<< Пред. стр. 273 (из 449) След. >>
витальные П., апоследующие её уровни — социальные П., высшее проявление к-рых—П. в
самореализации,
самоутверждении, т. е. в творч. деятельности.
В зависимости от системы отношений, в к-рую включено изучение человеч. П., в
совр. науке
применяются различные классификации П.: по сферам деятельности (П. труда,
познания, общении,
рекреации); по объекту П.— материальные и духовные, этические, эстетические
и т. д.; по их функциональной роли — доминирующие и второстепенные, центральные
и
периферические, устойчивые и ситуативные; но субъекту П.— индивидуальные,
групповые,
коллективные, общественные.
В отличие от биологизаторских концепций личности (см. Фрейдизм), считающих
ведущими в
социальной активности индивида врождённые витальные П., к-рые, оставаясь
неизменными,
опредмечиваются в социально-конкретной форме, психологи-марксисты исходят из
признания
доминирующей роли высших социальных П., освоенных индивидом в филогенезе.
Одна из центр. задач коммунистич. строительства — обеспечение полного
удовлетворения
постоянно растущих обществ. и индивидуальных П. в соответствии с объективным
законом
возвышения П. и согласно коммунистич. принципу: «От каждого по способности,
каждому — по
потребности».
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Нищета философии,
там же, т. 4; е г о ж е, Наемный труд и
капитал, там же, т. 6; Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в
человека, там же, т. 20; Ленин В. И.,
По поводу т. н. вопроса о рынках, ПСС, т. 1; Кикнадзе Д. А., П. Поведение.
Воспитание, М., 1968; P а д а е в В. В., П. как
экономич. категория социализма, М., 1970; Экспериментальная психология, ред.-
сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, [пер. с
франц.], в. 3, М., 1970; Л е о н т ь-с в А. Н., П., мотивы, эмоции, М., 1971;
ОбуховскийК., Психология влечений человека,
?., 1972. В. А. Ядов.
ПОЧВЕННИЧЕСТВО, рус. лит.-обществ. направление 60-х гг. 19 в. Генетически
восходило к
направлению «молодой редакции» журн. «Москвитянин» (1850—56), осн. принципы
сформулированы в журн. «Время» (1861—63) и «Эпоха» (1864—65). В филос.
построениях
представителей П. (А. А. Григорьев, братья M. M. и Ф. М. Достоевские, H. H.
Страхов) главной была
идея о «нац. почве» как основе социального и духовного развития России. В филос.
плане П.—
консервативная форма филос. романтизма. Григорьев называл себя «последним
романтиком»,
влияние франц. романтизма (В. Гюго) испытал Ф. М. Достоевский.
Осн. идеи П. сложились в полемике с «Современником» Н. Г. Чернышевского и «Рус.
словом» Д. И.
Писарева но вопросам революции, прогресса и иск-ва. Ф. М. Достоевскому и
Григорьеву была близка
роман-тич. идея о превосходстве иск-ва над наукой, поскольку иск-во синтетично и
полнее угадывает
потребности эпохи и дух народа. В целом для Ф. М. Достоевского было характерно
сопряжение
философии и иск-ва: «Философия есть тоже поэзия, только высший градус её!» («Об
искусстве»,
1973, с. 372).
П. отличала также религ. ориентированность филос. построений. Ф. М. Достоевский
предпринял
попытку создания религ.-социальной утопии, в свете к-рой вся история
человечества представала
борьбой за достижение торжества христианства. Религ. чувства смирения и
самоотречения
сочетались у представителей П. с идеей об особой миссии рус. правосл. народа,
призванного спасти
человечество и «дать новые формы жизни, искусства» благодаря широте «его
нравственного захвата»
(Г p и г о p ь е в А., Воспоминания, 1980, с. 301).
П. претендовало на создание «нейтральной» идейной платформы, отвергая
радикальные требования
отмены крепостничества и не принимая бурж. демократии, стремясь объединить все
обществ.
течения вокруг идеи о самобытном пути России. Идейное родство со славянофилами,
обличения
«гнилого Запада», его буржуазности и бездуховности, тлетворности его революц.
социа-листич. и
материалистич. идей сочетались в П. с высокой оценкой европ. культуры. Основой
социальных
преобразований мыслилась программа «постепенства и малых дел», призывающая к
«слиянию» всего
«просвещённого общества» с народом в общинных и земских формах, традиционных для
рус. быта.
П. подверглось резкой критике со стороны Чернышевского, М. А. Антоновича,
Писарева, M. E.
Салтыкова-Щедрина, В. И. Танеева и Н, В. Шелгунова.
• Кирпотин В., Достоевский в шестидесятые годы, М. 1966; Нечаев В. С., Журнал М.
М. и Ф. М. Достоевских «Время».
1861 —1863, М., 1972.
«ПОЭТИКА», «О п о э т и ч е с к о м (искусстве)» [???? ?????????, лат. De (arte)
poetica], не
полностью сохранившийся (в александрийском каталоге соч. Аристотеля под № 83
значатся «две
книги», сохранилась одна) трактат Аристотеля. Первонач. текст (впоследствии
интерполированный
многочисл. вставками автора) датируется, по И. Дюрингу, 360—355 до н. э., отсюда
постоянное
отталкивание от проблематики Платона [возможно, «П.» — исполнение пожелания
Платона
(«Государство» 607 d), чтобы кто-нибудь написал прозаич. апологию осуждённой им
поэзии].
Тема «П.» — «поэтич. иск-во само по себе» (1447 а b): история и гл. обр.
морфология поэтич. жанров,
поэтич. норма («правильность») и вытекающие отсюда практич. рекомендации поэту.
Сохранившаяся часть посвящена трагедии (в к-рой Аристотель видит вершину поэзии;
вершина же
трагич. иск-ва — «Царь Эдип» Софокла) и эпосу, но содержит также теоретич.
положения о сущ-
ности и функции иск-ва.
Вслед за Платоном Аристотель видит родовую сущность всех видов поэтич. иск-ва в
«подражании»,
«отображении» (мимесис), но если у Платона поэтич. миме-сис дублировал
«подражание» чувств.
вещей идеям (так что художник снимал копии с копий и т. о. оказывался «третьим
от истины» —
«Государство» 599 d), то у Аристотеля реабилитация чувств. мира (к-рый в
терминах акта и
потенции и есть «действительность», энергия) приводит к переоценке поэзии в
глазах философа:
поэтич. «техне» (ср. также теорию «техне» в кн. А «Метафизики») «философичнее
истории» и
обладает ценностным приматом над ней, т. к. «поэзия больше говорит об общем, а
история — о
единичном» (1451 b 5; ср. для контраста слова Платона о «старой распре между
философи-ей и
поэзией» — «Государство» 607 b); поэт говорит не о том, что было, но о том, что
могло бы быть в
соответствии с «вероятностью» («правдоподобием», ?? ?????) и «необходимостью»
(1451 а 36),
историк же (греч. «история» как эмпирич. фиксация голого факта) говорит о том,
что, напр., сказал и
сделал Алкивиад.
По Платону, поэзия социально бесполезна («Государство» 600 b) и даже тлетворна,
т. к. через наше
«сопереживание» она «питает» и усиливает неблагородные влечения и эмоции души
(605 d, 606 d).
Аристотель ответил на это учением о трагич. катарсисе («очищении») как
психотерапевтич. функции
поэзии и музыки, к-рое, судя по ссылке в «Политике» (1341 b З6 слл.), было
развито в утрач. части
«П.» и дошло до нас только в определении сущности трагедии (1449 b 24 слл.),
породившем
обширную герменевтич. лит-ру: «трагедия есть подражание (мимесис)... через
сострадание и страх
приводящее к очищению (души) от таких эмоций». Основа для филологически наиболее
корректного
и согласующегося как с самим Аристотелем («Политика» 1342 а 14), так и со всей
антич.
герменевтич. традицией толкования была заложена в 19 в. в работах Я. Бернайса и
А. Вейля. При
всей неясности нек-рых деталей и независимо от общетеоретич. аспектов
интерпретации (нравств.-
воспитат., эстетико-гедонистич. и т. д.), несомненно, что: 1) ???????? ???
????????? означает
«очище-ние от аффектов», а не «очищение (просветление самих) аффектов» (как
думал Лессинг), 2)
термин «катарсис» в таком употреблении заимствован Аристотелем из проф. языка
врачей (в
качестве метафоры для «медицины духа»), отсюда его постоянные ассоциации с
«терапией»,
«облегчением» и т. д. Недостоверна связь с религ. катарсисом — «очищением от
скверны»,
«искуплением вины» (Гаупт, Вяч. Иванов). Ещё менее достоверна теория Отте—Илса
(принятая И.
Дюрингом), согласно к-рой ???????? ??? ????????? не относится к зрите-
«ПОЭТИКА» 519
лю, но означает искупление (героем на сцене) вызывающих сострадание и страх
событий.
Почти неизвестная в древности и в ср. века, «П.» начиная с эпохи Ренессанса (1-е
изд. Венеция, 1508)
издавалась, комментировалась и изучалась как никакой др. трактат Аристотеля. В
17 в. (вместе с
«Поэтич. иск-вом» Горация и превратно истолкованная) стала художеств. кредо
классицизма и ещё в
19 в. оставалась живым оппонентом романтиков.
Рус. пер. Б. Ордынского (1854), В. И. Захарова (1885), В. Г. Аппельрота (1893,
1957), П. И. Новосад-
ского (1927), М. Л. Гаспарова (1978, в кн.: Аристотель и антич. лит-ра).
• Издания греч. текста: J. Bywater, 1911; R. Kassel, 1965; с комм.: A. Gudeman,
1934; A. Rostagni, 19452; H. House, 1956;
D. W. Lucas, 1968.
• Лосев А. Ф., История антич. эстетики, [т. 4], М., 1975 (лит.); M o n t m o l I
i n D. de, La Poetique d'Aristote. Texte primltif
et additions ulterieures, Neuchatel, 1951; Eise G. F., Aristotle's Poetics. The
argument, Camb., 1967; Golden L., The clarification
theory of katharsis, «Hermes», 1976, Bd 104, H. 4, S. 437—52. А. В. Лебедев.
ПРАВИЛО ВЫВОДА, определяет переход от посылок к следствиям; более точно —
устанавливает
соответствие между нек-рой совокупностью высказываний (формул), наз. посылками,
и одним
определ. высказыванием (формулой), наз. логич. следствием из этих посылок.
ПРАВО, система социальных норм и отношений, охраняемых силой гос-ва. Тесная
связь с гос-вом
— осн. отличие П. от правил поведения в доклассовом обществе, а также от др.
нормативных систем
(напр., морали). Связь П. с гос-вом не означает, что оно есть продукт свободной
воли последнего.
Такая позиция неоднократно критиковалась основоположниками марксизма (особенно в
«Нем.
идеологии»). П. обусловлено экономич. строем общества, его социально-политич.
структурой; оно не
может быть выше, чем культурное развитие общества, и испытывает влияние историч.
традиций,
господствующей идеологии и нек-рых др. факторов. Однако в системе этих
обусловливающих П. и
воздействующих на него факторов гос-во (гос. власть) играет особую,
конститутивную роль, ибо без
него социальные нормы и отношения не могут получить об-щеобязат. характер, стать
юридическими.
На ранних этапах развития классового общества роль гос-ва сводится по
преимуществу к
санкционированию спонтанно складывающихся обычаев («обычное П.»), признанию
общеобязательными религ. норм и т. п. Затем право-творч. деятельность становится
постепенно
монополией гос-ва, осуществляемая его высшими органами власти («законодат. П.»),
а также судами
(«прецедентное П.»).
Поскольку гос. власть в обществе принадлежит экономически господствующим
классам, то
создаваемое (или санкционированное) этой властью П. также носит классовый
характер, оно
закрепляет и охраняет обществ. отношения и модели поведения, отвечающие
интересам этого класса.
При этом в одних историч. условиях П. предстаёт как «... резкое, несмягченное,
неискаженное
выражение господства одного класса...» (Э н-г е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 37, с.
418), а в других — в нём находит отражение уровень классовой борьбы, итоги
противоборства или
компромисса социальных сил.
Марксистская классово-материалистич. трактовка П. противостоит многочисл. бурж.
учениям,
выводившим П. из природы человека (естеств. П.), «нар. духа» (историч. школа),
«идеи права» или
др. идеальных начал (неокантианская, неогегельянская, феномено-логич. школы),
психики человека
(психологич. школа), «конкретной ситуации» (экзистенциализм в П.) или вообще
отрицавших
необходимость выявления эконо-
520 ПРАВИЛО
мич. и политич. предпосылок П. (юридич. позитивизм, нормативистская школа).
Действие П. распространяется на все важнейшие сферы обществ. жизни. Оно
закрепляет отношения
собственности, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его
продуктов между
членами общества (гражд. П., трудовое П.); регламентирует организацию и
деятельность гос.
механизма (консти-туц. П., адм. П.), определяет меры борьбы с посягательствами
на существующие
обществ. отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное П., процессуальное
П.),
воздействует на мн. формы межличностных отношений (семейное П.). Особой ролью и
спецификой
отличается междунар. П., создаваемое путём соглашений между гос-вами и
регламентирующее
отношения между ними.
Выступая как важное и необходимое орудие гос. управления, как форма реализации
гос. политики, П.
одновременно является важным показателем положения личности в обществе и гос-ве.
Права,
свободы и обязанности человека и гражданина, составляющие правовой статус
личности,— важная
составная часть П., весьма существенная для оценки развитости и демократичности
данной правовой
системы. Наличие П. означает, что большой круг обществ. отношений принимает
характер правовых
отношений, в к-рых их участники являются носителями юридич. прав и обязанностей.
С наличием П.
в обществе неразрывно связана особая форма обществ. сознания — правосознание.
П. обладает большим потенциалом воздействия на жизнь общества. Он особенно
значителен, когда
П. действует в том же направлении, в каком идёт общий ход обществ. развития.
Реакц. гос. власть
может с помощью законодательства и др. правовых мер пытаться затормозить ход
обществ. развития,
что часто влечёт за собой расхождение закона и П. — «правонарушаю-щее
законодательство», не
считающееся с достигнутым данным обществом уровнем правового развития.
Исторически, однако,
рамки действия П., тормозящего эволюцию данного общества или же, наоборот,
пытающегося
перешагнуть через необходимые этапы развития, оказываются, как правило,
недолговременными.
В рабовладельч. и феод. формациях П. открыто закрепляет классовые и сословные
привилегии,
внеэко-номич. принуждение (рабовладение, крепостное П.), использует жесточайшие
санкции для
охраны экономич. и политич. всевластия рабовладельцев и феода-лов. Вместе с тем
уже в античности
(римское П.) были разработаны правовые формы товарообмена, впоследствии
приспособленные к
потребностям бурж. способа произ-ва (рецепция римского П.), получила развитие
теоретико-
правовая мысль (см. Философия права).
При бурж. строе резко возрастает роль П., правовой идеологии, юридич. профессий.
Отношения