<< Пред. стр. 341 (из 449) След. >>
способом. По замыслу С., бесконечный модус движения и покоя связывает мирединияных вещей,
находящихся во взаимодействии, с субстанцией, мыслимой в атрибуте протяжённости.
Другим
бесконеяным модусом является бесконечный разум (intellectus infnitus), к-рый
связывает мир
СПИНОЗА 647
единичных вещей с субстанцией, мыслимой в атрибуте мышления. С. утверждал, что в
принципе
одушевлены все вещи, хотя и в различной степени. Однако осн. свойство
бесконечного разума —
«познавать всегда всё ясно и отчётливо» (Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 108)
— относилось у С.
лишь к человеку.
Натуралистически рассматривая человека как часть природы, С. утверждал, что тело
и душа взаимно
независимы вследствие онтологич. независимости двух атрибутов субстанции. Это
воззрение
сочетается у С. с ма-териалистич. тенденцией в объяснении мыслит. деятельности
человека:
зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается,
согласно С., на стадии
чувств. познания. Последнее составляет первый род знания, наз. также мнением
(opinio). Чувств.
познание, по мысли С., часто ведёт к заблуждению; являясь неадекватным
отражением объекта, оно
вместе с тем заключает в себе элемент истины.
Рационализм С. с наибольшей силой проявился в противопоставлении им понимания
(intellectio) как
единств. источника достоверных истин — чувств. познанию. Понимание выступает у
С. как второй
род познания, состоящий из рассудка (ratio) и разума (intel-lectus), но часто
эти понятия сливаются в
последнем слове.
Достижение адекватных истин, возможное только на этой стадии, обусловливается
тем, что человеч.
душа как модус атрибута мышления способна постичь всё, что вытекает из
субстанции. Оно
возможно также в силу основоположного тезиса рационалистич. панлогизма,
отождествляющего
принципы мышления с принципами бытия: «порядок и связь идей те же, что доря-док
и связь вещей»
(там же, с. 407).
Третий род познания составляет интуиция, являющаяся фундаментом достоверного
знания.
Генетически учение С. об интуиции связано с учениями мистич. пантеизма о
«внутреннем свете»
(как источнике непо-средств. общения с богом) и с учением Декарта об аксиомах
«ясного и
отчётливого ума» как фундаменте всего знания. При этом интуиция истолковывается
С. как
интеллектуальная; она даёт познание вещей с т. зр. вечности — как абсолютно
необходимых модусов
еди-яой субстанции.
В антропологии С. отвергал идею свободы воли: воля совпадает у С. с разумом.
Распространяя на
человеч. поведение законы механистич. детерминизма, С. доказывал необходимый
характер всех без
исключения действий человека. Вместе с тем он обосновывал диалектич. идею о
совместимости
необходимости и свободы, выражающуюся понятием свободной необходимости (libera
necessitas).
Поскольку свобода отождествляется у С. с познанием, стремление к самопознанию
становится у С.
сильнейшим из человеч. стремлений. С. выдвинул положение об интеллектуальной
любви к богу
(amor Dei intelleotualis) и идею вечности человеч. души, связанную с пантеистич.
представлением о
смерти человека как возвращении в единую субстанцию.
Филос. систему С. завершает этика. В центре его концепции секуляризованной
морали — понятие
«свободного человека», руководствующегося в своей деятельности только разумом.
Принципы
гедонизма и утилитаризма соединяются у С. с положениями аскетич. созерцат.
этики.
Подобно другим представителям теории естеств. права и обществ. договора, С.
выводил
закономерности общества из особенностей неизменной человеч. природы и считал
возможным
гармонич. сочетание частных эго-истич. интересов граждан с интересами всего
общества.
Пантеистическая по своему облику философия С. заключала в себе глубоко атеистич.
содержание.
Преодоление С. концепции двойственной истины дало ему возможность заложить
основы науч.
критики Библии.
648 СПИРИТУАЛИЗМ
Страх, согласно С., является причиной религ. суеверий. Антиклерикализм С. связан
с осознанием им
политич. роли церкви как ближайшего союзника монархич. правления. Вместе с тем в
духе идей
«естеств. религии» С. утверждает, что следует различать подлинную религию,
основой к-рой
является филос. мудрость, и суеверие. Библия излишня для «свободного человека»,
руковод-
ствующегося только разумом, но необходима для большинства людей, для «толпы»,
которая живёт
лишь страстями.
Атеистич. и натуралистич. идеи С. нашли своё продолжение у Дидро и др. франц.
материалистов 18
в., оказали большое воздействие на нем. философию кон. 18 — нач. 19 вв., в
особенности на
Лессинга, Гёте, Гер-дера, а затем на раннего Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.
• Opera, Bd 1—4, Hdlb., 1925; Oeuvres, t. 1—3, P., 1964—65; в рус. пер.— Избр.
произв., т. 1—2, М., 1957.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 139—42, 144—46, 154; т. 20, с. 350; т.
29, с. 457; Ленин В. И., Филос. тетради,
ПСС, т. 29; Фишер К., История новой философии, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1906;
Кечекьян С. Ф., Этич. миросозерцание С.,
М., 1914; Беленький М. С., С., М., 1964; Соколов В. В., Философия С. и
современность, М., 1964; его же, С., М., 1973;
Коников И. А., Материализм С., М., 1971; Freudenthal J., Ge tabard t С.,
Spinoza. Leben und Lehre, Tl 1—2, Hdlb., 1927;
Wolfson H. A., The philosophy of Spinoza. Unfolding the latent processes of his
reasoning, v. 1—2, Camb., 19482; Feuer L. S.,
Spinoza and the rise of liberalism, Boston, 1958; Spinoza — dreihundert Jahre
Ewigkeit. Spinoza-Festschrift. 1632— 1932, hrsg.
v. S. Hessing, Haag, 19622; Alain E. A., Spinoza, P., 1965; Gramer W., Die
absolute Reflexion, Bd l— Spinezas Philosophie des
Absoluten, Fr./M., 1966; G u e-roult M., Spinoza, t. l—2, P.,1968—74; Spinoza on
knowing, being and freedom. Proceedings of
the Spinoza symposium, Assen, 1974. В. В. Соколов.
СПИРИТУАЛИЗМ (франц. spiritualisme, от лат. spiri-tualis — духовный, Spiritus —
душа, дух),
объективно-идеалистич. филос. воззрение, рассматривающее дух в качестве
первоосновы
действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и
независимо
от неё. Как филос. термин был введён в употребление Кузеном; в дальнейшем С.
стали называть ряд
школ и направлений преим. во франц. и итал. философии 19—20 вв. (Ж. Равессон, Ж.
Лашелье,
Бутру, Розмини-Сербати, В. Джоберти, Ренувье, М. Ф. Шак-ка, Бергсон, Л. Лавель и
др.). По
существу своему спиритуалистическими являются все религ. верования в бытие бога
и бессмертие
души. В философии С. характеризует самые разнообразные учения древности и нового
времени,
утверждающие в противоположность материализму субстанциальность духовного
начала. Иногда в
понятии С., в противоположность интеллектуалистич. формам идеализма,
акцентируются
иррациональные аспекты духа, рассматриваемого при этом как некая целостность, не
сводимая к
разуму, идее и к.-л. др. отдельным своим проявлениям.
СПИРКИН Александр Георгиевич (р. 24.12.1918, с. Чиганак, ныне Аркадакского р-на
Саратовской
обл.), сов. философ и психолог, чл.-корр. АН СССР (1974). Чл. КПСС с 1960.
Окончил Моск.
педагогич. ин-т им. В. И. Ленина (1941). Ведёт преподават. работу с 1946. Зав.
редакцией философии
изд-ва «Сов. энциклопедия», зам. гл. редактора Филос. энциклопедии (1960—70).
Старший науч.
сотрудник (с 1962), зав. сектором общих проблем диалектич. материализма (с 1978)
Ин-та
философии АН СССР. Осн. труды по проблемам сознания и самосознания,
мировоззрения, предмету,
структуре и функциям философии.
H Мышление и язык, M., 19582; Происхождение сознания, М., 1960; Курс
марксистской философии, М., 19662;
Материалистич. диалектика — методология совр. науки, М., 1968 (совм. с В. Ф.
Глаголевым); Сознание и самосознание,
М., 1972.
СПОНТАННОЕ (от лат. spontaneus — произвольный, добровольный), самопроизвольные
явления,
возникающие без внеш. организующих воздействий. В философии С. связывалось с
самодвижением
природы (Спиноза), познания (Лейбниц, Гегель). Диалектич. материализм связывает
С. с
саморазвитием, самодвижением, с разрешением внутр. противоречий явлений (см. В.
И. Ленин, ПСС,
т. 29, с. 317). В социологии анализируются многооб-
разные формы С. обществ. явлений (миграция, рыночные отношения и др.), различные
типы
самоорганизации и неорганизованных (непланируемых) изменений в социальных
системах. По мере
социального прогресса значение С. процессов уменьшается. См. также
Сознательность и
стихийность.
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, исторически конкретное единство производительных сил и
производственных отношений. Понятие «С. п.» характеризует социальные аспекты
деятельности
обществ. человека, направленной на создание необходимых для его жизни
материальных благ. Его
следует отличать от технологич. С. п., выражающего технико-организационный
аспект этой дея-
тельности. Место и значение С. п. в обществ. жизни К. Маркс определял след.
образом: «Способ
производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и
духовный процессы
жизни вообще» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 13, с. 7). Раскрытие роли С. п. в
обществ. жизни —
одно из важнейших завоеваний марксизма, заложившее основы исто-рич.
материализма.
Разъясняя сущность материалистич. понимания истории, Ф. Энгельс писал: «... люди
в первую
очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии
заниматься
политикой, наукой, искусством, религией и т. д.» (там же, т. 19, с. 350). Но в
отличие от других
живых существ. человек производит всё необходимое для жизни, используя созданные
им орудия
труда. В результате наряду с биологич. отношением, общим у человека со всей
живой природой, у
него возникает специфич. вид материального взаимодействия с природой — процесс
труда. Уровень
развития орудий и средств труда определяет характер этого отношения. Понятие
«произ-во» и
отражает тот факт, что трудовая деятельность человека носит производит. характер
— в процессе
труда создаются вещи, способные удовлетворить ту или иную человеч. потребность.
Но люди,
производя необходимые для жизни материальные блага, вместе с тем производят и
воспроизводят
свои обществ. производств. отношения, в к-рые они вступают в процессе труда.
Характер этих
отношений определяется не волей и сознанием людей, а достигнутым уровнем и
потребностями
развития их материальных производит. сил. Поэтому понятие «произ-во» здесь уже
вырежет и то, что
трудовая деятельность носит социальный характер, осуществляется в рамках
материальных обществ.
отношений. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в
определенные,
необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения,
которые
соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных
сил» (Маркс К.,
там же, т. 13, с. 6).
Понятие «С. п.» характеризует исторически конкретное, качественно определ.
произ-во. С. п.—
материальная основа общественно-экономической формации, определяющая её
особенности, а
изменения в С. п. определяют развитие общественно-экономич. формаций, переход от
одной
формации к другой. Первобытнообщинный строй, рабовладельч., феод., капиталистич.
и
коммунистич. общественно-экономич. формации являются осн. ступенями поступат.
развития
человеч. общества. В качестве особого С. п. Маркс упоминает ещё азиатский способ
производства,
но вопрос о его реальном существовании является дискуссионным.
Развитие С. п. подчиняется всеобщему социологич. закону соответствия
производств. отношений
характеру и уровню развития производит. сил. Согласно этому закону, производств.
отношения
определяются производит.
силами и выступают как определ. социальные формы их развития. Производств.
отношения придают
производит. силам конкретное социальное качество, подчиняют их действию
социальных законов,
порождают определ. стимулы к производств. деятельности и к совершенствованию
имеющихся
производит. сил. Но, развиваясь, производит. силы перерастают рамки суще-
ствующих производств. отношений, и последние начинают тормозить дальнейшее
развитие произ-ва.
Нарастает противоречие между производит. силами и производств. отношениями,
переходящее в
конфликт. Он разрешается в социальной революции, уничтожающей устаревшие и
утверждающей
новые производств. отношения, соответствующие развившимся производит. силам.
Возникает новый
С. п. и на этой основе происходит переход от одной общественно-экономич.
формации к другой,
более высокой и прогрессивной. Маркс подчёркивал: «Люди никогда не отказываются
от того, что
они приобрели, но это не значит. что они не откажутся от той общественной формы,
в которой они
приобрели определенные производительные силы. Наоборот. Для того чтобы не
лишиться
достигнутого результата, для того чтобы не потерять плодов цивилизации, люди
вынуждены
изменять все унаследованные общественные формы в тот момент, когда способ их
сношений
(commerce) более уже не соответствует приобретенным производительным силам» (там
же, т. 27, с.
403). В отличие от всех предшествующих формаций в условиях социализма общество
сознательно и
планомерно развивает не только производит. силы, но и обществ. отношения. Тем
самым
открывается возможность своевременно разрешать противоречия, возникающие в
развитии С. п.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. разд. 1 — «Фейербах», Соч., т. 3; Маркс
К., Письмо П. В. Анненкову от 28 дек.
1846 г., там же, т. 27; его же, Предисловие [«К критике политич. экономии»], там
же, т. 13; его же, Капитал, т. 1, гл. 5,
там же, т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. 3, там же, т. 20; Ленин В. И., Что
такое «друзья народа» и как они воюют
против социал-демократов?, ПСС, т. 1. В. Ж. Келле.
СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными
условиями
успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у
индивида
знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине и
прочности
овладения способами и приёмами нек-рой деятельности и являются внутр. психич.
регуляторами,
обусловливающими возможность их приобретения.
В истории философии С. в течение длит. периода трактовались как свойства души,
особые силы,