<< Пред. стр. 306 (из 449) След. >>
святых дарах.Согласно Лютеру, присутствие Христа воспринимается лишь верою в него, а
отсутствие веры
отнимает у святых даров их благодатную силу.
Отвергая рукоположение как таинство передачи особой (апостольской) благодати
священнослужителям, теоретики Р. развивают учение о всеобщем священстве. Они
утверждают, что
божеств. благодать равно даётся всем в таинстве крещения. Нет принципиальной
разницы между
мирянами и духовенством. Церковь — это община верующих, союз братьев во Христе,
а не
вселенская, почти космич. иерархия, мистически связывающая небо и землю. Поэтому
церковная
организация должна строиться на началах общинного самоуправления, а не иерархич.
подчинения.
Р. привела к религ. войнам за свободу совести, в результате к-рых в ряде европ.
государств
утвердились бурж. религ. и политич. свободы. Но эпоха Р. поняла свободу совести
прежде всего как
свободу от авторитета церкви, и её ближайшим результатом была замена авторитета
церкви
авторитетом гос-ва. Р. отвергла принципы католич. теократизма и централизма,
государства были
освобождены от церковной опеки, а сама религия стала орудием гос. власти.
Немецкая Р. нашла своё продолжение в Нидерландской (16 в.) и Английской (17 в.)
революциях, в
ходе к-рых получили развитие идеи терпимости, отделения церкви от государства и
мирского
призвания христианина. Р. оказала серьёзное влияние на развитие со-циально-
критич. мышления,
филос. теорий самосознания, раннобурж. идеала «правового государства» и новых,
предпринимательских, ориентации в хоз. практике,
• Энгельс Ф., Крест. война в Германии, Соч., т. 7; е г о же, К «Крест. войне»,
там же, т. 21; е г о же, Заметки о Германии,
в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 10, ?., 1948, с. 343— 346; Б е ц о л ь д Ф.,
История Р. в Германии, пер. с нем., т. 1 —
2, С.ПБ, 1900; Источники по истории Р., в. 1—2, М., 1906—07; Ш т е ? н Л.,
Идеологич. и политич. роль Р. в прошлом и
настоящем, в сб.: Ежегодник герм истории 1968, М., 1969; Weber M., Die
protestantische Ethik und der Geist des Kapita-
lismus, Munch., 1907; R i t s с h l O., Dogmengeschichte des Protestantismus, Bd
1—4, Lpz., 1908—27; Dilthey W., Auffassung
und Analyse des Menschen im 15. und 16. Jahrhundert, в его кн.: Gesammelte
Schriften, Bd 2, Lpz., 1921; Troeltsch E.,
Protestantisches Christentum und Kirclie in der Neuzeit, n <:6,: Die Kultur der
Gegenwart, Tl l, Abtheilung 4, H. l — 2, Lpz.,
1922; Hanke L., Deutsche Geschichte in Zeitalter der Reformation, W., 1960; С h
a d w i с k O., The Reformation, Grand Rapids
(Michigan), 1965; Merle d' A u b i g n e J. H., Histoire de la Reformation en
Europe au temps de Calvin, t. l—8, Osnabruck,
1968; С o u r v o i s i e r .T., De la reforme au prote-stantisme, P., 1977; см.
также лит. к статьям Лютер, Кальвин.
Т. Н. Панчеко.
РЕФОРМИЗМ в рабочем движении, политич. течение, к-рое отрицает необходимость
классовой
борьбы, социалистич. революции, выступает за сотрудничество классов и надеется с
помощью серии
реформ, проводимых в рамках бурж. законности, превратить капитализм в общество
«всеобщего
благоденствия» и социальной справедливости.
Р. возник в последней четв. 19 в., когда под влиянием успехов рабочего движения
и развития бурж.
демократии ряд с.-д. деятелей выступил с требованием ревизовать марксизм и взять
курс на
реформирование, улучшение бурж. общества, на постепенное «врастание»
РЕФОРМИЗМ 581
в социализм (Э. Бернштейн, Г. Фольмар, А. Мильеран и др.) Несмотря на борьбу
против
бернштейнианства, к-рую вели в еврои. с.-д. партиях марксисты, сдача позиций
реформизму
приобретала всё более широкий, хотя зачастую и не явно выраженный, характер. Из
крупных
политич. орг-ций, входивших во 2-й Интернационал, только руководимая В. И.
Лениным боль-
шевистская партия последовательно отстаивала рево-люц. линию в рабочем движении.
После ???. революции 1917 и окончания 1-й мировой войны противоборство марксизма
и Р. стало
борьбой между двумя организационно оформленными политич. течениями рабочего
движения.
Революц. крыло было представлено Коминтерном, реформистское — Бернским и 21/2-м
Интернационалами, а затем, после их слияния в 1923,— Социалистич. рабочим
интернационалом.
Эволюция с.-д. партий в период между мировыми войнами — это движение от
словесного признания
марксизма к антимарксизму. После 2-й мировой войны Р. переходит на путь окончат.
и полного
разрыва с марксизмом, зафиксированный в новых программах осн. европ. с.-д.
партий (1958—61).
Офиц. доктрина совр. Р., провозглашённая в декларации Франкфуртского (1951)
конгресса
Социалистич. интернационала и противопоставляемая науч. коммунизму, марксизму-
ленинизму,—
«демократический социализм». Теоретич. корни «демократич. социализма» восходят к
неоканти-
анству с его проповедью «этического социализма».
С т. зр. теоретиков совр. Р. социализм — не закономерный продукт естеств.-
историч. развития, а
нравств. идеал, равно доступный представителям всех слоев общества. Социалистич.
преобразование
общества рассматривается как моральная проблема воспитания людей в духе «вечных»
ценностей
социализма. Соответственно Р. отвергает революц. методы воздействия на обществ.
развитие.
Реформа как антитеза революции остаётся основой реформистского мышления. С т.
зр. Р. социализм
может возникнуть только «демократически», т. е. в результате суммы политико-
экономич. и
особенно культурно-воспитат. мероприятий, осуществляемых с.-д. и даже бурж. пр-
вами; социализм
может существовать только как «демократия», т. е. как гармо-нич. единство всех
социальных групп,
включая капиталистов,— таково кредо Р. Несмотря на то, что в документах,
программных
заявлениях с.-д. партий встречаются упоминания о социализме, содержание этого
понятия
становится всё более неопределённым, расплывчатым.
Стремление эклектически соединить «кусочки» капитализма и «кусочки» социализма
определяет
двойственность, половинчатость практич. политики реформистских, с.-д. партий. Ни
в одной стране,
где лидеры с.-д. партий возглавляли и возглавляют правительства, не сделано
ничего для подрыва
основ капитализма. Совр. Р. правых социалистов по существу направлен на
модернизацию
капитализма, его приспособление к новым историч. условиям.
. Реформистские политич. партии и тесно связанные с ними реформистские профсоюзы
сыграли и
играют опре-дел. роль в повышении жизненного уровня, улучшении социального
положения
трудящихся. Это обеспечивает им массовую поддержку во многих развитых капитали-
стич. странах.
Реформистские с.-д. партии, объединённые в Социалистич. интернационал,
насчитывали (с учётом
коллективного членства) ок. 15 млн. чел. (1980). В конце 1981 с.-д. деятели
возглавляли пр-ва или
входили в кабинеты 17 стран. В 70-х гг. активизировалась деятельность
Социалистич.
интернационала в Азии, Африке и Лат. Америке.
Исходя из того, что продвижение к социализму невозможно без преодоления раскола
рабочего
движения, коммунистич. партии, критикуя правооппортунистич.
582 РЕЧЬ
идеологию и политику Р., выступают за конструктивный, свободный от предубеждений
диалог
между коммунистами и социалистами, за широкое сотрудничество с социал-
демократами.
Осн. препятствием для единства действий революц. и реформистского течений
рабочего движения
служит антикоммунизм правых лидеров социал-демократии. Именно антикоммунизм,
равно как и
фактич. исчезновение грани между с.-д. и либерально-бурж. воззрениями, вызвали
идейно-лолитич.
кризис социал-реформизма, к-рый углубился в результате хронич. неустойчивости
капиталистич.
экономики со 2-й пол. 70-х гг. В условиях этого кризиса внутри мн. реформистских
партий, при
сохранении общего курса на классовое сотрудничество с буржуазией, усилилась
дифференциация и
идейное брожение, активизировались левые группы. Произошли позитивные сдвиги в
позициях с.-д.
руководства по ряду важных междунар. проблем. С меньшей настойчивостью стало
подчёркиваться
враждебное отношение с.-д. партий к единству действий с коммунистами.
В совр. условиях коммунисты «... приветствуют успехи в развитии сотрудничества
коммунистических и со-циалистич. или социал-демократич. партий, достигнутые в
ряде стран и в
междунар. плане. Они считают, что коренные интересы рабочего класса и всех
трудящихся требуют
преодоления преград, стоящих на пути сотрудничества и осложняющих борьбу
трудящихся против
монополистического капитала, против реакционных и консервативных сил»
(Конференция
коммунистич. и рабочих партий Европы, М., 1977, с. 21).
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкяехту, В. Бракке и
др., Соч., т. 19; Ленин В. И.,
Марксизм и ревизионизм, ПСС, т. 17; его же, Р. в рус. социал-демократии, там же,
т. 20; его ж е, О нек-рых
особенностях историч. развития марксизма, там же, т. 20; его же, Марксизм и Р.,
там же, т. 24; е г о ж е, Крах II Ин-
тернационала, там же, т. 26; его же, Пролет, революция и ренегат Каутский, там
же, т. 37; Программные документы
борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание
коммунистич. и рабочих партий. Документы и
материалы, М., 1969; Полянский Ф. Я., Критика реформистских концепций совр.
капитализма, М., 1975; Критика совр.
бурж. и реформистских фальсификаторов марксизма-ленинизма, М., 1980; Социал-
демократич. и бурж. Р. в системе
гос.-монополи-стич. капитализма, М., 1980. А. Е. Бовин.
РЕЧЬ, речевая деятельность, общение, опосредствованное языком; один из видов
коммуникативной
деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации
совместной трудовой
деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. В науч. лит-ре
существуют
противоречивые взгляды на сущность и функции Р.: Б. Кроче считает Р. средством
эмоционального
выражения; О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер приписывают Р. две осн. функции —
выражения и
коммуникации. Для А. Марти, П. Вегенера Р. — только средство воздействия. К. Бю-
лер выделяет
функции выражения, обращения и сообщения. Сов. психологи указывают на две осн.
функции языка
(Р.): функцию средства, орудия общения (коммуникации) и функцию средства
обобщения, орудия
мышления. Выделяются также функции выражения, воздействия, указательная и др. Р.
как
психологич. явление обычно понимается как особый вид деятельности (наряду с
трудовой,
познавательной, мнемической и др.) и как речевые действия или операции,
включённые в
перечисленные виды деятельности; в этом смысле Р. соотносится с такими
категориями, как
мышление, память и т. п. Р. — одна из высших психич. функций человека. В
психофизиологич.
организации Р. есть полностью автоматизированные компоненты, но есть и
осознаваемые
(осознаётся содержание, а также иногда словесный состав, грамматика и даже
звуковая сторона Р.):
характер осознания зависит от типа Р., уровня развития речевых умений
говорящего, социальной
ситуации и др. факторов.
Можно выделить собственно Р. (или «внеш.» Р.), к-рая имеет коммуникативную
направленность, т. е.
ориентирована на понимание др. людьми с целью воздействия на их сознание и
деятельность, а также
на социальное взаимодействие, и внутр. Р., к-рая есть в сущности общение
человека с самим собой
для постановки и решения той или иной познават. задачи. Ориентированность внутр.
Р. на познават.
задачи ведёт к использованию в ней разного рода вспомогат. средств (образы,
схемы и т. д.) и
возникновению специфич. закономерностей синтаксич. строения внутр. Р., впервые
описанных Л. С.
Выготским. Внутр. Р. отличается от внутр. прого-варивания (Р. «про себя»,
беззвучная Р.) и внутр.
программирования (создание плана будущего высказывания или цепочки
высказывании). Внутр. Р.
генетически восходит к собственно Р.: лишь использование Р. для общения делает
возможным (как в
филогенезе, так и в онтогенезе) использование её для познания. Собственно Р.
(«внеш.» Р.)
разделяется на диалогич. и монологич. Р.; генетически первичной является
диалогич. Р.
Оставаясь коммуникативной, «внеш.» Р. может выполнять в то же время различные
дополнит.
функции, напр. поэтическую (Р. как орудие общения посредством иск-ва),
магическую
(«воздействие» на реальный мир с помощью слова), номинативную (Р.-наименование),
диакритическую (Р., непосредственно включённая в речевую ситуацию и используемая
лишь для её
уточнения и дополнения неречевых действий) и т. п.
• Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, Л., 19302; Выготский Л. С., Избр.
психологич. исследования, М., 1956;
Жинкин Н. И., Механизмы Р., М., 1958; Соколов А. Н., Внутр. Р. и мышление, М.,
1968; Ле-онтьев А. А., Язык, Р.,
речевая деятельность, М., 1969; Основы теории речевой деятельности, М., 1974; В
u h l e r К., Sprachtheorie, Jena, 1934.
РЕШЕНИЕ, процесс и результат выбора цели и способа действий. В психологии
принятие Р.
традиционно рассматривается как этап волевого акта. Продуктивный процесс
принятия Р. включает в
себя появление психич. новообразований в виде новых целей, оценок, мотивов,
установок, смыслов.
Детерминистич. исследование волевых актов в сов. психологии (Л. С. Выготский, А.
Р. Лурия, A.B.
Запорожец, Д. Н. Узнадзе) связано с изучением их историч., онтогенетич. и
функционального
развития.
Формальная (математич.) теория принятия Р. (Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн), в
к-рой Р.
называется любой акт выбора из заданного количества альтернатив по заданному
критерию, широко
используется в социологии, психологии, психофизике, физиологии. Психо-логич.
реальность
принятия Р. может не совпадать со схемами формальной теории Р., что выражается,
напр., в
забывании или игнорировании альтернатив или их последствий, в недооценке или
переоценке
объективных вероятностей.
О филос. аспектах проблемы принятия Р. см. статьи Свобода воли, Свобода и лит. к
ним.
• Вопросы кибернетики, в. 8 — Теория принятия Р., М., 1975; Козелецкий Ю.,
Психологич. теория Р., пер. с польск., М.,
1979 (библ.).
РИБО (Ribot) Теодюль Арман (18.12.1839, Генган,— 9.12.1916, Париж), франц.
психолог,
родоначальник опытного направления во франц. психологии. Выступив против
спиритуализма т. н.
эклектич. школы (В. Кузен и др.), господствовавшей во франц. философии и
психологии сер. 19 в., Р.
попытался на основе критич. анализа осн. направлений современной ему психологии
— английской с
её ассоцианизмом («Совр. англ. психология», 1870, рус. пер. 1881) и немецкой с
её атомизмом
(«Совр. герм. психология», 1879, рус. пер. 1895) — сформулировать программу
новой,
экспериментальной психологии, к-рая изучала бы высшие психич. процессы и
личность в целом. В
отличие от Вундта Р. имел в виду прежде всего психопатологич. «эксперимент»:
«... болезнь является