<< Пред. стр. 132 (из 449) След. >>
"с в ?б о д н о й вол и", воли в себе и для себя, человеческой воли, и сделализ неё таким образом
чисто идеологические определения понятий и моральные постулаты» (Соч., т. 3, с.
184).
• P a t о n ?. I., The categorical imperative, L.— ?.?., 1947; Williams T. C.,
The concept of the categorical imperative, Oxf.,
1968.
«КАТЕДЕР-СОЦИАЛИЗМ» (нем. Kathedersozialismus, от Katheder — кафедра),
разновидность
бурж. социализма. Возник в Германии в 60—70-е гг. 19 в. в качестве реакции
представителей офиц.
нем. бурж. науки (гл. обр. политич. экономии) на рост социалистич.
сознательности рабочего класса.
В 1872 они объединились в Союз социальной политики с целью борьбы против
марксизма и
проповеди с университетских кафедр необходимости вмешательства гос-ва в
экономич. и
социальные отношения якобы для введения «социализма» сверху. Идейные истоки «К.-
с.» — в
концепции «социальной монархии» Л. Штейна (Германия) (см. «Государственный
социализм»).«К.-
с.»был «... естественным и неизбежным выражением теоретической трусости и
политической
растерянности тамошней буржуазии» (Ленин В. И., ПСС, т. 2, с. 479). Катедер-
социалисты (Г.
Шмоллер, Л. Брентано, А. Вагнер, Г. Геркнер, А. Шеффле) выступили апологетами
гос. капитализма,
насаждавшегося в Германии, изображали прусско-юнкерское гос-во «народным гос-
вом», чинов-
ничество и монархич. власть «единственно нейтральными элементами в классовой
борьбе»,
способными обеспечить улучшение положения трудящихся, доказывали возможность
социального
решения рабочего вопроса путём полицейской регламентации труда, возрождения
обычаев ср.-век.
цехов и пр. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике «К.-с.», капитулянтство
перед ним
оппортунистов. В. И. Ленин вскрыл связь «К.-с.», «легального марксизма» в России
и междунар.
ревизионизма. В кон. 19 — нач. 20 вв. влияние «К.-с.» значительно упало. Нек-рые
его идеи позднее
были восприняты идеологами реформизма, политич. реакции.
• Маркс К., Замечания на книгу А. Вагнера..., M a p к с К. и Э н г е л ь с Ф.,
Соч., т. 19; Э н г е л ь с Ф., Брентано contra
Маркс, там же, т. 22; Ленин В. И., Аграрный вопрос и «критики Маркса», ПСС, т.
5; е г о ж е, Против бойкота, там же, т.
16; его же, Анкета об организациях крупного капитала, там же, т. 21; V o l k е г
l i n g F., Der deutsche Katheder-
Sozialismus, B., 1959.
КАУЗАЛЬНОСТЬ (от лат. causalis — причинный), то же, что причинность.
КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл (16.10.1854, Прага, -17.10.1938, Амстердам), один из
лидеров и
теоретиков герм. с.-д-тии и 2-го Интернационала. В идейном развитии К.
эволюционировал от
домарксистских взглядов к марксизму н от него к центризму и оппортунизму. Для
филос. взглядов К.
характерно эклектич. соеди-
252 «КАТЕДЕР-СОЦИАЛИЗМ»
нение элементов материализма и идеализма. В 1874 он примкнул к социалистич.
движению, был
близок к лассальянству (см. Лассаль). С кон. 70-х гг., а особенно после
знакомства в 1881 с К.
Марксом и Ф. Энгельсом, начал переходить на позиции марксизма. В 1883—1917 К. —
редактор
теоретич. журн. герм. с.-д-тии «Die Neue Zeit». B 80—90-х гг. написал ряд работ
и статей,
пропагандировавших марксистские идеи: «Экономич. учение Карла Маркса» (1887,
рус. пер. 1956),
«Томас Мор и его утопия» (1888, рус. пер. 1905), «Комментарии к Эрфуртской
программе» (1892,
рус. пер. 1959), «Предшественники новейшего социализма» (Bd 1—2, 1895, рус.
пер., т. 1—2, 1924—
25) и др. Работа К. «Аграрный вопрос» (1899, рус. пер. 1900) получила положит.
оценку В. И.
Ленина. Однако и тогда К. совершал ошюртунистич. ошибки, за что подвергался
критике со стороны
Энгельса. После ревизионистского выступления Э. Бернштейна К. выпустил кн.
«Бернштейн и
социал-демократич. программа» (1899, рус. пер. 1906), к-рая сыграла в общем
положит. роль в борьбе
с ревизионизмом, но обходила вопрос о ревизии Бернштейном марксистского учения о
гос-ве и
диктатуре пролетариата.
В нач. 20 в. К. опубликовал ряд работ, написанных, несмотря на отд. отступления,
в духе марксизма:
ст. «Славяне и революция», брошюры «Движущие силы и перспективы русской
революции» (1906—
07, рус. пер. 1907, под ред. и с предисл. В. И. Ленина), «Путь к власти» (1909,
рус. пер. 1959). В
дальнейшем, отрицая партийность марксистской философии, поддерживая
антимарксистские теории
насилия, социал-дарвинизма, пытался доказать совместимость науч. социализма с
немарксистскими
филос. системами. С началом 1-й мировой войны К. окончательно порвал с революц.
марксизмом,
оправдывал союз с социал-шовинистами.
Отрицание К. связи между господством монополий и захватнич. политикой
империалистич. гос-в,
попытка свести империализм к разновидности политики совр. капитализма вели, как
показал Ленин
(см. ПСС, т. 27, с. 387, 409—20), к затушёвыванию коренных противоречий,
свойственных
монополистич. стадии развития капитализма. Столь же апологетической и
реформистской была
выдвинутая К. теория ультраимпериализма, рисовавшая ложную перспективу
наступления новой
фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий. К. сеял
пацифистские иллюзии,
по существу отрицал неизбежность пролет. революции. ???. революцию 1917 К.
встретил
враждебно, выступал против установления диктатуры пролетариата, в защиту бурж.
демократии.
Отступничество К. от марксизма было разоблачено Лениным в работе «Пролет.
революция и ренегат
Каутский». В кн. «Материалистич. понимание истории» (Bd 1—2, 1927, рус. пер., т.
2, 1931),
биологи-зируя обществ. процесс, искажая учение марксизма о классах и гос-ве, К.
фактически
перешёл на позиции социал-дарвинизма.
• в рус. пер.: Собр. соч., т. 1—4, 10, 12, М.— П., 1923—30.
• Ленин В. И., Рецензия. Karl Kautsky. Die Agrarfrage, ПСС, т. 4; e г 9 же,
Рецензия. Karl Kautsky. Bernstein und das
sozialdemokratische Programm, там же; его же, Предисловие к рус. изданию брошюры
К. «Нет больше социал-
демократии!», там же, т. 12; е г о ж е, Предисловие к рус. переводу брошюры К.
«Движущие силы и перспективы рус.
революции», там же, т. 14; его же, Гос-во и революция, там же, т. 33, гл. 6;
История Второго Интернационала, т. 1—2,
М., 1965—66; Б p а й о-вич С. М., Карл К. — эволюция его воззрений, М., 1982.
КАЧЕСТВО, филос. категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его
существенную
определённость, благодаря к-рой он является именно этим, а не иным объектом. К.
отражает
устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, к-рое характеризует его
специфику,
дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря К. каждый
объект
существует и мыслится как нечто отграниченное от др. объектов. Вместе с тем К.
выражает и то об-,
щее, что характеризует весь класс однородных объектов.
Категория К. впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим её как
видовое отличие
сущности. Аристотель отмечал текучесть К. как состояний вещей, их способность
превращаться в
противоположное. Ср.-век. схоластика толковала т. н. скрытые К. как вечные и
неизменные
«формы». На почве механис-тич. мировоззрения и философии нового времени
сложилось деление на
первичные и вторичные качества. Гегель определил К. как логич. категорию,
составляющую
начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную
характеристику
бытия объекта.
Диалектич. материализм исходит из признания объективности и всеобщности качеств.
определённости вещей. К. объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При
этом объект не
состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими:
«...существуют не
качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими
качествами»
(Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 547). Под свойством
понимается способ
проявления определ. стороны К. объекта по отношению к др. объектам, с к-рыми он
вступает во
взаимодействие. Категория К. объекта не сводится к отд. его свойствам. Она
выражает целостную
характеристику функционального единства существ. свойств объекта, его внутр. и
внеш.
определённости, относит. устойчивости, его отличия от др. объектов или сходства
с ними.
Категория К. выражает определ. ступень познания человеком объективной
реальности. На начальном
этапе познания объект исследования выступает перед субъектом прежде всего к.-л.
отд. свойством
или рядом свойств. В непосредств. чувств. восприятии К. выступает как нек-рое
множество свойств.
«Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто ,— потом развиваются
понятия качества...
(определения вещи или явления) и количества... Самым первым и самым
первоначальным является
ощущение, а в нем неизбежно и качество...» (Лени н В. И., ПСС, т. 29, с. 301).
Познание идёт от К. к
количеству и далее к их единству — мере. Любой предмет представляет собой
единство К. и
количества. См. ст. Переход количественных изменений в качественные и лит. к
ней.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, социологич. категория, выражающая качество удовлетворения
материальных
и культурных потребностей людей (качество питания, качество и модность одежды,
комфорт
жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей
среды,
структура досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении,
знаниях, творч.
труде, уровень стрессовых состояний, структура расселения и др.). В 70-х гг. 20
в. в капиталистич.
странах развернулась идеологич. кампания «за новое качество жизни» с целью
приглушить критику
бурж. строя, направить её в русло экологич. и социально-психологич. проблем.
Среди бурж. фи-
лософов, социологов, экономистов вопрос о содержании и структуре понятия К. ж.
остаётся
дискуссионным. Одни трактуют его как тождественное укладу, уровню, стилю или
образу жизни,
другие противопоставляют К. ж. и уровень жизни как взаимопротивоположные (т. е.
чем выше
уровень жизни, чем напряжённее жизненный ритм, тем ниже К. ж., и наоборот),
третьи сводят К. ж. к
уровню стрессовых ситуаций или качеству окружающей среды и т. д.
Философы и социологи-марксисты подчёркивают серьёзность проблем К. ж., особенно
в совр.
условиях, но отвергают апологетич. бурж. концепции К. ж., вскрывают их классовую
сущность и
критикуют методоло-гич. несостоятельность попыток подмены проблематики уклада,
уровня, образа
жизни одними лишь узко взятыми и тенденциозно трактуемыми проблемами К. ж. При
социализме
неуклонный подъём жизненного уровня нар. масс приводит к повышению К. ж.
человека.
К. ж. наряду с укладом и уровнем жизни определяет условия образа жизни людей.
• Милейковский А. Г., Науч.-технич. революция и проблема «К. ж.» в развитых
капиталистич. странах, «ВФ», 1074, № 7;
? ? ? о в С. И., Проблема «К. ж.» в совр. идеологич' борьбе, М., 1977; Бестужев-
Лада И. В., Б а т ы-г и н Г. С., О «К. ж.»,
«США: экономика, политика, идеология» 1978, ? 1; Т од о ? о в А. С., К. ж., пер.
с болг., М., 1980; Campbell ?.,
Converse Р. E., Rodgers W L The quality of American life, N. У., 1976.
КВАНТИФИКАЦИЯ (от лат. quantum — сколько и facio — делаю), измерение качеств.
признаков.
КВАНТОР (от лат. quantum — сколько), оператор логики предикатов, применение к-
рого к
формулам, содержащим лишь одну свободную переменную, даёт предложение
(высказывание).
Различают К. общности, обозначаемый символом (от англ. all — все), и К.
существования (от
exist — существовать): хР(х) интерпретируется (см. Интерпретация) как «для всех
х имеет место
свойство Р», а хР(х) — как «существует х такой, что имеет место свойство ?(х)».
Если предметная
область (универсум) конечна, то хР(х) равносильно конъюнкции всех формул Р(а),
где а — элемент
предметной области. Аналогично, хР(х) равносильно дизъюнкции всех формул вида ?
(а). Если же
предметная область бесконечна, то xP(x) и хР(х) могут быть истолкованы
соответственно как
бесконечные конъюнкция и дизъюнкция. Введение К. в логике многоместных
предикатов (т. е.
неодноместных) обусловливает неразрешимость исчисления предикатов. Различные
соотношения
между К. общности и существования и логическими связками логики высказываний
формализуются
в исчислении предикатов.
• см. к ст. Логика предикатов.
КВИЕТИЗМ (франц. quietisme, от лат. quietus — спокойный, безмятежный, quies —
покой), религ.-
этич. учение, проповедующее мистически-созерцат. отношение к миру, пассивность,
спокойствие
души, полное подчинение божеств. воле, безразличие к добру и злу, к раю и аду.
Возникнув в кон. 17
в. внутри католицизма, К. выражал рост оппозиц. настроений против папства и
враждебное
отношение к иезуитам. Идеи К. были развиты исп. священником М. Молиносом (1628—
96),
издавшим в Риме в 1675 книгу «Духовный руководитель» («Guida spirituale»).
Согласно учению
квиетистов, душа, примирившаяся со всеми страданиями и отрешившаяся от мира,
полностью
погружается в божеств. любовь.
Католич. церковь и особенно иезуиты резко выступили против К. В 1685 Молинос был
заключён в
тюрьму, а 68 положений К. были осуждены как ересь. Идеи Молиноса были развиты
его
последовательницей во Франции Ж. М. Гюйон (1648—1717), в защиту к-рой выступил
епископ Ф.
Фенелон. Однако особая церк. комиссия, возглавляемая Ж. Боссюэ, осудила К. как
безнравств.
еретич. учение и добилась заключения Гюйон в Бастилию. Элементы К.
обнаруживаются и в люте-
ранском пиетизме 18 в.
Термин «К.» приобрёл и более общий смысл, став синонимом пассивности,
непротивления,
воздержания от к.-л. деятельности. В этом смысле в К. часто видят характерную
особенность мн.
вост. религий. В.И.Ленин, находя элементы К. в толстовстве, подверг резкой
критике всякие попытки
их идеализации (см. ПСС, т. 20, с. 104).
* S с h а г l i n g С. E., Michael de Molinos. Ein Bild aus der
irchengeschichte des siebzehnten Jahrhunderts, Gotha,
1855; H e p p e H., Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen
Kirche, B., 1875.
КВИНТЭССЕНЦИЯ (от лат. quinta essentia — пятая сущность, перевод греч. ??????
?????), в антич.
философии «пятый элемент» (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной тверди
или светил),
учение о к-ром впервые было разработано в платоновской Ака-
КВИНТЭССЕНЦИЯ 253
демии (см. «Тимей» 55 с, где корпускулы К. обладают формой правильного
додекаэдра). Аристотель
превратил теорию пятого элемента (он сам наз. его «первым телом», «первым
элементом», «первой