<< Пред. стр. 31 (из 449) След. >>
Против филос. антикоммунизма, в кн..Антикоммунизм — враг человечества, Прага, 1962; Якушевекий И. Т., Ценные
признания одного из наших «критиков»
(О «советологии» г-на Б.), «ВФ», 1964, № 10; Б ы ? о в-с к и й Б. Э., Партии в
философии и филос. камуфляж, «Ком-
мунист», 1967, № 1.
БОШКОВИЧ (Boskovic) Руджер Иосип (18.5. 1711, Рагуза, ныне Дубровник,
Югославия,— 13. 2.
1787, Милан), хорв. философ, физик, математик и астроном; дипломат. Почётный чл.
Петерб. АН
(1760).
В гл. соч. «Теория натуральной философии, приведенная к единому закону сил,
существующих в
природе» (1758) Б. развил учение о динамич. атомизме, основанное на
представлении о
непротяжённых и неделимых материальных частицах (точках), между к-рыми действуют
силы
притяжения и отталкивания, подчиняющиеся универсальному закону. С помощью этой
гипотезы,
утверждающей неразрывную связь материи и движения, Б. объяснял свойства
материальных тел. Б.
критиковал учение Ньютона об абс. пространстве и времени. Ряд его идей
предвосхищает совр.
представления о материи, пространстве и времени. Б. высказывал мысль о
возможности построения
геометрии, отличной от эвклидовой. Ес-тественнонауч. идеи Б. оказали влияние на
физику и
философию 1-й пол. 19 в.
• De virihus vivis, Romae, 1745; De lumine, 1748, pars l—2, Vindobonae, 1766
(Diss.); De continuitatis lege ..., Romae, 1754. *
Г о д ы ц к и и - Ц в и ? к о А. М., Науч. идеи Р. И. Б., М., 1959; Markovio ?.,
Rudje BoSkovio, dio 1—2, Zagreb, 1968—69.
БОЭЦИЙ (Boethius, Boetius) Аниций Манлий Северин (ок. 480, Рим,— 524, Павия).
рим. философ,
теолог и поэт. Принадлежал к старой рим. знати и получил блестящее образование,
достиг высокого
положения на службе остготского короля Теодориха, но но обвинению в тайных
сношениях с Вост.
Рим. империей был казнён. Оказал исключительно широкое влияние на ср.-век.
культуру. Его
переводы «Органона» Аристотеля и «Введения» Порфирия, комментарии к
аристотелевским и
послеаристотелевским логико-герменевтич. текстам, а также оригинальные теологич.
соч. явились
основой ср.-век. аристотелиз-ма и предвосхищением синтеза зрелой схоластики; его
компендии по
арифметике и музыке передали ср.-век. практике «квадривия» пифагорейско-
платонов-скую
математич. традицию; наконец, его моралистич. «Утешение философией», написанное
в тюрьме и
посвящённое теме свободы духа среди текучей видимости житейских дел, было в
течение целого
тысячелетия одним из самых читаемых произведений и многократно переводилось.
• Migne, PL, t. 63—64; The theological tractates, The consolation of philosophy,
transl, by H. F. Stewart, E. K. Rand, S. J.
Tester, Camb. (Mass) — L., 1973.
• Courcelle P., Les lettres grecques en Occident..., P., 1948.
БРАК, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом
форма
отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по
отношению
друг к другу и к детям. От характера брачных отношений в значит. мере зависит
рост населения,
физич. и духовное состояние новых поколений. В Б. упорядочивается и реализуется
естеств.
потребность людей в продолжении
рода, преобразованная социальными условиями и культурой.
Социальная сущность Б. определяется в конечном счёте господствующими обществ.
отношениями,
он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии.
Санкционируя Б., общество
берёт на себя определ. обязательства по его охране и налагает на людей,
вступивших в В.,
ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно,
за будущее
семьи. «Если бы брак не был основой семьи,— писал К. Маркс,— то он так же не
являлся бы
предметом законодательства, как, например, дружба» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 1, с. 162).
Как социальное отношение Б. имеет преим. нравств.-правовую природу, поскольку
мужчина и
женщина выступают в нём как личности и граждане гос-ва. В числе нравств.
ценностей, имеющих
особенно большое значение для стабильности Б.,— индивидуальная половая любовь,
супружеский и
родительский долг, взаимное уважение и помощь.
В антагонистич, формациях моногамный Б. приобретает ряд специфичных для данной
формации со-
циально-правовых черт. Так, в рабовладельч. обществе Б. признавался только для
свободных
граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались просто как сожительство.
В раннем
европ. средневековье был установлен обязательный для всех церковный Б., однако
крепостные могли
вступать в Б. лишь с согласия феодала. В условиях капитализма Б. испытывает
значит. влияние
частнособственнич. отношений. Распространение при капитализме трудовой
деятельности женщин,
падение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного
законодательства и половой
морали привели, с одной стороны, к дезорганизации и кризису «классич.»
собственнич. Б. (рост
числа разводов и «дезертирств»), с другой — к развитию новой формы брачных
отношений,
основывающихся преим. на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся
относит.
равноправием супругов.
Социалистич. преобразования, обеспечивая равноправие женщин с мужчинами,
способствуя
распространению в массах коммунистич. морали, ведут к нравств. обогащению
отношений между
полами. Б. в условиях социализма представляет собой добровольный, равноправный,
свободный от
утилитарных расчётов и вмешательства третьих лиц союз мужчины и женщины, целью
к-рого
является обеспечение их права на супружество, материнство и отцовство. Правовое
и нравств.
регулирование брачных отношений не противоречит свободе Б. и направлено в первую
очередь на
защиту его от пережитков старой, собственнич. морали. См. также ст. Семья и лит.
к ней.
БРАХМАН (санскр.), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос.
учениях высшая объ-
ективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из к-рого возникает
мир со всем, что в
нём находится. Вместе с тем всё, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Б.;
сам же он — вне
времени и пространства, вне причинно-следств. отношений, свободен от качеств и
действий,
внеположен явленному (феноменальному) миру и невыразим в положит. терминах и
рамках к.-л.
частичной логики. Поэтому чаще всего Б. определяется отрицательно — немыслимый,
невидимый,
неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерождённый, лишённый
образа,
безначальный, бесконечный, «не это, не это» (na iti, na iti) и т. п. Не
постигаемый обычным
сознанием или различными рационально-умозрит. конструкциями, Б. познаётся лишь
высшей религ.
интуицией, лежащей в основе целостного опыта (анубхава).
В древнейших текстах Вед слово «Б.» относится ещё скорее к сфере ритуальных
понятий. Умозрит.
концепция универсального Б. впервые была сформулирована в ранних упанишадах. Б.
становится
единой абс. реальностью, исполненной высшего смысла; трансцендентный бог
ранневедийской
эпохи вводится в Б. и становится имманентным ему. Вне Б. ничего нет, но всё, что
есть в бытии, в
жизни, заключено в Б. как в зародыше (хираньягарбха, букв.— золотой зародыш), из
к-рого
разворачивается весь явленный мир: «Существует два образа В.— воплощённый и
невоплощённый,
смертный и бессмертный, неподвижный и двигающийся, существующий и истинный»
(Брихадарань-
яка-упанишада II, 3,1). Истинная универсальность Б. достигается через осознание
им самого себя,
обретение субъективного аспекта в самопознании — учение о тождестве Б. и атмана,
объекта и
субъекта, мира и души (индивида), выражающееся в формулах «этот атман есть Б.»,
«это Б., это
атман», «я есмь Б.» и как итог и наиболее абстрактное выражение идеи тождества:
«это — ты» (tat
tvam asi). При· всём этом Б. соотносителен атману и отнюдь не всегда тождествен
ему. Реальность Б.
является как бесконечное сознание (джняна) себя самого и как высшее блаженство
(ананда).
Особенно интенсивно учение о Б. разрабатывалось в адвайта-веданте. Согласно
Шанкаре, Б.— это
чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием, оно едино и содержит в себе всё.
По отношению к
эмпирич. миру множественности Б. выступает как творец, зиждитель и разрушитель,
как сагуна-Б. (т.
е. Б. многих качеств). С трансцендентной же т. зр., осознающей иллюзорность
этого мира, Б.
предстаёт как абс. бытие, лишённое к.-л. атрибутов, как ниргуна-Б. (т. е. Б. без
качеств). Учение
Шанкары о Б.— высшая точка в развитии этого понятия как образа абс. единства.
Рамануджа в ряде
вопросов уже отступает от этой идеи (учение о самообнаруживающемся Б. в его
соотношении с
майей, об абс. единстве, содержащем в себе множественность, о соотношении бога и
Б., единству к-
рого присущи различия и т. д.— см. Вишишта-адваита).
• Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; P а д х
а к ? и ш н а н С., Инд. философия, пер.
с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Топоров В. Н., О Б. К истокам концепции, в сб.:
Проблемы истории языков u культуры
народов Индии, М., 1974, с. 20—74; Hang M., Uber die ursprungliche Bedeutung des
Wortes brahman, Munch., 1868; R eno u
L., Sur la notion de brahman, «Journal Asiatique» 1949, t. 237, fasc. l, p. 7—
46; T h i e m e P., Brahman, «Zeitschrift der
Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1952, Bd 102, S. 91 — 129; Dasgupta
A., A history of Indian philosophy, v. 1—5,
Delhi, 1975.
БPEHTАHO (Brentano) Франц (16.1.1838, Мариен-берг, — 17.3.1917, Цюрих), нем.
философ, непо-
средств. предшественник феноменологии Э. Гуссерля. Начав деятельность в качестве
католич.
священника, затем был проф. философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Б.
обратился к
докантовской философии, прежде всего к Аристотелю, учитывая вместе с тем
достижения нем.
классич. идеализма. Исходным пунктом философии Б. является проведение резкой
границы между
физич. и психич. феноменами. Родовым признаком, общим для всех психич.
феноменов, является, по
Б., их интенциональностъ: сознание всегда есть отношение к чему-то (реальному
или нереально-
му)— я ощущаю, чувствую, мыслю нечто; физич. объект как таковой не
интенционален: он есть в
себе покоящееся бытие. Исследование психич. феноменов является задачей
психологии, к-рая
делится Б. на дескриптивную (описывающую те конечные элементы, из к-рых строится
целостное
сознание) и генетическую (устанавливающую законы, к-рым подчиняются явления
сознания). Из
идеи дескриптивной психологии выросла позднее феноменология.
В связи с идеалистически толкуемым учением о предметности сознания находится и
концепция ис-
тины Б. В основе понятия истины лежит, но Б., переживание очевидности. Расчленив
все суждения
на три
БРЕНТАНО 61
класса — суждения восприятия, суждения воспоминания и аксиомы, Б. утверждал, что
непосредств.
очевидностью обладают только суждения внутр. восприятия и аксиомы. Проблема
истины — это
проблема эмпирич. обоснования знания при решающем значении внутр. опыта. Т. к.,
по Б.,
предметами внутр. опыта и непосредств. восприятия являются только психич.
феномены, то с
очевидностью можно говорить о существовании лить этих последних; о внеш. мире,
по Б., можно
говорить лишь с известной вероятностью. Учение об интенциональности было
воспринято К. Штум-
пфом, Гуссерлем, А. Мейнонгом, М. Шелером, М. Хайдеггером. Логич. концепция и
работы Б. в
области критики языка нашли продолжение в аналитич. философии. Значительным было
влияние Б.
и на развитие психологии (напр., вюрцбургской школы).
* Psychologie vom empirischen Standpunkt, Hamh., 1955; Vom Ursprung sittlicher
Erkenntnis, Hamb., 1955; Grundlegung und
Aufhau der Ethik, Bern, 1952.
• Б а к p а д з e К. С., Очерки по истории новейшей и coвp, бурж. философии,
Тб., 1900; К a st i 1 ?., Die Philosophie F.
Brentanos. Eine Einfuhrung in seine Lehre, Muncli., 1951; Bergmann G., Realism.
A critique of Brentano and Mei-nong,
Madison — [a. o.], 1967 (лит.).
БРИДЖМЕН (Bridgman) Перси Уильяме (21.4. 1882, Кембридж, Массачусетс,— 20. 8.
1961,
Рандолф, Нью-Хэмпшир), амер. физик и философ. Нобелевская пр. по физике (1946).
В трактовке
познания Б. близок к инструментализму (в истолковании проблемы значения понятий)
и к
солипсизму (в истолковании опыта). Абсолютизируя эмпирич. аспект науки, Б.
недооценивал
фактич. роль абстрактного мышления и абстракций. Он считал бессмысленными теоре-
тич. понятия,
неверифицируемые в опыте. Идею связи значения понятия с совокупностью действий
(операций),
ведущих к их применению, Б. перенёс в методологию науки и теорию познания в
качестве общего
принципа: определять науч. понятия, по Б., надо не в терминах др. абстракций, а
в терминах
операций опыта (операциональное определение понятий). Этот тезис послужил
основой в целом
пдеалистич. программы операционного построения языка науки. См. Операци-онализм.
• Logic of modern physics, N. ?., 1927; The nature of some of our physical
concepts, N. Y., 1952; Reflections of a physicist, ?.
?., 19551; Way things are, Camb., 1959.
БРУНО (Bruno) Джордано Филиппо (1548, Нола,— 17. 2. 1600, Рим), итал. философ и
поэт, пред-
ставитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и
жил во
Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинён в ереси и
свободомыслии и после 8-летнего пребывания в тюрьме сожжён на костре (материалы
процесса Б.
см. в кн. «Вопросы истории религии и атеизма», т. 1, 1950; т. 6, 1958).
В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и
мировой душе
как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к ги-лозоизму) перекрещивались с
сильным
влиянием ранней греч. философии. Оформлению пантеистич. натурфилософии Б.,
направленной
против схоластич. арис-тотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с
философией Николая
Кузанского (у к-рого Б. почерпнул и идею «отрицат. теологии», исходящей из
невозможности
положит. определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии
познание не
сверх природного бога, а природы, являющейся «богом в вещах». Развивая
гелиоцентрич. теорию
Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о
бесконечности природы и
бесконечном множестве миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах»,
1584).
Представление о единой бесконечной простой субстанции, из к-рой возникает
множество вещей,
связывалось у Б. с идеей внутр. род-
62 БРЙДЖМЕН