<< Пред. стр. 214 (из 449) След. >>
планирования nуправления науч. исследованиями.
* М и к у л и н с н и й С. Р., Родный Н. И., Наука как предмет спец.
исследовании, «ВФ», 1966, № 5; их же, Место Н. в
системе наук, там же, 1968, № 6; Наука о науке. Сб. ст., пер. с англ., M., 1966;
Добров Г. М., Наука о науке, К., 19702; М
и к у л и н с к й И С. Р., И.: проблемы и исследования 70 гг., «ВФ», 1975, № 7;
Волков Г. Н., Истоки и горизонты
прогресса, М., 1976; Организация научной деятельности, М., 1968 (в серии
«Науковедение. Проблемы и исследования»,
вышло 13 тт., 1968—77); Социализм и наука, М., 1981.
«НАУКОУЧЕНИЕ» («Wissensehaftslehre»), общее обозначение комплекса соч. Фихте, в
к-рых он на
протяжении всей жизни перерабатывал и развивал своё «учение о науке»,
отождествлявшееся им с
философией вообще как «знанием знания», «наукой о сознании» (в отличие от
традиц. понимания
философии как онтологии — науки о бытии и знании, сохранявшегося у Декарта и
Спинозы); при
этом теория знания в «Н.» тождественна теории бытия. В качестве абс. единства
знания «Н.» должно,
но Фихте, содержать в себе обоснование всех частных наук; ато законченная
система, в к-рой начало
(«Я равно Я») есть и её конец. Система «Н.» делится на три части: учение об
основоположениях,
учение о теоретическом «Я» и учение о практическом «Я».
Комплекс соч.— в соответствии с филос. эволюцией Фихте — распадается па два
цикла. К 1-му
относятся опубл. в 1794-1802 соч. «О понятии II., или т. н. философии», 1794
(испр. изд. 1798);
«0снова общего Н.», 1794 (испр. изд. 1802); «Очерк особенностей II. по отношению
к теоретич.
способности», 1795; «Первое введение в И.», 1797; «Второе введение в Н. для
читателей, уже имею-
щих филос. систему», 1797; «Опыт нового изложения Н.», 1797 (не окончен,
обрывается на 1-й гл.—
из-за разгоревшегося в это время т. н. спора об атеизме). Рус. цер. всех этих
работ в 1-м т. Избр. соч.
(1916) (пер. Л. В. Успенского, Б. В. Яковенко, С. Ф. Кечекь-яна под ред. Е. Н.
Трубецкого).
2-й цикл работ (1801—12), опубл. уже после смерти Фихте его сыном в Собр. соч.
1845—46,
содержит: «Изложение Н. 1801 г.»; «Н.» — лекции 1804 г.; «Сообщение о понятии Н.
и его
дальнейшей судьбе, написанное в 1806 г.»; «Н. в его общих чертах», 1810; «Н.» —
лекции 1812 г.;
«Н.» — лекции, читанные весной 1843, но оставшиеся незаконченными вследствие
начавшейся
войны; вступит. лекции к «Н.», читанные осенью 1813 в Берлинском ун-те.
Исходное для 1-го периода понятие «Я» заменяется во 2-й период понятием
«знания», с помощью к-
рого Фихте хочет освободиться от психологич. импликаций, сопровождающих понятие
«Я». Но гл.
отличие «Н.» 2-го периода: знание — уже не абсолют, но только образ абсолюта,
признание
принципиального различия между абсолютом и абс. знанием, отказ от полного
тождества знания и
бытия. • см. к ст. Фихте.
НАУЧЕНИЕ (англ. learning), приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от
педагогич.
понятий обучения, образования и воспитания, термин «Н.» применяется преим. в
психологии
поведения и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального
опыта:
привыкание, образование простейших условных рефлексов, сложных двигат. и речевых
навыков,
реакций сенсорного различения л, наконец, т. н. разумное Н. у человека.
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, целостная система представлений об общих свойствах и
закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза осн.
естеств.-науч.
понятий и принципов. Мировоз-зренч. и методологич. базой Н. к. м. является
материа-листич.
диалектика.
Различают общенауч. картину мира, картины мира наук, близких по предмету
исследования, и
картины мира отд. наук (физическая, астрономическая, биологическая и др.).
Первые картины мира были выдвинуты в рамках ан-тич. философии и носили
натурфилос. характер.
Н. к. м. начинает формироваться только в эпоху возникновения науч.
естествознания в 10 — 17 вв. В
общей системе Н. к. м. определяющим элементом выступает картина мира той области
познания, к-
рая занимает лидирующее положение. В совр. естеств.-науч. познании такое
положение занимает
физич. картина мира.
В структуре Н. к. м. можно выделить два гл. компонента: концептуальный
(понятийный) и
чувственно-образный. Концептуальный компонент представлен филос. категориями
(материя,
движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира,
всеобщей связи
и взаимообусловленности явлений и др.), общенауч. понятиями и законами (напр.,
закон сохранения
и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отд. наук (поле,
вещество, энергия,
Вселенная, биологич. вид и др.). Чувственно-образный компонент Н. к. м.— это
совокупность
наглядных представлений о природе (напр., планетарная модель атома, образ
Метагалактики в виде
расширяющейся сферы, представление о спине электрона как вращающемся волчке).
Гл. отличие Н. к.' м. от донаучной или вненаучной (напр., религиозной) состоит в
том, что она
строится на основе определ. фундаментальной науч. теории (или теорий), служащей
её
обоснованием. Так, напр., физич. картина мира 17—19 вв. строилась на базе
классич. механики, а
совр. физич. картина мира — на базе квантовой механики, а также спец. и общей
теории от-
носительности. С др. стороны, фундаментальная науч. теория находит в Н. к. м.
средства для своей
интерпретации: Н. к. дт. создаёт условия, общенауч. фон для её анализа. Н. к. м.
как форма
систематизации науч. знания отличается от науч. теории. Если Н к. м. отражает
объект, отвлекаясь от
процесса получения знания, то науч. теория содержит в себе логич. средства как
систематизации
знаний об объекте, так и проверки (в частности, экспериментальной) их
истинности. Н. к. м.
выполняет эвристич. роль в процессе построения фундаментальных науч. теорий.
Н. к. м. тесно связана с мировоззрением, являясь одним из действенных способов
его формирования.
Она выступает связующим звеном между мировоззрением и науч. теорией. Н. к. м.
находится в
постоянном развитии, в ней осуществляются в ходе науч. революций качеств.
преобразования (смена старой картины мира новой). См. также Теория,
Мировоззрение,
Естественнонаучный материализм.
• Дышлевый П. С., Естеств.-науч. картина мира как форма синтеза знания, в сб.:
Синтез совр. науч. знания, М.,
1973, с. 94—120; Методологич. принципы физики, М., 1975, гл.3; С т е п и н В.
С., Становление науч. теории,
Минск, 1976;
НАУЧНАЯ 407
Диалектич. материализм и еетеств.-науч. картина мира, К., 1976; Мостепаненко А.
М., Методологич. и филос. проблемы
совр. физики, Л., 1977.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, коренное, качеств. преобразование производит. сил
на
основе превращения науки в ведущий фактор развития обществ. произ-ва.
В ходе Н.-т.р., начало к-рой относится к сер. 40-х гг. 20 в., бурно развивается
и завершается процесс
превращения науки в неиосредств. производит. силу. Н.-т. р. изменяет условия,
характер и
содержание труда, структуру производит. сил, обществ. разделения труда,
отраслевую и проф.
структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает
воздействие на
все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей,
взаимоотношение
общества с природой.
Н.-т. р. является закономерным этапом человеч. истории, характерным для эпохи
перехода от
капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её
проявления, её
течение и последствия в социалистич. и капиталистич. странах принципиально
различны.
Н.-т. р.— длит. процесс, к-рый имеет две гл. предпосылки — научно-техническую и
социальную.
Важнейшую роль в подготовке Н.-т. р. сыграли успехи естествознания в кон. 19 —
нач. 20 вв., в
результате к-рых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась
новая картина
мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в естествознании»
(см. ПСС, т. 18,
с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химич. элементов,
созданием теории
относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область
микромира и
больших скоростей.
Революц. сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения
электричества в
пром-сти и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое
распространение. Родилась
авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра.
Человечество овладело
атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики.
Исследования по
созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистич. гос-
ва организовать
в рамках крупного нац. науч.-технич. проекта согласованное взаимодействие науки
и пром-сти. Это
послужило школой для осуществления последующих общенац. научно-технических
исследовательских программ.
Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений.
Науч.
деятельность стала массовой профессией. Во 2-й пол. 50-х гг. под влиянием
успехов СССР в
изучении космоса и сов. опыта организации и планирования науки в большинстве
стран началось
создание общегос. органов планирования и управления науч. деятельностью.
Усилились непо-
средств. связи между науч. и технич. разработками, ускорилось использование
науч. достижений в
произ-ве. В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в науч.
исследованиях, произ-ве, а
затем и управлении электронно-вычислит. машины (ЭВМ), ставшие символом Н.-т. р.
Их появление
знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных ло-гич.
функций
человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации произ-ва и
управления. ЭВМ —
принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе
производ-
ства.
На совр. этапе своего развития Н.-т. р. характеризуется след. осн. чертами. 1)
Превращением науки в
непо-средств. производит. силу в результате слияния воедино переворота в науке,
технике и произ-
ве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рож-
408 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
дения новой науч. идеи до её производств. воплощения. 2) Новым этапом обществ.
разделения труда,
связанным с превращением науки в ведущую сферу развития обществ. произ-ва. 3)
Качеств.
преобразованием всех элементов производит. сил — предмета труда, орудий произ-ва
и самого
работника; возрастающей интенсификацией всего процесса произ-ва благодаря его
науч.
организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и
трудоёмкости
продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает»
затраты на
сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окуная расходы на науч.
исследования и технич.
разработки. 4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли
творч.
элементов; превращением процесса произ-ва «... из простого процесса труда в
научный процесс...»
(Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Cоч., т. 46, ч. 2, с. 208). 5)
Возникновением на этой основе ма-
териально-технич. предпосылок преодоления противоположности и существ. различий
между умств.
и физич. трудом, между городом и деревней, между непроизводств.
и производств. сферой. 6) Созданием новых источников энергии и искусств.
материалов с заранее
заданными свойствами. 7) Огромным повышением социального и экономич. значения
информац.
деятельности как средства для обеспечения науч. организации, контроля и
управления обществ.
произ-вом; гигантским развитием средств массовой коммуникации.
8) Ростом уровня общего и спец. образования и культуры трудящихся; увеличением
свободного
времени.
9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем,
роли обществ.
наук и идеологич. борьбы. 10) Резким ускорением обществ. прогресса, дальнейшей
интернационализацией всей человеч. деятельности в масштабе планеты,
возникновением т. н.
экологич. проблем и необходимостью в связи с этим науч. регулирования системы
«общество —
природа».
Наряду с осн. чертами Н.-т. р. можно выделить её главные науч.-технич.
направления: комплексная
автоматизация произ-ва, контроля и управления произ-вом; открытие и
использование новых видов
энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность
Н.-т. р. не
сводится ни к её характерным чертам, ни тем более к тем или иным даже самым
крупным науч.
открытиям или направлениям науч. и технич. прогресса. Н.-т. р. означает
перестройку всего технич.
базиса, всего технологич. способа произ-ва.
Н.-т. р. создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер
человеч.
деятельности: теоретич. познания закономерностей природы и общества (наука),
комплекса технич.
средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных
благ (произ-
во) и способов рациональной взаимосвязи практич. действий и различных видов
деятельности
(управление).
Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — произ-во не
означает низведения
двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы,
идущие к
ним от науки.
Обществ. произ-во является важнейшим условием существования науки, и его
потребности по-
прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от
предшествующего
периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это
находит выражение в
том, что на основе результатов фундаментальных науч. исследований возникают
принципиально
новые отрасли произ-ва, к-рые не могли бы развиться из предшествующей
производств. практики
(атомные реакторы, совр. радиоэлектронная и вычислит. техника, квантовая
электроника, открытие
кода передачи наследств. свойств организма и др.). В условиях Н.-т. р. сама
практика требует, чтобы
наука oпe-
режала технику, произ-во, а последнее всё больше превращалось в технологич.
воплощение науки.
Усиленно роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс
находит выражение
в бурном развитии прикладных исследований, проектно-конструкторских и опытно-
конструкторских
работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследовании с произ-вом.
Возрастающая
взаимосвязь различных процессов и явлений усиливает значение комплексного