<< Пред. стр. 264 (из 449) След. >>
осуществлением первоначала, тремя его ипостасями: ум и душа — осуществлениеединого в
вечности, космос — во времени. Единое, начало всего сущего, как и у Платона,
именуется у П.
благом и сравнивается с солнцем. Ему противоположна тёмная и лишённая вида
материя, принцип
зла. Но такова только собственно материя, низшая граница, замыкающая иерархию
бытия; однако
материя есть и в умопостигаемом. В принципиальном смысле материя у П. —
бестелесный
неаффицируемый субъект, относительное неопределённое подлежащее. П. использует
здесь также
пифагорейский комплекс представлений о неопредел. двоице, первом различии и
«дерзости»,
ставшей причиной перехода единого во множество. Ум дерзнул отпасть от единого,
душа — от ума, а
наиболее дерзкая часть души прозябает вплоть до растений. Т. о., материя у П.
провоцирует высшее к
переходу в низшее. Она — зеркало, отражаясь в к-ром высшее порождает низшее в
качестве своего
подобия. Итак, сфера сущего охвачена, по П., мощью сверхсущего единого и
ограничена немощью
не-сущей материи. Структуру бытия у П. задаёт противопоставление «тамошнего» и
«здешнего».
«Там» — истинно сущее, ум, к-рый и есть первичные сущности; в уме мысль и
предмет мысли
совпадают. Поэтому ум обладает недоступной низшему способностью: осуществлять
свои замыслы
без посредства орудий и в материи, к-рая не отличается от него самого. «Образы»,
творимые умом,
есть первообразы, тогда как в «здешнем» миро нам приходится довольствоваться
подобиями. Однако
принцип подражания П. проводит не механически. П. исходит из того, что только
чувств. космос
находится в определ. месте, тогда как умопостигаемый мир — повсюду. Поэтому душа
в человеке не
есть подобие некоей души-в-себе; знания, получаемые ею от ума, — подлинные.
Сфера истинного
бытия всегда открыта для души, ей нужно только уметь вернуться к себе самой,
познать свою
истинную природу. Возможность такого возвращения обеспечена тем, что душа не
целиком
выступает из умопостигаемого космоса; её рождение в теле означает «дробление»
единой души, ибо
«там» — все души нераздельны. Достигается это возвращение на путях очищения души
и
уподобления её божеству.
Универсум П. статичен. Всякая низшая ступень в нём вечно рождается от высшей,
причём высшая
вечно остаётся неизменной и, порождая, не терпит ущерба. Единое вечно сияет в
своей
сверхпрекрасной благости, вечно прекрасен созерцающий сам себя ум, вечно душа
устремляется к
единому и оглядывается на созданный ею космос. Космос вечно вращается круговым
вращением и в
подлунной части его вечно чередуются возникновение и гибель. Вечно взаимное
истребление жи-
вотных, вечны войны и убийства среди людей. Вечно и неизбежно зло в мире. Это,
однако, не делает
П. пессимистом. Здешний мир для пего — игра в театре. Ничто не властно над
благой душой, даже
рок, к-рому подвластна вся сфера времени. Из того, что в мире есть зло, не
следует, будто божество
не заботится о мире, что мир лишён разумного плана: ведь и в драме не все герои,
но есть и рабы.
Разнообразие, вносимое злом, только украшает пьесу, а наша истинная отчизна —
всегда рядом с
нами. Пусть душа, презрев «здешнее», вернётся к своему истинному отцу и любит
его чистой
любовью. Это иронич. отношение П, к настоящему и
502 ПЛУТАРХ
«здешнему», его устремлённость к прошлому и «тамошнему» как единств. пристанищу
для
затерянной в просторах космоса души -- характерные черты не только позиции П.,
но и того
последнего этапа в развитии антич. философия, к-рый открывается им.
П. оказал огромное влияние на последующее развитие философии, нередко — анонимно
и
опосредованно (ср. т. н. «Теологию Аристотеля», являющуюся в действительности
извлечением из
«Эннеад», а также широкое проникновение идей П. в зан.-европ. ср.-век. культуру
через посредство
Макробия и особенно Августина). Прямое Знакомство с П. происходит в 15 в.
(Фичино и
платоновская Академия во Флоренции); под влиянием П. находится Бруно. Позднее
особый интерес
к П. характерен для Беркли, представителей нем. классич. идеализма, а также для
мыслителей и
эпигонов нем. романтизма.
• Opera, ed. P. Henry et II.-R. Schwyx.er, v. 1 — 3, Brux.— Leiden, 1973; то ж
e, v. 1—2—, Oxf., 1964—77—; в рус. пер.—
Избр. трактаты, «Вера и разум», 1898, № 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19; 1899, № 2, 6,
11—15; 1900, № 18—21; в кн.: Лосев А. Ф.,
Антич. космос и совр. наука, М., 1927; в сб.: Антич. мыслители об иск-ве, М.,
1938, с. 244—53; в кн.: История эстетики,
т. 1, М., 1962, с. 224 — 235; в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. l,
M., 1969, с. 538—54.
* Б л о н с к и й П. П., Философия П., М., 1918; Лосев А. Ф., Диалектика числа у
П., М., 1928; с г о ж е, История антич.
эстетики. Поздний эллинизм, М., 1980; Sсhwу -zer H.-R., Plotinos, в кн.: RE, Bd
21, Hlbbd., 1951, S. 471 — 592, Suppl., Bd
15, 1978,8. 310 — 28; Les sources de PlotJn. Entre-tiens sur 1'antiquite
classique. 5, Vandoeuvres — Geneve, 1960 (Fondation
Hardt); H a do t P., Plotin ou la simpliciti du regard, P., 1963; Armstrong A.
H., Plotinus, в кн.: The Cambridge history of later
Greek and early medieval philosophy, Camb., 1967, p. 193—268; B a l a d i N., La
pensee de Plotin, P., 1970; М о г e a u J.,
Plotin ou La gloire de la Philosophie antique, P., 1970; Sie em an J. H., Pol
let G., Lexicon Plotinianum, Leiden, 1980. Ю. А.
Шичалин.
ПЛУТАРХ (??????????) из Херонеи (ок. 45— ок. 127), греч. писатель и философ-
моралист. При-
надлежал к платоновской Академии и исповедовал культ Платона, отдавая дань
многочисл. стоич.,
пери-патетич. и пифагорейским влияниям в духе характерного для того времени
эклектизма. Его
интерпретация Платона продолжала линию Посидония. Полемизируя со стоич.
натурализмом и
пантеизмом, П. часто склонялся к пониманию материи как космич. начала
несовершенства,
дуалистически противостоящего трансцендентному богу. Посредники между миром и
богом
— демоны (гении). Философия для П. — не систематич. дисциплина, а орудие
самовоспитания
универсально развитого дилетанта. Это роднит П. с совр. ему антич. вульгарной
философией; однако
если для моралистов стоич., кинич. и эпикурейского типа характерен пафос резкого
противоположения критикуемой действительности и спасит. проповеди, то П.
постоянно апел-
лировал в своей этике к исторически сложившимся данностям человеч. отношений.
Отсюда его
отвращение к доктринёрству, нежизненному ригоризму (напр., в полемике против
стоиков) и в то же
время обывательское почтение ко всему общепринятому. Этич. норма для П. — не
утопич. теория, а
идеализиров. практика старой полисной Греции, поэтому он прибавлял к моральным
трактатам и
диалогам дополняющий их цикл «Параллельных жизнеописаний» знаменитых греков и
римлян
прошлого, где моральный идеал выясняется на конкретном историч. материале.
Историч. повество-
вание в биографиях П. всецело подчинено моральной проблематике. В центре морали
П. стояли
понятия ??????? («образования», «просвещения», т. е. эллинской духовной
культуры) и ?????&?????
(«человеколюбия», т. е. эллинской гуманности).
Разработанный П. идеал антич. гуманности и гражданственности широко
использовался в новое
время. Монтеню импонирует враждебность П. аскетизму и доктринёрству, Руссо — его
внимание к
«естеств.» чёрточкам человеч. психологии и свободолюбие; гражданственность
создала П. огромную
популярность у идеологов Великой франц. революции. Морализм П. пытался
реставрировать
Эмерсон.
• Moralin, v. 1-3. N. Y.— L., 1928—31, v. 5, fasc. l, Lipsiae, 19572 (над.
продолжается); Vitae parallelae, rer. Cl. Linciskog et
K. Zitier, v. l - 4, Lpz., 1914—39; в рус. пер. - О происхождении мировой души
по «Тимею» Платона..., в кн.: Б p а ш М.,
Классики философии, т. 1, [СПБ, 1907], с. 378—422; О музыки, П., 1922; Сравнит.
жизнеописания, т. 1—3, М., 1961—64.
• Аверинцев С.С., П. и антич. биография, М., 1973; H i г z е l R., Plutarch,
Lp/.., 1912; G eigen m u l l e r P., Plutardms
Stellung zur Heligion und Philosophie seiner Zeit, «Neue Jahrbucher fur das
klassische Altertum», 1921, Bd 47; Z i e g l e r K.,
Phitarchos von Chaironeia, StnUg., 1949; W e-b e r II., Die Staats- und
Tiochtslehre Plutarclis von Chaironeia, Bonn, 1959.
ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis — множественный), филоо. позиция, согласно к-рой
существует
несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов
бытия (П. в
онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин «П.» был
предложен нем.
философом X. Вольфом в 1712. П. противоположен монизму.
Понимание действительности до возникновения точного естествознания было связано
с
выдвижением разнородных начал («четырёх стихий» — земли, воды, воздуха и огня, и
т. п.). Наука и
философия нового времени, стремившиеся выявить внутр. связи явлений, снести
качеств.
многообразие явлений к единым основаниям, в принципе отвергли П.
Развитие идеалистич. философии в кон. 19—20 вв. характеризуется усилением
тенденций к П. При
этом гносеологич. основой нлюралистич. концепций выступает релятивизм. П.
находит своё
выражение прежде всего в персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой
личности, в
философии жизни, прагматизме (У. Джемс), экзистенциализме, «критич.» онтологии
Н. Гартмана.
Превращение П. в осознанную методология, позицию характерно для таких
направлений бурж.
философии науки, как, напр., конвенционализм А. Пуанкаре, концепция «критич.
рационализма»,
предложенная К. Погшером и его учениками и наз. ими «теоретич. П.». П. в
гносеологии и
методологии науки, отстаивая представление о множественности истин,
абсолютизирует одну из
черт науки 20 в. — существование кон-курирующих друг с другом концепций,
многовариантность
развития совр. теоретич. знания.
В совр. бурж. социологии П. как методология, ориентация представлен в ряде
концепций: в т. н.
теории факторов, теории политич. П., трактующей механизм политич. власти как
противоборство и
равновесие обществ.
групп. Ряд идеологов правого и «левого» ревизионизма утверждает, что П. допустим
внутри марксиз-
ма, выражающийся в различных его интерпретациях (сциентистской,
антропологической и пр.), в
существовании множества «моделей» социализма. Политич. П. проявляется также в
абсолютизации и
универсализации социально-политич. структур бурж. «плюра-листич.» демократии,
противопоставляемых реальному социализму.
Утверждая принципиальное единство науя. знания, предполагающее многообразие
науч. подходов и
демократия, методы обсуждения и решения конкретных проблем познания и обществ.
жизни,
марксизм-ленинизм решительно отвергает филос. и полития. П.
• Джемс В., Вселенная с плюралистич. точки зрения, иер. с англ., М., 1911; Ц е х
м и с т p о И. З., Диалектика
множественного и единого, М., 1972; Федосеев П. Н., Философия и мирововзренч.
проблемы совр. науки, «ВФ», 1978,
№ 12; 1979, № 1; J a k o w e n k о В., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928;
Der Methoden und Theorienpluralismus in den
Wissenschaften, Meisenheim am Glan, 1971.
ПНЕВМА (греч. ??????, первоначально — дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание,
позднее — дух,
от ???? — дую, дышу), термин др.-греч. философии и медицины. У натурфилософов 6
в. до н. э. П.
употребляется для обозначения элемента «воздуха» (Ферекид из Сироса А 8;
Анаксимен В 2;
«бесконечная П.», вдыхаемая космосом, в пифагореизме — 58 В 30). Начало
спиритуализации П.
было положено отождествлением воздуха-П. с субстанцией души (псюхе) в традиции
Анаксимена —
Диогена Аполлонийского, у к-рого также впервые фиксируется представление о
жизненном
дыхании-П., движущемся в венах имеете с кровью; это представление проникло затем
как в
гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник П. в мозгу, так и в
сицилийскую
школу врачей, локализовавшую источник П. в сердце. Через посредство сицилийского
врача-
натурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 до н. а. оно было воспринято
Платоном и
Аристотелем (Аристотель различал два вида П.: П. как вдыхаемый воздух,
регулирующий
температуру тела, и психич. П., постоянно испаряющуюся из крови), развито
Эрасистратом в 3 в. до
н. э. и через школу врачей-пневматиков 1 в. н. я. (объяснявшей всю
жизнедеятельность потоками П.,
истекающими из сердца) и Галена (понимавшего П. как субстанцию-посредник между
душой и
телом, используемую душой в качестве орудия чувств. познания и телесных
движений) дошло до
нового времени в виде представления о «жизненных духах» (spiritus vitales) в
крови и нервах у
Андрея Везалия и Декарта.
В стоицизме II. — тончайшая и подвижнейшая субстанция (у Хригиппа — смесь огня и
воздуха, SVF
II 310), отождествляемая с панкосмич. имманентным божеством, «пронизывающая»
космос
жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа — тело, но
различаясь
при этом степенью интенсивности (?????), или натяжения. Иерархия натяжений: 1)
низшая ступень
(габитус), сообщающая единство неорга-нич. телам; 2) «природа» (?????),
вызывающая рост
растений; 3) животная душа (псюхе); 4) разум (логос) (SVF II 458—462; см. также
Посидоний и
Симпатия космическая). Каждая пневматич. система имеет свой центр управления —
«руководящую
часть» (?? ??????????), соединяющуюся с периферией тела потоками П. и на
микрокосмич. уровне
помещающуюся у человека в сердце, на макрокосмическом — в эфире (у Зе-нона из
Китиона и
Хрисиппа SVF II 642—644) или солнце (у Клеанфа SVF I 499).
Полное одухотворение П. происходит в среде эл-линистич. иудаизма на рубеже н.
э.: уже в «Книге
премудрости Соломона» II. выражает прямое вмешательство бога в мировую историю;
Филон
Александрийский называет П. «божеств. дух» — высшую (бессмертную и бестелесную)
часть
человеч. души (Leg. alleg. l, 37), а также принцип профетич. познания,
превосходящий человеч.
интеллект и даруемый богом. У Плутарха П. ставится в связь с иррациональными
способностями
души и оракульской мантикой (Def. or. 432 d). В гностицизме и герметизме П.
употребляется в
различных значениях (напр., у гностиков Валентина и Юсти-на так же, как у
Филона); характерна
роль П. как посредника: в космосе — между светом и тьмой, высшей и низшей
областью мира; в
человеке — между телом и душой (воздушная оболочка души, ср. Квинтэссенция —
астральное
тело). В магич. папирусах и у алхимиков П. — скрытая таинств. сила, к-рой можно
овладеть для
достижения определ. цели [напр., превращение металлов в золото; ср. «дух мира»
(spiritus mundi)
Агриппы Неттесхеймского]. У неоплатоников П. — посредник материального и