<< Пред.           стр. 116 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 И. в широком смысле слова, обозначая высокий уровень мастерства в любой области
 деятельности,
 нехудожественной и художественной, т. е. совершенное исполнение данной работы,
 приобретает тем
 самым непосредственно эстетич. смысл, т. к. искусная деятельность, где бы и как
 бы она ни
 проявлялась, становится красивой, эстетически значимой. Это относится и к
 деятельности
 художника-поэта, живописца, музыканта, творения к-рого прекрасны в той мере, в
 какой
 запечатлевают высокое мастерство их создателя и вызывают у нас чувство эстетич.
 восхищения.
 Однако гл. отличительный признак художественного творчества
 222 ИСКЛЮЧЁННОГО
 состоит не в создании красоты ради возбуждения эстетического удовольствия, а в
 образном освоении
 действительности, т. е. в выработке специфического духовного содержания и в
 специфич.
 социальном функционировании.
 Стремясь определить смысл существования И. как особой сферы деятельности,
 принципиально
 отличающейся от И. в широком смысле слова, теоретики на протяжении всей истории
 эстетич. мысли
 шли двумя путями: одни были убеждены, что «тайна» И. состоит в какой-то одной
 его способности,
 одном призвании и назначении — либо в познании реального мира, либо в созидании
 мира
 вымышленного, идеального, либо в выражении внутр. мира художника, либо в
 организации общения
 людей, либо в самоцельной, чисто игровой активности; др. учёные, обнаруживая,
 что каждое из
 подобных определений абсолютизирует какие-то одни присущие И. качества, но
 игнорирует иные,
 утверждали именно многомерность, разносторонность И. и пытались описать его как
 набор
 различных качеств и функций. Но при этом неизбежно утрачивалась целостность И.,
 и оно
 представало в виде суммы разнородных свойств и функций, способ объединения к-рых
 в единое,
 качественно своеобразное целое оставался непонятным.
 Совр. марксистская наука ищет решения этой задачи на пути преодоления как
 различных
 односторонних, так и плюралистич. истолкований природы И., на основе диалектико-
 материалистич.
 методологии и принципов системного исследования. Один из опытов такого рода
 состоит в
 следующем: процесс историч. развития обществ. разделения труда привёл к тому,
 что из перво-
 начальной синкретической человеч. жизнедеятельности постепенно выделялись
 различные формы
 материального и духовного производства и различные формы общения людей. Каждая
 из этих
 областей человеч. деятельности приобретала всё более специализиров. характер и
 сосредоточивалась
 на выполнении определ. социальной функции: наука стала осн. орудием познания
 мира, идеологич.
 формы — средством ценностной ориентации и социального регулирования человеч.
 деятельности,
 язык — универс. средством общения людей, игра — организацией их досуга, спорт —
 механизмом
 физич. развития человека и т. д. Этот процесс развёртывался и на более глубоких
 уровнях, приводя к
 специализации разных областей материального произ-ва, к дроблению науки на
 различные отрасли
 знания, к расчленению идеологии на различные её формы (этическую, религиозную,
 политическую,
 юридическую, эстетическую), к появлению разных специализиров. знаковых систем и
 средств
 массовой коммуникации, к внутр. дифференциации спортивных! и игровых форм
 деятельности.
 Эффективность, а значит, и искусность, и порождаемая ею эстетич. ценность
 действий оказывались в
 каждом случае прямо пропорциональными ограниченности, односторонности решаемых
 задач.
 Наряду с этим необходимым процессом саморасщепления человеч. деятельности
 культура сохраняла
 потребность воспроизводить деятельность человека в её изначальной
 полуфункциональности, в
 одновременном и слитном осуществлении разных способов освоения мира —
 практического и
 духовного (К. Маркс называл это «практически-духовным» освоением
 действительности — см. К.
 Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 12, с. 727—28), познания мира и установления его
 ценностных значений,
 отражения реальности и её преображения с помощью фантазии, «самовыражения»
 человека и его
 общения с др. людьми. В И. и запечатлевается эта общая структура реальной
 человеч. деятельности,
 что обусловливает его разносторонность и одновременно целостность. Сопряжение
 познавательной,
 оценочной, созидательной н знаково-коммуникативной граней в структуре художеств.
 ткани
 позволяет И., в отличие от всех специализиров. форм человеч. дея-
 тельности, воссоздавать (образно моделировать) саму человеч. жизнь в её
 целостности, «удваивать»
 её, служить её воображаемым дополнением, продолжением, а иногда и заменой.
 Достижение такой
 цели оказывается возможным благодаря тому, что носителем художеств.
 информации является художественный образ, в к-ром целостное духовное содержание
 (единство
 мыслей, чувств и представлений) выражается в конкретно-чувств. форме. И.
 обращено поэтому не к
 утилитарному использованию и не к рациональному изучению, а к переживанию — в
 мире
 художеств. образов человек должен жить, подобно тому, как он живёт реально, но
 сознавая
 иллюзорность этого «мира» и эстетически наслаждаясь тем, как искусно он сотворён
 из материала
 мира реального (этим сознанием рукотворности И. отношение к нему человека, как
 проницательно
 заметил Фейербах, принципиально отличается от отношения к религ. верованиям, и
 В. И. Ленин
 полностью солидаризировался с этим утверждением — см. ПСС, т. 29, с. 53).
 Предоставляя человеку дополнит. жизненный опыт-воображаемый, но зато специально
 организованный и бесконечно раздвигающий рамки реального житейского опыта
 индивида — И.
 становится могуществ. способом социально направленного формирования сознания
 каждого члена
 общества. Оно позволяет человеку реализовать свои неиспользуемые возможности,
 развиваться
 душевно, эмоционально и интеллектуально, приобщаться к накапливаемому
 человечеством
 коллективному опыту, вековой мудрости, общечеловеч. интересам, устремлениям,
 идеалам. Тем
 самым И. приобретает и социально-организац. функцию и способность влиять на ход
 развития
 культуры, своеобразным «самосознанием» к-рой оно становится. Понятно, что на
 протяжении всей
 истории культуры И. привлекало внимание всех обществ. сил — гос-ва, классов,
 партий, религ. орг-
 ций и т. д., к-рые стремились распространить своё влияние на умы и сердца людей.
 В результате И.
 втягивалась в орбиту классовой борьбы, выражало устремления нар. масс или
 эксплуататорских
 классов, социального прогресса или реакции, а нередко запечатлевало в себе самом
 глубочайшие
 противоречия и конфликты обществ. развития (Ф. Энгельс показал это на примерах
 творчества Гёте
 и Бальзака, Ленин — на примере творчества Л. Н. Толстого). И. отражало процесс
 историч. развития
 общества и помогало обществу нащупывать пути и перспективы его движения к
 свободе, к
 достойным человека формам социальной жизни.
 Вместе с тем структура И., как всякой сложнодина-мич. системы, отличается
 гибкостью,
 подвижностью, вариационной способностью, что позволяет ему выступать как
 множество
 конкретных модификаций: таковы различные виды иск-ва (лит-pa, музыка, живопись,
 архитектура,
 театр, киноискусство и т. д.), различные его роды (напр., эпический и
 лирический), жанры (напр.,
 поэма и роман, оратория и симфония, историч. картина и натюрморт), разные его
 историч. типы
 (напр., готика, барокко, классицизм, романтизм и т. д.). В каждом таком реальном
 художеств.
 явлении мы обнаруживаем особую модификацию общих и устойчивых черт художеств.-
 образного
 освоения мира, в к-рой та или иная сторона его структуры приобретает
 главенствующее значение и
 соответственно по-своему складывается взаимосвязь остальных её сторон: напр.,
 соотношение
 познават. и созидат. способностей И. противоположно в лит-ре и в архитектуре,
 ибо вторая создаёт
 совершенно реальные объекты, к-рые обращены уже не только к переживанию, но и к
 практич.
 использованию, а первая создаёт только объекты воображаемые; что же касается
 познания мира и
 человека, то в этом отношении возможности лит-ры бесконечно шире, чем
 возможности зодчества. В
 эпосе и в лирике соотношение объек-тивно-познават. и субъективно-выразит.
 устремлений
 художеств. творчества противоположно; точно так же
 смена творч. методов, происходящая в истории И., основана на возможности
 поворачивать
 многогранный кристалл художеств.-образного освоения мира то одной, то другой его
 гранью:
 реалистич. метод во всех его разновидностях всегда ставил во главу угла
 познават. задачу, тогда как
 классицизм видел гл. цель в представлении идеального мира, к-рый непосредственно
 утверждал бы
 определ. систему ценностей.
 Реальный процесс создания и функционирования И. осуществляется в особой сфере
 культуры,
 именуемой художеств. культурой общества, к-рая объединяет в одно системное и
 исторически
 изменяющееся целое художеств. производство, художеств. потребление,
 художеств. критику, науч. изучение И. и сами художеств. ценности, носителями к-
 рых являются
 произв. всех видов И.
 Коммунизм призван создать наиболее благоприятные обществ.-историч. условия для
 широкого,
 свободного, разнообразного по формам развития художеств. деятельности. Ленин
 говорил, что ???.
 революция 1917 освободила художника от власти товарно-ден. отношений, обеспечив
 ему
 возможность истинно свободного творчества, обращённого ко всему народу, имеющего
 своей целью
 объединение чувств, мыслей и воли масс, их духовное и эстетич. воспитание, и что
 на этом пути
 будет создано «великое коммунистическое искусство», к-рое найдёт для себя новую
 форму,
 соответствующую его новому содержанию (см. В. И. Ленин, О лит-ре и иск-ве, 1969,
 с. 666). Метод
 социалистического реализма, выработанный в ходе длит. развития пролетарского, а
 затем и
 социалистич. И. в Сов. стране и во многих странах мира, является конкретной
 основой реализации
 ленинской программы построения художеств. культуры коммунистич. общества.
 • см. к ст. Эстетика. М. С. Каган.
 «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА», «чистое искусство», эстетич. доктрина (и
 соответствующие
 ей формы художеств. практики), утверждающая самоценность иск-ва и выступающая
 против его
 служения нравств., политич. и иным внеэстетич. целям. С этой т. зр. ценность
 иск-ва несовместима с
 к.-л. «неэстетич.» (утилитарной, политич., этич., религ.) ценностью. Хотя
 элементы данной
 концепции встречаются на ранних этапах истории художеств. культуры, её судьба
 связана с
 процессом становления бурж. сознания. Значит. импульс позиции «И. д. и.» был дан
 романтич.
 движением, в к-ром пафос гражданственности противоречиво сочетался со своего
 рода эстетским
 изоляционизмом. Однако в развитом виде теория «И. д. и.» сложилась в сер. 19 в.
 во Франции, а
 затем распространилась по всей Европе, выражая глубоко характерную для различных
 слоев бурж.
 интеллигенции внутр. противоречивость её социально-психологич. и идеологич.
 позиций: с одной
 стороны, неприятия офиц. ценностей бурж. общества и стремления обеспечить
 свободу художеств.
 творчества, к-рое кажется единств. прибежищем эстетич. ценностей, а с другой —
 осуществления
 таким образом отрыва иск-ва от реальной классово-идеологич. борьбы, от революц.-
 критич.
 интересов и социалистич. идеалов демократич. масс. В разных конкретных
 социально-историч. и
 культурных условиях одна из сторон этого противоречия приобретала решающее
 значение, в силу
 чего менялась и роль идеи «И. д. и.» в художеств. культуре. Так, напр., Н. Г.
 Чернышевский отмечал,
 что «устарелая» в его время мысль об «И. д. и.», однако, «...имела смысл тогда,
 когда надобно было
 доказывать, что поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать
 действительности в
 угоду различным произвольным и приторным сентенциям» (ПСС, т. 2, 1949, с. 271).
 Острота
 проблемы связи иск-ва с социальными процессами при сохранении его художеств.
 суверенности
 привлекла к ней в
 ИСКУССТВО 223
 нач. 20 в. внимание Г. В. Плеханова и А. В, Луначар-ского, искавших
 марксистское, диалектич. её
 решение, к-рое они противопоставляли мелкобурж. эстетизму, в каких бы конкретных
 формах он ни
 выражался. В совр. художеств. культуре и эстетич. мысли теория и практика «И. д.
 и.» встречают
 решит. сопротивление не только сторонников марксистско-ленинской эстетики и иск-
 ва
 социалистического реализма, но и мн. представителей демократич. культуры,
 убеждённых в воз-
 можности эстетически полноценного и одновременно социально-активного искусства.
 • Плеханов Г. В., Иск-во и обществ. жизнь, в его сб.: Эстетика и социология
 искусства, т. 1, М., 1978; Луначарский А.В.,
 Диалог об иск-ве, Собр. соч., т. 7, М., 1967; Лекции по истории эстетики, кн. 3,
 ч. 1, Л., 1976; Моr-qurgo-Tagliabue,
 L'estetique contemporaine. Une en-puete, Mil., 1960.
 ИСЛАМ [араб., букв.— предание себя (богу), покорность], мусульманство, одна из
 трёх мировых
 религий наряду с буддизмом и христианством. Возникла в Хиджазе (в нач. 7 в.)
 среди араб. племён
 Зап. Аравии, в условиях разложения патриархально-родового строя и начала
 формирования
 классового общества. Быстро распространилась в ходе воен. экспансии арабов от
 Ганга на Востоке до
 юж. границ Галлии на Западе. Совр. И. распространён в основном в странах Азии и
 Африки, играя
 существ. роль в их политич. и социо-культурной жизни. Число приверженцев И., по
 разным данным,
 от 450 до 800 млн. чел. Большинство мусульман (90%) — сунниты, представляющие
 ортодоксальное
 направление в И., 10% составляют шииты.
 Основатель ислама — Мухаммед (570 ?— 632) из рода хашимитов мекканского племени
 курейш. До
 Мухаммеда арабам были уже известны монотеистич. религии — иудаизм и христианство
 монофизитского и несторианского толков; в качестве самостоят. формы монотеизма в
 Аравии
 оформляется ханифизм. Под непосредств. влиянием этих религий в 610—614 началась
 религ.
 проповедь Мухаммеда. После переселения в 622 с небольшой группой последователей
 из Мекки в
 Медину (т.н. хиджра, к-рая позже стала точкой отсчёта для мусульм.
 летосчисления, ведущегося но
 лунному календарю), Мухаммед выступает уже не только как проповедник, но и как
 воинственный
 теократич. правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных
 областях жизни.
 Вообще в Мухаммеде вполне «земные» черты преуспевающего вождя и практич.
 законодателя
 уживаются с религ. экстазом, и этому соответствует внутр. склад И., не знающего

<< Пред.           стр. 116 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу