<< Пред.           стр. 146 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 верность, искренность и т.д. Особое место занимала концепция сяо — сыновней
 почтительности,
 уважения к родителям и к старшим вообще; К. считал сяо основой жэнь и др.
 добродетелей и самым
 эффективным методом управления страной (ибо страна — это большая семья).
 Наконец, К. придавал
 большое значение юе — музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и
 обычаев, а
 главенствующую роль отводил ли-этикету, т. е. правилам благопристойности,
 регулирующим
 поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения К. о
 чётком иерар-хич.
 разделении обязанностей в обществе была концепция чжэн мин — выпрямления
 (исправления) имён,
 т. е. приведения вещей в соответствие с их названием; ряд положений К. имел ясно
 выраженный
 классовый и консервативный характер, что способствовало в будущем превращению
 конфуцианства
 в гос. доктрину. Идеи К. сыграли огромную роль в последующей истории Китая и
 наложили свой
 отпечаток на все стороны жизни страны, а сам он стал объектом поклонения, не
 свободного от
 элементов религ. культа.
 • см. к ст. Конфуцианство.
 КОНЦЕПТ (от лат. conceptus), содержание понятия. См. Смысл.
 КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. conceptus — понятие), филос. учение, к-рое, не приписывая
 общим
 понятиям самостоят. онтологич. реальности, вместе с тем утверждает, что они
 воспроизводят
 объединяемые в человеч. уме сходные признаки единичных вещей. Отвергая схо-
 ластич. реализм, К.,
 в отличие от номинализма, утверждал, что в единичных предметах существует нечто
 общее, на
 основе чего возникает концепт, выраженный словом. В ср.-век. философии образец
 подобного реше-
 ния проблемы универсалий выдвинул Абеляр. В новой философии, в противовес
 реализму
 кембриджских платоников и в отличие от номиналистической тенденции Гоббса,
 теорию К.
 разработал Локк, стремившийся к синтезу эмпиризма и рационализма. Он объяснял
 происхождение
 универсалий деятельностью «...разума, который из наблюдаемого между вещами
 сходства делает
 предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе
 с
 относящимися к ним названиями...» (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с.
 414). В духе К. решал
 проблему общих понятий Кон-дильяк.
 • Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 1979; Grabmann M., Die Geschichte der
 scholastischen Methode, Bd 2, B., 1957, S. 441—52.
 КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — понимание, система), определ. способ понимания,
 трактовки к.-
 л. предмета, явления, процесса, основная т. зр. на предмет или явление,
 руководящая идея для их
 систематич. освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего
 замысла,
 конструктивного принципа в науч., художеств., технич., политич. и др. видах
 деятельности.
 КОНЪЮНКЦИЯ (от лат. conjunctio — союз, связь), в широком смысле — сложное
 высказывание,
 образованное с помощью союза «и». В принципе можно говорить о К. бесконечного
 числа
 высказываний (напр., о К. всех истинных предложений математики). В логике К.
 наз. логич. связку
 (операцию, функцию; обозначают: &, ); образованное с её помощью сложное
 высказывание
 истинно только при условии одинаковой истинности его составляющих. В классич.
 логике высказы-
 ваний К. вместе с отрицанием составляют функционально-полную систему
 пропозициональных
 связок. Это означает, что через них можно определить любую др. пропозициональную
 связку. Одним
 из свойств К. является коммутативность (т. е. эквивалентность А & В и В & А).
 Однако иногда
 говорят о некоммутативной, т. е. упорядоченной, К. (примером высказывания с
 такой К. может
 служить: «Ямщик свистнул, и лошади поскакали»).
 КОНЬО (Cogniot) Жорж (15.12.1901, Монтиньи-ле-Шер-льё,—12.3.1978, Париж), франц.
 философ-
 марксист, писатель, политич. и обществ. деятель. Чл. ФКП с 1921. Один из
 руководителей Движения
 Сопротивления. Гл. редактор гая. «Юманите» (1937—49).
 Работы К. посвящены проблемам диалектики, истории философии и религии, критике
 бурж.
 идеологии и фальсификации марксизма, вопросам образования. К. раскрывал единство
 диалектич.
 метода и материа-листич. теории Маркса, философии и практики, логики и истории;
 анализировал
 история, процесс развития общества, объективность социальных законов,
 универсальный характер
 диалектики, действие её законов не только в мышлении, но и в природе и обществе.
 К. неоднократно
 выступал с критикой бурж. философии (феноменологии, католич. философии и др.).
 Автор сб.
 рассказов «Побег» (1947, рус. пер., 1948).
 • Aotualite du «Capital», P., 1947; De l'enthousiasme a la conscience enchainee.
 La question scolaire en 1848 et la loi Falloux,
 P., 1048; «La dialectique de la nature». Une oeuvre geniale de P. Engels, P.,
 1953; Meeaventures de l'antimarxisme. Les
 malheurs de M. Merleau-Ponty, P., 1956; La religion et la science, P., 1960; Le
 materialisme greco-ronmin, P., [19B4J;
 Prom6tb.ee s'empare du savoir, P., 11967]; Karl Marx, notre contemporain, P.,
 1968; Qu'est-ce que le eommunisme?, P., 1969s;
 Presence de Lenine, [t.l 1 — 2, P., 1970; «Nouvelle societe"» ou «societfi
 nouvelle?», P., 1970; Du socialisme au communisme,
 P., 1972; Parti pris, t. l—2, P., 1976—78; Autobiographie. P. C. F. Histoire.
 1944—1972, P., 1976; в рус. пер.— Декарт и паше
 время, в сб.: Франц. коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953.
 КОПЕРНИК (Kopernik, Copernicus) Николай (19.2. 1473, Торунь, —24.5.1543,
 Фромборк), нольск.
 астроном и мыслитель. В осн. труде К. «О вращениях небесных сфер» (1543, рус.
 пер., 1964) давно и
 прочно забытая древняя идея гелиоцентризма (Аристарх Самосский, 3 в. до н. э.)
 возрождается,
 развивается, доказывается и обосновывается в качестве науч. истины. С науч. т.
 зр. преимущества
 гелиоцентризма обнаруживаются сразу же: впервые в истории астрономии оказывается
 возможным
 определение из наблюдений фактич. планетных расстояний; ясный физич. смысл
 получают спе-
 цифич. математико-геометрич. особенности схемы Птолемея (к-рые ранее носили
 непонятный и
 случайный характер); новая система мира производит сильное эстетич. впечатление,
 устанавливая
 действит. «форму мира и точную соразмерность его частей» («О вращениях...», с.
 13). Учение К.
 опровергало многовековую геоцентрич. традицию Аристотеля — Птолемея, нанесло
 решающий удар
 по религ.-теологич. представлениям о Вселенной и месте человека в ней, послужило
 исходным
 пунктом развития новой астрономии и физики (в трудах Галилея, Кеплера, Декарта,
 Ньютона).
 Энгельс назвал издание осн. труда К. «революционным актом, которым исследование
 природы
 заявило о своей независимости... Отсюда начинает свое летоисчисление
 освобождение
 естествознания от теологии...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20, с.
 347). В филос. плане переход
 к гелиоцентризму означает переворот в гносеологии, основе естеств.-науч.
 познания. Вплоть до К.
 господствовала гносеология, установка, согласно к-рой видимое отождествлялось с
 действительным.
 В учении К. впервые реализуется противоположный принцип — видимое не есть
 достоверность, но
 «перевёрнутое» отражение скрытой за явлениями действительности. В дальнейшем
 этот принцип
 становится гносеология, основой всей классич. науки.
 * Opera omnia, t. l—2, Warsz., 1972—75; в рус. пер.— в сб.: Польск. мыслители
 эпохи Возрождения, М., I960, с.
 35—68.
 • Николай К. [Сб.]. К 500-летию со дня рождения.1473—1973, М., 1973 (лит. о К.
 опубл. n России и в Сов. Союзе); В е с
 е-л о в с к и й И. И., Белый Ю. А., Николай К., М., 1974; И д е л ь с о н Н. И.,
 Этюды по истории небесной механики, М.,
 1975; Kuhn T. S., The copernican revolution, Camb., 1957; B l s k u p M., D o b
 r z у с k i J., Mikolaj Kopernik— uczony i
 obywatet, Warsz., 1972.
 КОПНИН Павел Васильевич (27.1.1922, г. Гжель Ра-монского р-на Моск. обл.,—
 27.fi.1971,
 Москва), сон философ, чл.-корр. АН СССР (1970), акад. АН УССР (1967). Чл. КПСС с
 1943. Окончил
 филос. ф-т МГУ (1944). В 1947—62 на науч. и педагогич. работе (Томск, Москва,
 Киев). В 1962—68
 директор Ин-та философии АН УССР, с 1968 директор Ин-та философии АН СССР. Осн.
 работы в
 области диалектич. материализма, методологии и логики науки; один из инициаторов
 разработки в
 СССР логики науч. исследования.
 • Диалектика как логика, К., 1961; Гипотеза и познание действительности, К.,
 1962; Введение в марксистскую гносеоло-
 гию, К., 1966; Логич. основы пауки, К., 1968; Филос. идеи В. И. Ленина и логика,
 М., 1969; Диалектика как логика и тео-
 рия познания, М., 1973; Диалектика, логика, наука, М., 197.4; Гносеологич. и
 логич. основы науки, М., 1974; Проблемы
 диалектики как логики и теории познания. (Избр. филос. работы), М., 1982.
 КОРАН (араб. кур'ан, букв.— декламация, чтение), гл. источник вероучения ислама,
 собрание
 поучений, речей и заповедей Мухаммеда (ок. 570—632). Мухаммед сообщал их своим
 последователям, начиная с 609 в Мекке и Медине, как откровения бога,
 ниспосланные ему через
 святого духа (Коран 16, 91) или через архангела Гавриила (2, 92). Единая
 редакция К. была принята в
 сер. 7 в. (редакция 3-го халифа Османа), семь способов чтения канония. текста К.
 были установлены
 Абу Бекром ибн Муджахидом ат-Тамими (859—936). По содержанию в К. можно
 выделить:
 эсхатологию ислама; иудаистскно и христ. воззрения; древнеараб. обычаи,
 оформленные в
 ритуальные предписания ислама; араб. фольклор; мусульм. законодательство.
 К. разделён на 114 глав (суры), состоящих из неравного колияества (всего 6206)
 ритмико-смысловых
 отрывков (айат, араб., букв.— знамение). Традиц. суры делятся на «мекканские»
 (возникли до 622) и
 «мединские» (возникли в 622—632). В мекканских сурах преобладает проповедь
 единобожия,
 обличение идолопоклонников, эсхатология; в мединских сурах гл. внимание уделено
 правовым
 вопросам, полемике с иудеями и христианами, закреплению обязанностей верующего.
 В больших
 мединских сурах (2, 4, 5) очерчен круг осн. обязанностей верующих — «пять
 столпов ислама» (см. в
 ст. Ислам). Обычно суры построены, за исключением кратких односюжетных, по след,
 плану:
 восхваление аллаха и обращение к верующим (или, напр., неверующим), призыв
 следовать «прямым
 путём» и не поддаваться козням сатаны, упоминание предшественников и собратьев
 Мухаммеда,
 описание рая и ада, посмертного воздаяния. Во всех сурах разбросаны
 реминисценции библейского
 (гл. обр. ветхозаветного) материала; наряду с ними в К. отразились и нек-рые
 гностич. представления
 (см. Гностицизм). Притчевый характер сближает К. с Библией [ср. притчи о
 неверующих, дела к-рых
 подобны пеплу, развеянному ветром (14, 18), о мраке невежества (24, 10), о пауке
 (29, 41) и т. п.],
 однако в отличие от Библии в К. постоянно варьируется узкий круг сюжетов. Реяь
 аллаха повсюду
 передаётся от первого лица, содержит самовосхваления, клятвы и заклинания,
 восходящие к
 шаманско-жрея. заклинаниям ара-бов-язычников, с характерным для них
 употреблением
 рифмованной прозы (садж). Вера в магия, силу слова особенно характерна для
 мекканских сур.
 К. оказал огромное влияние на культуру и лит-ру арабо-мусульм. средневековья.
 Наличие в К.
 противоречащих друг другу положений и «отменённых» откровений (ср. 2, 100)
 породило вначале
 обширные законо-ведч. комментарии — «ильм ан-насих ва-ль-мансух» («наука об
 отменяющем и
 отменённом»), а затем способствовало оформлению теология, экзегетики («ильм ат-
 тафсир»).
 Комментирование К. потребовало тщат. изучения его лексики и грамматич. строя,
 послужив толч-
 КОРАН 279
 ком для возникновения араб. философии и лексикографии. Особое место занимают
 аллегорич.
 толкования шиитов и мистиков-суфиев (см. Суфизм). К мистич. пантеизму тяготеет
 комментарий
 Ибн аль-Араби («Ки-таб ат-тафсир»). Из ортодоксальных суннитских комментаторов
 К. наиболее
 авторитетными считаются Мухаммед ибн Джарир Табари (838—923), Абу Исхак Ахмед
 ибн
 Мухаммед Талаби (ум. 1036), Абдаллах ибн Омар Байдави (ум. 1282), Джалаль-ад-
 Дин-аль-Ма-халли
 (ум. 1409) и его ученик Джалаль-ад-Дин ас-Сую-ти (ум. 1505).
 К. был переведён на лат. язык ок. 1142 Робертом Кеттонским по заданию Петра
 Достопочтенного, к-
 рый на основе этого перевода составил свод мусульм. вероучения и его
 опровержение — первые на
 латыни науч. труды о К. и исламе. Первый полный рус. пер. К. сделан с арабского
 Г. Саблуковым,
 изд. в 1877. Рус. пер. И. Ю. Крачковского, 1963.
 КОРНФОРТ (Corhforth) Морис (р. 28.10.1909, Лондон, —31.12.1980, Лондон), англ.
 философ-
 марксист. Чл. КПВ с 1931. К.— активный пропагандист марксизма. На основе трудов
 К. Маркса, Ф.
 Энгельса, В. И. Ленина разрабатывал проблемы диалектич. и история, материализма,
 в т. ч.
 проблемы роли обществ. сознания в развитии общества, науки и научно-технич.
 революции,
 личности, гуманизма, отчуждения. Большое значение К. придавал ленинскому филос.
 наследию,
 показывая актуальное значение идей Ленина в совр. условиях для дальнейшего
 развития
 марксистско-ленинской философии, для борьбы против бурж. социологии,
 ревизионизма и
 правосоциалистич. идеологии.
 К. неоднократно выступал с критикой совр. бурж. философии: неореализма Дж. Мура,
 логич.
 атомизма Б. Рассела, логич. эмпиризма А. Айера и Л. Витгенштейна, прагматизма
 Дж. Дьюи,
 семиотики В. Морриса, кри-тич. рационализма К. Поппера, философии «лингвистич.
 анализа».
 • Philosophy for socialists, L., 1959; Communism and human values, L., 1972;
 Logical foundations for philosophy, L., 1977;
 Communism and philosophy, L., 1980; в рус. пер.— В защиту философии против
 повитивйзма и прагматизма, М., 1951;
 Диалектич. материализм, М., 1956; Наука против идеализма, М., 1957; Марксизм и
 лингвистич. философия, М., 1968;
 Открытая философия и открытое общество, М., 1972.
 КОРНЮ (Cornu) Огюст (р. 9.8.1888, Бон, Франция), франц. философ-марксист. С 1913
 чл.
 Социалистич. партии Франции, с 1923 — коммунист. Участник франц. Движения
 Сопротивления.
 Иностр. чл. АН СССР (1971). К. принадлежит приоритет в глубоком, всестороннем
 исследовании
 жизни и творчества основоположников марксизма. Гл. труд К., результат более чем
 40-летних науч.
 изысканий,— трёхтомная монография «Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и
 деятельность» (рус.
 пер., 1959—68, т. l, 19762), в к-рой на основе принципа историзма и глубокого
 анализа _ предшест-
 вующих марксизму филос., экономич. и социально-политич. концегщий прослеживается
 эволюция
 филос. и социально-политич. взглядов Маркса и Энгельса.
 • Karl Marx. L'homme et l'oeuvre. De l'hegelianisme au mate-rialisme historique
 (1818—1945), P., 1934; Moses Hess et la
 gauche hegelienne, P., 1934; Karl Marx etia Revolution de 1848, P., 1948; Karl
 Marx et la pensee moderne, P., 1948; Karl Marx
 und die Entwicklung des modernen Denkens, B., 1950; Essai de critique marxiste,

<< Пред.           стр. 146 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу