<< Пред. стр. 106 (из 449) След. >>
Кибернетика и методология науки, М.,1974; Ван-дер-Варден Б. Л., Алгебра, пер. с нем., М., 19792.
ИЛЬИН Иван Александрович [16(28).3.1882, Москва,— 21.12.1954, Цюрих], рус.
религ. философ,
представитель неогегельянства. Автор наиболее значительного в истории рус.
идеализма труда о
Гегеле («Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», т. 1—2,
1918, нем. пер.
1946), получившего широкий отклик в совр. бурж. философии. В освоении философии
Гегеля И.
видел путь к самостоят. выработке «содержательного метафизич.» миросозерцания.
Характеризуя её
как систематич. раскрытие пантеистич. религ. опыта, И. усматривает кризис
гегелевской философии
в неспособности «разумного понятия» полностью подчинять и пронизать собой
«иррациональную
стихию» эмпирич. мира. Это обусловливает, по И., постоянное колебание Гегеля
между «скрытой
формой дуализма» и «отрицанием конкретной эмпирии». И. подчёркивает универс.
значение понятия
«спекулятивно-конкретного» в гегелевской системе в его сопоставлении с
«конкретно-
эмпирическим» и «абстрактно-формальным». Для последующих филос. работ И.
характерно
обращение к своего рода феноменологии религ. опыта, в центре к-рой стоит понятие
«религ. акта»
как «личного духовного состояния» человека.
Выслан из СССР в 1922 за антиреволюц, деятельность. Жил и преподавал в Берлине,
в 1934 уволен
нацистами с запретом преподавания и публикаций; с 1938 — в Швейцарии.
• Кризис идей субъекта в науиоучении Фихте старшего, «Вопросы философии и
психологии», 1912, кн. 111(1) и 112(2);
Религ. смысл философии, Париж, 1925; О сопротивлении злу силою, Берлин, 1925;
Аксиомы религ. опыта, т. 1—2,
Париж, 1953; О сущности правосознания, Мюнхен, 1956.
• История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Hegel bei den Slaven, hrsg. v. D.
Tschizewskij, Darmstadt, 196l2, S. 360—68.
ИЛЬИЧЕВ Леонид Фёдорович [p. 2(15).3.1906, Екате-ринодар, ныне Краснодар], сов.
философ и
обществ. деятель, акад. АН СССР (1962). Чл. КПСС с 1924. Окончил Сев.-Кавк.
коммунистич. ун-т
(1930) и Ин-т красной профессуры (философии) (1937). В 1930—58 преподавал и
одновременно
работал в печати (ответств.
секретарь журн. «Большевик», ответств. секретарь газ. «Правда», гл. ред. газ.
«Известия», гл. ред. гаа.
«Правда», зав. отделом печати МИД СССР). В 1958—61 зав. отделом пропаганды и
агитации ЦК
КПСС. В 1961—65 секретарь ЦК КПСС. С 1965 зам. мин. иностр. дел СССР. В 1952—56
и с 1981
кандидат в чл. ЦК КПСС, в 1956—61 и 1976—81 чл. ЦРК КПСС, в 1961—66 чл. ЦК КПСС.
Деп.
Верх. Совета СССР в 1962—66. Ленинская пр. (1960), пр. им. Ф. Энгельса АН СССР
(1980). Осн.
работы по диалектич. и историч. материализму, методологич. проблемам обществ. и
естеств. наук,
внеш. политике СССР и междунар. отношениям.
* О роли личности в истории, М., 1941; Прогресс науки и техники и междунар.
отношения, М., 1958; Науч. основа
руководства развитием общества, М., 1962; Обществ. науки и коммунизм, М., 1963;
Фридрих Энгельс. Биография, М.,
1970 (рук. авт. коллектива); Мыслитель, борец, человек [ О Ф. Энгельсе], М.,
1971; Философия и науч. прогресс, М.,
1977; Проблемы материаля-стич. диалектики. О мировоззренч. и методологич.
функциях диалектики, М., 1981; В. И.
Ленин. Биография, М., 19806 (соавтор); Материалистич. диалектика как общая
теория развития, т. 1— 2—, М., 1982—
(рук. авт. коллектива).
ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ, субъективно-идеа-листич. направление в философии,
отождествляющее бытие, познаваемую реальность, с содержанием сознания и
отрицающее
существование независимой от сознания действительности. К этому направлению
принадлежали
нем. философы В. Шуппе (к-рый высказал осн. идеи И. ф.), Р. Шуберт-Зольдерн, М.
Кауфман, И.
Ремке и др. В духе учения Канта И. ф. считает, что предметный мир не объективно
дан, а конструи-
руется сознанием, однако, в отличие от Канта (и сближаясь с осн. тенденцией
неокантианства), она
отрицает существование «вещи в себе», т. е. объективной реальности, и, т.о.,
становится на позиции
субъективного идеализма. Поскольку с т. зр. И. ф. всё познаваемое находится в
сфере сознания, т. е.
имманентно ему, содержание сознания превращается в единств. реальность; мир
внутренний и мир
внешний, субъект и объект — это лишь две сферы, к-рыми «обладает» душа, это две
области «Я»,
сознания. И. ф. продолжает учение Авенариуса о принципиальной координации (о
неразрывном
единстве субъекта и объекта) и интроек-ции. Чтобы избежать солипсизма, И. ф.
признаёт су-
ществование других «Я» (хотя с т. зр. И. ф. запрещается утверждать о чём-либо
вне нашего
сознания). Часть сторонников И. ф. постулирует родовое, или всеобщее, сознание,
служащее
критерием объективности и истинности. Идея всеобщего сознания порождает новые
трудности, из к-
рых мн. имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как «божественное».
Однако признание
бога и теологич. выводы требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции И.
ф.— перехода от
субъективно-идеалистич. учения к объективно-идеалистическому. И. ф. была
подвергнута резкой
критике в кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС,, т. 8).
• Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., I960;
Совр. бурж. философия, М., 1978, гл.
2, § 7; Ettinger-Reichmann R., Die Imma-nenzpliilosophie, Gott., 1916; см. также
лит. к статьям Ремке, Шуппе.
ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens, род. падеж immanentis — пребывающий в чём-либо,
свойственный чему-либо), понятие, означающее внутренне присущее к.-л. предмету,
явлению,
процессу то или иное свойство (закономерность). Материалистич. диалектика
утверждает, что
движение и развитие имманентно материи. В истории философии И. противополагается
трансцендентному. И. как теоретико-познават. проблема играет важную роль со
времени Канта, по-
ставившего вопрос о т. н. имманентном употреблении разума, т. е. о его границах:
с т. зр. Канта,
сфера законного применения разума ограничена данным в опыте миром явлений (в
противоположность незакон-
ИММАНЕНТНОЕ 203
ному — трансцендентному употреблению разума, выходящему за границы возможного
опыта).
Представители имманентной философии (В. Шуппе, П. Ремке) именуют так свою
концепцию
потому, что объект познания выступает у них как внутр. содержание сознания.
Имманентной
называют также филос. критику, к-рая рассматривает то или иное учение с т. зр.
последовательного
проведения его собств. предпосылок.
ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus — повелительный), требование, приказ, закон. У
Канта в
«Критике прак-тич. разума» — общезначимое нравств. предписание, в
противоположность личному
принципу (максиме); гипотетич. И. имеет силу лишь при определ. условиях,
категорический
императив — безусловный принцип поведения.
ИМПЕРИАЛИЗМ (от лат. Imperium — власть, господство), высшая, монополистическая и
последняя стадия в развитии капитализма; канун социалистич. революции. Науч.
теория И.
разработана В. И. Лениным и получила название ленинской теории И. Определяя И.,
Ленин писал:
«Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство
монополип и
финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался
раздел мира между-
народными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими
капиталистическими
странами» (ПСС, т. 27, с. 387). Историч. место И. характеризуется тем, что
«империализм есть особая
историческая стадия капитализма. Особенность эта троякая: империализм есть (1)
монополистический капитализм;
(2) — паразитический или загнивающий капитализм;
(3) — умирающий капитализм» (там же, т. 30, с. 163). Развитие мирового
капитализма и революц.
борьбы рабочего класса, победа социализма в СССР, образование мировой
социалистич. системы,
крах колон. системы полностью подтвердили правильность марксистско-ленинского
анализа
капитализма и его высшей стадии — И. Характеристику И. как стадии в развитии
капиталистич.
общественно-экономич. формации см. в ст. Капитализм.
«ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА», произв. В. И. Ленина, в к-ром
он раскрыл экономич. и политич. сущность нового этапа развития капиталистич.
общества —
империализма; внёс новый вклад в экономич. учение марксизма и в теорию историч.
материализма.
«И., к. в. с. к.» — прямое продолжение и дальнейшее развитие «Капитала» К.
Маркса.
Книга написана в янв.— июне 1916 в Цюрихе. Материалы к книге собирались Лениным
задолго до её
написания. Непосредственно к изучению лит-ры по империализму Ленин, очевидно,
приступил с сер.
1915, будучи в Берне (Швейцария). Подготовит, рукописи, опубликованные
впоследствии под общим
назв. «Тетради по империализму» (см. ПСС, т. 28), составляют ок. 50 печатных
листов и содержат
выписки из 148 книг и 232 статей, множество отд. замечаний, историч. экскурсов,
подсчётов,
заметок.
Книга предполагалась к опубликованию в России в качестве вводной работы к
легальной серии
«Европа до и во время войны». Это во многом предопределило стиль изложения
материала.
«Брошюра,— отмечал Ленин,— писана для царской цензуры. Поэтому я не только был
вынужден
строжайше ограничить себя исключительно теоретическим — экономическим в
особенности —
анализом, но и формулировать необходимые немногочисленные замечания относительно
политики с
громаднейшей осторожностью, намеками, тем эзоповским — проклятым эзоповским —
языком, к
которому царизм заставлял прибегать всех революционеров, когда они брали в руки
перо для
„легального" произведения» (там же, т. 27, с. 301). Ряд политич.
204 ИМПЕРАТИВ
выводов Ленин сформулировал в общей форме, без «раздражающих» цензуру терминов и
определений (напр., в книге нигде нет слова «социализм», хотя все её содержание
характеризует
империализм как канун социалистич. революции). Ленинский труд — классич. образец
творч.
развития марксизма и вместе с тем блестящий пример использования легальных
возможностей для
пропаганды марксизма без малейшей уступки в принципиальных вопросах. Под
заглавием
«Империализм, как новейший этап капитализма. (Популярный очерк)» книга вышла в
свет в сер.
1917 под псевд. Н. Ленин (Вл. Ильин).
Книга состоит из предисловия, предисловия к франц. и нем. изданиям и 10 глав.
В то время как бурж. экономисты и реформисты искали корни империализма в сфере
политической и
даже психологической, Ленин начинает изучение новой стадии капитализма с анализа
её экономич.
базиса (первые 6 глав). В результате Ленин даёт всестороннюю характеристику осн.
экономич.
признаков империализма: 1) произ-во и капитал концентрируются до степени
возникновения
монополий; 2) банковский капитал сливается с промышленным, на базе чего
создаётся финанс.
капитал, финанс. олигархия; 3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров,
приобретает особо важ-
ное значение; 4) образуются междунар. союзы капиталистов, делящие мир; 5)
заканчивается терр.
раздел мира между крупнейшими капиталистич. державами.
В своей книге Ленин демонстрирует образцы диалек-тич. анализа явлений новой
эпохи. Он
показывает, что империализм есть прямое следствие развития осн. характеристик
домонополистич.
капитализма, причём нек-рые из них постепенно превращаются в свою
противоположность. Так,
конкуренция, эта осн. черта домонополистич. капитализма, вытесняя мелкое произ-
во, диалектически
превращается в свою противоположность — монополию. Но монополии не устраняют
своей
противоположности — конкуренции, т. к. теперь конкурируют могуществ. объединения
финанс.
капитала, что ещё больше обостряет конкуренцию. Всестороннее обобществление
произ-ва при
сохранении частной собственности углубляет осн. противоречие капитализма между
обществ.
характером произ-ва и частной формой присвоения, ведёт к загниванию капитализма
и создаёт
материальную базу для перехода к социализму.
Определив экономич. сущность империализма, Ленин переходит к обобщающей его
характеристике,
критике буржуазно-аиологетич. «теорий» империализма (Дж. Гобсона, К. Каутского,
Р.
Гильфердинга и др.) и к анализу историч. места империализма (главы 7—10). Ленин
показывает, что
изменения в экономич. базисе капитализма порождают соответствующие реакц.
изменения и в
надстройке, что империализм есть загнивание капитализма в целом. Рост
милитаризма, шовинизма,
национализма, расизма, возникновение всевозможных реакционных экономич.,
политич., филос. и
социологич. теорий, защищающих и приукрашивающих империализм,— осн. признаки
такого
загнивания.
Осуществив в своём исследовании требование единства логич. и историч. анализа,
Ленин решает
вопрос и об историч. месте империализма. Капитализм стал империализмом лишь
«...на
определенной, очень высокой ступени своего развития, когда некоторые основные
свойства
капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии
сложились и
обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-
экономическому укладу» (там же, с. 385), т. е. к социализму. Т. о., в работе
Ленина империализм
предстал в целом как необходимый результат развития общества и как ступень на
историч. пути
капитализма к его неизбежной гибели.
В труде Ленина разработаны все необходимые теоре-тич. основы открытого им закона
неравномерности экономич. и политич. развития капитализма в эпоху
империализма, явившегося теоретич. базой для вывода о возможности победы
социализма
первоначально в немногих или в одной, отдельно взятой стране.
Ленинская характеристика империализма полностью подтверждена ходом истории.
Книга Ленина и
сейчас имеет громадное значение для выработки стратегии и тактики междунар.
рабочего движения,
для борьбы против новейших бурж. и социал-реформистских теорий.
* История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965.
ИМПЛИКАЦИЯ (лат. implicatio — сплетение, от implico — тесно связываю), в
символич. логике —
связка, обычно интерпретируемая как оборот «если..., то». И. наз. также
образованные с помощью
такой связки сложные высказывания. В импликативном высказывании различают
антецедент —
высказывание, к-рому предпослано слово «если», и консеквент — высказывание,
следующее за
словом «то». Обозначается И. чаще всего стрелками либо знаком ; последний
обычно используют
для обозначения одной из осн. связок классич. логики — материальной И.
Высказывание A В с
такой И. истинно во всех случаях, кроме одного: когда А истинно, а В ложно
(содержание А и В при
этом не имеет значения). В этом коренное отличие A В от выражения «если А, то
В», к-рое всегда
предполагает нек-рую реальную связь между тем, о чём говорится в A и В. Иногда