<< Пред. стр. 205 (из 449) След. >>
юридическими,религиозными, эстетическими и т. п. Несмотря на расплывчатость и многозначность
этой идеи, она
оказала нек-рое влияние на Гурвича и Леви-Строса. М. воспитал много специалистов
в области
этнологии, фольклористики, индологии, историч. психологии и т. д.
• Oeuvres, t. 1—3, P., 1968—69; Manuel d'ethnographie, P., 1947; Sociologie et
anthropologie, P., 19684.
* Гофман А. Б., Социологич. концепции Марселя М., в сб.: Концепции зарубежной
этнологии. Критич. этюды,
М., 1976; Cazeneuve J., Sociologie de Marcel Mauss, P., 1968.
МОТИВЫ (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю) в психологии, то, что
побуждает дея-
тельность человека, ради чего она совершается. В совр. психологии термин «М.»
применяется для
обозначения различных явлений и состояний, вызывающих актив-
МОТИВЫ 389
ность субъекта. К М. относятся потребности и инстинкты, влечения и эмоции,
установки и идеалы.
М. посвящены многочисл. работы представителей бихевиоризма и глубинной
психологии.
Бихевиористы обычно понимают под М. любые стимулы как внешние, так и внутренние
(«мотивационные переменные»), способные вызывать иди активизировать поведение. В
глубинной
психологии роль главных М. приписывается заложенным в человеке биологич.
инстинктам и влече-
ниям, к-рые иод влиянием социальных условий отчасти подавляются и выступают в
своих непрямых,
симво-лич. формах (психоанализ Фрейда и др.). Важным вкладом в развитие учения о
М. была
разработка идей о субъективно-объективной природе М. (понятие о «побудит, силе»
вещей Левина),
о независимости М. человека от элементарных биологич. потребностей (Ол-порт) и
об «идеаторном»,
осознанном характере М., выражающих систему жизненных ценностей человека (Ж.
Нюттен,
Франция).
В сов. психологии проблема М. разрабатывается в связи с исследованием строения
человеч.
деятельности и сознания. В М. конкретизируются, «опредмечи-ваются» потребности,
к-рые не только
определяют собой М., но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с
изменением и
расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способов их
удовлетворения. Ещё
более ярко роль М. в трансформации человеч. потребностей проявляется при
возникновении М., не
имеющих аналогов у животных и впервые рождающихся лишь в обществе. Представление
о
предметной и социальной природе М. противостоит как теориям, ставящим человеч.
М. в
зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим
побудит,
силу субъективным эмоциональным переживаниям, поскольку не эмоции определяют
сферу М.
человека, а, наоборот, развитие М. человеч. деятельности обогащает и
перестраивает сами эмоции и
чувства.
Мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и
поступков, часто
представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и
принятия
решений. Этот процесс психологически осложняется тем, что далеко не всегда
реальные М.
осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действия. От
М. следует
отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие
путём указания на
побудившие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не
совпадать с
действительными М. поступка или даже сознательно маскировать их.
Изучение мотивационной сферы составляет центр. проблему психологии личности, её
историч. и
онтоге-нетич. развития.
• Я к о б с о н П. М., Психологич. проблемы мотивации поведения человека, М.,
1969; Леонтьев А. Н., Потребности, М.
и эмоции, М., 1971; Hall J. F., Psychology of motivation, Chi., 1961.
МО-ЦЗЫ, Mo Ди (ок. 480—438, 420, 400, 392 или 381 до н. э.), др.-кит. мыслитель,
политич. деятель,
основатель моизма. Родился, по-видимому, в царстве Лу, на родине Конфуция (зап.
часть совр. про».
Шань-дун). Много путешествовал, излагая правителям свои идеи или же пытаясь
отговорить их от
ведения захват-нич. войн, иногда с успехом. Собрал вокруг себя значит.
число учеников, что обеспечило расцвет его школы в Китае 5—3 вв. до н. э.
Учениками М.-ц. и их
последователями был создан «М.-ц.» («Трактат учителя Мо»); текстологич. работа
над ним была
проделана известными учёными цинского времени Би Юанем (1729—97), Чжан Хуэйянем
(1761—
1802), Сунь Ижаном (1848— 1908), Лян Цичао (1873—1929) и др. Составленный
390 МО-ЦЗЫ
Сунь Ижаном «Мо-цзы сянь-гу» («Трактат философа Мо Ди со сводным толкованием»)
считается
ныне лучшим.
Вначале М.-ц. изучал конфуцианство, хорошо знал «Шан шу» и «Шицзин» (см.
Тринадцатикнижие),
однако затем стал его решит, противником, хотя самого Конфуция ценил и уважал.
Осн. идея
философии М.-ц.— «всеобщая любовь», т. е. отвлечённая любовь всех ко всем; она
противостоит
конфуцианским принципам гуманности (жэнь), отношений в семье и иерархичности
этики. Ряд
положений М.-ц. имеет «негативный» характер: он «против музыки» — ибо она
отвлекает человека
от производств. (и управленч.) деятельности; «против судьбы» — ибо жизнь
человека определяется
его действиями, а не неизбежным фатумом; «против агрессивных войн» — поскольку
они являются
величайшим и жесточайшим преступлением. Признавая существование «духов и
привидений», к-рые
могут наказывать зло и вознаграждать добро, и «воли неба» как ориентира
поведения людей, М.-ц.
ввёл религ. струю в своё учение.
• Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, М., 1957, с. 91 —172; Г о M о - ж о,
Философы древнего Китая. («Десять
критич. статей»), М., 1961, с. 100—73; Быков Ф. С., Зарождение обществ.-политич.
и филос. мысли в Китае, М., 1966, с.
106—19, 201—05; Др.-кит. философия, т. 1—2,М., 1972—73; Forke ?., Geschichte der
alten chinesischen Philosophie,
Hamb., 1927, S. 368—417; Pung Yu-lan, The spiritof Chinese philosophy, L., 1947,
p. 20—44; Wing-t sit Chan, A source book
in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 211—31; Watson В., Basic writings of
Mo Tsu, Hsun Tsu and Han Fei Tsu, N. Y.—
L., 1967.
МУНЬЕ (Mounier) Эмманюэль (1.4.1905, Гренобль,— 22.3.1950, Шатне-Малабри, близ
Парижа),
франц. философ-идеалист, основатель и глава франц. персонализма. Организатор и
руководитель его
теоретич. органа — журн. «Esprit» (осн. в 1932). В основе учения М. лежит
признание абс. ценности
личности. М. резко отграничивает понятие личности от понятия индивида. Если
индивид, по М.,—
это изолированное чело-веч. «Я», замкнутый в себе, погружённый в свой внутр. мир
человек, то
личность — это высшая духовная сущность, находящаяся в постоянном творч.
самоосуществлении.
Это самоосуществление есть отрицание личностью своей индивидуальной
самодостаточности и
замкнутости, устремление к трансцендентному. Персонализм М.— одна из
разновидностей католич.
модернизма.
М. ставил также конкретные социально-политич. задачи: борьбу с капитализмом и
колониализмом,
выступления против фашизма, поддержку мира. Путь освобождения человечества М.
видел в
моральном обновлении. Выступая как противник капитализма с позиций христ.
социализма, М.
одновременно требовал «преодоления» марксизма; учению о классовой борьбе и
социа-листич.
революции он противопоставил идею «персо-налистской и общинной духовной
революции».
• Oeuvres, t. l—4, P., 1961—63; Manifeste au service du person-nalisme, P.,
1936; Qu'est-ce
• Кузнецов В. H., Франц. бурж. философия 20 в., М. 1970, с. 211—22; Сахарова Т.
?., От философии существования к
структурализму, М., 1974, с. 126—47; В д о в и-н а И. С., Франц. персонализм,
М., 1977; М о i ? С., La pensie d'Emmanuel
Mounier, P., 1960; Cuissard L., E. Mounier, P., 1963; С o n i l h J., Emmanuel
Mounier. Sa vie, son oeuvre, P., 1966; Barlow
M., Le socialisme d'Emmanuel Mounier Toulouse, 1971; Domenach J.-M., Emmanuel
Mounier, P., 1972; Borne E., Emmanuel
Mounier on le combat pour I hom-me, P., 1972; B a u d r у G.-H., Socialisme et
humanisme: Emmanuel Mounier, Teilhard de
Chardin, Lilie, 1978.
МУР (Moore) Джордж Эдуард (4.11.1873, Лондон,— 24.10.1958, Кембридж), англ.
философ-
идеалист, представитель неореализма. Гл. ред. журн. «Mind» (1921—47). Выступал
против англ. абс.
идеализма и берклианства. В ст. «Опровержение идеализма» («The refutation of
idealism», 1903)
анализировал ощущение, различая две его стороны— «сознание» и «объект». Объект,
по М., не
сводится к сознанию. Вместе с тем «независимое» существование объекта в
гносеологич. схеме М.
является лишь видимостью, ибо объект в его концепции
выступает в акте ощущения, а не в качестве стороны объективной реальности.
Отвергая теорию
отражения, М. абсолютизировал элементы непосредственности в познании,
предвосхитил
возникновение неореали-стич. концепции «имманентности трансцендентного». Под
влиянием
шотландской школы признавал истинность суждений «здравого смысла», исследование
к-рого
связывал с анализом обыденного языка. Идеи М. явились одним из источников
лингвистической фи-
лософии.
Этич. концепция М. носит индивидуалистич. характер и основывается на критике
«этич.
натурализма», рассматривающего «добро» как объективное рациональное понятие.
Добро для М.—
основополагающая этич. категория, смысл к-рой постигается лишь с помощью
интуиции.
• Principia ethica, Camb., 1903; Some main problems of philosophy, L.—· N, Y.,
1958"; Philosophical studies, new ed., L.,
1959; Philosophical papers, L.— N. Y., [1959].
• X и л л Т. И., Совр. теория познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 6; Л у к а н
о в Д. М., Гносеология амер. «реализма», М.,
1968, гл. 1, § 2; Б о г о м о л о в А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М.,
1973, гл. 4, § 1; The philosophy of G. E. Moore, ed.
by P. A. Schupp, Evanston-Chi., 1942; G. E. Moore. Essays in retrospect, ed. by
A. Ambrose and M. Lazerowitz, L., 1970.
МУТАЗИЛИТЫ (араб., букв.— отделившиеся), представители раннемусульм. теологии,
предшественники араб. философов. Первыми стали применять рассудочные методы др.-
греч. логики
и философии к истолкованию взаимоотношений бога и человека, положив начало
теологии (калам)
как самостоят. области знания наряду с мусульм. правом (фикх). Согласно историч.
свидетельствам,
истоки. М. восходят к кругу последователей Хасана аль-Басри (ум. 728), от к-рого
откололись его
ученики Басил ибн Ата (699—748) и Амр ибн Убайд (ум. 762). Появлению М.
способствовали
усиленная пе-реводч. деятельность во 2-й пол. 8 в. и рост влияния т. н.
приверженцев мнения (асхаб
ар-рай) в правоведении.
М. выступили против буквалистского понимания атрибутов бога традиционалистами,
считая, что
наделение бога телесными признаками человека (воля, речь, слух и т. п.)
противоречит догмату о
единстве бога [отсюда их прозвище «обедняющих» (понятие бога)]. Отвергая, что
бог обладает
атрибутом речи, слова, М. пришли к отрицанию извечности Корана, рассматривая его
лишь как одно
из творений бога. Святость Корана они относили не к «букве», а к «духу», считая
возможным и
необходимым аллегорич. толкование Корана (благодаря М. сложилась целая отрасль
теологии —
«илм ат-тафсир», наука комментирования).
М. утверждали свободу воли и соответственно нравств. ответственность человека за
совершённые им
действия; в своих поступках люди выбирают («присваивают») из возможного набора
действий,
созданного богом (см. Касб). Отсюда апелляция М. к «весам деяний»: бог не может
произвольно
изменить меру воздаяния, ибо она точно соответствует земным делам человека. В
отличие от
хариджитов и мурджиитов, М. считали, что мусульманин, совершивший т. н°. великий
грех (сахиб
кабира), выходит из рядов верующих, но не становится безбожником (кафиром),
занимая «среднее
положение».
Идеи М. способствовали развитию свободомыслия и освоению антич. философии. М. в
целом
определили круг проблем, рассматриваемых каламом: первое творение,
пространственно-временная
структура бытия (учение о «предсуществовании» — кумун, об атомах — джаухар аль-
фард,
причинной связи — таваллуд, сущности — мана и т. п.), вопросы практич. этики
(концепция
«присвоения» — касб, благодати — лутф, познания как «успокоения души» — сукун
ан-нафс, учение
о единстве «знания и действия» и др.). Для атомистич. учения М. характерно
представление о мире
как состоящем из непротяжённых частиц, каждой из к-рых в каждое мгновение
управляет бог.
Наиболее извест-
ными школами М. в 9—10 вв. были школы в Басре и Багдаде. Учение М. (прежде всего
идеи о
единстве бога и сотворённости Корана) получило офиц. признание при аббасидских
халифах 1-й пол.
9 в., когда противники М. преследовались властями. При аль-Мутавак-киле (правил
в 847—861)
учение М. было объявлено ересью; в дальнейшем оно развивалось в одном
направлении с
ортодоксальной теологией. М. исчезли окончательно в 13—14 вв. Традиции их
сказывались в даль-
нейшем в воззрениях шиитских сект (зейдиты в Йемене, имамиты в Ираке и Иране).
М. оказали
значит. влияние на Кинди и Рази, а также европ. схоластич. философию.
• Закуев А. К., Философия ан-Наззама, Баку, 1961; Д ж а р а л л а х 3. Н., аль-
Мутазила, Каир, 1947; Н о u-r a n i G. F.,
Islamic rationalism. The ethics of Abd al-Jabbar, Oxf., 1971; см. также лит. к
статьям Калам, Ислам.
МЫШЛЕНИЕ, высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в
целенаправленном, опосредствованном и обобщённом познании субъектом существенных
связей и
отношений предметов и явлений, в творч. созидании новых идей, в прогнозировании
событий и
действий. Возникает и реализуется в процессе постановки и решения практич. и
теоретич. проблем.
Биологич. субстратом М. является высокий уровень развития головного мозга,
исторически
сформировавшегося в процессе становления человека, человеч. общества,
материальной и духовной
культуры. М. человека протекает в различных формах и структурах (понятиях,
категориях, теориях),
в к-рых закреплён и обобщён познават. и социально-историч. опыт человечества.
Отправляясь от
чувств. опыта, М. преобразует его, даёт возможность получать знания о таких
свойствах и
отношениях объектов, к-рые недоступны непо-средств. эмпирич. познанию. М.
неизмеримо расши-
ряет познават. возможности человека, позволяет проникнуть в закономерности
природы, об"щества и
самого М. Орудием М. является язык, а также др. системы знаков (как абстрактных
— напр.,
математических, так и конкретно-образных — напр., «язык иск-ва»). Элементы этих
систем