<< Пред. стр. 238 (из 449) След. >>
фискального гнёта. Развитие капитализма в с. х-ве России не успело разрушить О.,и в кон. 19 — нач.
20 вв. она ещё продолжала удовлетворять нужды крестьян как совладельцев земли и
сохраняла
демократич. организацию местного самоуправления. В ходе ???. революции 1917,
особенно на
первом этапе агр. преобразований, О. с её мирским самоуправлением облегчила
крестьянам
организацию для борьбы против помещиков, а передельный механизм О. оказался
вполне пригодным
для распределения среди крест. х-в экспроприированных у помещиков земель.
Сохранение О. как формы социальной организации населения в развивающихся странах
породило
ряд популистских концепций (см. Негритюд, Популизм), особенно в программах К.
Нкрумы,
Сенгора, М. Диа и др. представителей «афр. социализма». К нач. 60-х гг. в 32
странах Азии и Африки
были приняты «общинные проекты». Все они окончились неудачей. Традиционная О.,
как и др.
патриархально-племенные институты, оказались серьёзным препятствием для развития
совр.
производит. сил, оплотом политич. и культурной косности, удобной формой для
грубой
эксплуатации и паразитизма.
Только коренная технич. и социальная реконструкция с. х-ва, осуществляемая после
социалистич.
революции, создаёт условия для замены общинных обществ.-экономич. структур
структурой
социалистической. При этом не О., а кооперирование становится формой перехода
крестьянства к
социализму.
• Маркс К., Наброски ответа на письмо В. И. Засулич, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч.,
т. 19; е г о же, Эконо-ыич. рукописи
1857—1859 гг., там же, т. 46, ч. 1; Энгельс Ф., Марка, там тс, т. 19; е г о ж е,
К истории древних германцев, там же; его
же, Франкский период, там же; его же, Происхождение семьи, частной собственности
и гос-ва, там же, т. 21; Ленин В.
И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т.
1; е г о же, Развитие капитализма в
России, там же, т. 3; его ж е, Агр. программа рус. социал-демократии, там же, т.
6; его ж е, Агр. программа социал-
демократии в первой рус. революции 1905—1907 гг., там же, т. 16; ? а у ? е ? ?.
Л., Введение в историю общинного,
подворного, сел. и гор. устройства и обществ. власти, пер. с нем., М., 1880;
Ковалевский М. М., Общинное
землевладение, причины, ход и последствия его разложения, ч. 1, М., 1879; его
же, Родовой быт в настоящем, недавнем
и отдаленном прошлом, в. 1—2, СПБ, 1905; О. и социальная организация у народов
Вост. и Юго-Вост. Азии, Л., 1967;
Проблемы истории докапиталистич. обществ. Сб. ст., кн. 1, М., 1968; Разложение
родового строя и формирование
классового общества, М., 1968; О. в Африке: проблемы типологии, М., 1978;
Проблемы агр. истории, ч. 1, Минск, 1978.
В. П. Данилов, Л. В. Данилова.
ОБЩНОСТЬ, совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми
социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт),
придающих ей
неповторимое своеобразие.
В отличие от иных организаций и институтов, сознательно создаваемых людьми, О.
возникают
естеств.-исторически, т. е. независимо от воли и сознания людей под влиянием
объективной
необходимости в процессе обществ. произ-ва. Способом произ-ва определяется в
конечном счёте и
характер О. На ранних ступенях истории слабое развитие производит. сил
обусловливало
существование численно небольших О., к-рые, однако, были весьма устойчивы и
обеспечивали
функцио-
нирование и развитие произ-ва средств существования, воспроиз-во самого
человека, совместное
противостояние враждебным силам природы и т. д. Такими О. были род, племя,
семья, община. Они
позволили человечеству не только сохраниться, но и заложить основы дальнейшего
прогресса,
развития цивилизации. Более развитое состояние производит. сил в условиях дока-
питалистич.
антагонистич. обществ.-экономия, формаций вызвало к жизни новую историч. О.—
народность. Как
правило, народности более многочисленны, чем предыдущие О., и обеспечивают более
широкие воз-
можности для развития как производит. сил, так и обществ. жизни в целом. В
рамках народностей
развивается обществ. разделение труда, в т. ч. происходит отделение умств. труда
от физического,
возникает по-литич. сфера как следствие раскола общества на классы. Формирование
народностей
связано с разложением родо-племенных О., остатки к-рых иногда сохраняются как
пережиток.
Происходит также разложение и модификация общины, но во мн. случаях она
продолжает
существовать и в рамках народности. Видоизменяется и получает дальнейшее
развитие семья.
Капиталистич. способ произ-ва порождает совр. форму историч. О. людей — нацию.
Все прежние
формы О., за исключением семьи, разлагаются и уничтожаются под влиянием
капиталистич.
товарно-ден. отношений. Но эти формы О. продолжают существовать на периферии
капитализма, где
сохраняются остатки прежних структур.
Социализм создаёт качественно новую экономич. и социальную основу для развития
человеч. О.
Получает дальнейшее развитие нац. форма О. путём преодоления социальных
антагонизмов внутри
нации, утверждения их фактич. равенства и отношений дружбы и сотрудничества
между нациями.
Создаются условия для превращения крупных народностей в самостоят. нации, для
развития мелких
народностей, приобщения их к полноценной социально-экономич. и культурной жизни
социалистич.
общества. Устанавливаются демократич. и подлинно гуманистич. основы семейных
отношений.
Вместе с тем идёт борьба против устарелых традиций и нравов, чуждых природе
нового общества
взглядов и отношений, являющихся пережитками прошлого. Экономич. и социальное
развитие
социализма порождает потребность и создаст условия для возникновения новых,
более широких, чем
нация, историч. О. Первой такой новой историч. О. является советский народ,
представляющий
собой интернациональную О., спаянную единой социалистич. системой х-ва,
социально-политич. и
идейным единством общества, единством культуры, имеющий общий язык межнац.
общения— рус.
язык.
В лит-ре высказывается т. зр., согласно к-рой в качестве социальных О. можно
также рассматривать
классы, проф. группы, производств. коллективы и вообще все элементы социальной
структуры
общества. Но этот взгляд не является общепринятым. ОБЪЕКТ (позднелат.
objectum — предмет,
от лат. objicio — бросаю вперёд, противопоставляю), то, что противостоит
субъекту в его
предметно-практич. и познават. деятельности. О. не просто тождествен
объективной реальности, а
выступает как такая её часть, к-рая находится во взаимодействии с субъектом,
причём само
выделение О. познания осуществляется при помощи форм практич. и познават.
деятельности,
выработанных обществом и отражающих свойства объективной реальности.
О. дан познающему субъекту уже в его ощущениях, однако здесь он выступает ещё
как бы в скрытой,
непроанализированной форме. Адекватное воспроизведение О. в мышлении
предполагает
преобразование исходных данных познания, а идеальное воссоздание О. выступает
как результат
применения субъектом определ. способов познават. деятельности, логич. операций.
Использование
при воспроизведении О. логич. операций
не означает «творение» О.: содержание познават. операций черпается не из глубин
субъекта, а
определяется О. Вырабатываемое субъектом знание постоянно соотносится с О.,
проверяется через
материальную практич. деятельность (и в т. ч. опыт, эксперимент). Движение
познания от исходных
чувств, данных к идеальному воссозданию О. в виде системы понятий, от эмпирич.
уровня знания к
теоретич. уровню не означает отход от О., а выступает как движение по слоям
самого О., от
поверхностных — к более глубоким.
Теоретико-познават. концепция диалектич. материализма противостоит как тем
филос. теориям, к-
рые утверждают, что познаваемый О. непосредственно дан субъекту и что
деятельность последнего с
«данностью» всегда есть отход от О. (созерцат. материализм, позитивизм,
феноменология), так и тем
концепциям, к-рые считают, что О. есть объективация внутр. содержания субъекта
(кантианство,
прагматизм и др.). См. также Теория, Идеализированный объект.
* Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Филос.
тетради, там же, т. 29; Рубинштейн С. Л.,
Бытие и сознание, ?., 1957; Лекторский В. А., Субъект, О., познание, М., 1980; Л
ю б у-тин К. Н., Проблема субъекта и
О. в нем. классич. и марксистско-ленинской философии, М., 1981.
ОБЪЕКТИВИЗМ, мировоззренч. позиция, в основе к-рой лежит ориентация познания на
социально-
политич. «нейтральность», на воздержание от социально-критич. оценок, суждений о
ценностях и
целях, от мировоззренч. и нравств. проблем, а особенно от партийных выводов. О.
есть нигилизм но
отношению к действительности культурно-историч. субъекта, к миру человека, не
подменённому
отношением вещей. Хотя О. ратует за объективность знания, на деле он не только
ограничивает и
сужает его, но и маскирует социальный и классовый субъективизм. Для О. в науках
об обществе
характерец отказ от классового анализа (напр., концепция деидео-логизации), от
раскрытия
деятельности и борьбы обществ.
классов и групп, их ответственности за определ. решение обществ. проблем. О.
трактует субъектов
истории как марионеток фатального хода вещей, направляемых безличными факторами.
«Так
называемая объективная историография заключалась именно в том, чтобы
рассматривать
исторические отношения в отрыве от деятельности» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 3, с. 39, прим.).
Своё отношение к О. В. И. Ленин выразил в связи с критикой им взглядов
«легальных марксистов»
П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановского и др. Ленин подчёркивал, что марксист
«... последовательнее
объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается
указанием на
необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая
формация дает
содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость»
(ПСС, т. 1, с. 418).
В совр. бурж. философии О. выражается в тенденции к сведению активных действий
историч.
субъектов к следствиям веществ.-технич. факторов, а социальных противоречий — к
недостаткам
технич. рационализации. В новейшей своей форме сциентизма О. выражается в
тенденции свести
всю культуру к науке, а проблему человека — к науч.-технич. задачам. Отвергая
О., марксизм
раскрывает одновременно его апо-логетич. социальную функцию.
ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА, см. в ст. Истина.
ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, см. Материя.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ, в философии Гегеля вторая ступень развития духа. Пройдя стадию
субъективного духа и подчинив себе свои состояния, освободив себя внутренне и
став разумным
свободным духом, дух реализует свою свободную волю в объективном мире.
Индивидуальный дух
на этом этапе должен постичь, что всё
ОБЪЕКТИВНЫЙ 453
внешне данное и противостоящее ему есть дух. Человек подчиняет себе природу,
нравственно и
политически преодолевает свою иллюзорную оторванность от других людей и
погружается в
скрытое в его индивидуальности родовое всеобщее. Па этом пути приобретается
действит.
индивидуальность, тождественная нар. духу. О. д. проходит три стадии развития.
На нерпой стадии
О. д. реализует себя в правовых отношениях. Стадии права противостоит и сменяет
её стадия морали
как права субъективной сознат. воли. Синтезом этих стадий является
нравственность, реализующаяся
в семье, гражд. обществе и гос-ве. Поскольку в нравственности совпадают правовое
и моральное, она
становится высшей формой О. д. Вершина нравственности — соответствующее своему
понятию гос-
во — синтезируя субъективное и объективное в нар. духе, может стать носителем
абсолютного духа,
т. е. последней стадии развития духа, раскрывающей содержание и смысл эволюции
абсолютной
идеи.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, одна из осн. разновидностей идеализма; в отличие от
субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее
сверхиндивидуальное
духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). См. Идеализм.
ОБЪЯСНЕНИЕ, функция науч. познания, раскрытие сущности изучаемого объекта;
осуществляется
посредством постижения закона, к-рому подчиняется данный объект, либо путём
установления тех
связей и отношений, к-рые определяют его существ. черты. О. предполагает
описание объекта
(подлежащего объяснению) и анализ последнего в контексте его связей, отношений и
зависимостей.
В структуре О. как познават. процедуры различают след. элементы: исходное знание
об объекте;
знание, используемое в качестве условия и средства О. (основания О.); познават.
действия, связанные
с применением знания, оснований О., к объясняемому объекту. Наиболее развитая
форма науч. О. —
объяснение на основе теоретич. законов, связанное с осмыслением объясняемого
объекта в системе
теоретич. знания. В науке широко используется форма О., заключающаяся в
установлении
причинных, генетич., функциональных и др. связей между объясняемым объектом и
рядом условий,
фа: торов и обстоятельств (напр., О. резкого увеличения численности населения в
эпоху неолита
переходом к земледелию). Основанием в таких О. выступают общие категориальные
схемы,
отражающие различные связи и зависимости, а сами О. нередко служат исходным
пунктом развития
представления об объекте в теоретич. понятие (см. Эмпирическое и теоретическое).
Раскрывая сущность объекта, О. также способствует уточнению и развитию знаний,
к-рые
используются в качестве основания объяснения. Процессы О. в пауке не сводятся к
простому
подведению объекта под тот или иной закон (схему), а предполагают введение
промежуточных
компонентов знания и уточнение условий и предпосылок. Т. о., решение объяснит.
задач — важ-
нейший стимул развития науч. знания и его концептуального аппарата. О. служат
основой
разработки критериев и оценок адекватности знаний его объекту. Так, напр.,
осуществлённые К.
Марксом в «Капитале» анализ и науч. О. механизма функционирования и развития
капиталистич.
обществ.-экономич. формации знаменовали собой превращение гипотезы
материалистич. понимания
истории в научно доказанное положение (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 1, с. 139-40).
Органически связанное с предсказанием (предвидением), О. образует вместе с
последним единую объясни-
тельно-предсказат. функцию науч. исследования. • Никитин Е. П., О.— функция
науки, ?., 1970; Руза-вин Г. II.,
Науч. теория. Логико-методологич. анализ, М., 1978, гл. 8; Ю д и н Б. Г., О. и
понимание в науч. познании, «ВФ».