<< Пред. стр. 314 (из 449) След. >>
Социалистич. революция положила начало этому процессу освобождения людей во всехсферах
жизни общества. Он протекает ускоряющимися темпами вместе с бурным ростом
производит. сил,
развитием научно-технич. революции, совершенствованием обществ.
отношений, всеобщим культурным подъёмом. Реальные права и С. личности
гарантированы в Кон-
ституции СССР и других социалистич. стран. В коммунистич. обществе С. воплотится
в создании
всех необходимых условий для всестороннего гармонич. развития личности. Как
отмечал Маркс, при
коммунизме, по ту сторону царства необходимости (т. е. за пределами собственно
материального
произ-ва), «...начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью,
истинное царство
свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости,
как на своем
базисе» (там же, т. 25, ч. 2, с. 387).
• Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Э н г е л ь с Ф., Анти-
Дюринг, там же, т. 20, отд. 1, гл. 2, отд. 2, гл. 2,
отд. 3; е г о ж е, Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т.
21, гл. 4; е г о ж е, Происхождение
семьи, частной собственности и гос-ва, там же, гл. 5; Л е-нин В. И., Что такое
«друзья народа», и как они воюют против
социал-демократов?, ПСС, т. 1; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же,
т. 18, гл. 3; е г о ж е, Гос-во и ре-
волюция, там же, т. 33; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976;
Материалы XXIV съезда КПСС, М.,
1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981;
Брежнев Л. И., О Конституции
СССР, М., 1977; Конституция (Основной Закон) СССР, М., 1977; М и л л ь Д ж. С
т., О С., пер. с англ., СПБ, 1901; Г е-
гель Г. В. Ф., Соч., т. 8, М.—Л., 1935; Ламонт К., С. должна быть свободной на
деле, пер. с англ., М., 1958; А п-текер Г.,
О сущности С,, пер. с англ., М., 1961; Д а в ы-д о в Ю. Н., Труд и С., М., 1962;
Г о б б с Т., О С. и необходимости, Избр.
произв., т. 1, М., 1964; Коммунисты и демократия (Материалы обмена мнениями),
Прага, 1964; Николае-ва Л. В., С.—
необходимый продукт историч. развития, М., 1964; Н и p и н г С., С.: обещание и
угроза, пер. с англ., М., 1966;
Ойзерман Т. И., Марксистско-ленинское понимание С., М., 1967; Давидович В.,
Грани С., М., 1969; Шахназаров Г. X.,
Социалистич. судьба человечества, М., 1978; С чего начинается личность, М.,
1979; С к в о р-ц о в Л. В., Социальный
прогресс и С., М., 1979; Fromm E., Escape from freedom, N. ?.— Toronto, 1941;
Sartre J.-P., L'existentialisme est un
humanisme, P., 1946; D o b z h a nsky T h. G., Biological basis of human
freedom, N. ?., 1956; Adler M. J., Idea of freedom, v.
1—2, N. ?., 1958; G u r v i t с h G., Determinismes sociaux et liberte humaine,
P., 1963'; Skinner B. F., Beyond freedom and
dignity, N. Y.,
19727; его же, About behaviorism, N. ?., 1974; К а р-1 a n ?. ?., On freedom and
human dignity, Morristown (N. J.), 1973. Э.
А. Араб-Оглы.
СВОБОДА ВОЛИ, филос. понятие, обозначающее фи-лос.-этич, проблему —
самоопределяем или
детерминирован человек в своих действиях, т. е. вопрос об обусловленности
человеч. воли.
Ожесточённые споры, ведущиеся вокруг С. в. со времён Сократа, вызваны особой
жизненной
значимостью этой проблемы, ибо от её решения зависит признание ответственности
человека за свои
поступки. Если каждое действие строго предопределено и не может быть иным, чем
оно есть, то его
нельзя вменить в вину или поставить в заслугу. Но, с др. стороны, представление
о воле как ничем
заранее не обусловленной «конечной причине» морального действия предполагает
разрыв
причинного ряда природных явлений, что противоречит потребности науч.
объяснения.
В соответствии с двумя сторонами этой антиномии в истолковании С. в. выявились
гл. обр. две
филос. позиции: детерминизм, отстаивающий причинную обусловленность воли, и
индетерминизм,
отвергающий её. Сообразно факторам (физическим, психическим и др.), признаваемым
причиной
волевых актов, среди филос. детерминистич. концепции принято различать «гео-
метрич.», или
механич., детерминизм (Спиноза, Гоббс) и менее строгий — детерминизм
психический, или пси-
хологический (Т. Липпс). Примером наиболее последовательного индетерминизма
могут служить
учения И. Г. Фихте и ?. ?. Мен де Бирана.
Однако в истории философии распространены скорее смешанные, эклектич. доктрины
С. в.,
сочетающие противоположные позиции. Таков дуализм Канта. Как разумное существо,
принадлежащее интеллигибельному (умопостигаемому) миру, человек, по мысли Канта,
обладает С.
в. Но в эмпирич. мире, где господствует естеств. необходимость, он несвободен в
своём выборе, а
воля его причинно обусловлена. Следы подобной двойственности носит и концепция
Шеллинга: с
одной стороны, он определяет свободу как внутр. необходимость, с другой —
признаёт
самополагающий характер первоначального акта выбора. Гегель, провозглашая С. в.,
по существу
наделяет ею не человека, а «мировой дух», воплощающий «чистое» понятие С. в.
В идеалистич. философии кон. 19—20 вв. среди тенденций в истолковании С. в.
преобладает
волюнтаристский и персоналистич. индетерминизм, а также распространена
позитивистская
установка обходить эту проблему. У Бергсона, напр., обе эти тенденции
переплетаются. В своей
защите С. в. он ссылается на органич. цельность и уникальность душевных
состояний, не
поддающихся разложению на отд. элементы и постольку, согласно Бергсону, причинно
не
обусловленных. Виндельбанд рассматривает волевые акты в одних случаях как
причинно
обусловленные, в других — как свободные. Проблема С. в. стоит в центре внимания
атеи-стич.
экзистенциализма (Сартр, Камю), к-рый усматривает в человеке носителя абс.
свободы, противо-
стоящего внеш. миру, сводя по существу С. в. к своеволию.
В теистич. религ. учениях проблема С. в. ставится в плане самоопределения
человека по отношению
к богу, причём само понятие С. в., без к-рого невозможна религ. этика,
сталкивается с понятием
«благодати» и непреложного божеств. предопределения. Попытки разрешить
возникающие здесь
противоречия порождали различные, часто противоположные течения религ. философии
(напр.,
томизм и молинизм в католицизме, кальвинизм и арминианство в протестантизме).
Крайние
религиозно-детерминистские варианты учений о предопределении, ставящие человеч.
личность в
абс. зависимость от сверхъестеств. силы, божеств. воли, составляют совместно с
натуралистич.
детерминизмом и с языческой верой в судьбу осн. набор концепций фатализма.
В марксистской философии проблема С. в. рассматривается в рамках общего понятия
свободы. * Энгельс Ф., Анти-
Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Г у т 6 е р л е т К., С. в. и её
противники, пер. с нем., М., 1906; Соловьев В.
С., С. в.— свобода выбора, в кн.: Энциклопедии, словарь, т. 29 (57-й полутом)
СПБ, 1900, с. 163—69; Лосский И.О., С.
в., Париж, [1927]; Дробницкий О. Г., Понятие морали, ?., 1974; Новиков К. А., С.
в. и марксистский детерминизм, М.,
1981; R i coeur P., Le volontaire et l'mvolontaire, P 1949 (Philosophie de la
volonti, t. 1).
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года),
остающаяся у
человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых
затрат. Границы
С. в. определяются на основе различения в составе общего времени
жизнедеятельности людей
собственно рабочего (включая дополнит. труд с целью заработка) и внерабочего
времени и
выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного)
времени.
В жизни совр. общества явление С. в. отличается большой сложностью, отражает
существ.
характеристики того или иного типа общества, наполняется различным, подчас
весьма
противоречивым, содержанием. В развитых капиталистич. странах наряду с положит.
тенденцией
увеличения С. в. неизменно присутствуют негативные тенденции заполнения сферы
досуга явле-
ниями антикультуры (наркомания, преступность и т. п.), т. н. «массовой
культурой» и др. занятиями,
свойственными «потребительскому обществу». Применительно к условиям социализма
можно
говорить прежде всего о двух осн. функциях С. в.: функции восстановления сил
человека,
поглощаемых сферой труда и иных непреложных занятий, и функции духовного
(идейного,
культурного, эстетич. и т. п.) и физич. развития человека, приобретающей всё
большее значение.
Именно её имея в виду, К. Маркс говорил, что время «...остается свободным для
удовольствий, для
досуга, в результате чего открывается простер для свободной деятельности и
развития. Время — это
? p о с т о p для развития способностей...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26,
ч. 3, с. 264).
Как социально-историч. категория С. в. характеризуется тремя осн. параметрами:
объёмом
(величиной), структурой и содержанием. Величина С. в. зависит в первую очередь
от
продолжительности времени труда, характерной для того или иного общества, т. е.
от общей
величины внерабочего времени. Социалистич. общество последовательно стремится
сократить
величину рабочего дня. Вместе с тем на совр. этапе развития объём С. в. в
значит. степени
определяется временем, затрачиваемым на нек-рые непреложные затраты в рамках
внерабочего
времени, в первую очередь на бытовые нужды и транспорт. Поэтому гл. путями
увеличения объёма
С. в. являются развитие и совершенствование служб быта, внедрение в практику
более рациональных
принципов гор. и пром. стр-ва, расселения и т. д.
В зависимости от аспекта рассмотрения и задач анализа в структуре С. в. обычно
выделяют
неодинаковое (до неск. десятков) количество элементов. Приняв за основание
классификации
характер осуществляемой человеком в С. в. деятельности с т. зр. её влияния на
развитие человеч.
личности, можно получить ряд наиболее широких составных частей, образующих
структуру С. в. Это
— активная творч. (в т. ч. обществ.) деятельность; учёба, самообразование;
культурное (духовное)
потребление, имеющее индивидуальный (чтение газет, книг и т. п.) и публично-
зрелищный (посе-
щение кино, театров, музеев и т. д.) характер; физич. занятия (спорт и т. п.);
любительские занятия
типа хобби; занятия, игры с детьми; товарищеские встречи, общение с др. людьми;
пассивный отдых;
затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры (напр., злоупотребление
алкоголем). Т. о.,
при одном и том
СВОБОДНОЕ 597
же объёме С. в. его структура может быть более или менее прогрессивной. Гл. пути
совершенствования структуры С. в. в условиях социализма - увеличение объёма С.
в., создание
мощной материально-технической базы досуга, повышение эффективности
организаторской и
идеологической работы с трудящимися и т. д.
Конкретные занятия человека и их качество в рамках той или иной деятельности в
С. в. составляют
его содержание. Обеспечение содержания С. в., соответствующего целям
коммунистич.
строительства,— длительный процесс, связанный с дальнейшим изменением положения
личности в
сфере экономич., политич., духовной жизни общества, в частности — с более
широким
привлечением трудящихся к политич. творчеству, управлению социальными
процессами, с
расцветом общей культуры масс и т. п.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2; Ленин В. И., Гос-во и революция,
ПСС, т. 33; С т p у м и-л и н С. Г., Рабочий
день и коммунизм, М., 1959; ? ? у д е н-с к и й Г. А., Время и труд, М., 1964; е
г о ж е, Проблемы рабочего и
внерабочего времени, М., 1972; Грушин Б. А., С. в. Актуальные проблемы, М.,
1967; Гордон Л. А., Клопов Э. В.,
Человек после работы, М., 1972; Орлов Г. П., С. в. как социологич. категория,
Свердловск, 1973; Гордон Л. А., Клопов
Э. В., Оникои Л. А., Черты социалистич. образа жизни: быт городских рабочих
вчера, сегодня, завтра, М., 1977. Б. А.
Грушин.
СВОБОДОМЫСЛИЕ, вольнодумство, отрицание религ. догматики и церк. обрядности с
рациона-
листич. позиций, отстаивание свободы разума и науки от религии. С. встречается
уже в ср. века
(теория двойственной истины, Помпонацци, Эразм Роттердамский и др.). Как течение
обществ.
мысли С. формируется в кон. 17 — нач. 18 вв. Термин «С.» впервые употребил англ.
философ-деист
А. Коллинз в своём «Рассуждении о С.» («Dicourse on freethinking», 1713).
Наиболее последовательно
идеи С. были развиты представителями франц. Просвещения. В России С.
характеризовало взгляды
Ломоносова, Радищева, части декабристов.
Со 2-й пол. 19 в. под воздействием бурного развития наук С. становится крупным
идейным течением
среди естествоиспытателей и части прогрессивно настроенных деятелей бурж.
культуры. В это время
возникают бурж. союзы свободомыслящих, ассоциации учёных (напр., «Союз монистов»
Э.Геккеля в
1906), к-рые издают газеты, журналы, альманахи, созывают конгрессы нац. об-в и
т. п. Крупнейшими
совр. междунар. орг-циями свободомыслящих являются «Всемирный союз
свободомыслящих» (осн.
в 1880 в Брюсселе, 38-й конгресс состоялся в 1978) и «Междунар. гуманистич. и
этич, союз» (осн. в
1952 в Амстердаме, последний конгресс в 1976). Их филос. и политич. позиции
характеризуются
эклектизмом, представляют собой пёстрый конгломерат различных взглядов и
убеждений,
объединённый общим неприятием религии и религ. морали. Ряд принципиальных
установок
движения свободомыслящих в совр. условиях усиления позиций науч. социализма,
роста социальной
активности различных слоёв населения устарел. Это находит выражение в кризисе
С., отказе от
традиц. позиций в оценке путей преодоления религии, поиске наиболее
прогрессивными
представителями движения свободомыслящих союза с марксистами и т. п.
Свободомыслящие ведут пропаганду своих взглядов через многочисл. издания.
Наиболее крупные из
них: «Freethinker» (Великобритания), «Geist und Gesellschaft» (Австрия),
«Freidenker» (ФРГ),
«Freidenker» (Швейцария), «Ragione» (Италия), «American Rationalist» (США), «Lee
cahiers
rationalistes» (Франция).
• Рассел Б., Почему я не христианин, пер. с англ., М., 1958; Гольдберг H. M., С.
и атеизм в США (XVIII— ?I? вв.), М.—
Л., 1965; От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, м., 1969; Кичанова И.
М., Пути и перепутья
598 СВОБОДОМЫСЛИЕ
бурж. атеизма, М., 1976; Tribe D., 100 years of freethought, L., 1967; Ruoertson
J. M., A history of treethought, ancient and
modern..., v. 1 — 2, L., 19694.
СВОЙСТВО, филос. категория, выражающая такую сторону предмета, к-рая
обусловливает его
различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к
ним. Всякое С.
относительно: С. не существует вне отношений к др. С. и вещам. С. вещей
внутренне присущи им,
существуют объективно, независимо от человеч. сознания. Для объективного
идеализма характерен
отрыв С. от вещи, т. е. понимание С. как общего, существующего независимо от