<< Пред. стр. 103 (из 449) След. >>
гипостазирование отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальныхвещей в отрыве
от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции
самостоят.
существования. Сознание, мышление, величина, форма, добро, красота, мыслимые вне
и независимо
от материальных предме-
тов и существ. к-рые ими обладают, равно как и растение «вообще» или человек
«вообще»,
принимаемые за сущности, или идеи, воплощаемые в вещах,— таков тот ложный ход
абстрактного
мышления, к-рый ведёт к И. «Прямолинейность и односторонность, деревян-ность и
окостенелость,
субъективизм и субъективная слепота voila (вот — Ред.) гносеологические корни
идеализма» (Л е н и
н В. И., ПСС, т. 29, с. 322). Эти гносеологич. корни И. закрепляются в силу
определ. социальных
факторов, берущих начало в отделении умств. труда от физического, при к-ром
«...сознание и
состояния эдгансипироваться от мира...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.. т. 3, с.
30). С формированием
рабовладельч. общества И. становится естеств.-историч. формой сознания
господствующих классов.
По своему происхождению и на всех ступенях развития И. тесно связан с религией.
По сути дела И.
возник как концептуальное выражение религ. миросозерцания и в последующие эпохи
служил, как
правило, филос. оправданием и обоснованием религ. веры.
В самых различных видах на разных этапах истории И. по-своему выражал эволюцию
форм обществ.
сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым
уровнем
развития науки. Осн. формы И., получившие дальнейшее развитие в истории
философии, возникли в
Др. Греции. Своего наивысшего расцвета филос. И. достиг в нем. классич. фи-
лософии (кон. 18 — 1-я
пол. 19 в.), обосновавшей и развившей новую историч. форму рационализма —
идеалистич.
диалектику. С переходом капитализма в империалистич. стадию доминирующей чертой
идеалистич.
философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В совр.
эпоху господ-
ствующими в бурж. философии идеалистич. течениями являются неопозитивизм,
экзистенциализм,
феноменология, неотомизм.
Совр. философы-идеалисты редко признают свою принадлежность к идеалистич.
лагерю.
Господствующая в совр. идеалистич. философии классификация филос. учений чаще
всего
основывается не на противопоставлении материализма И., а на противопоставлении
И. реализму.
Так, неотомисты, называя своё учение «реализмом», отличают его и от
материализма, и от субъек-
тивного И. Другие идеалистич. течения претендуют на преодоление обоих
противоборствующих
направлений при помощи разного рода двусмысленных терминов («нейтральный
монизм»,
«элементы» и др.). Но по существу все подобные истолкования носят
дезориентирующий характер, и
все ведущие течения совр. бурж. философии фактически являются различными видами
И. * Энгельс
Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч.,
т. 21; Ленин В.
П., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; о г о ж е, К «опросу о
диалектике, там же, т. 29; Ч
е p к а-шин П. П., Гносеологии, корни И., М., 1961; О и з е р-нан Т. И., Главные
филос. направления,
М., 1971; Бурж. философии 20 в., М., (974; Бурж. философия кануна и начала
империализма, М.,
1977; Совр. бурж. философия, М., 1978.
Б. Э. Быховский.
ИДЕАЛЬНОЕ, филос. понятие, характеризующее спе-цифич. способ бытия объекта,
представленного (отражённого) в психич. мире и жизнедеятельности субъекта.
«...Идеальное есть не
что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное
в ней» (Маркс
К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 23, с. 21). Сферу И. образуют многообразные
формы отражения
действительности в человеч. мозгу: чувств. и умств. образы, способы их
построения и оперирования
ими, духовные ценности и ориентации. И. выступает как система отношений между
независимыми
от сознания и воли объективными явлениями и человеком, способным эти явления
воспроизводить и
преобразовывать в процессе своей теоретич. и практич. деятельности. Будучи
производным от
материального, И. при-
ИДЕАЛЬНОЕ 197
обретает относит. самостоятельность, становясь активным началом
жизнедеятельности.
Возникнув на высоком уровне организации живой материи, И. первоначально
выступает в форме
чувств. образа мира, к-рый служит необходимым фактором регуляции поведения. С
возникновением
человеч. общества эта первонач. форма И. принимает принципиально новый характер
благодаря
преобразоват. деятельности людей, в процессе к-рой, изменяя природу, они
изменяются сами,
становясь субъектом культуры. В системе культуры и благодаря созданным ею
продуктам —
орудиям труда, иск-ву, религии, науке, нравственности, праву и т. п.—
развиваются различные
формы И.: формируются умств. образы, схемы и операции, складывается богатство
ценностей и
идеалов. Эти формы И., сложившиеся в процессе историч. развития сознания и
культуры, не зависят
от индивидуального сознания, однако вне деятельности человека, способного их
воспринимать и
созидать, они существовать не могут. Возникая и развиваясь в недрах социальной
практики, И. не
только порождается материальным, но и способно его активно преобразовывать:
«Сознание человека
не только отражает объективный мир, но и творит его... Мир не удовлетворяет
человека, и человек
своим действием решает изменить его» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 194, 195).
И. всегда обладает материальным носителем, в качестве к-рого выступает не только
его нервно-
мозговой субстрат, но и выработанные в процессе историч. развития человечества
феномены
культуры, воплощающие И. (напр., язык и различные др. знаковые системы). В И.
объективная
действительность выступает в преобразованном виде, в силу чего становится
возможным её
осмысление в неадекватных, иллюзорных формах. Так, в условиях антагонистич.
общества реальные
отношения людей могут осознаваться соответственно классовым интересам в
неадекватных
идеология, формах. На уровне филос. сознания одной из неадекватных форм является
идеализм, к-
рый принимает И. за основополагающий принцип бытия и мышления, тем самым
абсолютизирует И.,
отъединяет его от объективной действительности, историч. процесса и реальной
деятельности людей.
В различных системах идеали-стич. мировоззрения И. истолковывается в виде
изначальных
нематериальных сущностей — «идей» как прообразов всех вещей (объективный
идеализм платонов-
ского типа); в виде деятельности абс. духа или мирового разума (объективный
идеализм гегелевского
типа); в виде особой субстанции наряду с материальной (дуализм картезианского
типа); в виде
непосредств. данностей индивидуального сознания, превращённых в нечто первичное
и исходное
(субъективный идеализм); в виде особого мира ценностей и значений (совр. критич.
реализм и
феноменология) или науч. идей и теорий (учение о «третьем мире» К. Поппера).
Неадекватные представления об И., связанные с попытками понять его зависимость
от материальных
процессов, выражены в различных редукционистских концепциях, сводящих И. к
нервным,
энергетич. и информац. процессам в мозгу, биополям и динамич. кодам.
Диалектич. материализм исходит из понимания И. как явления общественно-
исторического по своей
природе и происхождению и рассматривает его прежде всего как отражение
предметного,
материального мира в сознании человека, как субъективный образ объективной
действительности,
опосредствованный социальной практикой. И. представляет собой, т. о., оп-редел.
аспект сознания и
жизнедеятельности человека, не сводимой к к.-л. материальным процессам и
явлениям (физич.,
физиологич. и т. п.). См. также Сознание, Отражение, Психика.
198 ИДЕИ
* Map кс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; M a p к с К., Капитал, там
же, т. 23; е г о ж е, Экономиче-ско-филос.
рукописи 1844 г., там же, т. 42; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; С п и
p к и н А, Г., Сознание и самосознание,
М., 1972; Ильенков Э. В., Диалектич. логика, М., 1974.
А. Г. Спиркин.
ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП, см. в статьях Вебер М., Типология. «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» («Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit»), соч.
Гердера, изд. в
1784—91 (т. l—4). В «И. к ф. и. ч.» проводится мысль об органич. развитии во
всей природе,—
начиная с неживого мира, возникновения космич. тел (кн. 1), органич. созданий
(кн. 2 и 3), человека
(кн. 4 и 5), через всю связанную с жизнью природы (кн. 6—8) историю народов, их
культуры, духа и
кончая развитием индивидуальной души человека, к-рая, по Гердеру, безгранично
совершенствуется,
причём закрытая от знания людей жизнь души после смерти человека ведёт в более
высокие сферы
бытия (идея палингенесии). Гердер излагает историю народов Азии (кн. 11, 12),
греков (кн. 13),
римлян (кн. 14), герм. народов (кн. 16, 18), слав. народов (кн. 16, гл. 4);
очерк историч. развития
человечества заканчивается изложением периода ср. веков (кн. 19, 20).
Человечество, по Гердеру,
движется к гуманности, разуму и справедливости (кн. 15). «И. к ф. и. ч.»
перерабатывают и
обобщают огромный материал самых разных наук — астрономии, истории, этики,
метафизики,
антропологии, анатомии, психологии, этнографии. На рус. язык соч. переводилось в
1829 (1-й т.), в
1959 (отрывки в Избр. соч. Гердера), в 1977 (полностью).
* см. к ст. Гердер.
ИДЕЙНОСТЬ, приверженность к определ. целостной системе идей и соответствующему
ей
социальному, нравственному и эстетич. идеалу; последоват. верность им в теории и
на практике.
Одно только знание теории, если оно не превратилось в убеждённость, а также одно
только практич.
принятие определ. жизненных правил, требований и лозунгов, если оно не основано
на сознат.
усвоении идейного содержания, ещё не составляют И. Идейность есть внутр.
единство того и
другого, осн. на единстве духовного смысла идеи, взятой в развитии, и практич.,
конкретно-историч.
претворения её. Такое единство невозможно у идеологий и социальных сил,
противостоящих
историч. прогрессу. Поэтому в каждую эпоху подлинная И. есть И. передовая,
означающая духовную
ориентацию и осмысленность всей жизни личности, к-рая сознательно выбрала
приверженность
прогрессивным силам своей эпохи (группе, классу, партии).
И. проявляется во всех сферах обществ. жизни. Она противоположна безыдейности —
безразличию к
духовному смыслу обществ. поступков и событий, отказу от ответственности за
решение социально-
нравств. проблем, пронизывающих собою все действит. отношения человека к др.
людям. И.
противостоит замыканию внутри огранич. интересов — бытовых, утилитарных,
технических,
местных, групповых и т. п.— и любому оправданию этой мещанской, обыват.
идеологии, индиви-
дуалистич. отгораживанию от реальных проблем, а также практицизму, к-рый
маскируется
формальной приверженностью к И. и выхолащивает её. И. противоположна той
идеологич.
порабощённое™, к-рая свойственна классово антагонистич. обществам и к-рая
выражается в слепой
вере, в некритич. принятии навязанных и внушённых идей господств.
эксплуататорского класса. В
историч. борьбе сил прогресса против реакции, созидания против разрушения,
освобождения против
порабощения и эксплуатации, в борьбе за социализм и коммунизм И. всегда была
неотделима от
партийности.
Теоретич. содержание И. развивается у участников событий в самом ходе историч.
действия. И.
передовых сил всегда противостоит как идеологич. догматизму и доктринёрству, так
и
антиинтеллектуализму реакц. и консервативных классов и групп. Догматизму И.
чужда потому, что он ставит готовые схемы и формулы выше жизни, ныше процесса
познания
истины, рассматривая саму действительность как нечто подчинённое соблюдению
буквы доктрины и
превращая свои положения в магич. заклинания, в идеологич. ритуал.
Антиинтеллектуализм
враждебен И. потому, что он принижает и затемняет разум, парализует
самостоятельность и
критичность мысли, служит эмоциональному внушению, насаждает фанатизм, вызывает
тёмные и
разрушит. инстинкты и массовые психозы (крестовые походы, расовые конфликты и т.
п.). Напротив,
развитие И. неотделимо от прогресса разумного познания и нравств. культуры.
К о м м у я и с т и ч. И. является исторически высшей формой И. Она требует
строгого единства
теоретич. убеждений и практич. их реализации, совпадения слова и дела. Она
неразрывно слита с
коммунистич. партийностью, с борьбой за коммунистич. идеал. Это — ориентация,
опирающаяся не
на стихию, не на иррациональную волю и скрытые интересы, а только на истинное
понимание
объективной сути дела. Для того чтобы стоять на позиции коммунистич. И., нужна
полнота
убеждённости, вырастающая из разумного отношения к действительности в её
целостности и
перспективах, нужно глубокое знание последовательно научной, марксистско-
ленинской теории и
мужество трезвой мысли. Это предполагает высокую эстетич. и нравств. культуру.
Быть идейным по-
коммунистически — значит владеть диалектикой действит. прогресса, жить его
проблемами,
находиться в творч. движении, быть открытым всему новому. Знание принципов и
последоват.
убеждённость помогают наиболее ясному и смелому видению конкретных путей и
движущих сил
прогресса. Коммунистич. И. требует от личности, с одной стороны, строгого
подчинения каждого
поступка и всей своей жизни соответствующим идеям, а с другой — предполагает
ответственность за
верность самих идей, заботу об их непрестанном развитии и творческом обновлении.
Идейная
принципиальность выдерживается не вопреки диалектике жизни, а благодаря
овладению ею и
воспроизведению её принципов в самой жизни.
Коммунистич. И. противостоит безыдейности, к-рая открыто проповедует отречение
от И., от
целостности мировоззренч. принципов (технич. сциентизм, деидеоло-гизация), а
равно и скрытой
безыдейности, к-рая «принимает» И. без её живого духа, без её творч. характера.
Попытки спрятаться
от проблем, отказ от ответственности за их решение, от самостоятельности в мысли
и действии ведут
к субъективистской и догматич. лжеидейности, к культу буквы, умерщвляющему дух
идей, подмене
И. прямолинейностью, нетерпимостью к творчеству, фанатизмом. Успешно
преодолевать безыдей-
ность можно только ведя борьбу против всех её форм. В. И. Ленин направлял