<< Пред.           стр. 106 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Кибернетика и методология науки, М.,
 1974; Ван-дер-Варден Б. Л., Алгебра, пер. с нем., М., 19792.
 ИЛЬИН Иван Александрович [16(28).3.1882, Москва,— 21.12.1954, Цюрих], рус.
 религ. философ,
 представитель неогегельянства. Автор наиболее значительного в истории рус.
 идеализма труда о
 Гегеле («Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», т. 1—2,
 1918, нем. пер.
 1946), получившего широкий отклик в совр. бурж. философии. В освоении философии
 Гегеля И.
 видел путь к самостоят. выработке «содержательного метафизич.» миросозерцания.
 Характеризуя её
 как систематич. раскрытие пантеистич. религ. опыта, И. усматривает кризис
 гегелевской философии
 в неспособности «разумного понятия» полностью подчинять и пронизать собой
 «иррациональную
 стихию» эмпирич. мира. Это обусловливает, по И., постоянное колебание Гегеля
 между «скрытой
 формой дуализма» и «отрицанием конкретной эмпирии». И. подчёркивает универс.
 значение понятия
 «спекулятивно-конкретного» в гегелевской системе в его сопоставлении с
 «конкретно-
 эмпирическим» и «абстрактно-формальным». Для последующих филос. работ И.
 характерно
 обращение к своего рода феноменологии религ. опыта, в центре к-рой стоит понятие
 «религ. акта»
 как «личного духовного состояния» человека.
 Выслан из СССР в 1922 за антиреволюц, деятельность. Жил и преподавал в Берлине,
 в 1934 уволен
 нацистами с запретом преподавания и публикаций; с 1938 — в Швейцарии.
 • Кризис идей субъекта в науиоучении Фихте старшего, «Вопросы философии и
 психологии», 1912, кн. 111(1) и 112(2);
 Религ. смысл философии, Париж, 1925; О сопротивлении злу силою, Берлин, 1925;
 Аксиомы религ. опыта, т. 1—2,
 Париж, 1953; О сущности правосознания, Мюнхен, 1956.
 • История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Hegel bei den Slaven, hrsg. v. D.
 Tschizewskij, Darmstadt, 196l2, S. 360—68.
 ИЛЬИЧЕВ Леонид Фёдорович [p. 2(15).3.1906, Екате-ринодар, ныне Краснодар], сов.
 философ и
 обществ. деятель, акад. АН СССР (1962). Чл. КПСС с 1924. Окончил Сев.-Кавк.
 коммунистич. ун-т
 (1930) и Ин-т красной профессуры (философии) (1937). В 1930—58 преподавал и
 одновременно
 работал в печати (ответств.
 секретарь журн. «Большевик», ответств. секретарь газ. «Правда», гл. ред. газ.
 «Известия», гл. ред. гаа.
 «Правда», зав. отделом печати МИД СССР). В 1958—61 зав. отделом пропаганды и
 агитации ЦК
 КПСС. В 1961—65 секретарь ЦК КПСС. С 1965 зам. мин. иностр. дел СССР. В 1952—56
 и с 1981
 кандидат в чл. ЦК КПСС, в 1956—61 и 1976—81 чл. ЦРК КПСС, в 1961—66 чл. ЦК КПСС.
 Деп.
 Верх. Совета СССР в 1962—66. Ленинская пр. (1960), пр. им. Ф. Энгельса АН СССР
 (1980). Осн.
 работы по диалектич. и историч. материализму, методологич. проблемам обществ. и
 естеств. наук,
 внеш. политике СССР и междунар. отношениям.
 * О роли личности в истории, М., 1941; Прогресс науки и техники и междунар.
 отношения, М., 1958; Науч. основа
 руководства развитием общества, М., 1962; Обществ. науки и коммунизм, М., 1963;
 Фридрих Энгельс. Биография, М.,
 1970 (рук. авт. коллектива); Мыслитель, борец, человек [ О Ф. Энгельсе], М.,
 1971; Философия и науч. прогресс, М.,
 1977; Проблемы материаля-стич. диалектики. О мировоззренч. и методологич.
 функциях диалектики, М., 1981; В. И.
 Ленин. Биография, М., 19806 (соавтор); Материалистич. диалектика как общая
 теория развития, т. 1— 2—, М., 1982—
 (рук. авт. коллектива).
 ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ, субъективно-идеа-листич. направление в философии,
 отождествляющее бытие, познаваемую реальность, с содержанием сознания и
 отрицающее
 существование независимой от сознания действительности. К этому направлению
 принадлежали
 нем. философы В. Шуппе (к-рый высказал осн. идеи И. ф.), Р. Шуберт-Зольдерн, М.
 Кауфман, И.
 Ремке и др. В духе учения Канта И. ф. считает, что предметный мир не объективно
 дан, а конструи-
 руется сознанием, однако, в отличие от Канта (и сближаясь с осн. тенденцией
 неокантианства), она
 отрицает существование «вещи в себе», т. е. объективной реальности, и, т.о.,
 становится на позиции
 субъективного идеализма. Поскольку с т. зр. И. ф. всё познаваемое находится в
 сфере сознания, т. е.
 имманентно ему, содержание сознания превращается в единств. реальность; мир
 внутренний и мир
 внешний, субъект и объект — это лишь две сферы, к-рыми «обладает» душа, это две
 области «Я»,
 сознания. И. ф. продолжает учение Авенариуса о принципиальной координации (о
 неразрывном
 единстве субъекта и объекта) и интроек-ции. Чтобы избежать солипсизма, И. ф.
 признаёт су-
 ществование других «Я» (хотя с т. зр. И. ф. запрещается утверждать о чём-либо
 вне нашего
 сознания). Часть сторонников И. ф. постулирует родовое, или всеобщее, сознание,
 служащее
 критерием объективности и истинности. Идея всеобщего сознания порождает новые
 трудности, из к-
 рых мн. имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как «божественное».
 Однако признание
 бога и теологич. выводы требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции И.
 ф.— перехода от
 субъективно-идеалистич. учения к объективно-идеалистическому. И. ф. была
 подвергнута резкой
 критике в кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС,, т. 8).
 • Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., I960;
 Совр. бурж. философия, М., 1978, гл.
 2, § 7; Ettinger-Reichmann R., Die Imma-nenzpliilosophie, Gott., 1916; см. также
 лит. к статьям Ремке, Шуппе.
 ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens, род. падеж immanentis — пребывающий в чём-либо,
 свойственный чему-либо), понятие, означающее внутренне присущее к.-л. предмету,
 явлению,
 процессу то или иное свойство (закономерность). Материалистич. диалектика
 утверждает, что
 движение и развитие имманентно материи. В истории философии И. противополагается
 трансцендентному. И. как теоретико-познават. проблема играет важную роль со
 времени Канта, по-
 ставившего вопрос о т. н. имманентном употреблении разума, т. е. о его границах:
 с т. зр. Канта,
 сфера законного применения разума ограничена данным в опыте миром явлений (в
 противоположность незакон-
 ИММАНЕНТНОЕ 203
 ному — трансцендентному употреблению разума, выходящему за границы возможного
 опыта).
 Представители имманентной философии (В. Шуппе, П. Ремке) именуют так свою
 концепцию
 потому, что объект познания выступает у них как внутр. содержание сознания.
 Имманентной
 называют также филос. критику, к-рая рассматривает то или иное учение с т. зр.
 последовательного
 проведения его собств. предпосылок.
 ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus — повелительный), требование, приказ, закон. У
 Канта в
 «Критике прак-тич. разума» — общезначимое нравств. предписание, в
 противоположность личному
 принципу (максиме); гипотетич. И. имеет силу лишь при определ. условиях,
 категорический
 императив — безусловный принцип поведения.
 ИМПЕРИАЛИЗМ (от лат. Imperium — власть, господство), высшая, монополистическая и
 последняя стадия в развитии капитализма; канун социалистич. революции. Науч.
 теория И.
 разработана В. И. Лениным и получила название ленинской теории И. Определяя И.,
 Ленин писал:
 «Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство
 монополип и
 финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался
 раздел мира между-
 народными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими
 капиталистическими
 странами» (ПСС, т. 27, с. 387). Историч. место И. характеризуется тем, что
 «империализм есть особая
 историческая стадия капитализма. Особенность эта троякая: империализм есть (1)
 монополистический капитализм;
 (2) — паразитический или загнивающий капитализм;
 (3) — умирающий капитализм» (там же, т. 30, с. 163). Развитие мирового
 капитализма и революц.
 борьбы рабочего класса, победа социализма в СССР, образование мировой
 социалистич. системы,
 крах колон. системы полностью подтвердили правильность марксистско-ленинского
 анализа
 капитализма и его высшей стадии — И. Характеристику И. как стадии в развитии
 капиталистич.
 общественно-экономич. формации см. в ст. Капитализм.
 «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА», произв. В. И. Ленина, в к-ром
 он раскрыл экономич. и политич. сущность нового этапа развития капиталистич.
 общества —
 империализма; внёс новый вклад в экономич. учение марксизма и в теорию историч.
 материализма.
 «И., к. в. с. к.» — прямое продолжение и дальнейшее развитие «Капитала» К.
 Маркса.
 Книга написана в янв.— июне 1916 в Цюрихе. Материалы к книге собирались Лениным
 задолго до её
 написания. Непосредственно к изучению лит-ры по империализму Ленин, очевидно,
 приступил с сер.
 1915, будучи в Берне (Швейцария). Подготовит, рукописи, опубликованные
 впоследствии под общим
 назв. «Тетради по империализму» (см. ПСС, т. 28), составляют ок. 50 печатных
 листов и содержат
 выписки из 148 книг и 232 статей, множество отд. замечаний, историч. экскурсов,
 подсчётов,
 заметок.
 Книга предполагалась к опубликованию в России в качестве вводной работы к
 легальной серии
 «Европа до и во время войны». Это во многом предопределило стиль изложения
 материала.
 «Брошюра,— отмечал Ленин,— писана для царской цензуры. Поэтому я не только был
 вынужден
 строжайше ограничить себя исключительно теоретическим — экономическим в
 особенности —
 анализом, но и формулировать необходимые немногочисленные замечания относительно
 политики с
 громаднейшей осторожностью, намеками, тем эзоповским — проклятым эзоповским —
 языком, к
 которому царизм заставлял прибегать всех революционеров, когда они брали в руки
 перо для
 „легального" произведения» (там же, т. 27, с. 301). Ряд политич.
 204 ИМПЕРАТИВ
 выводов Ленин сформулировал в общей форме, без «раздражающих» цензуру терминов и
 определений (напр., в книге нигде нет слова «социализм», хотя все её содержание
 характеризует
 империализм как канун социалистич. революции). Ленинский труд — классич. образец
 творч.
 развития марксизма и вместе с тем блестящий пример использования легальных
 возможностей для
 пропаганды марксизма без малейшей уступки в принципиальных вопросах. Под
 заглавием
 «Империализм, как новейший этап капитализма. (Популярный очерк)» книга вышла в
 свет в сер.
 1917 под псевд. Н. Ленин (Вл. Ильин).
 Книга состоит из предисловия, предисловия к франц. и нем. изданиям и 10 глав.
 В то время как бурж. экономисты и реформисты искали корни империализма в сфере
 политической и
 даже психологической, Ленин начинает изучение новой стадии капитализма с анализа
 её экономич.
 базиса (первые 6 глав). В результате Ленин даёт всестороннюю характеристику осн.
 экономич.
 признаков империализма: 1) произ-во и капитал концентрируются до степени
 возникновения
 монополий; 2) банковский капитал сливается с промышленным, на базе чего
 создаётся финанс.
 капитал, финанс. олигархия; 3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров,
 приобретает особо важ-
 ное значение; 4) образуются междунар. союзы капиталистов, делящие мир; 5)
 заканчивается терр.
 раздел мира между крупнейшими капиталистич. державами.
 В своей книге Ленин демонстрирует образцы диалек-тич. анализа явлений новой
 эпохи. Он
 показывает, что империализм есть прямое следствие развития осн. характеристик
 домонополистич.
 капитализма, причём нек-рые из них постепенно превращаются в свою
 противоположность. Так,
 конкуренция, эта осн. черта домонополистич. капитализма, вытесняя мелкое произ-
 во, диалектически
 превращается в свою противоположность — монополию. Но монополии не устраняют
 своей
 противоположности — конкуренции, т. к. теперь конкурируют могуществ. объединения
 финанс.
 капитала, что ещё больше обостряет конкуренцию. Всестороннее обобществление
 произ-ва при
 сохранении частной собственности углубляет осн. противоречие капитализма между
 обществ.
 характером произ-ва и частной формой присвоения, ведёт к загниванию капитализма
 и создаёт
 материальную базу для перехода к социализму.
 Определив экономич. сущность империализма, Ленин переходит к обобщающей его
 характеристике,
 критике буржуазно-аиологетич. «теорий» империализма (Дж. Гобсона, К. Каутского,
 Р.
 Гильфердинга и др.) и к анализу историч. места империализма (главы 7—10). Ленин
 показывает, что
 изменения в экономич. базисе капитализма порождают соответствующие реакц.
 изменения и в
 надстройке, что империализм есть загнивание капитализма в целом. Рост
 милитаризма, шовинизма,
 национализма, расизма, возникновение всевозможных реакционных экономич.,
 политич., филос. и
 социологич. теорий, защищающих и приукрашивающих империализм,— осн. признаки
 такого
 загнивания.
 Осуществив в своём исследовании требование единства логич. и историч. анализа,
 Ленин решает
 вопрос и об историч. месте империализма. Капитализм стал империализмом лишь
 «...на
 определенной, очень высокой ступени своего развития, когда некоторые основные
 свойства
 капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии
 сложились и
 обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-
 экономическому укладу» (там же, с. 385), т. е. к социализму. Т. о., в работе
 Ленина империализм
 предстал в целом как необходимый результат развития общества и как ступень на
 историч. пути
 капитализма к его неизбежной гибели.
 В труде Ленина разработаны все необходимые теоре-тич. основы открытого им закона
 неравномерности экономич. и политич. развития капитализма в эпоху
 империализма, явившегося теоретич. базой для вывода о возможности победы
 социализма
 первоначально в немногих или в одной, отдельно взятой стране.
 Ленинская характеристика империализма полностью подтверждена ходом истории.
 Книга Ленина и
 сейчас имеет громадное значение для выработки стратегии и тактики междунар.
 рабочего движения,
 для борьбы против новейших бурж. и социал-реформистских теорий.
 * История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965.
 ИМПЛИКАЦИЯ (лат. implicatio — сплетение, от implico — тесно связываю), в
 символич. логике —
 связка, обычно интерпретируемая как оборот «если..., то». И. наз. также
 образованные с помощью
 такой связки сложные высказывания. В импликативном высказывании различают
 антецедент —
 высказывание, к-рому предпослано слово «если», и консеквент — высказывание,
 следующее за
 словом «то». Обозначается И. чаще всего стрелками либо знаком ; последний
 обычно используют
 для обозначения одной из осн. связок классич. логики — материальной И.
 Высказывание A В с
 такой И. истинно во всех случаях, кроме одного: когда А истинно, а В ложно
 (содержание А и В при
 этом не имеет значения). В этом коренное отличие A В от выражения «если А, то
 В», к-рое всегда
 предполагает нек-рую реальную связь между тем, о чём говорится в A и В. Иногда

<< Пред.           стр. 106 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу