<< Пред.           стр. 156 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 аскетизм, «облегчила
 жизнь». Лютеранство воспринималось им как дальнейшая рационализация религии, т.
 е. как её
 деградация. К. защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, к-рые
 смогут
 реализовать свою экзистенциальную свободу.
 Философия К. не пользовалась популярностью при его жизни и в ближайшие
 десятилетия после его
 смерти. В 20 в. к учению К. обращается протестантская диалектическая теология, а
 с 1920-х гг. —
 экзистенциализм. Стиль философствования К. становится образцом для
 иррационалистич. течений
 совр. бурж. филос. мысли.
 • Samlede vaerker, bd 1—20, Kbh., 1962—64; Papirer, bd 1—16, Kbh., 1968—78«; в
 рус. пер.— Наслаждение и долг, СПБ,
 1894; Несчастнейший, в сб.: Северные сборники, кн. 4, СПБ, ь!908. * Шестов Л.,
 К. и экзистенциальная философия,
 Париж, 1939; Гайдеяко П., Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания
 С. К., М., 1970; Б ы х о в с к и й Б.
 Э. К., М., 1972; Wahl J., Etudes Kierkegaardiennes, P., 19492· A n z W.,
 KierKegaard und der deutsche Idealismus, Tub., 1956;
 Lowrie W., Kierkegaard, v. 1—2, N.T., [1962]; M e s-nard P., Kierkegaard, P.,
 19633; Adorno T h. W., Kierkegaard.
 Konstruktion des Asthetischen, Fr./M., 1966s; J 0 r-fi e n s e n A., S0ren
 Kierkegaard-litteratur. 1961—1970, tAar-hus, 1971];
 Materialien zur Philosophie S. Kierkegaards, hrsg. v. M. Theunissen und W.
 Greve, Fr./M., 1979 (библ.).
 КЮЛЬПЕ (Kiilpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского р-на Латв. ССР,—
 30.12.1915,
 Мюнхен), нем. психолог и философ-идеалист. В философии — представитель
 критического
 реализма. Осн. тема работ К. — психологич. основания теории познания. По К., акт
 сознания
 способствует «реализации» объекта, т. е. раскрытию его в переживании субъекта;
 этот акт может
 наблюдаться лишь после своего свершения, т. е. посредством ретроспективной
 рефлексии. Впервые в
 психологии К. обратился к экспериментальному изучению высших психич. процессов —
 мышления
 и воли. На выявление специфич. содержания мышления были направлены осн. усилия
 вюрцбургской
 школы, созданной К.
 • Die Realisierung, Bd 1—3, Lpz., 1912—23; Vorlesungen uber Psychologie, Lpz.,
 19222; в рус. пер.— Введение в
 философию, СПБ, 1901; Совр. философия в Германии, М., 1903; Совр. психология
 мышления, в сб.: Новые идеи в
 философии, № 16, СПБ 1914.
 Л
 ЛАБРИОЛА (Labriola) Антонио (2.7.1843, Кассино, — 2.2.1904, Рим), итал. философ,
 публицист,
 теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистич. движения. Познакомившись
 с трудами К.
 Маркса, Л. к нач. 90-х гг. с позиций левого гегельянства и гербарти-анства (см.
 Гербарт) перешёл на
 позиции марксизма. С 1890 вёл оживлённую переписку с Ф. Энгельсом. Участвовал в
 итал. и
 междунар. рабочем движении; содействовал основанию Итальянской социалистической
 партии
 (1892), хотя и не участвовал в её деятельности.
 В своих работах Л. рассматривал обширный круг вопросов, связанных в основном с
 историч.
 материализмом. В их числе проблемы: определяющего фактора
 в историч. развитии; классов и классовой борьбы; роли нар. масс и личности в
 истории;
 закономерностей развития бурж. общества; гос-ва; революции и др. Гл. задачу
 материалистич.
 понимания истории Л. усматривал в том, чтобы вывести обществ. мысль из запутан-
 ного лабиринта
 ненауч. филос.-историч. концепций и показать истинные движущие силы обществ.
 развития. Осн.
 положения историч. материализма Л. рассматривал в тесной связи с историей
 развития классовой
 борьбы, с критикой бурж. теорий и мелкобурж. течений в социализме. Значит.
 внимание Л. уделял
 политич.
 ЛАБРИОЛА 297
 проблемам, вопросам тактики и организац. принципам пролет. партии, развивал
 мысль о
 необходимости связи социалистич. движения с марксистской теорией. Вместе с тем
 воззрения и
 деятельность Л. не были свободны от нек-рых серьёзных противоречий и ошибок:
 недооценки
 учения о диктатуре пролетариата, значения вопроса о взаимоотношении пролет.
 партии с рабочим
 классом и его союзниками, ошибочного понимания нац. вопроса (деление наций на
 «активные» и
 «пассивные»).
 Идейное наследие Л. послужило отправной точкой для дальнейшего развития итал.
 марксистской
 мысли.
 • Opere complete, t. 1—3, Mil., 1959—61; Lettere a Engels, Roma, 1949; Scritti
 filosofici e politic!, v. 1 — 2, Torino, 1973; в
 рус. пер.— К «кризису марксизма», К.,.1900; О социализме, СПБ, 1906; Очерки
 материалистич. понимания истории, М.,
 I960.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 37, с. 312—13; т. 38, с. 205; т. 39, с. 161;
 Ленин В. И., ЯСС, т. 2, с. 500; т. 55, с. 59—60;
 Плеханов Г. В., О материалистич. понимании истории, в его кн.: Избр. филос.
 произв., т. 2, М., 1958; Тольятти П.,
 Развитие и кризис итал. мысли в XIX в., «ВФ», 1955, № 5; H и к и т и ч Л. А.,
 Л., М., 1980; Berti G., Peruno studio della
 vita e del pensiero di A. Labriola, Roma, 1954.
 ЛАВРОВ Пётр Лаврович [2 (14).6.1823, с. Мелехове Псковской губ., — 25.1 (6.2).
 1900, Париж], рус.
 философ и социолог, публицист, идеолог революц. народничества. Участник
 демократич. движения
 60-х гг., в 1866 был арестован, предан воен. суду и приговорен к ссылке. В 1870
 бежал за границу, в
 Париже был принят в одну из секций Интернационала, участвовал в Парижской
 коммуне 1871, тогда
 же в Лондоне познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873—76 издавал журн. и
 газ.
 «Вперёд!» (Цюрих, Лондон), в 1883— 1886 — один из редакторов «Вестника "Нар.
 воли"».
 В филос. работах 50—60-х гг. («Практич. философия Гегеля», 1859; «Механич.
 теория мира», 1859;
 «Очерки вопросов практич. философии», 1860; «Три беседы о совр. значении
 философии», 1861, и
 др.) с позиций антропологизма выступал с критикой религ. идеологии и мистич.
 форм идеализма как
 «патологич. элементов» сознания, а также вульгарного материализма, несправедливо
 отождествлявшегося Л. с материализмом вообще. По Л., предметом философии
 является человек как
 единое нераздельное целое; объективный материальный мир, несомненно, существует,
 но в наших
 суждениях о нём мы не можем выходить за пределы мира явлений, человеч. опыта;
 поэтому
 материализм, считающий всё сущее лишь многообразным проявлением единой, не
 данной
 непосредственно в сознании субстанции («вещества»), несмотря на все его историч.
 заслуги в борьбе
 с идеализмом, представляет собою разновидность умозрит., метафизич. верования, в
 лучшем случае
 — гипотезу. С этими филос. положениями Л., в к-рых проявилось воздействие на Л.
 идей Канта и
 позитивизма, в 60-х гг. полемизировали Н. Г. Чернышевский и М. А. Антонович.
 В социологии Л. («Историч. письма», 1870, и др.) подчёркивал принципиальное
 различие природных
 (закономерных, повторяющихся) и обществ. (прогрессивно изменяющихся,
 неповторимых) явлений.
 По Л., сущность истории состоит в переработке культуры — традиционных, склонных
 к застою
 обществ. форм, в цивилизацию — сознат. историч. движение, осуществляемое
 «критич. мыслью».
 Поскольку мысль реальна лишь в личности, гл. движущей силой истории являются
 «критически
 мыслящие личности», передовая интеллигенция. Л. разрабатывал субъективный метод
 в социологии:
 критерий обществ. прогресса, состоящего в конечном счёте в росте человеч.
 солидарности, во всё
 более полном воплощении в человеч. общежитии идей равенства и справедливости,
 отождествлялся
 им с нравств. идеалом мыслителя или историч. деятеля. По Л., критически мыслящие
 и энергически
 желаю-
 298 ЛАВРОВ
 щие личности для достижения своих целей должны объединяться в партию, к-рая
 придаёт борьбе
 «направление и единство» (Иябр. соч., т. I, с. 254. 261).
 В отличие от Бакунина и Ткачёва, Л. настаивал на обязательности тщат. подготовки
 социальной
 революции, подготовки как народа, к-рый только и может совершить революцию, так
 и его
 руководителей, сознат. революционеров («Вперёд! Наша программа», 1873). С этой
 т. зр. Л.
 критиковал бакунинскую ставку на революц. порыв масс, бланкистскую концепцию
 революции
 сверху, «якобинизм» Ткачёва и др. деятелей освободит. движения. Особое значепие
 Л. придавал роли
 нравств. начала в революции («Социальная революция и задачи нравственности»,
 1884). Критикуя
 анархизм, Л. признавал в работе «Гос. элемент в будущем обществе» (1876)
 необходимость революц.
 диктатуры при совершении социалистич. переворота, на «другой день» после
 свержения
 эксплуататоров. Образец социалистич. гос-ва Л., как и Маркс, видел в Парижской
 Коммуне
 («18марта 1871 г.», 1880). Не поняв сущности марксизма как качественно нового
 социалистич.
 учения и условий его применимости к России, Л. признавал выдающуюся роль Маркса
 и Энгельса в
 экономич. обосновании «рабочего социализма», постоянно подчёркивал
 интернационалистский
 характер борьбы за социализм. Критикуя теоретич. ошибки Л., В. И. Ленин вместе с
 тем считал его
 «... ветераном революционной теории ...» (ПСС, т. 2, с. 462).
 • Собр. соч.,М., 1917—20 (не законч.); Задачи понимания истории, СПБ, 1903г
 (псевд. С. С. Арнольди); Избр. соч. на
 социально-политич. темы, т. 1—4, М., 1934—35 (не законч.); Философия и
 социология, т. 1—2, М., 1965.
 • Книжник-Ветров И., П. Л. Л., M., 19302; Галактионов ?. ?., ? и к а н д p о в
 П. Ф., Идеологи рус. народничества, Л.,
 1966, гл. 2; Б о г а т о в В. В., Философия П. Л. Л., М., 1972; ? а н т и н И.
 К., Социалистич. мысль в России: переход от
 утопии к науке, М., 1973; В о л о д и н А. И., П. Л. Л. как исследователь и
 критик религии, в сб.: Вопросы науч. атеизма,
 в. 17, М., 1975; Володин А. И., И т е н-берг B.C., Л., М., 1981. А. И. Володин.
 ЛАДОШ (Ladosz) Ярослав (р. 20.10.1924, Варшава), польск. философ-марксист. Чл.
 ПОРП с 1948.
 Активно способствовал пропаганде и развитию в послевоенной Польше марксистско-
 ленинской
 философии. Работы Л. посвящены проблемам диалектического и исторического
 материализма, в
 особенности развитию диалектпч. логики, соотношению диалектики и формальной
 логики; критике
 совр. филос. и политич. ревизионизма, буржуазной идеологии и антикоммунизма .
 • Wielowartoaciowe ractiunki zdan a rozwo] logiki, Warn., 1961; Szkicez
 epistemologii matematyki, Warsz., 1968; Marksis-
 towska teoria walki klas, Warsz., 1969; Materializm dialektyczny, Warsz., 19732;
 Przedmiot filozofii i jej rola spoieczna.
 Miejsce filozofii w teorii marksistowskiej, Warsz., 1975; Dialektyka a
 spoleczenstwo, Warsz., 19763 (совм. с S. Kozyr-
 Kowalski).
 ЛАЗАРСФЕЛЬД (Lazarsfeld) Пауль Феликс (13.2. 1901, Вена,— 31.8.1976, Нью-Йорк),
 амер.
 социолог, один из ведущих специалистов в области методологии и применения
 математич. методов.
 С 1933 в США. Л. разработал ряд ценных исследоват. методов и математич. моделей
 анализа
 латентных (скрытых) структур, панельного анализа («индекс Л.»), теорию
 двухступенчатой
 коммуникации и др. Он руководил рядом крупных эмпирич. исследований, посвящённых
 проблемам
 массовой коммуникации и механизмам избират. борьбы в США. Выступал за сближение
 социологии
 с др. обществ.
 науками, отстаивая ложную концепцию «де-идеологизации» социологии и превращения
 её в «есте-
 ственную науку», «свободную от ценностей»; сам Л. придерживался буржуазно-
 либеральных
 политических взглядов, за что подвергался нападкам в период маккартизма.
 • Radio and the printed page, ?. ?., [1940]; Radio listening in America, N. Y.,
 1948 (совм. с P. Kendall); Studies in the scope
 and method of «The American Soldier», N. Y., 1950 (совм. с R. K. Merton); The
 people's choice, N. Y.—L., 19683 (совм. с B.
 Berelson, H. Gaudet); The language of social research, N. Y., 1969 (совм. с M.
 Rosenberg); Sociology, в кн.: Main trends ot
 research in the social and human sciences, pt 1, P.— The Hague, 1970, p. 61—165;
 в рус. пер.— Методологич. проблемы
 социоло-
 гии, в сб.: Социология сегодня. Проблемы и перспективы, ?., 1965; Логич. и
 математич. основания латентно-
 структурного анализа, к сб.: Математич. методы в совр. бурж. социологии, M.,
 1966.
 * К о н И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1984; Андрее-в а Г. М., Совр. бурж.
 эмпирич. социология, М., 1965; История
 бурж. социологии 1-й пол. 20 в., М., 1079.
 ЛАКАН (Lacan) Жак (13.4.1901, Париж,—9.9.1981, там же), франц. теоретик и
 практик т. и.
 структурного психоанализа. Основатель «парижской школы фрейдизма». Л.
 провозглашает своей
 целью «возврат к Фрейду» и кладёт в основу своей концепции мысль Фрейда об
 особом значении
 речевых нарушений для диагностики и лечения психич. заболеваний. В ряде работ, в
 т. ч. в
 программной ст. «Функция и поле речи и языка в психоанализе» («The'function and
 field of speech and
 language in psychoanalysis», 1953), Л. ставит на место психич. структуры Фрейда
 («Оно» — «Я» —
 «Сверх-Я») трёхчленную схему «реальное — воображаемое — символическое», гл.
 момент к-рой —
 взаимодействие воображаемого (источник субъективного иллюзорного синтезирования)
 и
 символического (совокупность объективных механизмов языка и культуры). Символич.
 опосредованность любых проявлений человеч. психики и прежде всего —
 бессознательного
 психического, их закономерно упорядоченный характер Л. выражает формулой:
 бессознательное
 структурировано как язык. При этом переосмыслению подвергаются оба члена
 формулы: с одной
 стороны, бессознательное у Л., в отличие от Фрейда, в известной мере лишается
 своего пан-
 сексуального характера и связывается с историч. порядками культуры; с другой —
 языковые знаки у
 Л., в отличие, напр., от Ф. де Соссюра, создателя структурной лингвистики,
 лишаются своей
 определённости и неразложимости: их форма (означающее) освобождается от
 содержания
 (означаемого) и абсолютизируется в концепции Л. как сила, обусловливающая не
 только психику
 человека, но и его судьбу. Л. использует при анализе бессознательного нек-рые
 приёмы структурной
 лингвистики, антропологии, риторики, топологии и др. Однако задача изучения
 закономерностей
 человеч. психики ставится Л. в отрыве от широких социальных взаимозависимостей.
 Благодаря
 деятельности Л. психоанализ во Франции оказал влияние на формирование
 общественных
 умонастроений (французский структурализм, антипсихиатрическое движение и пр.).
 • La psychose parano'iaque dans ses rapports avec la personnalite, P., 1932;
 Ecrits, P., 1966; Le seminaire de Jacques Lacan, livre
 I, II, III, XI, XX, P., 1973—81.
 * А в т о н о м о в а Н. С., Психоаналитич. концепция Ж. Л., «ВФ», 1973, №11;
 Филиппов Л. И..
 Структурализм и фрейдизм, там же, 1976, № 3; К л е м а н Б. К., Б p ю-но П., Сэв
 Л., Марксистская
 критика психоанализа, пер. с франц., М., 1976; R i f f l e t - L e m a i r е A.,
 Jacques Lacan, Brux., 1970;
 Pages J.-B., Comprendre Jacques Lacan, Toulouse, 1971; Lang H., Das Problem der
 Sprache bei J. Lacan,

<< Пред.           стр. 156 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу