<< Пред. стр. 234 (из 449) След. >>
О., La theorie de l'intellect d'apres Aristote et sescommentateurs, P.,1953;Rist J.M., Notes on Aristotle. De anima 3.5, «Classical
Philology», 1966, v, 61, № 1, p. 8—20; см.
также лит. к ст. Аристотель.
«О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА», статья В. И. Ленина; написана в
марте 1922 по просьбе редакции журн. «Под знаменем марксизма» (напечатана в № 3
за 1922).
Останавливаясь на задачах журнала, Ленин определил в этой статье программу
дальнейшего
развития марксистской философии, рассмотрел теоретич. работу партии как
составную часть плана
социалистич. строительства. Формулирующая актуальные задачи журнала в борьбе
против бурж.
идеологии ст. «О з. в. м.» является как бы филос. завещанием Ленина; она
определяет направления,
по к-рым должна быть продолжена работа в области философии.
Одна из осн. идей статьи — ведущая роль партии пролетариата в борьбе против
свергнутой, но
удесятерившей своё сопротивление буржуазии. Применительно к области философии
указанный
принцип требует, по Ленину, союза марксистских философов с последоват.
материалистами, не
принадлежащими к партии коммунистов, союза, направленного на разоблачение бурж.
профессоров
философии как «дипломированных лакеев поповщины». Важнейшей частью филос. работы
Ленин
считает систематич. пропаганду воинствующего атеизма, сочетающуюся с науч.
исследованиями в
области религии. Развивая мысли о социальных корнях рели-
гия, высказанные им ранее в статьях «Социализм и религия» и «Об
отношении рабочей партии
к религии», Ленин особо подчёркивает необходимость анализа тесной связи
«...классовых нтересов
и классовых организаций современной буржуазии с организациями религиозных
учреждений и
религиозной пропаганды» (ПСС, т. 45, с. 28).
В борьбе с религией не следует пренебрегать помощью даже нематериалистов — бурж.
учёных,
способных дать и дающих ценные науч. исследования в области фактич. материала,
но
«опровергающих» религ. предрассудки лишь для замены их более рафинированными и
ухищрёнными предрассудками. Атеистич. пропаганду следует ставить на серьёзную
естеств.-науч.
базу, заключая союз с «...представителями современного естествознания, которые
склоняются к
материализму и не боятся отстаивать и проповедовать его против господствующих...
модных
философских шатаний в сторону идеализма и скептицизма» (там же, с. 29).
Ленин обращает внимание на те идеалистич. выводы, к-рые делаются бурж. учёными
из новейших
открытий в области естествознания. «Надо помнить, что именно из крутой ломки,
которую
переживает современное естествознание, родятся сплошь да рядом реакционные
философские школы
и школки, направления и направ-леньца» (там же). Для успешной борьбы с ними
необходимо
совместно с естествоиспытателями внимательно следить за вопросами, к-рые
выдвигает новейшая
революция в естествознании. Ленинское требование союза естествоиспытателей и
философов
является одним из главных в намеченной им программе марксистов в области теории.
Принципиальное значение Ленин придаёт вопросу о том, как относиться марксистам к
филос.
наследию прошлого. Он требует опираться во всей филос. работе на традиции
материализма,
возражает против нигилис-тич. отношения к культурному наследию: «...чураться
союза с
представителями буржуазии XVIII века, т. о. той эпохи, когда она была
революционной, значило бы
изменять марксизму и материализму...» (там же, с. 28). Особо Ленин выделяет
значение гегелевского
филос. наследия. Без «...систематического изучения диалектики Гегеля с
материалистической точки
зрения...» (там же, с. 30) невозможно «...быть ... сознательным сторонником того
материализма,
который представлен Марксом ...» (там же). Материалистически донятая диалектика
Гегеля должна
сыграть громадную методо-логич. роль в развитии естествознания и обществ. наук.
«Современные
естествоиспытатели найдут... в материалистически истолкованной диалектике Гегеля
ряд ответов на
те философские вопросы, которые ставятся революцией в естествознании и на
которых „сбиваются"
в реакцию интеллигентские поклонники буржуазной моды» (там же, с. 31).
Статья «О з. в. м.» пронизана идеей партийности обществ. наук, философии. В
связи с этим Ленин
ста-вит вопрос об организации всей науч.-теоретич. вос-питат. работы, её
содержании, подборе
преподават. кадров и т. д.
Задачи, поставленные Лениным в ст. «О з. в. м.» перед философией, служат
руководством в теоретич.
деятельности КПСС, всех философов-марксистов.
• История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 76—85.
А. X. Касымжанов.
«О ЧЕЛОВЕКЕ» («De l'Homme», L., 1773), одно из осн. филос. соч. Гельвеция,
наиболее полное
выражение социологич. и этич. учения франц. материализма 18 в. К. Маркс писал,
что в этой книге
«...материализм получает собственно французский характер», т. е. применяется к
обществ. жизни
(Маркс К. иЭнгельсФ., Соч., т. 2, с. 144). Приписывая ощущениям универс.
значение, Гельвеции
отвергает теологич. и спиритуа-листич. концепцию человека и развивает идеи
эпикурейского
антропологич. материализма, в соответствии с к-рым «...себялюбие, наслаждение и
правильно поня-
тый личный интерес...» (там же) составляют основу обществ. жизни. Гельвеции
критикует теорию
врождённых идей Декарта, но при этом он приходит к ошибочному отрицанию роли
наследственности и абсолютизированию зависимости человеч. психики от изменения
телесной
организации под влиянием внеш. среды. Определяя воспитание как результат
воздействия на
личность социальной среды, в т. ч. определ. политич. режима, Гельвеции
теоретически обосновывал
необходимость уничтожения феодализма, религ. идеологии и ка-толич. церкви.
Основой воспитания
он считал принцип единства личного и обществ. интересов. Идеалистич.
представления о решающей
роли законодательства и просвещения дополнялись отд. материалистич. догадками о
роли экономич.
факторов и материальных потребностей в прогрессивном развитии общества. Отвергая
эгалитаристскую антибурж. пропаганду Руссо, Гельвеции считал частную
собственность неотъемле-
мым правом человека. Критикуя деспотизм, он не видел возможности установления
респ. формы
правления в больших гос-вах и связывал свои социально-политич. идеалы с
просвещённым
абсолютизмом, осуществляющим бурж. демократию. Социологич. идеи Гельвеция,
утверждавшие
природное равенство человеч. духовных способностей, всемогущество воспитания и
природную
доброту человека, право на революц. уничтожение несправедливого обществ.
устройства, сыграли
большую роль в идейной подготовке Великой франц. революции и повлияли на
развитие утопич.
социализма 1-й пол. 19 в.
Рус. пер.: «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», 1938; см.
также в кн.: Соч.,
т. 2, 1974.
«ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА» («Du
contract social ou principes du droit politique», Amst., 1762), осн. социально-
политич. трактат Руссо, где
представлен ра-дикально-демократич. вариант широко распространённой в философии
нового
времени договорной концепции происхождения гос-ва. Рассматривая сложившиеся
законодат.
системы как орудия обществ. неравенства, Руссо определял обществ. договор как
исторически
необходимое состояние человечества, осуществляющее нар. суверенитет и фактич.
равенство путём
подчинения общей воле, к-рая выражает объективные интересы народа. Гл. принцип
эгалитарной
политич. системы, по Руссо, состоит в реализации прямой демократии через респ.
гос-во,
управляемое системой законов, принятых собранием всех граждан. Руссо предлагал
антибурж.
программу критич. эгалитаризма, ограничивающую рост мелкой трудовой
собственности и тем
самым призванную предотвращать превращение избытка богатства в орудие
порабощения не-
имущих. Критикуя Монтескье и Гоббса за допущение христ. республики, Руссо вслед
за Бейлем
показал непригодность христ. принципов для создания разумного гос. устройства.
Вместе с тем
механистич. представление об обществ. состоянии как количеств. совокупности
индивидов привело
Руссо к деистич. концепции необходимости вознаграждающего и карающего бога,
обеспечивающего
жизнеспособность гос. организма и незыблемость обществ. морали. Отд. элементы
материалистич.
понимания историч. процесса не изменили общей идеалистич. методологии трактата.
Теоретич.
обоснование респ. политич. идеалов, признание законности революции и
необходимости демократич.
диктатуры во имя обществ. блага, оценка любого политич. устройства в зависимости
от социально-
эконо-мич. положения народа сделали соч. Руссо манифестом респ. политич.
философии эпохи
Великой франц. революции.
Рус. пер.: 1938; в кн.: «Трактаты», 1969.
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ 445
«ОБ УМЕ» («De l'Esprit», Paris, 1758), один из осн. филос. трудов Гельвеция, в
к-ром изложены
принципы материалистич. сенсуализма 18 в. Признавая объективное существование
внеш. мира,
бесконечного во времени и пространстве, Гельвеции считал природу множеством отд.
образований, а
материю — не субстанцией, а совокупностью свойств, важнейшие из к-рых —
протяжённость,
плотность, непроницаемость и движение. Самодвижение материи является источником
эволюц.
мирового процесса, а также универс. причинной связи, выражающейся в законе
непрерывности.
Гельвеции критикует локковскую концепцию субстанциальности души, однако при этом
ошибочно
сводит всю психич. деятельность к ощущениям, рассматриваемым как продукт особой
организации
материи. Критика субъективного идеализма и агностицизма приводит Гельвеция к
утверждению
принципиальной возможности адекватного отражения мира в сознании человека.
Познанию
препятствуют деспотич. режимы, религия, а также неправильно понятые личные
интересы и
потребности отд. социальных групп, поэтому достижение истины возможно только в
будущем разум-
ном обществе на основе гармонии личных и обществ. интересов.
Рус. пер.: 1938; см. также в кн.: Соч., т. 1, 1973.
ОБОБЩЕНИЕ (лат. generalisatio), мысленный переход: 1) от отд. фактов, событий к
отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); 2) от одной мысли к другой —
более общей
(логич. О.). Эти переходы осуществляются на основе особого рода правил. Так,
напр., обнаруживая
нек-рое общее и специфич. свойство у представителей известного неопределённо
большого
множества предметов, образуют понятие о нём (индуктивное О.). В др. случае,
отправляясь, напр., от
понятия о равностороннем треугольнике и отвлекаясь от свойства равносторонности,
переходят к
обобщённому понятию о треугольнике вообще (логич. О.). Аналогично, производя
соответствующие
отвлечения, переходят от суждения «свинец электропроводен» к суждению «все
металлы
электропроводны», от классич. механики к механике релятивистской; это означает,
что обобщать
можно как суждения, так и науч. теории. Процесс О. связан с процессами
абстракции, анализа,
синтеза, сравнения, с различными индуктивными процедурами.
Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование ) понятий, М.,
1961; В о й ш в и л л о Е. К., Понятие, М.,
1967.
ОБОСНОВАНИЕ, мыслит. процедура, основанная на использовании определ. знаний,
норм и
установок для принятия к.-л. утверждений, оценок или решений о практич.
действиях. Социально-
значимая деятельность человека обусловлена определ. нормами, предпосылками и
установками,
выступающими в качестве её регу-лятивов. Их применение в процедуре О.
предполагает обсуждение
и анализ правомерности и целесообразности их использования в нек-рой ситуации,
сопоставление
возможных альтернатив и выбор из них наиболее эффективной.
О.— необходимый момент науч. мышления, отличающий его от различных форм донауч.
и вненауч.
сознания. Вере, традиции и авторитету наука противопоставляет свободное
обсуждение различных
познават. альтернатив и обоснованное принятие решений. В совр. логике и
методологии науки
разработка критериев и норм О. науч. знания органически сочетается с
исследованием процессов
формирования и развития теоре-тич. систем (см. Теория, Гипотеза).
• Козлова М. С., Проблема оснований науки, в кн.: Природа науч. познания.
Логико-методологич. аспект, Минск, 1979;
Никитин Е. П., Природа О. (субстратный анализ), М., 1981.
ОБРАЗ в философии, результат отражения объекта в сознании человека. На чувств.
ступени по-
446 «ОБ УМЕ»
знания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне
мышления — понятия,
суждения и умозаключения. О. объективен по своему источнику — отражаемому
объекту и
субъективен но способу (форме) своего существования. Материальной формой
воплощения О.
выступают практич. действия, язык, различные знаковые модели. Специфич. формой
О. является
художественный образ.
Своеобразие О. заключается в том, что он есть нечто субъективное, идеальное; он
не имеет
самостоят. бытия вне отношения к своему материальному субстрату — мозгу и к
объекту отражения.
О. объективен по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает объект.
Но О. объекта
никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений: оригинал богаче
своей копии.
Однажды возникнув, О. приобретает относительно самостоят. характер и играет
активно-
действенную роль в поведении человека и животных. Он регулирует поведение,
осуществляет
функции управления действиями. См. ст. Отражение и лит. к ней.
ОБРАЗ ЖИЗНИ, философско-социологич. категория, охватывающая совокупность
типичных видов
жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, к-рая берётся в
единстве с
условиями жизни. Даёт возможность комплексно, во взаимосвязи рассматривать осн.
сферы
жизнедеятельности людей: их труд, быт, обществ. жизнь и культуру, выявлять
причины их поведения
(стиль жизни), обусловленного укладом, уровнем, качеством жизни. Различаются
формационный О.
ж. (феодальный, буржуазный, социалистический) и социально-историч. О. ж.
(индивида, социальной
группы, общества на определ. этапе развития, напр. О. ж. совр. сов. общества). В
свою очередь тот и
другой разделяются на частные О. ж. по различным критериям (напр., городской и
сельский и т. п.).
В условиях социализма обращение к категории О. ж. используется для повышения
науч.
обоснованности социально-экономич. планирования, управления социальными
процессами путём
комплексного подхода к его объектам. С этой целью О. ж. условно расчленяется на