<< Пред. стр. 162 (из 449) След. >>
Определяя осн.задачи культурной революции, Л. показал, что строители коммунистич. общества
должны овладеть
всеми богатствами культуры, выработанной человечеством в его историч. развитии
(«Задачи союзов
молодежи», окт. 1920). В ряде работ Л. обосновал теорию коммунистического
воспитания
трудящихся, указав на необходимость расширять общественно-преобразующую
деятельность масс
как средство их развития. В работах «О профессиональных союзах...» (дек. 1920),
«Еще раз о
профсоюзах...» (янв. 1921) и др. Л. софистике и эклектицизму фракционеров,
«формальной,
схоластической» логике, с позиций к-рой они подходили к анализу
действительности, про-
тивопоставил логику «диалектическую».
При переходе к мирному строительству Л. разработал новую экономич. политику как
единственно
возможную в условиях преобладания мелкотоварного про-из-ва форму строительства
социализма
[«О прод. налоге», апр. 1921; выступления на 10-м съезде, 9-й конференции РКП
(б) и др.].
В марте 1922 Л. написал для журн. «Под знаменем марксизма» ст. «О значении
воинствующего
материализма», в к-рой дана программа деятельности коммунистов на теоретич.
фронте.
Внимательное изучение
достижений естествознания, разоблачение бурж. философии, сплошь и рядом
спекулирующей на
этих достижениях, творч. изучение теоретич. наследия прошлого, всестороннее
развитие диалектики,
последоват. борьба с религией — вот важнейшие пункты этой программы. Л.
обосновал
необходимость союза философов-марксистов с представителями совр. естествознания.
Обобщая опыт нац. строительства, Л. выдвинул идею создания СССР, разработал
принципы
построения единого многонац. социалистич. гос-ва как добровольного союза
суверенных наций. Л.
внёс новый элемент в теорию социалистич. революции, указав на значение нац.-
освободит. борьбы
народов Востока для освобождения всех трудящихся.
Будучи уже больным, Л. продиктовал ряд документов («Письмо к съезду», «О
придании законодат.
функций Госплану», «К вопросу о национальностях...»), в к-рых рассмотрел
важнейшие вопросы
внутр. политики, предложил предпринять «...ряд перемен в нашем политическом
строе» (там же, т.
45, с. 343), укрепить единство партии, усовершенствовать парт. и гос. аппарат.
Особое значение Л.
придавал правильной нац. политике, указывая на её значение не только для Союза
Сов. Республик,
но и для колон. и зависимых народов.
К янв.— февр. 1923 относятся последние статьи Л.: «О кооперации», «Как нам
реорганизовать
Рабкрин», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше». В них Л. вновь обратил
внимание
коммунистов на вред догматич., педантского подхода к марксистской теории,
призвал их глубже
овладевать революц. диалектикой. Подчёркивая общие и специфич. черты
социалистич. революции в
России, Л. показал, что страна имеет все необходимые предпосылки для построения
бесклассового
общества.
Творч. развитие Л. диалектич. и историч. материализма, дальнейшая разработка
учения о материи,
законов и категорий диалектики, проблем теории познания, закономерностей
обществ. развития,
филос. вопросов естествознания, проблем этики, эстетики, науч. атеизма составило
новый, ленинский
этап в истории марксистской философии.
Работа Л. в сфере философии неразрывно связана с развитием им и др. составных
частей марксизма
— политэкономии и науч. коммунизма, с его политич., революц. деятельностью. В
творч. развитии
марксизма Л. видел необходимое условие действенности революц. учения, ключ к
теоретич. и
практич. решению задач рабочего класса, коммунистич. партии, социалистич. гос-
ва.
* ПСС, т. 1—55. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, М.,
1969; О 110-й годовщине со дня
рождения В.И. Ленина. Постановление ЦК КПСС от 13 дек. 1979, М., 1979; Брежнев
Л. И., О Ленине и ленинизме, М.,
1981; В. И. Ленин. Биография, М., 19816; В. И. Ленин. Биографич. хроника, т 1—
12—, М., 1970—82; Воспоминания о В.
И. Ленине, т. 1—5, М., 1968—69. Я. П. Коликов.
ЛЕНИНИЗМ, учение В. И. Ленина, гениального продолжателя революц. дела и учения
К. Маркса и
Ф. Энгельса, творчески развившего в новых историч. условиях все составные части
марксизма —
философию, политэкономию, науч. коммунизм; Л.— новый этап в развитии марксизма;
Л. находит
дальнейшее творч. развитие в теоретич. деятельности КПСС, всего мирового
коммунистич.
движения. Л.— это «...марксизм эпохи империализма и пролетарских революций,
эпохи крушения
колониализма и победы национально-освободительных движений, эпохи перехода
человечества от
капитализма к социализму и строительства коммунистического общества» (К 100-
летию со дня
рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, 1969, с. 5). См. Марксизм-ленинизм.
ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич [13(25).1.1831, Кудиново, ныне Малоярославецкого
р-на
Калужской обл.,—12(24).И.1891, Троице-Сергиев посад, ныне За-
горск Моск. обл.], рус. писатель, публицист и лит. критик. Известность приобрёл
статьями о практич.
политике и на культурно-историч. темы (сб. статей «Восток, Россия и славянство»,
т. 1—2, 1885—
86), а также лит.-критич. этюдами (о романах Л. Толстого, об И. С. Тургеневе и
др.). Культурно-
историч. взгляды Л., сложившиеся под влиянием Данилевского, характеризуются
выделением трёх
стадий циклич. развития— первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторичного
«упрощения» и «смешения», что служит у Л. дополнит.
обоснованием идеала «красочной и многообразной» росс. действительности,
противопоставленной
зап. «всесмешению» и «всеблаженству».
Мировоззрение Л. имело охранит, направленность. Предугадывая грядущие революц.
потрясения и
считая одной из гл. опасностей бурж. либерализм с его «омещаниванием» быта и
культом всеобщего
благополучия, Л. проповедовал в качестве организующего принципа гос. и обществ.
жизни
«византизм» — твердую монархич. власть, строгую церковность, сохранение крест.
общины, жёсткое
сословно-иерархич. деление общества. Путём союза России с Востоком (мусульм.
странами, Индией,
Тибетом, Китаем) и политич. экспансии на Бл. Востоке как средства превращения
России в новый
историч. центр христ. мира Л. надеялся затормозить процесс «либерализации»
России и уберечь её от
революции.
• Собр. соч., т. 1—9, М., 1912—13; Моя лит. судьба. Автобиография, в кн.: Лит.
наследство, т. 22—24, М., 1935.
• Памяти К. Н. Л., в кн.: Лит. сб., СПБ, 1911; Преображенский П. Ф., А. Герцен и
К. Л.,«Печать и революция», 1922, кн.
2; Бердяев H.A., К. Л., Париж, 1926; История философии в СССР, т. 3, М., 1968; К
о l o g г i v o v I. v., Von Hellas zum
Monchtum. Leben und Denken K. Leontjews, B., 1948; Gasparini E., Le prevision!
di C. Leorit'ev, Venezia, 1957.
ЛЕ ПЛЕ (Le Play) Фредерик Пьер Гийом (11.4.1806, Ла-Ривьер-Сен-Совер,
Кальвадос,—5.4.1882,
Париж), франц. социолог, экономист и горный инженер. В трактовке социального
развития сочетал
идеи технологич. и географич. детерминизма, с одной стороны, и ведущей роли
религ. и морального
авторитета — с другой.
Консервативные установки Л. П. получили выражение в «социальной реформе» —
программе
социального переустройства путём укрепления патриархальных институтов, в
частности
традиционных форм семьи, возврата к архаич. законам о наследовании,
препятствующим дроблению
имуществ, и т. д. В качестве гл. фактора социального контроля он рассматривал
семью, различая три
её типа: патриархальную, нестабильную (совр. нуклеарную семью) и коренную
(famille souche), где
один из женатых сыновей остаётся в отцовской семье, а остальные получают
определ. долю
наследства. Понятие коренной семьи используется в совр. историч. демографии.
В историю социологии Л. П. вошёл своими эмпирич. исследованиями. Наиболее
значит. его
произв.— «Ев-роп. рабочие» («Les ouvriers europeens», 1855; v. 1—6, 1877—792)
содержит результаты
монографич. обследований неск. десятков рабочих семей: осн. объектом изучения
были семейные
бюджеты как выражение уровня и образа жизни. В работе развиты методы и техника
контролируемого наблюдения, а изложенные в ней факты сохраняют значение для
изучения положе-
ния рабочего класса. Однако ограничение метода социальной науки монографич.
описаниями отд.
семей оставляло простор для произвольного подбора фактов с целью обоснования
консерватизма Л.
П.
Созданная Л. П. школа после его смерти раскололась на продолжавшую его
реформаторские
устремления школу «социальной реформы» и более позитивистски настроенную школу
«социальной
науки» (по названиям издававшихся ими журналов); им не удалось занять серьёзных
позиций во
франц. социологии. Во
ЛЕ ПЛЕ 309
Франции работы Л. П. оказали влияние на нек-рые направления в социологии
(географии,
детерминизм, технологии, детерминизм, католич. социология), историографии, лит-
ре (П. Бурже и
др.). Воздействие его концепций сказалось и в др. странах. В царской России,
социальное устройство
к-рой Л. П. высоко оценивал, его воззрения пропагандировал реакц. поли-тич.
деятель и правовед К.
П. Победоносцев.
• F. Le Play. 1806—1882; textes choisis par L. Boudin, P., 1947; в рус. пер.—
Осн. конституция человеч. рода, М., 1897. *
Турвиль А. де, Социальная наука представляет ли науку?, пер. с франц., СПБ,
1895; Recueil d'etudes sociales publ. a la
memoire de F. Le Play, P., 1956.
ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович [15(27).1.1837, с. Де-нисовка Полтавской губ.,—
13(26). 11.1905,
Киев], рус. философ и публицист. Получил воен. образование, служил на Кавказе.
Выйдя в отставку,
в 1864 основал на родине первую школу для крестьян с преподаванием на укр.
языке, к-рое после
доноса пришлось прекратить. С 1868 Л.—сотрудник журн. «Отечеств, записки» Н. А.
Некрасова. Был
близок к народнич. кругам; в 1879—88 в ссылке. По возвращении в Петербург Л.
примкнул к кружку
Михайловского в журн. «Рус. богатство», а затем вышел из него и сотрудничал в
«Рус. мысли».
Сообразно изменению политич. взглядов Л.— от сочувствия революц. демократам и
народовольцам
через либеральное народничество к бурж. либерализму — менялась его филос.
позиция. В годы
учёбы Л. под влиянием идей Фейербаха и знакомства с Лавровым порвал с религией и
увлёкся
позитивизмом как философией, враждебной теологии и «метафизике». Л. стал одним
из гл.
представителей позитивизма в России, пройдя эволюцию от приверженца философии
Конта, Дж. С.
Милля, Спенсера, через «критич. реализм» неокантианцев К. Геринга, А. Риля, Э.
Лааса, Ф. Пауль-
сена до «первого и крупнейшего рус. эмпириокритика» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с.
51). Л.
пропагандировал эмпириокритицизм Авенариуса как «единственно науч. точку зрения»
в философии,
отвергая все др. филос. направления. С критикой «науч. философии» Л. с
материалистических
позиций в 1870-х гг. выступил Ткачёв.
Л. не считал философию наукой, а лишь чисто эмпи-рич. мировоззрением, образующим
«понятие о
мире». Позитивизм Л. дополнял неокантианской «теорией познавания», центр.
понятием к-рой
считал опыт, т. е. «всю совокупность физического и духовного, человеческого и
сверхчеловеческого
"бытия"...» («Эмпириокритицизм, как единственно науч. точка зрения», СПБ, 1909,
с. 9, 11). «Теория
познавания» Л. — откровенный агностицизм и солипсизм, т. к. «сущее» и «вещи», по
Л., «не более,
как призраки», и только тогда и имеют смысл, когда есть человеч. индивиды, их
воспринимающие и
мыслящие. Диалектику Л. отрицал, считая её препятствием для развития мысли.
Социологич. воз-
зрения Л. общи позитивизму и близки взглядам Лаврова и Михайловского.
«Науч. философия» Л. объективно играла отрицат. роль, расчищая путь для
эмпириокритич. ревизии
философии марксизма.
Л. принадлежит ряд работ по истории буддизма.
• Революционеры и естеств. ход событий, «Вестник нар. воли», 1883, № 1 (псевд.—
Украинец); Этюды и очерки, СПБ,
1886; Собр. соч., т. 1—3, М., [1Я15—17] (не оконч.). • Ткачёв П. Н., О пользе
философии, Соч., т. 2, М., 1976; его же,
Кладези мудрости росс. философов, там же; С о-л о в ь е в В л., Письмо к
редактору. О заслуге В. В. Л. для филос.
образования в России, «Вопросы философии и психологии», 1891, кв. 5; К о л у б о
в с к и и Я. Н., Материалы для исто-
рии философии в России (1855—1888). XI. В. В. Л., там же, 1891, кн. 8; К а р е е
в П., Памяти В. В. Л., «Современность»,
1906, № 1; Г а н е и з е p В., В. В. Л. в письмах и воспоминаниях, «Голос
минувшего», 1914, № 8; Л у н а ч a p с к и и
A.B., Силуэты, М., 1965, с. 428; Шахматов Б., У истоков борьбы против
эмпириокритицизма в России, в кн.: История и
методо-
310 ЛЕСЕВИЧ
логия естествознания, Минск, 1966, с. 155—70; Г а л а к т и о-нов А. А.,
Никандров П. Ф., Рус. философия 11 — 19 вв.,
Л., 1970, гл. 21, § 3; III к у p и н о в П. С., Позитивизм в России 19 в., М.,
1980, с. 223—26, 275—82.
ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (22.1.1729, Ка-менц, Саксония,— 15.2.1781,
Брауншвейг),
нем. философ-просветитель, писатель, критик. Сохраняя верность общим принципам
просветит.
рационализма, Л. соединил их с новыми, более глубокими взглядами на природу,
историю, иск-во,
преодолев ограниченность воль-фианского рационализма в философии (см. Вольф),
лютеранской
ортодоксии, классицизма в поэтике. Как критик и эстетик Л. обосновывал принципы
реалистич.
художеств. образа — вслед за Шефтсбери и др. мыслителями 18 в., боровшимися с
отвлечённостью
аллего-рич. и условных фигур иск-ва барокко и классицизма. В трактате «Лаокоон.
О границах
живописи и поэзии» (1766, рус. пер. 1957) Л. даёт замечат. анализ сущности и
средств словесного и
изобразит. иск-в, положив начало интенсивным размышлениям о природе различных
иск-в («Критич.
леса» Гердера, возражавшего Л., и др.). В новаторской «Гамбургской драматургии»
(Bd 1—2, 1767—
69, рус. пер. 1936), цикле критич. и эсте-тич. очерков, Л. доказывал
соответствие драматургич.
принципов Шекспира аристотелевскому определению трагедии. Несмотря на кажущуюся
нормативность подобного хода мысли Л. шёл к углублённому постижению художеств.
произведений
в их «внутр. форме». Точно так же критика условных форм подводила к новой
трактовке художеств.
символа и к ориентации на пластич. образы античности, заново открытой И. И.
Винкельманом
(трактат Л. «Как представляли смерть древние» — «Wie die Alten den Tod
gebildet», 1769). Наиболее
значительными для Л.-мыслителя были последние годы его жизни. Не принимая филос.
интуитивизма, как и свойственного движению «Бури и натиска» культа гения,
чувства,
чувственности, Л. публикует тезисы «Воспитание человеч. рода» («Die Erziehung