<< Пред.           стр. 354 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Более 20 лет прожил в Китае. С целью палеонтологич. изысканий объездил все
 континенты. После
 повторного изгнания из Франции жил в США.
 Осн. пороком ортодоксальной томистской теологии Т. считал её статичность, к-рую
 стремился
 преодолеть на основе теории эволюции. Отвергая ветхозаветный миф о творении
 богом
 первочеловека — родоначальника всего человечества, Т. считал, что человек —
 наиболее
 совершенный результат многотысячелетней эволюции органич. мира, в свою очередь
 развившегося
 на основе эволюции нсорганич. мира. Т. различает три последовательные,
 качественно различные
 стадии эволюции: «преджизнь» (литосфера),«жизнь» (биосфера) и «феномен человека»
 (ноосфера).
 Отвергая как дуализм, так и материализм и спиритуализм, Т. определял свою филос.
 позицию как
 «монизм». Единство материи и сознания основано на том, что материя есть
 «матрица» духовного
 начала. Физической («тангенциальной») энергии, убывающей по закону энтропии,
 противостоит
 духовная («радиальная») энергия, возрастающая в процессе эволюции. Духовное
 начало имманентно
 всему сущему: как источник целостности оно свойственно в скрытом виде уже
 молекуле и атому. В
 живой материи сознание обретает психич. форму. В человеке оно становится
 «самосознанием»
 (человек «знает, что он знает»).
 Движущей силой эволюции является, согласно Т., целеустремлённое сознание
 («ортогенез»).
 Эволюция принимает у Т. телеологич. форму: её конечная при-тягат. сила — вершина
 прогресса —
 пункт «Омега» (символич. обозначение Христа). «Космогенез» превращается у Т. в
 «христогенез».
 Появление человека, по Т.,— не завершение эволюции, а ключ к возрастающему
 совершенствованию
 мира. Очеловечение сына божия (Т. оспаривает рождение Иисуса девой Марией)
 выражает
 исключит. роль человека в дальнейшей эволюции. Существующий мир несовершенен.
 Человеч.
 страдания (символизируемые распятием Христа) — стимул активного содействия
 человека
 совершенствованию бытия. Самосознание — источник «персонализации» — влечёт за
 собой
 стремление к «социализации», понимаемой Т. как единодушие.
 Социальные воззрения Т. носят гуманистич. характер, но крайне утопичны. Обществ.
 прогресс
 основывается у него на моральном начале — всеобщей любви,
 нравств. побуждения облекаются в религ. оболочку; стремление «вперёд» сочетается
 со стремлением
 «ввысь». Социальный идеал Т. отождествляется со «вторым пришествием» Христа. Т.
 о., теология у
 Т. перерастает в христологию.
 Учение Т. получило широкое распространение в кругах интеллигенции как во
 Франции, так и в др.
 странах. Тейярдизм стал наиболее влиятельной теологией, противостоящей
 неотомизму.
 * Oeuvres, v. l —13, P., 1955—76; в рус. пер.— Феномен человека, М., 1965.
 • Плужанский Т., Нек-рые черты воззрений Тейяр де Ш., в кн.: От Эразма
 Роттердамского до Б. Рассела, М., 1969;
 Бабосов E. M., Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства, Минск, 1970;
 Пасика В. М., Теология и наука в
 интерпретации тейярдизма, в кн.: Наука и теология в XX в., М., 1972; Сахарова Т.
 А., От философии существования к
 структурализму, М., 1974, с. 178—95; P i u-zau ski Т., Marksizm a fenomen
 Teilharda, [Warsz.j, 1967; Cuenot C., P. Teilhard
 de Chardin, [P., 1958]; С u y-p e i s H., Vocabulaire Teilhard de Chardin, P.,
 1963; B a u d-r у G. -H., Pierre Teilhard de
 Chardin. Bibliographie (1881 — 1972), Lille, 1972.
 ТЁКЕИ (Tokei) Ференц (р. 3.10.1930, Будапешт), венг. философ и литературовед,
 чл.-корр. Венг. АН
 (1973). В 1969—72 директор Ин-та философии Венг. АН; с 1979 руководитель Отдела
 востоковедения Венг. АН. Осн. работы по проблемам истории, истории лит-ры и
 философии Китая,
 историч. материализма. Гос. пр. (1970).
 • A kinai elegia szuletese. K'iu Juan es kora, Bdpst, 1959; A kinai irodalom
 rovid tortenete, Bdpst, 1960 (совм. с P. Miklos);
 Kinai filozofia, kot. 1—3, Bdpst, 1962—67; Az"azsiai termelesi mod"kerdesehez,
 Bdpst, 1975; Mufajelmelet kinaban a III— VI
 szazadban. (Liu Hie elmelete a koltoi mufajokrol), Bdpst, 1967; Antikvitas es
 feudalizmus, Bdpst, 1969; Vazlatok a kinai
 irodalomrol, Bdpst, 1970; Sinologiai muhely, Bdpst, 1974; A szo-cializmus
 dialektikajahoz, Bdpst, 1974; A tarsadalmi formak
 marxista elmeletenek nehany kerdese. Tanulmanyok, Bdpst, 1977; в рус. пер.— К
 теории обществ. формаций, М., 1975.
 ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509, Козенца,— 2.10.1588, там же), итал.
 натурфилософ эпохи
 Возрождения. Окончил Падуанский ун-т (1535). Осн. соч.— «О природе вещей
 согласно её
 собственным началам» («De rerum natura iuxta propria principia», 1565; pac-шир.
 изд., libri l—9, 1586;
 совр. изд., 1965, 1976).Противник схоластич. аристотелизма, основал академию
 (Academia Telesiana,
 или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе её законов.
 Натурфилософия Т.
 опирается на традиции антич. гилозоизма. Противоположные стихии тепла и холода,
 по Т.,— глав-
 ные движущие начала всего, воздействующие на пассивную материю. Тепло — источник
 всякой
 органич. жизни, а также тонкоматериального жизненного «духа» (spiritus),
 присущего животным и
 человеку, у к-рого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него
 богом. В теории
 познания Т. развивал т. зр. сенсуализма. Основой этики считал стремление всего
 сущего к
 самосохранению. Своей ориентацией на опытное познание Т. оказал большое влияние
 на Кампа-
 неллу, а также на Бруно, Декарта и Ф. Бэкона.
 • Горфункель А. X., Философия эпохи Возрождения, М., 1980; Fiorentino F., В.
 Telesio..., v. l—2, Fj-renze, 1872—74;
 Gentile G., B. Telesio, Bari, 1911; T r o i-lo E., B. Telesio, Roma, 19242; Van
 Deusen N. C., Telesio: the first of the moderns, N.
 ?., 1932; Abbagnano ?., В. Telesio, Mil., 1941.
 ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. ????? род. падеж ?????? — результат, завершение, цель и
 ????? — слово,
 учение), идеалистич. учение о цели и целесообразности. В противовес
 детерминизму, а иногда в
 «дополнение» к нему, Т. постулирует особый вид причинности: целевой, отвечающей
 на вопрос —
 для чего, ради какой цели совершается тот или иной природный процесс. Этот
 принцип «конечных
 причин» (causa finalis), согласно к-рому идеально постулируемая цель, конечный
 результат,
 оказывает объективное воздействие на ход процесса, принимал разные формы в
 различных
 концепциях Т. Во всех случаях, однако, сохраняется главное для Т.— идеалистич.
 антропоморфизация природных процессов, приписывание цели природе, перенос на неё
 способности к целеполаганию, к-рая в действительности присуща лишь человеч.
 деятельности.
 Эта черта Т. в наиболее явной форме выражается в концепции «внеш.
 целесообразности»,
 устанавливаемой якобы богом, в антропоцентрич. и утилитарной Т., согласно к-рой
 мир создан «ради
 целей человека» (Вольф и др.). Однако она присуща и имманентной Т. (т. е.
 приписывающей внутр.
 цель развитию природы), основы к-рой были сформулированы Аристотелем,
 утверждавшим, что как
 деятельность человека содержит в себе актуальную цель, так и предметы природы
 включают
 бесконечную по содержанию цель своего «стремления» (потенциальную цель),
 реализующуюся в
 процессе развития предмета. Эта внутр. цель является, по Аристотелю, причиной
 движения от
 низших ступеней природы к высшим; она трансформируется в нек-рый абсолют —
 энтелехию — как
 завершение развития. Идеи имманентной Т. в новое время развивались Лейбницем в
 его
 монадологии и учении о предустановленной гармонии; они получили своё последо-
 ват. воплощение
 в учении Шеллинга о «мировой душе», в объективном идеализме Гегеля.
 В своеобразной форме идеи Т. развивал Кант. Сознавая недостаточность концепции
 механич.
 детерминизма в объяснении сложных процессов (прежде всего органич. жизни и
 человеч.
 деятельности), он постулировал особый вид причинности, позволяющий познать эти
 процессы как
 «цели природы». По Канту, однако, «целесообразность природы есть... особое
 априорное понятие,
 которое имеет свое происхождение исключительно в рефлектирующей способности
 суждения»
 (Соч., т. 5, М., 1966, с. 179). Кант подвергает сомнению объективный смысл
 «целей природы»,
 телеологич. «конечных причин», рассматривая их значение лишь в качестве
 регулятивного, эвристич.
 принципа.
 В различных вариантах осн. формы Т. распространены в науке (витализм,
 неовитализм и др.) и фило-
 софии (Шопенгауэр, Э. Гартман, неотомизм и др.).
 В объяснении органич. целесообразности биологич. начиная с Дарвина и вплоть до
 совр.
 молекулярной биологии и биокибернетики, полностью преодолевает и «снимает» Т.
 Объективные
 процессы, послужившие определ. основанием для «телеологич. мышления», получили
 науч.
 объяснение в рамках диалектико-материа-листич. концепции детерминизма, вобравшей
 в себя всё
 ценное из истории мысли. Именно поэтому всякие попытки «возрождения» Т. (в
 частности, со
 ссылками на кибернетику), создания «материалистич. Т.» имеют сугубо отрицат.
 значение. Сходные
 с ней по названию концепции, обозначаемые как «телеономия» или «квазителеология»
 и пр., по
 существу не имеют ничего общего с Т.; они описывают причинные отношения,
 выражаемые на языке
 кибернетики с помощью понятий программы и обратной связи, с целью зафиксировать
 наблюдаемую
 в сложных системах предетерминирован-ность результата действия (и соответственно
 направлен-
 ность последнего), а также тот способ объяснения этих систем через отношение
 целесообразности, к-
 рый традиционно квалифицировался как «телеологический». Но это уже особый науч.
 подход — т. н.
 целевой подход как часть общего функционального анализа сложных органич. систем.
 • Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Бунге М.,
 Причинность, пер. с англ., М., 1962;
 Фролов И. Т., Генетика и диалектика, М., 1968; его же, Органич. детерминизм, Т.
 и целевой подход в исследовании,
 «ВФ», 1970, № 10; На пути к теоретич. биологии, пер. с англ., М., 1970; Theiler
 W., Zur Geschichte der teleologischen
 Naturbetrachtung bis auf Aristoteles, Z.—Lpz., 1925; Hartmann N., Teleologisches
 Denken, B., 1951; S с h m i t z J., Disput
 uber das Teleologische Denken, Mainz, 1960; см. также лит. к ст.
 Целесообразность.
 И. Т. Фролов.
 ТЕЛОС (греч. ????? — завершение, цель), термин др.-греч. философии,
 предназначение отд. вещей,
 человека
 ТЕЛОС 673
 или мира в целом. Представление о Т. формировалось в качестве антитезы учениям
 натурфилософов
 6—5 вв. до н. э., считавших достаточными причинио-следств. объяснения устройства
 мира. Уже
 Платон в «Федоне» (97Ь—99с), не употребляя слова Т., критикует Анаксагора за то,
 что тот не
 объясняет смысла и назначения устройства Вселенной, ограничиваясь механич.
 объяснениями. Одно
 из осн. положений философии Аристотеля — «природа ничего не делает напрасно» («О
 душе» 432 b
 22 и др.). При этом Аристотель рассматривал Т., т. е. цель существования вещей и
 Вселенной в це-
 лом, не как нечто заданное извне, а как имманентное свойство их природы. В
 стоицизме внутренне
 присущий миру Т. управляет космосом и является руководящим принципом поведения
 мудреца.
 • HolwerdaD., ?????, «Mnemosyne», 1963, ?. 16, .№ 4> ?, 337—63; см. также ст.
 Телеология и лит. к ней.
 ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей),
 характеристика
 индивида со стороны динамич. особенностей его психич. дея-тельности, т. е.
 темпа, ритма,
 интенсивности отд. психич. процессов и состояний. В структуре Т. можно выделить
 три гл.
 компонента: общую активность индивида, его двигат. проявления и его
 эмоциональность.
 В истории учения о Т. можно выделить три осн. системы взглядов на факторы,
 обусловливающие
 проявления Т. в поведении. Древнейшими из них являются гуморальные теории,
 связывающие Т. со
 свойствами тех или иных жидких сред организма, напр. в учении Гиппократа — с
 соотношением
 между четырьмя жидкостями (греч. ?????? — смесь, сочетание, в лат. пер.
 temperamentum),
 циркулирующими в человеч. организме,—кровью, жёлчью, чёрной жёлчью и слизью
 (лимфой,
 флегмой). Гипотетич. преобладание этих жидкостей в организме и дало названия
 осн. типам Т.:
 сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В новое время психологич.
 характеристика этих типов
 Т. была систематизирована Кантом («Антропология», 1798, рус. пер. 1900):
 сангвинич. Т. отличается
 быстрой сменой эмоций при малой их глубине и силе; холерический — горячностью,
 вспыльчивостью, порывистостью поступков; меланхолический — глубиной и
 длительностью
 переживаний; флегматический — медлительностью, спокойствием и слабостью внеш.
 выражения
 чувств. Однако в своих толкованиях Кант допустил смешение черт Т. и характера.
 Попытка разработать морфологич. теорию Т. принадлежит нем. психопатологу Э.
 Кречмеру (1888—
 1964), к-рый определял Т. через осн. конституциональные типы телосложения.
 Напр., астенич. типу
 конституции соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизотимич.) Т. (замкнутость,
 уход во внутр.
 мир, несоответствие реакций внеш. стимулам, контрасты между судорожной
 порывистостью и
 скованностью действий), пикническо-му типу — циклоидный (циклотимич.) Т.
 (соответствие
 реакций стимулам, открытость, мягкость и закруглённость движений и т. п.). В
 концепции амер.
 психолога У. Шелдона выделяется три осн. типа соматич. конституции (эндоморфный,
 мезоморфный, эктоморфный), к-рым соответствуют три типа Т. Как И Кречмер, Шел-
 дон проводит
 мысль о фатальной соматич. обусловленности самых разнообразных психич. черт
 личности, в т. ч.
 таких, к-рые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.
 Теоретич. и экспериментальное обоснование ведущей роли центр. нервной системы в
 динамич.
 особенностях поведения впервые дал И. П. Павлов. При разработке проблем
 типологии Т. сов.
 психологи (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин) исходят из того, что
 свойства нервной
 системы — первичные и самые глубокие параметры психофизиологии, организации
 индивида.
 674 ТЕМПЕРАМЕНТ
 * Кречмер Э., Строение тела и характер, пер. с нем., М.—Л., 19302; Теп лов Б.
 М., Проблемы индивидуальных различий,
 М., 1961; Небылицын В. Д., Осн. свойства нервной системы человека, М., 1966;
 Очерк теории Т., Пермь, 19732; Sheldon
 W. H., The varieties of temperament, N. Y.—L., [1942l; Guilford J. P., Zimmer-
 man W. S., Fourteen dimensions of
 temperament, [Wash.], 1956; Diamond S., Personality and temperament, N. Y.,
 1967.
 ТЕНДЕНЦИЯ (позднелат. tendentia — направленность, от лат. tendo — направляю),
 направление
 развития к.-л. явления или процесса. Т. служит формой проявления законов, к-рые
 вообще «...не
 имеют иной реальности, кроме как в приближении, в тенденции...» (Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т.
 39, с. 355). В одном и том же явлении могут содержаться различные и даже
 противоположные друг
 другу Т. В сходных или родственных по происхождению системах нередко наблюдаются

<< Пред.           стр. 354 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу