<< Пред.           стр. 10 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 и деятельные разумы, составляющие бессмертную часть каждой человеч. души),
 основываясь на
 восходящем к Боэцию различении между простым, сущность (quod est) к-рого
 совпадает с
 источником его бытия (quo est), и составным, бытие к-рого не тождественно его
 сущности. Этика А.
 В.— учение о практич. разуме, направляющем через познание волю и действие
 человека; к практич.
 разуму относится и совесть, благодаря к-рой человек по природе обладает
 универсальными
 принципами нравств. поведения. Теология, понимаемая как учение о спасении, не
 сливается у А. В. с
 метафизикой, как у мн. схоластов.
 А. В. утвердил в обиходе схоластики свод естеств.-науч. знаний, представленных в
 сочинениях
 Аристотеля и араб, учёных; наряду с большой систематиза-торской работой в
 области
 естествознания он проводил и собств. исследования, основанные на наблюдении и
 опыте.
 • Opera omnia, t. 1—38, P., 1890—99; Opera omnia, t. 5—37—, Munster, 1951—78; в
 рус. пер.— О растениях, в кн.:
 Агрикультура в памятниках Зап. средневековья, М.— Л., 1936, с. 231 — 283.
 • С о к о л о в В. В., Ср.-век. философия, М., 1979, с. 336—38; Pelster F.,
 Kritische Studien zum Leben und zu den Schriften
 Alberts des Grossen, Freiburg, 1920; Grabmann M., Der heilige Albert der Grosse.
 Wissenschaftliches Charakterbild, Munch.,
 1932; Balss H., Albertus Magnus als Biologe, Stuttg., 1947; N о с k e F. - J.,
 Sakrament und personaler Vollzug bei Albertus
 Magnus, Munster, 1967.
 АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter — другой), нравственный принцип,
 согласно к-рому
 благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его
 благо. А.
 противоположен эгоизму.
 В качестве морального принципа А. фактически провозглашался буддизмом,
 стоицизмом (поздняя
 Стоя), христианством, затем англ, этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Д.
 Юм, А. Смит),
 Лейбницем, Шопенгауэром, Фейербахом. Сам термин был введён Контом,
 сформулировавшим
 принцип «vivre pour autrui» — «жить для других». Конт различал присущий животным
 инстинктивный А., объединяющий индивида и род и затем разрушаемый цивилизацией,
 и А.,
 возникающий и развивающийся уже в её рамках и превращающийся в конечном итоге в
 спонтанное
 врождённое свойство, объединяющее всех людей. Спенсер рассматривал А. как
 адаптивное качество,
 возникающее в ходе естеств. эволюции. Ницше, пересматривая эволюционизм
 Спенсера, придаёт ему
 антиальтруистич. направленность, полагая, что А. является способом бегства
 слабых от своей
 посредственности, их групповым эгоизмом, противостоящим возможности достижения
 сверхчеловеч. совершенства. В психоаналитич. концепции Фрейда альтруистич.
 побуждения
 рассматриваются как невро-тич. компенсация лежащей в их основе противоположной
 направленности — первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению.
 Классики марксизма-ленинизма показали, что постулируемая бурж. этикой
 абстрактная
 противоположность между всеобщим и частным интересом, между А. и эгоизмом
 является
 «...кажущейся, потому что одна из ее сторон, так называемое „всеобщее",
 постоянно порождается
 другой стороной, частным интересом, а отнюдь не противостоит последнему как
 самостоятельная
 сила, имеющая самостоятельную историю... Коммунисты не выдвигают ни эгоизма
 против самоот-
 верженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически
 эту
 противоположность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренной идеологической
 форме; они,
 наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает
 сама собой»
 (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 236).
 • Я p о ц к и й А. И., Альтруистич. мораль и ее индивидуа-листич. обоснование,
 Юрьев, 1914; D a r g u n L. v., Sociologi-
 sche Studien, H. l — Egoismus und Altruismus in der Nationalokonomie, Lpz.,
 1885; G u st i D., Egoismus und Altruismus,
 Lpz., 1903.
 АЛЬТЮСЁР (Althusser) Луи (p. 16.10.1918, Бирманд-рейс, Алжир), франц. философ-
 марксист. Чл.
 ФКП.
 Проф. Высшей нормальной школы (Париж), участник гражд. войны в Испании и франц.
 Движения
 Сопротивления. Разрабатывает теоретич. и методологич. проблемы философии:
 диалектики, теории
 познания, соотношения науки, идеологии и философии, теории и практики (в
 частности, «теоретич.
 практики» как производства знаний), логического и исторического, специфики науч.
 познания,
 предмета и истории философии.
 А. стремится осмыслить марксизм как теорию науки и философии, как науч. и филос.
 революцию. А.
 в первую очередь выделяет теоретико-познават. проблемы марксистской философии,
 анализирует
 концептуально-логич. строение «Капитала» с позиций, близких идеям структурализма
 [«За Маркса»
 («Pour Marx», 1965); «Читать Капитал» («Lire le Capital», t. l—2, 1965 (в
 соавторстве)]. Отрицая
 положение о «переворачивании» диалектики Гегеля «с головы на ноги», А. указывает
 на
 радикальную новизну диалектич. метода К. Маркса, его «эпистемологич. разрыв» с
 диалектикой
 Гегеля. А. противопоставляет науку и идеологию как несовместимые друг с другом.
 При этом не
 учитывается, что социалистич. марксистско-ленинская идеология носит
 последовательно науч.
 характер. В дискуссии «Марксизм и гуманизм» (1965—66) А., резко выступая против
 общегуманистич. спекулятивной концепции человека, в то же время выдвинул идею
 «теоретич.
 несоответствия» между науч. понятием «социализм» и идеологич. понятием
 «гуманизм», что
 привело его к выводу о «теоретич. антигуманизме» Маркса. Односторонность этих
 взглядов в какой-
 то мере преодолена А. в его последующих трудах: «Ленин и философия» («Lenine et
 la Philosophie»,
 1969); «Элементы самокритики» («Elements d'autocritique», 1974) и др. • Reponse
 a John Lewis, P.,
 1973; Philosophie et Philosophie spontanee des savants, P., 1974; Positions
 (1964—1975), P., [1976]; Се
 qui ne peut plus durer dans le Parti communiste, P., 1978; Sur la crise du
 marxisme, P., 1978.
 АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo — оба и va-lentia — сила), двойственность чувств,
 переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у
 человека
 одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия,
 любви и
 ненависти, симпатии и антипатии. А. коренится в неоднозначности отношения
 человека к
 окружающему, в противоречивости системы ценностей. Термин «А.» предложен швейц.
 психологом
 Э. Блейлером.
 АМОРАЛИЗМ (от греч. ? — отрицат. частица и лат. moralis — нравственный), принцип
 практич.
 или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых
 норм
 поведения в обществе, нигилистич. отношение ко всяким нравств. нормам и
 принципам. На практике
 А. может быть связан с нравств. неразвитостью того или иного индивида или
 порождаться
 социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и
 духовному
 распаду личности. В теории А. обычно подменяет моральные критерии утилитарно-
 прагматич.,
 конъюнктурно-политич., эстетич. или же индивидуалистич. соображениями свободы,
 самоутверждения, наслаждения, выгоды личности и т. п.
 Как сознательная жизненная позиция А. возникает с разложением родо-племенных
 отношений,
 отделением нравственности от автоматических действующих обычаев, традиц. норм
 поведения и
 возникновением индивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося уклада жизни. В
 антич.
 обществе, когда резко ускоряется ломка традиц. родовых устоев и учащается
 столкновение между
 различными обычаями и сословными нормами, А. выражается в признании полной
 относительности,
 условности и прагматичности всяких принципов и норм морали, в отрицат. отношении
 к ценностям
 общественной культуры (киники, нек-рые софисты).
 АМОРАЛИЗМ 21
 В дальнейшем А. становится характерным явлением классово-антагонистич. общества,
 где
 господств, мораль нередко сопровождается практич. А., а оппозиция к ней подчас
 переходит в
 неприятие всякой нравственности вообще. В эпоху Возрождения принцип А. у нек-рых
 идеологов
 молодой буржуазии и феод, церкви (Макиавелли, иезуиты Лойола, Лигуори, Бузен-
 баум) имел тот
 смысл, что мораль должна быть полностью подчинена политич. задачам, ради
 осуществления к-рых
 оправданы любые методы («цель оправдывает средства»). С сер. 19 в. в условиях
 духовного кризиса
 бурж. культуры получают развитие идеи т. н. имморализма (напр., у Ницше с его
 апологией спонтан-
 ной жизненной силы как высшей ценности, не подлежащей суду существующей
 нравственности, под
 к-рой понимается лишь «рабская мораль толпы», нивелирующая личность и
 противодействующая
 утверждению выдающейся индивидуальности).
 В наиболее циничной и человеконенавистнич. форме А. проявился в идеологии и
 практике фашизма
 (культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). В сущности к
 А. ведёт
 всякая попытка «упразднить» принципы нравственности, напр, объявить
 предрассудками совесть,
 человеколюбие, уважение к личности.
 АНАКСАГОР (??????????) из К л а з о м е н (ок. 500—428 до н. э.), др.-греч.
 философ и учёный. Ок.
 30 лет прожил в Афинах и явился фактич. основоположником афинской филос. школы.
 В кон. 30-х
 гг. был обвинён в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провёл в
 Лампсаке. От соч. А. до
 нас дошли 20 фрагментов — гл. обр. благодаря Симпликию.
 Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего
 Апаксимена) и
 учения о бытии Парменида. Своё учение А. сформулировал в виде космогония,
 гипотезы, согласно к-
 рой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь,
 состоявшую
 из бесчисл. множества мельчайших, чувственно невоспринимаемых частиц, или
 «семян»,
 всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке
 пространства эта смесь
 приобрела быстрое вращат. движение, сообщённое ей неким внешним по отношению к
 ней агентом
 — умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значит, влияние на дальнейшее развитие
 филос. мысли
 («вечный перво-двигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии
 нового времени),
 означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной
 материи. А.
 наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как
 «легчайшую»
 из всех вещей, к-рая ни с чем не смешивается, с другой же, утверждая, что он
 «содержит полное зна-
 ние обо всём и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной
 неупорядоченности ко всё большей организации космоса был, согласно А.,
 следствием исходного
 круговращения, вызванного умом.
 Космич. вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде
 круговращения
 небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение тёмного,
 холодного и
 влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого
 эфира,
 устремляющегося к его периферии. Приведённые в движение семена стремятся
 соединиться с себе
 подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного
 обособления этих
 масс произойти не может, ибо «во всём имеется часть всего», каждая же вещь
 кажется тем, что в ней
 преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества
 остаётся
 неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из
 существующих
 вещей и разделяется».
 22 АНАКСАГОР
 Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ
 (получивший в
 перипатетической школе наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям
 тёплого и
 холодного, светлого и тёмного, сухого и влажного, разреженного и плотного.
 Другие особенности
 концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества,
 утверждение
 относительности большого и малого, идея бесконечно малых физич. величин.
 А. был первым учёным, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.
 • Фрагменты: DK II, 5—44; L a n z a D., Anassagora. Testimonianze e frammenti,
 Firenze, 1966.
 • T a н н e p и П., Первые шаги др.-греч. науки, СПБ, 1902, гл. 12; Рожанский И.
 Д., А. У истоков антич. науки, М., 1972;
 G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2, Camb., 1971.
 АНАКСИМАНДР (????????????) из Милета (согласно Аполлодору, 610 — ок. 540 до н.
 э.), др.-греч.
 естествоиспытатель, географ и натурфилософ, второй представитель милетской
 школы, согласно
 доксогра-фам, «ученик», «товарищ» и «родственник» Фалеса. В 547/546 опубликовал
 первый
 ранненауч. прозаич. трактат «О природе» (название, возможно, позднейшее),
 основное содержание к-
 рого составляли космогония, космография, этиология метеорологич. феноменов.
 Представление об
 А. как абстрактном метафизике, рассуждающем о принципе бытия, безусловно
 ошибочно (сам
 термин «архе» — «начало» скорее всего был неизвестен А., как и всем милетцам) и
 основано на не-
 критич. следовании перипатетич. доксографии. Для метода А. характерна
 фундаментальная роль
 бинарных оппозиций и аналогий. В космологии А. исходит из общемилетского
 представления о
 «бесконечном объемлющем» — пространственно безграничном телесном континууме,
 «объемлющем» космос извне после его рождения и поглощающем его после гибели.
 Природа
 «объемлющего» А. была неясна уже антич. читателям его книги, возможно, ввиду
 архаич. стиля.
 Термин апейрон («бесконечное»), к-рым в доксографии обозначается «начало» А.,
 неподлинен; А.
 употреблял прилагательное «бесконечный» как один из атрибутов «вечной и
 нестареющей природы»,
 «объемлющей все небосводы (= миры) и космосы ( = пространства) в них». Согласно
 достоверному
 свидетельству Аристотеля (Met. 1069 b 22; Phys. 187 а 21) и Теофраста (Simpl.
 Phys. 27, 11—23), А.
 мыслил «вечную природу» как «смесь» всех качественно различных веществ,
 предвосхищая, т. о.,
 анаксагоровскую концепцию материи. Космогония А.: 1-я фаза — «выделение» из
 «объемлющего»
 мирового «зародыша» (аналог «мирового яйца»); 2-я фаза — «разделение» и
 поляризация
 противоположностей (влажное холодное ядро и горячая огненная «кора»); 3-я фаза —
 взаимодействие и борьба «горячего и холодного» порождает оформленный космос. В
 единственно
 сохранившемся фрагменте (В 1DK) А. дал первую формулировку закона сохранения
 материи: «Вещи
 уничтожаются в те же самые элементы, из к-рых они возникли, согласно
 предназначению: они
 выплачивают (элементам) законную компенсацию (см. Дике) ущерба в установленный
 срок времени»
 («вещи» относятся к «элементам» как «должники» к «кредиторам», к-рым они
 «возвращают долг» по
 истечении долгового срока). В космологии (космографии) А. создал первую геомет-

<< Пред.           стр. 10 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу