<< Пред. стр. 150 (из 449) След. >>
также парт.обязанностью. Устав КПСС прямо предписывает членам партии «развивать критику и
самокритику,
смело вскрывать недостатки и добиваться их устранения, бороться против
парадности, зазнайства,
самоуспокоенности, местничества, давать решительный отпор всяким попыткам зажима
критики,
выступать против любых действий, наносящих ущерб партии и государству, и
сообщать о них в
партийные органы, вплоть до ЦК КПСС» (1971, с. 9—10).
Содержание, характер, формы критики в социалистич. обществе и в партии
определяются в
зависимости от объекта критики с учётом существующих социалистич. обществ.
отношений,
внутрипарт. отношений, целей, к-рые ставятся перед критикой.
КПСС всегда была и остаётся беспощадной в критике империализма и его политики, в
критике бурж.
идеологии. Разногласия и противоречия со своими союзниками, соратниками по
борьбе КПСС
стремится ликвидировать с помощью терпеливой товарищеской критики, убеждения.
Этот подход
КПСС распространяет и на внутрипарт. критику.
Поскольку объектом критики в Коммунистич. партии и социалистич. обществе обычно
служат
недостатки и ошибки, к-рые допускаются людьми, поддерживающими цели, за к-рые
борются партия
и народ, к критике предъявляется требование, чтобы она открывала перспективу
исправления
допущенных отступлений, а не носила уничтожающий характер. Партия учит правильно
пользоваться методом критики, выступать с обдуманным мнением, с проверенными
фактами, обос-
нованными предложениями, тактично, чтобы добиваться положит. изменений в работе
коллективов
трудящихся, парт., гос., хоз. органов и обществ. орг-ций, в поведении и личной
жизни членов
общества.
Отличит. черта принципиальной критики — её конструктивный характер. Она более
действенна,
когда ошибки и недостатки не только критикуются, но и выясняются их причины,
вскрываются их
корни, вносятся конкретные предложения о путях их исправления.
Трибуной К. и с. служат систематически созываемые парт. собрания и собрания
трудящихся, парт. и
профсоюзные конференции и съезды, пленумы парт. комитетов, совещания партийного,
советского,
профсоюзного, комсомольского актива, печать, радио, телевидение, кино и др.
КПСС добивается, чтобы принципиальная критика повсеместно находила необходимую
обществ.
поддержку, чтобы каждое критич. замечание своевременно учитывалось и
претворялось в жизнь.
286 КРИТИКА
Коммунистич. партия стремится к тому, чтобы в каждом коллективе была создана
атмосфера
обществ. заинтересованности в выявлении и устранении ошибок и недостатков, чтобы
эффективно
действовал соответствующий механизм для их исправления. Важная гарантия развития
К. и с.
состоит в строгом соблюдении принципов парт. и сов. демократии, социалистической
законности.
Отношение к критике, умение правильно её воспринимать и по-деловому отвечать на
неё служат
пробным камнем политич. зрелости коммунистов, руководителей, всех членов
социалистич.
общества. Партия решительно осуждает тех руководителей, коммунистов, к-рые
проявляют
бюрократич. самомнение и чванство, нетерпимо относятся к критике. Преследование
за критику
является тяжким злом, виновные в этом привлекаются к строгой ответственности.
Развивая и совершенствуя социалистич. и внутри-парт. отношения, укрепляя
демократию и
законность, заботясь о политич. и идейном росте коммунистов и всех граждан,
Коммунистич. партия
создаёт тем самым необходимые условия для того, чтобы К. и с. служили могучей
движущей силой в
процессе коммунистич. созидания.
• Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Э н г с
л ь с Ф., Соч., т. 1; е г о же,
Послесловие ко второму изд. (.работы «Капитал. Критика политич. экономии». Том
первый], там же, т. 23; Ленин В. И.,
Шаг вперед, два шага назад, ПСС, т. 8; е г о ж е, О смешении политики с
педагогикой, там же, т. 10; его же, Тезисы об
осн. задачах Коминтерна, там же, т. 41; е г о ж е, К четырехлетней годовщине
???. революции, там же, т. 44; Устав
КПСС, М., 1980; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС,
М., 1981. ?. ?. Петренко.
«КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ», рукопись К. Маркса 1857—58, первоначальный
вариант «Капитала», опубл. в 1939 в Москве на языке оригинала под редакц. назв.
«Grundrisse der
Kritik der politischen Okonomie (Rohentwurf)» [«Осн. черты критики политич.
экономии (черновой
набросок)»]. В этой работе, на основе применения материалистич. понимания
истории к области
политич. экономии, к анализу капиталистич. способа произ-ва, Маркс сделал своё
второе великое
открытие — открыл прибавочную стоимость и разработал в общих чертах теорию
прибавочной
стоимости, являющуюся краеугольным камнем марксистской политич. экономии.
Толчком,
ускорившим начало работы над рукописью, явилось приближение мирового экономич.
кризиса 1857,
с к-рым Маркс связывал перспективы революции в Европе. С авг. 1857 по май 1858
он создал
рукопись объёмом свыше 50 печатных листов, к-рая явилась первым из трёх черновых
вариантов
будущего «Капитала». Маркс предполагал опубликовать результаты своих 15-летних
экономич.
исследований, начатых в 1843—44, в виде большого труда под назв. «К критике
политич. экономии»,
издаваемого отд. выпусками. В 1859 вышел первый выпуск, остальная часть плана
осуществилась в
виде 4 тт. «Капитала». Рукопись 1857—58 состоит из «Введения» и трёх глав: о
стоимости, деньгах и
капитале (написаны в такой последовательности: «II. Глава о деньгах», «III.
Глава о капитале»,
начало главы «I. Стоимость»).
«Введение» написано в конце авг. 1857. В янв. 1859 в предисловии к «К критике
политич. экономии»
Маркс писал: «Общее введение, которое я было набросал, я опускаю, так как по
более основательном
размышлении решил, что всякое предвосхищение выводов, которые еще только должны
быть
доказаны, может помешать, а читатель, который вообще захочет следовать за мной,
должен решиться
восходить от частного к общему» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 5). Т.
о., «Введение» является
наброском «общего введения» к экономич. труду Маркса. В заменившем его
предисловии Маркс
описал эволюцию своих взглядов, ход своих политико-экономич. исследований и дал
классич.
формулировку сущности материалистич. понимания истории, на к-рое опирается
марксистская
политич. экономия. Взгляды, близкие к содержанию «Введения», были развиты в
написанной и
опубл. в авг. 1859 рецензии Ф. Энгельса на книгу Маркса. Впервые нем. текст
«Введения» был
опубликован в 1903, рус. пер.— в 1922.
Содержание «Введения» исключительно богато: проблемы политич. экономии,
диалектич. метода,
историч. материализма, эстетики. В нём получили дальнейшее развитие идеи
«Экономическо-филос.
рукописей», «Нем. идеологии», «Нищеты философии». «Введение» состоит из 4
параграфов. В
первых двух Маркс определяет предмет политич. экономии прежде всего как
материальное произ-во;
доказывает, что произ-во есть произ-во общественное и исторически определённое.
Он раскрывает
диалектич. взаимосвязь произ-ва, распределения, обмена и потребления и
показывает, что эти
категории представляют собой единство, в к-ром произ-во является господствующим
и
определяющим моментом, и что распределение, обмен и потребление являются
моментами самого
произ-ва, взятого в целом. Маркс подвергает критике свойственные бурж. политич.
экономии
робинзонады, внеисторич. рассмотрение произ-ва и метафизич. понимание произ-ва,
распределения,
обмена и потребления. В важнейшем для философии 3-м параграфе («Метод политич.
экономии»)
Маркс решает вопрос о начале исследования и последовательности рассмотрения
экономич.
категорий, выясняет соотношение абстрактного и конкретного, исторического и
логического в
объективной действительности и развитии познания, процесса действит. развития и
процесса его
познания, истории и теории науки и подвергает критике идеалистич. диалектику
Гегеля; на этой
основе Маркс формулирует осн. закономерности диалектико-материалистич. метода
исследования и
изложения, метода восхождения от абстрактного к конкретному. Хотя речь идёт
здесь
непосредственно о методе политич. экономии, общие закономерности метода
восхождения имеют
значение и для др. наук. Этот параграф содержит наиболее полное и глубокое
изложение взглядов
Маркса на метод науч. исследования. 4-й параграф остался незаконченным. Он
представляет собой
набросок плана анализа осн. категорий, выражающих общую структуру общества
(обществ.
формации). Маркс предполагал здесь рассмотреть диалектику производит. сил и
производств.
отношений, соотношение базиса и надстройки. В этой же части «Введения»
сформулированы
важнейшие положения марксистской эстетики о соотношении материального и
художеств. произ-ва,
развития общества и развития иск-ва. На примере иск-ва Маркс рассматривает
вопрос об относит.
самостоятельности надстроечных явлений.
Главы о стоимости, деньгах и капитале были написаны между концом окт. 1857 и
концом мая 1858. В
них Маркс начал осуществление общего плана своего труда, к-рый он сформулировал
во
«Введении». К началу этого осн. этапа работы (очевидно, к концу окт. 1857)
относится новое
обращение Маркса к «Логике» Гегеля, что содействовало разработке диалектико-
материалис-тич.
метода марксистской политич. экономии. К этому времени (см. письмо Маркса
Энгельсу 14 янв.
1858) относится возникновение у Маркса замысла написать «Диалектику». Рукопись
1857—58
представляет собой решающий этап в процессе создания метода «Капитала». Исследуя
капиталистич.
способ произ-ва, Маркс рассматривает его как органич. систему, к анализу к-рой
он применяет все
средства диалектико-материа-листич. методологии: положения материалистич.
понимания истории,
законы и категории диалектики, ло-гич. приёмы исследования.
Применение материалистич. понимания истории к политич. экономии привело к
открытию
прибавочной стоимости и на этой основе к познанию закона движения капиталистич.
способа произ-
ва. Это явилось решающим доказательством истинности социально-ис-торич.
концепции Маркса.
Тем самым завершился про-
цесс превращения материалистич. понимания истории из гипотезы в научно
обоснованную теорию.
Вместе с тем это привело к существ. обогащению данной концепции, гл. обр. той её
части, к-рая
выражает законы существования и развития материального произ-ва, экономич.
основы общества. В
«К. ц. э.» Маркс углубляет, развивает, конкретизирует понятия: труд, способ
лроиз-ва, производит.
силы, производств. отношения. Он впервые выявляет здесь внутр. механизм процесса
труда, его осн.
элементы: труд как деятельность человека, средства труда, предмет труда, продукт
труда; выделяет
все элементы производит. сил, вводит важное понятие обществ. производит. сил;
исследует процесс
превращения науки в непосредственную производит.
силу; развивает новое понятие производных производств. отношений (вторичные,
междунар.
производств. отношения); вырабатывает новое понятие господствующего способа
произ-ва. В
рукописи Маркса идёт процесс становления ключевой категории историч.
материализма — обществ.
формации. В написанном на основе этой работы предисловии Маркса к «К критике
политич.
экономии» (янв.— февр. 1859) впервые определяется эта категория и появляется
термин «обществ.-
экономич. фармация». Как в рукописи 1857—58, так и в этом предисловии 1859 Маркс
развивает
дальше диалектико-материалистич. периодизацию истории, формационное членение
историч.
процесса. Рукопись «К. п. э.» исключительно богата новыми положениями,
относящимися к теории
науч. коммунизма. Выделяются три осн. аспекта: предпосылки коммунистич.
преобразования
оощества, экономика будущего коммунпстич. общества, проблема человека.
Полный рус. пер. «К. п. э.» издан в 1968—69. • Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т.
46, ч. 1—2; т. 13, с. 5—9, 489—99; Карл
Маркс. Биография, M., 19732, гл. 8; Выгодский В. С., Экономич. обоснование
теории науч. коммунизма, М., 1975;
Марксистская философия в 19 веке, кн. 1, М., 1979, гл. 9 — 10.
Г. Д. Багатурия.
«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» («Kritik der praktischen Vernunft», Riga, 1788),
гл. этич.
работа Канта, построенная в соответствии с его общефилос. и гносеологич.
принципами. Состоит из
предисловия, введения, учений чистого практич. разума о началах («Аналитика» и
«Диалектика») и
методе и заключения. Исходя из проблематич. понятия свободы теоретич. разума,
Кант показывает в
«Аналитике», что единственным определяющим основанием свободной и доброй воли
может быть
только необходимый и общезначимый моральный закон практич. разума —
категорический
императив: требование поступать так, чтобы максима индивидуальной воли могла
иметь силу
принципа всеобщего законодательства. Это собств. априорное законодательство
практич. разума, или
способность воли действовать на основании представления о законе независимо от
чувственных
склонностей, природной причинности и эмпирич. условий, и определяет свободу в
положит. смысле.
Сознание необходимости следовать моральному закону Кант называет моральным
велением, или
долгом, а уважение к нему — моральным чувством. Моральность в отличие от
легальности требует
поступков, вызванных уважением к закону, а не только внешне сообразных с ним.
Подчинение долгу
и уважение к закону возвышают человека над собой как частью чувственного мира и
превращают его
в свободную от механизма природы и условий времени личность, к-рая является
целью самой по
себе. В «Диалектике» рассматривается возможность высшего блага, предпосылкой к-
рого является
справедливое соответствие добродетели и счастья. Их необходимая связь, а значит.
и высшее благо
возможны лишь в силу принадлежности человека не только чувственному, но и
умопостигаемому
миру и при допущении бессмертия души и бытия бога. Эти трансцендентные и
гипотетиче-
КРИТИКА 287
ские для теоретич. разума идеи имеют объективное и конститутивное значение лишь
в качестве
постулатов, или необходимых допущений практич. разума. Они выражают потребность
в
определении конечной и полной цели воли в умопостигаемом мире. В учении о методе
рассматриваются способы воздействия «объективных» законов практич. разума на
человеч. душу, их
влияние на максимы поведения эмиирич. субъекта.