<< Пред.           стр. 28 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Родоначальником Б.
 является Э. Торн-дайк. Программа Б. и сам термин были впервые предложены
 Уотсоном (1913). На
 формирование науч. основ Б. большое влияние оказали работы Бехтерева и Павлова.
 Согласно Б., у человека при рождении имеется относительно небольшое число
 врождённых схем
 поведения (дыхание, глотание и т. п.), над к-рыми надстраиваются более сложные
 процессы, вплоть
 до образования сложнейших «репертуаров поведения» (Скиннер). Удачная реакция
 закрепляется и
 впредь имеет тенденцию к воспроизведению — «закон эффекта». Закрепление реакций
 подчиняется
 «закону упражнения», т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в
 ответ на одни и те же
 стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Для объяснения того,
 ка-
 ким образом выбирается данная реакция в ответ на данное воздействие, Торндайк
 выдвинул принцип
 «проб и ошибок», согласно к-рому выработка всякой новой реакции начинается со
 слепых проб,
 продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведёт к положит. эффекту.
 Наивысшего развития Б., в его классич. форме, достиг в 20-х гг. Оси. идеи,
 методики исследования и
 термины Б. были перенесены в антропологию, социологию, педагогику. В США эти
 науки,
 объединяемые изучением поведения, получили общее назв. бихевио-ральных наук; это
 назв.
 сохраняется и до сих пор, хотя теперь в большинстве случаев оно уже не выражает
 непосредств.
 влияния идей Б. После 2-й мировой войны традиции Б. были продолжены в ряде
 исследований по
 машинному переводу, а также в амер. концепциях т. н. программированного обучения
 (Скин-нер).
 Осуществлённый Б. поворот к объективному изучению психики, разработанные им
 новые методики
 эксперимента, широкое привлечение в психологию мате-матич. средств составили
 сильную сторону
 Б. Однако в сов. и зарубежной психологии Б. был подвергнут серьёзной критике
 (она была начата
 гештальтпсихо-логией и продолжена в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна,
 Ж. Пиаже и
 др.) за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как сознание,
 мышление, воля и
 т. д., за игнорирование социальной природы психики, за примитивизацию вследствие
 этого
 поведения человека и в конечном счёте за утрату собственного предмета психологии
 (см.
 Необихевиоризм).
 * У о т с о н Дж. Б., Бихевиоризм, в кн.: БСО,т. 6, М., 1927; Экспериментальная
 психология, сост. П. Фресс и Ж. Пиаже,
 пер. с франц., в. 1—2, М., 1960, гл. 1; Я ? о ш е в-с к и и М. Г., История
 психологии, ?., 19762, гл. 12; Хрестоматия по
 истории психологии, М., 1981), раздел 1.
 БЛАГО в этике и философии, то, что заключает в себе определ. положит. смысл. В
 антич. этике Б.
 трактовалось различно: как наслаждение (ки-ренская школа, эпикуреизм) или
 воздержание от
 страстей (киники), как добродетель в смысле господства высшей, разумной природы
 над низшей
 (Аристотель, стоицизм) и т. д. Аристотель различает блага трёх родов: телесные
 (здоровье, сила и т.
 п.), внешние (богатство, честь, слава и т. п.) и душевные (острота ума, нравств.
 добродетель и т. п.).
 У Платона и в аятич. платонизме Б. отождествляется с высшей ступенью в иерархии
 бытия (единое —
 в неоплатонизме). В ср.-век. схоластике, перерабатывавшей идеи антич. философии
 на основе
 принципов христ. теизма, в качестве высшего Б. (лат. summum bonum) выступает
 бог, являющийся
 источником всех Б. и конечной целью человеч. устремлений.
 Новоевроп. философия подчёркивает роль субъекта в определении чего-либо как Б.
 (Гоббс, Спиноза:
 Б. есть то, к чему стремится человек, то, что ему нужно). Другим характерным
 явлением новоевроп.
 этики является утилитаристское истолкование Б., сведение его к полезности (см.
 Утилитаризм).
 В дальнейшем понятие Б. постепенно утрачивает своё значение и с сер. 19 в.
 вытесняется понятием
 ценность. В более узком, собственно этич. смысле слова понятие Б. синонимично
 понятию добра
 (см. Добро и зло).
 БЛАГОЕВ Димитр (14.6.1856, Загоричане, — 7.5.1924, София), болг. марксист,
 организатор болг.
 социалис-тич. движения, инициатор создания Болг. с.-д. партии (1891), основатель
 и руководитель
 Болг. коммунистич. партии, деятель междунар. коммунистич. движения. Учился в
 Петерб. ун-те
 (1880—85). Под влиянием изучения «Капитала» К. Маркса Б. включился в пропаганду
 науч.
 социализма; создал первую в России с.-д. группу (1883), к-рой принадлежит высоко
 оценённая В. И.
 Лениным заслуга издания первой нелегальной газеты («Рабочий») в обоснование
 первой с,-д. про-
 граммы. Высланный за революц. деятельность из России, Б. развернул в Болгарии
 социалистич.
 пропаганду. В 1898—1023 редактировал и издавал журн. «Ново време». Б. заложил
 основы развития
 в Болгарии марксистско-ленинской философии и социологии, марксистской
 экономической и
 исторической мысли и литературоведения.
 • Съчинения, т. 1—20, София, 1957—04; Кратки бележки из моя живот, София, 19776;
 в рус. пер,— Что такое социализм
 и имеет ли он почву у нас?— Марксизм или бернштейнианство?— Оппортунизм или
 социализм?— К марксизму?—
 Диктатура или демократия?, М., I960; Краткие записки о моей жизни, М., 1981.
 • Христов X., В а с и л е в К., Димитр Б. (биогр. очерк), пер. с болг., М.,
 1958; Шеста ков n.M., Борьба Димит-ра Б. за
 идеи науч. коммунизма, М., 1972; Димитр Б.— выдающийся теоретик и революционер.
 Сб. ст., М., 1977; К а р а к о л о в
 Р., Философсиите възгледи на Димитър Благоев, София, 1974.
 БЛОНДЕЛЬ (Blondel) Морис (2.11.1861, Дижон, — 4.6.1949, Экс-ан-Прованс), франц.
 философ-
 идеалист, представитель спиритуализма. Ученик А. Бергсона и приверженец католич.
 модернизма, Б.
 в рамках то-мизма выступал против абсолютизации рационального начала. Критикуя
 абстрактное
 рассудочное мышление, Б. трактовал разум не только как логич. операцию, но и как
 нечто
 переживаемое, имеющее в своей основе внутр. духовное движение. Сочетание разума,
 рассмат-
 ривающего мир явлений, и религ. откровения, направленного на сверхприродный мир,
 раскрывает
 человеку смысл его жизни и высшие религ. ценности. Гл. выражение человеч.
 сущности Б. видел в
 действии, ценность к-рого ставил в зависимость от служения жизненной практике —
 достижения
 всеобщего счастья. Волюнтаристич. трактовка Б. действия как волеизъявления,
 формирующего
 личность, предвосхищала разработку проблемы выбора в экзистенциализме.
 • La pensie, t. 1 — 2, P.,1934; La philosophic et l'esprit chritlen, t. 1—2, P.,
 1944—40; L'etre et les ftres, P., 1963; Carnets inti-
 mes, t. 1—2, P., 1961 — 60.
 • История философии, т. 6, ч. 2, M., 19G5, с. 73—74; Кузнецов В. Н., Франц.
 бурж. философия 20 в., М., 1970; L а с-roix
 J., M. Blondel, Р., 1963; Т г е s m o u t a n t C., Introduction a
 lamotapliysique deM. Blondel, P., [1963]; P i l k i n g-t o n A. K.,
 Bcrgson and his influence. A reassessment, Oamb. la. ?.], 1976.
 БЛОХ (Bloch) Эрнст (8.7.1885, Людвигсхафен, — 4.8.1977, Тюбинген), нем. философ,
 ревизионист.
 В 1933 эмигрировал в США, в 1948—61 работал в ГДР, затем эмигрировал в ФРГ.
 Претендуя на «дополнение» марксизма «филос. антропологией», Б. выдвинул т. н.
 философию
 надежды, в к-рой рассматривал человека — абстрактного, освобождённого от
 социальных связей и
 отношений — как цель мира и исходный пункт философии. Его жизнь, по Б.,
 определяется
 побуждениями и инстинктами, главными из к-рых являются голод и возникающая из
 стремления к
 его удовлетворению надежда. Такая интерпретация человека приводит Б. к
 антропоморфизму и
 телеологизму. Мировое развитие ои характеризовал как процесс движения к
 конечному состоянию
 совершенства — совпадению «сущности» и «основания». Развитие, по Б., совершается
 по след,
 схеме: «ничто» или «нет» (недостаток) — в начале и «всё» — в конце. Между «нет»
 и «всем»
 находится «ещё нет» — стадия становления, «осуществления». Источником развития
 оказывается
 присущий миру «недостаток», а порождаемая им надежда ойтологизируется и
 превращается в «ос-
 новное определение объективной действительности вообще» («Das Prinzip Hoffnung»,
 Bd l, В., 1954,
 S. 17). Природа для Б. — это «проблема субъекта». Он считал «догматизмом»
 признание
 независимой от человеч. сознания материи, к-рую сводил к взаимодействию субъекта
 и объекта, духа
 и вещества. Согласно Б., в конечном состоянии мира прекращается всякое развитие
 и движение,
 исчезает материя. Это — царство покоя, абс. истины в свободы.
 БЛОХ 55
 Понимание Б. историч. процесса пронизано духом утопизма. Понятие закономерностей
 обществ.
 развития вытесняется понятием «тенденции», характеризующим движение человечества
 к будущему
 как к месту своего совершенства, «царству спасения»; вся конкретная история
 рассматривается Б. с т.
 зр. этой имманентно присущей ей цели. Её содержанием оказывается реализация
 функции т. н.
 утопич. мышления, порождённого надеждой на лучшее будущее и направленного на его
 предвосхищение. Под этим углом зрения Б. анализировал не только филос. системы и
 историю
 культуры, но и реальную борьбу классов и освободит. движения.
 Понятие утопии — одно из центральных в системе Б. Он выдвигал задачу соединения
 науки с
 утопией и трактовал марксизм как «конкретную», подтверждённую фактами утопию,
 утверждая, что
 центр. пунктом взглядов К. Маркса является утопия о неотчуждённом, цельном
 человеке. Подвергая
 романтич. критике капитализм, Б. выступал и против реального социализма,
 утверждая, что он не
 соответствует идеалу Маркса; пути реализации этого идеала он видел в моральном
 обновлении душ,
 к-рое должно заменить собой социальные преобразования.
 Философия Б. эклектична. В ней прослеживается влияние Шеллинга и нем.
 романтиков, Гегеля,
 Фрейда, экзистенциализма и др. Труды Б. пронизаны противоречием между
 субъективными
 намерениями автора (Б. неоднократно выступал против фашизма, милитаризма, реакц.
 империалистич. идеологии) и объективными результатами их осуществления. Он
 стремился дать
 новое обоснование гуманизму, реализации исконных идеалов человечества, но
 остался на позициях
 абстрактного гуманизма, мелкобурж. утопич. сознания.
 * Erbschaft dieser Zeit, Z., 1935; Das Prinzip Hoffnung, Bd 1—3, В., 1954—59;
 Wissen und Hoffen, B.,1955; Revision des
 Marxismus, B., 1956; Tubinger Einleitung in die Philosophie, Bd 1—2, Fr./M.,
 1968"; Geist der Utopie, Fr./M., 1964; Atheismus
 in Christentum, Fr./M., 1969; Subjekt—Objekt. Erlauterungen zu Hegel, Fr./M.,
 1971; Revolution der Utopie, Fr./M.—N. Y.,
 1979.
 БОAC (Boas) Франц (9.7.1858, Минден, Вестфа-лия,— 21.12.1942, Нью-Йорк), амер.
 этнограф,
 антрополог и лингвист; основатель амер. культурной антропологии. Историко-филос.
 концепции Б.,
 послужившие основой историч. школы в амер. этнографии, складывались под влиянием
 позитивизма
 и неокантианства. Б. отделял философию истории от историографии, к-рую
 истолковывал как
 описательную, фактособи-рающую науку, и придавал первой главное значение. Он
 противопоставлял
 «логич.» способ науч. исследования естеств. наук и «эмпирический», присущий
 истории, где каждое
 отд. явление заслуживает внимания. Смешивая позитивистские схемы Спенсера,
 концепцию Л. Г.
 Моргана и марксизм и определяя их как «однолинейный эволюционизм», Б.
 противопоставлял
 «сравни-тельно-историч. методу эволюционистов» свой «историч. метод», к-рый
 состоит в изучении
 «динамич. изменений» в отд. обществах, в необходимости конкретного и
 всестороннего изучения
 отд. народа, его языка, культуры, антропологич. типа.
 Культуру Б. вначале трактовал как случайное сочетание элементов, следствие
 диффузии и
 аккультурации, и, хотя позже пришёл к её пониманию как целостности, отрицание
 причинной
 обусловленности явлений культуры пометало ему до конца преодолеть атомистич.
 представления.
 Учение Б. об относительности всех морально-оценочных критериев и о несравнимости
 культурных
 ценностей разных народов привело его к отрицанию критериев историч. прогресса и
 возможности
 периодизации истории общества. С этих позиций культурного релятивизма он
 выступал как против
 «стадий развития», эт-нич. эпох Л. Г. Моргана, так и против марксистской
 концепции общественно-
 экономич. формаций.
 56 БОАС
 Признавая ценность конкретных лингвистич., ант-ропологич. и археология,
 исследований Б., а
 также его критику расистских теорий Ж. Гобино, марксисты подвергли критике его
 общеисторич.
 концепции.
 • Anthropology and modern life, N. ?., 1929; в рус. пер.— Ум
 первобытного человека, М.— Л., 1926.
 * Токарев С. А., История зарубежной этнографии, М., 1978;
 Петрова -Аверкиева Ю. П., История тео-ретич.
 мысли в амер. этнографии, М., 1979.
 БОГ, в религ. представлениях высшее сверхъестеств. существо, верховный предмет
 религ. культа.
 Представление о Б. как о личном и сверхприродном является определяющим признаком
 теизма. В
 противоположность этому в пантеизме Б. выступает как безличная сила, присущая
 природе, а подчас
 и тождественная ей. В деизме Б. представляется первопричиной, создателем мира,
 но этот мир
 развивается далее по своим естеств. законам. В дуалистич. др.-иран. религии
 маздеизма образу
 светлого Б.— Ахурамазды — противостоит фигура тёмного и злого божества — Анхра-
 Майнью. В
 религиях Др. Китая, Кореи, Японии, Индии, Др. Востока и др. политеистич.
 религиях фигурирует
 сонм богов, один из к-рых обычно выступает как главный, наиболее могущественный,
 напр. Зевс у
 древних греков. В индуизме и нек-рых др. религиях нет такого ярко выраженного
 возвышения
 одного Б. над другими: наряду с «великими» богами здесь нередко почитаются и
 второстепенные,
 низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов. В монотеис-тич.
 религиях вера в
 единого и всемогущего бога — гл. религ. догмат.
 Образы богов прошли длит. путь развития, отражая историч. эволюцию почитающих их
 народов. В
 ранних формах религии ещё нет веры в богов, а есть поклонение неодушевлённым
 предметам (см.
 Фетишизм), вера в духов, демонов (см. Анимизм) и т. п. С разложением
 первобытнообщинного
 строя, с развитием племенных объединений возникает образ племенного Б. Это
 прежде всего бог-
 воитель, предводитель своего племени в борьбе с др. племенами и их богами, напр.
 Ашшур у
 ассирийцев, Яхве у др.-евр. племенного союза Израиль. У мн. оседлых народов при
 образовании
 горо-дов-гос-в эти боги превращались в богов-покровителей города: Энлиль — бог
 Ниппура, Мардук
 — Вавилона и др. у древних шумерийцев и вавилонян; бог нома Гор — Эдфу, Пта —
 Мемфиса,
 Амон — Фив и др. у египтян; Афина Паллада — богиня Афин, Гера — Микен, Асклепий
 — бог
 Эпидавраи др. у греков. С объединением неск. племён или городов вокруг наиболее
 сильного

<< Пред.           стр. 28 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу