<< Пред.           стр. 110 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 (электронной, химич., ракетно-ядерной и т. д.) удельный вес учёных и ИТР среди
 занятых достигает
 30—50%. В результате классовой борьбы пролетариата и в связи с потребностями
 произ-ва
 расширились сферы образования и мед. обслуживания и соответственно выросли такие
 группы И.,
 как врачи, преподаватели и т. д. В связи с усложнением управления и усилением
 гос.-монополистич.
 тенденций одной из крупнейших групп И. стали адм.-
 управленч. работники; растущая часть И. переходит на гос. службу. Развитие
 средств массовой
 информации и «массовой культура» породили целую «индустрию сознания», а с ней -
 широкие
 отряды И. (журналисты, специалисты кино, телевидения и радио, рекламы, активисты
 бурж. и
 социал-реформистских политич. партий). Особенно быстро растёт студенчество,
 пополняющее ряды
 интеллигенции. В то же время некоторые привилегированные профессии И. (юристы,
 священно-
 служители) теряют былой престиж, а их удельный вес падает.
 В условиях совр. капитализма классовое положение И. резко меняется. Гл.
 тенденция — её
 пролетаризация. Она проявляется прежде всего в переходе подавляющего большинства
 И. к работе
 но найму, причем, подвергаясь капиталистич. эксплуатации, низшие её группы
 сближаются с
 рабочим классом, иногда сливаются с ним. Характеристика И. как лиц «свободных
 профессий» ныне
 стала анахронизмом: по найму теперь работает не только почти вся производств.-
 технич. II., но и
 большая часть И. сферы услуг — представители таких традиционно «независимых»
 специальностей,
 как врачи, юристы, литераторы, художники и т. д. Но и формально независимые
 специалисты,
 сохраняя собственность на свои конторы и кабинеты, оказываются в фактич.
 подчинении у крупного
 капитала (через систему заказов, клиентуру и т. д.). Соответственно меняется
 характер труда И.:
 работа в одиночку, но типу ремесленной, сменяется трудом по индустриальному
 образцу, в больших
 коллективах; специализация массы работников умств. труда, как правило, сужается.
 Эти тенденции
 приводят к росту удельного веса специалистов среднего и низшего звена —
 техников, лаборантов,
 медсестёр, рядовых конторских служащих и т. д., труд к-рых проходит по заданным
 программам и
 носит скорее механич. характер. В связи с этим мн. социологи всё чаще относят
 понятие И. лишь к
 верхнему её слою, занимающемуся творч. трудом.
 По уровню заработной платы наёмная трудящаяся И. также сближается с рабочим
 классом, причём
 некоторые массовые её отряды, напр. школьные учителя, нередко оплачиваются ниже
 квалифициров.
 рабочих. Растущие массы И. страдают от безработицы, особенно усилившейся во
 время мирового
 экономич. кризиса 70-х гг.
 Наряду с пролетаризацией И., при капитализме происходит процесс создания рабочим
 классом
 собственной «рабочей интеллигенции» (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 4, с. 269). К ней
 могут быть
 отнесены в капиталистич. странах активисты коммунистич. партий, левых профсоюзов
 и др.
 прогрессивных орг-ций трудящихся. Однако пролетаризация И. не носит абсолютного
 характера.
 Большинство И. по-прежнему относится к промежуточным, средним слоям. Хотя они и
 эксплуатируются крупным капиталом, нек-рые из них эксплуатируют свой
 вспомогательный
 персонал. От рабочих они отличаются и по обществ. положению (напр., на произ-ве,
 где ИТР нередко
 выступают в роли надсмотрщиков), по социально-проф. интересам (напр.,
 ориентацией на карьеру,
 на высокий статус и престиж), а нередко и бурж. политич. взглядами.
 Высокопоставленные группы
 И. (в частности, высшие менеджеры) могут быть отнесены к буржуазии, частично — к
 монополистич. буржуазии. Мн. выходцы из семей капиталистов, получая образование
 в при-
 вилегиров. вузах, подключаются к политич. власти или осуществляют управление
 крупнокапиталистич. собственностью в качестве специалистов. Капиталистами
 становятся и нек-рые
 предприимчивые специалисты, создающие проф. предприятия (крупные юри-дич.
 конторы, частные
 клиники, н.-и. фирмы, специали-зиров. з-ды) и эксплуатирующие не только рабочих,
 но и своих
 коллег. Мононолистич. капитал всё шире привлекает крупных бурж. специалистов к
 выработке и
 осуществлению политики, к участию в пр-ве. Всё это
 свидетельствует об усилении социально-экономич. дифференциации И.
 Мировоззрение И. также крайне неоднородно, в её рядах идёт острая идейно-
 политич. борьба.
 Интересы бурж. И., ориентированной на модернизацию и укрепление капиталистич.
 строя, отражают
 теории, пропагандирующие приход к власти интеллектуальной элиты (Д. Белл, 3.
 Бжезинский в
 США, Р. Арон во Франции, X. Шельски в ФРГ, и др.). Эти теории находят отклик, в
 частности, среди
 инж.-технич. и адм.-управленч. И. Довольно широкие круги естеств.-науч. и
 частично гуманитарной
 И. выступают за «нейтральную» науку и культуру, за неучастие И. в социальных
 конфликтах, что не
 исключает критики технократич. идеологии и отд. сторон капитализма, хотя
 объективно нередко
 препятствует решительной борьбе с ним. Демо-кратич. большинство И. под давлением
 своих непо-
 средств. экономич. интересов, в силу характера своего труда и обществ. роли,
 вступает в конфликт с
 капитализмом, его антигуманными целями и политикой. Широкие круги демократич. И.
 и
 студенчества внесли большой вклад в борьбу прогрессивных сил против агрессии
 амер.
 империализма в Юго-Вост. Азии, против расовой дискриминации в США, за
 демократизацию
 системы образования во Франции и др. странах развитого капитализма. Апогеем этих
 выступлений
 явилась т. н. студенч. революция кон. 1960-х гг. — первое массовое выступление
 И. в союзе с
 рабочим классом и др. передовыми силами против гос.-монополис-тич. капитализма и
 его политики.
 Совр. прогрессивная И. капиталистич. стран, борясь за социальную справедливость,
 за решение
 глобальных проблем человечества, за мир и разоружение, против агрессивной
 политики
 империализма, постоянно вступает в конфликт с бурж. строем.
 В кон. 60-х — нач. 70-х гг. определ. популярность в среде демократич. И.,
 особенно гуманитарной, и
 студенчества капиталистич. стран приобрели теории «ультралевых» идеологов (Г.
 Маркузе, Т. Роззак
 в США, Ж. П. Сартр во Франции, и др.), к-рые, подвергнув критике совр.
 капитализм за насаждение
 психологии бездумного потребительства, за разрушение естеств. среды, акты
 агрессии и насилия, в
 то же время выдвинули утопич. программы: взамен социальной и политич. революции
 — моральное
 самосовершенствование, приостановка развития науки и техники, уход к природе,
 противопоставили
 партиям рабочего класса, их сознательной революц. политике стихийные выступления
 студенчества
 и анархиствующей И., к-рую они изобразили главной антикапиталистич. силой.
 Ощущение
 бесперспективности этих программ, настроения безысходности явились психологич.
 основой
 террорис-тич. волны, охватившей экстремистов из числа И. и использованной реакц.
 кругами для
 борьбы против сил социализма. В 70-х гг. в среде зап. либерально-демо-кратич. И.
 стали
 популярными морализаторские проекты, пытающиеся соединить марксизм с религией
 (Э. Фромм, Ч.
 Рейч в США), пессимистич. предсказания мировой катастрофы в случае продолжения
 науч.-технич.
 революции (Л. Мэмфорд в США, Ж. Эллюль во Франции, и др.). Бурж. идеологи и
 средства массовой
 информации раздувают социальный пессимизм и религ. настроения, чтобы отвлечь И.
 от политич.
 борьбы, популяризируют контрреволюц., антирационалистич. писания «левых»
 ренегатов («новые
 философы» во Франции).
 В условиях нарастания классовой борьбы и углубления кризиса капитализма
 прогрессивная И. остро
 критикует отступничество и социальную апологетику. Происходит всё большое
 сближение
 требований работников физич. и умств. труда. Демократич. массы И. всё шире
 включаются в проф.
 движение и борьбу ра-
 ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ 211
 бочего класса, участвуя в забастовках, демонстрациях и т. д. В то же время
 специфич. корпоративные инте-
 ресы нек-рых групп, напр. инж.-технич. И., сдерживают их вовлечение в профсоюзы,
 а в ряде случаев при-
 водят к их противодействию борьбе рабочего класса. В развивающихся странах
 прогрессивную идейно-по-
 литич. эволюцию И. ограничивают её мелкобурж. устремления, презрение к физич.
 труду и т. д.
 Растущие массы И. в капиталистич. странах эволюционируют в сторону социализма,
 связывая свою судьбу
 с коммунистич. партиями. Со своей стороны компартии, ведя борьбу за создание
 широкого антимоно-
 полистич. фронта во главе с рабочим классом, выступают за тесный союз с И.,
 проводят большую работу
 по привлечению её на свою сторону. В Италии, Франции, Японии, Испании и др.
 странах мн. крупные дея-
 тели науки и культуры являются коммунистами или сочувствующими им, что
 значительно повышает
 поли-тич. престиж компартий. Коммунистич. движение критикует антимарксистские
 взгляды и теории,
 преувеличивающие либо преуменьшающие роль И. в обществ. развитии.
 И. в социалистич. обществе. После свержения бурж. строя демократич. И. активно
 втягивается партией
 рабочего класса в социалистич. строительство. Коммунисты добиваются изживания
 недоверия части И. к
 революции, стремятся приобщить старую И. к идеалам социализма, к-рый придаёт ей
 сознание своей
 обществ. полезности, открывает широкие возможности для приложения сил ко всем
 областям обществ.
 развития. В результате культурной революции, открывающей доступ всем слоям
 трудящихся и ранее
 отсталым народностям к образованию и культуре, формируется новая И.. к-рая
 постепенно сливается со
 старой в единую социалистич. И. Правящие коммунистические партии стремятся
 создать благоприятную
 обстановку для труда и творчества И., стимулировать её развитие, ибо «без
 руководства специалистом
 различных отраслей знания, техники, опыта, переход к социализму невозможен...»
 (Л енин В. И., ПСС, т.
 36, с. 178).
 Международное коммунистическое и рабочее движение отвергает люмпенпролетарское
 недоверие к И.,
 осуждает избиение И.
 По мере повышения экономич. и культурного уровня общества, с продвижением к
 развитому социализму
 численность И. непрерывно растёт, а при переходе к развитому социализму обгоняет
 рост др. социальных
 групп. В кон. 70-х гг. специалисты со средним спец. и высшим образованием
 составляли в СССР ок.
 четверти занятых в нар. х-ве. Социалистич. И. пополняется выходцами из рабочего
 класса и крестьянства и
 в меньшей степени путём самовоспроизводства. Социалистическое гос-во стимулирует
 этот процесс
 (предоставление трудящейся молодёжи льгот при поступлении в вузы, поиски и
 выдвижение юных
 талантов).
 С развитием науч.-технич. революции проф.-квали-фикац. структура социалистич. И.
 усложняется. В её
 состав входят науч., инж.-технич. И., деятели культуры (лит-ры, иск-ва и др.),
 работники просвещения,
 здравоохранения, аппарата управления. Можно разделять также И. на городскую и
 сельскую, по сферам
 занятости (производств. и сферы услуг), по степени творч. характера труда,
 уровню квалификации и т. д.
 Развивающаяся в условиях перехода к коммунизму тенденция к социальной
 однородности, преодоление
 существ. различий между умств. и физич. трудом проявляются в повышении
 культурно-образоват. уровня
 массы рабочих и крестьян; введении всеобщего ср. образования; росте слоя
 рабочих, сочетающих физич.
 труд с интеллектуальными функциями анализа и контроля; увеличении числа
 профессий и рабочих мест,
 212 ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ
 требующих спец. образования и занимаемых специалистами; в тяге представителей И.
 к физич. труду в
 свободное время; растущем числе социально смешанных семей, в к-рых наряду с
 рабочими и крестьянами
 живут представители И.; всё более активном участии трудящихся масс в гос. и
 обществ. управлении. Всё
 это укрепляет союз рабочего класса, крестьянства и И. и способствует
 постепенному стиранию граней
 между ними.
 Для совр. социалистич. И. характерны чувство коллективизма, отсутствие
 социальной замкнутости. Она
 деятельно участвует в общем созидат. труде, стоит на позициях социалистич.
 идеологии. Наиболее
 активные её представители вступают в ряды коммунистич. партии. В СССР каждый
 четвёртый-пятый
 специалист является коммунистом.
 И. как особая социальная группа сохранится «... впредь до достижения самой
 высокой ступени развития
 коммунистического общества...» (Ленин В. И., там же, т. 44, с. 351). Когда труд
 каждого человека при-
 обретёт творч. характер, когда небывало возрастёт науч.-технич. и культурный
 уровень общества, И.
 перестанет быть особым социальным слоем.
 * ? а р к с К., Капитал, т. 1,Марк с К.и Энгельс Ф., Соч., т. 23; его же, Теория
 прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч.
 1—3; В. И. Ленин, КПСС об И. [Сб. ст.], М., 1979; Программа КПСС (Принята XXII
 съездом КПСС), М., 1976; Мате-
 риалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981;
 Луначарский А. В., И. в ее прошлом,
 настоящем и будущем, [М.], 1924; Грамши А., И. и организация культурной
 деятельности, Избр. произв., т. 3, М., 1959;
 Амелин П. П., И. и социализм, Л., 1970; ? е д ю к и н С. А., Великий Октябрь и
 П., М., 1972; Науч. коммунизм и
 фальсификация его ренегатами, ?., 19742; Астахова В. Tl., Сов. И. и ее роль в
 обществ. прогрессе, Харьков, 1976; P у т-
 кевич М. П., И. в развитом социалистич. обществе, М., 1977; Надель С. Н., Совр.
 капитализм и ср. слои, М., 1978; А м б
 а р ц у м о в ?. ?., И. капиталистич. стран в совр. борьбе идей, в кн.:
 Идеология, борьба и мировой революц. процесс, М.,
 1978; Партия и И., «ПМС», 1979, № 1. Е. А. Амбарцумов.
 ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ (лат. intelligibilis, intelle-giiiilis -· умопостигаемый,
 познаваемый, мыслимый;
 греч. ?????????), филос. термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и
 не доступный чувств.
 познанию. Обычно противопоставляется термину «сенси-бильный» (обозначающему
 чувственно
 постигаемый объект). В платонизме И. понимается как мир идей, бестелесных
 сущностей, усматриваемых
 умом. Ср.-век. схоластика различает эссенциальное И., познаваемое
 непосредственно умом, и
 акцидентальное И., познаваемое умом через различные проявления и качества
 (напр., ум познаёт душу
 благодаря постижению её актов). Кант рассматривал П. как то, что дано рассудку
 или разуму, но не дано
 чувству. Пример И. (или ноумена) в философии Канта — «вещь в себе»: она может
 мыслиться, но не
 может познаваться (т. к., по Канту, познанию доступны только явления). В сфере
 практического разума И.
 служит основанием для морального действия, гл. условие к-рого — свобода — дана
 только как умопо-
 стигаемое. В марксистско-ленинской философии термин «И.» не употребляется.
 ИНТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. intensio — усиление), понятие логики, характеризующее
 зависимость
 истинностного значения высказываний не только от истинностного значения

<< Пред.           стр. 110 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу