<< Пред. стр. 142 (из 449) След. >>
просвет, работы, лит-pa и пск-во, устная пропаганда и агитация.Передовые идеи утверждаются в борьбе как со старыми, утвердившимися ранее
представлениями,
так и с. чуждой идеологией, распространяемой бурж. пропагандой. Особенно это
относится к cовр.
эпохе, когда в условиях острого идеологич. противоборства двух социальных систем
бурж. идеологи
стремятся ослабить идейно-политич. единство социалистич, общества. Систематич.
борьба против
враждебной идеологии и её пережитков в сознании и поведении люден составляет
четвёртый,
важнейший принцип марксистско-ленинской теории К. в. Эта борьба ведётся прежде
всого с
помощью критики отсталых взглядов и поступков, мерами дисциплинарного
воздействия, методом
убеждения как осн. методом К. в. В то же время в отношении злостных нарушителей
законов и
правил социали-стич. общежития применяются меры принуждения,
Руководящей и направляющей силой всей системы воспитат. деятельности является
Коммунистич.
партия, выступающая основным субъектом К. в. Она намечает общение и конкретные
цели К. в. на
каждом историч. этапе, определяет роль каждой орг-ции — государственной,
хозяйственной,
общественной, культурно-просветительной — в достижении этих целей, подбирает их
кадры,
вооружает их марксистско-ленинской теорией, принимает необходимые меры по
совершенствованию
деятельности каждой орг-ции, обеспечивая таким образом комплексный подход как к
целям и
средствам воспитания, так и к деятельности всех социальных институтов,
занимающихся К. в.
• M a p и с К. и Э н г е л ь с Ф., О воспитании и образовании. [Сб.], т. 1—2,
М., 1978; Ленин В. И., О воспитании и об-
разовании. [Сб.], М., 19733; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М.,
1976; Материалы XXV съезда КПСС,
М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981, Основы К. в., ?., 196?2; Ковалев
С. М., Формирование социалистич.
личности, М., 1980. С. М, Ковалёв.
КОМПЕНСАЦИЯ (от лат. compensatio — возмещение) в психопогии, восстановление
нарушенного
равновесия психич. и психофизиологич. процессов путём создания противоположно
направленной
реакции или импульса. В этом самом общем смысле понятие К. широко употребляется
применительно к различным психич. процессам и функциям. Особое развитие понятно
К. получило в
ряде направлений глубинной психологии. В индивидуальной психологии А. Адлера К.
приписывается
роль осн. фактора в формировании характера и выработке определ. линии поведения
(«жизненного
стиля»); К. рассматривается Адлером как преодоление присущих человеку тех или
иных черт
неполноценности путём развития противоположных черт характера и особенностей
поведения (напр.,
чувство неуверенности в себе может компенсироваться развитием повышенной
самоуверенности и т.
п.). К. Юнг, рассматривая психику как автономную систему, называет К. принцип
психич.
саморегуляции, взаимного уравновешивания сознат. и бессознат. тенденций: так,
односторонность
сознат. установки приводит, по Юнгу, к усилению противоположных бессознат.
устремлений, выра-
жающихся, напр., в снах, резко контрастирующих с сознат. представлениями.
КОМПЛЕКС (от лат. complexns — связь, сочетание) в психологии, в самом общем
смысле определ.
соединение отдельных психич. процессов в некое целое. В более узком смысле —
группа
разнородных психич. элементов, связанных единым аффектом. Понятие К. в этом
смысле стало
одним из основных в различных направлениях глубинной психологии. Согласно
психоанализу
Фрейда, К. формируются вокруг влечений, подвергшихся вытеснению в сферу
бессознательного
(напр., т. н. эдипов комплекс, возникающий в результате вытеснения в раннем
детстве враждебных
импульсов по отношению к отцу); К. вызывают отклонения в поведении человека,
проявляясь в виде
ошибочных действий, неврозов, навязчивых представлений и т. п. В индивидуальной
психологии А.
Адлера отводится исключит. роль т. н. комплексу неполноценности —
ощущению индивидом своих органич. или психич. недостатков. Преодоление этого К.
путём
компенсации рассматривается Адлером, как осн. фактор психич. раз-витии человека,
формировании
его характера и поведения.
КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (от лат. conventio — соглашение), направление в филос.
истолковании
науки, согласно к-рому в основе математич. и естеств.-науч. теорий лежат
произвольные соглашения
(условности, определения, конвенции между учёными), выбор к-рых регулируется
лишь
соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т. п.
Основоположник К. — Пуанкаре, развивший К. в применении к физике и особенно к
математике.
Аксиоматизация ряда математич. дисциплин, развитие неевклидовых геометрий,
показавших, что
одному и тому же пространству могут соответствовать различные, не эквивалентные
друг другу
геометрии, привели его к выводу, будто геометрия не имеет опытного происхождения
и ничего не
говорит о реальном мире. К. отстаи-вали также Мах и Авенариус.
Следующий этап К. связан с развитием математич. логики в 30-х гг. 20 в. и
особенно ярко выражен в
ранних работах Карнапа и Айдукевича. Карнап сформулировал т. н. принцип
терпимости,
утверждающий, что в основу каждой естеств.-науч. теории можно положить любую
систему аксиом
и правил синтаксиса. Ай-дукевич развивал т. зр. «радикального К.», согласно к-
рой изображение
мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата, причём в этом выборе мы
свободны. Однако
ни Карнап, ни Айдукевич в дальнейшем не смогли последовательно провести эту
точку зрения и
видоизменили свою концепцию. Элементы К. имеются в неопозитивизме, прагматизме и
операцио-
нализме.
Отвергая К., диалектич. материализм видит его несостоятельность в отрицании
объективной основы
конвенций и науке, в игнорировании пределов, в к-рых соглашения в науке имеют
силу. Эти пределы
обусловлены самой действительностью, а в основе эквивалентности теоретич. систем
(исчислений,
геометрий, формализмов, языков и т. п.) лежит объективно существующее
многообразие явлений
внеш. мира.
КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. convergo -сближаюсь, схожусь), одна из осн.
концепций совр.
бурж. социологии, политэкономии и политологии, усматривающая и обществ. развитии
совр. эпохи
преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем — капитализма и
социализма с их
последующим синтезом n некоем «смешанном обществе», сочетающем в себе положит.
черты и
свойства каждой из них. Термин «конвергенция» заимствован бурж. идеологами из
биологии, где он
обозначает приобретение относительно далёкими по происхождению организмами
сходных
анатомич. (морфологич.) форм в процессе эволюции благодаря обитанию в одинаковой
среде.
К. т. выдвинули П. Сорокин, Дж. Голбрейт, У. Рос-тоу (США), Ж. Фурастье и Ф.
Перру (Франция), К.
Тинберген (Нидерланды), X. Шельский и О. Флехт-хейм (ФРГ) и др. Она получила
распространение
n бурж. обществ. мысли в 50—60-х гг. вследствие вынужденного признания экономич.
достижений
социализма и его историч. необратимости. Преобладающей темой К. т. является
стремление
увековечить капита-листич. систему, хотя бы в реформированном виде, путём
заимствования у
социализма науч. методов управления обществом, экономич. планирования н системы
социального
обеспечения.
К. т. включает широкий диапазон филос., социоло-гич., экономич. и политич.
взглядов и
футурологич. прогнозов — от бурж.-реформистских и социал-демо-кратич. стремлений
совершенствования гос.-монополи-
КОНВЕРГЕНЦИИ 271
стич. регулирования социально-экономич. процессов до откровенно апологетич.
концепций и
антикоммуни-стич. попыток «ассимиляции» капитализмом социали-стич. стран путём
навязывания
им «рыночной экономики», «либерализации» обществ. строя, политич. «плюрализма» и
мирного
сосуществования в области идеологии (3. Бжезинский, Р. Хантингтон, К. Менерт, Э.
Гелнер и др.).
Нек-рые бурж. социологи и политологи (Р. Арон, Д. Белл и др.) ограничивают
конвергенцию двух
систем лишь областью экономич. деятельности и социальной стратификации,
противопоставляя
социализм и капитализм в сфере политич. отношений и идеологии, тогда как другие
распространяют
её на обществ. отношения в целом. К. т. была воспринята мн. ревизионистами (Р.
Гароди, О. Шик и
др.) в виде концепций «рыночного социализма», «социализма с человеч. лицом» и т.
п.
С крахом надежд бурж. идеологов на обновление капитализма и эрозию социализма
путём его
«либерализации» популярность К. т. значительно упала в 70-х гг. Вместе с тем
среди бурж.
интеллигенции на Западе получила распространение идея т. н. негативной
конвергенции (Р.
Хейлбронер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.), согласно к-рой обе социальные
системы якобы
усваивают друг у друга не столько положит., сколько отрицат. элементы каждой,
что ведёт к
«кризису совр. индустриальной цивилизации» в целом.
К. т. спекулирует на нек-рых внешних или исторических преходящих явлениях совр.
социальной
действительности, в частности на том обстоятельстве, что социалистич. страны,
начав своё экономич.
развитие с более низкого уровня, чем передовые капиталистич. страны, лишь в сер.
20 в. сравнялись с
ними по уровню пром. развития. Кроме того сторонники К. т. пытаются обосновать
её ссылками на
объективную тенденцию к интернационализации экономич., политич. и культурной
деятельности в
совр. эпоху, на всемирный характер науч.-технич. революции и т. п. В то же время
они игнорируют
коренную противоположность социализма и капитализма, к-рые покоятся на различных
системах
собственности, обладают принципиально различной классовой природой,
несовместимыми политич.
строем и идеологией.
• Михеев В. И., Капитализм или «индустриальное общество»?, М., 1968; Совр. бурж.
теории о слиянии капитализма и
социализма. (Критич. анализ), М., 1970; М а и с н е ? Г., Теория конвергенции и
реальность, пер. с нем., М., 1973; Ива-
нов Г. И., Социальная сущность теории конвергенции, М., 1975; К о ц е в И.,
Конвергенция или дивергенция, София,
1979.
КОНДИЛЬЯК, Кондийак (Condillac) Этьен Бон-но де (30.9.1715, Гренобль,—
3.8.1780, Божанси),
франц. философ-просветитель, чл. Франц. академии (1768). Брат Мабли. Воспитатель
внука
Людовика XV — герцога Пармского (1758—67). Начало его лит. деятельности
относится к сер. 40-х
гг. (знакомство с Дидро, а впоследствии сотрудничество в «Энциклопедии»). Под
непосредств.
влиянием Локка К. развил сен-суалистич. теорию познания. В своём гл. филос.
соч.— «Трактате об
ощущениях» (?. 1—2, 1754, рус. пер., 1935) К. стремился вывести все знания и
духовные способности
человека из ощущений. Отвергая декартовскую теорию врождённых идей, К. считал,
что развитие
способностей человека определяется исключительно опытом, упражнениями,
воспитанием. К. явился
одним из основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). Хотя сам
К. колебался
между материализмом и идеализмом, его сенсуализм и критика идеалистич.
метафизики 17 в.
(учений Мальбранша, Лейбница и др.) оказали непосредств. влияние на развитие
франц.
материализма. Логика К. была чрезвычайно популярной в кон. 18 — нач. 19 вв.;
понимаемая как об-
щая грамматика всех знаков, она включает у К. и математику («Язык исчислений»,
1798).
272 КОНДИЛЬЯК
• Oeuvres philosophiques, v. l—3, P., 1947—51; в рус. пер.— Логика,. или
Умственная наука, руководствующая к
достижению истины, М., 1805; Трактат о системах, М., 1938; Соч., т. 1, М., 1980;
т. 2, M., 1982-.
• История философии, т. 2, ?., 1941, с. 437—43; Истории философии, т. 1, М.,
1957, с. 535—38; L e n o i r R., Condillac,
Р., 1924; М е у е г Р., E. B. de Condillac, Z., 1944; L e f 6 v-r e R.,
Condillac, P., 1966.
КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола (17.9.1743, Рибмон,—29.3.1794, Бур-
ла-Рен),
маркиз, франц. философ-просветитель, математик, социолог, политич. деятель. В
1785 занял пост
непременного секретаря Академии наук. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. В 1791
избран в
Законодат. собрание. В Конвенте примыкал к жирондистам. Пр-во Робеспьера
обвинило К. в
заговоре и заочно приговорило его к смертной казни. К. нек-рое время скрывался.
Весной 1794 был
арестован, в тюрьме покончил жизнь самоубийством.
К.— сторонник деизма и сенсуализма. В «Эскизе историч. картины прогресса
человеч. разума» (1795,
рус. пер., 1909) К. сделал попытку установить закономерности развития истории,
её осн. этапы,
движущие силы историч. процесса. Находясь под влиянием фи-лос. взглядов Руссо,
Тюрго, Рейналя,
К. в изучении истории уделял большое внимание культуре и нравам народа. К.— один
из
основоположников идеи историч. прогресса, к-рую, однако, он развивал с
идеалистич. позиций.
Поступательное движение истории К. объяснял безграничной возможностью развития
человеч. ра-
зума как демиурга истории. Он связывал историч. эпохи с этапами развития
человеч. разума,
указывая при этом также и на значение хоз. и политич. факторов в обществ.
развитии. К.—
сторонник теории естеств. нрава, использовал её для отрицания правомерности
феод. общества и
обоснования необходимости и разумности бурж. строя. Эпоха утверждения и развития
общества,
основанного на частной капиталистич. собственности, рассматривалась К. как
высшая ступень в
истории человечества. Будущий прогресс человечества К. мыслил лишь в границах
бурж.
правопорядка.
Идеи К. сыграли значит. роль в критике теологич. объяснения истории,
провиденциализма и в
особенности в развитии просветит. концепции историч. процесса.
* Oeuvres, t. 1—12, P., 1847—49. * Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология,
Соч., т. 3, с. 530—31; Cento ?., Condorcet е
1'idea di progresso, Firenze, [1956]; Bouissounouse J., Condorcet, [P.,
1962].
КОНЕЧНОЕ, филос. категория, характеризующая всякий определ., огранич. объект
(вещь, процесс,
явление, состояние, свойство и т. д.). Каждый познаваемый объект
действительности выступает в
нек-ром отношении как К. Определённость К. придаёт его граница. Она может быть
пространственной, временной, количественной и качественной. Граница и отделяет
конечный объект
от других и связывает его с ними. Поэтому К., с одной стороны, обладает
относительно
самостоятельным, обособленным бытием, а с другой — обусловлено чем-то другим и
зависит от
него. В этом заключается диалектич. противоречивость К. Наиболее глубокое