<< Пред.           стр. 184 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 считает природу
 определяющим фактором развития общества.
 6) С т. зр. отношения к различным ступеням, или сторонам, процесса познания
 различались школы
 ра-ционалистич. и сенсуалистич. М. (см. Рационализм и Сенсуализм).
 7) Различаются сознательный М. и стихийный, или наивный, философски
 неоформленный М.
 Стихийный М. естествоиспытателей Ленин называл естеств,-ис-торич. М. (см.
 Естественнонаучный
 материализм).
 8) Различные школы М. характеризуются по нац.-географич. и хронологич.
 признакам, к-рые обычно
 350 МАТЕРИАЛИЗМ
 соединяются вместе (напр., древнегреч. М., франц. М. 18 в., рус. М. 19 в.).
 Критерием истинности М. служит обществ.-историч. практика. Именно на практике
 опровергаются
 ложные построения идеалистов и агностиков и неоспоримо доказывается истинность
 М. Чтобы
 успешно вести активную борьбу против идеализма, М. должен быть философски
 осознанным; в
 активной направленности М. против идеализма выражена его партийность. В этой
 связи различают
 воинствующий М. и М., не ведущий активной борьбы против идеализма.
 В совр. условиях воинствующий М., проводящий принцип партийности, есть ателстич.
 М. Однако до
 19 в. передовые филос. течения часто были вынуждены приспосабливаться к
 господствующей религ.
 идеологии (пантеизм, деизм).
 Виды материализма. Под содержанием М. понимав ется прежде всего совокупность его
 исходных
 посылок, его принципов. Под формой М. понимается общая его структура,
 определяемая в первую
 очередь методом мышления.
 Соответственно трём гл. ступеням развития познания выделяются осн. виды М.:
 наивный (или
 стихийный) М.— древних греков и римлян; метафизич. (или механич.)-М. 17—18
 вв.; диалектич.
 М., в к-ром М. и диалек--тика органически воссоединяются, так что
 устанавливается полное
 единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении) и теории
 познания.
 Изменение формы (или вида) М. совершается в первую очередь под влиянием
 прогресса науч. знания
 и обществ. развития. М., писал Энгельс, «... подобно идеализму, прошел ряд
 ступеней развития. С
 каждым составляющим эпоху открытием даже в естественной^ торической области
 материализм
 неизбежно должен изменять свою форму. А с тех пор, как и истории было дано
 материалистическое
 объяснение, здесь также открывается новый путь для развития материализма» (там
 же, т. 21, с. 286).
 Наряду с осн. видами М. существовали промежуточные — переходные от одного осн.
 вида М. к
 другому (напр., М. Древнего Востока; М. эпохи Возрождения; М. рус. революц.
 демократов 19 в. и
 другие формы М., непосредственно предшествовавшие диалектическому М.).
 М. как филос. учение на протяжении истории был, как правило, мировоззрением
 передовых,
 революц. классов. Для раскрытия классовых основ и истоков М. в целом существенна
 общая
 направленность М. как филос. учения, отражающего наиболее прогрессивные
 тенденции обществ.
 развития — связь через естествознание с прогрессом производит, сил и борьбу
 против религии и
 идеализма.
 Периоды и линии развития материализма. Существуют следующие магистральные пути
 или линии
 развития М.:
 Основные линии развития М. Древнего Востока и античного М. Здесь главным в
 развитии наивного
 М. древности и предшествующих ему воззрений является процесс восхождения от
 весьма наглядных
 (вплоть до грубо антропоморфических) представлений о мире, природе, материи к
 обобщённым и
 абстрактным представлениям о свойствах и строении материи, к-рые были
 разработаны древними
 атомистами, выразившими высшую ступень первоначального М: Тенденция восхождения
 от кон-
 кретного к абстрактному в развитии М. обнаруживается и в странах Древнего
 Востока и в антич.
 мире. В антич. М. в зародыше содержались все позднейшие течения М.: механистич.
 М., вульгарный
 М., метафизич. М., диалектич. М. В универсальной системе Аристотеля синтетически
 соединились
 линии М., идущие от зачатков диалектич. М. (Гераклит), от учения о четырёх
 неизменных корнях
 мироздания (Эмпедокл) и от представления об алейроне (Анаксимандр). Наиболее
 ярко и чётко
 борьба между М. и идеализмом в антич.
 философии выступила как борьба противоположных тенденций, или линий, Демокрита и
 Платона
 (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 18, с. 131).
 Линии сохранения и накопления элементов и ростков М. в с р.-век. философии. В
 условиях
 господства религ. идеологии М. был вытеснен идеализмом в ср. века. Кроме
 социальных факторов,
 этому способствовали также причины гносеологич. характера: неспособность М.
 древности выяснить
 отношение мышления к материи, раскрыть генезис сознания. В Зап. Европе в учении
 Аристотеля
 офиц. церк. идеология удержала всё реакционное и отбросила всё прогрессивное.
 Напротив, в
 странах араб. Востока, Ср. Азии и Закавказья сохранялись элементы М. и была
 представлена линия
 М. того времени в трудах комментаторов Аристотеля и др. мыслителей, напр. Ибн
 Сины. В рамках
 ср.-век. схоластики борьба М. и идеализма приняла форму борьбы между
 номинализмом и
 реализмом. В различных схо-ластич. школах пробивались ростки материалистич.
 воззрений (первое
 приближение к представлению о чувств. опыте у Р. Бэкона; поставленный Иоанном
 Дун-сом Скотом
 вопрос: «не способна ли материя мыслить?» и др.). Однако всё это ещё не было
 сформировавшейся
 линией М.
 Основные линии возрождения и развития М. в начале нового времени в Европе. В 15—
 16 вв. в
 центре внимания представителей М. и возникшего естествознания стоял вопрос об
 опыте как
 единств. источнике знаний и критерии их правильности. Англ. М. 17 в. появился на
 основе
 эмпиризма, к-рый перерос затем в сенсуализм. В кон. 16—17 вв. материалистич.
 идеи естествознания
 (Галилей, Ф. Бэкон, Декарт) были направлены против скрытых (или абсолютных)
 качеств ср.-век.
 схоластов, на изучение реальных (прежде всего механических) свойств и отношений
 вещей природы.
 Ранние системы М. в разных странах несут в себе значит. элементы наивного М. и
 наивной
 диалектики, в к-рых явно возрождаются нек-рые черты антич. М. Таков М. итал.
 Возрождения 15—
 16 вв. (Леонардо да Винчи, Дж. Бруно и др.), М. 17 в. (Ф. Бэкон, к-рый
 представлял материю
 качественно многообразной). Позднее эти представления вытесняются механистич.
 учениями, в к-
 рых материя трактуется абстрактно-механически (Галилей) или абстрактно-
 геометрически (Гоббс).
 Однако в отд. случаях наивное, но в основном правильное представление о природе
 удерживалось
 дольше: напр., представление о теплоте как о движении (Ф. Бэкон) и как о
 молекулярном движении
 (Бойль, Ньютон) в 17 в., на смену к-рому в 18 в. приходит метафизич. концепция
 теплорода. В 18 в.
 параллельно тому, как углубляется метафизич., механистич. идея разрыва материи и
 движения, в
 ряде систем М. усиливается стремление преодолеть этот разрыв: материалисты
 пытаются рассмат-
 ривать тела природы как наделённые внутр. активностью, движением, хотя само это
 движение
 трактуется как механическое, а потому по самой своей сути как внешнее по
 отношению к материи (в
 картезианстве, у нек-рых представителей франц. М., в атомно-кинетич. концепции
 Ломоносова, в
 идее Толанда о неразделимости материи и движения, в динамич. атомизме Бош-ковича
 и его
 последователя Пристли). Диалектика как цельное учение разрабатывалась лишь на
 почве нем.
 идеализма, в системах же М. преобладали и, как правило, господствовали
 метафизика и механицизм,
 но были и элементы диалектики (Декарт, Дидро, Ломоносов, Пристли, Толанд,
 Бошкович и др.).
 Атомистич. идеи возрождались и развивались почти всеми школами М.: как механич.
 атомистику их
 разрабатывали Галилей, Ф. Бэкон, Бойль, Ньютон, Гассенди, Спиноза, франц.
 материалисты 18 в.,
 Ломоносов.
 Борьба М. с идеализмом развернулась сначала (в эпоху Возрождения) как борьба с
 господствующей
 религ. идеологией. Позднее наиболее последовательные
 учения М. (Гоббс, франц. М. 18 в. — Ламетри, Гельвеции, Дидро, Гольбах и др.)
 выступали и как
 атеис-тич. учения. Англ. М. кон. 17 в. оказался половинчатым в своём отношении к
 религии
 (попытки примирить науку и религию у Бойля и Ньютона). В 17—18 вв.
 развёртывается борьба
 между вновь возникающими системами М. и идеализма: Гоббс — против идеализма
 Декарта, Беркли
 — против М. вообще, франц.М. 18 в.— против Беркли, Гегель — против франц. М. 18
 в. и т. д.
 Основные линии развития домарксистского М. 19в. в России и За п. Европе. Гл.
 магистральная линия
 развития М. в'19 в. проходила в направлении обогащения его диалектикой, к-рая
 достигла на почве
 идеализма наивысшего развития в философии Гегеля. Объективно встала задача
 слияния диалектики
 с М. путём её материалистич. переработки. Этот процесс был начат, но не доведён
 до конца
 представителями рус. М. 19 в.; продолжая материалистич. традицию (материалистич.
 идеи Ломо-
 носова и Радищева), Герцен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский сделали попытку
 соединить
 диалектику Гегеля с М.; в Германии Фейербах сделал крупный шаг вперёд, когда
 отбросил абс. идею
 Гегеля, игравшую в гегелевской системе роль творца всего сущего, и выступил с
 утверждением М.;
 однако вместе с абс. идеализмом он отбросил и диалектику. Для всего домарк-
 систского М.
 характерно непонимание или неспособность добиться единства диалектики, логики и
 теории
 познания. У рус. революц. демократов (вплоть до Чер-нышевского) единство М. и
 диалектики не
 было достигнуто именно в области логики и теории познания, яртя они и
 приближались к этому.
 Задачу соединения М. с диалектикой впервые решили К. Маркс и Ф. Энгельс.
 Теоретич. источниками
 служили им гегелевская диалектика и материализм Фейербаха, а через него и франц.
 М. 18 в.
 Взаимопроникновение М. и диалектики в марксистской философии 19 в. произвело
 революц.
 переворот в истории всей человеч. мысли, т. к. были созданы подлинно научный
 единый взгляд на
 природу, общество и мышление, теория и метод познания и революц. преобразования
 действитель·-
 ности. Важнейшей стороной этого революц. переворота было распространение М. на
 понимание
 обществ. жизни, создание материалистич. понимания истории (ис-торич.
 материализма). Дальнейшее
 развитие диалек-тич. и историч. М. в новой историч. обстановке связано с именем
 В. И. Ленина.
 Решающим оказывалось признание (Маркс, Энгельс, Ленин) или непризнание
 (непоследовательные
 материалисты) органич. единства (тождества, совпадения) Диалектики, логики и
 теории познания,
 опирающихся на принцип единства законов бытия и познания, мышления. У Гегеля
 такое единство
 осуществлялось на идеалистич. основе. Невозможно было до конца соединить М. с
 диалектикой,
 если не решить вопроса об этом единстве на основе М.
 Диалектич. М., будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и
 диаметрально
 противоположные ему гносеологич. источники: строгая объективность рассмотрения
 любых вещей и
 явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и
 подвижность понятий, в
 к-рых он отражается; неразрывная связь всех науч. представлений (теорий,
 гипотез, законов,
 понятий), всех сторон науч. познания с понятием материи, природы, обеспечивающая
 пользование
 ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращение в абсолют.
 Один из
 осн. источников диалектич. М. — неразрывная связь теории с практикой революц.
 борьбы, благодаря
 чему открывается возможность не только объяснить мнр, но и коренным образом
 преобразовывать
 его.
 М. играет важную методологич. роль во всех областях науч. познания,
 применительно ко всем
 проблемам
 МАТЕРИАЛИЗМ 351
 философии и теоретич. проблемам естеств. и обществ. наук. Он указывает науке
 правильный путь к
 позна-нию действит. мира. Когда наука сталкивается с к.-н. сложным, ещё
 нерешённым вопросом, то
 материалистич. мировоззрение заранее исключает его идеалистич. объяснение и
 ориентирует на
 поиски реальных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Только
 тогда, когда
 учёные, хотя бы иногда и бессознательно, идут по материалистич. пути в поисках
 ответа на
 нерешённые вопросы науки, они приходят k крупным открытиям, к конструктивному
 выходу из
 кажущегося тупика. Отвергая идею творения «из ничего», М. выдвигает требование
 искать естеств.
 причины изучаемых явлений. Но выполнять последовательно это требование М. может,
 только
 опираясь на идею развития и всеобщей связи, т. е. на диалектику. Весь ход
 развития науки и
 общества, меЖдунар. ре-волюц. движения рабочего класса полностью подтверждает
 творч. характер
 и истинность высшей формы филос. М. — диалектич. и историч. М. (см. статьи
 Диалектический
 материализм, Исторический материализм, Материя и лит. к этим статьям).
  Б. М.
 Кедров.
 «МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной
 философии», гл. филос. труд В. И. Ленина; написан в февр. — окт. 1908,
 опубликован в мае 1909.
 В «М. н э.» Ленин дал ответы на сложные методология, проблемы, порождённые как
 социальным
 развитием, так и развитием науки. В книге содержится всесторонняя разработка
 ряда вопросов
 диалектич. и историч. материализма, дана критика идеалистич. филос. спекуляций
 на новых
 гносеологич. и социальных проблемах. В этом органич. сочетании творч. анализа
 новых проблем и
 критики антимарксистских концепций, характерном для «М. и э.», — одна из осн.
 черт ленинского
 этапа в развитии марксистской философии.
 Книга написана в сложный историч. период, когда после поражения Революции 1905—
 07 в России
 получили широкое распространение опасные для революц. движения попытки путём
 использования
 различных «новейших» форм идеализма ревизовать теоретич. основы марксизма. В
 условиях
 нолитич. реакции идеалистич. философия объективно выступала орудием и
 проводником этой
 реакции, сея неверие в существование и возможность познания объективных законов
 социального
 прогресса, Ленин исходил из того, что распространение идеалистич. философии
 является одним из

<< Пред.           стр. 184 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу