<< Пред.           стр. 221 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 установившие относит. непротиворечивость неевклидовой геометрии Лобачевского —
 Бойаи. Ряд
 важных результатов о Н. получен для различных систем логики и аксиоматич. теории
 множеств.
 • см. к ст. Аксиоматический метод.
 НЕЙРАТ (Neurath) OТТО (10.12.1882, Вена,— 22.12. 1945, Оксфорд), австр. философ,
 социолог и
 экономист. Один из организаторов и лидеров Венского кружка. В 1934—40 жил в
 Голландии, с 1941
 — в Великобритании. Филос. и социологич. взгляды Н. эклектически соединяют
 тенденции
 стихийного, естеств.-науч. материализма со взглядами логич. позитивизма. Н.
 считал, что критерием
 истинности т. н. протокольных (исходных) предложений науки, избираемых учёными
 по
 соглашению, является в конечном счёте непротиворечивость их др. утверждениям
 данной науки.
 Видя в установлении единства знаний важнейшую задачу философии науки, Н.
 полагал, что его
 можно достичь с помощью «унифицированного языка науки», опирающегося на языки
 физики и
 математики (точка зрения т. н. радикального физикализма). Вместе с Карнапом был
 одним из авторов
 и гл. редактором «Междунар. эн-
 420 НЕДОНСЕЛЬ
 циклопедии унифицированной науки» (1938—40). По обществ.-политич. взглядам Н.—
 последователь авст-ромарксизма.
 • Empirische Soziologie, W., 1931; Le diveloppement du cercle de Vienne et
 I'ayenir de l'empirisme logique, P., 1935; Modern
 man in the making, [N. ?.] — L., 1939; Foundations of social sciences, Chi.,
 1962; Wissenschaftliche Weltauffassung. Sozialis-
 mus und logischer Empirismus, Fr./M., 197Я.
 • H a p с к и и И. С., Совр. позитивизм, M., 1961; Совр. бурж. философии, M.,
 1978, гл. 2.
 НЕМЕСИЙ ЭМЕССКИЙ (????????) (2-я пол. 5 — нач. 6 вв.), ранневизант. мыслитель.
 Епископ
 сирийского г. Эмесы, автор компендия «О природе человека», в к-ром свёл воедино
 физиологич.,
 психологич. и филос.-антропологич. теории различных филос. и мед. школ
 античности, стремясь
 согласовать их друг с другом и с догматами христ. теологии. Диапазон тем Н. Э.
 простирается от
 проблем соединения души с телом и свободы воли до вопросов дыхания и
 кровообращения; это как
 бы энциклопедия знаний и доктрин о человеке, характерная для эпохи перехода от
 античности к
 средневековью и предвосхищающая центр. установку схоластики. Естеств.-науч.
 интересы Н. Э.
 побуждают его пользоваться концепциями Аристотеля и Га-лена, предлагаемая им
 психология
 аффектов («страстей») имеет стоич. черты, между тем как онтологич. вопросы
 разрешаются в духе
 платонизма и даже отчасти неоплатонизма (антистоич. решение вопроса о связи души
 с телом), от к-
 рого, однако, Н. Э. отделяет присущая ему тяга к эмпирии. Проблематичным
 остаётся объём
 использования наследия Посидония. Труд Н. Э. оказал широкое влияние на философию
 и науку
 средневековья; ценный источник для реконструкции утраченных соч. антич.
 мыслителей.
 • Migne, P G, t. 40; в рус. пер,— О природе человека, пер. с предисл. и прим. Ф.
 Владимирского, Почаев, 1904.
 • Владимирский Ф. С., Антропологии и космология Немезия ел. Емссского, в их
 отношении к древней философии и
 патристич. лит-ре, Житомир, 1912; Jaeger W. W., Nemesios von Emesa, B., 1914;
 Koch H. A., Quellenuntersuchungen zu
 Nemesios von Emesa, B., 1921; Marz F. M., Anthropologische Grundlagen der
 christlichen Ethik hei Nemesios von Emesa
 Munch., 1959.
 «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице её
 представителей
 Фейербаха, Б.Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных
 пророк о в»,
 рукопись К. Маркса и Ф. Энгельса, в к-рой они впервые как целостную концепцию
 разработали
 материалистич. понимание истории, т. е. историч. материализм. Замысел «Н. и.»
 относится к весне
 (вероятно, апрель) 1845, когда Энгельс приехал в Брюссель и Маркс изложил ему
 материалистич.
 понимание истории в почти сложившемся виде. Они решили сообща разработать своё
 новое
 мировоззрение в форме критики нем. послегегелевской философии. С этим замыслом
 связано
 написание «Тезисов о Фейербахе» как наброска идей для «Н. и.». Дошедшая до нас
 рукопись «Н. и.»
 была написана между нояб. 1845 и авг. 1846, дополнение ко 2-му т. (рукопись
 Энгельса «Истинные
 социалисты») — в янв.—апр. 1847. Работа над рукописью не была завершена. «Н. и.»
 состоит из 2
 тт.: 1-й посвящён критике идеализма младогегельянцев, 2-й — критике нем.
 мелкобурж. «истинного
 социализма». Осн. теоретич. содержание сконцентрировано в 1-й гл. 1-го т.
 («Фейербах.
 Противоположность .материалистич. и идеалистич. воззрений»), в остальных частях
 преобладает
 полемика.
 Изложение материалистич. понимания истории строится по такому общему плану: 1)
 предпосылки,
 2) осн. концепция: произ-во—общение — политич. надстройка — формы обществ.
 сознания, 3)
 выводы.
 В «Н. и.» Маркс и Энгельс впервые формулируют (предпосылки, из к-рых исходит
 материалистич.
 понимание истории,— это люди, их деятельность и материальные условия их жизни.
 Деятельность
 людей имеет две стороны: произ-во (отношение людей к природе) и общение
 (отношение людей друг
 к другу). Произ-во и
 общение взаимно обусловливают друг друга, но определяющей стороной является
 произ-во. В «Н.
 и.» всесторонне развито важнейшее положение историч. материализма об
 определяющей роли
 материального цроиз-ва в жизни общества.
 В «Н. и.» Маркс и Энгельс впервые по существу выяснили диалектику взаимодействия
 и развития
 производит.
 сил и производств. отношений. Это важнейшее открытие было сформулировано здесь
 как диалектика
 производит. сил и формы общения (обществ. отношений). Оно дало ключ к пониманию
 общей
 структуры общества, обществ. формации (производит. силы — производств. и др.
 обществ.
 отношения — политич. и юридич. надстройка — формы обществ. сознания), и общей
 закономерности его историч. развития (начало учения об обществ. формациях, к-рые
 здесь
 различаются по исторически господствующим формам собственности: родо-племенная —
 античная
 — феодальная — буржуазная — коммунистическая; в становлении и развитии бурж.
 формы частной
 собственности различаются фазы ремесла, мануфактуры и крупной пром-сти),
 позволило научно
 доказать неизбежность пролет., комму-нистич. революции как результата развития
 противоречий
 между производит. силами и производств. отношениями бурж. общества. Это открытие
 позволило
 разработать материалистич. понимание истории как целостную концепцию и как
 непосредств. филос.
 основу теории науч. коммунизма.
 В «Н. и.» закладываются основы марксистской теории классов и классовой борьбы,
 раскрывается
 сущность государства вообще и бурж. гос-ва в особенности, появляется осн.
 формула историч.
 материализма о соотношении обществ. бытия и обществ. сознания: «Сознание...
 никогда не может
 быть чем-либо иным, как осознанным бытием..., а бытие людей есть реальный
 процесс их жизни... Не
 сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (Маркс К. и Э н-г е л ь
 с Ф., Фейербах.
 Противоположность материалистич. и идеалистич. воззрений, 1966, с. 29, 30).
 В «Н. и.» впервые были выяснены две осн. материальные предпосылки коммунистич.
 преобразования общества: развитие производит. сил и формирование ре-волюц.
 класса,
 пролетариата. Конкретизируя первую предпосылку, авторы «Н. и.» определяют её как
 достаточно
 высокий уровень развития крупного машинного произ-ва: «...только с развитием
 крупной
 промышленности становится возможным и уничтожение частной собственности» (там
 же, с. 65).
 Маркс и Энгельс характеризуют пролет. революцию как двуединый процесс —
 изменение условий
 жизни общества и вместе с тем изменение самих людей, совершающих революцию (см.
 там же, с.
 50). В «Н. и.» Маркс и Энгельс впервые формулируют необходимость завоевания
 пролетариатом
 политич. власти, в общей форме высказывают идею диктатуры пролетариата (см. там
 же, с. 43).
 Опираясь на диалектико-материалистич. понимание истории, авторы «Н. и.» в общих
 чертах
 разрабатывают теорию будущего, коммунистич. общества.
 Сущность концепции, развитой в «Н. и.», авторы резюмируют след. образом: «Итак,
 это понимание
 истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства
 непосредственной
 жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с
 данным способом
 производства и порожденную им форму общения — т. е. гражданское общество на его
 различных
 ступенях — как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность
 гражданского
 общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные
 теоретические
 порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т. д. и т. д., и
 проследить процесс их
 возникновения на этой основе, благодаря чему, конечно, можно будет изобразить
 весь процесс в
 целом (а потому также и взаимодействие между его различными сторонами). Это
 понимание
 истории, в отличие от идеа-
 листического... объясняет не практику из идей, а идейные образования из
 материальной практики и в
 силу этого приходит также к тому выводу... — что не критика, а революция
 является движущей
 силой истории...» (там же, с. 51—52).
 Рукопись «Н. и.» Марксу и Энгельсу опубликовать не удалось. «Мы тем охотнее
 предоставили
 рукопись грызущей критике мышей,— писал впоследствии Маркс,— что наша главная
 цель —
 уяснение дела самим себе — была достигнута» (Маркс К. и Э н-гельс Ф., Соч., т.
 13, с. 8). Важнейшая
 1-я гл. 1-го т. была впервые опубл. в СССР Ин-том Маркса и Энгельса в 1924 на
 рус. яз. («Архив К.
 Маркса и Ф. Энгельса», кн. 1) и в 1926 на языке оригинала («Marx— Engels
 Archiv», Bd 1). Впервые
 полностью рукопись «Н. и.» была опубл. в СССР Ин-том Маркса — Энгельса — Ленина
 в 1932 на
 языке оригинала (Marx — Engeis Gesamtausgabe, Abt. l, Bd 5) и в 1933 на рус. яз.
 (Маркс К. и Энгельс
 Ф., Соч., т. 4). В 1965 («Вопросы философии», № 10—11) и 1966 (отд. изд.) Ин-т
 марксизма-
 ленинизма при ЦК КПСС осуществил новую, наиболее полную публикацию 1-й гл. с
 расположением
 и расчленением текста в соответствии со структурой и содержанием рукописи.
 • Marx—Engels Gesamtausgabe, Abt. l, Bd 5, B., 1932; Marx-Engels Gesamtausgabe,
 Probeband, B., 1972; Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т. 3; т. 13, с. 6—8; т. 21, с. 370—71; их же, Фейербах.
 Противоположность материалистич. и
 идеалистич. воззрений. (Новая публикация 1-й гл. «Нем. идеологии»), М. 1966;
 Карл Маркс. Биография, ?., 19732, гл. 3;
 О й з е р-м а н Т. И., Формирование философии марксизма, ?., 19742, ч. 2; Корню
 О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс,
 пер. с, нем., т. 3, М., 1968; Багатурия Г. А., Первое великое открытие Маркса, в
 сб.: Маркс—историк, М.,1968; его ж е,
 Из опыта изучения рукописного наследства Маркса и Энгельса, в сб.:
 Источниковедение, М., 1969; его ж с, Контуры
 грядущего, М., 1972, гл. 2; Марксистская философия в XIX в., кн. 1, М., 1979,
 гл. 5. Г. А.
 Багатурия.
 НЕОБИХЕВИОРИЗМ, совокупное обозначение ряда направлений амер. психологии.
 Возникновение Н. относится к 1930-м гг. (работы К. Халла и Э. Толмена), когда
 стала очевидной
 несостоятельность традиц. бихевиоризма — невозможность описания поведения только
 посредством
 наблюдаемых стимулов и реакций на них без анализа к.-л. центральных,
 регулирующих механизмов.
 В бихевиористскую схему «стимул — реакция» Н. ввёл опосредствующее звено — т. н.
 промежу-
 точные переменные, понимаемые как совокупность различных познават. и побудит.
 факторов. В
 остальном Н. разделяет общие принципы классич. бихевиоризма: тенденцию к
 биологизации
 человеч. психики, ориентацию на позитивизм и т. п.
 • Я ? о ш е в с к и й М. Г., Психология в XX столетии, М.,
 19742.
 НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ, соотносительные филос. категории, к-рые
 конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные
 аспекты,
 типы связей, степень детерминированности явления. При определ. условиях
 необходимость (Н.) —
 вещь, явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преим. внутренних,
 устойчивых,
 повторяющихся, всеобщих отношений действительности, осн. направлений её
 развития; выражение
 такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность,
 закон; способ
 превращения возможности в действительность, при к-ром в определ. объекте имеется
 только одна
 возможность, превращающаяся в действительность.
 Случайность (С.) — отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых,
 единичных
 связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат
 перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения
 возможности в
 действительность, при к-ром в данном объекте, при данных условиях имеется неск.
 различных
 НЕОБХОДИМОСТЬ 421
 возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только
 одна из них; форма
 проявления Н. и дополнение к ней.
 Н. вызывается главными, регулярными причинами процесса, полностью ими
 детерминирована в
 данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определённостью,
 часто
 неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Но Н. не
 сводится к
 неизбежности. Последняя — только одна из стадий её развития, одна из форм её
 осуществления. С.
 столь же причинно обусловлена, как и Н., но отличается от неё особенностью своих
 причин. Она
 появляется и результате действия отдалённых, нерегулярных, непостоянных,
 незначительных, малых
 причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется
 неоднозначностью, неопределённостью своего протекания. Один и тот же комплекс
 причин может
 обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной
 системе
 связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе
 связей.
 В зависимости от степени детерминированности, причин возникновения, форм
 проявления,
 структуры и характера действия, а также роли для практики и развития науки Н.
 макет быть
 подразделена на такие осн. виды: Н., выражающая объективно существующие стороны
 и связи
 природы и общества; Н., выражающая объективно существующие стороны и связи
 идеальных
 явлений; внутр. Н., вызванная к жизни природой самих явлений и процессов
 объективного мира;
 внеш. Н., порождаемая привходящими обстоятельствами; Н. более общего,
 фундаментального
 порядка, действие к-рой распространяется на сравнительно широкий круг явлений

<< Пред.           стр. 221 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу