<< Пред. стр. 301 (из 449) След. >>
последовательной партийности.Социальная почва Р. исторически изменчива. Но подъём реалистич. иск-ва, как
правило, совпадает с
периодами широких связей художеств. культуры с нар. массами. Это не означает,
что Р. всегда
выражает не-посредств. интересы трудящихся. Однако поскольку именно Р. доступен
разносторонний охват жизни народа, важных обществ. вопросов, ему в высокой мере
присуще
качество народности.
Поскольку любая историч. форма Р. более всего открыта определ. сторонам и
аспектам
действительности, чутка к тем или иным граням идеологии и психологии своей
эпохи, она неизбежно
оказывается исторически ограниченной. И эта ограниченность выступает каждый раз
как внутренне
присущая ей односторонность. Так, иск-во высокого Ренессанса «слепо» к обществ.
антагонизмам и,
наоборот, особенно охотно улавливает свойственные времени утопич. мечты о
социальной гармонии.
Роман же критич. Р. 19 в., объективно проникая в жизнь бурж. общества, дал
несравненные образцы
художеств. исследования социальных антагонизмов и сложной диалектики человеч.
характеров. Т. о.,
задача анализа реалистич. иск-ва заключается не в том, чтобы механически
отграничить его от
некоего абстрактного «антиреализма». Такая позиция вульгарна и догматична.
Диалектика изучения
Р. требует раскрытия его внутр. содержания, где нерасторжимы и завоевания в
познании
действительности, и исторически обусловленная ограниченность. В этом плане и
может быть
обнаружена логика «художеств. прогресса», подводящая в конце концов к иск-ву
социалистического
реализма.
• Днепров В., Проблемы Р., Л., 1961; Иезуитов А. Н., Вопросы Р. в эстетике
Маркса и Энгельса, М.— Л., 1963; В а й м а
н С. Т., Марксистская эстетика и проблемы Р., М., 1964; Петров С. М., Реализм,
М., 1964; Николаев П. А., Р. как
теоретико-лит. проблема (к истории изучения), в сб.: Сов. литературоведение за
50 лет, М., 1967; Р. и художеств.
искания XX в. Сб. ст., М., 1969; Михайлова А., О художеств. условности,
?., 19702; Редекер X., Отражение и действие. Диалектика Р. в художеств.
творчестве, [пер. с нем.], М., 1971; Сучков Б.,
Историч. судьбы Р. Размышления о творч. методе, М., 19733; Мотылева Т.,
Достояние совр. Р., М.,1973; Фарбштейн А.
А., Теория Р. и проблемы муз. эстетики, Л., 1973; Палиевский П. В., Пути Р., М.,
1974; А у э ? б а х Э., Мимесис, пер. с
нем., М., 1976.
Г. А. Недошивин.
РЕАЛЬНОСТЬ (от позднелат. realis — вещественный, действительный), существующее в
действительности. В диалектич. материализме термин «Р.» употребляется в двух
смыслах: 1)
объективная Р., т. е. материя в совокупности различных её видов (Р.
противополагается здесь
субъективной Р., т. е. явлениям сознания); 2) всё существующее, т. е.
материальный мир и все его
идеальные продукты. Критерием Р. объектов, процессов, событий, фактов, свойств и
т. д. является
обществ. практика.
РЕВИЗИОНИЗМ (от позднелат. revisio — пересмотр), антинауч. пересмотр положений
марксизма-
ленинизма;
572 РЕАЛЬНОСТЬ
оппортунистич. направление внутри революц. рабочего движения, к-рое под
предлогом творч.
осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных,
подтверждаемых
практикой положений марксистской теории (см. также Оппортунизм).
Различают Р. справа, к-рый заменяет марксистские положения бурж.-реформистскими
взглядами, и
Р. «слева», подменяющий их мелкобуржуазными, анархистскими, волюнтаристскими
установками.
По своему происхождению Р. — результат бурж. и мелкобурж. воздействия на
революц. рабочее
движение, а по классовой природе — одна из форм идеологии мелкой буржуазии,
рабочей
аристократии, средних слоев. Оп отражает обществ. положение этих двойственных по
своей природе
социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии. По своей
социальной
функции Р. выступает как проводник влияния буржуазии в революц. рабочем
движении.
Методологич. основу Р. составляют эклектич. смесь субъективизма, догматизма,
механистич.
материализма, а также схематизм и односторонность.
Р. возник в кон. 70-х гг. 19 в. в герм. С.-д. партии, вставшей на позиции
марксизма. И. Хёхберг, Э.
Берн-штейн и К. Шрамм выступили в 1879 с пересмотром осн. положений революц.
теории. К. Маркс
и Ф. Энгельс в спец. письме, адресованном А. Бебелю, В. Либ-кнехту, В. Бракке и
др. («Циркулярное
письмо»), дали решит. отпор этой первой вылазке ревизионистов. Как направление
Р. оформился
после смерти Маркса и Энгельса, когда в 90-х гг. Бернштейн, выступив с
программой ревизии
марксизма, дал имя этому течению. В нач. 20 в. Р. распространился в социал-
демократич. движении
Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. стран (К. Каутский, О. Бауэр, Э.
Вандервельде, Ф.
Шейдеман, К. Легин, С. Прокопович, Л. Мартов, Л. Троцкий и др.).
В кон. 19 — нач. 20 вв. Р. выступил с пересмотром всех составных частей учения
Маркса. В области
философии ревизионисты не признавали научности диалектич. материализма, пытались
соединить
науч. социализм с кантианством, берклианством и махизмом. Для них характерны
отрицание
диалектики и её законов, замена борьбы противоположностей их примирением,
эволюционизм и
отрицание качеств. скачков. В эко-номич. теории, ссылаясь на новые данные хоз.
развития, они
утверждали, будто вытеснение мелкого произ-ва крупным замедлилось, а в с. х-ве
не происходит
вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, и поэтому
расчёты на
крушение капитализма не реальны, т. к. намечается тенденция к смягчению его
противоречий. В
политич. области, абсолютизируя значение новых явлений социальной жизни,
ревизионисты
пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и её цели — свержение
господства буржуа-
зии, установление власти рабочего класса, диктатуры пролетариата, построение
социализма и
коммунизма. Они заявляли, что политич. свобода, демократия, всеобщее избират.
право уничтожают
почву для классовой борьбы. Задачей рабочего движения ревизионисты считали
борьбу за частичные
реформы капитализма. «"Конечная цель — ничто, движение — все", это крылатое
словечко
Бернштейна, — писал В. И. Ленин, — выражает сущность ревизионизма лучше многих
длинных
рассуждений» (ПСС, т. 17, с. 24). Постепенно усиливающееся влияние Р. в рядах
европ. социал-
демократич. партий и особенно в их руководстве привело к тому, что они в конце
концов выродились
из боевых рабочих орг-ций в социал-реформистекие партии. В период 1-й мировой
войны
подавляющее большинство лидеров европ. социал-демократии скатилось к социал-
шовинизму.
В нач. 20 в. наряду с правым Р. в революц. рабочем движении проявил себя и Р.
«слева», к-рый в то
время распространился в романских странах как «революционный синдикализм» и к-
рый, как
отмечал Ленин, «... тоже
приспособляется к марксизму, "исправляя" его...» (там же, с. 25). Его
методологич. основой были
эклектика, софистика, волюнтаристское отрицание объективных законов.
Научно обоснованную, глубокую критику Р. дал Ленин. Обстоят. критика Р.
содержится также в ряде
работ Г. В. Плеханова, Р. Люксембург, К. Либкнехта, Ф. Меринга, К. Цеткин и др.
После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного ростом оппортунизма, рабочее
движение
раскололось на правую, социал-реформистскую, часть и левую, революционную,
часть, развившуюся
в дальнейшем в междунар. коммунистич. движение. После ???. революции 1917 в
междунар.
коммунистич. движении в 20—40-х гг. проявил себя правый (правый уклон в нек-рых
компартиях) и
«левый» («левый коммунизм») Р. Весьма массированная попытка ревизовать марксизм-
ленинизм
была предпринята внутри коммунистич. движения в 50-х гг., когда XX съезд КПСС
(1956) взял курс
на исправление ошибок, связанных с культом личности. В коммунистич. движении
появляются
концепции, к-рые под флагом «критич. анализа» прошлого пытались перечеркнуть все
завоевания
социализма, стремились столкнуть революц. рабочее движение на социал-
реформистский путь [А.
Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А. Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия),
М. Джилас
(Югославия), Р. Зиманд, Л. Ко-лаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др.]. Особую
опасность
представляла ревизионистская группа И. Надя — Г. Лошонци в Венгрии, проложившая
путь
контрреволюц. мятежу в 1956.
Междунар. коммунистич. движение в 1957 осудило правый Р. как главную опасность,
подвергло его
всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников Р.
На протяжении 60—70-х гг. в коммунистическом движении проявил себя Р. «слева».
Особенно
широко лево-ревизионистскую идеологию использует троцкизм — мелкобурж.
антикоммунистическое антисоветское учение.
С праворевизионистских позиций в кон. 60-х — нач. 70-х гг. выступали О. Шик, Н.
Свитак и др.
(Чехословакия), Р. Гароди (Франция), Э. Фишер, Ф. Марек (Австрия). Совр. правый
Р. в методологич.
плане выступает против марксистско-ленинского учения по всей линии. Сохраняя
историч.
преемственность с предшествующим, совр. Р. имеет свои особенности: он отрицает
междунар.
значение ленинизма, наличие общих закономерностей перехода от капитализма к
социализму,
отвергает опыт реального социализма, для Р. характерен усиливающийся
антисоветизм и
национализм. В спекуляциях совр. Р. широко используются трудности и ошибки
коммунистич.
движения, проблемы демократии, прав и свобод человека.
Р. стоит на позициях реформирования капитализма, утверждая, что совр. науч.-
технич. революция
полностью преобразует структуру общества, «размывает» классовые антагонизмы. Это
приводит
якобы к гума-нистич. перерождению капитализма, интеграции рабочего класса в
капиталистич.
систему, к утрате им своих революц. традиций и ведущей роли, к-рая переходит к
интеллигенции.
Правый Р. утверждает, что произошла «стагнация завоеваний социализма», выдвигает
требование его
«гуманизации», установления «социализма с человеч. лицом». Реальное выражение
подобные ло-
зунги получили в призывах к ослаблению гос. руководства экономикой, допущению
«свободной
игры политич. сил», «чередования партий у власти», т. е. возврату на деле к
бурж. демократии.
Правый Р. ратует за многообразие принципиально отличающихся «моделей
социализма», за
плюрализм марксизма.
Раскрывая гносеологич. и социальные корни различных ревизионистских концепций,
их политич.
направленность и теоретич. несостоятельность, марксизм вместе с тем
подчёркивает, что в их основе
лежат дейст-
вит. обществ. и науч. проблемы, на ложной трактовке к-рых паразитирует Р.
Междунар. революц. рабочее и коммунистич. движение ведёт решит. борьбу против Р.
справа и «слева», пытающегося
идеологически разоружить рабочий класс, привить ему реформистские или
анархистские взгляды. • Маркс К. иЭнгельс
Ф., Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др., Соч., т. 19; Л
е н и н В. И., Марксизм и Р., ПСС, т. 17;
е г о ж е, Разногласия в европ. рабочем движении, там же, т. 20; его же,
Историч. судьбы учения Карла Маркса, там же,
т. 23; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 26; его же, Детская болезнь
«левизны» в коммунизме, там же, т. 41;
Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар.
совещание коммунистич. и
рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Совр. правый Р. Критич. анализ,
М.— Прага, 1973; Попов С. И.,
Критика филос. основ совр. Р., М., 1973; Критика совр. бурж. и ревизионистской
идеологии, М., 1975; Гернс В.,
Штайгервальд Р., Вайс Г., Оппортунизм сегодня, пер. с нем., М., 1977; Краузе Г.,
Нищета «левых». К критике «левого»
Р., пер. с нем., М., 1980; см. также лит. к ст. Реформизм. А. П. Бутенко, Л. Ф.
Ильичев.
РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ, политич. обстановка, предшествующая революции и
характеризующаяся массовым революц. возбуждением, включением широких слоев
угнетённых
классов в активную борьбу против существующего строя. Р. с. служит показателем
зрелости
социально-политич. условий для революции, для завоевания власти передовым
классом.
Р. с. отличают следующие осн. признаки: 1) «кризис верхов», т. е. невозможность
для
господствующих классов сохранить своё господство в неизменном виде. Кризис
политики
господствующего класса создаёт ту трещину, в к-рую прорываются недовольство и
возмущение
угнетённых классов. Для наступления революции, отмечал В. И. Ленин, «... обычно
бывает
недостаточно, чтобы „низы не хотели", а требуется еще, чтобы „верхи не могли"
жить по-старому. 2)
Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов» (ПСС, т. 26, с.
218). Это
обострение может быть вызвано ухудшением экономич. положения широких слоев
населения,
социальным бесправием и обездоленностью масс, резким углублением социальных
антагонизмов.
Взрыв массового недовольства может быть вызван и резким несоответствием между
реальными
возможностями эко-номич., социального, культурного прогресса и теми практич.
результатами, к-
рые получают от него широкие массы народа. 3) Значит. повышение политич.
активности масс (см.
там же). Боевые настроения стремительно нарастают, массы буквально рвутся к
политике.
Глубинная основа Р. с.— конфликт между производит.
силами и производств. отношениями. Однако этот конфликт преломляется через
призму сложной
системы социально-политич. классовых отношений. Противоречия способа произ-ва
определяют Р. с.
лишь в конечном счёте. Непосредственно она вытекает из взаимоотношений классов.
Время возникновения Р. с., её формы и темпы развития зависят от всей системы
социально-политич.
отношений: от состояния гос. машины, прочности позиций господствующего класса,
от силы
революц. класса, его связей с др. слоями населения, накопленного им политич.
опыта. Обострение
противоречий социально-политич. жизни, противоречий между господствующими и
угнетёнными
классами — таковы причины, которые непосредственно определяют возникновение и
развитие Р. с.
Р. с. отличается нарастающим динамизмом. В своём развитии она проходит ряд
стадий, начиная с
явных признаков массового брожения и кончая общенац. кризисом, перерастающим в
революцию.
Чем выше стадия Р. с., тем большую роль в её дальнейшем развитии приобретает
зрелость
субъективного фактора, т. е. способность и готовность революц. классов
осуществить назревшие
преобразования, свергнуть власть господст-
РЕВОЛЮЦИОННАЯ 573
вующего класса. В период общенац. кризиса роль субъективного фактора становится
решающей. Не