<< Пред.           стр. 344 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 собств. усилиям
 (образование, заслуги), различаются соответственно «предписанный» и
 «достигаемый» С. Каждый С.
 может сравниваться с другими по тому или иному признаку, соотносимому с
 господствующей
 системой ценностей, приобретая, т.о., определ. социальный престиж.
 Бурж. социологи, исследуя проблему С., опираются в значит. мере на теорию М.
 Вебера, к-рый,
 противопоставляя свои взгляды историч. материализму, утверждал, что
 стратификация общества
 определяется не только экономическими (доступ к обществ. богатству) и
 политическими (власть,
 право), но и социальными (престиж) показателями. По Веберу, С. (он употреблял
 термин «Stand», к-
 рый обозначает не только положение вообще, но и сословие) — это общность людей,
 основанная на
 специфич. стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований,
 представлений о чести
 и др. психологич. моменты. Каждому стилю жизни соответствует более или менее
 высокая оценка
 (почёт), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определ. нормы и
 представления. Так,
 разбогатевший буржуа стремится копировать стиль жизни аристократии, и его дети
 могут усвоить
 презрит. отношение к экономич. предпринимательству. В буржуазной социологии
 делаются попытки
 эмпирически установить совокупность объективных свойств (пол, возраст, этнич.
 принадлежность,
 образование, род занятия, собственность и др.), на основе к-рой возникают
 статусные группы с опре-
 деленным «стилем жизни». Подобные концепции С. игнорируют классовые отношения
 как реальную
 основу С., социальных различий.
 Понятие «С.»применяется также в качестве соотносительного с понятием роли
 социальной; С.
 обозначает совокупность прав и обязанностей, а роль — динамич. аспект С., т. е.
 определ. поведение.
 В бурж. социологии и социальной психологии это значение понятия «С.»
 психологизируется, т.к.
 сводится по существу к представлениям индивида о собств. позиции или
 представлениям других о
 его позиции.
 Марксистско-ленинское учение о классах позволяет исследовать членение общества
 на различные
 классы, социальные группы и слои, определять фундаменталь-ные основы С. людей. В
 социалистич.
 обществе, где отсутствуют антагонистич. классы, наиболее существ. признаками С.
 отд. групп
 являются профессия, квалификация (образование) и, следовательно, заработная
 плата, а также
 семейно-возрастные и локально-территориальные различия. С. человека тем выше,
 чем больше, его
 трудовые заслуги и усилия.
 • Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-
 демократов?, ПСС, т. 1; Социология в СССР,
 т. 1—2, М., 1966; Человек и его работа, М., 1967; Кон И. С., Социология
 личности, М., 1967; Социальные проблемы
 труда и произ-ва, М,, 1969; Аитов ?. ?., Технич. прогресс и движение рабочих
 кадров, М., 1972; Гордон Л. А., Клопов
 Э. В., Человек после работы, М., 1972; Lin-ton R., The study of man, N. ?.—L.,
 1936; Parsons Т., The social system,
 Glencoe, 19522; см. также лит. к статьям Классы, Социальная стратификация.
 СТЕПАНЯН Цолак Александрович [р. 19.12.1910 (1.1.1911), с. Сатхе, ныне
 Богдановского р-на
 Груз.
 СТЕПАНЯН 653
 ССР], сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1964). Чл. КПСС с 1938. Окончил Моск.
 педагогич. ин-т им.
 К. Либкнехта. Преподаёт философию в вузах Москвы с 1933. С 1946 в Ин-те
 философии АН СССР, с
 1965 зав. сектором (с 1972 отделом) науч. коммунизма. Осн. работы в области
 историч. материализма
 и науч. коммунизма.
 • СССР — социалистич. гос-во рабочих и крестьян, [М.], 1937; О постепенном
 переходе от социализма к коммунизму,
 М., 1951; Строительство коммунизма и кризис антикоммунизма, М., 1959;
 Закономерности перерастания социалистич.
 сознания масс в коммунистич. сознание, М., 1963; Две фазы в развитии комму-
 нистич. формации, [М.], 1963; Пролет.
 интернационализм и современность, М., 1970.
 СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ (от греч. ??????? — твёрдый и ????? — отпечаток), схематич.
 стандартизиров. образ или представление о социальном объекте, обычно
 эмоционально окрашенные
 и обладающие высокой устойчивостью. Термин «С. с.» введён в социальную
 психологию и
 социологию У. Липманом (1922) для обозначения предвзятых представлений,
 образчиков обществ.
 мнения относительно этнич., классово-сословных, проф. и т. п. групп,
 представителей политич.
 партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов «массовой культуры». Согласно
 концепции
 Липмана, С. с. пропаганды и «ходячего мнения» ассоциируются с положит. или от-
 рицат.
 эмоциональным восприятием объекта стереоти-пизации. В качестве объекта
 стереотипизации могут
 выступать все социальные явления. В новейшей амер. социально-психологич. и
 социологич. лит-ре
 термин «С. с.» используется как синоним ложных образов этнич. групп, связанных с
 расовыми и нац.
 предрассудками.
 В основе С. с. находится реальный психологич. феномен, представляющий один из
 компонентов
 установки восприятия, к-рая аккумулирует предшествующий опыт индивида в
 своеобразный
 алгоритм отношения к соответствующему объекту.
 В социологии и социальной психологии явление социальной стереотипизации
 представляет значит.
 интерес с т. зр.: а) содержания С. с., отражающих идеоло-гич. и психологич.
 образчики духовного
 мира различных социальных групп (напр., в классово антагони-стич. обществе С. с.
 приобретают
 функцию своеобразных «ярлыков» для обозначения представителей борющихся
 социальных сил),
 выявления истинного и ложного содержания в С. с.; б) определения социальных
 факторов,
 способствующих формированию данных С. с. (экономических, политических,
 идеологических); в)
 уяснения функций С. с. в детерминации общения между социальными группами и
 индивидами (один
 из аспектов изучения неосознанных механизмов поведения).
 • Бодалев А. А., Восприятие человека человеком, [Л.], 1965; Buchanan W., Cantril
 H., How nations see each other, Urbana
 (111.), 1953; Young K., Social psychology, ?. ?., [19563]; All port G. W., The
 nature of prejudice, Garden City 1958; L i p p m
 a n n W., Public opinion, N. ?.—L., [1965»]; Brown R. W., Social psychology,
 Glen-сое, 1965.
 СТЁЦЕЛЬ, Стетзель (Stoetzel) Жан (p. 23.4.1910, Сен-Дьё, Вогезы), франц.
 социолог и социальный
 психолог. Основатель и президент франц. Ин-та обществ. мнения (с 1938).
 Осн. работы С. написаны с позитивистских позиций и посвящены теоретич., методич.
 и технич.
 вопросам изучения обществ. мнения. Отстаивая необходимость сочетания социологич.
 и психологич.
 подходов в исследовании мнений, С. утверждает, что адекватное понимание обществ.
 мнения
 возможно гл. обр. в рамках социальной психологии. По С., выражение как частного,
 так и обществ.
 мнения представляет собой важную социальную функцию, а оценочный характер мнений
 играет
 важнейшую роль в формировании человеч. ценностей. Разработанный С. методы
 исследования
 широ-
 654 СТЕРЕОТИП
 ко применяются по Франции при изучении обществ. мнения по социальным, экономич.
 иполитич. вопросам. H Theorie
 des opinions, P., 1943; L'etude experimental!1 dee opinions, P., 1943; Les
 sondages d'opinion publique. P., 1973 (совм. с A.
 Girard); Les revenus et le coot des besoms de la vie P., 1976; La Psychologie
 sociale, P., 1978; в рус.пер. —Социология во
 Франции: мнение эмпирика, в кн.: Совр. социологии теория, сост. Г. Беккер и А.
 Босков, пер. с англ., M., 196l!
 СТИЛЬ ЖИЗНИ, социально-лсихологич. категория, выражающая определ. тип поведения
 людей.
 По содержанию несколько уже философско-социологич. категории образ жизни,
 охватывающей всю
 жизнедеятельность людей в целом, но позволяет сосредоточить внимание на
 субъективной стороне
 человеч. деятельности, мотивах, формах и ориентации решений, поступком,
 повседневного
 поведения индивида, семьи, социальных групп.
 СТИРЛИНГ, Стерлинг (Stirling) Джеймс Хат-чисон (22.6.1820, Глазго,— 19.3.1909,
 Эдинбург),
 шотл. философ, один из основоположников британского абс. идеализма. Редактор и
 переводчик на
 англ. яз. ряда произв. нем. классич. идеализма. В соч. «Дарвинизм»
 («Darwinianism», 1894)
 критиковал с позиции неогегельянства эволюц. учение Дарвина. Рассматривал
 гегелевскую
 диалектику как учение о примирении противоположностей, превозносил религ. мотивы
 в философии
 Гегеля, критиковал левых гегельянцев.
 • The secret of Hegel, v. 1—2, L., 1865; Philosophy and tlicoln-gy, Edin., 1890;
 The categories, Edin., 1903.
 • Богомолов А. С., Англ. бурж. философия XX в., М., 1973,0.54—57: Stirling ?.
 H., J. H. Stirling: his life and work, L.—
 Lpz., 191.1.
 СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ, «...несознаваемое, неоформленное, философски-
 бессознательное
 убеждение... в объективной реальности внешнего мира...» (Ленин В. И., ПСС, т.
 18, с. 367). Понятие
 «С. м.» характеризует позицию незнакомых с философией ученых-естествоиспытателей
 в
 фундаментальных проблемах философии (прежде всего гносеологии), возникающих в
 спец.-науч.
 исследовании. По существу С. м. означает огранич. использование в науч.
 исследовании нек-рых
 важных идей филос. материализма (напр., идеи эволюции в живой природе,
 атомистич. гипотезы и т.
 п.). Однако С.м. не идёт дальше убеждения в независимости внеш. мира от наших
 ощущений и
 уверенности в правильности показаний органов чувств. не поднимается до сознат.
 филос.
 материалистич. позиции. См. Материализм, Естественнонаучный материализм.
 СТОИЦИЗМ, школа др.-греч. философии, получившая название от портика (????) в
 Афинах, где она
 была основана Зеноном из Китиона ок. 300 до н. э. В науч. лит-ре принята
 периодизация: Древняя
 Стоя (3—2 вв. до н. э.; Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики), Средняя Стоя (2—1
 вв. до н. э.;
 Панетий, Посидоний) и Поздняя Стоя (римский С.— Сенека, Мусоний Руф, Эпиктет,
 Гиерокл-стоик,
 Марк Аврелий). От первых двух периодов не дошло ни одного целого соч., так что
 система С.
 реконструируется на основе фрагментов. Этика занимает в ней ведущее место,
 опираясь на физику
 (натурфилософию) и логику.
 Мир (космос) представляется в С. находящимся в бесконечной пустоте одушевлённым
 сферич.
 телом, разумным существом, организующим все свои части в целесообразно
 устроенное целое.
 Реально существуют только тела (бестелесными считались значения слов и
 предложений, пустота,
 место и время); в мире, едином самом но себе, различались два начала — пассивное
 и активное:
 «бескачеств. вещество», или «субстанция», и всепроницающий логос, или бог.
 Традиц. боги объясня-
 лись аллегорически как проявления единого бога, Зевса-логоса. Саморазвитие мира
 происходит
 циклически; каждый цикл кончается превращением всего в огонь, «воспламенением»;
 в начале
 каждого нового цикла «творч. огонь», он же бог-логос, порождает из себя четыре
 первоосновы:
 огонь, воду, воздух и землю, а из них все тела в мире. Этот творч. процесс
 описывается как излияние
 из мирового логоса «осеменяющих лого-
 сов», определяющих природу отд. тел. Логос, пронизывающий весь мир, является
 природой (?????)
 всеобъемлющего тела-мира, его самопорождающей имманентной силой и природным
 законом,
 управляющим мировым развитием. Т. о., логос является и промыслом (???????) и
 судьбой
 (?????????), рассматриваемой как последовательность событий, или цепь
 совокупностей всех причин.
 «Необходимостью» (??????) на:з. только то, что уже произошло и необратимо; в
 позднем С.
 необходимость и судьба отождествляются. Судьбу отд. тела определяет его природа,
 целесообразно
 включённая во всеобщую природу. Творч. огонь в соединении с, воздухом,
 пронизывая мир в виде
 огневидного дыхания (пневма), связывает всё в одно непрерывное целое и создаёт
 симпатию
 космическую всех отд. частей и тел; на основе неё возможно предсказание. Дыхание
 характеризуется
 напряжением (?????) и одноврем. движением в двух направлениях: движение к центру
 тела создаёт
 его единство, движение к периферии и сила напряжения создают качества, к-рые
 также являются
 телами — отсюда доктрина полной взаимопроницаемости тел. Каждое тело бесконечно
 делимо,
 равно как и время, определяемое как мера движения мира.
 Душа человека, часть мировой разумной души, дыхания, телесна и проницает всё
 тело, а со смертью
 отделяется от тела, переставая быть носителем личностных свойств. «Ведущая
 часть» души
 расположена в сердце, в ней происходят все психологич. процессы. Познание
 возникает на основе
 ощущений и представлений. Представление, возникающее от реально существующего
 объекта и
 полностью соответствующее ему, называется «постигательным»; когда «ведущее» в
 качестве разума
 даёт своё согласие на такое представление, признавая его истинным, то на основе
 этого суждения
 достигается истинное знание — происходит «постижение». Первое естеств.
 побуждение человека —
 стремление к самосохранению; в силу разумной природы человека это «расположение
 к себе»
 распространяется и на др. людей, и на всё человечество; благодаря причастности
 всех людей логосу
 они являются гражданами единого мирового гос-ва — Космополиса. При этом следует
 участвовать в
 обществ. жизни реального государства, если только это не вынуждает к
 безнравственным поступкам.
 При невозможности жить и действовать разумно и морально стоики считали
 оправданным само-
 убийство.
 Конечная цель человека, счастье, определяется как жизнь согласно природе,
 логосу. Только такая
 жизнь добродетельна. Добродетель, определяющаяся как разумение (????????),
 знание о добре и
 зле,— единств. благо, а порок — единств. зло; всё остальное считается
 безразличным (?????????), т.
 к. может содействовать и добродетели, и пороку. В безразличном выделяются вещи
 «предпочтительные» (напр., здоровье, богатство) и «непредпочтительные» (болезнь,
 бедность). Этич.
 идеал стоиков — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), «довлеющий
 себе»
 (автаркия), т. е. не зависящий от внеш. обстоятельств. Он действует в согласии с
 природным законом,
 т. е. добровольно следует судьбе; все его поступки правильны, они —
 «прямодеяние», т. к. исходят из
 постоянного добродетельного склада души, внутр. невозможности поступить иначе. В
 этих
 поступках важно не достижение внеш. цели, часто не подвластное человеку, а
 только этич. характер
 действия и отношения человека к миру и к др. людям, всецело зависящий от самого
 человека. Другие
 люди, в т. ч. и стремящиеся к добродетели («продвигающиеся»), совершают либо
 проступки, либо
 «надлежащие поступки» — этически оправданные и обязательные, но не
 предполагающие, однако,

<< Пред.           стр. 344 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу