<< Пред.           стр. 266 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 vocabulary, Stockh., 1966.
 ПОДСОЗНАТЕЛbНОЕ, см. Бессознательное. ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат.
 positi-vus
 — положительный), филос. направление, основанное на принципе, что всё подлинное,
 «положит.»
 (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных спец. наук
 и их синтетич.
 объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоят.
 исследование
 реальности, не имеет права на существование.
 П. оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. и за свою более чем вековую
 историю
 эволюционировал в направлении всё более чёткого выявления присущей ему с самого
 начала
 тенденции к субъективному идеализму.
 Создатель П., введший самый этот термин, франц. мыслитель Конт провозгласил
 решит. разрыв с
 филос. («метафизич.») традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо
 стоящей над ней
 философии; это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза науч.
 знания, за к-
 рым можно сохранить старое название «философии»; последняя сводится, т. о., к
 ПОЗИТИВИЗМ 505
 общим выводам из естеств. и обществ. наук. Поскольку П. не имеет дела с
 «метафизич.» проблемами,
 он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к к-рым
 относятся, по
 мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из
 науки. Наука
 не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на
 вопрос «как».
 Последовательное развитие этого тезиса ведёт к феноменализму. Однако наряду с
 субъективно-
 идеалистической тенденцией контовский П. сохраняет некоторые элементы
 естественнонаучного ма-
 териализма, идущего от традиций французского Просвещения 18 в. Следуя
 просветителям, Конт
 высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию.
 Представителями первой, «классич.», формы П. 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре,
 Г. Н. Вырубов,
 П. Лаф-фит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан — во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер — в
 Великобритании.
 Развитие П. шло по линии всё более чёткого выявления его феноменалистич.,
 субъективно-
 идеалистич. тенденций (Дж. С. Милль, Спенсер, в России — В. В. Лесевич, M. M.
 Троицкий, В. Н.
 Ивановский, П. Л. Лавров, II. К. Михайловский). Спенсер, используя в своих
 «синтетич.»
 обобщениях открытия естествознания 2-й пол. 19 в., развивает агно-стич. учение о
 непознаваемости
 объективной реальности, в сущность к-рой можно проникнуть лишь посредством
 религии, а не с
 помощью науки. II. оказал значит. влияние на методологию естеств. и обществ.
 наук (особенно 2-й
 пол. 19 в.). В кон. 19 в. П. переживает кризис, вызванный прогрессом естеств.-
 науч. знания
 (обесценившим многие из тех «синтетич.» обобщений, к-рые рассматривались самим
 П. как вечное и
 неоспоримое приобретение науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19—
 20 вв. Кризису
 первой фазы П. способствовали интенсивное развитие психологич. исследований,
 заставлявших
 предпринимать анализ тех самых «предельных» филос. вопросов знания, к-рых
 всячески избегал П.,
 а также неудача всех попыток П. доказать объективную обоснованность предлагаемой
 им системы
 ценностей в рамках механистич. и метафизич. социологии (ибо, сохранив
 позитивистский критерий
 научности, оказалось невозможным включить область ценностей в сферу науч.
 исследования,
 вывести «должное» из «сущего»). Это заставило вновь поставить вопрос о месте
 философии в
 системе наук. Преобразованный П. вступает в новый, второй этап своей эволюции —
 махизм
 (эмпириокритицизм), к-рый носит явно выраженный субъективно-идеалистич.
 характер. Тенденции
 махизма получают своё дальнейшее развитие в неопозитивизме, появление к-рого
 относится к 20-м
 гг. 20 в. и к-рый является современным, третьим этапом эволюции П. (см. также
 Венский кружок,
 Логический позитивизм, Аналитическая философия). Неопозитивизм, уходя от решения
 коренных
 филос. проблем, сосредоточивается на частных логико-методологич. исследованиях,
 на анализе
 языка науки.
 • Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; Нареки и И. С.,
 Очерки по истории П., М., 1960; Кон И.
 С., П. в социологии, Л., 1964; Бурж. философия кануна и начала империализма, М.,
 1977; Ш к у p и н о в П. С., П. в
 России 20 в., М., 1980; F o u i l l ё е A., Le mouvement positiviste et la
 conception sociologique du monde, P., 1896; Simon W.
 M., European positivism in the nineteenth century, Ithaca (N. Y.), 1963.
 «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» (греч. ??? ? ??????, лат. nosce te ipsum), изречение,
 высеченное на
 колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах в качестве призыва к каждому
 входящему со стороны
 бога Аполлона. По преданию (см., напр., у Платона— Протагор 343 а 8—bЗ), было
 принесено в дар
 Аполлону «семью мудрецами» (автором его в антич. источниках чаще всего
 называется Хилон из
 Лакедемона, реже — Фалес или др. «мудрецы»). Другое предание приписывало его
 мифич. жрице-
 506 ПОЗНАЙ
 пророчице Аполлона (1-й пифии) Фемоное (Аристотель, О философии, фр. 3 Ross).
 Примиряющая
 версия: «П. с. с.» — ответ Аполлона, изречённый пифией на вопрос Хилона: «Что
 самое лучшее для
 людей?» (Клеарх-перипатетик у Стобея 3, 21, 26; ср. Диоген Лаэртий 1,40).
 Первоначально «П. с. с.»
 означало, видимо, лишь призыв к самоконтролю и в контексте сентенций семи
 мудрецов его следует
 переводить как «знай себя», т. е. «контролируй себя», не зазнавайся и не впадай
 в преступную
 «наглость» (?????), наказуемую божеством. Старинное дельфийское речение было
 полностью
 переосмыслено Сократом, в устах к-рого оно означает 1) отказ от бесплодных
 космологич. спекуля-
 ций досократиков (ср. Платон, Федр 229 е); 2) коррелят осн. постулата
 интеллектуалистич. этики
 Сократа («добродетель есть знание»), полагающий самопознание, познание своей
 нравств. сущности
 и её последующую реализацию (познай, кто ты есть и стань им) путём к достижению
 счастья
 (Алкивиад 1-й, 124а, 128b —129а; Ксенофонт, Воспоминания о Сократе 4, 2, 24;
 Аристотель, О
 философии, фр. l ROSS).
 • W i l k i n s E. G., «Know thyself» in Greek and Latin literature, Manasha,
 1917.
 ПОЗНАНИЕ, высшая форма отражения объективной действительности. Марксистско-
 ленинская
 философия исходит из признания единства отражения, продметно-практич.
 деятельности и
 коммуникации, из понимания П. как социально-опосредованной, исторически
 развивающейся
 деятельности отражения. П. не существует вне познават. деятельности отд.
 индивидов, однако
 последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно
 выработанной,
 объективированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому.
 В П. существуют разные уровни: чувств. П., мышление, эмпирич. и теоретич. П.
 Наряду с этим
 выделяют различные формы П.: П., направленное на получение знания, неотделимого
 от
 индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П., направленное на
 получение
 объективированного знания, существующего вне отд. индивида (напр., в виде науч.
 текстов или в
 форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл).
 Объективированное П. осуществляется коллективным субъектом по законам,
 несводимым к
 индивидуальному процессу П., и выступает как часть духовного производства.
 Различают также
 такие типы П., как обыденное, художественное и научное, а внутри науки —
 естеств.-науч. и
 обществ.-науч. П. Различные стороны процесса П. исследуются рядом специальных
 наук
 (когнитивная психология, науковедение, история науки, социология науки и др.).
 Функционирование
 и историческое развитие эталонов и норм П. изучает теория познания как
 философская дисциплина.
 ПОКОЛЕНИЕ, многозначный термин, обозначающий разные аспекты возрастной структуры
 и
 истории общества. 1) Реальное П. (когорта) — совокупность сверстников,
 образующая возрастной
 слой населения.
 2) Генеалогич. П. (генерация) — степень происхождения от общего предка (отцы,
 сыновья, внуки и т.
 д.).
 3) Хронологич. П.— период времени, в течение к-рого живёт или активно действует
 данное П. 4)
 Условное или гипотетич. П.— общность современников, чья жизнь неразрывно связана
 с к.-л.
 важными историч. событиями («П. Великой Отечеств. войны») или к-рым
 приписывается некая
 духовная, символич. общность, «дух времени» («П. романтизма»). Методы
 поколенного и когортного
 анализа широко применяются в обществ. науках, истории и психологии при изучении
 возрастной
 стратификации общества, межпоколенной трансмиссии культуры, молодёжных движений,
 изменений в структуре жизненного пути и т. д. Однако нечёткое определение
 понятия «П.» и
 абсолютизация поколенной общности в ущерб классовой нередко приводят к серьёзным
 ошибкам.
 В немарксистской лит-ре предпринимались попытки положить понятие П. в основу
 общеисторич.
 периодизации (Ортега-и-Гасет) или представить «конфликт П.» в качестве универс.
 движущей силы
 истории. Марксистская социология отвергает такой подход. Конкретные
 взаимоотношения
 представителей разных П., включая отношения отцов и детей, можно понять только в
 свете более
 общей социальной ситуации, учитывая характер социальных конфликтов, темп
 историч. развития,
 уровень идеологич. сплочённости или разобщённости общества и т. д.
 * Урланис Б. Ц., История одного П. (Социально-демо-графич. очерк), М., 1968;
 Преемственность П. как социологич.
 проблема, М., 1973; Кон И. С., Возрастные категории в науках о человеке и
 обществе, «Социологич. исследования»,
 1878, № 3; е г о ж е, Понятие П. в совр. обществоведении, в кн: Актуальные
 проблемы этнографии и совр. зарубежная
 науки, Л., 1979; Никитенко В. В., Демографич. анализ поколений, М., 1979; R i 1
 е у M. W., P о n е г A., Aging and
 society, v. l—3, N. Y., 1968—72; Youth, generations and social change, «Journal
 of Social Issues», 1974, № 2—3.
 ПОЛАГАНИЕ (нем. Setzen), филос. понятие, используемое в спекулятивных
 построениях классич.
 нем. идеализма, означающее, с одной стороны, мысленное допущение, утверждение
 («положение»),
 суждение о чём-нибудь, с другой — утверждение, создание чего-то как реального,
 т. е. реальное
 порождение бытия в том или ином его аспекте. Согласно Канту, П. может быть
 логическим, а может
 быть и реальным. В понятиях мы полагаем, утверждаем вещи лишь как возможные.
 Между тем
 существование есть «абс. полагание вещи», это не мысленный предикат, а само
 реальное бытие. Т. о.,
 понятие П. «тождественно понятию о бытии вообще». Именно на эти доводы опирается
 кантовская
 критика онтологич. доказательства бытия бога, его тезис, согласно к-рому бытие
 вообще не есть
 область логич. вывода и доказательства.
 По Фихте, исходный принцип филос. системы выражает абс. действенный акт, к-рый
 лежит в основе
 всякого бытия и сознания. Формулой такого акта является след. основоположение:
 «Я»
 первоначально полагает безусловно своё собственное бытие. Под этим «Я»
 подразумевается абс.,
 верховная реальность, включающая в себя изначальное тождество субъекта и
 объекта, к-рое есть не
 что иное, как самополагание «абс. субъекта» (т. е. его абс. бытие, состоящее в
 творч. самоутвержде-
 нии).
 Шеллинг утверждал, что «абсолютное» (бог) есть «бесконечное полагание самого
 себя» (т. е., в конце
 концов, бесконечное П. своих бесконечных П.). Каждое из этих П. есть самостоят.
 сущность,
 божеств. идея. Их совокупность образует «мир идей», к-рые в развёрнутой, видимой
 форме дают
 систему мировых тел, или Вселенную.
 Согласно Гегелю, П. есть самоутверждение духовной сущности, её «выход в
 существование»,
 благодаря к-рому бытие раскрывает свою действит. основу. При этом основание
 развития как бы
 предвосхищает, предполагает самоё себя, а его осуществление выступает равным
 образом и как
 снятие, преодоление всех положенных определений. Т. о., П. у Гегеля есть
 действие, посредством к-
 рото дух или понятие постепенно реализуют себя в последовательности этапов своей
 эволюции.
 В марксистской философии понятие «П.» не употребляется.
 • Кант И., Соч., т. 1, М., 1963, с. 401—05; т. 3, М., 1964, с 517—24; Фихте И.
 Г., Избр. соч., т. 1, [М.], 1916, с. 67— 99
 102—203; Гегель Г., Наука Логики, т. 2, М., 1971, о. 20, 71, 106 — 109, 217 —
 18; т. 3, М., 1972, с. 10 — 12, 195—96; И л
 ь и н И. А., Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего, «Вопросы
 философии и психологии», 1912, кн. 111 (I)
 — 112(11); Линьков Е. С., К генезису проблемы субъекта и объекта в философии
 Шеллинга, «Вестник Ленингр. ун-та»,
 1969, № 11.
 ПОЛИКАРОВ Азаря (р. 1921, София), болг. философ-марксист, чл.-корр. ???? (1967).
 Чл. БКП с
 1944. Окончил физич. ф-т МГУ (1951), доктор филос. наук СССР (1964). В 1907—1970
 гл.
 специалист отдела философии ЮНЕСКО в Париже; с 1977 директор Центра науч. ин-
 формации БАН. Осн. работы П.— в области филос. проблем фи .im. наук, теории
 познания,
 методологии науч. познания, истории науки, критики «физич.» идеализма.
 • В защита на науката. Философско-научни очерци, София, 1945; Диалектическият
 материализъм и съвременната
 физика, София, 1950; Материя и познание, София, 1961; Методология на научното
 познание, т. 1—2, София, 1972—73;
 Физиката на XX век. Основни идеи и открития, София, 1977; Проблеми на научното
 познание от методологична гледна
 точка, София, 1977; в рус. пер.— Относительность и кванты, М., 1966.
 ПОЛИТИКА (греч. ???????? — гос. или обществ. дела, от ????? — гос-во), сфера
 деятельности,
 связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами,
 ядром к-рой
 является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое
 существенное в П.—
 это «... устройство государственной власти» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 239);
 П. «... есть участие в
 делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания
 деятельности
 государства...» (там же, т. 33, с. 340). Любая обществ. проблема приобретает
 политич. характер, если
 её решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми интересами, проблемой
 власти (см. К.
 Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 360).
 Науч. объяснение П. и соответственно формирование науч. П. стали возможны лишь с
 появлением
 марксизма. Материалистич. понимание истории, уяснение роли и места классов во
 всём комплексе
 социальных явлений позволили сделать фундаментальный вывод: политич. отношения в
 своей
 сущности есть отношения классовые. С тех пор как появились классы и до тех пор
 пока они будут
 сохраняться, существовала и будет существовать 11. как особая, специфич. форма
 обществ. деятель-
 ности. Именно потребности классов определяют содержание политич. интересов. По

<< Пред.           стр. 266 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу