<< Пред.           стр. 137 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 превращения с.-х. труда в разновидность индустриального. Рост обобществления
 труда в колхозах,
 развитие экономич. связей между колхозами и гос. предприятиями ведут к сближению
 колх.
 собственности с общенародной. В то же время на базе соединения науч.-технич.
 революции с
 преимуществами социализма идёт процесс сближения труда физического с умственным.
 Опыт раз-
 вития социализма в СССР позволяет предположить, что становление бесклассовой
 структуры
 общества в главном и основном произойдёт в история, рамках зрелого социализма.
 Ведущей силой
 процесса стирания межклассовых различий выступает совр. рабочий класс (см.
 Материалы XXVI
 съезда КПСС, 1981, с. 52—54).
 Успехи в решении историч. задачи уничтожения эксплуататорских К. практически
 опровергли
 утверждения бурж. идеологов о «вечности» частной собственности, «естественности»
 разделения
 общества на господствующих и подчинённых. Бурж. теории К. обычно характеризуются
 антиисторич. подходом. Так, напр., сторонники биологич. теорий утверждают, что в
 основе деления
 общества на К. лежат различная биологич. ценность людей, различия в
 происхождении, в расовой
 принадлежности. Для большинства бурж. теорий характерно отрицание материальных
 основ
 разделения общества на К. Бурж. социологич. теории стремятся либо затушевать
 различия между К.,
 либо, наоборот, объявить их естественными и неустранимыми. Многие бурж.
 социологи утверждают,
 что сам пролетариат «исчез», растворился в «среднем классе». Однако в
 действительности никакого
 «среднего класса» не существует; есть многочисленные промежуточные слои, к-рые
 не образуют
 единого класса. Их существование отнюдь не ведёт к выравниванию положения
 противоположных К.
 Столь же несостоятельны попытки подменить разделение общества на противоположные
 К.
 делением его на множество слоев («страт»), различающихся между собой по роду
 занятий, доходам,
 месту жительства и др. признакам. Марксизм-ленинизм, разумеется, не отрицает
 существования в
 обществе наряду с классами и др. социальных слоев и групп. Однако их место и
 роль могут быть
 поняты лишь при учёте того, какое место они занимают в классовой структуре
 общества и в борьбе
 между К. Классовые противоположности нельзя заслонить проф., культурными и др.
 различиями.
 Эти противоположности исчезают только в результате коренного изменения отношений
 произ-ва,
 революц. ниспровержения устоев капиталистич. общества и создания нового,
 социалистич. общества.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К.,
 Введение. (Из экономич. рукописей
 1857—1858 годов), там же, т. 12; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта,
 там же, т. 8; его ж е, Капитал, т. 1—3,
 там же, т. 23—25; его же, Теории прибавочной стоимости (IV т. «Капитала»), там
 же, т. 26 (ч. 1—3); Энгельс Ф., Анти-
 Дюринг, там же, т. 20; его же, Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии,
 там же, т. 21, гл. 4; е г о же,
 Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, там же; его же, Обществ.
 К.— необходимые и излишние, там
 же, т. 19; Л е н и н В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против
 социал-демократов?, ПСС, т. 1; е г о же,
 Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же, т.
 1; его же, Еще одно уничтожение
 социализма, там же, т. 25; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; его же, Гос-во и
 революция, там же, т. 33; его же, Великий
 почин, там же, т. 39; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры
 пролетариата, там же; его же, Детская болезнь
 «левизны» в коммунизме, там же, т. 41; Междунар. совещание коммуни-стич. и
 рабочих партий. Документы и
 материалы, М., 1969;
 КЛАССЫ 261
 Материалы XXVсъезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, ?., ?98?;
 Солнцев С. И., Обществ. К., П., 19232;
 Семёнов В. С., Капитализм и К., ?., 1969; Проблемы изменения социальной
 структуры сов. общества, М-, 1068; К.,
 социальные слои и группы в СССР, ?., 1968; Иноземцев ?. ?., Совр. капитализм:
 новые явления и противоречии, М.,
 1972; Г л е з е ? м а н Г. Е., Историч. материализм и раз-витие социалистич.
 общества, М., 19732, гл. 4; Науч. коммунизм
 и фальсификация его ренегатами, М., 19742; ? у т к е-вич М. П., Тенденции
 развития социальной структуры сов.
 общества, М., 1975; Социальная структура развитого социалистического общества в
 СССР, М., 1976; М и к у л ь с к и й
 К. И., Классовая структура общества в странах социализма, М., 1976; Семенов В.
 С., Диалектика развития социальной
 структуры сов. общества, М., 1977; А м в ? о с о в А. А., От классовой
 дифференциации к социальной однородности
 общества, ?.. 19782; Формирование социальной однородности социалистич. общества,
 М., 1981; Социальная структура
 социалистич. общества. 1970—1977. Библ. указатель, ч. 1—2, Таллин, 1980; см.
 также лит. к ст. Классовая борьба. Г. Е.
 Глезерман.
 КЛАУС (Klaus) Георг (28.12.1912, Нюрнберг,-29.7.1974, Берлин), нем. философ-
 марксист (ГДР),
 действит. чл. АН ГДР (1961). Чл. СЕПГ с 1946. Нац. пр. ГДР (1959, 1964). Область
 науч.
 деятельности: проблемы теории познания и логики; гл. внимание уделял
 мировоззренч.,
 методологич. и гносеологич. вопросам
 математики, кибернетики, семиотики, теории игр. К.— один из авторов и издателей
 «Филос.
 словаря» («Philosophisches Worterbuch», Bd 1—2, 1964, 197612) и «Словаря по
 кибернетике»
 («Worterbuch der Kybernetik», 1967).
 • Jesuiten, Gott, Materie, B., 1957; Semiotik und Erkenntnistheorie. B., 1963;
 Kybernetik und Erkenntnistheorie, В., 1966;
 Spieltheorie in philosophischer Sicht, B., 1968; Moderne Logik, B., 19726;
 Kybernetik — eine neue Universalphilosophie der
 Gesellschaft?, B.,1973; Phuosophiehistorische Abhandlungen. Koperni-kus,
 D'Alambert, Condillac, Kant, B., 1977; Beitrage zu
 philosophischen Problemen der Einzelwissenschaften, B., 1978; в рус. пер.—
 Введение в формальную логику, М., I960;
 Кибернетика и философия, М., 1963; Кибернетика и общество, М., 1967; Сила слова,
 М., 1987.
 КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Clemens Alexand-rinus) Тит Флавий (ум. до 215), христ.
 теолог и писатель. Стремился к синтезу эллинской культуры и христ. веры, не
 ощущая глубоких
 противоречий между двумя идейными мирами, к к-рым он принадлежал. Религ. идеал
 К. А.
 сохраняет черты антич. филос. гуманизма; трактаты «Увещание к эллинам» и
 «Педагог», продол-
 жающие жанровую традицию популярно-филос. лит-ры, интерпретируют христианство
 как
 просветит. учение, ниспровергающее языч. суеверия, освобождающее от страха и
 дарующее внутр.
 независимость. Огромная начитанность К. А. проявилась в собрании набросков,
 объединённых под
 заглавием «Строматы» («Ковёр из лоскутков»),— ценном источнике по истории антич.
 философии,
 к-рую К. А. с известными оговорками ставит наравне с Библией. В беседе «Какой
 богатый спасётся?»
 евангельское осуждение богатства подменено отвлечённым филос. принципом
 презрения к
 материальному. В целом представленный К. А. тип христианства не нашёл себе места
 в ср.-век.
 мысли и ожил лишь в философии т. н. христ. гуманизма в эпоху Возрождения (Эразм
 Роттердамский,
 Мор).
 • [Werke], Bd 1—4, Lpz., 1905—36; Bd 2—3, В-, 1960—703 (Die griechischen
 christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhun-
 derte...).
 • M u p т о в Д., Нравств. учение K. ?., СПБ, 1900; История философии, т. 1, М.,
 1940, с. 389—90; V o l k с r W., Пег
 wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrimis, В.— Lpz.., 1952; O s-b o r n E. F.,
 The philosophy of Clemens of Alexandria,
 Camb., 1957.
 «КНИГА О ПРИЧИНАХ» (Liber de causis), или «К н и-г а о чистом благе» (Liber de
 expositione boni-
 tatis purae), популярная в ср. века компиляция, включавшая ряд выдержек из
 «Начал теологии»
 Прокла. Араб. текст был составлен, вероятно, в 10—11 вв. в Багдаде (до нас дошёл
 только в
 Лейденской рукописи 1197). В лат. пер. одним из первых «К. о п.» использовал
 Алан Лилльский.
 Альберт Великий считал её завершением теологии Аристотеля. «К. о и.» оказала
 влияние на Фому
 Аквинского и Данте. Сохранилось ок. 200 лат. рукописей «К. о н.»
 262 КЛАУС
 • S a f f r е у H. - D., L' (Hat actuel des recherches sur le Liber de causis
 conimc source de la metaphysique au mqycn age, в кн.:
 Die Metaphysik im Mittelalter. Ihr Ursprung und ihre Bedeutung hrsg. v. P.
 Wllpert, B., 1963,8. 267—8t; «Le Uber de causis».
 Edition 6tal)lie a l'aide de 90 manuscrits avec iutrod. et notes par A. Pattin,
 Leuven, [1966].
 «КНИГА ПРИРОДЫ», восходящее к древности представление о мире природы как некоем
 «тексте», подлежащем «чтению» и толкованию. Уже позднеантич. астрология
 уподобляла звёздное
 небо письменам, содержащим нек-рое сообщение. Ср.-век. христианство видело в
 природе создание
 того же самого бога, к-рый раскрыл себя людям в Библии; отсюда вытекает
 известный параллелизм
 природы и Библии как двух «книг» одного и того же автора (природа — мир как
 книга, Библия —
 книга как мир). Эта идея, одним из первых развитая Максимом Исповедником,
 остаётся популярной
 вплоть до эпохи барокко; она наивно выражена в стихах англ. поэта 17 в. Ф.
 Куарлеа: «Этот мир —
 книга ин фолио, в к-рой заглавными литерами набраны великие дела божьи; каждое
 творение —
 страница, и каждое действие — красивая буква, безупречно отпечатанная». Однако
 если
 ортодоксальная традиция сопоставляла «К. п.» и Библию, то неортодоксальные
 мыслители, начиная с
 эпохи Возрождения, противопоставляли их (напр., предпочтение «живого
 манускрипта» природы
 «писанному манускрипту» Библии у Кампанеллы). «К. п.» можно было сопоставлять не
 только с
 Библией, но и с человеч. цивилизацией и книгой как её символом. Просвещение (за
 исключением
 Руссо) вкладывает в образ «К. п.» свою веру в культуру, до конца согласную с
 природой, и в
 природу, до конца согласную с разумом. Движение «Бури и натиска», в частности
 ранний Гёте, а
 затем романтизм противопоставляет органич. мудрость «К. п.» механистич.
 рационализму и книжной
 учёности. Это умонастроение выражено в стихах Ф. И. Тютчева:
 «Где вы, о древние народы! Ваш мир был храмом всех богов, Вы книгу Матери-
 природы Читали ясно без очков!»
 • Curt i us E. R., Europaische Literatur und Lateinisches Mittelalter, Bern,
 1И48.
 КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович [27.8(8.9). 1851, Харьков,— 23.3(5.4). 1916,
 Петроград], рус.
 социолог, историк, правовед, этнограф, акад. Петерб. АН (1914; чл.-корр. 1899).
 Один из основателей
 Моск. психологич. об-ва (1884). Издатель журн. «Вестник Европы» (1909—16). Один
 из основателей
 конституц.-монархич. Партии демократич. реформ; депутат 1-й Гос. думы, с 1907
 чл. Гос. совета.
 Мировоззрение К. сформировалось под влиянием позитивизма Конта и Спенсера (К.
 был лично с
 ним знаком), что предопределило его интерес к социологич. проблематике и критич.
 отношение к
 неокантианству и неогегельянству. Несмотря на близкое знакомство с К. Марксом и
 Ф. Энгельсом, К.
 марксизма не принял, усматривая в нём односторонний «экономич. детерминизм». В
 то же время К.
 испытал определ. влияние марксизма, что отразилось в его интересе к истории
 землевладения,
 экономич. проблемам, в стремлении объяснить развитие политич. идей политич.
 практикой и т. п.
 Центр. место во взглядах К. занимает учение о социальном прогрессе, сущность к-
 рого он с
 абстрактно-гуманистич. позиций видел в развитии солидарности между социальными
 группами,
 классами и народами; этот процесс происходит, по К., под влиянием мн. причин,
 среди к-рых нельзя
 выделить к.-л. одну, главную. Одной из осн. задач социологии К. считал выявление
 сущности
 солидарности, описание и объяснение многообразия её форм.
 Выступая как против односторонности психологич., биологич., географич. и пр.
 объяснений историч.
 процесса, так и против его мистифицирования, К. признавал наличие как частных,
 так и более общих
 объективных законов обществ. развития (напр., К. считал, что гл.
 «двигателем» развития нар. х-ва является рост народонаселения). Выявление этих
 законов, по К.,
 должно основываться на изучении и обобщении массы эмпирич. материала.
 Исходя и;) учения о прогрессе, К. рассматривал революцию как случайное и
 патологич. явление, но
 считал, что она становится неизбежной, когда «правители», избегая назревших
 реформ,
 «искусственно» пытаются препятствовать объективно необходимому социальному
 прогрессу.
 В своих конкретных исследованиях К. применял сравнительно-историч. метод,
 характеризуя его как
 «параллельное изучение» фактов и явлений обществ. эволюции различных народов, на
 основе к-рого
 можно выявить «общую формулу поступат. движения обществ. жизни». Разрабатывая
 теорию
 сравнит.-история, метода, К. видел в нём гл. оружие в борьбе с субъективизмом и
 произволом в
 историч. науке.
 К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали конкретные историч. и этнографич.
 исследования К. Но
 абстракт-но-гуманистич. идеи К. теоретически обосновывали бурж. либерализм, а в
 политич.
 практике вели к защити реформизма, к попыткам примирения в России демократии и
 монархии.
 • Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения, ч. 1, M.,
 1879; Совр. обычай и древний закон.
 Обычное право осетин « историко-сравнит. освещении, т. 1—2, М., 1886;
 Первобытное право, в. 1—2, М., 1886;
 Происхождение совр. демократии, т. 1—4, М., 1895—97; Мое науч. и лит.
 скитальчество, «Рус. мысль», 1895, кн. 1;
 Экономич. рост Европы до возникновения капиталистич. х-ва, т. 1—3, М., 1898—
 1903; Совр. социологи. СПБ, 1905; От
 прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к
 парламентаризму, т. 1—3, СПБ, 1906;
 Социология, т. 1—2, СПБ, 1910; Очерк происхождения и развития семьи и
 собственности, пер. с франц., М., 1939.
 * [Маркс К.], Конспект кн. M. M. К. «Общинное землевладение...», «Сов.
 востоковедение», 1958, № 3—5; Энгельс Ф.,
 Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, Маркс К.иЭнгельс Ф., Соч.,
 т. 21; Т и м и p я-зев К. А., Памяти
 друга, Соч., т. 8, [М.1, 1939; Сафро-нов Б. Г., М. М. К. как социолог, [М.1,
 1960; Социологич. мысль в России, Л., 1978;
 Материалы для биографич. словаря действит. чл. имп. АН, ч. 2, П., 1917 (наиболее
 полная библ.).
 КОГЕН (Cohen) Герман [4.7.1842, Косвиг (Анхальт),— 4.4.1918, Берлин], нем.
 философ-идеалист,
 глава мар-бургской школы неокантианства. Устраняя кантовское понимание «вещи в
 себе» и
 связанное с ним различие чувственности и рассудка, К. превращает тем самым
 центральную для
 «Критики чистого разума» Канта проблему трансцендентального синтеза в чисто
 логическую.
 Опираясь на кантовское учение о регулятивных идеях разума, К. истолковывает
 «вещь в себе» не как
 существующую вне и независимо от познания, а как целенаправленную идею мышления.
 Это
 истолкование Канта было охарактеризовано В. И. Лениным в работе «Материализм и
 эмпириокритицизм» как критика Канта справа. Мышление у К., в отличие от Канта,
 порождает не
 только форму, но и содержание познания. Наиболее наглядной моделью порождения
 знания мыш-
 лением является, но К., математика, особенно теория бесконечно малых. Подобно
 тому как

<< Пред.           стр. 137 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу