<< Пред.           стр. 309 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 истории фи-
 лософии.
 * Против вульгарной социологии в лит. теории, М., 1936; Материалистич.
 диалектика, [М.], 1937; . Филос. взгляды Н. Г.
 Чернышевского, М., 1948; Марксистский диалектич.метод, [М.], 1951; Принципы
 диалектич. логики, М., 1960; Ленин и
 диалектика, М., 1963; Ленинская теория познания и её совр. развитие, М., 1965;
 Диалектика «Капитала» Маркса, М.,
 1967; Диалектика ленинского исследования империализма и революции, М., 1976.
 РОЗМИНИ-СЕРБАТИ (Rosmini Serbati) Антонио (25. 3.1797, Роверето,— 1.7.1855,
 Стреза), итал.
 философ и теолог, обществ. и церк. деятель. Активный участник движения за
 воссоединение Италии
 (Рисорджименто); его соч. «Пять язв святой церки» («Delle cinque piaghe della
 santo Chiesa», 1848,
 переизд. 1966), содержавшее программу либер. конституц. реформ, было занесено в
 1849 в папский
 «Индекс запрещённых книг». В философии Р.-С. принадлежит одна из наиболее
 влиятельных в
 католицизме (наряду с неотомизмом) попыток освоить проблематику новой европ.
 философии —
 особенно нем. классич. идеализма и прежде всего Канта — с позиций платонизма и
 августинианства.
 Кантовские априорные формы познания сводятся Р.-С. к данной от бога врождённой
 идее
 потенциального бытия бога («Новый опыт о происхождении идей»—«Nuovo saggio sull'
 origine delle
 idee», v. 1—4,1830). В 20 в. идеи Р.-С. явились одним из истоков т. н. христ.
 спиритуализма —
 идеалистич. филос. течения, особенно влиятельного в Италии (?. Ф. Шакка и др.).
 * Edizione nazionale delle opere, v. l—48, Rоmа — Padova, 1934—76—; Epistolario
 filosofico, Trapani, 1968. * Э p н В. Ф.,
 Розмини и его теория знания, M., 1914; S с i-acca M. F., Interpretazioni
 rosmmiane, Mil., 19632; B e r-g a m a s с h i C.,
 Bibliografia rosminiana, v. 1—2, Mil., 1967; его же, Bibliografia degli scritti
 editi di A. Rosmini Serbarti, v. 1—2, Mil., 1970.
 POЙC (Royce) Джосайя (20.11.1855, Грасс-Валли, Калифорния,— 14.9.1916, Кембридж,
 Массачусетс), амер. философ-идеалист. Испытал сильное влияние Канта и Гегеля, а
 также англ.
 неогегельянца Т. Грина. Р. развивал концепцию «абс. волюнтаризма», согласно к-
 рой отд. личности в
 совокупности составляют «универс. сообщество», выполняющее волю «абс. личности»,
 влекущей
 людей в потусторонний мир «божеств. гармонии». Индивиды, по Р., объединяясь в
 политич.,
 экономич. и религ. сообщества, образуют «совершенный порядок». Амер. бурж. гос-
 во Р. считал
 воплощением воли «абсолюта», а высшей добродетелью — «лояльность» по от-
 ношению к существующему строю. В противоположность Джемсу считал, что под религ.
 веру невоз-
 можно подвести практич. основание: её следует выводить из философии абс.
 идеализма. Р.
 принадлежат также работы по математич. логике и основаниям математики. Оказал
 влияние на амер.
 цеонрагма-тизм и персонализм.
 * The religious aspect of philosophy, Boston — N. Y., 1885; The world and the
 individual, ser. 1—2, N. Y.—L., 1900—01;
 Lectures of modern idealism, Hew Haven — L.— Oxf., [1934]; The letters of J.
 Royce, ed. by J. Clendenning, Chi.— L., 1970. •
 Богомолов А. С., Бурж. философия США 20 в., М., 1974, с. 24—35; В u r a n e l l
 i V., Josiah Royce, N. ?., [1964]
 РОК, см. Судьба.
 РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ, совокупность норм, определяющих поведение действующих в
 социальной
 системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение,
 реализующее эти нормы. В
 ролевом описании общество или любая социальная группа предстаёт в виде набора
 определ.
 социальных позиций (рабочий, учёный, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь в-
 к-рых человек
 обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям (экспектациям) др. людей,
 связанных с
 данной позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из
 неск.
 возможных вариантов исполнения Р. с. (скажем, ленивого или старательного ученика
 и т. п.).
 Понятие Р. с. было предложено независимо друг от друга амер. социологами Р.
 Линтоном и Дж.
 Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал Р. с. как едини- цу обществ.
 структуры, описываемой в
 виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредств.
 взаимодействия людей,
 «ролевой игры», в ходе к-рой, благодаря тому, что человек представляет себя в
 роли другого,
 происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности.
 Линтоновское опре-
 деление Р. с. как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном
 функционализме и
 разрабатывалось Парсонсом, Радклифф-Брауном, Мертоном. Идеи Мида получили
 развитие в
 интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода
 объединяет
 представление о Р. с. как об узло-вой точке, в к-рой смыкаются индивид и
 общество, индивидуальное
 поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности
 людей сопо-
 ставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от
 чего происходит
 отбор людей на те или иные Р. с. Разумеется, в действительности ролевые ожидания
 никогда не
 бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого
 конфликта, когда
 его разные Р. с. оказываются· плохо совместимыми.
 В новейших зап. социологич. и психологич. теориях заметно стремление преодолеть
 присущее Р. с.
 «робото-образное» представление о человеке как культурно и социально
 запрограммированном
 существе. Отсюда призывы вернуться к исследованию субъективных детерми-нант
 поведения
 человека, его «внутр. сущности» (Роджерс, Маслоу — США).
 Появление понятия Р. с. отражало прогрессивную тенденцию перехода от
 индивидуалистич.
 интерпретации личности к пониманию её как социального феномена. Оно
 употребляется и в
 марксистской социологии, и психологии. Маркс ещё в 19 в. подчёркивал безлично-
 ролевой характер
 обществ. отношений и одновременно возражал против индивидуалистич. теорий
 личности и
 самосознания. Однако марксистское понимание Р. с. отличается от
 функционалистского или
 интеракционистского. При анализе социальной структуры общества марксизм придаёт
 решающее
 значение классовой структуре, по отношению к к-рой др. Р. с. выступают как
 производные или
 второстепенные. Имея в своей основе статич. модель общества, ролевой подход
 РОЛЬ 587
 недостаточен для описания обществ. развития и лежащей в его основе творч.
 преобразоват.
 деятельности людей. Человеч. деятельность не исчерпывается ролевым, т. е.
 шаблонным,
 поведением; за пределами Р. с. остаются разнообразные виды отклоняющегося (де-
 виантного) и
 спонтанного поведения, в т. ч. новаторская деятельность человека, созидающая
 новые нормы и новые
 Р. с. Точно так же и структура личности не сводится к совокупности Р. с.: их
 интериоризация
 (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность,
 складывающуюся
 на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.
 • Шибутани Т., Социальная психологич. пер. с англ., М., 1969; Смирнов Г. Л.,
 Сов. человек, M., 19803; Социальная
 психологич. М., 1975; Кон И. С., Открытие «Я», М., 1978; Андреева Г. М.,
 Социальная психологич. М., 1980; Role, ed. by
 J. A. Jackson, Camb., 1972 (Sociological Studies, 4); Role theory: concepts and
 research, ed. by B. J. Biddle and E. J. Thomas,
 Huntington, 1979.
 РОСТОУ (Rostovv) Уолт Уитмен (р. 7.10.1916, Нью-Йорк), амер. социолог,
 экономист, историк.
 Выдвинул теорию «стадий роста», к-рая, по его слонам, представляет собой теорию
 истории в целом
 и совр. альтернативу марксизму. Р. различает в разлитии человечества «стадии
 роста»,
 противопоставляемые им обществ.-экономич. формациям: «традиц. общество» (период
 до конца
 феодализма); период «предпосылок», или «переходное общество» (переход к
 домононолистич. капи-
 тализму); период «взлёта», или «сдвига» (может условно рассматриваться как
 развитие от
 домонополистич. к мо-ноиолистич. капитализму); период «зрелости» (индустриальное
 общество) и
 эра «высокого уровня массового потребления», идеальным типом к-рого Р. считает
 «анг-ло-амер.
 образец».
 Для выделения данных «стадий роста» Р. произвольно оперирует признаками уровня
 развития пром-
 сти, техники, хозяйства в целом, науки и особенно доли накопления капитала в
 нац. доходе. Однако
 эти важные показатели развития общества Р. рассматривает в отрыве от
 определяющих социально-
 экономич. характеристик. Он игнорирует формы собственности, а классовое деление
 общества
 подменяет проф. разделением труда. «Экономич. изменения» Р. рассматривает как
 «последствие
 неэкономических человеческих порывов и устремлений», как результат субъективного
 «принятия
 решений и выбора» («The stages of economic growth. ? non-communist manifesto»,
 Camb., 1900, p. 2,
 150).
 Концепцию «стадий роста» Р. оценивает как «обоснование» вечности капитализма и
 «вызов»
 коммунизму. Р. пытается представить социализм и коммунизм как «нечто вроде
 болезни» и
 высказывает надежду, что с наступлением периода высокого уровня массового
 потребления
 «коммунизм, вероятно, зачахнет» (там же, р. 133), а СССР в ближайшие десятилетия
 будто бы
 эволюционирует в сторону капитализма. Идею перехода от «традиц. общества» к
 «переходному» и
 совр. индустриальному обществу по амер. образцу Р. пропагандирует также как
 средство борьбы за
 капиталистич. путь развития стран Азии, Африки и Лат. Америки (см. «View from
 the seventh floor»,
 N. Y., 1964, p. 87).
 Претендуя на новое толкование философии истории, Р. в то же время намечает нек-
 рые меры по
 «улучшению» капиталистич. общества «высокого уровня массового потребления». Так,
 он считает
 необходимым осуществить в рамках капитализма ряд экономич., социальных, политич.
 преобразований, в частности внедрить планирование, сочетающее централизм (гос-
 во) и плюрализм
 (капиталистич. корпорации), за что он подвергался критике со стороны наиболее
 реакц. кругов США.
 Антинауч. теория «стадий роста» Р. получила широкое распространение среди бурж.
 учёных и
 полити-
 588 РОСТОУ
 ков, используется как «противовес» марксистской концепции историч. процесса и
 последоват. смены
 обществ.-экономич. формаций и служит идеологич. оружием антикоммунизма.
 • The process of economic growth, Oxf., 19622; The economics of take-off into
 sustained growth, ed. W. W. Rostow, ?. ?.,
 1963; The dynamics of Soviet society, N. Y., 1967; The United States in the
 world arena. An essay in recent history, N. Y., 1969;
 Politics and the stages of growth, Camb., 1971.
 • Семёнов В. С., Марксистская и бурж. социология о путях совр. обществ.
 развития, в кн.: Марксистская и бурж. социо-
 логия сегодня, М., 1964; Капырин В. С., Процесс обществ. развития и «теория
 стадий» Уолта Р., М., 1967; А л ь т е ? Л.
 Б., Избр. произведения. Бурж. политич. экономия США, М., 1971; Ж и ? и ц и и й
 А., «Политология» по У.Р., «Мир.
 экономика и междунар. отношения», 1972, № 5.
 РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович [6(18).6.1889, Одесса, — 11.1.1960, Москва], сов.
 психолог,
 чл.-корр. АН СССР (1943). Директор Ин-та психологии АПН РСФСР (1942—45), зам.
 директора Ин-
 та философии АН СССР (1945—48), зав. сектором психологии Ин-та философии АН СССР
 (1945—
 49, 1956—60). Занимался филос. и методологич. проблемами психологии, критич.
 анализом гл.
 направлений зарубежной психологии, изучением восприятия, памяти, речи, мышления.
 Разрабатывал
 проблему детерминизма в психологии, проблему человека в плане онтологии,
 гносеологии и этики.
 Гос. пр. СССР (1942) за работу «Основы общей психологии» (1940).
 • Бытие и сознание, М., 1957; О мышлении и путях его исследования, М., 1958;
 Принципы и пути развития психологии,
 М., 1959; Проблемы общей психологии, М., 1973.
 РУДНЯНЬСКИЙ (Rudnianski) Стефан (28.4.1887, Брест,— 23.6.1941, Львов), польск.
 философ-
 марксист и обществ. деятель. Чл. Коммунистич. партии Польши с 1918. Работы Р.
 посвящены франц.
 материализму 18 в., нек-рым проблемам атеизма, истории польск. филос. мысли,
 развитию
 философии в СССР. Р. много сделал для популяризации в довоен. Польше материа-
 листич.
 философии. Ему принадлежит первый перевод на польск. яз. работы В. И. Ленина
 «Материализм и
 эмпириокритицизм», а также первое в Польше последоват. изложение диалектич.
 материализма —
 кн. «Беседы по философии материализма» (1910, рус. пер. 1924).
 * Z dziejow filozofii, Warsz., 1959. К л е в ч е н я А. С., Стефан Р.
 (Из истории марксистско-ленинской мысли в
 Польше), Минск, 1968.
 РУССО (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева,-2.7.1778, Эрменонвиль, близ
 Парижа), франц.
 мыслитель и писатель, один из представителей франц. Просвещения 18 в., идеолог
 дореволюц.
 мелкой буржуазии. В нач. 40-х гг. установил контакты с Дидро и его
 единомышленниками, принимал
 участие в создании Энциклопедии. В 50-х — нач. 60-х гг. Р. опубликовал
 произведения,
 направленные против социально-поли-тич. и имуществ. неравенства: «Способствовало
 ли воз-
 рождение наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждение о происхождении и
 основаниях
 неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического
 права» и
 др. Изданная в 1762 работа Р. «Эмиль, или О воспитании» за религ. вольнодумство
 была приговорена
 к сожжению. Р. был вынужден обосноваться в Англии; через 5 лет вернулся во
 Францию.
 С позиции деизма Р. подверг острой критике господств. религ.
 мировоззрение, но не поднялся до материализма и атеизма, считая реальный мир
 вторичным,
 порождённым богом. Не отрицая объективное существование материи вне и независимо
 от человеч.
 сознания, Р. исключал возможность познания их сущности. Абсолютизируя роль
 чувств. познания,
 он принижал теоре-тич. мышление, его роль в установлении истины.
 В социальной области Р. исследовал причины возникновения имуществ. и социального
 неравенства
 между людьми, чтобы найти пути его ликвидации. Гл. причину перехода от
 равенства, к-рое он
 считал естеств. состоянием, к неравенству Р. искал в экономич. сфере, в
 возникновении частной
 собственности. Р. остался на позициях эгалитаризма, ратуя за наделение всех
 людей относительно равной частной собственностью. Это утопич. требование,
 однако, было
 направлено не только против феод., но и крупной бурж. собственности.
 Важнейшее место в учении Р. занимала проблема гос. власти. Р. защищал мысль о
 неправомерности
 власти, к-рая ополчается против народа, его жизненных интересов, обосновывал
 право народа на
 революц. низвержение всякой антинар. власти. Идеалом Р. была республика. Р.
 уловил внутр.
 противоречивость развития цивилизации, в т. ч. буржуазной. Он безосновательно
 отрицал роль наук
 и иск-в в улучшении нравов людей, но видел тяжкую цену прогресса для угнетённых
 классов.
 Эти и сходные идеи широко использовались Робеспьером и его единомышленниками, к-

<< Пред.           стр. 309 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу