<< Пред.           стр. 166 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 формализации таких систем и т. п. Представляя общие основания для корректности
 мысли (в ходе
 рассуждений, выводов, доказательств, опровержений и пр.), Л. является наукой о
 мышлении — и как
 метод анализа дедуктивных и индуктивных процессов мышления, и как метод (норма)
 мышления,
 постигающего истину. Задача Л., к-рую вслед за Кантом обычно наз. формальной Л.,
 исторически
 сводилась к каталогизации правильных способов рассуждений (способов «обращений с
 посылками»),
 позволяющих из истинных суждений-посылок всегда получать истинные суждения-
 заключения.
 Известным набором таких способов рассуждений однозначно определялся процесс
 дедукции, ха-
 рактерный для т. н. традиционной Л., ядро к-рой составляла силлогистика,
 созданная Аристотелем.
 По мере изучения особенностей умозаключений и демон-
 316 ЛОГИКА
 стративного (доказывающего) мышления вообще предмет традиционной Л. постепенно
 расширялся
 за счёт не-силлогистич., хотя и дедуктивных способов рассуждений, а также за
 счёт индукции.
 Поскольку последняя выпадала из рамок Л. как дедуктивной теории, она стала
 предметом особой
 теории — индуктивной логики.
 Совр. формальная Л.— историч. преемник традиционной Л. Для неё характерно
 разнообразие
 теорий, в к-рых изучаются способы рассуждений, приемлемые с т. зр. каждой такой
 теории, а также
 их формализация, т. е. отображение в логич. исчислениях (формализмах). Логич.
 исчисления — это
 системы символов (знаков), заданные объединением двух порождающих процессов:
 процесса
 индуктивного порождения грамматически правильных выражений исчисления — его слов
 и фраз
 (языка исчисления), и процесса дедуктивного порождения (дедукции) потенциально
 значимых
 (истинных) фраз (теорем) исчисления — его фразеологии. Заданием алфавита
 исходных символов,
 правил образования в нём языка (его структурных свойств) и правил преобразования
 его фразеологии
 (аксиом и правил вывода) логич. исчисление однозначно определяется как
 синтаксич. система
 (формальная структура символов). Выбор этой системы как представителя определ.
 логич. идей и
 соответственно приписывание её символам значений (интерпретация, или
 рассмотрение, её как се-
 мантич. системы) превращают логич. исчисление в оп-редел. теорию приемлемых
 способов
 рассуждений — теорию логич. вывода. Сообразно тому, каков синтаксис логич.
 теории (её правила
 преобразования) и её семантика, различают классические, интуиционистские,
 конструктивные,
 модальные, многозначные и др. теории логич. вывода.
 Классич. теории исходят из предположения, что любое утверждение можно уточнить
 таким образом,
 что к нему будет применим исключённого третьего принцип. Опираясь на этот
 принцип (см. также
 Двузначности принцип), в классич. Л. отвлекаются от гносеология, ограничений,
 вытекающих из
 невозможности общего (рекурсивного) метода для классич. оценки суждений,
 согласно к-рой
 относительно любого объекта универсума вопрос о принадлежности ему («да») или
 отсутствии у него
 («нет») нек-рого свойства решается всегда положительно. Интуиционистские (см.
 Интуиционизм) и
 конструктивные (см. Конструктивное направление) теории, напротив, придают
 эффективности (в
 частности, в смысле общерекурсивности) доказательств (установления свойств)
 решающее значение.
 Поэтому в общем случае (для бесконечных универсумов) в этих теориях отказываются
 от принципа
 исключённого третьего, исходя из др. предпосылки: чтобы утверждать, надо иметь
 возможность
 эффективно проверять свои знания и утверждения. Последнее существенно зависит от
 возможности
 восполнения утверждений алгоритмом подтверждения их истинности. Поэтому идея
 приемлемости
 рассуждений сопряжена в этих теориях с широко понимаемым (в смысле абстракции
 потенциальной
 осуществимости) эмпирич. познанием. Близкую к конструктивной идейную основу
 имеет и
 модальная логика, изучающая свойства модальностей — разновидностей отношения
 субъекта логич.
 деятельности к характеру его целевой активности или к содержанию высказываемой
 им мысли
 (напр., степени убеждённости в сказанном). В свою очередь, исчисления
 многозначной логики
 формализуют ещё более широкий подход к оценкам высказываний и объективных
 событий.
 Допуская множественность, в частности бесконечную, истинностных оценок (степеней
 подтверждения, правдоподобия, вероятности), теории многозначной Л. являются
 обобщениями
 классич. и модальных теорий, напр. на область индуктивных (статистич.)
 умозаключений, оставаясь
 в то же время дедуктивными логич. теориями.
 Каждая из этих логич. теорий включает, как правило, два осн. раздела: логику
 высказываний и логику
 предикатов. В Л. высказываний учитываются не все смысловые связи фраз естеств.
 языка, а только
 такие, к-рые не создают косвенных контекстов и позволяют, рассматривая сколь
 угодно сложные
 высказывания как функции истинности простых (атомарных), выделять в множестве
 высказываний
 всегда истинные — тавтологии, или логические законы. В Л. высказываний
 отвлекаются от
 понятийного состава высказываний (их субъ-ектно-предикатной структуры). Сохраняя
 характер
 смысловых связей Л. высказываний, в Л. предикатов, напротив, анализируют и
 субъектно-
 предикатную структуру высказываний, и то, как она влияет на структуру и методы
 логич. вывода.
 Классич. вариант Л. предикатов является непосредств. продолжением традиц.
 силлогистики (Л.
 свойств), но в различных исчислениях предикатов субъектно-предикатная структура
 суждений
 анализируется с большей глубиной, чем в силлогистике: помимо свойств
 («одноместных»
 предикатов), в них формализуются и отношения («многоместные» предикаты; см.
 Предикат).
 В многообразии логич. теорий выражается многообразие требований, предъявляемых к
 Л. совр.
 наукой и практикой. Важнейшим из них является требование в содействии точной
 постановке и
 формулировке науч.-технич. задач и разысканию возможных путей их разрешения.
 Предлагая
 строгие методы анализа определ. аспектов реальных процессов рассуждений, логич.
 теории
 одновременно содействуют и объективному анализу положения вещей в той области
 знания, к-рая
 отражается в соответств. процессах мысли. Т. о., логич. теории не субъективны и
 не произвольны, а
 представляют собой глубокое и адекватное отображение посредством символов
 объективной «логики
 вещей» на ступени абстрактного мышления.
 По мере использования логич. исчислений в качестве необходимой «техники
 мышления» собств.
 идейное содержание логич. теорий совершенствуется и обогащается, а растущие
 потребности
 решения науч. и прак-тич. задач стимулируют развитие старых и создание новых
 разделов Л.
 Примером может служить обусловленное задачей обоснования математики
 возникновение
 метатеории (теории доказательств) — в узком смысле как теории формальных систем,
 ограниченной рамками финитизма, и в широком — как металогики, воплощающей
 взаимодействие
 формальных (синтак-сич.), содержат. (семантич.) и деятельностных (прагма-тич.)
 аспектов познания.
 Мн. результаты, относящиеся к взаимоотношению формальных логич. систем и их
 моделей, а потому
 имеющие и общенауч. значение, получены как металогич. теоремы (напр., о полноте
 Л. предикатов
 первого порядка, о наличии счётной модели у любой непротиворечивой теории,
 формализуемой в
 языке предикатов первого порядка, о неполноте формальных систем, включающих
 арифметику, и
 ряд др.), раскрывающие гносеологич. подтекст самой Л.
 История логики. Первые учения о формах и способах рассуждений возникли в странах
 Др. Востока
 (Китай, Индия), но в основе совр. Л. лежат учения, созданные в 4 в. до н. э.
 др.-греч. мыслителями
 (Аристотель, ме-гарская школа). Аристотелю принадлежит исторически первое
 отделение логич.
 формы речи от её содержания. Он открыл атрибутивную форму оказывания как
 утверждения или
 отрицания «чего-то о чём-то», определил простое суждение (высказывание) как
 атрибутивное
 отношение двух терминов, описал осн. виды атрибутивных суждений и правильных
 способов их
 обращения, ввёл понятия о доказывающих силлогизмах как общезначимых формах связи
 атрибутивных суждений, о фигурах силлогизмов и их модусах, а также изучил
 условия построения
 всех силлогистич. законов (доказывающих силлогизмов). Аристотель создал
 законченную теорию
 дедукции — силлогистику, реализующую в рамках полуформальных представлений идею
 выведения
 логич. следствий при помощи нек-рого механич. приёма — алгоритма. Он дал первую
 классификацию ло-
 гич. ошибок, первую математич. модель атрибутивных отношений, указав на
 изоморфизм этих и
 объёмных отношений, и заложил основы учения о логич. доказательстве (логич.
 обосновании
 истинности). Ученики Аристотеля (Теофраст, Евдем) продолжили его теорию
 применительно к
 условным и разделит. силлогизмам.
 Потребность в обобщениях силлогистики в целях полноты учения о доказательстве
 привела
 мегариков к анализу связей между высказываниями. Диодор Крон и его ученик Филон
 из Мегары
 предложили параллельные уточнения отношения логич. следования посредством
 понятия
 импликации. Диодор толковал импликацию как модальную (необходимую) условную
 связь, а Филон
 — как материальную.
 Логич. идеи мегарской школы восприняли стоики. Хрисипп принял критерий Филона
 для
 импликации и принцип двузначности как онтологич. предпосылку Л. Идею дедукции
 стоики
 формулировали более чётко, чем мегарики: высказывание логически следует из
 посылок, если оно
 является консеквентом всегда истинной импликации, имеющей в качестве
 антецендента конъюнкцию
 этих посылок. Это исторически первая формулировка т. н. теоремы дедукции, дающей
 общий метод
 формального доказательства средствами логики. Аргументы, основанные только на
 правильной
 форме дедукции и не исключающие ложность посылок, стоики наз. формальными. Если
 же
 привлекалась содержат. истинность посылок, аргументы наз. истинными. Наконец,
 если посылки и
 заключения в истинных аргументах относились соответственно как причины и
 следствия, аргументы
 наз. доказывающими. Последние предполагали понятие о естеств. законах, к-рые
 стоики считали
 аналитическими, отрицая возможность их обоснования посредством аналогии и
 индукции. Стоич.
 учение о доказательстве выходило за пределы собственно Л.— в область теории
 познания, и здесь
 дедукти-визм стоиков встретил филос. противника в лице радикального эмпиризма
 школы Эпикура,
 к-рая в споре со стоиками защищала опыт, аналогию и индукцию. Эпикурейцы
 положили начало
 индуктивной Л., указав, в частности, на роль противоречащего примера в проблеме
 обоснования
 индукции, и сформулировали ряд правил индуктивного обобщения (Филодем из
 Гадары).
 На смену логич. мысли ранней античности пришла антич. схоластика, сочетавшая
 аристотелизм со
 стоицизмом и заменившая искусство свободного исследования искусством экзегезы
 (истолкования
 авторитетных текстов), популярной и в «языч.» школе поздних перипатетиков, и в
 христ. школах
 неоплатоников. Из нововведений эллино-римских логиков заслуживают внимания:
 логич. квадрат
 (quadrata formula) Апулея из Медавры, реформированный позднее Боэцием;
 полисиллогизмы и
 силлогизмы отношений, введённые Га леном; дихотомич. деление понятий и учение о
 видах и родах,
 встречающиеся у Порфирия; зачатки истории Л. у Секста Эмпирика и Диогена
 Лаэртия; наконец,
 ставшая с тех пор общепринятой латинизированная логич. терминология, восходящая
 к соч.
 Цицерона и лат. переводам из аристотелевского «Органона», выполненных Боэцием. В
 этот период
 Л. входит в число семи свободных иск-в, к-рые Марциан Капелла наз. энциклопедией
 гуманитарного
 образования.
 Логич. мысль раннего европ. средневековья беднее эллино-римской. Самостоят.
 значение Л.
 сохраняет лишь в странах арабоязычной культуры (аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд),
 где
 философия остаётся относительно независимой от теологии. В Европе же
 складывается в основном
 схоластич. Л.— церковно-школьная дисциплина, приспособившая элементы
 перипатетич. Л. к
 нуждам христ. вероучения. Только после того, как все произв. Аристотеля
 канонизируются церк.
 ортодоксией, возникает оригинальная (несхоластич.) ср.-
 ЛОГИКА 317
 век. Л., известная под назв. logica modernorum. Контуры её намечены
 «Диалектикой» Абеляра, но
 окончательно она оформляется к кон. 13 — сер. 14 вв. в соч. У. Шервуда, Петра
 Испанского, Иоанна
 Дунса Скота, В. Бурлея (Бёрли), У. Оккама, Ж. Буридана, Альберта Саксонского и
 др. Именно здесь
 логич. и фактич. истинность строго разделяются и Л. понимается как формальная
 дисциплина о
 принципах всякого знания (modi scientiarum omnium), предметом к-рой являются не
 эмпирич., а
 абстрактные объекты — универсалии. Учение о дедукции основывается на явном
 различении
 материальной и формальной, или тавтологичной, импликаций: для первой имеется
 контрпример, для
 второй — нет. Поэтому материальная импликация выражает фактическое, а формальная
 — логич.
 следование, с к-рым естественно связывается понятие о логич. законах. У ср.-век.
 логиков этой эпохи
 встречается и первая попытка аксиоматизации Л. высказываний, включая
 модальности. При этом Л.
 высказываний, как и у стоиков, признаётся более общей теорией дедукции, чем
 силлогистика. В этот
 же период, хотя и вне связи с общим течением модернизации логич. мысли,
 зарождается идея
 «машинизации» процессов дедукции (Р. Луллий, «Великое искусство» — «Ars magna»,
 1480).
 Эпоха Возрождения для дедуктивной Л. была эпохой кризиса. Её воспринимали как
 опору мыслит.
 привычек схоластики, как Л. «искусственного мышления», освящающую схематизм
 умозаключений,
 в к-рых посылки устанавливаются авторитетом веры, а не знания. Руководствуясь
 общим лозунгом
 эпохи: «вместо абстракций — опыт», дедуктивной Л. стали противопоставлять Л.
 «естественного
 мышления» (П. Раме), под к-рой обычно подразумевались интуиция и воображение.
 Леонардо да
 Винчи и Ф. Бэкон возрождают антич. идею индукции и индуктивного метода, выступая
 с резкой
 критикой силлогизма. Лишь немногие, подобно падуанцу Я. Дзабарелле («Логич.
 труды» — «Opera
 logica», 1578), отстаивают формальную дедукцию как основу науч. метода вообще.

<< Пред.           стр. 166 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу