<< Пред.           стр. 100 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 значащего характера, а лишь служащие для построения сложных 3. из более простых
 (напр., скобки).
 Различают предметное, смысловое и экспрессивное значение 3. 3.обозначает данный
 предмет (или
 предметы) — предмет, обозначаемый 3., наз. его предметным значением — и выражает
 своё смысловое и
 экспрессивное значение. Смысловое значение (смысл) 3. служит для выделения его
 предметного значения
 — для задания предмета, обозначаемого 3. (хотя могут быть 3., имеющие только
 смысл, но не
 обозначающие никакого предмета, напр. выражение «русалка»). С др. стороны, могут
 быть 3., в к-рых
 смысловое значение сведено к минимуму; таковы собств. имена естеств. языков.
 Смысловое значение 3.—
 это его свойство представлять, фиксировать определ. стороны, черты, ха-
 .рактеристики обозначаемого
 объекта, определяющие область приложения 3.; это то, что понимает человек,
 воспринимающий или
 воспроизводящий данный 3. В науке смысловое значение 3. принимает форму понятия;
 при этом в ряде
 областей (прежде всего в математике) предметы, обозначаемые 3. (выражениями
 соответств. науч. языка),
 представляют собой идеализированные объекты. Под экспрессивным значением 3.
 понимаются
 выражаемые с помощью данного 3. (при использовании его в данном контексте и в
 дайной ситуации)
 чувства и желания человека, употребляющего 3.
 С развитием способности извлекать и перерабатывать информацию о предметах,
 оперируя
 непосредственно не с самими предметами, а со 3., их представляющими, связано как
 становление самого
 человечества, так и переломы в развитии науки (напр., возникновение математич.
 символики в 16—17 вв.,
 резко ускорившее прогресс математики и её приложений в механике, астрономии,
 физике; развитие
 формализованных, информационных, машинных и др. языков, связанное с
 кибернетикой). Создание спец.
 символики и особенно создание систем формул обычно открывает в науке новые
 возможности:
 рационально построенные системы 3. позволяют в обозримой форме выражать
 соотношения между
 изучаемыми явлениями; добиваться однозначности используемых терминов;
 фиксировать такие понятия,
 для к-рых в обычном языке нет словесных выражений; формулы зачастую выражают и
 готовый результат,
 и тот путь, следуя к-рому его можно полу-
 ЗНАК 191
 чить. Фиксация сообщений с помощью 3. делает возможной передачу информации по
 техническим
 каналам связи и её разнообразную — математическую, статистическую, логическую —
 обработку -с
 помощью автоматических устройств. См. также Значение, Имя, Семиотика.
 * Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; Б и р ю к о в Б. В.,
 Теория смысла Г. Фрете, в кн.:
 Применение логики в науке и технике, М., 1960; Черч А., Введение в матем.
 логику, пер. с англ., т. 1, ?., 1960; Ш а ф ф
 ?., Введение в семантику, пер. с польск., М., 1963; Пирс Д ж., Символы, сигналы,
 шумы, пер. с англ., М., 1967;
 Проблема 3. и значения, Сб., М., 1969; Коршунов A.M., М а н т а-т о в В. В.,
 Теория отражения н авристич. роль 3., М.,
 1974; Morris Gh., Sintfs, language and behavior, N. Y., 1946
  Б. В.
 Бирюков.
 ЗНАНЕЦКИЙ (Zimniecki) Флориан Витольд (15.1.1882, Свентники, Польша,—23.3.1958,
 Урбана,
 США), социолог. Основал Польск. социология, ин-т (1921) и журн. «Przeglad
 socjologiczny» (1930). В
 1941 принял гражданство США.
 В работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» («The Polish peasant in Europe
 and America», v.
 1—5, 1918—20, COBM. с амер. социологом У. Томасом), считающейся основополагающей
 в
 немарксистской социологии, впервые для анализа применены понятия «личностные
 установки»,
 ценности, а также методы изучения «личных документов» (писем, дневников,
 автобиографий и др.).
 3.— один из основателей теории социального действия. По 3., общество есть
 культурная система,
 состоящая из социальных, экономич., техно-логич. и др. подсистем и изучаемая
 совокупностью
 культурных наук. Социальные системы, исследуемые социологией, 3. делил на 4
 подсистемы:
 действия, отношения, личности и группы. Природа социальной системы, по 3.,
 определяется
 характером социальных действий индивидов, в основе к-рых находятся ценности и
 установки.
 * Socjolog]a wychowania, t. 1—2, Wars?.., 1928—30;The method sociology, N. Y.,
 1934; Cultural
 sciences, Urbana, 1963; Social relations and social roles, S. P., 1965; The
 social role of the man of
 knowledge, N. Y., 1965; Social actions, N. Y., 1967. ЗНАНИЕ, проверенный
 обществ.-история,
 практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности,
 адекватное её
 отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
 3. обладает
 различной степенью достоверности, отражая диалектику относит. и абс. истины. По
 своему генезису
 и способу функционирования 3. является социальным феноменом. Оно фиксируется в
 форме знаков
 естеств. и искусств. языков.
 Отношение 3. к действительности носит многоуровневый и сложно опосредованный
 характер и
 развивается как в истории человея. культуры, так и в процессе индивидуального
 развития личности.
 Элементарные 3., обусловленные биологич. закономерностями, свойственны и
 животным, у к-рых
 они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенч.
 актов. 3. могут
 быть донаучными, житейскими, художественными (как специфич. способ эстетия.
 освоения
 действительности) и науяными (эмпирические и теоретические). Житейские 3.,
 основывающиеся на
 здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой
 повседневного
 поведения человека. Эта форма 3. развивается и обогащается по мере прогресса
 науя. 3. В то же
 время сами науя. 3. вбирают в себя опыт житейского познания. Науч. 3.
 характеризуются
 осмыслением фактов в системе понятий данной науки, вклюяаются в состав теории,
 образующей
 высший уровень науя. 3. Науя. 3., являясь обобщением достоверных фактов, за
 случайным находит
 необходимое и закономерное, за единичным и частным — общее. На этой основе
 осуществляется
 прогнозирование. Мышление человека постоянно движется от незнания к 3., от
 поверхностного ко
 всё более глубокому, сущ-
 192 ЗНАНЕЦКИЙ
 ностному и всестороннему 3., служащему необходимым условием преобразующей
 деятельности
 человека и человечества. См. ст. Теория познания и лит. к ней. ЗНАЧЕНИЕ,
 содержание,
 связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. ц.) нек-
 рого языка. 3.
 языковых выражений изучается в языкознании, логике и семиотике. В науке о языке
 иод 3. понимают
 смысловое содержание слова. В логике (и семиотике) под 3. языкового выражения
 понимают тот
 предмет или класс предметов, к-рый обозначается (называется) этим выражением
 (предметное, или
 экстенсиональное, 3.), а под смыслом выражения (смысловым, или интенсиональным,
 3.) — его
 мыслимое содержание, т. е. ту заключённую в выражении информацию, благодаря к-
 рой происходит
 отнесение выражения к тому или иному предмету (предметам). Напр., предметным 3.
 выражений
 «Вечерняя звезда» и «Утренняя звезда» является один и тот же предмет — планета
 Венера, в то
 время как их мысленные содержания — смысловые 3.— различны. Изучение вопросов,
 связанных с
 критериями равенства 3. (смыслов) составляет одну из задач логич. семантики. См.
 также ст. Знак и
 лит. к ней. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО», одна из древнейших нравств. заповедей,
 содержащаяся в нар.
 пословицах, поговорках и т. п.: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы
 причиняли тебе.
 Высказывалась др.-вост. и др.-греч. мудрецами, вошла в Евангелие. Кант
 видоизменил её в своём
 учении о категорическом императиве. ЗОЛЬГЕР (Solger) Карл Вильгельм Фридрих
 (28.11. 1780,
 Шведт,—25.10.1819, Берлин), нем. философ-эстетик. Преодолевая влияния Шеллинга и
 романтия.
 философии, разрабатывал диалектику объективно-идеали-стич. типа («Филос.
 диалоги» —
 «Philosophische Gesprache», 1817). В соя. «Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и
 об искусстве» (Bd
 l—2, 1815, рус. пер. 1978) развивал учение о взаимопроникновении идеи и
 материала в художеств.
 творчестве. Развёрнутая диалектика художеств. творчества завершается у 3.
 теорией иронии, к-рая
 выступает как свидетельство достигнутого в произведении иск-ва равновесия всех
 сторон
 (объективного и субъективного, идеи и материи и т. п.), обретения «существенного
 центра иск-ва».
 Смысл философской эволюции 3. был показан Гегелем, выявившим моменты, сближающие
 учение 3.
 с системой Гегеля.
 • Nachgelassene Schriften und Briefwechsel, Bd 1—2, Hdlb., 1973; Vorlesungen
 uber Asthetik, Darmstadt, 1973.
 • ? е г е л ь Г. В. Ф., О «Посмертных сочинениях и переписке Зольгера», в его
 кн.: Эстетика, т. 4, М., 1973, с.
 452—500; F r i с k е H., K. W. P. Solger, В., 1972. 3ОMBAPT (Sombart) Вернер
 (19.1.1863, Эрмслебен,— 18.5.1941,
 Берлин), нем. экономист, социолог и историк, философ культуры. Ученик Шмоллера.
 В ранних работах испытал влияние марксизма, в дальнейшем выступал против
 историч.
 материализма и экономич. учения К. Маркса. Работы 3. посвящены прежде всего
 экономич. истории
 Зап. Европы, в особенности возникновению капитализма (3. собрал при этом
 огромный фактич.
 материал), проблемам социализма и социальных движений. Пытаясь соединить
 эмпирич. изуяение
 экономики и теоретич. объяснение обществ.
 жизни, 3. разработал понятие «экономич. системы» как некоей целостности,
 вызывающей к жизни
 специфия. для неё экономич. институты и представляющей собой выражение «духа»
 общества (при
 этом 3. отождествляет понятия духа и общества). Начиная с 1920-х гг. концепции
 3. использовались
 реакц. поли-тич. кругами Германии.
 • Studien zur Entwicklungsgeschichte des modernen Kapitalismus, Bd 1—2, Munch. —
 Lp?.., 1913; Die Zukunft des Kapita-
 lismus, B., 1932; Deutscher Sozialismus, B., 1934; Noo-Soziolo-gie, B., 1956; в
 рус. пер.— Социализм и социальное
 движение в 19 столетии, СПБ, 1902; Художеств, пром-еть и культура, СПБ, [6. г.1;
 Идеалы социальной политики, СПВ,
 1906; Совр. капитализм, т. 1—2, М., 1903 —05; т. 3, М.—Л., 1930 (т. 1,М.—Л.,
 19312); Буржуа, М., 1924; Нар. х-во в
 Германии в 19 и в нач. 20 в., М., 1924.
 • Луначарский А. В.,3. о душе буржуа, в его кн.; Мещанство и индивидуализм, М.—
 П., 1923, с. 202—23.
 
 ЗООПСИХОЛОГИЯ, психология животных, отрасль психологии, изучающая психику
 животных, её
 проявления, происхождение и развитие в оито- и филогенезе. Важная задача 3.—
 изучение биологии,
 предпосылок и предыстории человеч. сознания.
 Психич. способностям животных уделяли много внимания уже антич. мыслители.
 Зарождение науч.
 3. в кон. 18 — нач. 19 вв. связано с именами франц. учёных Ж. Л. Бюффона и Ж. В.
 Ламарка, а позже
 — Ч. Дарвина. В кон. 19 — нач. 20 вв. в европ. и амер. 3. преобладали
 антропоморфич., идеалистич. и
 вульгарно-материалистич. взгляды на психич. деятельность животных. Развитию 3.
 способствовали
 франц. учёные Ж. Фабр, изучавший инстинкты насекомых, Ж. Лёб (теория тропизмов),
 амер. ученые
 Э. Л. Торндайк (проблема научения у животных), Р. Йеркс (психика
 человекообразных обезьян,
 развитие психики и др.), Г. Шнейрла (научение у насекомых, развитие поведения),
 голл. учёный Ф.
 Я. Бёйтендейк (проблема инстинкта и научения), нем. учёные В. Кёлер
 (исследование интеллекта
 человекообразных обезьян), В. Фи-шель (проблемы научения и высших психич.
 способ-
 ностей у животных), австр. учёный К. Фриш (зрение, ориентация и коммуникация у
 пчёл) и др. В
 России основоположниками науч. изучения психич. активности животных были К. Ф.
 Рулье и В. А.
 Вагнер, положившие в 19—20 вв. начало материалистич. эволюционному направлению в
 3. Это
 направление получило дальнейшее развитие в трудах H. H. Ладыгиной-Котс, Н. К).
 Войтониса, Г. 3.
 Рогинского и др. сов. зоопсихологов, занимавшихся преим. изучением психики
 приматов, особенно
 человекообразных обезьян, в плане выяснения биологич. предпосылок антропогенеза,
 возникновения
 и развития человеч. сознания (манипулирование, орудийная деятельность как
 биологич. основа
 зарождения трудовой деятельности; сложные навыки и интеллект; стадное поведение
 обезьян, в
 частности общение как предпосылка зарождения обществ. жизни и языка человека).
 • Вагнер В. А., Возникновение и развитие психич. способностей, в. 1—9, Л., 1924—
 29; В о и т о н и с Н. Ю., Предис-
 тория интеллекта, М.—Л., 1949; Ладыгина-Котс H. H., Конструктивная и орудийная
 деятельность высших обезьян
 (шимпанзе), М., 1959; Фабри К. Э., Основы 3., М., 1976; Тинбсрген Н., Поведение,
 животных, пер. с англ., М.. 1978.
 ИБН АЛЬ-АРАБИ, Ибн Араби Абу Бекр Мухаммед ибн Али Мухиддин (7. 8.1165, Мурсия,
 Испания,— 16.11.1240, Дамаск, Сирия), араб. мыслитель и поэт, представитель
 пантеистич. суфизма.
 Жил в основном в Испании и Сев. Африке, но много бывал во всех частях араб.
 мира. Наиболее
 известные филос. и поэтич. соч.: «Мекканские откровения», «Геммы мудрости»,
 «Святой дух»,
 «Позиции светил», «Книга путешествия». Испытал значит. влияние неоплатонизма и
 вост. не-
 исламских религ.-филос. систем, был поклонником Газали и Сухраварди. В духе
 суфизма утверждал,
 что бог познаётся с помощью мистич. озарения, к-рое стоит выше чувств. и
 интеллектуального
 знания. Развивал концепцию «единобытия» — вахдат ал-вуджуд. Все вещи, согласно
 И. а.-А.,
 предсуществуют в качестве идей в уме бога, откуда они проистекают и куда
 возвращаются. Мир —
 лишь внешняя, а бог — внутр. сторона одного и того же бытия, сущего; бог
 абсолютно лишён к.-л.
 атрибутов, он — лишь единая основа всего сущего. Оказал большое влияние на
 развитие араб.
 культуры, был известен в ср.-век. Европе (под влиянием его идей находился
 Луллий, мотивы И. а.-А.
 находят у Данте).
 • Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1—6, М.—Л., 1955—60 (см. указат. имен); Aff
 if i A. E., The mystical philosophy of
 Muhyiddin Ibnu'l-Arabi, Camb., 1939: O s m a n J a h у a, Histoire et la
 classification de l Oeuvre d'Ibn Arabi, v. 1—2, Damas,
 1964.
 ИБН БАДЖА Абу Бекр Мухаммед [латинизированное — Авемпас, Авенпаце (Avempace,
 Aven-расе)
 (кон. 11 в., Сарагоса, Испания,—1139, Фее, Марокко)], араб. философ,
 представитель
 аристотелизма, гос. деятель, поэт и музыкант. Жил в Сарагосе, Гренаде, городах
 Марокко. Был
 вазиром при альмохадских правителях. Неоднократно подвергался гонениям,
 обвинялся в ереси.
 Помимо метафизики, психологии, логики и этики занимался также астрономией,
 математикой,
 естествознанием. Писал на араб. яз., нек-рые его произв. дошли до нас только в
 евр. переводах. Осн.

<< Пред.           стр. 100 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу