специалистов организации;
· установите своих потребителей во внешней и внутренней среде организации и осуществляйте управление так, чтобы все их требования, находящиеся в вашей компетенции, были удовлетворены.
12. Устраните препятствия, которые не позволяют персоналу гордиться своим трудом
Потому, что:
· самых лучших усилий со стороны персонала недостаточно для того, чтобы повысить общую производительность, так как основные проблемы лежат в стабильной системе, ответственность за которую лежит на администрации;
· каждый человек хочет работать хорошо, получать удовлетворение от своей работы и гордиться своим трудом;
· препятствия в этом ставит перед ним сама система управления, ориентированная на показатели объема выпуска продукции без учета качества и потребностей исполнителя, как индивидуума, рассматривающего рабочую силу как «товар», который можно купить, а можно не покупать, лишающая человека уверенности в сохранении рабочего места и заставляющая его производить брак.
Поэтому:
· измените систему управления;
· введите в практику учет человеческого фактора;
· не допускайте «обрыва связи» между подчиненными и начальниками;
· организуйте обучение, повышайте профессиональный уровень персонала;
· откажитесь от ежегодной аттестации, являющейся объективной акцией, вызывающей страх и деморализацию персонала;
13. Поощряйте образование и совершенствование знаний персоналом
Потому, что:
· организации нужны не просто знающие люди, ей нужны люди, которые постоянно повышают свои знания, наличие которых позволяет им повышать производительность, принимая адекватные решения в изменяющихся условиях функционирования производственной системы;
· стимулом к совершенствованию своих знаний является то, что недостатка в просто знающих людях нет, есть дефицит людей с высоким уровнем многосторонних знаний и постоянно повышающих его. Такие специалисты всегда будут востребованы и не останутся без работы;
· постоянный рост профессиональных квалификаций во всех сферах производственной деятельности и на всех уровнях управления выгоден как для организации, так и для персонала.
Поэтому:
· разработайте концепцию института наставников и внедрите ротацию кадров;
· шире используйте повышение квалификации без отрыва от производства;
· внедрите широкую программу обучения статистическим методам, распространив ее до каждого рабочего места исполнителя, помогите ему собрать информацию систематического характера о сути его работы. Возложите ответственность за этот вид повышения квалификации на администрацию;
· внедрите обширную программу переподготовки персонала для выполнения новой работы при смене оборудования, технологии и т.п.;
· создайте у людей уверенность в сохранении своей будущей работы и в том, что приобретение знаний, умений и навыков обеспечит им безопасность;
· шире используйте практику повышения по службе на основе признания достижений в повышении производительности благодаря росту профессиональной подготовки.
14. Сделайте так, чтобы каждый в организации участвовал в программе преобразования системы управления. Преобразования – дело каждого
Потому, что:
· только совместными усилиями администрация, стоящая у власти, сможет прийти к соглашению относительно содержания изложенных 13 принципов управления, определить направления развития, преодолеть смертельные болезни и препятствия и принять новую философию;
· участие в программе обеспечит каждому исполнителю понимание сущности и пользы преобразования, облегчит процесс освоения методов и средств повышения производительности и претворения их в жизнь;
· сопричастность к общему делу и достигнутым результатам сделает коллектив одной командой, устранит противоречия, сопротивление знаниям, улучшит внутренние коммуникации, устранит межличностные барьеры и барьеры между подразделениями т. к. цель каждого будет совпадать с целью организации.
Поэтому:
· начните преобразование с самого высшего уровня административного управления, распределив ответственность за качество по критерию производительности между всеми уровнями производственной иерархии по всем направлениям деятельности вплоть до каждого рабочего места;
· разработайте план преобразования системы управления, рассматривая любую деятельность как процесс, а каждую работу (операцию), как часть этого процесса;
· организуйте взаимодействие процессов, подразделений и исполнителей на принципе поставщик – потребитель;
· создайте централизованную службу, подчиненную непосредственно высшему руководителю, ответственную за методическое обеспечение управления качеством, использующую в своей деятельности аппарат статистической методологии и цикл Шухарта, обеспечивающих постоянное повышение производительности.
СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ
(Деминг – МС ИСО 9000:2000 «QMS» основы и словарь)
Новая философия качества
(14 принципов Деминга)ИСО 9000:2000
Ориентация на потребителяЛидерствоВовлечение всего персоналаПроцессный
подходСистемный
подходПостоянное улучшениеПринятие решения на основе фактовВзаимовыгодные отношения с поставщиками
1. Постоянно совершенствуйте качество продукции и услуг+++..+..
2. Примите новую философию++++++++
3. Исключите зависимость достижения качества от контроля..++.++.
4. Прекратите практику закупок по самой низкой цене..++++.+
5. Постоянно и неизменно совершенствуйте систему производства++++++++
6. Создайте систему подготовки кадров на рабочих местах администрации и служащих+++..++.
7. Создайте систему эффективного руководства.+.+++..
8. Устраните страх..+.++..
9. Разрушьте барьеры между производственными подразделениями+ +.+++.
10. Откажитесь от необоснованных лозунгов, призывов, проповедей и заданий..+.+.+.
11. Откажитесь от количественных норм выработки, рассчитанных на среднего рабочего и объективистских методов управления...++.+.
12. Устраните препятствия, мешающие работнику гордиться своим трудом+++.+++.
13. Поощряйте самообразование..+..+..
14. Привлеките весь персонал к участию в преобразовании+++++++.
© CORPUS 2001
<< Пред. стр. 1 (из 1) След. >>