<< Пред.           стр. 234 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 О., La theorie de l'intellect d'apres Aristote et ses
 commentateurs, P.,1953;Rist J.M., Notes on Aristotle. De anima 3.5, «Classical
 Philology», 1966, v, 61, № 1, p. 8—20; см.
 также лит. к ст. Аристотель.
 «О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА», статья В. И. Ленина; написана в
 марте 1922 по просьбе редакции журн. «Под знаменем марксизма» (напечатана в № 3
 за 1922).
 Останавливаясь на задачах журнала, Ленин определил в этой статье программу
 дальнейшего
 развития марксистской философии, рассмотрел теоретич. работу партии как
 составную часть плана
 социалистич. строительства. Формулирующая актуальные задачи журнала в борьбе
 против бурж.
 идеологии ст. «О з. в. м.» является как бы филос. завещанием Ленина; она
 определяет направления,
 по к-рым должна быть продолжена работа в области философии.
 Одна из осн. идей статьи — ведущая роль партии пролетариата в борьбе против
 свергнутой, но
 удесятерившей своё сопротивление буржуазии. Применительно к области философии
 указанный
 принцип требует, по Ленину, союза марксистских философов с последоват.
 материалистами, не
 принадлежащими к партии коммунистов, союза, направленного на разоблачение бурж.
 профессоров
 философии как «дипломированных лакеев поповщины». Важнейшей частью филос. работы
 Ленин
 считает систематич. пропаганду воинствующего атеизма, сочетающуюся с науч.
 исследованиями в
 области религии. Развивая мысли о социальных корнях рели-
 гия, высказанные им ранее в статьях «Социализм и религия» и «Об
 отношении рабочей партии
 к религии», Ленин особо подчёркивает необходимость анализа тесной связи
 «...классовых нтересов
 и классовых организаций современной буржуазии с организациями религиозных
 учреждений и
 религиозной пропаганды» (ПСС, т. 45, с. 28).
 В борьбе с религией не следует пренебрегать помощью даже нематериалистов — бурж.
 учёных,
 способных дать и дающих ценные науч. исследования в области фактич. материала,
 но
 «опровергающих» религ. предрассудки лишь для замены их более рафинированными и
 ухищрёнными предрассудками. Атеистич. пропаганду следует ставить на серьёзную
 естеств.-науч.
 базу, заключая союз с «...представителями современного естествознания, которые
 склоняются к
 материализму и не боятся отстаивать и проповедовать его против господствующих...
 модных
 философских шатаний в сторону идеализма и скептицизма» (там же, с. 29).
 Ленин обращает внимание на те идеалистич. выводы, к-рые делаются бурж. учёными
 из новейших
 открытий в области естествознания. «Надо помнить, что именно из крутой ломки,
 которую
 переживает современное естествознание, родятся сплошь да рядом реакционные
 философские школы
 и школки, направления и направ-леньца» (там же). Для успешной борьбы с ними
 необходимо
 совместно с естествоиспытателями внимательно следить за вопросами, к-рые
 выдвигает новейшая
 революция в естествознании. Ленинское требование союза естествоиспытателей и
 философов
 является одним из главных в намеченной им программе марксистов в области теории.
 Принципиальное значение Ленин придаёт вопросу о том, как относиться марксистам к
 филос.
 наследию прошлого. Он требует опираться во всей филос. работе на традиции
 материализма,
 возражает против нигилис-тич. отношения к культурному наследию: «...чураться
 союза с
 представителями буржуазии XVIII века, т. о. той эпохи, когда она была
 революционной, значило бы
 изменять марксизму и материализму...» (там же, с. 28). Особо Ленин выделяет
 значение гегелевского
 филос. наследия. Без «...систематического изучения диалектики Гегеля с
 материалистической точки
 зрения...» (там же, с. 30) невозможно «...быть ... сознательным сторонником того
 материализма,
 который представлен Марксом ...» (там же). Материалистически донятая диалектика
 Гегеля должна
 сыграть громадную методо-логич. роль в развитии естествознания и обществ. наук.
 «Современные
 естествоиспытатели найдут... в материалистически истолкованной диалектике Гегеля
 ряд ответов на
 те философские вопросы, которые ставятся революцией в естествознании и на
 которых „сбиваются"
 в реакцию интеллигентские поклонники буржуазной моды» (там же, с. 31).
 Статья «О з. в. м.» пронизана идеей партийности обществ. наук, философии. В
 связи с этим Ленин
 ста-вит вопрос об организации всей науч.-теоретич. вос-питат. работы, её
 содержании, подборе
 преподават. кадров и т. д.
 Задачи, поставленные Лениным в ст. «О з. в. м.» перед философией, служат
 руководством в теоретич.
 деятельности КПСС, всех философов-марксистов.
 • История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 76—85.
  А. X. Касымжанов.
 «О ЧЕЛОВЕКЕ» («De l'Homme», L., 1773), одно из осн. филос. соч. Гельвеция,
 наиболее полное
 выражение социологич. и этич. учения франц. материализма 18 в. К. Маркс писал,
 что в этой книге
 «...материализм получает собственно французский характер», т. е. применяется к
 обществ. жизни
 (Маркс К. иЭнгельсФ., Соч., т. 2, с. 144). Приписывая ощущениям универс.
 значение, Гельвеции
 отвергает теологич. и спиритуа-листич. концепцию человека и развивает идеи
 эпикурейского
 антропологич. материализма, в соответствии с к-рым «...себялюбие, наслаждение и
 правильно поня-
 тый личный интерес...» (там же) составляют основу обществ. жизни. Гельвеции
 критикует теорию
 врождённых идей Декарта, но при этом он приходит к ошибочному отрицанию роли
 наследственности и абсолютизированию зависимости человеч. психики от изменения
 телесной
 организации под влиянием внеш. среды. Определяя воспитание как результат
 воздействия на
 личность социальной среды, в т. ч. определ. политич. режима, Гельвеции
 теоретически обосновывал
 необходимость уничтожения феодализма, религ. идеологии и ка-толич. церкви.
 Основой воспитания
 он считал принцип единства личного и обществ. интересов. Идеалистич.
 представления о решающей
 роли законодательства и просвещения дополнялись отд. материалистич. догадками о
 роли экономич.
 факторов и материальных потребностей в прогрессивном развитии общества. Отвергая
 эгалитаристскую антибурж. пропаганду Руссо, Гельвеции считал частную
 собственность неотъемле-
 мым правом человека. Критикуя деспотизм, он не видел возможности установления
 респ. формы
 правления в больших гос-вах и связывал свои социально-политич. идеалы с
 просвещённым
 абсолютизмом, осуществляющим бурж. демократию. Социологич. идеи Гельвеция,
 утверждавшие
 природное равенство человеч. духовных способностей, всемогущество воспитания и
 природную
 доброту человека, право на революц. уничтожение несправедливого обществ.
 устройства, сыграли
 большую роль в идейной подготовке Великой франц. революции и повлияли на
 развитие утопич.
 социализма 1-й пол. 19 в.
 Рус. пер.: «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», 1938; см.
 также в кн.: Соч.,
 т. 2, 1974.
 «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА» («Du
 contract social ou principes du droit politique», Amst., 1762), осн. социально-
 политич. трактат Руссо, где
 представлен ра-дикально-демократич. вариант широко распространённой в философии
 нового
 времени договорной концепции происхождения гос-ва. Рассматривая сложившиеся
 законодат.
 системы как орудия обществ. неравенства, Руссо определял обществ. договор как
 исторически
 необходимое состояние человечества, осуществляющее нар. суверенитет и фактич.
 равенство путём
 подчинения общей воле, к-рая выражает объективные интересы народа. Гл. принцип
 эгалитарной
 политич. системы, по Руссо, состоит в реализации прямой демократии через респ.
 гос-во,
 управляемое системой законов, принятых собранием всех граждан. Руссо предлагал
 антибурж.
 программу критич. эгалитаризма, ограничивающую рост мелкой трудовой
 собственности и тем
 самым призванную предотвращать превращение избытка богатства в орудие
 порабощения не-
 имущих. Критикуя Монтескье и Гоббса за допущение христ. республики, Руссо вслед
 за Бейлем
 показал непригодность христ. принципов для создания разумного гос. устройства.
 Вместе с тем
 механистич. представление об обществ. состоянии как количеств. совокупности
 индивидов привело
 Руссо к деистич. концепции необходимости вознаграждающего и карающего бога,
 обеспечивающего
 жизнеспособность гос. организма и незыблемость обществ. морали. Отд. элементы
 материалистич.
 понимания историч. процесса не изменили общей идеалистич. методологии трактата.
 Теоретич.
 обоснование респ. политич. идеалов, признание законности революции и
 необходимости демократич.
 диктатуры во имя обществ. блага, оценка любого политич. устройства в зависимости
 от социально-
 эконо-мич. положения народа сделали соч. Руссо манифестом респ. политич.
 философии эпохи
 Великой франц. революции.
 Рус. пер.: 1938; в кн.: «Трактаты», 1969.
 ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ 445
 «ОБ УМЕ» («De l'Esprit», Paris, 1758), один из осн. филос. трудов Гельвеция, в
 к-ром изложены
 принципы материалистич. сенсуализма 18 в. Признавая объективное существование
 внеш. мира,
 бесконечного во времени и пространстве, Гельвеции считал природу множеством отд.
 образований, а
 материю — не субстанцией, а совокупностью свойств, важнейшие из к-рых —
 протяжённость,
 плотность, непроницаемость и движение. Самодвижение материи является источником
 эволюц.
 мирового процесса, а также универс. причинной связи, выражающейся в законе
 непрерывности.
 Гельвеции критикует локковскую концепцию субстанциальности души, однако при этом
 ошибочно
 сводит всю психич. деятельность к ощущениям, рассматриваемым как продукт особой
 организации
 материи. Критика субъективного идеализма и агностицизма приводит Гельвеция к
 утверждению
 принципиальной возможности адекватного отражения мира в сознании человека.
 Познанию
 препятствуют деспотич. режимы, религия, а также неправильно понятые личные
 интересы и
 потребности отд. социальных групп, поэтому достижение истины возможно только в
 будущем разум-
 ном обществе на основе гармонии личных и обществ. интересов.
 Рус. пер.: 1938; см. также в кн.: Соч., т. 1, 1973.
 ОБОБЩЕНИЕ (лат. generalisatio), мысленный переход: 1) от отд. фактов, событий к
 отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); 2) от одной мысли к другой —
 более общей
 (логич. О.). Эти переходы осуществляются на основе особого рода правил. Так,
 напр., обнаруживая
 нек-рое общее и специфич. свойство у представителей известного неопределённо
 большого
 множества предметов, образуют понятие о нём (индуктивное О.). В др. случае,
 отправляясь, напр., от
 понятия о равностороннем треугольнике и отвлекаясь от свойства равносторонности,
 переходят к
 обобщённому понятию о треугольнике вообще (логич. О.). Аналогично, производя
 соответствующие
 отвлечения, переходят от суждения «свинец электропроводен» к суждению «все
 металлы
 электропроводны», от классич. механики к механике релятивистской; это означает,
 что обобщать
 можно как суждения, так и науч. теории. Процесс О. связан с процессами
 абстракции, анализа,
 синтеза, сравнения, с различными индуктивными процедурами.
 Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование ) понятий, М.,
 1961; В о й ш в и л л о Е. К., Понятие, М.,
 1967.
 ОБОСНОВАНИЕ, мыслит. процедура, основанная на использовании определ. знаний,
 норм и
 установок для принятия к.-л. утверждений, оценок или решений о практич.
 действиях. Социально-
 значимая деятельность человека обусловлена определ. нормами, предпосылками и
 установками,
 выступающими в качестве её регу-лятивов. Их применение в процедуре О.
 предполагает обсуждение
 и анализ правомерности и целесообразности их использования в нек-рой ситуации,
 сопоставление
 возможных альтернатив и выбор из них наиболее эффективной.
 О.— необходимый момент науч. мышления, отличающий его от различных форм донауч.
 и вненауч.
 сознания. Вере, традиции и авторитету наука противопоставляет свободное
 обсуждение различных
 познават. альтернатив и обоснованное принятие решений. В совр. логике и
 методологии науки
 разработка критериев и норм О. науч. знания органически сочетается с
 исследованием процессов
 формирования и развития теоре-тич. систем (см. Теория, Гипотеза).
 • Козлова М. С., Проблема оснований науки, в кн.: Природа науч. познания.
 Логико-методологич. аспект, Минск, 1979;
 Никитин Е. П., Природа О. (субстратный анализ), М., 1981.
 ОБРАЗ в философии, результат отражения объекта в сознании человека. На чувств.
 ступени по-
 446 «ОБ УМЕ»
 знания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне
 мышления — понятия,
 суждения и умозаключения. О. объективен по своему источнику — отражаемому
 объекту и
 субъективен но способу (форме) своего существования. Материальной формой
 воплощения О.
 выступают практич. действия, язык, различные знаковые модели. Специфич. формой
 О. является
 художественный образ.
 Своеобразие О. заключается в том, что он есть нечто субъективное, идеальное; он
 не имеет
 самостоят. бытия вне отношения к своему материальному субстрату — мозгу и к
 объекту отражения.
 О. объективен по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает объект.
 Но О. объекта
 никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений: оригинал богаче
 своей копии.
 Однажды возникнув, О. приобретает относительно самостоят. характер и играет
 активно-
 действенную роль в поведении человека и животных. Он регулирует поведение,
 осуществляет
 функции управления действиями. См. ст. Отражение и лит. к ней.
 ОБРАЗ ЖИЗНИ, философско-социологич. категория, охватывающая совокупность
 типичных видов
 жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, к-рая берётся в
 единстве с
 условиями жизни. Даёт возможность комплексно, во взаимосвязи рассматривать осн.
 сферы
 жизнедеятельности людей: их труд, быт, обществ. жизнь и культуру, выявлять
 причины их поведения
 (стиль жизни), обусловленного укладом, уровнем, качеством жизни. Различаются
 формационный О.
 ж. (феодальный, буржуазный, социалистический) и социально-историч. О. ж.
 (индивида, социальной
 группы, общества на определ. этапе развития, напр. О. ж. совр. сов. общества). В
 свою очередь тот и
 другой разделяются на частные О. ж. по различным критериям (напр., городской и
 сельский и т. п.).
 В условиях социализма обращение к категории О. ж. используется для повышения
 науч.
 обоснованности социально-экономич. планирования, управления социальными
 процессами путём
 комплексного подхода к его объектам. С этой целью О. ж. условно расчленяется на

<< Пред.           стр. 234 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу