<< Пред. стр. 262 (из 449) След. >>
представив его в видесистематически развитого — в отличие от диалогов — учения о началах (архе) в
духе
аристотелевского изложения досократовских учений. Критика этой реконструкции и
самого её
принципа (сводка у Тигерстедта, 1977, Гатри, 1978) не отменяет важности изучения
школьного
характера философии П.
П. оказал громадное влияние на все возникшие после его смерти школы эллинистич.
философии,
равно как на развитие философии в ср. века и новое время. При этом образ П. и
его учения неизменно
менялся на протяжении всей истории философии: «божеств. учитель» антич.
платоников и
неоплатоников; предтеча христ. мировоззрения, автор «Тимея» и «Менона» — у ср.-
век. мыслителей;
автор «Пира» и «Государства», философ идеальной любви и политич. утопист — в
эпо-ху
Возрождения; идеалист в духе нем. классич. философии, неокантианец,
экзистенциалист и т. п.— в
19— 20 вв. В. И. Ленин назвал всю идеалистич. традицию
498 ПЛАТОНИЗМ
в философии «линией Платона» (см. ПСС, т. 18, с. 131).
• ??era, ed. I. Burnet, t. 1 —5), Охf., 1956—62; Oeuvres completes, v. 1 — 13,
P.,1921—56 (лучший греч. текcт с критич.
аппаратом, франц. пер., ст. и комм.); Plato, with an English translation, v. 1 —
12, Camh. (Mass.), 1921—66; Dialogues,
transl. with analyses and introd. by B. Jowett, v. 1—4, Oxf., 19534; Samtliche
Werke, ubers, v. Fr. Schleiermacher, Bd l—6,
Hamh., 1957—60; в рус. пер.—Соч., т. 1—3, M., 1968—72. * Лосев ?. ?., История
антич. эстетики. Софисты. Сократ.
Платон, М., 1909; е г о ж е, История антич. зстетики. Высокая классика, М.,
1974; Асмус В. Ф., Платон, ?., 19752; П. и
его эпоха. Сб. ст., М., 1979; Rob in L., La theorie platonicienne des idees et
des nombres d'apres Aristote, P., 1908; Ritter C.,
Neue Untersuchungen uber Platon, Munch., 1910, repr., N. Y., 1970; его же,
Platon, Sein Lehen, seine Schriften, seine Lehre,
Bd 1—2, Munch., 1910—23; Sachs E., Die funf platonischen Korper, B., 1917; Frank
E., Plato und die sogenannten Pytha-
goreer, Halle, 1923; Field G. С., Plato and his contemporaries, L., 1930; S t e
n z е 1 J., Studien zur Entwicklung der platoni-
schen Dialektik von Sokrates zu Aristoteles, Lpz.— В., 19312; его ж е, Platon
der Erzieher, Hamb., [1961]; S h o r е у Р., What
Plato said, СМ., 1933; M o r e a u J., La construction de 1'idealisme
platonicien, P., 1939; Cherniss H., Aristotle's criticism of
Plato and the Academy, v. 1, Baltimore, 1944; Schuhl P.-M., Etudes sur la
tabulation platonicienne, P.. 1947; W i l a m o w i t z-
M o e l l e n (l o r f f U. v., Platon. Sein Leben und seine Werke, B.— Fr./M.,
1948; T а у l o r A. E., Plato. The man and his
work, L., 1949"; Leisegang H., Platon, в кн.: RE, HIbbd 40, 1950, col. 2392—
2537; Gauss П., Philosophischer Handk ommentar
zu den Dialogen Platos.Bd 1—3, Bern, 1952—61; Brumbaugh R. S., Plato's
mathematical imagination, Bloomington, 1954;
Gould J., The development ol Plato's Ethics, Camb., 1955; Morrow G. В., Plato's
Cretan city: a historical interpretation of the,
laws, Princeton, 1960; Gaiser K., Platons ungeschriebene Lehre, Stuttg'., 1963;
Studies in Plato's Metaphysics, ed. R. E. Allen,
L., 1965; New essays on Plato and Aristotle, ed. by R. Bambrough, L., 1965;
Mueller G. E., Plato. The founder of philosophy as
dialectic, N. Y., 1965; Fritz K. v., Platon in Sizilien und das Problem der
Philosophenherrschaft, В., 1968; G a d a m e r H.-G.,
Platos dialektische Ethik und andere Studien zur platonischen Philosophie,
Hamb., 19682; Idee und Zahl. Studien zur
platonischen Philosophie, hrsg. v. H.-G. Gadamer, Hdlb., 1968; Das Platonbild,
hrsg. v. K. Gaiser, Hildesheim, 1969; Robinson
T. M., Plato's psychology, Toronto, 1970; Hirsch W., Platons Weg zum Mythos, B.—
N. Y., 1971; Plato. A collection of critical
essays, ed. by G. Vlastos, v. 1—2, ?. ?., 1971; Vlas-tos G., Platonic studies,
Princeton, 1973; Gгаeser A., Platons IdeenJehre.
Sprache, Logik und Metaphysik, Bern — Stuttg., 1975; G u t h r i e W. K. C., A
history of Greek philosophy, v. 4—5, Camb.,
1975—78, R i g i n o s A. S., Platonica: the anecdotes concerning the life and
writings of Plato, Leiden 1976; T i g e r s t e d t E.
N., Interpreting Plato, Stockt!., 1977; K r a m e r H., Zum neuen Platon-Bild,
«Deutsche Vierteljahresschrift fur
Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte», 1981 Jg. 55, S. 1—18.
С л o в a p и: Ast F., Lexicon Platonicum, B., 1835—38; то же, Bonn, 1956;
Stockhammer M., Plato dictionary, N. Y., 1963;
Des Places E., Lexique de la langue philoso-phiquc et religieuse de Platon, v.l—
2, P., 1964 (OeuVres completes, v. 14); Perls H.,
Lexikon der Platonischen Begriffe, Bern — Munch., 1973; Brandwood L·., A word
index to Plato, Leeds, 1976.
Б и б л и о г p а ф и я: R o s e n m е у е r T. G., Platonic Scholarship, 1945 —
1955, «Classical Weekly», 1957, v. 50, p. 173—
182, 185—96, 197—201, 2119—11; Manasse E. M., Platon-literatur, Tiib.. 1957
(Philosophische Rundschau, Beiheft 1); его же,
Bucher uber Plato, Tub., 1961 (там же, Beiheft 2); то же, Tub., 1976 (там же,
Beiheft 7); Cherniss H., Plato (1950 — 1957),
«Lustrum», 1959, Bd 4, S. 5—308; 1960, Bd 5, 8. 323—618. Ю. А. Шичалин.
ПЛАТОНИЗМ, 1) в узком смысле — направление позднеантич. философии 1 в. до н. э.—
нач. 3 в. н.
э.; более точное ого обозначение в совр. лит-ре — средний платонизм. 2) В
широком смысле —
всякое филос. направление, опирающееся на учение Платона, Необходимый элемент
П.—
противопоставление чувств. мира миру идей. В дуалистич. системах П. материя
понимается в
качестве самостоят. начала небытия и зла наряду с нематериальным первоначалом
всякого бытия,
благом, а в монистических идеалистич. — как результат самоограничения и
дробления этого
первоначала. В античности П. представлен Древней, Средней и Новой Академией,
средним П.,
неоплатонизмом, а также системами неопифагореизма, гностицизма и герметизма. В
ср. века и в
новое время вплоть до 19 в. П. выступает почти исключительно в виде
неоплатонизма и его ответв-
лений.
ПЛЕМЯ, тип этнич. общности и социальной организации доклассового общества.
Отличит. черта
П.— существование кровнородств. связей между его членами, деление на роды и
фратрии. Другие
признаки П.: на-
личие плем. территории, определ. экономич. общность соплеменников, единый плем.
язык (диалект),
плем. самосознание и самоназвание, плем. эндогамия, а у П. развитого родового
строя — также плем.
самоуправление, состоящее из плем. совета, воен. и гражд. вождей. Для этого
этапа характерно
существование плем. культов и праздников. По наиболее принятой т. зр. 11. в
зачаточном виде
возникло одновременно с родом (по другой — песк. позже его), т. к. экзогамность
последнего
предполагает постоянные связи (брачные, а также хозяйственные и культурные) как
минимум между
двумя родовыми коллективами. Примерами ранней стадии развития П. могут служить
П. австрал.
аборигенов, более поздней — II. сев.-амер. индейцев. П. обычно существует до
перехода к
классовому обществу. Разложению Ц. предшествуют развитие имуществ. расслоения,
появление
плем. знати, увеличение роли воен. предводителей, возникновение союзов П. (см.
Народность). В
пережиточных формах П. могут сохраняться и позже, на периферии рабовладельч.,
феод. и капита-
листич. обществ (П. кочевников-арабов, туарегов, курдов, афганцев и др.).
• Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственное -ти и гос-ва, Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 21; M о р-г а н Л.
Г., Древнее общество, пер. с англ., Л., 1934; Формозов А. А., О времени и
историч. условиях сложения племенной
организации, «Сов. археология», 1957, № 1; Токарев С. А., Проблема типов этнич.
общностей, «ВФ», 1964, № 11; Б p о м
л е й Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973; Ге-нинг В. Ф., Этнич. процесс в
первобытности, Свердловск, 1970; Файнберг
Л. А., У истоков социогенеза, М., 1980; Бромлей Ю. В., Совр. проблемы
этнографии, М., 1981.
ПЛЕРОМА (греч. ??????? — полнота), термин ортодоксальной и особенно еретич.
христ. мистики,
означающий либо нек-рую сущность в её неумалённом объёме, без ущерба и недостачи
(напр., в
тексте Нового завета: во Христе «обитает вся П. божества телесно», Колосс. 2,9),
либо
множественное единство духовных сущностей, образующих вместе нек-рую
упорядоченную, внут-
ренне завершённую «целокупность». В доктринах гностицизма П. составляется из
полного числа
(напр., тридцати) эонов, в к-рых до конца развёртывает себя верховная
первосущность. Внутри П.
эоны группируются по «сизигиям» (сопряжениям), т. е. как бы брачным парам, по
очереди
порождающим друг друга, а также по мистически знаменат. числам («четверица»,
«осьмерица» и т.
д.). Возникновение материального мира связывается с «падением» последнего эона —
Софии, или
Ахамот, нарушившей структуру П.; искупление Софии есть её возвращение в П. В
ортодоксальной
теологии необходимо отметить учение Григория Нисского о «П. душ» как некоей
сверхличности,
имплицитно заключённой в душе первочеловека Адама и раскрывающейся во множестве
человеч.
душ, к-рые составляют органическое целое (сходные мотивы у Максима Исповедника,
в новое время
— у Вл. Соловьёва и особенно Вяч. Иванова; ср. идею «соборности» у А. С.
Хомякова, а также культ
человечества у О. Конта). В более обычном словоупотреблении «П.» — церковь как
всемирная
община верующих, «мистическое тело» (образ из посланий апостола Павла), в к-ром
множество
членов образует жизненное единство. Эта концепция оказала сильное воздействие на
религиозно-
общественный идеал средневековья.
ПЛЕСНЕР (Plessner) Хельмут (р. 4. 9. 1892, Висбаден), нем. философ (ФРГ), один
из
родоначальников философской антропологии. В годы фаш. режима эмигрировал в
Нидерланды.
В осн. соч. «Ступени органического и человек» («Die Stufen des Organischen und
der Mensch», 1928) и
«Смех и плач» («Lachen und Weinen», 1941) пытался обосновать филос. антропологию
как спец.
науч.-филос. дисциплину, трактующую человека как эксцентрич. существо, постоянно
стремящееся к
выходу за рамки непосредств. существования, к бесконечному самоизменению, так
что человек
якобы всегда пребывает «вне места» и «в ничто». Тем самым П. подчёркивает в
человеке моменты
самоотчуждения и различные духовно-психич. трансформации, пренебрегая аспектами
устойчивости, определённости в характере и жизненной позиции человека. П.
стремился устранить
откровенно спекулятивные априорные установки филос.-антропологии, концепции
Шелера,
придерживавшегося своеобразного дуализма и считавшего, что некое высшее духовное
начало в
человеке дереализует действительность и творит особый мир свободы и
независимости. Человека П.
хотел понять в единстве его биофизич. и духовных сторон, выразившихся в
достижениях культуры. В
эксцентрич. реакциях человека на среду и изменения собств. бытия, по П.,
сливаются духовная и
физич. сферы: физич. автоматизм сочетается с сознат. реакцией личности.
Эксцентричности он
придаёт универс. значение определяющей черты, сказывающейся и в интеллектуально-
нравств., и в
эмоционально-непосредств. актах. Эксцентрич. акты поведения, по П., определяют
отношение
человека как к самому себе (и прежде всего к своему телу), так и к окружающему
миру. Стремление
П. освободиться от традиц. метафизич. концептов и установок в понимании человека
не привело его
к целостному и углублённому постижению человека; его антропология явилась
частным,
позитивистски-феноменологич. описанием нек-рых сторон человеч. существования.
• Macht und menschliche Natur, В., 1931; Die verspatete Nation, Stuttg., 19623;
Die Einheit der Sinne, Bonn, 1965; Diesseits der
Utopie, Fr./M., 1974; Gesammelte Schriften, Bd 1—5—, Fr./M., 1980—81 — .
• Григорьян В. Т., Филос. антропология сегодня, в кн.: Новейшие течения и
проблемы философии в ФРГ, М., 1978;
Hammer F., Die exzentrische Position des Menchen Bonn 1967.
ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (псевд. Н. Б е л ь-тов и др.) [29. 11(11. 12).
1856, с. Гудаловка,
ныне Липецкой обл.,— 30. 5. 1918, Питкеярви ок. Териоки, ныне Зеленогорск
Ленингр. обл.;
похоронен в Петрограде], рус. теоретик и пропагандист марксизма, деятель росс. и
междунар.
рабочего и социалистического движения.
Род. в мелкопоместной дворянской семье. Окончил воен. гимназию в Воронеже.
Осенью 1874
поступил в петерб. Горный ин-т, из к-рого в 1876 был вынужден уйти. С 1875
вступил на путь
активной революц. борьбы, первоначально участвовал в народнич. движении, в
Петербурге получил
опыт пропагандистской деятельности среди рабочих. Участвовал в Казанской
демонстрации 1876 в
Петербурге, где выступил с обличит. речью против царского самодержавия; «ходил в
народ». После
раскола народнич. орг-ции «Земля и воля» (1879) — один из руководителей революц.
народнич.
группы «Чёрный передел». С янв. 1880 до Февр. бурж.-демократич. революции 1917
жил в
эмиграции (Швейцария, Франция, Италия и др. страны Зап. Европы).
В 1882—83 у П. сложилось марксистское мировоззрение; он стал убеждённым и решит.
критиком
идеологии народничества, первым пропагандистом, теоретиком и блестящим
популяризатором
марксизма в России. В 1883 в Женеве П. создал первую росс. марксистскую орг-цию
— группу
«Освобождение труда» и был автором её программных документов. П. принадлежат
переводы работ
К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистич. партии» (1882), «Людвиг Фейербах
и конец
классич. нем. философии», «Тезисы о Фейербахе» и др. Своими работами «Социализм
и политич.
борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «Рус. рабочий в революц. движении»,
«К вопросу о
развитии мони-стич. взгляда на историю» (1895), на к-рой, по словам В. И.
Ленина, «...
воспитывалось целое поколение русских марксистов...» (ПСС, т. 19, с. 313,
прим.), и др. П. нанёс
сильный удар по идеологии народничества.
П. установил тесные связи со мн. представителями зап.-европ. рабочего движения,
активно
участвовал в работе 2-го Интернационала со времени его основания
ПЛЕХАНОВ 499
(1889), встречался и был близок с Энгельсом, к-рый высоко ценил первые
марксистские произв. П.,
одобрял деятельность группы «Освобождение труда». Весной 1895 П. впервые
встретился с
приехавшим в Швейцарию Лениным; начались связи между группой «Освобождение
труда» и
марксистскими орг-циями России. П. включился в борьбу против либерального
народничества,
«легального марксизма», «экономизма», разоблачил отступничество Э. Бернштейна от
марксизма.
Плехановская критика бернштейнианства сохраняет своё значение в борьбе с совр.
оппортунизмом.
С 1900 П. принял участие в работе первой общеросс. марксистской газ. «Искра»,
вдохновителем и
организатором к-рой был Ленин. Ленин внёс в представленный П. проект программы
партии
существ. поправки и дополнения, в результате чего был разработан последовательно
марксистский
проект Программы.
На 2-м съезде РСДРП (1903) П. занимал революц. позицию, вместе с Лениным
отстаивал принципы
марксизма, боролся против оппортунистов. Однако П. не смог до конца освободиться
от груза с.-д.
традиций партий 2-го Интернационала, не понял особенностей революц. борьбы в
эпоху
империализма и вскоре после 2-го съезда перешёл на сторону меньшевизма. Во время
Революции
1905—07 в России П. занимал оппортуни-стич. позицию. Декабрьское вооруж.