<< Пред. стр. 217 (из 449) След. >>
условий (напр.,диктатура пролетариата). Складываются также новые закономерности, напр. с
возникновением
мировой системы социализма.
Общие закономерности этапа возникновения коммунистич. формации, закономерности
совр.
мирового ре-волюц. процесса включают в себя объективную необходимость
социалистич.
революции, обретающей мировой характер и совершаемой внутр. силами в каждой отд.
стране при
наличии объективных и субъективных предпосылок; руководство рабочего класса во
главе с марк-
систско-ленинской партией как необходимое условие углубления и развития мирового
революц.
процесса; союз рабочего класса с крестьянством и др. слоями тру-
дящихся/ а также с нац.-освободит. движением; расширение социальной базы
мирового освободит.
движения в отд. странах и в междунар. масштабе; неравномерность развития
мирового революц.
процесса и разновременность победы социалиста, революции в различных странах;
мирное
сосуществование гос-в с различным строем как своеобразную форму классовой
борьбы.
К наиболее общим специфич. законам коммунистич. формации можно отнести
утверждение
подлинного народовластия сначала через социалистич. гос-во, а затем и
непосредственно путём
коммунистич. обществ. самоуправления; постановку в центр социального развития
человека как
главного богатства общества; сознат. характер преобразования социальных
процессов и науч.
характер управления ими при руководящей роли рабочего класса и марксистско-
ленинской партии;
утверждение гармоничности, равномерности, плановости развития социальных
процессов, всех
сторон обществ. жизни, к-рые приходят на смену капиталистич. анархии и
конкуренции,
противоположности города и деревни, умств. и физич. труда, классовому
неравенству; формирование
подлинной коллективности, взаимопомощь и сотрудничество свободных от
эксплуатации людей на
основе обществ. собственности; закон складывания социальной однородности при
одновременном
всестороннем развитии личности; рост активности, самодеятельности u инициативы
масс; закон
социальной эволюции, происходящей без политич. революций, и др. Теоретич. работы
КПСС,
братских партий др. социалистич. стран позволили также установить осн.
закономерности стро-
ительства развитого социализма.
В отличие от категорий и законов диалектич. и ис-торич. материализма,
особенность категорий и
законов Н. к. состоит в том, что они связаны с возникновением, становлением и
развитием одной -
коммунистич. — формации. При этом, в отличие от др. наук, изучающих коммунистич.
общество,
категории Н. к. отражают общие процессы развития коммунистич. формации, а также
конкретные
формы их проявления. Тем самым законы и категории Н. к. выполняют по отношению к
конкретным
наукам о социализме и коммунизме методология, функцию. Наиболее общей категорией
Н. к.
является коммунистич. формация, затем идут такие категории, как эпоха перехода
от капитализма к
коммунизму, социалистич. революция, диктатура пролетариата, переходный период от
капитализма
к социализму, социализм, развитое социалистич. общество, коммунизм.
Н. к., как и марксизм-ленинизм в целом, по самой своей природе носит интернац.
характер. Он
является результатом обобщения не только опыта революц. движения в той или иной
отд. стране, но
и опыта мирового рабочего и коммунистич. движения в целом, раскрывает общие
закономерности и
специфику строительства социализма и коммунизма во всех странах, совершающих
переход к
коммунизму.
На различных ступенях развития общества в зависимости от конкретно-историч.
обстановки те или
иные стороны, проблемы Н. к. выдвигаются на первый план. В странах,
осуществляющих
социалистич. преобразования, гл. объектом изучения выступают проблемы
переходного периода от
капитализма к социализму; там, где социалистич. революция ещё не совершилась, в
центре Н. к.
стоят проблемы борьбы за установление политич. власти рабочего класса в союзе со
всеми тру-
дящимися.
Различие проблем на том или ином этапе вовсе не означает, что каждая страна
должна иметь свою
теорию Н. к. Нет и не может быть разновидностей Н. к. по географич., нац. и др.
признакам, как не
может быть нац. наук — математики, физики, химии и т. д. Учёт специфич.
особенностей развития
отд. стран входит в само содержание единой теории Н. к. Лишь сочетание интернац.
и нац. задач
трудящихся в борьбе за торжество социализма и коммунизма — непременное условие
успеха
междунар. революц. движения.
В совр. историч. условиях необходимость творч. развития науки о коммунизме
выдвигается на одно
из первых мест, ибо Н. к. призван теоретически обобщить новые явления, дать
практич.
рекомендации в осуществлении задач коммунистич. строительства, весги иде-ологич.
борьбу против
буржуазных и ревизионистских теорий.
На совр. этапе важнейшее значение имеет всесторонний анализ развитого
социалистич. общества, его
критериев и историч. места в развитии коммунистич. формации, закономерностей,
лежащих в основе
перерастания социализма в коммунизм, выявления движущих сил этого процесса,
реальных
противоречий и трудностей строительства нового общества. Значит. актуальность в
условиях
развитого социалистич. общества приобретает и проблема возрастания руководящей
роли рабочего
класса и коммунистич. партии, раскрытие сущности новой историч. общности —
советского народа,
путей становления бесклассовой структуры и утверждения полной социальной
однородности об-
щества. Важным аспектом Н. к. является изучение закономерностей становления и
развития
духовной культуры социалистич. общества, путей формирования нового человека и
коммунистич.
образа жизни. Исключит. значение приобретает науч. разработка проблем управления
социальными
процессами, путей соединения достижений науч.-технич. революции с преимуществами
социализма.
В междунар. плане важное значение имеют проблемы укрепления всестороннего
сотрудничества
братских партий и стран социализма, проблема социалистич. ориентации и
некапиталистич. пути раз-
вития освободившихся стран, изучение особенностей совр. этапа общего кризиса
капитализма и
освободит. борьбы рабочего класса, решение проблем достижения прочного междунар.
мира и
мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
А. М. Ковалёв.
«НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ», материалистич. направление в совр. бурж. философии,
сформировавшееся в кон. 50-х гг. в США и Австралии. Осн. представители — Г.
Фейгл, Дж. Старт,
Д. Армстронг, Дж. Корн-мен, Т. Нагель, Р. Рорти, П. Фейерабенд, Дж. Шаффер и др.
Идейные истоки
«Н. м.» — логический позитивизм и аналитич. бихевиоризм, его развитие
стимулировали достижения
биохимии, физиологии, психологии, кибернетики. «Н. м.» реабилитирует онтологич.
проблематику и
фиксирует внимание на классич. психофизич. проблеме, объявлявшейся логич.
позитивизмом «псев-
допроблемой».
Центр. тезис «Н. м.» состоит в том, что человек в принципе ничем не отличается
от остальной
природы, сознание сводимо к состояниям центр. нервной системы, к
функционирующему мозгу,
следовательно, методы естествознания, в частности физики, способны дать
исчерпывающее описание
человеч. существа. Духовные явления, по мнению «науч. материалистов»,
тождественны
физическим, составляют их подкласс. Возможность полной редукции духовного к
физическому
должна быть строго доказана науч. исследованиями, что оказывается необходимым
условием
создания монистич. онтологич. концепции. Название «Н. м.» подчёркивает, что
обоснование
материализма полностью зависит от науки и производится её средствами.
Расхождения в трактовке
таких понятий, как «ментальное» и «физическое», а также в построениях моделей
редукции пси-
хического к физическому порождают разные формы «Н. м,». «Элиминативный
материализм»
предполагает, что с развитием науки возможна элиминация всех «ментальных»
терминов и замена их
точными науч. терминами (Фейерабенд, Рорти и др.). «Теоретич. материалисты»
утверждают, что
тождество «ментального» и «физического» возможно лишь как «теоретич.» редук-
НАУЧНЫЙ 413
ция, вследствие к-рой наблюдаемый объект сводится к теоретич. объекту (Корнмен и
др.). Особое
место в рамках «Н. м.» занимает кибернетизированный, или «функциональный
материализм» (X.
Патнэм, Дж. Фодор н др.), согласно к-рому психич. процессы эквивалентны
не физич. процессам, а определ. функциональным состояниям живой системы;
функциональные
свойства нередуцируемы к известным физич. свойствам. «Функциональный
материализм»
свидетельствует о кризисе радикально-физикалистских концепций «духовного» и
«телесного». В
русле «Н. м.» стала усиливаться тенденция к «эмерджентистскому материализму»
(Дж. Марго-лис,
Н. Свартц, Р. Сперри и др.), защищающему мате-риалистич. принципы, выступающему
против ради-
кального физикализма и апеллирующему к диалектике. Явления жизни, психики,
культуры
определяются в качестве эмерджгнтных свойств высокоразвитых материальных систем,
образующих
новое качество, целостность и не сводимых к свойствам отд. элементов или
подсистем той системы,
которая обладает данным каче-
ством.
Последовательно редукционистские формы «П. м.» не выходят за пределы
домарксистского
метафизич. материализма, подменяя понятие материи понятием физического и
интерпретируя
материализм в духе физи-кализма. Вне круга рассмотрения «науч. материалистов»
остаются объекты,
к-рые не могут быть редуцированы к «физическому» (напр., экономич. отношения,
социальная
революция, классовая борьба, человеч. культура). Отождествляя ментальное с
физическим, «Н. м.»
устраняет проблему идеального, отдавая дань вульгарному материализму. Узко
сциентистское пони-
мание сознания но учитывает содержательно-ценностных его аспектов.
Вместе с тем «Н. м.» сыграл известную положит. роль, стимулируя исследования в
области
психологии и нейрофизиологии и способствуя изучению естеств.-науч. аспекта
проблемы сознания.
Для него характерны опора на науку, атеистич. направленность, критика идеализма,
дуализма,
спиритуалистич. трактовок духовной деятельности.
• Юлина Н. С., Проблема метафизики n амер. философии 20 и., М., 1078, гл. 5, §
3; Д у б p о в он и и Д. И., «Н. м.» и
психофизиологии, проблема, «ФН», 1975, № 6, 1977, № 2; Б у н-ге М.,
Несостоятельность психофизич. дуализма, там
же, 1979, № 2; А г m s t r o n g D. M., A materialist theory of the niind, L.—
?. ?., 1968; Materialism and the mind-body
problem, Englcwood Cliffs (N. J.), 1971; M a r g o l i s J., Persons and minds,
Boston, 1978; L с v i n M. E., Metaphysics and the
mind-body problem, Oxf., 1979.
НАЦИОНАЛИЗМ, бурж. и мелкобурж. идеология и политика, а также психология в
национальном
вопросе. Н. трактует нацию как высшую внеисторич. и надклассовую форму обществ.
единства, как
гармонич. целое с тождественными осн. интересами всех составляющих её социальных
слоев. При
этом за общенац. интересы выдаются устремления класса или социальной группы,
выступающих в
данных конкретно-историч. условиях носителем и проводником националистич.
идеологии и
политики — буржуазии, мелкой буржуазии. Для Н. характерны идеи нац.
превосходства и нац.
исключительности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от
историч.
обстановки, от взаимоотношений данной нации с другими. Широкое развитие Н.
связано с
зарождением и развитием капитализма. Буржуазия использует Н. в качестве орудия
создания и
завоевания общепац. рынка, установления своего господства в нац. рамках в борьбе
против феод.сил
и чужеземной буржуазии, закрепления и расширения этого господства путём
порабощения др. наций.
Н. используется буржуазией с целью добиться «классового мира» внутри нации,
отвлечь пролетариат
от его классовых задач, посеять между трудящимися разных наций нац. рознь,
подорвать интернац.
единство революц.
414 НАЦИОНАЛИЗМ
движения. Условия бурж. общества ведут к распространению националистических
взглядов среди
отсталых слоев трудящихся. Н. прививается им всем аппаратом буржуазного
государства, его
политикой и пропагандой.
Марксизм-ленинизм показал экономич. и социальные корни Н., его классовую
сущность; он
рассматривает Н. конкретно-исторически, определяя его объективную обществ. роль
в зависимости
от историч. этапа развития капитализма, от обществ. роли буржуазии и характера
её связей с нар.
массами, от положения данной нации в системе межнац. отношений. В период
формирования наций,
напр. в Зап. Европе и США, Н. наряду с лозунгами демократии являлся идейным
знаменем
восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и нац. гнёта, поднимая и нар.
массы на эту
борьбу. Это придало Н. в данный период определ. прогрессивное содержание (см. В.
И. Ленин, ПСС,
т. 24, с. 131—32). Монополистич. капитал выступает носителем самого грубого и
жестокого нац. и
колон. гнёта, а агрессивный и воинствующий Н. становится орудием империалис-тич.
и колон.
политики и сближается с расизмом (напр., гитлеризм с его изуверской расовой
теорией). В условиях
существования двух мировых систем империа-листич. буржуазия стремится придать Н.
прежде всего
антикоммунистич. и антисов. направленность. Империализм делает ставку на
оживление u
социалистич. странах националистич. тенденций.
Иной характер в совр. эпоху имеет Н. в странах, борющихся за политич. и
экономич, независимость,
против империализма. В Н. в этих странах в огранич. форме выражается идея нац.
освобождения и
нац. независимости, и он часто служит знаменем нац.-освободит.
движения. В Н. в подобных случаях находят известное отражение демократизм и
протест против им-
периалистич. гнёта той части масс, к-рая ещё не поднялась до классового
сознания. У значит. слоев
крестьянства Н. выступает как первонач. форма антиим-периалистич. сознания.
Вместе с тем наряду
с этими прогрессивными сторонами Н. в бывших колон. и зависимых странах имеет
реакц. черты, к-
рые усиливаются с ростом узкоклассовых тенденций в политике нац. буржуазии, с
развёртыванием в