<< Пред. стр. 328 (из 449) След. >>
свойства к-рого изучаются экспериментальной психологией (объём, распределение,переключение и
др.).
В фокусе С. находится (благодаря сосредоточенности внимания) огранич. круг
объектов, тогда как
др. объекты, будучи за пределами этого круга, представляют периферию С.
Нейрофизиологич.
основа этого феномена получила своё объяснение в учении А. А. Ухтомского о
доминанте.
Наблюдаются также различные степени ясности С.— от состояний, характеризуемых
как озарение,
инсайт, интуитивное прозрение, до т. н. просоночных состояний. С. находится в
сложном соотно-
шении с различными формами неосознаваемой психич. деятельности. Среди них
выделяются в
качестве особой формы т. п. сверхсознание (К. С. Станиславский),
«надсознательный» уровень
психич. активности, присущий процессам творчества, когда нова-я идея отчётливо
выступает в С.
после того, как она уже порождена личностью и вошла в её внутр. строй.
История взглядов на С. На ранних ступенях развития философии ие было строгого
расчленения С. и
неосознанного, идеального и материального в трактовке психич. явлений. Так,
основа сознательных
действий человека обозначалась Гераклитом термином «логос» (под к-рым понимались
слово, мысль
и сущность самих вещей). Ценность человеч. разума определялась степенью его
приобщённости к
этому логосу — объективному миропорядку. Равным образом и в учениях др. греч.
мыслителей
психич. процессы идентифицировались с материальными (воздух, движение атомов и
др.). Впервые
грань между присущими человеку процессами С. и материальными явлениями была
намечена
софистами, а затем Сократом, акцентировавшим своеобразие актов С. сравнительно с
материальным
бытием вещей. Объективное содержание этих актов было возведено Платоном в особый
мир идей,
противоположный всему материальному. Платон считал, что как для всего космоса
бестелесный
разум является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно
мыслить самое
себя, так и в каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и
вместе с тем явля-
ется активным началом, регулирующим человеч. поведение.
Важную роль в формировании взглядов на С. как особую форму психического, в
отличие от др. его
форм, сыграли достижения естествознания и медицины. Они I позволили отграничить
С. как
способность человека иметь знание о собств. умств. и волевых актах от др.
проявлений
психического (Гален). С. соотносилось со своеобразием функционирования
организма, в к-ром
материальный носитель психики — пневма — локализовалась в различных частях
тела.
В антич. философии С. сопричастно разуму, к-рый космичен и предстаёт как
обобщение действит.
мира, как синоним универс. закономерности. В ср. века С. трактуется как
надмировое начало (бог), к-
рое существует до природы и творит её из ничего. При этом разум толкуется как
атрибут бога, а за
человеком оставляется лишь крохотная «искорка» всепроникаю-щего пламени божеств.
разума.
Вместе с тем в недрах христианства возникает идея спонтанной активности души,
причём в понятие
о душе включалось и С. По Августину, всё знание заложено в душе, к-рая живёт и
движется в боге.
Основанием истинности этого знания является внутр. опыт: душа поворачивается к
себе, постигая с
предельной достоверностью со'бств. деятельность. В дальнейшем понятие о внутр.
опыте стало
основным для т. н. интроспективной концепции С. Для Фомы Ак-винского внутр. опыт
— это
средство самоуглубления и общения с всевышним в форме сознат. разума. Бессо-
знат. душа была оставлена за растениями и животными, у человека же все психич.
акты, начиная с
ощущения, наделены признаками сознательности. Было введено понятие об интенции
как особой
операции С., выраженной в его направленности на внеположный С. объект
(интенциональный образ).
Материалистич. традиции в эпоху средневековья развивали арабоязычные мыслители —
Рази и Ибн
Сина, а также Иоанн Дунс Скот, выдвинувший учение о том, что материя мыслит.
На разработку проблемы С. в философии нового времени наибольшее влияние оказал
Декарт, к-рый,
выдвигая на первый план_момент самосознания, рассмат-ривал С. как внутр.
созерцание субъектом
содержания собств. внутр. мира, как непосредств. субстанцию, открытую лишь для
созерцающего её
субъекта и противостоящую пространств. миру. Душа, по Декарту, только мыслит, а
тело только
движется. Этот взгляд оказал огромное влияние на все последующие учения о С., к-
pое
отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собств. психич.
состояниях. В противовес
Де-карту было выдвинуто учений о бессознат. психике (Лейбниц). Франц.
материалисты 18 в.
(особенно Ла-метри и Кабанис), опираясь на достижения передовой физиологии и
медицины,
обосновали положение о том, что С. является особой функцией мозга, отличной от
др. его функций
тем, что благодаря ей человек способен приобретать знания о природе и самом
себе. Вместе с тем
домарксистские материалисты не смогли раскрыть обществ. природу и активный
характер человеч.
С.
Новая эпоха в объяснении генезиса и строения С. была открыта нем. классич.
идеализмом,
показавшим различные уровни организации С., его активность, историзм, диалектику
чувственного и
логического, инди-видуального и социального. Подвергнув критике интроспективную
психологию,
нем. классич. философия раскрыла зависимость чувств. восприятий и содержания С.
индивидуального субъекта от независимых от него форм и структур познания (учение
Канта о транс-
цендентальной апперцепции). Гегель вплотную подошёл к проблеме социально-
историч., природы С.
и утвердил принцип историзма в понимании С. Он исходил из того, что С. личности
(субъективный
дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историч. формами
обществ. жизни;
однако последние идеалистически толковались им как воплощение объективного духа.
Позитивное
знание о С. существенно обогатилось благодаря достижениям нейрофизиологии (в
частности,
учению Сеченова и его последователей о рефлекторной деятельности мозга) и
экспериментальной
психологии! (исследования закономерной связи феноменов С. в работах Э. Вебера,
Фехнера, Вундта,
Джемса и др.). Ограниченность интроспективной трактовки С. привела к
направлениям,
игнорировавшим его ведущую роль 1 в поведении человека (фрейдизм, бихевиоризм).
Диалектич. материализм рассматривает С. как функцию мозга, как отражение
объективного мира,
необхо-димую сторону практич. деятельности человека. С. воз-никает,
функционирует и
развивается в процессах] взаимодействия человека с реальностью, на основе
его чувственно-
предметной деятельности, обществ.-историч. практики. Отражая в своём
содержании объектив-
ный мир, С. детерминируется природной и социальной реальностью. Предметы, их
свойства и
отношения существуют в нём в форме образов — идеально; идеальное выступает как
продукт
деятельности мозга, как субъективный образ ооъективного мира.
Активность С. Сознание и деятельность. Отвергая идеалистич. трактовку С. как
имманентной,
идущей из глубин духа активности субъекта, диалектич. материализм вместе с тем
вскрывает и
несостоятельность концепции метафизич. материализма, трактующего С. как
отрешённое от
практики созерцание. Под актив-
СОЗНАНИЕ 623
ностью С. имеется в виду его избирательность и целенаправленность, к-рая
выражается в
генерировании новых идей, в актах продуктивного воображения, в управлении
практич.
деятельностью.
Высшим уровнем регуляции деятельности на основе принятых человеком ценностей,
нравств. норм
является её сознательность. Она предполагает, что эти нормы стали интегральным
компонентом
жизни личности. Войдя в систему её убеждений, они реализуются с ясным и
отчётливым
пониманием конечных целей и возможных последствий действий. Сознательность
предполагает
также способность человека анализировать мотивы собств. поведения и выбирать
наиболее
рациональный способ достижения поставленных им целей согласно принятым в
обществе нравств.
нормам. Исходным пунктом отношения человека к реальному миру является
целеполагающая
деятельность. Именно в обеспечения целеполагающей творч. деятельности,
направленной на
преобразование мира с учётом интересов человека и общества, состоит осн.
жизненный смысл и
историч. необходимость возникновения и историч. развития С., к-рое даёт человеку
возможность
правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе по-
средством практич.
деятельности творить мир. Именно этим смыслом наполнено положение: «Сознание
человека не
только отражает объективный мир, но и творит его... Мир не удовлетворяет
человека, и человек
своим действием решает изменить его» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 194, 195).
Биологич. предпосылки и условия зарождения С. Формированию С. человека
предшествовал
длит. период психологич. развития животных, у к-рых имеются зачатки интеллекта
как особой
формы рассудочной деятельности, остающейся, однако, неосознанной. Она появляется
на высоком
уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в
условиях
приспособления организма к изменяющейся внеш. среде. Психич. деятельность
животных обуслов-
лена биологич. закономерностями и служит регулятором их адаптивного поведения,
тогда как С.
человека направлено на преобразование мира. Становление человека связано с
переходом от
присвоения готовых предметов к труду, в процессе к-рого произошло преобразование
инстинктивной
в своей основе деятельности животных и формирование механизмов сознат.
деятельности человека.
Зарождаясь и развиваясь в труде, С. в нём прежде всего и воплощается, создавая
мир очеловеч.
природы — культуру. С. могло возникнуть лишь как функция сложно организованного
мозга, к-рый
формировался по мере совершенствования структуры деятельности и социальных
отношений, а
также связанной с этим знаковой коммуникации (см. Ф. Энгельс, в кн.: К. Маркс и
Ф. Энгельс, Соч.,
т. 20, с. 490). С помощью орудий труда человек вовлекал предметы в сферу новых
форм своего
взаимоотношения с действительностью. Применение орудий и системы речевых знаков
в виде
жестов и звуков, т. е. переход к опосредствованной не только практич., но и
символич. деятельности
в условиях первобытного человеч. стада, а затем и родового общества видоизменил
всю структуру
человеч. активности, а тем самым и С. Логика чувственно-предметной деятельности,
воспроизводимая в содержании актов коммуникации, диктуемых необходимостью
совместного
труда, превращалась во внутр. план мыслит. деятельности. Орудием этой внутр.
деятельности
выступила социально детерминированная система знаков — язык. Благодаря языку С.
формируется и
развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность
человеч.
деятельности и общения. Общественное и личное С. Понятие С. охватывает как
индивидуальное
(личное), так и общественное С. Обществ. С., будучи отражением обществ. бытия
людей,
624 СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
реального образа их жизни, развивается по законам, независимым от С. отд. людей,
но реализуемым
в процессе их деятельности. Обществ. С. воплощается в различных формах — в
языке, в науке и
философии, в искусстве, в политич. и правовой идеологии, в нравственности, в
религии и мифах, в
народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях социальных групп, классов,
наций и
человечества в целом. Оно обладает сложной структурой и различными уровнями,
начиная от
обыденного, массового С. и кончая высшими формами теоретич. мышления, Обладая
относит.
самостоятель-ностью, оно оказывает обратное воздействие на обществ.
бытие. Подобно тому как общество не есть «сумма составляющих его людей», так и
обществ. С. не
есть «сумма» сознаний отд. личностей. Обществ. С. есть качественно особая
духовная система, к-рая
живёт своей относительно самостоят. жизнью. Между личным и обществ. С.
происходит постоянное
взаимодействие. Исторически выработанные обществом нормы С. становятся личными
убеждениями
индивида, источником нравств. предписаний, эстетич. чувств и представлений. В
свою очередь,
личные идеи и убеждения приобретают благодаря творч. активности их носителей
характер обществ.
ценности, значение социальной силы, когда они входят в состав обществ. С. См.
также Об-
щественное бытие и общественное сознание.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., т. 2; Маркс К., Тезисы о
Фейербахе, там же, т. 3; Э н-г е л ь с Ф.,
Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21; Л е н и н В. И.,
Материализм и эмпириокритицизм,
ПСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там же, т. 29; Сеченов И. М., Избр. филос. и
психологич. произв., М., 1947; Хасхачих
Ф. И., Материя и С., М., 1952; Рубинштейн С. Л., Бытие и С., М., 1957; Выготский
Л. С., Развитие высших психич.
функций, М., 1960; С п и p к и н А. Г., Происхождение С., М., I960; его ж е, С.
и самосознание, М., 1972; Шорохова Е.
В., Проблема С. в философии и естествознании, М., 1961; Проблемы С., М., 1966;
Георгиев Ф. И., С., его происхождение
и сущность, М., 1967; Б а с с и н Ф. В., Проблема «бессознательного», М., 1968;
У ледов А. К., Структура обществ. С.,
М., 1968; Тугаринов В. П., Философия С., М., 1971; Лекторский В. А., Субъект,
объект, познание, М., 1980; Основы
марксистско-ленинской философии, M., 19806; Материалистич. диалектика. Краткий
очерк теории, М., 1980; Демин М.
В., Анализ структуры С., М., 1980; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики,
M., 19814; Conference on problems of
consciousness. Transactions 1 st-5th conference, N. Y., 1951—55; BeloffJ., The
existence of mind, L., 1962; Prey G., Sprache
— Ausdruck des Bewu?-seins, Stuttg., 1965; Brain and mind. Modern concepts of
the nature of mind, by H. Kuhlenbeck [a. oj,
N. У., 1965; R o-thacker E., Zur Genealogie des menschlichen Bewu?seins, Bonn,
1966. А. Г. Спиркин, М. Г. Ярошевский.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И СТИХИЙНОСТЬ, категории историч. материализма, характеризующие
протекание процессов обществ. жизни. Сознательным называется то, что
осуществляется людьми в
соответствии с заранее поставленной целью. Высшая форма сознат. деятельности
основывается на
познании и использовании законов природы и общества. Стихийным называется то,
что
осуществляется непреднамеренно, не контролируется людьми.
В самом общем виде С. и с. выражают противоположность между процессами в природе
и обществе.
В природе действуют стихийные силы, в обществе действуют люди, одарённые
сознанием, волей,
преследующие определённые цели. Однако, хотя каждый человек действует