<< Пред. стр. 17 (из 449) След. >>
школы, впервые перевели на сирийский яз. части «Органона» и «Исагога» Порфирия.После
закрытия Эдесской школы имп. Зеноном (489) несториане переселились в Персию,
логич. соч.
Аристотеля продолжали изучаться в теологич. школе в Нисибине. Сиро-моно-
физитская традиция
перевода и комментирования Аристотеля на сирийский яз. связана с именами Иоанна
бар Афтонии
(ум. 558), Севера Себохта (ум. 667), Иакова Эдесского (ок. 633—708), епископа
Георгия (ум. 724) и
католикоса Хейнан-ишо I. Крупнейший представитель сирийской учёности того
времени — Сергий,
архиятр («гл. врач») г. Решайн в Месопотамии (ученик Иоанна Филопона),
переводчик Галена и
Аристотеля и автор оригинальных логических трактатов (ум. 536).
Первые переводы Аристотеля на араб. яз. (с сирийского) были сделаны сирийскими
врачами из
Гундиша-пура, приглашёнными Аббасидами в Багдад в кон. 8 в. в качестве лейб-
медиков. Переводч.
дело упрочилось с учреждением халифом аль-Мамуном в 832 в Багдаде «Дома
мудрости». Самыми
выдающимися переводчиками Аристотеля в 9—10 вв. были несторианин Хунайн ибн
Исхак (ум. 877)
и его сын Исхак ибн Хунайн (ум. 910 или 911). Крупнейшими представителями А. в
араб. мире были
Кинди, Рази, Фараби, Ибн Сина, Ибн Баджа, Ибн Туфайль, Ибн Рушд. Противником А.
был Газали,
к-рый написал «Ниспровержение философов», но предпослал ему др. соч.—
«Стремление
философов», где излагалась аристотелевская система (логика, метафизика и
физика); однако именно
это соч., переведённое в сер. 12 в. Домиником Гундисальви в Толедо на лат. яз.,
стало на лат. Западе
одним из самых популярных учебников А. Арабы восприняли А. из позднеантич. (нео-
платонич.)
традиции, что наложило печать на араб. образ Аристотеля; ср. особенно
неоплатонизированный А. у
Кинди и идеи эманации и провидения у Ибн Сины. Подлинной признавалась «Теология
Аристотеля»
— извлечение из «Эннеад» Плотина. В то же время араб. А. оказался более тесно
связанным с
конкретными науками — медициной, астрономией, математикой, и
34 АРИСТОТЕЛИЗМ
его в меньшей степени стремились приноровить к букве Кораиа, чем на Западе — к
Библии: Фараби
и Ибн Сина, не говоря уже об Ибн Рушде, прямо учили о вечности мира.
В ср.-век. евр. философии об А. можно говорить с сер. 12 в.— начиная с
«Возвышенной веры» (1161,
на араб. яз.) Авраама бен Давида из Толедо, сочинения, направленного против
неоплатонич.
направления Ибн Гебироля. Наиболее значит. попытка создания «евр. схоластики» —
синтеза
иудаизма и А.— принадлежит Маймониду, «Путеводитель блуждающих» к-рого был
переведён на
лат. яз. по заказу Фридриха II и использовался уже Вильгельмом Овернским. Учение
Аристотеля о
вечности мира уступает в евр. философии место библейскому креационизму, однако в
познании
подлунного мира Аристотель наделяется непререкаемым авторитетом. В 13—14 вв.
философия араб.
аристотеликов распространяется в иудейской среде в Испании и Провансе
(многочисл. переводы с
араб. на евр. яз., сопровождаемые комментариями). Крупнейшим комментатором
парафраз и комм.
Ибн Рушда был Леви бен Герсон (1288—1344), отрицавший, в частности, творение из
ничего.
До 12 в. единств. соч. Аристотеля, известным на лат. Западе, были «Категории» и
«Герменевтика» в
лат. пер. Боэция, к-рые вместе с комм. Боэция и пер. «Введения» Порфирия
составляли т. н. старую
логику (1о-gica vetus). К сер. 12 в. был хорошо известен весь «Органон» (его
остальные книги
получили назв. «новой логики» — logica nova), гл. обр. благодаря шартрской
школе. Переводы с
араб. яз. (при дворе епископа Рай-мунда в Толедо) и непосредственно с греч. яз.
(особенно в
Палермо, при дворе норманнских королей) осуществлялись параллельно, причём, как
показали
исследования последних десятилетий, доля ранних переводов с греч. яз. в целом
больше, чем
переводов с араб. яз. Самые ранние переводы с греч. яз. принадлежат Якову
Венецианскому (1128) и
архидиакону Катании Генриху Аристиппу (ум. 1162), выдающимися переводчиками с
араб. яз. были
Герард Кремонский (ум. 1187 в Толедо) и Михаил Скот (первые десятилетия 13 в.);
одним из самых
плодовитых переводчиков с греч. яз. во 2-й пол. 13 в. был доминиканец Вильем из
Мербеке.
Распространению естеств.-науч. идей А. способствовали врачи и натуралисты
(Даниил из Морлея, «О
природе горнего и дольнего», 1175—85; Альфред Англичанин, «О движении сердца»,
комм, к
«Метеорологии», ок. 1200; Петр Испанский, 13 в.). В «Похвалах божеств. мудрости»
Александра
Некама (ум. 1217) Аристотель уже «учитель Афин, вождь, глава, слава Вселенной».
Самым
выдающимся англ. аристотеликом рубежа 12—13 вв. был Роберт Гроссетест,
переведший с греч. яз.
значит, часть «О небе» и комм. Симпликия к этому трактату, всю «Никомахову
этику» с комм, и
написавший комм, ко «Второй аналитике» и «Физике». В Оксфордский и Парижский ун-
ты А.
проникает в нач. 13 в., причём в Париже он подвергался многочисл. запретам
(1209, 1215, 1231,
1263), касающимся гл. обр. соч. по физике и метафизике. В 1255 ф-т иск-в в
Париже предписывает
изучение всех соч. Аристотеля. Широкое проникновение А. в католич. теологию (и
христианизация
учения Аристотеля) связано с деятельностью доминиканцев Альберта Великого и Фомы
Аквинского
(си, также Томизм, Схоластика), к-рая наталкивалась на сопротивление как со
стороны
францисканцев, державшихся старой платоническо-августинианской традиции, так и
со стороны
аверроизма (Сигер Брабантский). С запретами 13 в. контрастируют статуты 1366,
требующие от
лиценциата ф-та иск-в знания не только логич., но и естеств.-науч. соч.
Аристотеля и «Метафизики»,
а от магистра этого ф-та — знания «Этики» и первых трёх книг «Метеорологии». В
14 в. получает
распространение новый жанр комментария — «вопросы» по поводу аристотелевских
проблем,
ответы на к-рые подчас содержали оригинальные взгляды комментатора (напр.,
«Вопро-
сы» Жана Буридаяа к «Политике»), В 14 в. появляются и первые переводы Аристотеля
на новоевроп.
языки (Николай Орем).
В эпоху Возрождения уровень текстологии, истолкования и переводов Аристотеля
значительно
возрастает, особенно благодаря переселению в Италию таких учёных греков, как
Мануил Хрисофор
(1355—1415), учеником к-рого был Л. Бруни, Иоанн Аргиропул (1417— 1473), Феодор
Газа (1400—
75), Георгий Трапезундский (1396—1486) и кардинал Виссарион (1403—72). Соч.
Аристотеля
начинают печататься, причём, согласно Сар-тону, среди науч. изданий 15 в. они
занимают по коли-
честву заглавий (98) 2-е место после соч. Альберта Великого (151). 1-е полное
изд. в лат. пер.
выходит в Падуе в 1472—74, греч. («Альдина») — в Венеции в 1495— 1498. Борьба
против
схоластич. и араб. А. (оба зачисляются в категорию «варварского») сопровождается
стремлением к
восстановлению «подлинного» Аристотеля. Филос. жизнь 15—16 вв. сосредоточена
вокруг оппо-
зиции Платон — Аристотель (ср. полемику Георгия Трапезундского с Виссарионом и
др.).
Флорентийские платоники (Фичино, Пико делла Мирандола) продолжают неоплатонич.
традицию
«согласования», рассматривая А. как «подготовку» к платонизму. Оплотом
аверроистич. А. остаются
в 15—16 вв. сев.-итал. города, прежде всего Болонья и Падуя (см. Падуанская
школа). Знакомство с
новооткрытым комм. Александра Афродисийского к «О душе» породило в 16 в.
долголетний спор
между «александристами» (Помпонацци, Я. Дзабарелла), утверждавшими смертность
человеч. души,
и «аверроистами», модифицировавшими учение о «единстве интеллекта» в духе
неоплатонич.
толкования Симпликия.
Позиция Лютера с его возвращением к августиниан-ству была сугубо
антиаристотелевской («князь
философов» был назван Лютером «князем мрака»). Однако потребность в
системосозидании
побудила уже Меланх-тона насаждать А. в протестантских школах; аристотелевскую
метафизику
вводят в протестантскую теологию Тауреллус (1547—1606), Тимплер (1567—1624), X.
Шейблер
(1589—1653), И. Томазиус (1622—84). Параллельный процесс насаждения томистского
А. в системе
образования и теологии в католич. странах после Тридентского собора известен иод
назв. «второй
схоластики» (см. Суарес).
Науч. революция 17 в. и формирование механистич. картины мира приводят к падению
А. в
естествознании (см. Галилей, Кеплер, Ф. Бэкон, Гассенди), однако Лейбниц,
подтвердив приговор
физике Аристотеля, в метафизике возвращается к аристотелианскому телео-логизму
(см. Энтелехия).
О томистском А. в новое время см. в статьях Неотомизм, Неосхоластика.
Рукописи Аристотеля и ср.-век. переводы: M о -г a u ? Р., Harlfinger D., W i e s
n e r J., Die griechischen Manuscripte des
Aristoteles, Bd l, B.—N. Y., 1976; большую часть сохранившихся араб. пер. издал
Badawi Abdurrahman в Каире, в т. ч.
«Органон» (1948), «Риторику» (1959), «Поэтику» (1958), «О душе», «О небе» и
«Метеоролргию» (1960); Т k a t s с h J.,
Die arabische Ubersetzung der Poetik des Aristoteles und die Grundlage der
Kritik des griechischen Textes, Bd 1—2, W.— Lpz.,
1928—32; Steinschneider M., Die hebraischen Ubersetzungen des Mittelalters und
die Juden als Dolmetscher, Graz, 19562;
Aristoteles Latinus, Bruges — P., 1952 — (Corpus philosophorum medii aevi);
Corpus Latinum commentariorum in Aristotelem
Graecorum, Louvain, 1957—.
• Зубов В. П., Аристотель, M., 1963, с. 194—349 (общий очерк А. и подробная
библ.); During I., Von Aristoteles bis
Leibniz, «Antike und Abendland», 1954, Bd 4, S. 118—54; визант. ?.: O e h l e r,
Aristotle in Byzantium, «Greek, Roman and
Byzantine Studies», 1964, v. 5, p. 133—46; M o r a u ? P., D'Ari-stote a
Bessarion. Trois exposes sur l'histoire et la transmission
de l'aristotelisme grec, [Quebec), 1970; араб. ?.: B a d a w i ?., La
transmission de la Philosophie grecque au monde arabe, P.,
1968; Opelt I., Griechische Philosophie bei den Araben, Munch., 1970; вап.-
европ. A.: Steenberghen F. van, Aristote en Oc-
cident, Louvain, 1946; его ж e, La Philosophie au 13 siede, Lou-vain —P., 1966;
Bloch E., Avicenna und die Aristotelische
Linke, B., 1952; Petersen P., Geschichte der Aristotelischen Philosophie im
protestantischen Deutschland, Stuttg., 19642; Pla-ton
et Aristote a la Renaissance, 16 Colloque international do Tours, P., 1976. См.
также лит. к статьям Аверроизм, Схоластика.
А.В. Лебедев.
АРИСТОТЕЛЬ (???????????) Стагирит [384, Ста-гир (вост. побережье п-ова
Халкидика) — окт. 322
до н. э., Халкида, о. Эвбея], др.-греч. философ и учёный-энциклопедист,
основатель
перипатетической школы. В 367—347 — в Академии Платона, сначала как слушатель,
затем — как
преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. Годы
странствий (347—
334): в г. Ассе в Троаде (М. Азия), в Мити-лене на о. Лесбос; с 343/342
воспитатель 13-летнего
Александра Македонского (вероятно, до 340). Во 2-й афинский период (334—323) А.
преподаёт в
Ликее. Полный свод всех древних биографич. свидетельств об А. с комм.: I.
During, Aristotle in the
ancient biographical tradition, 1957.
Подлинные соч. А. распадаются на три класса: 1) опубл. при жизни и литературно
обработанные (т.
н. экзотерические, т. е. научно-популярные), гл. обр. диалоги; 2) всевозможные
собрания материалов
и выписок— эмпирич. база теоретич. трактатов; 3) т.н. эзотерические соч.— науч.
трактаты
(«прагматии»), часто в форме «лекторских конспектов» (при жизни А. не
публиковались, вплоть до 1
в. до н. э. были мало известны — об их судьбе см. в ст. Перипатетическая школа).
Все дошедшие до
нас подлинные соч. A. (Corpus Aristoteli-cum — свод, сохранившийся в визант.
рукописях под
именем А., включает также 15 неподлинных соч.) принадлежат к 3-му классу (кроме
«Афинской
политии»), соч. первых двух классов (и, судя по антич. каталогам, часть соч. 3-
го класса) утрачены. О
диалогах дают нек-рое представление фрагменты — цитаты у позднейших авторов
(есть три общих
издания: V. Rose, 18863; R. Walzer, 19632; W. D. ROSS, 1955 и множество отд.
изданий с попытками
реконструкций).
Проблема относит. хронологич. соч. А. тесно переплетена с проблемой эволюции
филос. взглядов А.
Согласно генетич. концепции нем. учёного В. Йегера (1923), в академич. период А.
был
ортодоксальным платоником, признававшим «отдельность» идей; только после смерти
Платона,
пережив мировоззренч. кризис, он подверг критике теорию идей и затем до конца
жизни
эволюционировал в сторону естественнонауч. эмпиризма. Соответственно Йегер и его
школа
датировали соч. А. по степени «удалённости» от платонизма. Теория Йегера,
предопределившая пути
развития арис-тотелеведения в 20 в., в наст, время мало кем разделяется в чистом
виде. Согласно
концепции швед. учёного И. Дюринга (1966), А. изначально был противником
трансцендентности
идей, наиболее резкий тон его полемика носит именно н ранних соч., наоборот, в
своей зрелой
онтологии («Метафизика» Г — Z — Н — ?) он по существу вернулся к платонич.
проблематике
сверхчувств. реальности.
Датировка соч. А. по Дюрингу. До 360 (параллельно «Федру», «Тимею», «Теэтету»,
«Пармениду» Платона): «Об идеях»
(полемика с Платоном и Евдоксом), диалог «О риторике, или Грил» и др. 1-я пол.
50-х гг. (параллельно «Софисту»,
«Политику» Платона); «Категории», «Герменевтика», «Топика» (кн. 2—7, 8, 1, 9),
«Аналитики» (см. «Органон»), диалог
«О философии» (одно из важнейших утраченных соч., осн. источник сведений о
философии А. в эллинистич. эпоху; кн.
1: развитие человечества от первобытного состояния до становления наук и
философии, достигающих вершины в
Академии; кн. 2: критика учения Платона о принципах, идеальных числах и идеях;
кн. 3: космология А.— альтернатива
«Тимею»); конспект лекций Платона «О благе»; А «Метафизики»; диалог «О поэтах»,
«Гомеровские вопросы»,
первонач. вариант «Поэтики», кн. 1—2 «Риторики», первонач. вариант «Большой
этики». От 355 до смерти Платона в
347 (параллельно «Филебу», «Законам», 7-му письму Платона): «Физика» (кн. 1, 2,
7, 3—4), «О небе», «О
возникновении и уничтожении», «Метеорология» (кн. 4), полемика по вопросу об
идеях («Метафизика», M 9 1086 b 21
— N, А, ?, ? 1—9, В), переработка кн. 1—2 и книга 3 «Риторики», «Евдемова
этика», диалог «Евдем» (о бессмертии
души), «Протрептик» («Увещание» к философии, использовано в «Гортензии» Цицерона
и «Протрептике» Ямвлиха) и
др. Период странствий в Ассе, Митилене, Македонии (347—334): «История животных»
(кн. 1—6, 8), «О частях
животных», «О передвижении животных», «Метеорология» (кн. 1—3), первые наброски
малых естественно-науч. соч. и
«О душе». К этому же пе-
АРИСТОТЕЛЬ 35
риоду, вероятно, относится совместная работа с Теофрастом по описанию 158 гос.
устройств («Политий») греч. полисов
и утраченное «Описание негреч. обычаев и установлений». «Политика» (ни. 1, 7—8),