<< Пред. стр. 240 (из 449) След. >>
thought, Princeton, 1948; Moody ?. ?., Truth andconsequence in medieval logic, Amst., 1953.
ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus — тайный, сокровенный), общее название учений,
признающих
существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеч.
опыта, но
доступных для людей, прошедших через особое посвящение и спец. психич.
тренировку. При этом
цель ритуала посвящения, нередко связанного с психич. потрясениями, переживанием
смерти и
«нового рождения», усматривается в достижении «высшей ступени» сознания и нового
видения
мира, открывающего доступ к т. н. тайным знаниям — воздействию или контролю над
скрытыми
силами природы и человека. В филос. плане О. ближе всего к гилозоизму и
пантеизму,
рассматривающим мир как некий одухотворённый организм, все силы к-рого находятся
в непрес-
танном динамич. взаимодействии. Объём и содержание понятия О., как и его роль,
изменялись на
протяжении истории; на разных этапах развития культуры он вступал в сложные
взаимоотношения с
наукой, философией, религией, иск-вом. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто
оккультными
(напр., магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в 18
в.), позднее отошли
в сферу науки. Однако большая часть т. н. оккультных явлений отвергается наукой
как не находящая
себе места в совр. науч. картине мира.
456 ОККАМИЗМ
Впервые в самостоят. сферу, не связанную к.-л. религ. системой, О. выделяется в
эпоху поздней
античности на базе эллинистич. религ. синкретизма. В 1—4 вв. в Александрии
создаётся обширная
оккультная лнт-ра, наз. герметической (по имени легендарного основателя О. —
Гермеса
Трисмегиста; см. Герметизм). Тогда же кодифицируются «герметич. науки» (алхимия
и астрология)
и появляется теоретич. соч. О. — «Изумрудная скрижаль», формулирующая учение о
«соответствиях», всеобщих таинств, связях всех элементов Вселенной (связи между
планетами,
металлами, драгоценными камнями, растениями и частями человеч. тела). Аналогична
этому связь
между смыслом слова и его начертанием в каббале. Представление О. о человеке как
о микрокосме,
воспроизводящем неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма (см. Микрокосмос
и макрокос-
мос), легло в основу оккультного учения об аналогии. Человек и мир взаимно
объясняются в О. друг
через друга; человеч. волевые акты рассматриваются как особые природные силы,
способные прямо
воздействовать на мир.С утверждением христианства как господств. религии О.,
подобно
гностицизму, подвергается гонениям и культивируется лишь в тайных еретических
учениях.
В эпоху Возрождения О. способствовал разрушению ср.-век. картины мира,
преодолению умозрит.
схоластики и подготовке развития экспериментального естествознания. Предельного
развития О.
достиг у Агрип-пы Неттесхеймского, к-рый в соч. «Оккультная философия» (1533)
стремился к
синтезу различных оккультно-магич. учений и к превращению магии в «естеств.»
науку, изучающую
тайные силы («симпатии» и «антипатии»), связующие элементы Вселенной. Центр
тяжести перено-
сился при этом на человека как микрокосм и «узел Вселенной», средоточие
материальных и
духовных сил; астрология и магия рассматриваются, т. о., как средство овладения
скрытыми силами
природы. Создаётся новая концепция учёного-мага, управляющего стихиями, что
стимулировало
развитие естествознания в 17 в. (ср. переход от О. к «естеств.» знанию в итал.
натурфилософии
Возрождения — у Дж. Кардано, Б. Телезио и др.).
Развитие естеств. паук в 17 в. подорвало веру в О. и «герметич. науки». В то же
время получают
распространение светские оккультные об-ва. Крупнейшие из них — розенкрейцеры, у
к-рых алхимия
и элементы каббалы сочетаются с социальными проектами (идеи «обновления» земли и
«всеобщей
реформы», выраженные на языке алхимич. учения о преобразовании природы и
человека), а
«оккультный мистицизм» — с естеств.-науч. рационализмом. Связь социальной утопии
с эзоте-рич.
традицией О. прослеживается в «Городе Солнца» Кампанеллы и «Новой Атлантиде» Ф.
Бэкона.
Оккульт-но-космологич. система Р. Фладда (1574—1637), главы англ.
розенкрейцеров, легла позднее
в основу шотл. масонства.
С кон. 19 в., в условиях кризиса традиц. религий, начались попытки создания
некой новой
«универсальной» религии на основе объединения оккультных и религ.-филос. учений
самых разных
времён и народов (теософия, антропософия и др.). В сер. 20 в. для Зап. Европы и
США стало
характерным распространение массового коммерч. О. (астрологии, оккультной
медицины, мантики),
причём сами «маги» выступают в роли дельцов пли антрепренеров. Среди причин
этого явления,
отражающего общий кризис совр. бурж. культуры, — растущее отчуждение и
механизация жизни,
чувство неуверенности, разочарования в традиц. ценностях бурж. общества,
бездуховность
«массовой культуры».
* А н т о ш е в с к и й И. К., Библиография О., СПБ, 19102; Зыбковец В. ?.,?
белой и черной магии, М., 1963; Т h o r п-d i
k e L., A history of magic and experimental science, v. l—8, N. Y., 1923—58;
Jung С. G., Psychologie und Alchemic, Z., 1944;
Shumaker W., The occult sciences in the Renaissance, Berk., l972. Д. Н. Ляликов.
ОЛПОРТ (Allport) Гордон Уиллард (11.11.1897, Мон-тесума, Индиана, — 9.10.1967,
Кембридж,
Массачусетс)., амер. психолог. Развил общую концепцию личности, противостоящую
психоанализу,
бихевиоризму, «гормической» психологии Мак-Дугалла. Личность, по О., — динамич.
организация
внутри индивида особых мотивационных систем, привычек, установок и личностных
черт, к-рые
определяют уникальность его взаимодействия со средой, прежде всего социальной.
Новые мотивы
вырастают из старых, но в своём функционировании независимы от них. Причины
поведения
человека О. ищет не в его прошлом, а в настоящем и будущем личности, в поздних и
высших осо-
знаваемых мотивах человека, к-рые подчиняют себе примитивные побуждения и
образуют ядро
личности. Наличное состояние личности рассматривается О. в перспективе её
будущих
возможностей, борьба за реализацию к-рых характеризует её активность. Признавая
личность
явлением, производным от системы социально-культурных связей, О. не даёт,
однако, содержат.
анализа конкретных обществ.-историч. условий её развития.
• Personality, N. Y., 1954; Pattern and growth of personality, N. Y., 1963.
• Hall C. S., Lindzey G., Theories ot personality, N. Y.— L., 1957.
ОМЕЛЬЯНОВСКИЙ Михаил Эразмович [19.1 (1.2). 1904, Киев, — 1.12.1979, Москва],
сов.
философ, чл.-корр. АН СССР (1968), акад. АН УССР (1948). Чл. КПСС с 1938.
Окончил Ин-т красной
профессуры философии и естествознания (1931). Зав. кафедрой диа-лектич.
материализма
(марксизма-ленинизма) Воронежского химико-технологич. ин-та (1931—44), с 1944 в
Ин-те
философии АН СССР, директор (1940—52) Ин-та философии АН УССР, зам. директора
(1955—
1965), зав. отделом филос. вопросов естествознания (с 1965) Ин-та философии АН
СССР.
Разрабатывал проблемы диалектич. материализма и филос. вопросы естествознания;
гл. направление
исследований — филос. проблемы совр. физики. Один из авторов и редактор ряда
книг серии
«Диалектич. материализм и совр. естествознание».
• В. И. Ленин и физика XX в., М., 1947; Диалектич. материализм — методологич.
основа совр. физики, в кн.: Диалектика
и совр. естествознание, М., 1970; Комментарии к ст. Н. Бора, в кн.: Бор Н.,
Избр. науч. труды, т. 2, М., 1971; Диалектика
в совр. физике, М., 1973.
ОНТОГЕНЕЗ (греч.o?, род. падеж o???? — сущее и ??????? — рождение,
происхождение), процесс
развития индивидуального организма, в отличие от филогенеза как процесса
формирования
систематич. группы. Термин «О.» введён в 1866 Э. Геккелем, исходившим при этом
из своей
концепции индивидуального развития как краткого воспроизведения филогенеза. В О.
выделяются
количественная (увеличение размеров и живой массы организма, продолжительность
жизни) и
качественная (дифференцировка, появление новых функций и структур) стороны. В
ходе О. у
высших животных и человека сменяются сравнительно чётко отграничиваемые фазы:
эмбриогенез,
созревание, взрослое состояние, старение. У беспозвоночных и низших позвоночных
наблюдаются
разнообразные типы О., нередко сопровождающиеся перестройкой всей структуры
организма
(метаморфоз).
Направленный, согласованный характер изменений при О. уже в древности
(Аристотель) и в ср. века
выдвигался в качестве довода в пользу наличия в организме некой «жизненной
силы». В эпоху
Возрождения распространилось учение о преформации, т. е. о наличии внутри
зародыша всех частей
организма в неявном «предобразованном» (преформированном) виде (см. Преформизм).
В 18 в. на
смену концепции преформации пришло учение об эпигенезе (Ж. Бюффон, К. Ф. Вольф,
П. Л.
Мопертюи), сторонники к-рого рассматривали О. как ряд качеств. новообразований.
Согласно совр. представлениям, новообразования, непрерывно происходящие в ходе
О. под
влиянием сре-
ды, выступают в единстве с моментом преформизма, поскольку реализуемые во
взрослом организме
наследств. признаки записаны уже в исходной зиготе на молекулах вещества ДНК,
структурированного в генах. Противоречие между консервативной наследств.
стороной развития
организма и индивидуальной изменчивостью, прямо или косвенно связанной со средой
и
приспособлением, снимается в филогенезе, ведущем к фиксации полезных изменений
хода О. через
естеств. отбор в новом и также относит. постоянстве более совершенного (или
более адекватного
данной среде) генотипа, обусловливающего и новый тип О. В трактовке
функциональной стороны О.
в биологии 20 в. преобладают два методологически различных подхода: «от целого к
частному» (Дж.
Когхилл) и «от частного к целому», или теория локальной интеграции (А. А.
Волохов, Дж. Баркрофт,
М. Малколм). Согласно первому подходу, в О. сначала формируются неспе-цифич.
реакции, из к-рых
затем вычленяются специа-лизиров. акты; согласно второму, первичны локальные
формы
активности, развивающиеся затем в целостную систему функций. Помимо О. организма
в целом, го-
ворят также об О. отд. органов, функций, об О. поведения и психики. Выявление
закономерностей О.
человеч. сознания в его связи с биологич. и социальными факторами воспитания и
формирования
личности способствует исследованию всего комплекса психич. явлении как целостной
развивающейся системы.
• см. к ст. Филогенез.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ, метод доказательства, при помощи к-рого необходимость
существования чего-либо выводится из мысли о нём; в зап.-европ. философии
выступал методом
связи категорий бытия и мышления.
Парменид выдвинул тезис о том, что поскольку мысль о бытии является необходимо
истинной,
следовательно, бытие существует; бытие и мышление — одно и то же. Эта идея
повлияла на учения
Платона и неоплатоников о бытии и истине, а также на ср.-век. понимание бога как
полноты бытия и
блага. В теологии О. а. использовался в т. н. онтологич. доказательстве бытия
бога: если понятие
«бог» построено правильно, то такое качество, как существование, будет
обязательно в нём
содержаться, если же мы не включаем в его содержание «существование», то оно не
будет понятием
бога. Употребление этой идеи для доказательства бытия бога встречается у Филона
Александрийского и Боэция, наиболее полно у Августина. Ансельм Кентерберийский
дал
формулировку О. а., к-рую впоследствии воспроизводили чаще других: бог есть то,
более чего нельзя
помыслить, но т. к. существующее в действительности превыше существующего только
в мысли, то
бог существует. Его современник Гаунило выдвинул возражения, к-рые также часто
использовались
критиками О. а.: нельзя от понятия переходить к реальности его объекта, т. к.
любое содержание
понятия относится само по себе только к мыслимому. Впоследствии Фома Ак-винский,
признавая,
что сущность (понятие) бога совпадает с его существованием, отрицал тем не менее
онтологич.
доказательство на том основании, что сущность бога нам неизвестна и поэтому
нельзя из неё
выводить существование. Последний вариант О. а., непосредственно связанный с
платоновской
традицией и греч. патристикой, дал Николай Кузанский.
В рационалистич. гносеологии нового времени О. а. направлял поиск абсолютно
достоверных
элементов познания. У Декарта из безусловной истинности индивидуального бытия
выводилась
необходимость абс. бытия (т. е. бога), из чего, в свою очередь,— реальность
физич. мира.
Декартовское доказательство критиковали Гассенди и Локк, напротив, Мальбранш и
Спиноза
всесторонне развернули его содержание и
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ 457
в онтологии, и в гносеологии. Лейбниц, признавая O.a., ограничил его требованием
предварит.
доказательства возможности совершенного существа.
Фундаментальную критику О. а. дал Кант, указавший, что «бытие не есть реальный
предикат», а
потому оно не может быть включено в понятие бога наряду с др. предикатами; бытие
есть лить
«полагание» ве-щи, и как таковое оно ничего не прибавляет к содержанию понятия.
У Фихте,
Шеллинга и Гегеля обнаруживается реставрация О. а. Возражая Канту, Гегель
утверждал, что
понятие «бог» является единств. понятием, в сущность к-рого необходимым образом
входит
существование. В системе Гегеля О. а. также используется при описании перехода
абсолютной
идеи от её раздвоения в «сущности» к единству в «понятии»: возвращаясь в своё
единство,
понятие становится объективностью, т. е. из понятия выводится имманентно в нём
содержавшаяся необходимость его объективного существования.
В новейшей бурж. философии проблема О. а. теряет свою остроту. Оценки О. а. — от
признания
его несостоятельности до согласия со всеми или нек-рыми его аспектами — в
основном
определяются близостью философа к той или иной классич. традиции. Марксистская
философия
рассматривает О. а. как пустую тавтологию, не выдерживающую критики истории и
разума (см.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 40, с. 232-33).
• Франк С.Л., К истории онтологич. доказательства, в кн.: Предмет знания, П.,
1915, с. 437—504; Proof of god's
existence. Recent essays on the ontologlcal argument, N. Y., 1965.
ОНТОЛОГИЯ (греч.o?, род. падеж o???? — сущее и ????? — слово, понятие, учение),
учение о
бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия,
наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда понятие О. отождествляется с