<< Пред.           стр. 31 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Против филос. антикоммунизма, в кн..
 Антикоммунизм — враг человечества, Прага, 1962; Якушевекий И. Т., Ценные
 признания одного из наших «критиков»
 (О «советологии» г-на Б.), «ВФ», 1964, № 10; Б ы ? о в-с к и й Б. Э., Партии в
 философии и филос. камуфляж, «Ком-
 мунист», 1967, № 1.
 БОШКОВИЧ (Boskovic) Руджер Иосип (18.5. 1711, Рагуза, ныне Дубровник,
 Югославия,— 13. 2.
 1787, Милан), хорв. философ, физик, математик и астроном; дипломат. Почётный чл.
 Петерб. АН
 (1760).
 В гл. соч. «Теория натуральной философии, приведенная к единому закону сил,
 существующих в
 природе» (1758) Б. развил учение о динамич. атомизме, основанное на
 представлении о
 непротяжённых и неделимых материальных частицах (точках), между к-рыми действуют
 силы
 притяжения и отталкивания, подчиняющиеся универсальному закону. С помощью этой
 гипотезы,
 утверждающей неразрывную связь материи и движения, Б. объяснял свойства
 материальных тел. Б.
 критиковал учение Ньютона об абс. пространстве и времени. Ряд его идей
 предвосхищает совр.
 представления о материи, пространстве и времени. Б. высказывал мысль о
 возможности построения
 геометрии, отличной от эвклидовой. Ес-тественнонауч. идеи Б. оказали влияние на
 физику и
 философию 1-й пол. 19 в.
 • De virihus vivis, Romae, 1745; De lumine, 1748, pars l—2, Vindobonae, 1766
 (Diss.); De continuitatis lege ..., Romae, 1754. *
 Г о д ы ц к и и - Ц в и ? к о А. М., Науч. идеи Р. И. Б., М., 1959; Markovio ?.,
 Rudje BoSkovio, dio 1—2, Zagreb, 1968—69.
 БОЭЦИЙ (Boethius, Boetius) Аниций Манлий Северин (ок. 480, Рим,— 524, Павия).
 рим. философ,
 теолог и поэт. Принадлежал к старой рим. знати и получил блестящее образование,
 достиг высокого
 положения на службе остготского короля Теодориха, но но обвинению в тайных
 сношениях с Вост.
 Рим. империей был казнён. Оказал исключительно широкое влияние на ср.-век.
 культуру. Его
 переводы «Органона» Аристотеля и «Введения» Порфирия, комментарии к
 аристотелевским и
 послеаристотелевским логико-герменевтич. текстам, а также оригинальные теологич.
 соч. явились
 основой ср.-век. аристотелиз-ма и предвосхищением синтеза зрелой схоластики; его
 компендии по
 арифметике и музыке передали ср.-век. практике «квадривия» пифагорейско-
 платонов-скую
 математич. традицию; наконец, его моралистич. «Утешение философией», написанное
 в тюрьме и
 посвящённое теме свободы духа среди текучей видимости житейских дел, было в
 течение целого
 тысячелетия одним из самых читаемых произведений и многократно переводилось.
 • Migne, PL, t. 63—64; The theological tractates, The consolation of philosophy,
 transl, by H. F. Stewart, E. K. Rand, S. J.
 Tester, Camb. (Mass) — L., 1973.
 • Courcelle P., Les lettres grecques en Occident..., P., 1948.
 БРАК, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом
 форма
 отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по
 отношению
 друг к другу и к детям. От характера брачных отношений в значит. мере зависит
 рост населения,
 физич. и духовное состояние новых поколений. В Б. упорядочивается и реализуется
 естеств.
 потребность людей в продолжении
 рода, преобразованная социальными условиями и культурой.
 Социальная сущность Б. определяется в конечном счёте господствующими обществ.
 отношениями,
 он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии.
 Санкционируя Б., общество
 берёт на себя определ. обязательства по его охране и налагает на людей,
 вступивших в В.,
 ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно,
 за будущее
 семьи. «Если бы брак не был основой семьи,— писал К. Маркс,— то он так же не
 являлся бы
 предметом законодательства, как, например, дружба» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
 т. 1, с. 162).
 Как социальное отношение Б. имеет преим. нравств.-правовую природу, поскольку
 мужчина и
 женщина выступают в нём как личности и граждане гос-ва. В числе нравств.
 ценностей, имеющих
 особенно большое значение для стабильности Б.,— индивидуальная половая любовь,
 супружеский и
 родительский долг, взаимное уважение и помощь.
 В антагонистич, формациях моногамный Б. приобретает ряд специфичных для данной
 формации со-
 циально-правовых черт. Так, в рабовладельч. обществе Б. признавался только для
 свободных
 граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались просто как сожительство.
 В раннем
 европ. средневековье был установлен обязательный для всех церковный Б., однако
 крепостные могли
 вступать в Б. лишь с согласия феодала. В условиях капитализма Б. испытывает
 значит. влияние
 частнособственнич. отношений. Распространение при капитализме трудовой
 деятельности женщин,
 падение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного
 законодательства и половой
 морали привели, с одной стороны, к дезорганизации и кризису «классич.»
 собственнич. Б. (рост
 числа разводов и «дезертирств»), с другой — к развитию новой формы брачных
 отношений,
 основывающихся преим. на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся
 относит.
 равноправием супругов.
 Социалистич. преобразования, обеспечивая равноправие женщин с мужчинами,
 способствуя
 распространению в массах коммунистич. морали, ведут к нравств. обогащению
 отношений между
 полами. Б. в условиях социализма представляет собой добровольный, равноправный,
 свободный от
 утилитарных расчётов и вмешательства третьих лиц союз мужчины и женщины, целью
 к-рого
 является обеспечение их права на супружество, материнство и отцовство. Правовое
 и нравств.
 регулирование брачных отношений не противоречит свободе Б. и направлено в первую
 очередь на
 защиту его от пережитков старой, собственнич. морали. См. также ст. Семья и лит.
 к ней.
 БРАХМАН (санскр.), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос.
 учениях высшая объ-
 ективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из к-рого возникает
 мир со всем, что в
 нём находится. Вместе с тем всё, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Б.;
 сам же он — вне
 времени и пространства, вне причинно-следств. отношений, свободен от качеств и
 действий,
 внеположен явленному (феноменальному) миру и невыразим в положит. терминах и
 рамках к.-л.
 частичной логики. Поэтому чаще всего Б. определяется отрицательно — немыслимый,
 невидимый,
 неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерождённый, лишённый
 образа,
 безначальный, бесконечный, «не это, не это» (na iti, na iti) и т. п. Не
 постигаемый обычным
 сознанием или различными рационально-умозрит. конструкциями, Б. познаётся лишь
 высшей религ.
 интуицией, лежащей в основе целостного опыта (анубхава).
 В древнейших текстах Вед слово «Б.» относится ещё скорее к сфере ритуальных
 понятий. Умозрит.
 концепция универсального Б. впервые была сформулирована в ранних упанишадах. Б.
 становится
 единой абс. реальностью, исполненной высшего смысла; трансцендентный бог
 ранневедийской
 эпохи вводится в Б. и становится имманентным ему. Вне Б. ничего нет, но всё, что
 есть в бытии, в
 жизни, заключено в Б. как в зародыше (хираньягарбха, букв.— золотой зародыш), из
 к-рого
 разворачивается весь явленный мир: «Существует два образа В.— воплощённый и
 невоплощённый,
 смертный и бессмертный, неподвижный и двигающийся, существующий и истинный»
 (Брихадарань-
 яка-упанишада II, 3,1). Истинная универсальность Б. достигается через осознание
 им самого себя,
 обретение субъективного аспекта в самопознании — учение о тождестве Б. и атмана,
 объекта и
 субъекта, мира и души (индивида), выражающееся в формулах «этот атман есть Б.»,
 «это Б., это
 атман», «я есмь Б.» и как итог и наиболее абстрактное выражение идеи тождества:
 «это — ты» (tat
 tvam asi). При· всём этом Б. соотносителен атману и отнюдь не всегда тождествен
 ему. Реальность Б.
 является как бесконечное сознание (джняна) себя самого и как высшее блаженство
 (ананда).
 Особенно интенсивно учение о Б. разрабатывалось в адвайта-веданте. Согласно
 Шанкаре, Б.— это
 чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием, оно едино и содержит в себе всё.
 По отношению к
 эмпирич. миру множественности Б. выступает как творец, зиждитель и разрушитель,
 как сагуна-Б. (т.
 е. Б. многих качеств). С трансцендентной же т. зр., осознающей иллюзорность
 этого мира, Б.
 предстаёт как абс. бытие, лишённое к.-л. атрибутов, как ниргуна-Б. (т. е. Б. без
 качеств). Учение
 Шанкары о Б.— высшая точка в развитии этого понятия как образа абс. единства.
 Рамануджа в ряде
 вопросов уже отступает от этой идеи (учение о самообнаруживающемся Б. в его
 соотношении с
 майей, об абс. единстве, содержащем в себе множественность, о соотношении бога и
 Б., единству к-
 рого присущи различия и т. д.— см. Вишишта-адваита).
 • Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; P а д х
 а к ? и ш н а н С., Инд. философия, пер.
 с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Топоров В. Н., О Б. К истокам концепции, в сб.:
 Проблемы истории языков u культуры
 народов Индии, М., 1974, с. 20—74; Hang M., Uber die ursprungliche Bedeutung des
 Wortes brahman, Munch., 1868; R eno u
 L., Sur la notion de brahman, «Journal Asiatique» 1949, t. 237, fasc. l, p. 7—
 46; T h i e m e P., Brahman, «Zeitschrift der
 Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1952, Bd 102, S. 91 — 129; Dasgupta
 A., A history of Indian philosophy, v. 1—5,
 Delhi, 1975.
 БPEHTАHO (Brentano) Франц (16.1.1838, Мариен-берг, — 17.3.1917, Цюрих), нем.
 философ, непо-
 средств. предшественник феноменологии Э. Гуссерля. Начав деятельность в качестве
 католич.
 священника, затем был проф. философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Б.
 обратился к
 докантовской философии, прежде всего к Аристотелю, учитывая вместе с тем
 достижения нем.
 классич. идеализма. Исходным пунктом философии Б. является проведение резкой
 границы между
 физич. и психич. феноменами. Родовым признаком, общим для всех психич.
 феноменов, является, по
 Б., их интенциональностъ: сознание всегда есть отношение к чему-то (реальному
 или нереально-
 му)— я ощущаю, чувствую, мыслю нечто; физич. объект как таковой не
 интенционален: он есть в
 себе покоящееся бытие. Исследование психич. феноменов является задачей
 психологии, к-рая
 делится Б. на дескриптивную (описывающую те конечные элементы, из к-рых строится
 целостное
 сознание) и генетическую (устанавливающую законы, к-рым подчиняются явления
 сознания). Из
 идеи дескриптивной психологии выросла позднее феноменология.
 В связи с идеалистически толкуемым учением о предметности сознания находится и
 концепция ис-
 тины Б. В основе понятия истины лежит, но Б., переживание очевидности. Расчленив
 все суждения
 на три
 БРЕНТАНО 61
 класса — суждения восприятия, суждения воспоминания и аксиомы, Б. утверждал, что
 непосредств.
 очевидностью обладают только суждения внутр. восприятия и аксиомы. Проблема
 истины — это
 проблема эмпирич. обоснования знания при решающем значении внутр. опыта. Т. к.,
 по Б.,
 предметами внутр. опыта и непосредств. восприятия являются только психич.
 феномены, то с
 очевидностью можно говорить о существовании лить этих последних; о внеш. мире,
 по Б., можно
 говорить лишь с известной вероятностью. Учение об интенциональности было
 воспринято К. Штум-
 пфом, Гуссерлем, А. Мейнонгом, М. Шелером, М. Хайдеггером. Логич. концепция и
 работы Б. в
 области критики языка нашли продолжение в аналитич. философии. Значительным было
 влияние Б.
 и на развитие психологии (напр., вюрцбургской школы).
 * Psychologie vom empirischen Standpunkt, Hamh., 1955; Vom Ursprung sittlicher
 Erkenntnis, Hamb., 1955; Grundlegung und
 Aufhau der Ethik, Bern, 1952.
 • Б а к p а д з e К. С., Очерки по истории новейшей и coвp, бурж. философии,
 Тб., 1900; К a st i 1 ?., Die Philosophie F.
 Brentanos. Eine Einfuhrung in seine Lehre, Muncli., 1951; Bergmann G., Realism.
 A critique of Brentano and Mei-nong,
 Madison — [a. o.], 1967 (лит.).
 БРИДЖМЕН (Bridgman) Перси Уильяме (21.4. 1882, Кембридж, Массачусетс,— 20. 8.
 1961,
 Рандолф, Нью-Хэмпшир), амер. физик и философ. Нобелевская пр. по физике (1946).
 В трактовке
 познания Б. близок к инструментализму (в истолковании проблемы значения понятий)
 и к
 солипсизму (в истолковании опыта). Абсолютизируя эмпирич. аспект науки, Б.
 недооценивал
 фактич. роль абстрактного мышления и абстракций. Он считал бессмысленными теоре-
 тич. понятия,
 неверифицируемые в опыте. Идею связи значения понятия с совокупностью действий
 (операций),
 ведущих к их применению, Б. перенёс в методологию науки и теорию познания в
 качестве общего
 принципа: определять науч. понятия, по Б., надо не в терминах др. абстракций, а
 в терминах
 операций опыта (операциональное определение понятий). Этот тезис послужил
 основой в целом
 пдеалистич. программы операционного построения языка науки. См. Операци-онализм.
 • Logic of modern physics, N. ?., 1927; The nature of some of our physical
 concepts, N. Y., 1952; Reflections of a physicist, ?.
 ?., 19551; Way things are, Camb., 1959.
 БРУНО (Bruno) Джордано Филиппо (1548, Нола,— 17. 2. 1600, Рим), итал. философ и
 поэт, пред-
 ставитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и
 жил во
 Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинён в ереси и
 свободомыслии и после 8-летнего пребывания в тюрьме сожжён на костре (материалы
 процесса Б.
 см. в кн. «Вопросы истории религии и атеизма», т. 1, 1950; т. 6, 1958).
 В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и
 мировой душе
 как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к ги-лозоизму) перекрещивались с
 сильным
 влиянием ранней греч. философии. Оформлению пантеистич. натурфилософии Б.,
 направленной
 против схоластич. арис-тотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с
 философией Николая
 Кузанского (у к-рого Б. почерпнул и идею «отрицат. теологии», исходящей из
 невозможности
 положит. определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии
 познание не
 сверх природного бога, а природы, являющейся «богом в вещах». Развивая
 гелиоцентрич. теорию
 Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о
 бесконечности природы и
 бесконечном множестве миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах»,
 1584).
 Представление о единой бесконечной простой субстанции, из к-рой возникает
 множество вещей,
 связывалось у Б. с идеей внутр. род-
 62 БРЙДЖМЕН

<< Пред.           стр. 31 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу