<< Пред. стр. 258 (из 449) След. >>
• Delhaye Ph., Pierre Lombard, Montreal — P., 1961.ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович [13(25).4,1867, Кол-лонтаево Витебской губ.,—
15.5.1931,
Варшава], социолог и правовед, основатель психологич. школы права. По
национальности поляк. В
1898—1918 руководил кафедрой энциклопедии и истории философии права в Петерб.
ун-те; с 1918
— кафедрой социологии Варшавского ун-та.
Филос. основы концепции П. близки эмпириокритицизму и имманентной школе. По П.,
реально
существуют лишь психич. процессы, остальные социально-историч. образования суть
их внеш.
проекции — «эмоциональные фантазмы». В то же время, классифицируя науки по видам
высказываний (по П., суждения о сущем составляют основу наук теоретических, а
суждения о
должном — практических), П. склонялся к неокантианству,
П. полагал, что науки о х-ве, праве, гос-ве, нравственности должны опираться на
анализ психич.
явлений. Считая неудовлетворительным деление психич. явлений на познание,
чувство и волю (где
первые два феномена — пассивны, а третий активен), П. ввёл понятие эмоций,
носящих якобы
двусторонний, активно-пассивный характер (напр., переживания голода,
жажды и т. п.). Эмоции, по П.,— «истинные мотивы, двигатели» человеч. поведения.
Среди
различных эмоций особую роль играют эмоции этически-моральные и правовые.
Моральные эмоции
императивны, т. е. обязательны, правовые — императивно-атрибутивны, обладают
обязательно-
притязательным свойством: не только к.-л. лицо обязано что-то делать, но другое
вправе требовать от
него выполнения данных обязан-нотей. Развитие права, морали, эстетики и даже
переход от правовой
системы рабства к праву «свободного» труда и конкуренции — следствия и продукты
«прогресса
нар. психики».
Наиболее сильное обратное воздействие на общество оказывает право, к-рое П.
разделяет на
интуитивное и позитивное. Отсюда вытекает особое значение т. н. политики права,
призванной
очищать психику людей от антисоциальных склонностей и направлять их поведение в
сторону
общего блага. Именно политика права может и должна сознательно вести
человечество вперёд в том
направлении, куда оно движется бессознательно, эмпирически. Гос-во (как и все
другие обществ.
отношения, включая собственность) служит, но П., праву (т. е. общему благу),
обеспечивает
осуществление опре-дел. системы правовых норм и изменяется в соответствии с её
потребностями.
Психологич. концепция ГГ. не объясняет ни происхождения эмоций, ни конечных
причин их
эволюции; ей присущи внеклассовый подход к социальным отношениям, абстрактность
и
антимарксистская направленность.
* Очерни философии права, в. 1, СПБ, 1900; О мотивах чело-веч. поступков, СПБ,
1904; Университет и наука, т. 1—2,
СПБ, 1907; Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология,
СПБ, 19083; Теория права и гос-ва
в связи с теорией нравственности, т. 1—2, СПБ, 1909—102; Die Fruchtver-theilung
beim Wechsel der Nutzungsberechtigten,
B., 1892; Die Lehre vom Einkommen, Bd l—?, B., 1S93—95; O ideale spolecz-nym i
odrodieniu prawa naturalm-go, Wars·/,.,
1925. • Социолог!«, мысль в России, Л., 1978; pssowska M,, Norma prawna l norma
moralna u Petrazyckiego, Warsz., 1959;
K o W a l s k i J., Psychologicziia teoria prawa i panstwa Leona Petrazyckiego,
Warsz., 1963.
ПЕТРАШЕВЦЫ, общее название участников собраний кружков разночинной рус.
интеллигенции 2-
й пол. 40-х гг. 19 в. Наиболее многочисл. собрания («пятницы») с осени 1845 по
весну 1849
проходили у М. В, Буташе-вича-Петрашевского. Состав И. не был постоянным,
организационно и
идейно оформленным. На собраниях П. заслушивались сообщения на различные темы:
Н. Я.
Данилевского, А. В. Ханыкова и К. И. Тимков-ского — об идеях Фурье, Ф. Г, Толя —
о происхож-
дении религии, Ф. II. Львова — о спец. и энцикло-педич. образовании, И. Л.
Ястржембского — о
политэкономии, Петрашевского — о социально-иолитич. проблемах рус. общества.
Полиция
раагромила движение. По делу П. было привлечено 123 чел., осуждено 22 чел., из
них 21 чел.— к
смертной казни, заменённой ссылкой на каторгу, в арестантские роты и т, д.
Идейно-теоретич. лицо движения П, определялось его «левым», наиболее активным в
политич.
отношении крылом во главе с Петрашевским, к к-рому ближе всех были В. Н. Майков,
Н. А,
Спешнев и Н. А. Момбелли.
Как просветители, «левые» П. апеллировали к разуму, науке, философии, обличали
обскурантизм,
невежество, отстаивали свободомыслие, веротерпимость, права и свободы человека,
находящиеся в
гармонии с «общим благом» и др. Социализм «левого» крыла движения «П.» возник в
рамках
антифеод., антикрепостнич. просветит. мировоззрения. Сам Петрашевский считал
себя фурьеристом.
По его мнению, система Фурм есть попытка раз-решить поставленные 18 в. проблемы
«быта общест-
венного» не посредством бурж. либерализма, к-рый приносит личность «в жертву
капиталу», а на
пути соединения выгод частного и общего х-ва (см. Филос. и обществ.-политич.
произв.
петрашевцев, 1953, с. 428— 429, 345, 346, 406). Это должно искоренить
неисчислимое зло,
источником к-рого стал «свободный ход пром-сти», т. е. капиталистич. путь
развития.
В отличие от др. П., Спешнев, подобно франц. просветителям Мабли и Морелли,
отстаивал идею
ликвидации частной собственности.
«Правое» крыло П. (Данилевский, Тимковский, Ха-ныков, Н. С. Кашкин и др.)
занимало по
преимуществу аполитичную позицию, ограничивая свою деятельность пропагандой
консервативно-
романтически толкуемого социализма Фурье, подчёркивая его «мирный» и
«безвредный» характер,
отличие от учений о равенстве философов 18 в. и коммунистов, совместимость с
политич. порядками
России.
Всех участников движения П. объединяла та или иная степень критич. отношения к
крепостнич.
действительности. В движении П. участвовал Ф. М. Достоевский.
Выдающимся результатом деятельности Петрашевского и его единомышленников
(Майкова и др.)
явился «Карманный словарь иностр. слов» (в. 1—2, 1845—46). к-рый по своему духу
напоминал
«Филос. словарь» Вольтера. Словарь П. «удивил всю Россию» (А. И. Герцен); он
«составлен умно, с
знанием дела» (В. Г. Белинский).
Обществ.-политич, и филос.-историч. концепция «левого» крыла П. выражена в
просветит.
категориях («общее благо», «естеств. право», «природа человека», «естеств.» и
«искусств.» обществ.
отношения и т. д.). П. учитывали новый опыт пром. развития Зап. Европы,
сравнительно с
просветителями 18 в. глубже понимали направление обществ. развития, неумолимость
законов
историч. прогресса, роль индустрии в жизни общества и т, д., но в целом не вышли
за рамки
идеологии Просвещения. Перестройку форм обществ. жизни они ставили в зависимость
в первую
очередь от сознат. деятельности человека, а обществ.-политич. идеал обосновывали
антропологич.
аргументами,
В сфере философии «левые» П.— убеждённые противники схоластич. систем
(«антиметафизики»),
сторонники тесной связи философии с естествознанием. Не соглашаясь равно и с
«неразвитым и
грубым материализмом», отрицающим существование духовных явлений, а также со
всяким
«разъединением духа и материи», авторы «Карманного словаря» предложили
материалистическую
по сути, но пантеистически окрашенную филос. концепцию. Они признавали
подчинённость всех
явлений в природе определ. законам, истинность «атомистич. системы» и «общего
закона проти-
водействия сил»; отрицали покой в природе и считали беспрерывные перерождения и
преобразования проявлениями её жизни; полагали постоянной «от вечности» «массу
действующих
сил в природе»; в ней не может быть ничего совершенно нового, чего прежде не
существовало в др.
формах.
Человек, по П., является «высшим существом» (принцип «антропотеизма»,
«гуманитаризма»,
«обожествления человечества или человека»), ничтожным перед лицом природы как
индивидуум, но
могучим как род. Человек — новатор, приводящий в движение действующие силы
(предметы) в
природе или в нём самом, доступные его владычеству и управлению, вносящий в
жизнь новый ряд
явлений.
Спешнев шёл неск. дальше антропотеизма, оформившегося под влиянием Фейербаха, в
направлении
к более последоват. материализму и атеизму.
«Правые» П. также критиковали «слепую веру» и спекулятивные «метафизич. учения»,
апеллировали
к естествознанию, однако склонялись к теистич. позиции. Они заимствовали ряд
принципов
фурьеристской «теории всемирного единства» и «теории четырёх движений». Земля с
человечеством
— лишь частный орган в общей жизни Вселенной, человеч. род — составная часть
гармонии
элементов и царств. Опираясь на теорию страстей Фурье, П. апеллировали к
инстинктам и страстям
человека, а также к божеств. разуму, яко-
ПЕТРАШЕВЦЫ 491
бы начертавшему в природе свою волю, к-рую человеку надлежит воплотить в
обществ. устройство.
В целом их социальная философия отличалась консерва-тивно-романтич. характером.
Движение П. временно объединило своих членов на антикрепостнич. платформе, в
дальнейшем
бывшие П. примкнули к различным направлениям рус. обществ. и филос. мысли.
Деятельность П.
внесла вклад в становление рус. просветительства 19 в., утопическо-со-циалистич.
и революц.-
демократич. мысли.
• Герцен А. И., Петрашевский, ПСС, т. 6, П., 1919; С е-мевский В. И., Собр.
соч., т. 2, ч. 1, М., 1922; П., Сб. материалов,
т. 1 — 3, М.— Л., 1926—28; Дело П., т. 1—3, М.—Л., 1937—51; Лейкииа-Свирская В.
Р., П., М., 1965; История
философии в СССР, т. 2, М., 1968; Галактионов А. А., Никандров П. Ф., Рус.
философия 11—19 вв., Л., 1970. В. Ф.
Пустарнаков.
ПИАЖЕ (Piaget) Жан (9.8.1896, Невшатель,—16.9. 1980, Женева), швейц. психолог,
создатель
операциональной концепции интеллекта и генетич. эпистемо-логии. Проф. ун-тов
Невшателя (1926—
29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937—54). Основатель Междунар. центра генетич.
эпистемологии в
Париже (1955). Директор (с 1929) ин-та Ж. Ж. Руссо в Женеве. В ранних работах
(1921—25) ключом
к пониманию мышления ребёнка П. считал анализ детской речи («Речь и мышление
ребенка», 1923,
рус. пер. 1932); при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития
рассматривались
процессы социализации. В последующем источник формирования и развития детской
мысли П.
усматривает в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта
(«Психология
интеллекта» — «La psychologie de Г intelligence», 1946), функционирование и
развитие психики
совершаются в рамках адаптации индивида к среде — ассимиляции данного материала
уже
наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации)
этих схем к
конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является
образование
т. н. операциональных структур. Операция, по П., представляет собой «внутр.
действие» субъекта,
генетически производное от внешнего, предметного действия (см. Интериоризация) и
скоординированное с др. действиями в определ. систему. П. выделил четыре осн.
стадии развития
интеллекта: сенсомоторную, дооперациональ-ную, стадию конкретных операций,
стадию формаль-
ных операций. П. внёс значит. вклад в психологию мышления, детскую психологию, в
разработку
проблем взаимоотношения психологии и логики; недостатки его концепции
(переоценка роли
логического в пси-хологич. анализе мышления и др.) были подвергнуты критике в
сов. психологии.
• Introduction a l'epistemologie genetique, v. 1—3, P., 1949—50; Les mecanismes
perceptifs, P., 1961; L'epistemologie
genetique, P., 1970; Problemes de psychologie Kenetique, P., 1972; в рус. пер.—
Генезис элементарных логич. структур, М.,
1963 (совм. с Б. Инельдер); Избр. психологич. труды, М., 1969 (лит.).
• Флейвелл Д. X., Генетич. психология Ж. П., пер. с англ., М., 1967; Обухова Л.
Ф., Концепция Ж. П.: за и против, И.,
1981; Dolle J.-M., Pour comprendre Jean Piaget, Toulouse, 1974; Piaget
phylosophy and the human sciences, ed. by H. J.
Silverman, Atlantic Brighton (N. Y.), 1980.
ПИЕТИЗМ (от лат. pietas — благочестие), направление протестантизма кон. 17—18
вв., тесно
связанное с Просвещением и рационализмом. Как реакция на отвлечённость и
догматич. окостенение
протестантского (лютеранского) богословия П. стремился к пробуждению и
обновлению религ.
чувства и по своим внутр. тенденциям тяготел к традиц. филос. мистике,
подчёркивая при этом
значение практич. переустройства жизни. Осн. линия развития П. связана с именами
Ф. Я. Шпенера
(1635—1705, «Pia desideria», 1675) и А. Г. Франке (1663—1727), превратившего
Галле в центр П. В
стороне от осн. направления П. находилось учение Г. Арнольда (1666—1714),
давшего в своей
492 ПИАЖЕ
«Непартийной истории церкви и еретиков» («Unpar-teyische Kirchen- uad
Ketzerhistorie», ?? l—4,
1699) резкую критику церк. жизни, пересмотревшего историю церкви с недогматич.
нравств. позиций
и отчётливо выразившего демократич.-социальную сторону П. Пиетизм нашёл
отражение в
творчестве Гёте, оказал известное влияние на Гер дера, имел существ. значение
для Гамана,
Новалиса, Шлейермахера и формирования нем. романтизма, способствуя художеств. и
фи-лос.
постижению личности в её сложности и индивидуальной глубине.
• Нечаев П., П. и его история, значение, М., 1873; R i t s с h l ?., Geschichte
des Pietismus, Bd 1-—3, Bonn, 1880— 1886;
Pietismus und Rationalismus, hrsg. M. Beyer-Frohlich, Lpz., 1933.
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (24.2.1463, Мирандола, близ
Модены,— 17.11.1494, ок. Флоренции), итал. мыслитель эпохи Возрождения. Учился в
ун-тах
Болоньи, Феррары, Падуи, где освоил схоластич. традицию аристотелизма и
аверроизма; вместе с
тем воспринял культуру филоло-гич. гуманизма. Первым среди гуманистов изучил
др.-евр. и араб.
языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и
«натуральной магией».
В 1486 обнародовал «900 тезисов», взятых из всех известных ему филос. и религ.
учений, отчасти
сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными
христ. мира
(введением к ним явилась «Речь о достоинстве человека» — одно из самых
знаменитых свидетельств
ренессансного мировосприятия). Папская курия осудила 13 тезисов, а после
возражений П. в
«Апологии» («Apologia», 1487) — и «Тезисы» в целом; П. подвергался аресту. С
1488 поселился во
Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников во главе
с М. Фичино