<< Пред. стр. 202 (из 449) След. >>
превосходит все категории опыта, что не поддаётся описанию в терминах нашегопознания и.
характеризуется обычно через отрицат. определения (состояние сарватмабхавы,
букв. «всё-я-бы-тие»
— отсутствие к.-л. форм и качеств). Душа выходит из колеса сансары, достигает
озарения,
утрачивает желания и стремления (на уровне почитания сагуна-брахмана, или
ишвары, человек
может ещё стремиться к высшему миру брахмана — брахмалоке, но, достигнув М., он
становится
выше и этого стремления). Согласно Раманудже, М. связана с освобождением «Я» от
ограничений:
после исчерпания кармы и избавления от физич. тела наступает единение с богом
(Рамануд-жа не
принимает учения об освобождении при жизни). Теистич. концепция «Бхагавадгиты»
связывает М. с
не-посредств. знанием (джняна), ведущим к соединению с высшим «Я», и даёт
классификацию М.:
мукти — избавление; брахмистхити —· бытие в брахмане; найшкар-мья — недействие;
нистрайгунья
— отсутствие трёх качеств; кайвалья — освобождение через уединение; брахмабхава
— бытие
брахмана.
По учению школы ньяя М. освобождает от страданий, порабощённости страстями, но
не разрушает
«Я»; освобождение — не столько прекращение страданий, сколько переживание
положит.
наслаждения. Согласно Прабхакаре (школа миманса), М. состоит в полном
исчезновении дхармы и
адхармы, прекращении как страдания, так и удовольствия. Мимансе свойственно
убеждение в
недостаточности познания для освобождения. В целом М. является одним из ключевых
понятий
большинства систем инд. мысли.
• Чаттерджи С., Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; Ра
дхакришнан С., Инд. философия, пер. с
англ., т. 1—2, М., 1956—57; Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. 1—5,
Delhi, 1975; см. также лит. к ст. Буддизм.
МОЛЕШОТТ (Moleschott) Якоб (9.8.1822, Хертогенбос, Нидерланды,—20.5.1893, Рим),
нем.
философ и физиолог, представитель вульгарного материализма. М. фактически
отождествлял
философию с естествознанием,
384 МОКША
а в мышлении видел лишь физиологич. механизм. По М., все психологич. и духовные
процессы
имеют физио-логнч. природу и зависят, в частности, от характера пищи. Взгляды М.
были
подвергнуты критике Л. Фейербахом, К. Марксом и Ф. Энгельсом.
• Fur meine Freunde. Lebens-Erinnerungen, Giessen, 1894; в рус. пер.—
Естествознание и медицина, СПБ, 1865; Вращение
жизни в природе, СПБ — М., 1867; Причины и действия в учении о жизни, М., 1868.
МОЛОДЁЖЬ, социально-Демографич. группа, выделяемая на основе совокупности
возрастных.
характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим
социально-
психологич. свойств. -Молодость как определ. фаза, этап жизненного цикла
биологически
универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный
статус и социально-
психологич. особенности имеют социально-историч. природу и зависят от обществ.
строя, культуры
и свойственных данному обществу закономерностей социализации.
В доклассовом обществе социальные характеристики в наибольшей степени связаны с
естеств.-
биологическими и в известной мере производны от последних. В первую очередь это
касается таких
универс. признаков, как пол и возраст, на к-рых покоятся древнейшие естеств.
формы разделения
труда. В большинстве таких обществ существовала система организованных
возрастных групп. В
нек-рых обществах возрастные группы охватывали всё население, в других — только
М., ещё не
достигшую полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе критериям).
Система воз-
растных групп была элементом социальной организации, выполнявшим функции
разделения труда,
управления и социализации М.
С переходом к классовому обществу единство возрастных и социальных характеристик
разрывается.
Обществ, положение индивида и его престиж определяются уже не столько возрастом,
сколько
социальным происхождением и имуществ. положением. Осн. ячейкой первичной
социализации
постепенно становится семья, а возрастные группы утрачивают свой обязательный,
формальный
характер. Сами критерии молодости и зрелости становятся менее чёткими. В ср.
века границы
молодости чаще всего увязывались с юридич. критериями и нормами обычного права,
регулировав-
шими условия достижения «взрослого» статуса. В новое время положение ещё более
усложнилось.
Процесс акцелерации существенно ускорил физическое, и в частности половое,
созревание детей и
подростков, к-рое традиционно считается нижней границей юности. С другой
стороны, усложнение
трудовой и обществ.-политич. деятельности, в к-рой должен участвовать человек,
вызывает
удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода
обучения, с к-
рым ассоциируется известная неполнота социального статуса.
Совр. М. дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоят.
трудовую жизнь.
Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоят. трудовой
жизни, завершение
образования и приобретение стабильной профессии, получение политич. и гражд.
прав, материальная
независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка — все
эти события, в
своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий
социальный
статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символич.
значение каждого из
них не одинаковы в разных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность
хронологич., абсолютных
возрастных границ: нижнюю границу М. разные авторы устанавливают между 14 и 16,
а верхнюю —
между 25 и 30 годами и даже позже.
Усложняется и сам процесс социализации. Формирование личности совр. молодого
человека
осуществляется под влиянием неск. относительно автономных социальных факторов,
важнейшими
из к-рых являются:
семья, школа, трудовой коллектив, общество сверстников, молодёжные орг-ции,
большей частью
направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и
сообщества,
средства массовой коммуникации. Организация воспитания и обучения М. по
возрастному принципу
способствует выработке специфич. «молодёжного» самосознания и стиля жизни
(«субкультуры»).
Ускорение темпов обществ. жизни в связи с науч.-технич. прогрессом влечёт за
собой повышение
роли и значения М. в обществ.-политич. и культурной жизни.
Существуют качеств. различия в положении М. в условиях противоположных обществ.
систем. При
капитализме молодые люди не чувствуют себя хозяевами собственной жизни, у них
отсутствует
уверенность в будущем. Труд на эксплуататоров не даёт большинству молодых людей
достаточного
удовлетворения, а односторонние потребительские ориентации приводят в конечном
итоге к
духовной опустошённости. Всё это вызывает чувство протеста и неудовлетворённости
существующим обществом. Формы этого протеста различны (попытки хиппи вести
«неприобретательский» образ жизни, обращение к религ. вере, вост. мистицизму,
политич.
молодёжное и студенч. движение во имя общедемократич. или социалистич. целей).
Повышение социального веса М. и рост молодёжного движения стимулировали интерес
к
молодёжным проблемам со стороны учёных, особенно социологов. Однако многие
немарксистские
работы страдают рядом типичных недостатков, таких, как подмена социальных
проблем
психофизиологическими; недооценка социально-классового расслоения М. и
преувеличение её
культурно-идеологич. гомогенности, доходящее до утверждений, что М. является
самостоят.
обществ. классом, идущим якобы на смену «обуржуазившемуся» пролетариату;
необоснованная
экстраполяция выводов, полученных на основе изучения групп М. из средних слоев
развитых
капиталистич. стран, на всю М.
Коммунистич. партии, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, рассматривают
М. и
молодёжное движение с классовых позиций. М. в классовом обществе классово
неоднородна, и
различные её отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся М.) имеют свои специфич.
интересы, причём
классовая общность объективно перевешивает возрастную. Существенно различны
положение и
проблемы М. в развитых и в развивающихся странах. Поэтому нельзя говорить о М.
как о единой
политич. и идеологич. силе. Оценивать молодёжное движение и его лидеров нужно не
столько по их
словам и лозунгам, сколько по их реальным делам и классовой позиции.
Принципиально новые пути открывает перед М. социализм, дающий ей возможности
свободного
развития и творч. деятельности. М. занимает важное место в со-циально-
демографич. структуре и
общественно-политич. жизни социалистич. общества. КПСС проявляет постоянную
заботу о
воспитании М. и росте её социальной активности. Большое внимание уделяется
развитию школы,
проф.-технич. образования, высшей школы. Совершенствуется система проф.
ориентации и подго-
товки М. к труду, а также руководство её трудовой деятельностью. Авангард
советской М.—
Ленинский комсомол — объединяет около 42 млн. юношей и девушек. При этом М.
рассматривается
не как пассивный объект заботы и воспитания, а как активная творч. сила
социального обновления и
развития.
• Маркс К. и Энгельс Ф., О М., Сб., М., 1972; Л е-н и н В. И., О М., Сб., М.,
1970; Лисовский В. Т., Эскиз к портрету, М.,
1969; Человек и общество. Социальные проблемы М., Л., 1969; Решетов П. Н.,
Неприкаянные...?, [М., 1970]; Большаков
В. В., Бунт в тупике?, Ш·, 19731; Боряз В. Н., Молодежь. Методологические
проблемы исследования, Л., 1973; Васильев
Э. К., Социально-профессиональный уровень городской молодежи, Л., 1973; Общество
и молодежь, M., 19732;
Иконникова С. Н., Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ,
Л., 1974; Социальный облик
колхозной М., М., 1976; Проблеми на младежта, в. 10—11, София,
1977; К о н И. С., Психология юношеского возраста М 1979; Шубкин В. Н., Начало
пути, М., 1979; Социальный облик
рабочей M., M., 1980; Youth in a changing world ed. B. Fuchs, Hague — P., 1976;
Friedrich W Jugend und Jugendforschung,
B., 1976; Handbooks of adolescent psychology, ed. J. Adelson, ?. ?., 1980. И. С.
Кон.
МОНАДА (от греч. ?????, род. падеж ??????? — единица, единое), понятие,
используемое в ряде
филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии
это понятие в
качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей
пифагореизма в
платоновской Древней Академии (о понятии М. в античности см. в ст. Диада). В
философию нового
времени понятие М. вошло в панте-истич. интерпретации Николая Кузанского и
Бруно. У Бруно М.
отражают бесконечную Вселенную в соответствии с принципом единства микрокосмоса
и макро-
космоса. В 17 в. понятие М. играет существ. роль в философии исп. схоласта
Суареса, англ.
платоника Генри Мора, нем. натурфилософа ?. ?. Гельмонта. Оно становится
ключевым понятием
всей филос. системы у Лейбница, создавшего спец. учение о М. (см.
«Монадология»). После
Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистич. рационализма школой
Вольфа. В 19 в.
идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов Гербарта, Лотце и др.,
в 20 в.— в фи-
лософии Гуссерля и Уайтхеда. Монадологич. подход лёг в основу филос. взглядов
ряда
представителей персонализма (Ренувье, Мак-Таггарт и др.).
• Gramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954;
Heimsoeth H., Atom, Seele, M9nade...,
Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W. —Munch., 1965; Paci E., H
problema della mona-dologia da Leibniz a
Husserl..., Mil., 1978.
«МОНАДОЛОГИЯ» («Monadologie»), произв. Лейбница, написанное в 1714 на франц. яз.
в форме
тезисов, популярно излагающих основы его филос. системы объективного идеализма.
«М.»
подытоживает длит. и противоречивое филос. развитие Лейбница. Центр. место в
«М.» занимает
учение о монадах, бестелесных «простых субстанциях», «истинных атомах природы»,
«элементах
вещей» (§§ 1—3): монадам приписываются отри-цат. свойства неделимости,
неуничтожимости,
нематериальности, неаффицируемости («монады не имеют окон»), неповторимости (нет
двух
одинаковых монад) (§§ 4—9) и положит. свойства самодостаточности, саморазвития,
психич.
активности, состоящей в восприятии (perception) и стремлении (appetition) (§§
10—19). Сообразно
уровням развития воспринимающей способности все монады делятся на примитивные
(бесконечно
малые перцепции), монады-души (смутные перцепции, сопровождающиеся ощущением и
памятью) и
монады-духи (отчётливые перцепции, сопровождающиеся сознанием-апперцепцией) (§§
14, 20—30).
Учение о бессознат. восприятиях, «малых перцепциях», используется в «М.» для
обоснования
непрерывности психич. жизни и всеобщей взаимосвязи происходящих в мире
процессов. В силу этой
взаимосвязи любая монада воспринимает всё и выступает «постоянным живым зеркалом
Вселенной»
(§ 56). Взаимная согласованность восприятий различных монад оправдывается в «М.»
теорией
предустановленной гармонии (§§ 50—62), к-рая также используется для объяснения
психофизич.
взаимодействия, обоснования гармонии души и тела, причин конечных и причин
действующих (§§
63—81). В русле этой теории Лейбниц развивает свою концепцию биологич.
преформизма
(свёртывания и развёртывания живого организма) и учение о «метаморфозах» (§§ 69—
77). Ряд
тезисов «М.» посвящён анализу априорных оснований существования действит. мира
(наилучшего из
всех возможных), в связи с чем затрагивается вопрос об «истинах разума» и
«истинах факта», о
законах противоречия и достаточного основания (§§ 31—37), а также вопросы
теодицеи (§§ 38—48,
83—90). «М.» — самое
«МОНАДОЛОГИЯ» 385
полное и систематич. изложение филос. воззрений Лейбница.
Впервые изд. на нем. яз. в 1720 («Lehrsatze uber die Monadologie», ubers, v. H.
Kohlern). B 1721 вышел
лат. пер.: «Principia philosophiae...». Французский оригинал впервые издан в
1840 («Opera
philosophica», ed. J. ?. Erdmann). Англ. пер. 1930 (ed. H. W. Carr) и 1953 (ed.
P. G. Lucas and L. Grint).
Рус. пер. В. П. Преображенского 1890 и в кн.: Л е й б н и ц Г. В., Избр. филос.
соч.
МОНИЗМ (от греч. ????? — один, единственный), способ рассмотрения многообразия
явлений мира
в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и
построения теории в
форме логически последоват. развития исходного положения. Противоположность М.—
дуализм,