<< Пред. стр. 294 (из 449) След. >>
?., Категория тождества и её модели, в кн.: Кибернетика и диалектика, М., 1978.РАВНОВЕСИЯ ТЕОРИЯ, название ряда немарксистских социально-историч. концепций, к-
рые
пытаются объяснить процессы развития и функционирования общества или его
элементов на основе
принципа равновесия, заимствованного из естествознания. Эти концепции не
представляют собой
теории в строгом смысле слова; понятие равновесия используется здесь именно в
качестве общего
объяснит. принципа.
Попытки рассмотреть общество как равновесную систему впервые возникают в европ.
социальной
науке в 17 в. под влиянием бурно развивавшегося меха-нистич. естествознания
(Спиноза, Гоббс,
Лейбниц). Рассматривая социальные проблемы с позиций «социальной физики»,
«механики
страстей», мыслители той эпохи были склонны проблемы обществ. порядка сводить к
существованию равновесия между частями общества, напоминающего равновесие
элементов физич.
мира. Собственно Р. т. впервые получила развёрнутое изложение в 18 в. в утопич.
построениях
Фурье, к-рый на «открытых» им способах расчёта равновесия и гармонизации
страстей основывал
свой план идеального человеч. общежития, а идею равновесия считал универсальной
для всего
мироздания.
Во 2-й пол. 19 в. идею равновесия применительно к обществ. проблемам развивали
социологи-
позитивисты Конт, Спенсер, Смолл, Уорд, для к-рых эталоном по-прежнему служило
равновесие
физич. систем. В нач. 20 в. концептуальные основания Р. т. несколько
видоизменяются под влиянием
организмич. мышления: эталоном равновесия выступает теперь не меха-нич. система,
а живой
организм, где равновесие обеспечивается за счёт сложных процессов внутр.
регуляции. Одним из
первых такой подход реализовал А. А. Богданов. В 20-х гг. ряд сов. философов-
механистов (В. Н.
Сарабьянов, И. И. Скворцов-Степанов и др.) фактически противопоставляли
положения Р. т. учению
диалектич. материализма о единстве и борьбе противоположностей, рассматривая
скачки как «про-
цессы нарушения равновесия».
С конца 30-х гг. модель динамич. равновесия берётся на вооружение мн.
представителями
структурно-функционального анализа в бурж. социологии, у к-рых идея равновесия
приобретает
консервативный идеоло-гич. смысл. Многие бурж. социологи выступают с критикой
функционалистской Р. т., отмечая, что она имеет дело лишь с идеальными
сбалансированными
системами, игнорирует внутрисистемные источники нарушения равновесия и потому
плохо
приспособлена для анализа процессов социального изменения. Эти слабости особенно
явственны в
эмпирически ориентированных направлениях социологии.
Марксизм-ленинизм принципиально отвергает Р. т. как теоретич. конструкцию,
вскрывая
консервативно-охранительские предрассудки её представителей. Вместе с тем это но
означает
отбрасывания понятия равновесия и связанного с ним понятия устойчивости: эти
понятия играют
важную эвристич. роль в изучении динамич. развивающихся систем, выступая в
качестве одной из
условных точек отсчёта; проблема заключается лишь в том, что на основе этих
понятий нельзя по-
строить целостного объяснения процессов в соответствующих системах.
• Комаров М. С., Функциональное объяснение в совр. бурж. социологии, в кн.:
Актуальные проблемы развития
конкретных социальных исследований, [М.], 1971.
РАДБРУХ (Radbruch) Густав (21.11.1878, Любек,— 23.11.1949, Гейдельберг), нем.
правовед и
социолог. Осн. соч.— «Введение в науку права» (1910, рус. пер. 1915), «Философия
права»
(«Rechtsphilosophie», 1914). Трактовка права Р. сводится к аксиологич.
конструкции неокантианского
типа (Р.— последователь ба-денской школы), согласно к-рой право может быть
понято только исходя
из априорной его идеи, определяющей его цели. В свою очередь, «идея права»
состоит из
«сопряжения» трёх осн. ценностей: справедливости, целесообразности и правовой
стабильности,
изучение к-рых и является целью «философии права» в отличие от «теории права»,
выполняющей
практич. задачи по толкованию, систематизации и т. п. действующего права.
«Философии права», по
Р., присущи аксиоматич. подход И релятивизм, к-рый Р. объявил обязат. условием
оценки не только
«идеи права», но всех политич. и правовых институтов. После 2-й мировой войны Р.
выступил сто-
ронником «возрождения» естеств. права, забвение к-рого явилось, по его мнению,
важнейшей
причиной утверждения фашизма, его тоталитарной государственности.
• Religionsphilosophie der Kultur, В., 19212 (совм. с P. Til-lich); Der Mensch
im Recht, Gott., 19612; Vorschule der
Rechtsphilosophie, Gott., I9603; Kulturlehre des Sozialismus, Fr./M., 1970V
• ? e т е p и З., Густав Р. и нек-рые вопросы релятивистской философии права, в
кн.: Против совр. правовой
идеологии империализма, М., 1962; Bonsmann Р., Die Rechts- und Staatsphilosophie
G. Radbruchs, Bonn, 19702.
РАДИКАЛИЗМ (от позднелат. radicalis — коренной, лат. radix — корень), социально-
нолитич. идеи
и действия, направленные на решит. изменение существующих институтов. Р.—
соотносит. термин,
обозначающий разрыв с признанной традицией. Исторически он применялся и к
умеренным
реформистским движениям. Так, в Великобритании термин «Р.» впервые употреблён у
противников
Билля о реформе (избирательной) 1832 и позже относился к утилитаристу И. Бентаму
и его
последователям, названным «филос. радикалами». Определение «радикальный» входит
в название
ряда центристских и левобурж. политич. партий.
В новое время Р. выступил под бурж.-демократич. лозунгами. Опираясь на доктрину
«естественного
права», прогресс разума, бурж. идеологи (Локк, Руссо и др.) доказывали
необходимость радикальной
замены «неестественных» социальных условий и обычаев новым рациональным
порядком.
Основатель анархизма У. Годвин обосновывал ненужность сложных обществ.
институтов и
ограничений тем, что человек в естеств. состоянии — сам по себе воплощение
разума и свободы. Для
Р. эпохи Просвещения типичен отвлечённый морализм, антиисторич. утопизм,
противопоставление«неразумной» историч. действительности здравых, «естественных»
понятий и
простых решений и правил. Наиболее решительно пытался практически воплотить
идеалы
Просвещения франц. политич. Р. в лице якобинцев. Просвещение наиболее полно
выявило осн.
черты бурж. Р. Он опирается на рационалистич. редукцию, упрощение, истолкование
всех аспектов
историч. и бытовой жизни в свете исходного абстрактного принципа, идеала,
моральной оценки или
на критерий пользы (Бен-там). Рационализм Р.—не научный, а спекулятивный,
разрушительный и
нигилистический. Дли совр. P. также характерны рассудочный догматизм и утопизм,
нечув-
ствительность к конкретной ситуации, склонность к «простым» решениям и крайним
средствам. Эти
черты Р. продемонстрировали «новые левые», последователи Маркузе, для к-рого
между «разумной
действительностью», «иным миром» будущего и настоящим нет никакой связи, и
потому первым
шагом в реализации проекта будущего является нигилистич. «Великий отказ» от
эмпирич. данности
бурж. мира.
Для совр. Р. (экстремизма) характерны выбор, отстаивание и применение в решении
теоретич. и
практич. социальных проблем крайних насильств. методов и средств, чаще всего не
соответствующих поставленным целям.
Общим социально-психологич. и классовым источником как теоретич., так и политич.
Р. является
мел-кобурж. стихия, особенно в кризисные переходные историч. периоды, когда
возникает угроза
существованию, традициям и укладу тех или иных составляющих её слоев и групп.
Политич.
экстремистов прошлого века К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали как
«заговорщиков по
профессии», всегда стремящихся «...опережать процесс революционного развития,
искусственно
гнать его к кризису, делать революцию экспромтом, без наличия необходимых для
нее условий»
(Соч., т. 7, с. 287-88).
В новейшее время радикальные умонастроения чаще всего воспроизводит
деклассированная
люмпен-интеллигентская среда. Ещё в начале века В. И. Ленин отметил, что
«...идет нарождение и
развитие "нового среднего сословия", как говорят немцы, нового слоя мелкой
буржуазии,
интеллигенции, которой тоже все труднее становится жить в капиталистическом
обществе и которая
в массе своей смотрит на это общество с точки зрения мелкого производителя»
(ПСС, т. 7, с. 213—
14). Совр. этап науч.-технич. революции в условиях гос.-монополистич.
капитализма вызвал значит.
рост числа лиц умств. труда и студенчества, сопровож-
РАДИКАЛИЗМ 559
дающийся ухудшением социального положения, падением престижа и «люмпенизацией»
широких
групп интеллигенции. Состояние всеобщей неуверенности и нестабильности создаёт
благоприятную
социально-психо-логич. почву для Р., возникновения ультралевых и ультраправых
идей,
сопровождающихся соответствующими действиями. При этом с т. зр. применяемых
средств в общем
антидемократизме сходятся и правые и левые радикалы. Двусмысленность мелкобурж.
революционности, вытекающая «из промежуточного» (между пролетариатом и
буржуазией)
социального положения «новых средних слоев», гл. носителей её идеологии,
вызывает, по
выражению Ленина, «шара-хание» от революц. политич. Р. к смыканию с крайне
правыми силами и
устремлениями. По этим же причинам обычно сходны социальные последствия
консерва-тивно-
охранит. Р. (напр., клерикально-инквизиторского террора) и леворадикальных
эксцессов (террор
левацких группировок).
• К p а с и н Ю. А., Рабочий класс и мелкобурж. Р., «Рабочий класс и совр. мир»,
1973, № 1; Ч е p к а с о в И. И.,
Марксисты США о кризисе мелкобурж. Р., «США», 1973, № 2; Давыдов Ю. Н., Критика
социально-филос. воззрений
Франкфуртской школы, М., 1977; С о p е л ь Ж., Размышления о насилии, пер. с
франц., М., 1907; W o l f f R. Р., M o o r е
В., M a r с и-s е Н., A critique of pure tolerance, [Boston, 1969]. А. Д.
Ковалёв.
РАДИЩЕВ Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва,—12(24).9.1802, Петербург],
рус.
писатель, философ-материалист, родоначальник революц. традиции в России. Учился
в Лейпцигском
ун-те (1766—71). Развивая идеи Мабли, Гельвеция, Дидро, Рейналя, Руссо, Р. дал
революц.
интерпретацию теории естественного права, В примечании к «Размышлениям о греч.
истории»
Мабли (1773) Р. осуждал самодержавие как «наипротивнейшее человеч. естеству
состояние». В «Пи-
сьме к другу, жительствующему в Тобольске» (1782, опубл. 1790) Р. утверждал, что
цари никогда не
поступятся своей властью ради «вольности». Ода Р. «Вольность» (1783) прославляла
«великий
пример» Кромвеля, казнившего короля, и вооруж. борьбу амер. колонистов за
свободу. В «Житии Ф.
В. Ушакова» (1789) Р. объявил залогом освобождения «страждущего общества»
восстание
доведённого до «крайности» народа. Эта концепция получила всестороннее
обоснование на
материале рус. жизни в главном соч. Р. «Путешествие из Петербурга в Москву»
(1790). Здесь
показана бесплодность попыток помочь народу на путях просвещения монархов и
выдвинута задача
революц. просвещения народа. За издание «Путешествия» Р. был осуждён на смертную
казнь,
заменённую ссылкой в Сибирь (до 1797). В ссылке Р. написал филос. трактат «О
человеке, его
смертности и бессмертии» (1792, опубл. 1809), где столкнул диаметрально
противоположные
системы взглядов: франц. и англ. материалистов 18 в. (Гольбах, Гельвеции,
Пристли) — основанные
на опыте и доказательстве, и нем. идеалистов 17—18 вв. (Лейбниц, Мендельсон,
Гердер) —
умозрительные, смежные «воображению». Излагая материалистич. доказательство
смертности души,
Р. вместе с тем пытался использовать и диалектич. идеи Лейбница.
В основе политич. концепции Р.— обобщение важнейших событий 17—18 вв.: опыта
победоносных
революций на Западе и краха политики «просвещённого абсолютизма» Екатерины II в
России
(особенно после подавления Крест. войны 1773—75). Однако в конце жизни Р.
пережил
разочарование в результатах Великой франц. революции. Разделяя идею круговорота
«вольности» и
«рабства», он истолковал диктатуру Робеспьера как новый пример вырождения
свободы в само-
властье. Оказавшись в кон. 18 в. свидетелем крушения революц. «корабля надежды»
и видя
повторение показного либерализма в правлении Александра I, Р. покончил с собой.
560 РАДИЩЕВ
• Луппол И. К., Историко-филос. этюды, М.—Л., 1935; ? а н т и н И. К., О
материализме и идеализме в филос. трактате
Р., «ВФ», 1958, № 5; Филиппов Л. А., Шинка-рук В. И., С п е к т о ? ?. ?.,
Филос. позиция А. Н. Р. в трактате «О
человеке, его смертности и бессмертии», там же; К а р я к и н Ю. ?., ? л и м а к
Е. Г., Запретная мысль обретает
свободу. 175 лет борьбы вокруг идейного наследия Р., М., 1966.
РАДКЛИФФ-БРАУН, Рэдклифф-Враун (Radcliffe-Brown) Алфред Реджиналд (17.1.1881,
Бир-
мингем,—24.10.1955, Лондон), англ. этнограф, один из создателей «социальной
антропологии» как
теоретич. дисциплины, изучающей «примитивные» человеч. общества в их
целостности, глава
формально-структурного крыла англ. антропологич. функционализма.
Р.-Б. на основе синтеза социологизма Дюркгейма с эволюционизмом Спенсера путём
сравнит.
анализа стремился создать естеств. классификацию структур первобытных обществ.
Трактуя
социальные системы как динамич. системы человеч. взаимоотношений и видов
деятельности, он
проводил неправомерную аналогию между обществами и организмами и ориентировался
на
методологию естествознания. Р.-Б. исходил из того, что в примитивном обществе
структура социаль-
ных отношений явно выражена (и потому доступна прямому изучению) в туземной
терминологии
родства, возрастных классов и т. п., связанной с укладом взаимных ожиданий и
обязанностей.
Человеч. деятельность, по Р.-Б., объяснима в результате анализа вклада, к-рый
она вносит в
воспроизводство данного образца обществ. отношений, и исследования социальных
функций
институтов и др. структурных элементов примитивного общества. Задача структурно-
функциональ-
ного анализа — исследование таких связей между этими элементами, между осн.
институтами,
между данной структурой и процессом обществ. жизни в целом, к-рые поддерживают
целостное
существование системы примитивного общества и объясняют особенности её
функционирования.
Р.-Б. и его последователям не удалось выполнить программу строгого структурно-
функционального
описания всей системы примитивного общества в её динамике. Слабости и
ограниченность метода