<< Пред. стр. 146 (из 449) След. >>
верность, искренность и т.д. Особое место занимала концепция сяо — сыновнейпочтительности,
уважения к родителям и к старшим вообще; К. считал сяо основой жэнь и др.
добродетелей и самым
эффективным методом управления страной (ибо страна — это большая семья).
Наконец, К. придавал
большое значение юе — музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и
обычаев, а
главенствующую роль отводил ли-этикету, т. е. правилам благопристойности,
регулирующим
поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения К. о
чётком иерар-хич.
разделении обязанностей в обществе была концепция чжэн мин — выпрямления
(исправления) имён,
т. е. приведения вещей в соответствие с их названием; ряд положений К. имел ясно
выраженный
классовый и консервативный характер, что способствовало в будущем превращению
конфуцианства
в гос. доктрину. Идеи К. сыграли огромную роль в последующей истории Китая и
наложили свой
отпечаток на все стороны жизни страны, а сам он стал объектом поклонения, не
свободного от
элементов религ. культа.
• см. к ст. Конфуцианство.
КОНЦЕПТ (от лат. conceptus), содержание понятия. См. Смысл.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. conceptus — понятие), филос. учение, к-рое, не приписывая
общим
понятиям самостоят. онтологич. реальности, вместе с тем утверждает, что они
воспроизводят
объединяемые в человеч. уме сходные признаки единичных вещей. Отвергая схо-
ластич. реализм, К.,
в отличие от номинализма, утверждал, что в единичных предметах существует нечто
общее, на
основе чего возникает концепт, выраженный словом. В ср.-век. философии образец
подобного реше-
ния проблемы универсалий выдвинул Абеляр. В новой философии, в противовес
реализму
кембриджских платоников и в отличие от номиналистической тенденции Гоббса,
теорию К.
разработал Локк, стремившийся к синтезу эмпиризма и рационализма. Он объяснял
происхождение
универсалий деятельностью «...разума, который из наблюдаемого между вещами
сходства делает
предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе
с
относящимися к ним названиями...» (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с.
414). В духе К. решал
проблему общих понятий Кон-дильяк.
• Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 1979; Grabmann M., Die Geschichte der
scholastischen Methode, Bd 2, B., 1957, S. 441—52.
КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — понимание, система), определ. способ понимания,
трактовки к.-
л. предмета, явления, процесса, основная т. зр. на предмет или явление,
руководящая идея для их
систематич. освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего
замысла,
конструктивного принципа в науч., художеств., технич., политич. и др. видах
деятельности.
КОНЪЮНКЦИЯ (от лат. conjunctio — союз, связь), в широком смысле — сложное
высказывание,
образованное с помощью союза «и». В принципе можно говорить о К. бесконечного
числа
высказываний (напр., о К. всех истинных предложений математики). В логике К.
наз. логич. связку
(операцию, функцию; обозначают: &, ); образованное с её помощью сложное
высказывание
истинно только при условии одинаковой истинности его составляющих. В классич.
логике высказы-
ваний К. вместе с отрицанием составляют функционально-полную систему
пропозициональных
связок. Это означает, что через них можно определить любую др. пропозициональную
связку. Одним
из свойств К. является коммутативность (т. е. эквивалентность А & В и В & А).
Однако иногда
говорят о некоммутативной, т. е. упорядоченной, К. (примером высказывания с
такой К. может
служить: «Ямщик свистнул, и лошади поскакали»).
КОНЬО (Cogniot) Жорж (15.12.1901, Монтиньи-ле-Шер-льё,—12.3.1978, Париж), франц.
философ-
марксист, писатель, политич. и обществ. деятель. Чл. ФКП с 1921. Один из
руководителей Движения
Сопротивления. Гл. редактор гая. «Юманите» (1937—49).
Работы К. посвящены проблемам диалектики, истории философии и религии, критике
бурж.
идеологии и фальсификации марксизма, вопросам образования. К. раскрывал единство
диалектич.
метода и материа-листич. теории Маркса, философии и практики, логики и истории;
анализировал
история, процесс развития общества, объективность социальных законов,
универсальный характер
диалектики, действие её законов не только в мышлении, но и в природе и обществе.
К. неоднократно
выступал с критикой бурж. философии (феноменологии, католич. философии и др.).
Автор сб.
рассказов «Побег» (1947, рус. пер., 1948).
• Aotualite du «Capital», P., 1947; De l'enthousiasme a la conscience enchainee.
La question scolaire en 1848 et la loi Falloux,
P., 1048; «La dialectique de la nature». Une oeuvre geniale de P. Engels, P.,
1953; Meeaventures de l'antimarxisme. Les
malheurs de M. Merleau-Ponty, P., 1956; La religion et la science, P., 1960; Le
materialisme greco-ronmin, P., [19B4J;
Prom6tb.ee s'empare du savoir, P., 11967]; Karl Marx, notre contemporain, P.,
1968; Qu'est-ce que le eommunisme?, P., 1969s;
Presence de Lenine, [t.l 1 — 2, P., 1970; «Nouvelle societe"» ou «societfi
nouvelle?», P., 1970; Du socialisme au communisme,
P., 1972; Parti pris, t. l—2, P., 1976—78; Autobiographie. P. C. F. Histoire.
1944—1972, P., 1976; в рус. пер.— Декарт и паше
время, в сб.: Франц. коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953.
КОПЕРНИК (Kopernik, Copernicus) Николай (19.2. 1473, Торунь, —24.5.1543,
Фромборк), нольск.
астроном и мыслитель. В осн. труде К. «О вращениях небесных сфер» (1543, рус.
пер., 1964) давно и
прочно забытая древняя идея гелиоцентризма (Аристарх Самосский, 3 в. до н. э.)
возрождается,
развивается, доказывается и обосновывается в качестве науч. истины. С науч. т.
зр. преимущества
гелиоцентризма обнаруживаются сразу же: впервые в истории астрономии оказывается
возможным
определение из наблюдений фактич. планетных расстояний; ясный физич. смысл
получают спе-
цифич. математико-геометрич. особенности схемы Птолемея (к-рые ранее носили
непонятный и
случайный характер); новая система мира производит сильное эстетич. впечатление,
устанавливая
действит. «форму мира и точную соразмерность его частей» («О вращениях...», с.
13). Учение К.
опровергало многовековую геоцентрич. традицию Аристотеля — Птолемея, нанесло
решающий удар
по религ.-теологич. представлениям о Вселенной и месте человека в ней, послужило
исходным
пунктом развития новой астрономии и физики (в трудах Галилея, Кеплера, Декарта,
Ньютона).
Энгельс назвал издание осн. труда К. «революционным актом, которым исследование
природы
заявило о своей независимости... Отсюда начинает свое летоисчисление
освобождение
естествознания от теологии...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20, с.
347). В филос. плане переход
к гелиоцентризму означает переворот в гносеологии, основе естеств.-науч.
познания. Вплоть до К.
господствовала гносеология, установка, согласно к-рой видимое отождествлялось с
действительным.
В учении К. впервые реализуется противоположный принцип — видимое не есть
достоверность, но
«перевёрнутое» отражение скрытой за явлениями действительности. В дальнейшем
этот принцип
становится гносеология, основой всей классич. науки.
* Opera omnia, t. l—2, Warsz., 1972—75; в рус. пер.— в сб.: Польск. мыслители
эпохи Возрождения, М., I960, с.
35—68.
• Николай К. [Сб.]. К 500-летию со дня рождения.1473—1973, М., 1973 (лит. о К.
опубл. n России и в Сов. Союзе); В е с
е-л о в с к и й И. И., Белый Ю. А., Николай К., М., 1974; И д е л ь с о н Н. И.,
Этюды по истории небесной механики, М.,
1975; Kuhn T. S., The copernican revolution, Camb., 1957; B l s k u p M., D o b
r z у с k i J., Mikolaj Kopernik— uczony i
obywatet, Warsz., 1972.
КОПНИН Павел Васильевич (27.1.1922, г. Гжель Ра-монского р-на Моск. обл.,—
27.fi.1971,
Москва), сон философ, чл.-корр. АН СССР (1970), акад. АН УССР (1967). Чл. КПСС с
1943. Окончил
филос. ф-т МГУ (1944). В 1947—62 на науч. и педагогич. работе (Томск, Москва,
Киев). В 1962—68
директор Ин-та философии АН УССР, с 1968 директор Ин-та философии АН СССР. Осн.
работы в
области диалектич. материализма, методологии и логики науки; один из инициаторов
разработки в
СССР логики науч. исследования.
• Диалектика как логика, К., 1961; Гипотеза и познание действительности, К.,
1962; Введение в марксистскую гносеоло-
гию, К., 1966; Логич. основы пауки, К., 1968; Филос. идеи В. И. Ленина и логика,
М., 1969; Диалектика как логика и тео-
рия познания, М., 1973; Диалектика, логика, наука, М., 197.4; Гносеологич. и
логич. основы науки, М., 1974; Проблемы
диалектики как логики и теории познания. (Избр. филос. работы), М., 1982.
КОРАН (араб. кур'ан, букв.— декламация, чтение), гл. источник вероучения ислама,
собрание
поучений, речей и заповедей Мухаммеда (ок. 570—632). Мухаммед сообщал их своим
последователям, начиная с 609 в Мекке и Медине, как откровения бога,
ниспосланные ему через
святого духа (Коран 16, 91) или через архангела Гавриила (2, 92). Единая
редакция К. была принята в
сер. 7 в. (редакция 3-го халифа Османа), семь способов чтения канония. текста К.
были установлены
Абу Бекром ибн Муджахидом ат-Тамими (859—936). По содержанию в К. можно
выделить:
эсхатологию ислама; иудаистскно и христ. воззрения; древнеараб. обычаи,
оформленные в
ритуальные предписания ислама; араб. фольклор; мусульм. законодательство.
К. разделён на 114 глав (суры), состоящих из неравного колияества (всего 6206)
ритмико-смысловых
отрывков (айат, араб., букв.— знамение). Традиц. суры делятся на «мекканские»
(возникли до 622) и
«мединские» (возникли в 622—632). В мекканских сурах преобладает проповедь
единобожия,
обличение идолопоклонников, эсхатология; в мединских сурах гл. внимание уделено
правовым
вопросам, полемике с иудеями и христианами, закреплению обязанностей верующего.
В больших
мединских сурах (2, 4, 5) очерчен круг осн. обязанностей верующих — «пять
столпов ислама» (см. в
ст. Ислам). Обычно суры построены, за исключением кратких односюжетных, по след,
плану:
восхваление аллаха и обращение к верующим (или, напр., неверующим), призыв
следовать «прямым
путём» и не поддаваться козням сатаны, упоминание предшественников и собратьев
Мухаммеда,
описание рая и ада, посмертного воздаяния. Во всех сурах разбросаны
реминисценции библейского
(гл. обр. ветхозаветного) материала; наряду с ними в К. отразились и нек-рые
гностич. представления
(см. Гностицизм). Притчевый характер сближает К. с Библией [ср. притчи о
неверующих, дела к-рых
подобны пеплу, развеянному ветром (14, 18), о мраке невежества (24, 10), о пауке
(29, 41) и т. п.],
однако в отличие от Библии в К. постоянно варьируется узкий круг сюжетов. Реяь
аллаха повсюду
передаётся от первого лица, содержит самовосхваления, клятвы и заклинания,
восходящие к
шаманско-жрея. заклинаниям ара-бов-язычников, с характерным для них
употреблением
рифмованной прозы (садж). Вера в магия, силу слова особенно характерна для
мекканских сур.
К. оказал огромное влияние на культуру и лит-ру арабо-мусульм. средневековья.
Наличие в К.
противоречащих друг другу положений и «отменённых» откровений (ср. 2, 100)
породило вначале
обширные законо-ведч. комментарии — «ильм ан-насих ва-ль-мансух» («наука об
отменяющем и
отменённом»), а затем способствовало оформлению теология, экзегетики («ильм ат-
тафсир»).
Комментирование К. потребовало тщат. изучения его лексики и грамматич. строя,
послужив толч-
КОРАН 279
ком для возникновения араб. философии и лексикографии. Особое место занимают
аллегорич.
толкования шиитов и мистиков-суфиев (см. Суфизм). К мистич. пантеизму тяготеет
комментарий
Ибн аль-Араби («Ки-таб ат-тафсир»). Из ортодоксальных суннитских комментаторов
К. наиболее
авторитетными считаются Мухаммед ибн Джарир Табари (838—923), Абу Исхак Ахмед
ибн
Мухаммед Талаби (ум. 1036), Абдаллах ибн Омар Байдави (ум. 1282), Джалаль-ад-
Дин-аль-Ма-халли
(ум. 1409) и его ученик Джалаль-ад-Дин ас-Сую-ти (ум. 1505).
К. был переведён на лат. язык ок. 1142 Робертом Кеттонским по заданию Петра
Достопочтенного, к-
рый на основе этого перевода составил свод мусульм. вероучения и его
опровержение — первые на
латыни науч. труды о К. и исламе. Первый полный рус. пер. К. сделан с арабского
Г. Саблуковым,
изд. в 1877. Рус. пер. И. Ю. Крачковского, 1963.
КОРНФОРТ (Corhforth) Морис (р. 28.10.1909, Лондон, —31.12.1980, Лондон), англ.
философ-
марксист. Чл. КПВ с 1931. К.— активный пропагандист марксизма. На основе трудов
К. Маркса, Ф.
Энгельса, В. И. Ленина разрабатывал проблемы диалектич. и история, материализма,
в т. ч.
проблемы роли обществ. сознания в развитии общества, науки и научно-технич.
революции,
личности, гуманизма, отчуждения. Большое значение К. придавал ленинскому филос.
наследию,
показывая актуальное значение идей Ленина в совр. условиях для дальнейшего
развития
марксистско-ленинской философии, для борьбы против бурж. социологии,
ревизионизма и
правосоциалистич. идеологии.
К. неоднократно выступал с критикой совр. бурж. философии: неореализма Дж. Мура,
логич.
атомизма Б. Рассела, логич. эмпиризма А. Айера и Л. Витгенштейна, прагматизма
Дж. Дьюи,
семиотики В. Морриса, кри-тич. рационализма К. Поппера, философии «лингвистич.
анализа».
• Philosophy for socialists, L., 1959; Communism and human values, L., 1972;
Logical foundations for philosophy, L., 1977;
Communism and philosophy, L., 1980; в рус. пер.— В защиту философии против
повитивйзма и прагматизма, М., 1951;
Диалектич. материализм, М., 1956; Наука против идеализма, М., 1957; Марксизм и
лингвистич. философия, М., 1968;
Открытая философия и открытое общество, М., 1972.
КОРНЮ (Cornu) Огюст (р. 9.8.1888, Бон, Франция), франц. философ-марксист. С 1913
чл.
Социалистич. партии Франции, с 1923 — коммунист. Участник франц. Движения
Сопротивления.
Иностр. чл. АН СССР (1971). К. принадлежит приоритет в глубоком, всестороннем
исследовании
жизни и творчества основоположников марксизма. Гл. труд К., результат более чем
40-летних науч.
изысканий,— трёхтомная монография «Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и
деятельность» (рус.
пер., 1959—68, т. l, 19762), в к-рой на основе принципа историзма и глубокого
анализа _ предшест-
вующих марксизму филос., экономич. и социально-политич. концегщий прослеживается
эволюция
филос. и социально-политич. взглядов Маркса и Энгельса.
• Karl Marx. L'homme et l'oeuvre. De l'hegelianisme au mate-rialisme historique
(1818—1945), P., 1934; Moses Hess et la
gauche hegelienne, P., 1934; Karl Marx etia Revolution de 1848, P., 1948; Karl
Marx et la pensee moderne, P., 1948; Karl Marx
und die Entwicklung des modernen Denkens, B., 1950; Essai de critique marxiste,