<< Пред. стр. 266 (из 449) След. >>
vocabulary, Stockh., 1966.ПОДСОЗНАТЕЛbНОЕ, см. Бессознательное. ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат.
positi-vus
— положительный), филос. направление, основанное на принципе, что всё подлинное,
«положит.»
(позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных спец. наук
и их синтетич.
объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоят.
исследование
реальности, не имеет права на существование.
П. оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. и за свою более чем вековую
историю
эволюционировал в направлении всё более чёткого выявления присущей ему с самого
начала
тенденции к субъективному идеализму.
Создатель П., введший самый этот термин, франц. мыслитель Конт провозгласил
решит. разрыв с
филос. («метафизич.») традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо
стоящей над ней
философии; это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза науч.
знания, за к-
рым можно сохранить старое название «философии»; последняя сводится, т. о., к
ПОЗИТИВИЗМ 505
общим выводам из естеств. и обществ. наук. Поскольку П. не имеет дела с
«метафизич.» проблемами,
он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к к-рым
относятся, по
мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из
науки. Наука
не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на
вопрос «как».
Последовательное развитие этого тезиса ведёт к феноменализму. Однако наряду с
субъективно-
идеалистической тенденцией контовский П. сохраняет некоторые элементы
естественнонаучного ма-
териализма, идущего от традиций французского Просвещения 18 в. Следуя
просветителям, Конт
высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию.
Представителями первой, «классич.», формы П. 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре,
Г. Н. Вырубов,
П. Лаф-фит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан — во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер — в
Великобритании.
Развитие П. шло по линии всё более чёткого выявления его феноменалистич.,
субъективно-
идеалистич. тенденций (Дж. С. Милль, Спенсер, в России — В. В. Лесевич, M. M.
Троицкий, В. Н.
Ивановский, П. Л. Лавров, II. К. Михайловский). Спенсер, используя в своих
«синтетич.»
обобщениях открытия естествознания 2-й пол. 19 в., развивает агно-стич. учение о
непознаваемости
объективной реальности, в сущность к-рой можно проникнуть лишь посредством
религии, а не с
помощью науки. II. оказал значит. влияние на методологию естеств. и обществ.
наук (особенно 2-й
пол. 19 в.). В кон. 19 в. П. переживает кризис, вызванный прогрессом естеств.-
науч. знания
(обесценившим многие из тех «синтетич.» обобщений, к-рые рассматривались самим
П. как вечное и
неоспоримое приобретение науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19—
20 вв. Кризису
первой фазы П. способствовали интенсивное развитие психологич. исследований,
заставлявших
предпринимать анализ тех самых «предельных» филос. вопросов знания, к-рых
всячески избегал П.,
а также неудача всех попыток П. доказать объективную обоснованность предлагаемой
им системы
ценностей в рамках механистич. и метафизич. социологии (ибо, сохранив
позитивистский критерий
научности, оказалось невозможным включить область ценностей в сферу науч.
исследования,
вывести «должное» из «сущего»). Это заставило вновь поставить вопрос о месте
философии в
системе наук. Преобразованный П. вступает в новый, второй этап своей эволюции —
махизм
(эмпириокритицизм), к-рый носит явно выраженный субъективно-идеалистич.
характер. Тенденции
махизма получают своё дальнейшее развитие в неопозитивизме, появление к-рого
относится к 20-м
гг. 20 в. и к-рый является современным, третьим этапом эволюции П. (см. также
Венский кружок,
Логический позитивизм, Аналитическая философия). Неопозитивизм, уходя от решения
коренных
филос. проблем, сосредоточивается на частных логико-методологич. исследованиях,
на анализе
языка науки.
• Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; Нареки и И. С.,
Очерки по истории П., М., 1960; Кон И.
С., П. в социологии, Л., 1964; Бурж. философия кануна и начала империализма, М.,
1977; Ш к у p и н о в П. С., П. в
России 20 в., М., 1980; F o u i l l ё е A., Le mouvement positiviste et la
conception sociologique du monde, P., 1896; Simon W.
M., European positivism in the nineteenth century, Ithaca (N. Y.), 1963.
«ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» (греч. ??? ? ??????, лат. nosce te ipsum), изречение,
высеченное на
колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах в качестве призыва к каждому
входящему со стороны
бога Аполлона. По преданию (см., напр., у Платона— Протагор 343 а 8—bЗ), было
принесено в дар
Аполлону «семью мудрецами» (автором его в антич. источниках чаще всего
называется Хилон из
Лакедемона, реже — Фалес или др. «мудрецы»). Другое предание приписывало его
мифич. жрице-
506 ПОЗНАЙ
пророчице Аполлона (1-й пифии) Фемоное (Аристотель, О философии, фр. 3 Ross).
Примиряющая
версия: «П. с. с.» — ответ Аполлона, изречённый пифией на вопрос Хилона: «Что
самое лучшее для
людей?» (Клеарх-перипатетик у Стобея 3, 21, 26; ср. Диоген Лаэртий 1,40).
Первоначально «П. с. с.»
означало, видимо, лишь призыв к самоконтролю и в контексте сентенций семи
мудрецов его следует
переводить как «знай себя», т. е. «контролируй себя», не зазнавайся и не впадай
в преступную
«наглость» (?????), наказуемую божеством. Старинное дельфийское речение было
полностью
переосмыслено Сократом, в устах к-рого оно означает 1) отказ от бесплодных
космологич. спекуля-
ций досократиков (ср. Платон, Федр 229 е); 2) коррелят осн. постулата
интеллектуалистич. этики
Сократа («добродетель есть знание»), полагающий самопознание, познание своей
нравств. сущности
и её последующую реализацию (познай, кто ты есть и стань им) путём к достижению
счастья
(Алкивиад 1-й, 124а, 128b —129а; Ксенофонт, Воспоминания о Сократе 4, 2, 24;
Аристотель, О
философии, фр. l ROSS).
• W i l k i n s E. G., «Know thyself» in Greek and Latin literature, Manasha,
1917.
ПОЗНАНИЕ, высшая форма отражения объективной действительности. Марксистско-
ленинская
философия исходит из признания единства отражения, продметно-практич.
деятельности и
коммуникации, из понимания П. как социально-опосредованной, исторически
развивающейся
деятельности отражения. П. не существует вне познават. деятельности отд.
индивидов, однако
последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно
выработанной,
объективированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому.
В П. существуют разные уровни: чувств. П., мышление, эмпирич. и теоретич. П.
Наряду с этим
выделяют различные формы П.: П., направленное на получение знания, неотделимого
от
индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П., направленное на
получение
объективированного знания, существующего вне отд. индивида (напр., в виде науч.
текстов или в
форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл).
Объективированное П. осуществляется коллективным субъектом по законам,
несводимым к
индивидуальному процессу П., и выступает как часть духовного производства.
Различают также
такие типы П., как обыденное, художественное и научное, а внутри науки —
естеств.-науч. и
обществ.-науч. П. Различные стороны процесса П. исследуются рядом специальных
наук
(когнитивная психология, науковедение, история науки, социология науки и др.).
Функционирование
и историческое развитие эталонов и норм П. изучает теория познания как
философская дисциплина.
ПОКОЛЕНИЕ, многозначный термин, обозначающий разные аспекты возрастной структуры
и
истории общества. 1) Реальное П. (когорта) — совокупность сверстников,
образующая возрастной
слой населения.
2) Генеалогич. П. (генерация) — степень происхождения от общего предка (отцы,
сыновья, внуки и т.
д.).
3) Хронологич. П.— период времени, в течение к-рого живёт или активно действует
данное П. 4)
Условное или гипотетич. П.— общность современников, чья жизнь неразрывно связана
с к.-л.
важными историч. событиями («П. Великой Отечеств. войны») или к-рым
приписывается некая
духовная, символич. общность, «дух времени» («П. романтизма»). Методы
поколенного и когортного
анализа широко применяются в обществ. науках, истории и психологии при изучении
возрастной
стратификации общества, межпоколенной трансмиссии культуры, молодёжных движений,
изменений в структуре жизненного пути и т. д. Однако нечёткое определение
понятия «П.» и
абсолютизация поколенной общности в ущерб классовой нередко приводят к серьёзным
ошибкам.
В немарксистской лит-ре предпринимались попытки положить понятие П. в основу
общеисторич.
периодизации (Ортега-и-Гасет) или представить «конфликт П.» в качестве универс.
движущей силы
истории. Марксистская социология отвергает такой подход. Конкретные
взаимоотношения
представителей разных П., включая отношения отцов и детей, можно понять только в
свете более
общей социальной ситуации, учитывая характер социальных конфликтов, темп
историч. развития,
уровень идеологич. сплочённости или разобщённости общества и т. д.
* Урланис Б. Ц., История одного П. (Социально-демо-графич. очерк), М., 1968;
Преемственность П. как социологич.
проблема, М., 1973; Кон И. С., Возрастные категории в науках о человеке и
обществе, «Социологич. исследования»,
1878, № 3; е г о ж е, Понятие П. в совр. обществоведении, в кн: Актуальные
проблемы этнографии и совр. зарубежная
науки, Л., 1979; Никитенко В. В., Демографич. анализ поколений, М., 1979; R i 1
е у M. W., P о n е г A., Aging and
society, v. l—3, N. Y., 1968—72; Youth, generations and social change, «Journal
of Social Issues», 1974, № 2—3.
ПОЛАГАНИЕ (нем. Setzen), филос. понятие, используемое в спекулятивных
построениях классич.
нем. идеализма, означающее, с одной стороны, мысленное допущение, утверждение
(«положение»),
суждение о чём-нибудь, с другой — утверждение, создание чего-то как реального,
т. е. реальное
порождение бытия в том или ином его аспекте. Согласно Канту, П. может быть
логическим, а может
быть и реальным. В понятиях мы полагаем, утверждаем вещи лишь как возможные.
Между тем
существование есть «абс. полагание вещи», это не мысленный предикат, а само
реальное бытие. Т. о.,
понятие П. «тождественно понятию о бытии вообще». Именно на эти доводы опирается
кантовская
критика онтологич. доказательства бытия бога, его тезис, согласно к-рому бытие
вообще не есть
область логич. вывода и доказательства.
По Фихте, исходный принцип филос. системы выражает абс. действенный акт, к-рый
лежит в основе
всякого бытия и сознания. Формулой такого акта является след. основоположение:
«Я»
первоначально полагает безусловно своё собственное бытие. Под этим «Я»
подразумевается абс.,
верховная реальность, включающая в себя изначальное тождество субъекта и
объекта, к-рое есть не
что иное, как самополагание «абс. субъекта» (т. е. его абс. бытие, состоящее в
творч. самоутвержде-
нии).
Шеллинг утверждал, что «абсолютное» (бог) есть «бесконечное полагание самого
себя» (т. е., в конце
концов, бесконечное П. своих бесконечных П.). Каждое из этих П. есть самостоят.
сущность,
божеств. идея. Их совокупность образует «мир идей», к-рые в развёрнутой, видимой
форме дают
систему мировых тел, или Вселенную.
Согласно Гегелю, П. есть самоутверждение духовной сущности, её «выход в
существование»,
благодаря к-рому бытие раскрывает свою действит. основу. При этом основание
развития как бы
предвосхищает, предполагает самоё себя, а его осуществление выступает равным
образом и как
снятие, преодоление всех положенных определений. Т. о., П. у Гегеля есть
действие, посредством к-
рото дух или понятие постепенно реализуют себя в последовательности этапов своей
эволюции.
В марксистской философии понятие «П.» не употребляется.
• Кант И., Соч., т. 1, М., 1963, с. 401—05; т. 3, М., 1964, с 517—24; Фихте И.
Г., Избр. соч., т. 1, [М.], 1916, с. 67— 99
102—203; Гегель Г., Наука Логики, т. 2, М., 1971, о. 20, 71, 106 — 109, 217 —
18; т. 3, М., 1972, с. 10 — 12, 195—96; И л
ь и н И. А., Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего, «Вопросы
философии и психологии», 1912, кн. 111 (I)
— 112(11); Линьков Е. С., К генезису проблемы субъекта и объекта в философии
Шеллинга, «Вестник Ленингр. ун-та»,
1969, № 11.
ПОЛИКАРОВ Азаря (р. 1921, София), болг. философ-марксист, чл.-корр. ???? (1967).
Чл. БКП с
1944. Окончил физич. ф-т МГУ (1951), доктор филос. наук СССР (1964). В 1907—1970
гл.
специалист отдела философии ЮНЕСКО в Париже; с 1977 директор Центра науч. ин-
формации БАН. Осн. работы П.— в области филос. проблем фи .im. наук, теории
познания,
методологии науч. познания, истории науки, критики «физич.» идеализма.
• В защита на науката. Философско-научни очерци, София, 1945; Диалектическият
материализъм и съвременната
физика, София, 1950; Материя и познание, София, 1961; Методология на научното
познание, т. 1—2, София, 1972—73;
Физиката на XX век. Основни идеи и открития, София, 1977; Проблеми на научното
познание от методологична гледна
точка, София, 1977; в рус. пер.— Относительность и кванты, М., 1966.
ПОЛИТИКА (греч. ???????? — гос. или обществ. дела, от ????? — гос-во), сфера
деятельности,
связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами,
ядром к-рой
является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое
существенное в П.—
это «... устройство государственной власти» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 239);
П. «... есть участие в
делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания
деятельности
государства...» (там же, т. 33, с. 340). Любая обществ. проблема приобретает
политич. характер, если
её решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми интересами, проблемой
власти (см. К.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 360).
Науч. объяснение П. и соответственно формирование науч. П. стали возможны лишь с
появлением
марксизма. Материалистич. понимание истории, уяснение роли и места классов во
всём комплексе
социальных явлений позволили сделать фундаментальный вывод: политич. отношения в
своей
сущности есть отношения классовые. С тех пор как появились классы и до тех пор
пока они будут
сохраняться, существовала и будет существовать 11. как особая, специфич. форма
обществ. деятель-
ности. Именно потребности классов определяют содержание политич. интересов. По