<< Пред.           стр. 153 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 нейтральных предметов, усвоенное стоицизмом. Необычайная увлечённость К.
 пифагореизмом и
 личностью самого Пифагора, а также стремление построить систему платоновской
 философии
 обусловили его исключит. влияние на неопифагореизм и средний платонизм.
 • Фрагменты: ? е i л z е R., Xenokrates, Lpz., 1892;
 [repr.], Hildesheim, 1965.
 * D i l l o n J., The middle Platonists, Ithaca, 1977, p. 22—38.
 КСЕНОФАН ( ????????) из К о л о ф о н а (ок. 570 — после 478 до н. э.), др.-
 грея, поэт и философ.
 После покорения греч. городов Ионии Гарпагом (540 до н. э.) эмигрировал и вёл
 жизнь «скитальца» в
 течение 67 лет. По ряду свидетельств, восходящих к полушутливому пассажу Платона
 в «Софисте»,
 К.— основатель элейской школы и учитель Парменида. Однако древность знала и др.
 взгляд на К.
 (совпадающий с мнением большинства совр. исследователей) как на «одиночку»
 (Диоген Лаэртий).
 Как странствующий учитель «мудрости», а также по своим просветит. установкам,
 этич.
 утилитаризму, гносеологич. релятивизму и эристич. приёмам К. напоминает софистов
 5 в. К. не
 выработал никакой филос. системы: взгляды, излагавшиеся им в различных
 стихотворениях, не
 свободны от противоречий. По своему стилю К.— полемист и сатирик, по своему
 этосу —
 ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры и религ.-нравств.
 реформатор. Осн. произв.—
 «Силлы» («Сатиры») в 5 книгах, направленные «против всех поэтов и философов» его
 времени,
 прежде всего против Гомера и Ге-сиода и их антропоморфных богов. Мифологиич.
 политеизму К.
 противопоставляет монотеистич. концепцию: «Один бог, наивеличайший среди богов и
 людей, не
 похожих на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком
 мыслит, весь
 целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает
 КСЕНОФАН 291
 неподвижным. Согласно надёжной традиции (Аристотель, Теофраст), К. отождествлял
 единого бога
 с универсумом. Учение о боге К. есть, т. о., пантеизм в его классич. оформлении.
 Гносеология,
 высказывания К.— первая в истории греч. мысли постановка вопроса о возможности и
 границах
 познания. Высшим и абсолютно достоверным знанием, по К., обладает только бог;
 человеч. знание
 не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет вероятностный характер. В
 сочетании с
 критикой всех филос. систем этот тезис делал К. в глазах антич. скептиков
 предтечей скептицизма.
 Впервые зафиксированное у К. противопоставление мнения и знания имело
 программное значение
 для антич. гносеологии. Утилитаризм К. имел не только социально-этич. (осуждение
 роскоши,
 бесполезность Олимпийских игр), но и космологич. следствия: «солнце полезно...,
 а луна не нужна».
 • Фрагменты: DK I, 113—39; Testimpnianze e frammen-ti, introd., trad. e comm. M.
 Untersteiner, Firenze, 1967.
 • Jaeger W. W., The theology of the early Greek philosophers, Oxf., 1968; Frank
 el H., Wege und Formen fruhgriechischen
 Denkens, Munch., 1968s, S. 335 sq.; L e b e d e v A. V., A new fragment of
 Xenophanes, «Eirene» (тезисы докладов), Sofia,
 1978.
 КУАЙН (Quine) Уиллард ван Ормен (р. 25.6.1908, Акрон, шт. Огайо), амер. философ.
 Занимается
 проблемами логики, философии математики, логич. анализом языка науки и
 обыденного языка.
 Поддерживал контакты с Венским кружком, но считает себя не логич. позитивистом,
 а «логич.
 прагматистом».
 К. полагает, что не философия, а только науч. теория может говорить о том, какие
 объекты
 существуют, а какие нет, однако в отличие от позитивистов Венского кружка сам
 вопрос о
 существовании объектов К. не считает псевдовопросом. Утверждения о существовании
 физич.
 объектов или групп таких объектов К. считает осмысленными, а утверждения о
 существовании т. н.
 идеальных объектов (напр., идей, смыслов слов, математич. множеств) —
 бессмысленными. В
 философии математики К. защищал позицию «конструктивного номинализма».
 К. отрицает присущее логич. позитивизму разделение всех утверждений на
 синтетические,
 истинность к-рых проверяется в опыте, и аналитические, истинность к-рых следует
 из
 лингвистических оснований, полагая, что в опыте вообще не может проверяться отд.
 предложение, а
 только целая система их, напр. теория или группа связанных теорий (тезис Дюэ-ма
 — К.). Знание
 иерархически упорядочено, в нём есть центральные и крайние элементы. Если
 система знаний
 расходится с данными эксперимента, то учёные более склонны изменять «крайние»
 элементы и
 сохранять «центральные», в первую очередь принципы логики и математики. Чем
 «ближе к краю»
 утверждение — тем больше оно зависит от опыта, тем оно более «синтетично»,
 центральные же
 элементы «анали-тичны».
 • Elementary logic, Boston — ?. ?., 1941; From a logical point of view. 9
 logico-philosophical essays, Camb., 1953; Word and
 object, Camb.—N. Y. —L., 1960; The roots of reference, La Salle, 1973; The ways
 of paradox and other essays, N. Y., 1976.
 • Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 15; О renstein
 ?., Willard van Orman Quine, Boston, 1977.
 КУЗЕН (Cousin) Виктор (28.11.1792, Париж,— 14.1. 1867, Канн), франц. философ-
 идеалист и
 политич. деятель.
 Филос. взгляды К. формировались под непосредств. влиянием П. П. Руайе-Коллара и
 ?. ?. Мен де
 Бира-на и в целом носят эклектич. характер. К. утверждал, что все филос. истины
 уже высказаны,
 поэтому задача философии заключается лишь в критич. отборе истин из прежних
 филос. систем на
 основе «здравого смысла». К. боролся против сенсуализма и материализма, особенно
 франц.
 материализма 18 в. Он способствовал по-
 292 КУАЙН
 пуляризации истории философии и развитию интереса к ней. К. принадлежат переводы
 Платона на
 франц. язык; он издавал соч. Прокла, Абеляра, Паскаля, Декарта и др. мыслителей.
 К. познакомил
 франц. читателей с философией Канта, Шеллинга, Гегеля. Маркс относил К. к числу
 «истинных
 истолкователей» «трезво-практического буржуазного общества» (см. К. Маркс и Ф.
 Энгельс, Соч., т.
 8, с. 120) и называл его «слабым эклектиком» (см. там же, т. 27, с. 376).
 • Oeuvres, v. 1—16, P., 1846—51; Du vrai, du beau et du bien, Р., 1904!».
 ST э н Н., Франц. философия 1-й пол. XIX в., пер. с франц ПБ, 1896, гл. 4—8;
 Janet Р., V. Cousin et son oeuvre, P.,
 1885; Cornelius ?., Die Geschichtslehre V. Cousins unter besonderer
 Berucksichtigung des hegelschen Einflusses, Genera —
 P., 1958.
 КУЛИ (Cooley) Чарлз Хортон (17.8.1864, Анн-Арбор, шт. Мичиган,— 8. 5.1929, там
 же), амер.
 социолог. Испытал влияние Конта, Спенсера, Шеффле, а также Дарвина. По К.,
 общество есть
 развивающееся орга-нич. целое; при этом он отвергал биологич. детерминизм и
 поверхностные
 аналогии общества с организмом. Рассматривая сознание как общественное,
 коллективное, К.
 ошибочно отождествлял общество и сознание. Из этого следовала психологизация
 обществ.
 отношений. Гл. проблемы, исследуемые К.,— малые группы и формирование личности.
 К. ввёл
 различение первичных групп (ему принадлежит и сам термин) и вторичных обществ.
 институтов.
 Первичные группы (семья, детские группы, соседство, местные общины) являются, по
 К., осн.
 обществ. ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными
 связями,
 непосредств. общением, устойчивостью и малым размером. Здесь происходит
 социализация,
 формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия осн. обществ. ценности
 и нормы,
 способы деятельности. К. характеризовал личность как сумму психич. реакций
 человека на мнение о
 пём окружающих людей (т. н. теория «зеркального Я»). Т. о., правильно отмечая
 нек-рые существ.
 черты социализации и формирования самосознания личности, К. вместе с тем
 неправомерно сводил
 их к непосредств. взаимодействию индивидов. Вторичные обществ. институты
 (классы, нации,
 партии), по К., образуют социальную структуру, где складываются безличные
 отношения, в к-рые
 сформировавшийся индивид вовлечён лишь частично как носитель определ. функции.
 Связывая существование классов с экономич. факторами, К. недооценивал глубокие
 противоречия
 между ними. Сторонник бурж. демократии и либеральный критик капитализма, К.
 отвергал идеи
 революц. преобразования общества. Работы К. оказали влияние на развитие бурж.
 социальной
 психологии. Н Human nature and the social order, N. Y., 1902; Social
 organization, N. Y., 1909; Social
 process, N. Y., 1918; Sociological theory and social research, N. Y., 1930.
 • J a n d у E. С., С. Н. Cooley, his life and his social theory, N. Y., 1942;
 Cooley and sociological analysis, Ann Arbor, [1968].
 КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие,
 почитание),
 специфич. способ организации и развития человеч. жизнедеятельности,
 представленный в продуктах
 материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в
 духовных ценностях,
 в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии
 К. фиксируется
 как общее отличие человеч. жизнедеятельности от биологич. форм жизни, так и
 качеств.
 своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных
 этапах обществ.
 развития, в рамках определ. эпох, обществ.-экономич. формаций, этнич. и нац.
 общностей (напр.,
 антич. К., социалистич. К., рус. К., К. майя). К. характеризует также
 особенности поведения,
 сознания и деятельности людей в конкретных сферах обществ. жизни (К. труда, К.
 быта, художеств.
 К., политич. К.). В К. может фиксироваться способ жизнедеятельности отд.
 индивида (личная К.),
 социальной группы (напр., К. класса) или всего общества в целом.
 Домарксистские и немарксистские теории К. Первоначально понятие К. подразумевало
 целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а
 также воспитание и
 обучение самого человека. Хотя само слово «К.» вошло в обиход европ. социальной
 мысли лишь со
 2-й пол. 18 в., более или менее сходные представления могут быть обнаружены на
 ранних этапах
 свроп. истории и за её пределами (напр., жэнь в кит. традиции, дхарма в инд.
 традиции). Эллины
 видели в «пайдейе», т. е. «воспитанности», главное своё отличие от
 «некультурных» варваров. В
 поздне-рим. эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми осн. смыслом слова
 «К.», зародился, а
 в ср. века получил распространение иной комплекс значений, позитивно оценивавший
 гор. уклад
 социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятию цивилизации. Слово
 «К.» стало
 ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху Возрождения под
 совершенством К.
 начали понимать соответствие гу-манистич. идеалу человека, а в дальнейшем —
 идеалу
 просветителей.
 Для домарксистской бурж. философии характерно отождествление К. с формами
 духовного и
 политич. саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки,
 иск-ва, морали,
 религии и гос. форм правления. «...Производство и все экономические отношения
 упоминались лишь
 между прочим, как второстепенные алементы "истории культуры"» (Энгельс Ф., см.
 Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 25). Так, французские просветители 18 в. (Вольтер,
 Тюрго, Кондорсе)
 сводили содержание куль-турно-историч. процесса к развитию человеч. «разума».
 «Культурность»,
 «цивилизованность» нации или страны (в противоположность «дикости» и
 «варварству» перво-
 бытных народов) состоит в «разумности» их обществ. порядков и политич.
 учреждений и измеряется
 совокупностью достижений в области наук и иск-в. Цель К., соответствующая
 высшему назначению
 «разума»,— сделать всех людей счастливыми (эвдемонич. (см. Эвдемонизм) концепция
 К.],
 живущими в согласии с запросами и потребностями своей «естественной» природы
 (натуралистич.
 концепция К.).
 Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникала «критика» К. и цивилизации
 (Руссо),
 противопоставляющая испорченности и моральной развращённости «культурных» наций
 простоту и
 чистоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития. Эта
 критика была
 воспринята нем. классич. философией, придавшей ей характер общетеоретич.
 осмысления
 противоречий и коллизий бурж. цивилизации. Выход из этой ситуации нем. философы
 искали в
 сфере «духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шиллер, романтизм) или
 филос. (Гегель)
 сознания, к-рые и выдаются ими за областыюдлинно культурного существования и
 развития
 человека. К. с этой точки зрения предстаёт как область духовной свободы
 человека, лежащая за
 пределами его природного и социального существования. Нем. филос.-историч.
 сознанию свойст-
 венно признание множества своеобразных типов и форм развития К., располагающихся
 в определ.
 историч. последовательности и образующих в совокупности единую линию духовной
 эволюции
 человечества.
 Так, Гердер рассматривает К. как прогрессивное раскрытие способностей человеч.
 ума, но пользуется
 этим понятием и для определения этапов относит. историч. развития человечества,
 а также для
 характеристики ценностей просвещённости. Нем. романтики (Шиллер, А. и Ф.
 Шлегели, поздний
 Шеллинг) продолжили гердеровскую линию двоякого толкования К. С одной стороны,
 они создали
 традицию сравнительно-историч. изучения К. (Гумбольдт и школа компаративной
 лингвистики), с
 другой — положили начало взгляду на К. как на частную антропологич. проблему. К
 Гердеру
 восходит также и третья линия конкретного анализа обычаев и этнич. признаков К.
 В кон. 19 — нач. 20 вв. универсализм сложившихся эволюц. представлений о К. был
 подвергнут
 критике с идеалистич. позиций неокантианства (Риккерт, М. Ве-бер). В К. стали
 видеть прежде всего
 специфическую систему ценностей и идей, различающихся во их роли в жизни и
 организации
 общества того или иного типа. В несколько ином аспекте подобный же взгляд
 оформился в «теорию
 культурных кругов» (Л. Фробе-ниус, Ф. Гребнер), распространённую до нач. 20-х гг
 20 в.
 Теория единой линейной эволюции К. была также подвергнута критике с
 иррационалистич. позиций
 философии жизни, и ей была противопоставлена концепция «локальных цивилизаций» —
 замкнутых
 и самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы
 роста,
 созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление
 К. и
 цивилизации, к-рая рассматривается как последний этап развития данного общества.
 Сходные
 представления развивались в России Данилевским, позднее Сорокиным, а в
 Великобритании —

<< Пред.           стр. 153 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу