<< Пред.           стр. 258 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 • Delhaye Ph., Pierre Lombard, Montreal — P., 1961.
 ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович [13(25).4,1867, Кол-лонтаево Витебской губ.,—
 15.5.1931,
 Варшава], социолог и правовед, основатель психологич. школы права. По
 национальности поляк. В
 1898—1918 руководил кафедрой энциклопедии и истории философии права в Петерб.
 ун-те; с 1918
 — кафедрой социологии Варшавского ун-та.
 Филос. основы концепции П. близки эмпириокритицизму и имманентной школе. По П.,
 реально
 существуют лишь психич. процессы, остальные социально-историч. образования суть
 их внеш.
 проекции — «эмоциональные фантазмы». В то же время, классифицируя науки по видам
 высказываний (по П., суждения о сущем составляют основу наук теоретических, а
 суждения о
 должном — практических), П. склонялся к неокантианству,
 П. полагал, что науки о х-ве, праве, гос-ве, нравственности должны опираться на
 анализ психич.
 явлений. Считая неудовлетворительным деление психич. явлений на познание,
 чувство и волю (где
 первые два феномена — пассивны, а третий активен), П. ввёл понятие эмоций,
 носящих якобы
 двусторонний, активно-пассивный характер (напр., переживания голода,
 жажды и т. п.). Эмоции, по П.,— «истинные мотивы, двигатели» человеч. поведения.
 Среди
 различных эмоций особую роль играют эмоции этически-моральные и правовые.
 Моральные эмоции
 императивны, т. е. обязательны, правовые — императивно-атрибутивны, обладают
 обязательно-
 притязательным свойством: не только к.-л. лицо обязано что-то делать, но другое
 вправе требовать от
 него выполнения данных обязан-нотей. Развитие права, морали, эстетики и даже
 переход от правовой
 системы рабства к праву «свободного» труда и конкуренции — следствия и продукты
 «прогресса
 нар. психики».
 Наиболее сильное обратное воздействие на общество оказывает право, к-рое П.
 разделяет на
 интуитивное и позитивное. Отсюда вытекает особое значение т. н. политики права,
 призванной
 очищать психику людей от антисоциальных склонностей и направлять их поведение в
 сторону
 общего блага. Именно политика права может и должна сознательно вести
 человечество вперёд в том
 направлении, куда оно движется бессознательно, эмпирически. Гос-во (как и все
 другие обществ.
 отношения, включая собственность) служит, но П., праву (т. е. общему благу),
 обеспечивает
 осуществление опре-дел. системы правовых норм и изменяется в соответствии с её
 потребностями.
 Психологич. концепция ГГ. не объясняет ни происхождения эмоций, ни конечных
 причин их
 эволюции; ей присущи внеклассовый подход к социальным отношениям, абстрактность
 и
 антимарксистская направленность.
 * Очерни философии права, в. 1, СПБ, 1900; О мотивах чело-веч. поступков, СПБ,
 1904; Университет и наука, т. 1—2,
 СПБ, 1907; Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология,
 СПБ, 19083; Теория права и гос-ва
 в связи с теорией нравственности, т. 1—2, СПБ, 1909—102; Die Fruchtver-theilung
 beim Wechsel der Nutzungsberechtigten,
 B., 1892; Die Lehre vom Einkommen, Bd l—?, B., 1S93—95; O ideale spolecz-nym i
 odrodieniu prawa naturalm-go, Wars·/,.,
 1925. • Социолог!«, мысль в России, Л., 1978; pssowska M,, Norma prawna l norma
 moralna u Petrazyckiego, Warsz., 1959;
 K o W a l s k i J., Psychologicziia teoria prawa i panstwa Leona Petrazyckiego,
 Warsz., 1963.
 ПЕТРАШЕВЦЫ, общее название участников собраний кружков разночинной рус.
 интеллигенции 2-
 й пол. 40-х гг. 19 в. Наиболее многочисл. собрания («пятницы») с осени 1845 по
 весну 1849
 проходили у М. В, Буташе-вича-Петрашевского. Состав И. не был постоянным,
 организационно и
 идейно оформленным. На собраниях П. заслушивались сообщения на различные темы:
 Н. Я.
 Данилевского, А. В. Ханыкова и К. И. Тимков-ского — об идеях Фурье, Ф. Г, Толя —
 о происхож-
 дении религии, Ф. II. Львова — о спец. и энцикло-педич. образовании, И. Л.
 Ястржембского — о
 политэкономии, Петрашевского — о социально-иолитич. проблемах рус. общества.
 Полиция
 раагромила движение. По делу П. было привлечено 123 чел., осуждено 22 чел., из
 них 21 чел.— к
 смертной казни, заменённой ссылкой на каторгу, в арестантские роты и т, д.
 Идейно-теоретич. лицо движения П, определялось его «левым», наиболее активным в
 политич.
 отношении крылом во главе с Петрашевским, к к-рому ближе всех были В. Н. Майков,
 Н. А,
 Спешнев и Н. А. Момбелли.
 Как просветители, «левые» П. апеллировали к разуму, науке, философии, обличали
 обскурантизм,
 невежество, отстаивали свободомыслие, веротерпимость, права и свободы человека,
 находящиеся в
 гармонии с «общим благом» и др. Социализм «левого» крыла движения «П.» возник в
 рамках
 антифеод., антикрепостнич. просветит. мировоззрения. Сам Петрашевский считал
 себя фурьеристом.
 По его мнению, система Фурм есть попытка раз-решить поставленные 18 в. проблемы
 «быта общест-
 венного» не посредством бурж. либерализма, к-рый приносит личность «в жертву
 капиталу», а на
 пути соединения выгод частного и общего х-ва (см. Филос. и обществ.-политич.
 произв.
 петрашевцев, 1953, с. 428— 429, 345, 346, 406). Это должно искоренить
 неисчислимое зло,
 источником к-рого стал «свободный ход пром-сти», т. е. капиталистич. путь
 развития.
 В отличие от др. П., Спешнев, подобно франц. просветителям Мабли и Морелли,
 отстаивал идею
 ликвидации частной собственности.
 «Правое» крыло П. (Данилевский, Тимковский, Ха-ныков, Н. С. Кашкин и др.)
 занимало по
 преимуществу аполитичную позицию, ограничивая свою деятельность пропагандой
 консервативно-
 романтически толкуемого социализма Фурье, подчёркивая его «мирный» и
 «безвредный» характер,
 отличие от учений о равенстве философов 18 в. и коммунистов, совместимость с
 политич. порядками
 России.
 Всех участников движения П. объединяла та или иная степень критич. отношения к
 крепостнич.
 действительности. В движении П. участвовал Ф. М. Достоевский.
 Выдающимся результатом деятельности Петрашевского и его единомышленников
 (Майкова и др.)
 явился «Карманный словарь иностр. слов» (в. 1—2, 1845—46). к-рый по своему духу
 напоминал
 «Филос. словарь» Вольтера. Словарь П. «удивил всю Россию» (А. И. Герцен); он
 «составлен умно, с
 знанием дела» (В. Г. Белинский).
 Обществ.-политич, и филос.-историч. концепция «левого» крыла П. выражена в
 просветит.
 категориях («общее благо», «естеств. право», «природа человека», «естеств.» и
 «искусств.» обществ.
 отношения и т. д.). П. учитывали новый опыт пром. развития Зап. Европы,
 сравнительно с
 просветителями 18 в. глубже понимали направление обществ. развития, неумолимость
 законов
 историч. прогресса, роль индустрии в жизни общества и т, д., но в целом не вышли
 за рамки
 идеологии Просвещения. Перестройку форм обществ. жизни они ставили в зависимость
 в первую
 очередь от сознат. деятельности человека, а обществ.-политич. идеал обосновывали
 антропологич.
 аргументами,
 В сфере философии «левые» П.— убеждённые противники схоластич. систем
 («антиметафизики»),
 сторонники тесной связи философии с естествознанием. Не соглашаясь равно и с
 «неразвитым и
 грубым материализмом», отрицающим существование духовных явлений, а также со
 всяким
 «разъединением духа и материи», авторы «Карманного словаря» предложили
 материалистическую
 по сути, но пантеистически окрашенную филос. концепцию. Они признавали
 подчинённость всех
 явлений в природе определ. законам, истинность «атомистич. системы» и «общего
 закона проти-
 водействия сил»; отрицали покой в природе и считали беспрерывные перерождения и
 преобразования проявлениями её жизни; полагали постоянной «от вечности» «массу
 действующих
 сил в природе»; в ней не может быть ничего совершенно нового, чего прежде не
 существовало в др.
 формах.
 Человек, по П., является «высшим существом» (принцип «антропотеизма»,
 «гуманитаризма»,
 «обожествления человечества или человека»), ничтожным перед лицом природы как
 индивидуум, но
 могучим как род. Человек — новатор, приводящий в движение действующие силы
 (предметы) в
 природе или в нём самом, доступные его владычеству и управлению, вносящий в
 жизнь новый ряд
 явлений.
 Спешнев шёл неск. дальше антропотеизма, оформившегося под влиянием Фейербаха, в
 направлении
 к более последоват. материализму и атеизму.
 «Правые» П. также критиковали «слепую веру» и спекулятивные «метафизич. учения»,
 апеллировали
 к естествознанию, однако склонялись к теистич. позиции. Они заимствовали ряд
 принципов
 фурьеристской «теории всемирного единства» и «теории четырёх движений». Земля с
 человечеством
 — лишь частный орган в общей жизни Вселенной, человеч. род — составная часть
 гармонии
 элементов и царств. Опираясь на теорию страстей Фурье, П. апеллировали к
 инстинктам и страстям
 человека, а также к божеств. разуму, яко-
 ПЕТРАШЕВЦЫ 491
 бы начертавшему в природе свою волю, к-рую человеку надлежит воплотить в
 обществ. устройство.
 В целом их социальная философия отличалась консерва-тивно-романтич. характером.
 Движение П. временно объединило своих членов на антикрепостнич. платформе, в
 дальнейшем
 бывшие П. примкнули к различным направлениям рус. обществ. и филос. мысли.
 Деятельность П.
 внесла вклад в становление рус. просветительства 19 в., утопическо-со-циалистич.
 и революц.-
 демократич. мысли.
 • Герцен А. И., Петрашевский, ПСС, т. 6, П., 1919; С е-мевский В. И., Собр.
 соч., т. 2, ч. 1, М., 1922; П., Сб. материалов,
 т. 1 — 3, М.— Л., 1926—28; Дело П., т. 1—3, М.—Л., 1937—51; Лейкииа-Свирская В.
 Р., П., М., 1965; История
 философии в СССР, т. 2, М., 1968; Галактионов А. А., Никандров П. Ф., Рус.
 философия 11—19 вв., Л., 1970. В. Ф.
 Пустарнаков.
 ПИАЖЕ (Piaget) Жан (9.8.1896, Невшатель,—16.9. 1980, Женева), швейц. психолог,
 создатель
 операциональной концепции интеллекта и генетич. эпистемо-логии. Проф. ун-тов
 Невшателя (1926—
 29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937—54). Основатель Междунар. центра генетич.
 эпистемологии в
 Париже (1955). Директор (с 1929) ин-та Ж. Ж. Руссо в Женеве. В ранних работах
 (1921—25) ключом
 к пониманию мышления ребёнка П. считал анализ детской речи («Речь и мышление
 ребенка», 1923,
 рус. пер. 1932); при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития
 рассматривались
 процессы социализации. В последующем источник формирования и развития детской
 мысли П.
 усматривает в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта
 («Психология
 интеллекта» — «La psychologie de Г intelligence», 1946), функционирование и
 развитие психики
 совершаются в рамках адаптации индивида к среде — ассимиляции данного материала
 уже
 наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации)
 этих схем к
 конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является
 образование
 т. н. операциональных структур. Операция, по П., представляет собой «внутр.
 действие» субъекта,
 генетически производное от внешнего, предметного действия (см. Интериоризация) и
 скоординированное с др. действиями в определ. систему. П. выделил четыре осн.
 стадии развития
 интеллекта: сенсомоторную, дооперациональ-ную, стадию конкретных операций,
 стадию формаль-
 ных операций. П. внёс значит. вклад в психологию мышления, детскую психологию, в
 разработку
 проблем взаимоотношения психологии и логики; недостатки его концепции
 (переоценка роли
 логического в пси-хологич. анализе мышления и др.) были подвергнуты критике в
 сов. психологии.
 • Introduction a l'epistemologie genetique, v. 1—3, P., 1949—50; Les mecanismes
 perceptifs, P., 1961; L'epistemologie
 genetique, P., 1970; Problemes de psychologie Kenetique, P., 1972; в рус. пер.—
 Генезис элементарных логич. структур, М.,
 1963 (совм. с Б. Инельдер); Избр. психологич. труды, М., 1969 (лит.).
 • Флейвелл Д. X., Генетич. психология Ж. П., пер. с англ., М., 1967; Обухова Л.
 Ф., Концепция Ж. П.: за и против, И.,
 1981; Dolle J.-M., Pour comprendre Jean Piaget, Toulouse, 1974; Piaget
 phylosophy and the human sciences, ed. by H. J.
 Silverman, Atlantic Brighton (N. Y.), 1980.
 ПИЕТИЗМ (от лат. pietas — благочестие), направление протестантизма кон. 17—18
 вв., тесно
 связанное с Просвещением и рационализмом. Как реакция на отвлечённость и
 догматич. окостенение
 протестантского (лютеранского) богословия П. стремился к пробуждению и
 обновлению религ.
 чувства и по своим внутр. тенденциям тяготел к традиц. филос. мистике,
 подчёркивая при этом
 значение практич. переустройства жизни. Осн. линия развития П. связана с именами
 Ф. Я. Шпенера
 (1635—1705, «Pia desideria», 1675) и А. Г. Франке (1663—1727), превратившего
 Галле в центр П. В
 стороне от осн. направления П. находилось учение Г. Арнольда (1666—1714),
 давшего в своей
 492 ПИАЖЕ
 «Непартийной истории церкви и еретиков» («Unpar-teyische Kirchen- uad
 Ketzerhistorie», ?? l—4,
 1699) резкую критику церк. жизни, пересмотревшего историю церкви с недогматич.
 нравств. позиций
 и отчётливо выразившего демократич.-социальную сторону П. Пиетизм нашёл
 отражение в
 творчестве Гёте, оказал известное влияние на Гер дера, имел существ. значение
 для Гамана,
 Новалиса, Шлейермахера и формирования нем. романтизма, способствуя художеств. и
 фи-лос.
 постижению личности в её сложности и индивидуальной глубине.
 • Нечаев П., П. и его история, значение, М., 1873; R i t s с h l ?., Geschichte
 des Pietismus, Bd 1-—3, Bonn, 1880— 1886;
 Pietismus und Rationalismus, hrsg. M. Beyer-Frohlich, Lpz., 1933.
 ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (24.2.1463, Мирандола, близ
 Модены,— 17.11.1494, ок. Флоренции), итал. мыслитель эпохи Возрождения. Учился в
 ун-тах
 Болоньи, Феррары, Падуи, где освоил схоластич. традицию аристотелизма и
 аверроизма; вместе с
 тем воспринял культуру филоло-гич. гуманизма. Первым среди гуманистов изучил
 др.-евр. и араб.
 языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и
 «натуральной магией».
 В 1486 обнародовал «900 тезисов», взятых из всех известных ему филос. и религ.
 учений, отчасти
 сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными
 христ. мира
 (введением к ним явилась «Речь о достоинстве человека» — одно из самых
 знаменитых свидетельств
 ренессансного мировосприятия). Папская курия осудила 13 тезисов, а после
 возражений П. в
 «Апологии» («Apologia», 1487) — и «Тезисы» в целом; П. подвергался аресту. С
 1488 поселился во
 Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников во главе
 с М. Фичино

<< Пред.           стр. 258 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу