<< Пред. стр. 179 (из 449) След. >>
мышления и нравственности бога (Коген) или логос (Наторп). Философы М. ш.возводили к
трансцендентальным основаниям не только познание,
но культуру в целом, включая правовые, этич. и эсте-тйч. её элементы. В
понимании общества М. ш.
исходит из человека как юридич. лица. Поскольку же высшим юридич. лицом является
гос-во,
человек подчиняется его законам. Отсюда аналогия между математикой и логикой, с
одной стороны,
юриспруденцией и этикой т- с другой. Юриспруденция (Rechtswissenschaft) —
математика обществ.
наук, тогда как этика — их логика (см. H. Cohen, Ethik des reinen Willens, В.,
1904, S. 62—63). Идеи
представителей М. га. служили основой ревизионистской концепции «этич.
социализма»,
стремившейся дополнить марксизм этикой Канта.
• С а в а л ь с к и й В. А., Основы философии права в науч. идеализме. М. ш.
философии: Коген, Наторп, Штаммлер и
др., т. 1, М., 1908; Вурж. философия кануна и начала империализма, М., 1917, гл.
2, § 2; Кант и кантианцы, М., 1978; D u
s s o r t H., L'ecole de Marbourg, P., 1963; см. также лит. к статьям
Неокантианство, Коген, Наторп, Кассирер.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ (позднелат. marginalis — находящийся на краю, от лат. margo —
край,
граница), социология, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность»
положения
человека между к.-л. социальными группами, что накладывает определ. отпечаток на
его психику.
Введено амер. социологом Р. Парком, к-рый обозначал этим понятием положение
мулатов и считал,
что «маргинальная личность» обладает рядом характерных черт: беспокойством,
агрессивностью,
честолюбием, чувствительностью, стеснённостью, эгоцентричностью. В сов. лит-ре
понятие М.
распространения не получило.
МАРИЙ ВИКТОРИН (Marius Victorinus) (ок. 275, Африка,— после 362), рим. философ-
неоплатоник; в старости обратился в христианство. Перевёл на лат. язык логич.
работы Аристотеля
(«Категории», «Об истолковании»), соч. Плотина, Порфирия («О пяти общих
понятиях»), возможно,
Ямвлиха («О богах»). Автор соч. по риторике и диалектике («О гипотетич.
силлогизмах», «Об
определениях»), а также комм. к диалогам Цицерона (в частности, к «Топике» и
«Нахождению»).
Написанные им после обращения в христианство трактаты «Против арианина Кандида»,
«Против
Ария» (4 кн.), «Понимание „единосущного"» — первая на Западе попытка
использования
неоплатонич. доктрины при разработке тринитарной проблемы. В частности, М. В.
использовал
намеченную Плотиной и развитую Порфирием триаду «бытие—жизнь—ум», в соответствии
с к-рой
он понимал соотношение лиц Троицы: Отец есть бытие (сущность, субстанция), Сын—
определение
этого бытия, раскрывающееся в движении двоякого рода: в самопорождении,
благодаря к-рому
бытие проявляет себя (жизнь, Иисус Христос), и в возвращении к себе самому (ум,
святой Дух). Как
жизнь и ум не лишены бытия, так и бытие обладает жизнью и умом, поэтому о
различии лиц
говорится на основании того, что каждое лицо есть по преимуществу.
Труды М. В. оказали значит. воздействие на духовное становление Августина.
• Traites thiologiques sur la Trinite, texte etabli par P. Henry, introd., trad,
et notes P. Hadot, v. 1—2, P., 1960; Commentarii In
epistulas Pauli ad Galatas, ad Philippenses, ad Ephesios, ed. A. Locher, Lpz.,
1972; Opera omnia, ed. A. Locher, Lpz., 1Я76.
• H a d o t P., Porphyre et Victorinus, P., 1968.
МАРИТЕН (Maritain) Жак (18.11.1882, Париж, — 29.4.1973, Тулуза), франц. религ.
философ,
представитель неотомизма. Был учеником Бергсона, в 1906 принял католичество.
_ Всё развитие философии нового времени М. считал упадком и вырождением филос.
мысли.
Фигуры Лютера, Декарта и Руссо знаменуют для него последоват. торжество
субъективизма и
произвола в сферах веры, мысли и чувства, после чего наступает моральный и
социальный хаос.
Путь к преодолению хаоса М. видел в возврате к ср.-век. «ясности» и надличной
объективности.
Выступая против интуитивизма Бергсона, М. .стремился примирить «...благодать и
природу, веру и
разум, теологию и философию...» («De Bergson a Thomas d'Aquin», P., 1347, p.
133).
М. основал в Нью-Йорке спец. серию. издаий по проблемам «политич. философии»
(«Цивилизация»),
где публиковал работы, критиковавщие совр. капитализм и бурж. демократию с
позиций «христ.
демократии» и «гуманизма», отвергая при этом социалистич. преобразование
общества. М. известен
также своими работами в области иск-ва и педагогики.
• Antimoderne, P., 1922; Science et sagesse, P., 1935; Humanis-rae integral, P.,
1936; Clmstianisme et democratic, N. Y., 1943.;
Trois reformateufs, P., 1947; Art et scolastique, P., 1-947; Reflexions sur
l'Amerique, P., 1958; Pour une Philosophie de l'idaya-
tion, P., 1959; La philosophic morale, P., 1960; La Philosophie dans la cite,
P., I960; Dieu et la permission du mal, P., 1963;
L'intuition creatrice dans l'art et dans la pocsie, P., 1976.
• Кузнецов B. H., Франц. бурж. философия 20 в.,М., 1970, с. 173—201; Ярошевский
Т. М., Личность и общество, пер. с
польск., М., 1973; С а х a p о в а Т. А., От философии существования к
структурализму, М., 1974, с· 147—78; К о s s i Е.,
Il pensiero politico di J. Mafitain, Mil., 1956; S i m on s e n V. L.,
L'esthetique de J. Maritain, Cph., 1956; G a l l a g h er D. and
G a 1 l a K h e r I., The achievement of Jacques and Raisia Maritain: A
bibliography (1906—1961), N, ? 1962; TOrn-i.G,., La
filosofia deua storla nel pensiero politico di Jacques Starttain, Bologna,
[1965]; Fecher'Ch. A., The philosophy of J, Jfarl-tain, N..
Y., 1969.
МАРК АВРЕЛИЙ Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) (26.4.121, Рим,—17.3.180,
Виндобона, ныне
Вена), рим. философ-стоик, император (с ?61). Автор соч. «К самому себе» (на
др.-Греч, яз.),
содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустрой-ства и этики.
Практицизм и
скептицизм М. А. не позволили ему быть вполне Последоват. стоиком. Стоич. фило-
софия
сочетается у М: А. с некоторыми идеямн эпикурейцев, перипатетиков и киников. Всё
происходящее
в мире М. А. рассматривает как проявление промысла природы, отождествляемой с
богом —
активным, разумным и материальным началом, проникающим весь мир и объ-единяющим
его в
единое целое. У М.А. сильнее, чем в раннем стоицизме, проявляется яичное религ.
отношение к
миру как к богу и требование активного co-трудничества каждого человека с
мировыми силами. Как
и Эпиктет, М. А. подчёркивает различие между внеш. миром, не зависящим от
человека, и собств.
внутр. миром, единственно подвластным человеку. Счастье достигается приведением
своего
поведения, чувств и взглядов в соответствие с внеш. миром, в к-ром всё
происходит согласно естеств.
закону, т. е. paзуму всеобщей природы. Во мн. записях, отступая от стоич.
доктрины, М. А.
рассматривал человеч. разум как неч-то полностью отделённое от души и как
единственное
подлинно человеч. начало. В нек-рых случаях разум признаётся божеств. истечением
в духе
неоплатонизма или отождествляется с внутр. божеством человека, как и у
Посидония. М. А. не
отрицал гераклитовского учения о мировых пожарах с той решительностью, как это
делал Панетий,
но, как и последний, склонялся к идее непрерывных превращений первостихий. Часто
варьируемая у
М. А. гераклитовская идея текучести всего существующего, тема смерти, нек-рые
платонич. и
неопифагорейские мотивы, создающие впечатление резиньяции и пессимизма,
принадлежат к общим
мес-там увещательной литературы.
М в рус. пер.: Наедине с собой, пер. С. Роговина, ?.,1914. * Dalfen J.,
Formgeschichtliche UntefsXiclumgen zu" den
Selbstbetrachtungen Marc Aureis, Munch., 1967 см. также лит. к ст. Стоицизм.
МАРКОВ Андрей Андреевич [р. 9(22).9.1903, Петер-бург,— 11.10.1979, Москва], сов.
математик и
логик, чл.-корр. АН СССР (1953). Чл. КПСС с 1953. Осн. тру-ды по топологии,
топологич. алгебре,
теории динамич-систем, теории алгорифмов и конструктивной математике. Основатель
отечеств.
конструктивного направл-ления. Ввёл понятие нормального алгорифма.
* Теория алгорифмов, М,— Л., 1954 (Труды Математич. ин-та АН СССР, т. 42); О
логике конструктивной математики,
M.,
1972.
МАРКОВ 341
• H а г o p н ы й H. M., III а н и н, ?, ?., ?. ?. ?., «Успехи математич. наук»,
1964, т. 19), в. 3 (117).
МАРКОВИЧ (Марковиh) Светозар (9.9.1846, Заечар,— 26.2.1875, Триест), философ-
материалист,
революц. публицист и лит. критик; основоположник социалистич. движения в Сербии.
Учился в
Сербии, России, Швейцарии; участвовал в работе рус. секции 1-го Интернационала.
В созданной им
первой на Балканах социалистич. газете «Работник» (1871—72) пропагандировал
социалистич. идеи,
выступал в защиту Парижской Коммуны, боролся против нац. романтизма и мещанского
либерализма в Сербии.
На мировоззрение М. оказали влияние идеи рус. революц. демократов, особенно
Чернышевского.
Позднее М. познакомился также с нек-рыми работами К. Маркса и Ф. Энгельса.
Теоретич. основой
взглядов М. была материалистич. философия (с элементами механицизма), к-рую он
называл
реализмом. Свои материалистич. взгляды М. пытался распространить и на понимание
человеч.
истории. Он выделял экономич. отношения как основные, различал ступени обществ.
развития,
понимал значение классов и классовой борьбы. В то же время М, преувеличивал роль
обществ.
сознания в историч. процессе, считая, что развитие общества гл. обр. зависит от
умств. развития
народа. Рассматривая философию, науку, иск-во как могучее орудие в борьбе за
социальное
освобождение, он переоценивал роль интеллигенции в этом процессе.
М. считал возможным осуществить социалистич. преобразования в Сербии на основе
сел. общин,
минуя капиталистич. стадию развития; выдвигал идею нац. равноправия и федерации
всех
балканских народов. М. положил начало критич. реализму в серб. лит-ре.
• Целокупна дела, св. 1—8, Београд, 1892—1912; в рус. пер.— Иабр. Соч., М.,
1956.
• История философии, т. 2, М., 1957, с. 462—73.
МАРКС (Marx) Карл (полное имя — Карл Генрих) (5.5.1818, Трир,— 14.3.1883,
Лондон),
гениальный теоретик и великий пролетарский революционер, основоположник
диалектич. и историч.
материализма, марксистской политэкономии и науч. коммунизма, основатель и
руководитель первых
междунар. пролет. организаций.
Родился в семье адвоката. Учился в Трирской гимназии (1830—35), затем на юридич.
ф-те Боннского
(1835— 1836) и Берлинского (1836—41) ун-тов, где изучал гл. обр. философию и
историю. В 1837
познакомился с гегелевской философией и примкнул к младогегельянцам, к-рые
стремились делать
из философии Гегеля атеистич. и революц. выводы. В 1839—41 изучал др.-греч.
философию и
философию нового времени, работал над дисс. «Различие между натурфилософией
Демокрита и
натурфилософией Эпикура», получил диплом, д-ра философии, готовился преподавать
логику в
Боннском ун-те. В 1841-43 познакомился с работами Фейербаха «Сущность
христианства»,
«Предварительные тезисы к реформе философии», «Основы философии будущего»,
которые оказали
на него значительное влияние.
В нач. 1842 М. написал первую публицистич. статью «Заметки о новейшей прусской
цензурной
инструкции», в, к-рой выступил как революц. демократ. В апр. 1842 начал
сотрудничать в бурж.-
демократич. газ. «Rheinische Zeitung», а в октябре переселился в Кёльн и стал её
редактором. Под его
руководством газета превратилась в орган революц. демократии, в марте 1843 она
была запрещена. В
опубликованных здесь статьях («Дебаты по поводу закона о краже леса»,
«Оправдание мозельского
корреспондента» и др.) наметился переход М. от революц. демократизма к
коммунизму. Работа в
газете заставила М. заняться изучением положения трудящихся масс, впервые
столкнула его с ма-
териальными жизненными отношениями, привлекла
342 МАРКОВИЧ
его внимание к роли материальных интересов и част-ной собственности, к
социалистич. и
коммунистич. идеям, породила сомнения в правильности учения Гегеля о соотношении
общества и
гос-ва и дала первый толчок его занятиям экономич. вопросами.
Чтобы разрешить возникшие сомнения, весной и летом 1843 он критически
пересмотрел гегелевскую
«Философию права». В ходе этой работы в рукописи «К критике гегелевской
философии права» он
впервые подверг критике идеалистич. основу гегелевской диалектики и в
противоположность Гегелю
пришёл к выводу, что не гос-во определяет гражд. общество, а наоборот, гражд.
общество определяет
гос-во, т. е. экономика определяет политику. Этот результат явился исходным
пунктом его будущего
материалнстич. понимания истории.
С мая по окт. 1843 М. жил в небольшом рейнском городке Кройцнахе. Здесь он
женился на подруге
детства Женни фон Вестфален (1814—1881), к-рая стала верным спутником его жизни,
его первой
помощницей, первой женщиной-коммунисткой.
В окт. 1843 М. с женой уехал в Париж. Здесь он познакомился с рабочим движением,
изучал
социалистич. и коммунистич. лит-ру, систематически занимался политэкономией. В
февр. 1844
совместно с А. Руге выпустил «Deutsch-Franzosische Jahrbucher». Статьи,
опубликованные в этом
журнале, свидетельствуют об окончат. переходе М. от идеализма к материализму и
от революц.
демократизма к коммунизму. В ст. «К еврейскому вопросу» он проводит различие
между бурж.
(«политич. эмансипация») и пролет. («человеч. эмансипация») революцией, а в ст.
«К критике
гегелевской философии права. Введение» формулирует идею о всемирно-историч. роли
пролетариата
— исходное положение его будущей теории науч. коммунизма.
Летом 1844 в «Экоиомическо-философских рукописях» М. сделал попытку обобщить
свои первые
экономич. исследования и дать науч. обоснование своих коммунистич, воззрений.
Работа осталась
незавершённой. В ней М. пришёл к выводу об определяющей роли материального
произ-ва в жизни
общества. В кон. августа в Париже состоялась историч. встреча М. и Ф. Энгельса
(до этого они
встречались один раз в кон. нояб. 1842 в редакции «Rheinische Zeitung»), во
время к-рой выяснилось
полное единство их взглядов, и с этого времени началась их легендарная дружба и
беспримерное
почти 40-летнее сотрудничество. Первым плодом его явилась кн. «Святое
семейство», написанная в
сент.—нояб. 1844 и изданная в 1845. Осн. её часть написана М. В книге были
подвергнуты критике
младогегельянцы и разработаны нек-рые принципы материалистич. понимания истории,
в ней, по
словам Ленина, содержится почти уже сложившийся взгляд на всемирно-историч. роль
пролетариата.
С авг. 1844 М. принял участие в редактировании парижской нем. газ. «Vorwarts!»,
выступившей с
резкой критикой реакц. порядков в Германии. По требованию прусского пр-ва
редакторы газеты