<< Пред. стр. 197 (из 449) След. >>
масштабе.Политика М. с. имеет компромиссный характер. Она основана на поисках разумного
баланса
интересов, взаимоприемлемых соглашений. Ленин чётко определил принципы возможных
соглашений социалистич. гос-ва с капиталистич. гос-вами. «Конечно,— писал он,—
сторонник
пролетарской революции может заключить компромиссы или соглашения с
капиталистами. Все
зависит от того, какое соглашение и ? ? и каких обстоятельствах заключается. В
этом и только в этом
можно и должно искать разницы между соглашением, законным с точки зрения
пролетарской
революции, и соглашением предательским, изменническим (с той же точки зрения)»
(там же, т. 40, с.
289—90). Конкретизируя свои представления о «цене» компромисса, Ленин писал:
«Нам надо будет
поставить себе за правило не делать политических уступок международной
буржуазии... если мы не
получим взамен более или менее равноценных уступок со стороны международной
буржуазии по
отношению к Советской России или по отношению к другим отрядам международного,
борющегося
с капитализмом, пролетариата» (там же, т. 45, с. 142). Ленинская методология
лежит в основе
практич. деятельности СССР, др. социалистич. стран по налаживанию
взаимовыгодного
сотрудничества с капиталистич. миром.
Действие принципа М. с. как гл. принципа ведения междунар. дел теоретически
строго локализовано
сферой отношений между двумя мировыми системами — капиталистической и
социалистической.
Практически же существует тенденция применять и рассматривать принцип М. с. как
регулятивный
принцип всей системы
междунар. отношений, т. е. отношений между гос-вами независимо от их социально-
экономич. строя.
Следует подчеркнуть, что высшим принципом отношений между странами социализма
выступает
принцип социалистам, интернационализма. При этом М. с. не «отменяется», оно
становится как бы
естественным, само собой разумеющимся минимумом отношений, а центр тяжести
переносится на
взаимопомощь братских социалистических гос-в на основе классовой солидарности. С
ростом
могущества и масштабов мировой системы социализма, с углублением прогрессивных
пре-
образований в странах «третьего мира», с дальнейшим укреплением связей между
социалистич. и
развивающимися гос-вами принцип интернационализма будет играть всё большую роль
в эволюции
междунар. отношений. Его последоват. претворение в жизнь ведёт к созданию
дополнит,
возможностей для упрочения мира и М. с.
• Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда
КПСС, М., 1976; Материалы
XXVI съезда КПСС, М., 1981; Добросельский М., Вопросы теории и практики М. с.
Философия, идеология, политика,
М., 1977; М. с. гос-в с различным социальным строем и совр. идео-логич. борьба,
M., 197&; Чубарьян А. О.. М. с.:
теория и практика, М., 1976; М. с. и борьба за социальный прогресс, М., 1979.
А. Е.
Бовин.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на
отношение
человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные
этими
взглядами осн. жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания
и
деятельности, ценностные ориентации. М.— это далеко не все взгляды и
представления об окружаю-
щем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг
того или иного
решения основного вопроса философии, В качестве субъекта М. реально выступают
социальная
группа и личность. М. является ядром обществ. и индивидуального сознания.
Выработка М.—
существ. показатель зрелости не только личности, но и определ. социальной
группы, общественного
класса и его партии. По своей сущности М.— обществ.-политич. феномен, возникший
с появлением
человеч. общества.
М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-
политич., филос.,
религ., нравств., эстетич., науч.-теоретич. ориентацию человека. Существуют три
осн. типа М.—
житейское (обыденное), философское и религиозное. Все эти типы М. выявляют нек-
рое единство,
охватывая определ. круг вопросов, напр. как дух соотносится с материей, что
такое человек и каково
его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт
действительность, что такое
добро и зло, по каким законам развивается человеч. общество. Гносеологич.
структура М. образуется
в результате обобщения естеств.-науч., социально-историч., технич. и филос.
знаний.
Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие»,
«миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существуют тесная
связь и
единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между
этими понятиями
имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и
социальной
реальности. Совокупность естеств. наук образует естеств.-науч. картину мира (см.
Научная картина
мира), а общественных — социально-историч. картину действительности. Создание
общей картины
мира — задача всех областей знания.
Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и
посредством всех
своих познават. способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей
на человека
реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют
мироощущение,
мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь
понятийный,
интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высо-
кая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только
интеллектуального, но и
эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определ.
регулятивно-
творч. роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни
одна конкретная
наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью содержит в
себе мировоззренч.
начало.
Понятие М. соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему
содержанию: М.
шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., к-рая ориентирована на
социальные
явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной
действительности и к
человеку.
М. может выступить на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредств.
условиями
жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М.
существует в
форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиц. представлений о
мире. Религ.
М. даёт фантастич. картину мира и связано с признанием сверхъестеств. мирового
начала, его основа
выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Филос.
М. выступает в
понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения
наук о природе и
обществе и обладая определ. мерой логич. доказательности.
М.— это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также
принципы жизни,
определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как
решающие
жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определ.
целей, из
обобщения к-рых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие
М.
действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно
приобретает характер
убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей,
«...которые овла-
девают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает
нашу
совесть,— это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это
демоны, которых
человек может победить лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 1, с.
118). М. имеет огромный практич. жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения,
на отношение
человека к труду, к др. людям, на характер жизненных стремлений, на его быт,
вкусы и интересы.
Это своего рода духовная призма, через к-рую воспринимается и переживается всё
окружающее.
Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть
инстинкт
самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определ. идеалов.
В классово антагонистич. обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый
класс (напр., в
капитали-стич. обществе — рабочий класс, буржуазия, мелкая буржуазия) имеет своё
специфич. М.
В таком обществе происходит борьба М. Носителями передового М. являются те
классы, к-рые
оказываются носителями наиболее прогрессивного способа произ-ва. В зависимости
от того,
совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией историч. развития,
с данными
науки и обществ. практики или нет, его М. по своему содержанию, обществ.
значимости может быть
последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим,
атеистическим или религиозным, революционным или реакционным. Феодально-религ.
М. открыто
защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс
противостояла
феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и
исторически
МИРОВОЗЗРЕНИЕ 375
ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится
консервативным и
реакционным. Бурж. М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое
отражение
действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют иррационализм,
апология
капитализма, культ наживы, насилия, к-рые сосуществуют с либеральными и
неолиберальными
концепциями и мелкобурж. анархически-бунтарскими идеями.
В противоположность бурж. М. коммунистич. М., обобщая достижения науки и
обществ. практики,
является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно
возникло с
появлением рабочего революц. движения. Ядро коммунистич. М. составляет
марксистско-ленинская
философия — диалектич. и историч. материализм. Марксистско-ленинское М.— мощное
орудие
революц. преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе
за социализм
и коммунизм. В совр. мире идёт острая борьба двух противоположных М.—
коммунистического и
буржуазного, в ходе к-рой растёт влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой
правды,
достоверностью своих последовательно науч. положений.
В социалистич. обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим.
Формирование у
широчайших масс трудящихся коммунистич. М. составляет сердцевину всей идейно-
воспитат.
работы партии. Коммунистич. партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел
смысл своей
жизни в борьбе за практич. воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и
перспективы
развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политич. явлениях,
сознательно
строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистич.
отношения к труду,
коммунистич. нравственности, подлинного гуманизма, патриотизма и
интернационализма.
• Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXVI съезда
КПСС, М., 1981; Ермолов А. Я.,
Роль философии в формировании M., M., 1964; Черново-ленко В. Ф., М. и науч.
познание, К., 1970; Основы маркси-
стско-ленинской философии, М., 19805; Д p ы г и н В. И., Науч. М., его предмет и
функции, Саратов, 1981; Философия и
мировоз-зренч. проблемы совр. науки, М., 1981. А. Г. Спиркин.
МИСТИКА (от греч. ???????? — таинственный), религ. практика, имеющая целью
переживание в
экстазе не-посредств. «единения» с абсолютом, а также совокупность теологич. и
филос. доктрин,
оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
Мировоззренч. основы М. могут резко различаться в зависимости от социальных и
религ.
конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм,
христианство, ислам)
абсолют — это личный бог, и «единение» с ним — это диалогич. «общение», к-рое
требует согласия
партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В
ересях
«общение» может переосмысляться как «слияние» (так, исламский мистик аль-Халладж
был казнён в
10 в. за то, что в экстазе сказал «я есмь истинный», т. е. бог). Наконец, в
системах нетеистич. М.
место личного бога занимает безличное трансцендентное начало (дао даосизма,
шуньята буддизма,
единое неоплатонизма и т. п.). Однако все мистич. доктрины имеют нек-рые общие
черты. Все они
тяготеют к~ иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они
выражают себя не
столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный изк-рых —
смерть (как знак для
опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. всех времён и
народов, всех
вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о
полной
невозможности передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намёке или через
молчание (ср.
«благородное молча-
376 МИСТИКА
ние» буддистов). Теология М. обозначается в христ. традиции как «отрицательная»
(«негативная»,
апофати-ческая теология), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не
оставляя места
для утвердит. характеристик. Практика М. предполагает ту или иную систему
психофизич.
упражнений (дхъяна и йога в инд. системах М., «умное делание» православных
монахов), обычно
включающую гипнотич. сосредоточение ума на простейших фигурах (янтры и мандалы в
инд. тра-
диции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов (мантры индуизма,
«молитва Иисусова» в
православии, молитв, восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд),
на отд. словах и
т. д. В нек-рых системах М. для таких «медитаций» рекомендуются оп-тим. позы и
регуляции
дыхания (йога, исихазм). Приёмы могут быть самыми разными — от бешеной пляски
дервишей до
тихого «умиления» христ. аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без
психотехники
аскетизма (или, как в нек-рых видах гностицизма и тантризма, а также в
сатанизме, без аскетизма
навыворот, ритуализированного нарушения этич. и сакральных запретов, создающего
предпосылки
для психоло-гич. шока и транса). Поскольку М. предполагает движение через
неиспытанные
психологич. состояния, «посвящаемому» ничего не остаётся, как слепо вверяться
руководству
«посвящённого», к-рый испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа гуру