<< Пред.           стр. 297 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 сознания приводит к ошибочному пониманию сознания (духа) как особой субстанции,
 находящейся в
 теле, к-рое подчиняется механич. законам. Выступая против подобной дуалистич.
 («картезианской»)
 позиции, Р. называет её «призраком духа в машине». Он считает, что всё,
 относящееся к духовной
 жизни человека, следует сводить к наблюдаемым действиям и объяснять в терминах
 поведения и
 реакций. Концепция сознания Р. в нек-рых аспектах совпадает с позицией
 бихевиоризма.
 • Philosophical arguments, Oxf., 1945; Dilemmas, Camb., 1954; The concept of
 mind, Hutchinson — L., 1959. * X и л л Т.
 И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 477—82; Богомолов
 А. С., Англ. бурж. философия XX в., М.,
 1973, с. 263 — 65, 268—74.
 РАЙХ (Reich) Вильгельм (24.3.1897, Добжциница, Галиция,—3.11.1957, Льюисбург,
 шт.
 Пенсильвания, США), австр.-амер. врач и психолог, представитель ле-
 ворадикального фрейдизма. С
 1939 жил в США. В кон. 20-х гг. пытался объединить фрейдизм с марксизмом (т. н.
 фрейдомарксизм), выступал с проповедью сексуальной революции как неотъемлемого
 элемента лю-
 бых социальных реформ, с требованием отмены всех форм «репрессивной» морали,
 упразднения
 моногамной семьи. Согласно Р., любой авторитарный обществ. строй основан в
 конечном счёте на
 сексуальном подавлении, становящемся основой характера и служащим массовым
 источником
 неврозов («Массовая психология фашизма», «Massenpsychologie des Faschismus»,
 1933). Высказал
 идею об укоренённости господствующей социальной системы в психич. структуре
 индивида, позднее
 развивавшуюся в соч. Фромма, Адорно и др.
 В учении Р. о характере последний трактуется как своего рода защитное
 образование («панцирь»),
 предохраняющее индивида как от внеш. воздействий, так и от его собств.
 подавленных влечений. В
 отличие от Фрейда Р. видит в спонтанных влечениях первичную здоровую основу,
 отрицая
 изначальное существование агрессивных и деструктивных влечений; культура, по Р.,
 не нуждается в
 подавлении и вытеснении инстинктов. Отход Р. от ортодоксального фрейдизма
 завершился его
 разрывом в 1934 с Междунар. психоаналитич. ассоциацией. Утверждая физич.
 реальность психич.
 энергии, Р. предельно расширил понятие либидо и с кон. 30-х гг. развивал
 своеобразное натурфилос.
 учение об универс. космической жизненной энергии — «оргоне».
 В 1960-х гг. идеи Р. были восприняты на Западе движением т. п. новых левых,
 объявивших его своим
 идеологом.
 • Charakteranalyse, Koln — В., 1970"; Die sexuelle Revolution, Fr./M., 197Г; Die
 Funktion des Orgasmus, Fr./M., 1972.
 • Robinson P., The Freudian left, N. Y., 1969; Mann W. E., Orgone, Reich and
 Eros. Wilhelm Reich's theory of life energy, N.
 Y., 1973.
 РАМАКРИШНА (монашеское имя; наст. имя — Га-дадхар Чаттерджи) (18.2.1836,
 Камарпукур —
 16.8.1886, Калькутта), инд. мыслитель и религиозный реформатор. В юности был
 индуистским
 жрецом. Выступил с проповедью «спасения Индии» через обращение к духовно-религ.
 опыту
 человечества. Считая, что все религии истинны и представляют собой «различные
 пути к одному и
 тому же богу», Р. проповедовал единую духовную всечеловеч. религию, безразличную
 к конкретным
 проявлениям. Филос. основа этой религии Р.— идеи веданты и тантризма; Р.
 старался объединить
 воззрения различных школ веданты (адвайта-веданта, двайта — см. Мадхва, Вишишта-
 адвайта),
 представляя их в виде различных ступеней постижения первичной реальности.
 Признавая в качестве
 этой реальности брахмана, лишённого внутр. различий (концепция Шанкары), Р.
 отвергал т. зр.
 Шанкары об иллюзорности эмпирич. мира: по Р., эмпирич. мир столь же реален, как
 и брахман,
 возникая из него в результате эволюции. Это вело Р. к провозглашению своего рода
 пантеизма («всё
 живое есть бог») и, в частности, возмож-
 ности полного тождества брахмана и человека. Путём к реализации божеств. начала
 Р. считал
 практич. выполнение религ.-этич. предписаний, составляющее, по его мнению,
 сущность духовной
 религии; содержащийся в них идеал отречения идентичен у Р. с исполнением своих
 обязанностей.
 Жизнь Р. явилась примером воплощения проповедуемых им принципов; взгляды Р.
 оказали значит.
 влияние на идеологию индуизма нового времени, став существ. компонентом
 идеологии инд.
 национализма. Непосредств. продолжателем Р. был Вивекананда.
 • Мюллер М., Шри Рамакришна Парамагамза. Его жизнь и учение, пер. с англ., М.,
 1913; Рамакришна Б. Ш.,
 Правозвестие Р., СПБ, 1914; Р. (Биографии, очерк), М., [1915]; P о л л а н Р.,
 Жизнь Р., Соч., т. 19, М., 1936; G a m h h i r
 а-n a n d a S., History of the Ramakrishna math and mission, Calc., 1957; Nehru
 J., Sri Ramakrishna and Swami Viveka-nanda,
 Gale., 19603.
 РАМАНУДЖА (р. ок. 1017, Шриперумбудур, Юж. Индия), инд. религ. мыслитель,
 основатель и
 крупнейший представитель вишишта-адвайты — разновидности веданты. Р. принадлежат
 комментарии к «Брахма-сутре» Бадараяны (рассматривался в вишнуизме как осн.
 толкование учения
 веданты) и к «Бхагаватгите», а так-жe «Ведантасара», «Ведартхасанграха»,
 «Ведантадипа». Как и
 Шанкара, Р. развивал веданту в монистич. направлении, однако, принимая учение
 упанишад о со-
 творении мира и признавая брахман как высшую и единую абс. реальность, Р. в
 отличие от Шанкары
 полагал, что брахман охватывает и лишённую сознания материю, и обладающие
 сознанием
 индивидуальные души, причём то и другое реально как часть брахмана, им
 управляемая, как его
 тело, однако не тождественно ему. Существование материи и индивидуальных душ не
 может
 объясняться иллюзией (майей). Развитый Р. вариант веданты, допускающий, что
 высший и единый
 брахман проявляется во множестве форм, явился реакцией на адвайта-веданту,
 фактически
 разорвавшую связь между брахманом и индивидуальными душами, с одной стороны, и
 между богом
 и его адептами — с другой.
 Мир, по Р., создан богом из лишённой сознания материи — пракрити. Приведённая в
 движение, эта
 недифференцированная тонкая материя образует огонь, воду и землю, в к-рых
 присутствуют три
 качества — гуны. Из смешения трёх тонких элементов образуется весь мир объектов,
 к-рый столь же
 реален, как и брахман. Майя — это лишь способность бога создать нечто
 необыкновенное; нередко
 майя обозначает и творч. потенции пракрити. Особое место в комм. Р. к «Брахма-
 сутре» занимает
 критика учения Шанкары об иллюзии и утверждение истинности всякого познания: то,
 что
 воспринимается, реально; то, чего реально нет, не воспринимается. Ошибки в
 восприятии (напр.,
 принятие верёвки за змею) основаны на смешении объектов, обладающих сходным
 составом
 элементов (так, и змея и верёвка возникли из смешения огня, воды и земли). Когда
 мира и объектов
 нет (до начала творения или при его распаде), материя и душа пребывают в
 брахмане в
 недифференциров. виде и сам брахман остаётся непроявленной причиной;
 дифференциация объектов
 и душ выявляет брахман как результирующую сущность. Учение Р. признаёт
 бесконечное число
 положит. качеств бога (всемогущество, абс. знание, милосердие и т. п.), и в
 отличие от
 непроявленного брахмана ад-вайты-веданты бог понимается как проявленное действие
 и является
 объектом почитания.
 Душа, по Р., представляет собой бесконечно малую извечную субстацию; внутр.
 свойством её
 является никогда не покидающее её сознание (при любых условиях душа созпаёт себя
 как «Я»).
 Зависимость души определяется привязанностью к телу, в к-ром она воплощена, и
 проявляется в
 незнании (результат её кармы): душа отождествляет себя с телом, привязывается к
 земным утехам,
 жаждет чувств. удовольствий и т. п. Знание, открываемое ведантой, как и испол-
 нение ритуалов, ведёт к изживанию кармы, уничтожению зависимости от тела и
 освобождению;
 душа становится подобной божеству, исполненной свободы, радости и любви, хотя и
 не соединяется
 с богом, ибо конечное и бесконечное несоединимо (отношение бога и «Я», по Р.,
 это отношение
 тождества и различия). Учение Р. имело широкий отклик в Индии и вынудило
 последователей
 Шанкары уточнить позиции адвайты-веданты.
 * Badarayana. The Vedanta-Sutras, Oxf., 1904 (The Sacred Books of the East, v.
 48); Sri-brashya by Ramanujacharya, ed. with
 notes in Sanskrit by Vasudev Shastri Abhyakar, v. l—2, Bombay, 1914—16; Sri
 bhasya of_ Ramanujacharya, ed. by J. J.
 Johnson, Benares, 1915; Ramanuja's Commentary on_the Bhagavadgita, ed. by
 Gpdindacarya, Hyderabad, 1930; Ramanuja's
 Vedarthasamgraha, introd., critical ed., transl. by J. A. B. van Buitenen,
 Poona, 1956; Ramanuja's Vedantadipa..., hrsg. v. A.
 Hohenberger, Bonn, 1964.
 • Чаттерджи С., Д а т т а Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954;
 Радхакришнан С,, Инд. философия, пер. с
 англ., _т. 2, М., 1957; Raghavachar S. S., Introduction to vedanta Sangraha,
 Mangalore, [1957]; Hohenberger A., Ramanuja. Ein
 Philosoph indischer Gottesmystik, Bonn, 1960; Yamunacharya M., Ramanuja's
 teachings in liis own words, Bombay, 1963; M u
 r t h у H. V. S., Vaisnavism if Samkaradeva and Ramanuja, Delhi, 1973; Carman J.
 B., The theology of Ramanuja, New Haven
 — L·., 1974; R a m a i a h G. S., Brahman. A comparative study of the
 philosophies of Sankara and Ramanuja, Waltair, 1974;
 Dasgupta S., A history of Indian philosophy, V. 3, Delhi, 1975. РAME (Ramee)
 Пьер де ла (латинизиров. Петрус Ра-мус,
 Petrus Ramus) (1515, Кю, Вермандуа,— 26.8.1572, Париж), франц. гуманист,
 философ, логик. За борьбу против
 схоластики был отстранён от преподавания в Парижском ун-те (1544), но в 1551
 назначен проф. Коллеж де Франс.
 Приняв в 1561 кальвинизм, был вынужден бежать из Франции (1568). Читал лекции в
 Гейдель-берге. Затем возвратился
 в Париж. Был убит на третий день после Варфоломеевской ночи.
 В магистерской диссертации (1536) и в последующих работах Р. выступил с резкой
 критикой
 схоластич. аристотелизма («Всё, что сказано Аристотелем, ложно»). В своей
 философии Р. отстаивал
 приоритет разума перед авторитетом. Схоластике, с её отвлечёнными спекуляциями,
 Р.
 противопоставлял идею логически обоснованного и практически ориентированного
 метода, т. н.
 искусства изобретения. По мысли Р., средством создания такого метода должна
 служить «новая»
 логика, к-рая призвана изучать «естеств. процесс мышления». Под влиянием идей
 Цицерона Р.
 выступал за сближение логики с риторикой. Логич. взгляды Р. оказали воздействие
 на Лейбница и
 логику Пор-Рояля. «Диалектика» P. («Dialectique», 1555) — первая филос. книга на
 франц. языке.
 • Dialecticae institutiones.— Aristotelicae animadversiones, Sttutg., 1964;
 Scholarum metaphysicarum libri quatuordecim, P.,
 1965.
 • История философии, т. 2, M., 1941, с. 37—38; D e s m a z е C h., P. Ramus. Sa
 vie, ses ecrits, sa mort, P., 1864; H o o y-k a a
 s R., Humanisme, science et reforme. Pierre de la Ramee, Leyde, 1958; O n g W.
 J., Ramus. Method and the decay of dialogue,
 Camb. EMass.l, 1958 (библ.).
 РАСИЗМ, совокупность антинауч. концепций, основу к-рых составляют положения о
 физич. и
 психич. неравноценности человеч. рас и о решающем влиянии расовых различий на
 историю и
 культуру общества. Для всех разновидностей Р. характерны человеконенавист-нич.
 идеи об
 исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из к-рых первые якобы
 являются единств.
 создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к
 созданию и даже
 усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации.
 Представления о природном неравенстве рас возникли в рабовладельч. обществе. В
 средние века ут-
 верждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью» призваны были
 оправдать сословное
 неравенство. В 16—18 вв., когда европ. гос-ва впервые за-хватили колонии, Р.
 служил целям
 бесчеловечной экс-
 РАСИЗМ 565
 плуатации, а часто и обоснованием истребления индейцев Америки, африканцев, мн.
 народов Юж.
 Азии, Австралии и Океании.
 В сер. 19 в. появились первые обобщающие «труды» по Р. В соч. «Опыт о
 неравенстве человсч. рас»
 («Essai sur l'inegalite des races Jiumainos», t. l — 4, 1853—55) Гобино объявил
 «высшей» расой
 светловолосых и голубоглазых арийцев, к-рых он считал создателями всех высоких
 цивилизаций,
 сохранившихся в наиболее «чистом» виде среди аристократии герм. народов. Теория
 Гобино, осн. на
 неправомерном отождествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем мн.
 расистских
 концепций. В США Д. Нотт и Д. Глиддон в кн. «Типы человечества» («Types of
 mankind», 1865)
 пытались доказать расовую неполноценность негров. В дальнейшем расистские идеи
 тесно пе-
 реплелись с социальным дарвинизмом (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании, Ж.
 Лапуж во
 Франции, Л. Вольтман, X. Чемберлен и О. Аммон в Германии, М. Грант в США и др.).
 В своих построениях социал-дарвинисты широко использовали мальтузианство, а
 также положения
 евгеники для обоснования превосходства наследств. свойств господствующих классов
 по сравнению
 с трудящимися. Все эти утверждения получили распространение в эпоху империализма
 в
 Великобритании, Германии и США.
 После 1-й мировой войны гл. обр. в Германии в ре-акц. кругах приобрёл
 популярность «нордич.
 миф» о превосходстве над всеми другими расами сев., или нордийской, расы, якобы
 связанной
 генетически с народами, говорящими на герм. языках. Этот вариант Р., восходящий
 к концепциям
 Гобино и Лапужа, пропагандировался в сочинениях мн. нем. лжеучёных, откровенно
 поддержавших
 нацизм (X. Гюнтер и др.). В годы гитлеровской диктатуры в Германии Р. стал офиц.
 идеологией
 фашизма.
 Разгром фашизма нанёс Р. и его кровавой практике сокрушит. удар. После 2-й
 мировой войны
 сторонники Р. пытаются использовать тесты умств. способностей разных расовых
 групп с целью
 «доказать» их психич. неравноценность (амер. психологи Г. Гарретт, О. Шай, Н.
 Дженсон и др.). В
 действительности результаты тестов предопределяются не расовой принадлежностью
 исследуемых,
 но их социальным положением, условиями труда и быта.
 Р. используется в совр. капиталистич. странах (особенно в ЮАР) для оправдания
 расовой
 дискриминации, сегрегации, а во многих случаях и геноцида. В США усиливается
 борьба с теорией и
 практикой Р. как негров и индейцев, так и прогрессивных слоев белых американцев.
 Антинауч. миф о
 существовании единой мировой еврейской нации взят на вооружение сионизмом.
 Фактич. материалы, накопленные различными обществ.
 и естеств. науками, антропологией, этнографией и др. дисциплинами, изучающими
 расы и народы,
 показали полную несостоятельность Р. Все морфоло-гич. и физиологич. признаки, по
 к-рым
 выделяются расы, малосущественны для общей биологич. эволюции и историч.
 развития

<< Пред.           стр. 297 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу