<< Пред. стр. 159 (из 449) След. >>
in social science, N. Y., 1951; в рус. пер.—Социализация системы Тейлора, Л,—М., 1925. * Зейгарник Б. В., Теория личности К.
Л., М., 1981; Kaufmann Р., К.
Lewin, Р., 1968.
ЛЕВИ-СТРОС (Levi-Strauss) Клод (р. 28.11.1908, Брюссель), франц. этнограф и
социолог, один из
гл. представителей франц. структурализма. Чл. Франц. академии (1973). Испытал
влияние франц.
социологич. школы Дюркгейма, а также амер. школы культурной антропологии.
Методологич.
основа структурной антропологии Л.-С. — использование нек-рых приёмов
структурной
лингвистики и теории информации в анализе культуры и социального устройства
первобытных пле-
мён, а также интерпретация правил брака, терминологии родства, тотемизма,
ритуалов, масок, мифов
как особого рода языков. Отвергая европоцентризм и расизм, Л.-С. стремится
выявить своеобразие и
силу «дикарского» мышления, заложившего уже в эпоху неолита основу технич. и
интеллектуального прогресса. Л.-С. присуща идеализация нравств. устоев
первобытного общества в
духе Руссо. Полемизируя с экзистенциализмом, феноменологией, опровергая сам
принцип филос.
субъективизма в трактовке человека и общества, Л.-С. развивает концепцию
«сверхрационализма»,
смысл к-рой — в восстановлении единства чувственного и рационального начал,
утраченного совр.
европ. цивилизацией. Гармонию этих начал Л.-С. усматривает в первобытном
мифологич.
мышлении, к-рое стремится не к снятию, а к опосредствованию фундаментальных
противоречий
человеч. бытия (напр., противоречия жизни и смерти) и восходит от оперирования
отд. предметами к
своеобразной логике чувств. качеств. оставаясь в то же время конкретным, метафо-
рич. мышлением.
Л.-С. рассматривает мифологич. мышление как коллективное бессознательное,
относительно
независимое от др. аспектов жизни племени, признавая его наиболее удобным
объектом для
выявления «анатомии» человеч. ума и тех его структур, к-рые, по Л.-С., едины для
древнего и совр.
человека. Гносеоло-гич. аспект «сверхрационализма» Л.-С. состоит в признании
науч. ценности и
принципиальной умопостигае-мости широкого круга явлений, ранее игнорировавшихся
наукой
(мысль о разумности любого продукта человеч. деятельности легла в основу др.
концепций франц.
структурализма). Онтологич. аспект концепции Л.-С. заключается в признании
разумности
свойством самого мира, самих вещей, а не свойством, привносимым субъектом.
Методу Л.-С.,
плодотворному в анализе устойчивых структур и культур, свойственна существ.
методологич. ограниченность, состоящая, в частности, в отвлечении от
исследования динамики
обществ. развития.
• Anthropologie structurale, P., 1958; Le totemisme aujourd'-hui, P., 1962; La
pensee sauvage, P., 1962; Mythologiques, v. 1—4,
P., 1984—7); Les structures ilementaires de la parente, P.— La Haye, 19672;
Anthropologie structurale deux, P., 1973; La voie
des
mascfues, t. 1—2, Geneve, 1375; L'identit«, Siminair? interdis-cipliuaire dirign
par Claude Levi-Strauss, 1974—l!)7f>, P., 1977·
в p-yi·. пер.— Структура мифом, «ВФ», 1970, ?"<> 7; Колдун и его магия,
«Природа», 1974, № 7.
• М е л е т и н с к и й Е. М., Поэтика мифа, М., (976; А в т о-н о м о в а Н.
С., Филос. проблемы структурного анализа в
гуманитарных науках, М., 1977; Charbonnier G., Entretiens avec С. Levi-Strauss,
P., 1969; Leach E. Levi-Strauss, L., 1970; С.
Levi-Strauss; the anthropologist as hero Camh. (Mass.)—L., 1970; Lapointe F. H.,
L a p o-inte С. С., С. Loyi-Strauss and his
critics. An international bibliography of criticism (1950—1976), N. Y.— L.,
1977· Jen-kins A., The social theory of C. Levi-
Strauss, L., 1979.
ЛЕВКИПП (?????????), др.-греч. философ. Основоположник атомистики, учитель и
друг
Демокрита. О жизни Л. ничего неизвестно; местом его рождения различные источники
называют
Милет, Элею, Абдеру. Упоминаются его соч. «Большой диакосмос» и «О разуме», от
второго до нас
дошла одна фраза. Согласно Аристотелю, Л. создал своё учение, пытаясь примирить
аргументы
элейской школы о невозможности движения с данными чувств. опыта. В отличие от
Пар-менида,
допускал существование небытия, т. е. пустоты, разделяющей мельчайшие частицы
бытия (атомы).
Атомы, будучи неделимыми, неизменными и бескачественными, отличаются друг от
друга лишь
величиной и формой; они находятся в состоянии вечного движения. Сталкиваясь и
сцепляясь друг с
другом, атомы образуют многообразные вещи.
Детали космогонич. концепции Л. сообщает Диоген Лаэртий. Носясь в пустоте,
бесчисл. множества
атомов порождают вихри, из к-рых возникают миры. Каждый вихрь окружает себя как
бы оболочкой,
препятствующей отд. атомам вырываться наружу. Кружась в таком вихре, атомы
разделяются по
принципу «подобное стремится к подобному»: более крупные из них собираются в
середине и
образуют плоскую Землю, более мелкие устремляются к периферии. Нек-рые скопления
атомов
воспламеняются из-за скорости движения — так возникают видимые нами небесные
светила.
Процесс космообразования, как и всё, что совершается в мире, закономерен и
подчинён необхо-
димости. В остальном взгляды Л. практически неотделимы от дальнейшего развития
атомистики в
трудах Демокрита.
Уже в древности ставился вопрос о реальности Л. По свидетельству Диогена
Лаэртия, Эпикур
утверждал, что никакого философа Л. вообще не было. В силу этого нем. филолог Э.
Роде выдвинул
в 1879 тезис о том, что Л. был фиктивным литературным персонажем, придуманным
Демокритом.
Гипотезу Роде поддержали П. Наторп, П. Таннери, позднее В. Нестле, яростным
противником её был
Г. Дильс; в настоящее время эта гипотеза отвергается большинством
исследователей. * ? р а г м е н т
ы: DK II, 70—81.
• Рожанский И. Д., Анаксагор, М., 1972, с. 161—64; Bokovnev P., Die Leukipp-
Frage. Ein Beitrag zur Forschung nach der
historischen Stellung der Atomistik, Dorpat, 1911.
ЛЕГАЛЬНОСТЬ И МОРАЛЬНОСТЬ, одно из осн. понятий этики Канта, вытекающее из его
концепции автономии морали. Согласно Канту, действие морально лишь в том случае,
если при его
свершении воля руководится только нравств. законом — категорическим императивом,
т. е. если
действие совершается исключительно ради него. Если же действие соответствует
нравств. закону, но
мотивом его свершения выступает не он сам, а к.-л. чувств. склонность, то
действие не морально, а
только легально.
«ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ», идейно-политич. течение, представители к-рого (П. Б.
Струве, М. И.
Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.) выступили в легальной
печати (отсюда назв.)
в 90-х гг. 19 в. против народничества, используя отд. марксистские идеи, к-рые
извращали в духе
буржуазно-либе-
ЛЕГАЛЬНЫЙ 303
рального мировоззрения. «Это были буржуазные демократы, для которых разрыв с
народничеством
означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому
социализму, ... а
к буржуазному либерализму» (Ленин В. И. , ПСС, т. 16, с. 96).
В статьях в нем. печати Струве выступил с обоснованием прогрессивной миссии
капитализма в
России, оптимистически оценивая развитие капиталистич. экономики и выдвинув агр.
программу в
интересах крупного крест. х-ва. Ф. Энгельс в письме к ?. ?. Дани-эльсону от
17.10.1893 (см. К.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 39, с. 128) дал критическую оценку этих взглядов.
Наиболее полным
выражением идейной сущности «Л. м.» в начальный период его существования стала
книга Струве
«Критич. заметки к вопросу об экономич. развитии России» (в. 1, 1894). Опираясь
в политэкономии
на идеи Э. Бём-Баверка и В. Зомбар-та, в философии противопоставив Марксу Канта
и Фихте, а в
социологии — А. Риля и Г. Зиммеля, «Л. м.» выступил с широкой программой ревизии
марксизма.
Материалистич. понимание истории рассматривалось Струве в качестве «объективной
теории», не
имеющей никакого отношения к классовой борьбе. «Л. м.» отрицал также реальность
социализма, а
лозунг Струве «пойдём на выучку к капитализму» необходимо вытекал из всей его
политич. и
экономич. позиции. Аполо-гетич. характер взглядов Струве нашёл своё отражение и
в отрицании им
неравномерности развития, антаго-нистич. противоречий и кризисов, обострения
классовой борьбы в
условиях капитализма. Считая на этом основании, что капитализм в своём развитии
безграничен,
представители «Л. м.» отвергали марксистскую теорию социальной революции. Т. о.,
«Л. м.» имел
целью «...взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии... и
отбросить "только"
живую душу марксизма, "только" его революционность» (Л е-н и н В. И., ПСС, т.
26, с. 227).
Революц. с.-д. пошли на временный союз с «Л. м.», используя его для пропаганды
идей марксизма и
борьбы с народнич. идеологией. «Благодаря этому союзу была достигнута
поразительно быстрая
победа над народничеством и громадное распространение вширь идей марксизма (хотя
и в
вульгаризированном виде)» (там же, т. 6, с. 16).
В 1898—1900 происходила перестройка теоретич. взглядов «Л. м.» в сторону полного
отказа от
марксистских положений. Основой эволюции «Л. м.» были реальные процессы
классовой борьбы,
выступление в России на историч. арену рабочего класса в качестве гегемона и
успехи революц. с.-д.
К кон. 1900 «Л. м.» как идейное течение перестал существовать. В 1902 Струве
стал редактором
либерально-бурж. журн. «Освобождение». Во время Революции 1905—07 рус.
либерализм
оформился в бурж. партию кадетов. Ряд представителей «Л. м.» выступил
впоследствии в качестве
идеологов веховства (см. «Вехи»).
В работе «Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве» В.
И. Ленин
разоблачил методологич. приёмы «критики» легальными марксистами теории
марксизма. Бурж.
объективизму Струве Ленин противопоставил воинствующую партийность марксизма,
классовый
подход к анализу обществ. явлений, диалектич. решение вопроса о соотношении
революции и
реформ. Он опроверг апологетич. взгляды «Л. м.» о «пропорциональности» и
«равномерности»
развития капитализма. Позже с критикой «Л. м.» выступил также Г. В. Плеханов.
Борьба Ленина,
Плеханова и др. революц. марксистов против «Л. м.» имела междунар. значение, т.
к. она была
направлена против либерализма и реформизма, получивших распространение в странах
Зап. Европы.
304 ЛЕГИЗМ
• Ленин В. И., Что делать?, ПГ.С, т. R; « г о ж е, Предисловие к сборнику «За 12
лет», там же, т. 16; его же, Крах II
Интернационала, там же, т. 26; Плеханов Г. В., Статьи против П. Струве, Соч., т.
11, М.—Л., 1928; История КПСС, т. 1,
М., 1964; Чагин Б. А,, Борьба марксизма-ленинизма против филос. ревизионизма в
кон. 19 —нач. 20 вв., Л-, 1959; его же,
Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, М., 1960;
Шириков Л. В., Разоблачение В. И.
Лениным струвизма (1894—1901), в сб.; В. И. Ленин — основатель и вождь КПСС, М.,
1960; Социологии, мысль в
России, Л., 1978. Б.
А. Чагин.
ЛЕГИЗМ (от лат. lex, род. падеж legis — закон), учение школы законников фацзя,
др.-кит. этико-
иоли-тич. учение об управлении человеком, обществом и гос-вом. Возникло и
оформилось в 6—3 вв.
до н. э. Активное участие в разработке Л. приняли Гуань Чжун, Цзы Чань, Ли Куй и
особенно Шан
Ян, а также Шэнь Бухай и Ханъ Фай, завершивший построение его теоретич. системы.
Л. развивался в напряжённой борьбе с ранним конфуцианством, вместе с к-рым
стремился к
созданию мощного, хорошо управляемого гос-ва, расходясь, однако, в филос.
обосновании и методах
его построения. Если конфуцианство на первый план выдвигало нравств. качества
людей, то Л.
исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Правителю
необходимо
хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими. Осн. метод
воздействия —
награды и наказания, причём вторые должны превалировать над первыми. Центр.
место в программе
Л. занимало стремление к укреплению гос-ва путём развития земледелия, построения
сильной армии,
способной расширять границы страны, и оглупления народа.
Легисты создали концепцию деспотич. гос-ва, основанную на равенстве всех перед
законом.
Исключением являлся лишь сам правитель — единств. творец законов. Л. сыграл
решающую роль в
формировании императорско-бюрократич. системы управления, просуществовавшей без
принципиальных изменений до нач. 20 в. Осн. идеи Л.: гос. регулирование
зкономич. процессов в
стране; систематич. обновление гос. аппарата путём назначения чиновников (вместо
традиц. прин-
ципа наследования должностей); введение единого принципа присвоения рангов
знатности,
должностей, привилегий и жалований за службу в армии и воен. заслуги; равные
возможности при
выдвижении на адм. посты; чёткая градация внутри правящего сословия; унификация
мышления
чиновничества; личная ответственность чиновника; цензорский надзор над
деятельностью
работников гос. аппарата.
Начиная с 3 в. до н. э. происходит процесс слияния Л. и раннего конфуцианства в
единое учение
(Сюнъ-цзы, Дун Чжуншу). Начиная с эпохи Хань, когда конфуцианство,
ассимилировавшее идеи Л.,
стало офиц. идеологией, Л. прекратил своё существование как самостоят. учение.
• Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, М., 1957, с. 400—09; Др.-кит.
философия, т.2, М., 1973, с. 14—57, 210—83;
Переломов Л. С., Конфуцианство и Л. в политич. истории Китая, М., 1981;
Vandermeersch L., La formation du Legisme, P.,
1965; W Ing-t sl t Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963,
p. 251—61.
ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1.7.1646, Лейпциг,— 14.11.1716, Ганновер),
нем.
философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед.
Изучал
юриспруденцию и философию в Лей-пцигском и Йенском ун-тах. В 1672—76 в Париже. С
1676
состоял на службе у ганноверских герцогов, сначала в качестве придворного
библиотекаря, затем
герцогского историографа и тайного советника юстиции. Осн. филос. соч.:
«Рассуждение о
метафизике» (1685, изд. 1846, рус. пер. 1890), «Новая система природы» (1695,
рус. пер. 1890),
«Новые опыты о человеческом разуме» (1704, изд. 1765, рус. пер. 1936),
«Теодицея» (1710, рус. пер.
1887—92), «Монадология» (1714, изд. 1720. рус. пер. 1890).
Л. явился завершителем философии 17 в., предшественником нем. классич.
философии. Его филос,
си-
стема сложилась к 1685 как итог двадцатилетней эволюции, в процессе к-рой Л.
критически
переработал осн. идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и
др. Л. стремился