<< Пред.           стр. 361 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 (там же, т.
 25, ч. 1, с. 155). Вместе с тем марксистские обществ. науки опираются на
 использование различных
 теоретич. моделей и метода идеализации.
 * Маркс К., Капитал, т. 1—3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23—25; Ленин В. И.,
 Развитие капитализма в России, ПСС,
 т. 3; Успенский Б. А., Принципы структурной Т., М., 1962; Структурно-типологич.
 исследования, Сб. ст., М., 1962;
 Канаев И. И., Очерки из истории проблемы морфологич. типа от Дарвина до наших
 дней, М.— Л., 1966; Любищев А. А.,
 Значение и будущее систематики, «Природа», 1971, № 2; е г о ж е, К логике
 систематики, в сб.: Проблемы эволюции, т.
 2, Новосиб., 1972; Виноградов В. А., Методы Т., в кн.: Общее языкознание. Методы
 лингвистич. исследований, M.,1973;
 Hempel С., Oppenheim Р., Der Typusbegriff im Lichte der neuen
 ТИПОЛОГИЯ 685
 Logik, Leiden, 1936; Mao Kinney J. C., Constructive typology and social theory,
 ?. ?., 1996; Weber M., Methodologische
 Schriften, Fr./M., 1968; Voigt W., Homologie und Typus in der Biologie, Jena,
 1973 (библ.). А. П. Огурцов.
 ТИТЧЕНЕР (Titchencr) Эдуард Брэдфорд (11.1.1867, Чичестер, Великобритания,—
 3.8.1927, Итака,
 США), амер. психолог, представитель интроспективной психологии. В 1904 основал
 Об-во
 экспериментальной психологии. Ученик Вундта, придерживался крайнего сенсуализма
 и атомизма в
 трактовке сознания, что нашло отражение в концепции «аналитич. интроспекции», а
 также в идее т.
 н. структуральной психологии. В полемике с вюрцбургской школой психологии
 мышления
 отказывался признать за «значениями» самостоят. реальность, сводя их целиком к
 чувственно
 воспринимаемым элементам, что сближало его трактовку сознания с позицией Маха.
 Известен также
 экспериментальными исследованиями по психологии ощущений, внимания и др. психич.
 функций.
 • Experimental psychology, v. 1—2, N. Y,—L., 1901—06; Systematic psychology, N.
 ?., 1929; в рус. пер.— Очерки пси-
 хологии, СПБ, 1898; Учебник психологии, ч. 1—2, М., 1914.
 ТКАЧЁВ Пётр Никитич [29.6(11.7).1844, с. Сивцово Псковской губ.,—23.12.1885
 (4.1.1886), Париж],
 рус. революционер и мыслитель, идеолог революц. народничества, публицист и лит.
 критик. Лит.
 работу начал в журн. «Время» (1862), с 1865 постоянный сотрудник демократич.
 журн. «Рус. слово»
 и «Дело». В 1869 опубликовал рус. перевод Врем. устава 1-го Интернационала. За
 революц. и лит.
 деятельность неоднократно подвергался адм., суд. и цензурным преследованиям, ок.
 6 лет провёл в
 тюрьмах и ссылке. В 1873 бежал за границу, сотрудничал в журн. «Вперёд!»
 Лаврова, а затем издавал
 в Женеве журн. и газ. «Набат» (1875— 1881), в к-рых обосновывал бланкистскую
 программу
 политико-социальной революции в России, противопоставляя её концепциям Лаврова и
 Бакунина.
 Свои филос. воззрения, равно как и материализм своих учителей — революц.
 демократов, Т. называл
 «реализмом» или «рационализмом», понимая под этим «...строго реальное, разумно
 научное, а
 потому самому и в высшей степени человеческое миросозерцание» (Избр. соч., т. 4,
 1933, с. 27). По
 Т., реалист берёт факты действительности как они есть, «в науке — он из них
 строит свои принципы,
 выводит законы, в жизни — он приспособляется к ним, стараясь изменить их и
 обратить их в свою
 пользу» (Соч., т. 1, М., 1975, с. 160). Реализм Т. противопоставлял идеализму,
 к-рый он отождествлял
 в онтологич. и гносеологич. планах с «метафизикой», а в социальном — с
 идеологич. апологетикой
 существующего строя. Эта позиция вела к опре-дел. теоретич. потерям, напр. к
 отрицанию
 философии Гегеля как «чепухи». В 1860-х гг. Т. выступал против увлечения
 позитивизмом, а в 1870-
 х гг. был первым критиком неокантианства и эмпириокритицизма (полемика с В. В.
 Лесевичем в ст.
 «О пользе философии», 1877, «Кладези мудрости росс. философов», 1878, и др.).
 Социологич. взгляды Т.— концепция «экономич. материализма», построенная им под
 влиянием нек-
 рых работ Н. Г. Чернышевского и К. Маркса. «Я полагаю,— писал Т.,— что все
 явления
 политического, нравственного и интеллектуального мира в последнем анализе
 сводятся к явлениям
 экономического мира и "экономической структуре" общества..., как выражается
 Маркс» (там же, т. 1,
 1932, с. 445). Пропагандируя этот тезис и отстаивая объективный характер законов
 истории, Т.
 критиковал фатализм, провиденциализм, органицизм, социал-дарвинизм и особенно
 субъективный
 метод в социологии (см. Субъективная социология) Лаврова и Михайловского, их
 теории
 социального прогресса («Что такое партия прогресса», 1870; «Роль мысли в
 истории», 1875, и др.).
 Механизм действия в истории «экономич. прогресса» Т. видел в борьбе экономич.
 686 ТИТЧЕНЕР
 интересов обществ. классов и в борьбе личных интересов, «хозяйств. расчётов и
 соображений»
 людей, их стремлений к личному счастью, что ставило достижение социалистич.
 обществ. идеала
 (понимаемого им как абс. равенство всех членов общества, гармонич. сочетание
 человеч.
 потребностей со средствами их удовлетворения) в значит. степени в зависимость от
 «разумности и
 справедливости» экономич. принципов, «порождающих беспрестанное движение и
 метаморфозы в
 социальном мире», делало личность гл. деятелем ис-торич. прогресса. В целом
 социологич. теория Т.
 не выходила за рамки идеалистич. субъективизма народничества, к-рый особенно
 проявился в
 утверждениях о надклассовости росс. гос-ва, о коммунистич. инстинктах и
 традициях рус.
 крестьянства и общине как «ячейке социализма», в призывах к немедленному
 перевороту и т. п. Их
 несостоятельность была раскрыта Ф. Энгельсом («Эмигрантская лит-pa») и Г. В.
 Плехановым
 («Наши разногласия»).
 Революц. доктрина Т. оказала значит. влияние на деятельность партии «Народная
 воля».
 «Подготовленная проповедью Ткачева и осуществленная посредством "устрашающего" и
 действительно устрашавшего террора попытка захватить власть — была
 величественна...»,— писал
 В. И. Ленин (ПСС, т. 6, с. 173), критикуя заговорщическую тактику бланкизма и
 указывая на вред
 стремления «маленьких Ткачёвых» прибегнуть к ней в 20 в.
 • Избр. лит.-критич. статьи, М.— Л., [1928]; Соч., т. 1—2, М., 1975—76 (библ. т.
 2, с. 607—24); Очерки из истории ра-
 ционализма, в сб.: Вопросы науч. атеизма, в. 25, М., 1980.
 • Козьмин Б., П. Н. Т. и революц. движение 1860-х гг., М., 1922; его же, К
 вопросу об отношении П. Н. Т. к марксизму, в
 кн.: Лит. наследство, т. 7/8, М., 1933; Галактионов А. А., Никандров П. Ф.,
 Идеологи рус. народничества, Л., 1966, гл. 5;
 Водолазов Г. Г., От Чернышевского к Плеханову, М., 1969, гл. 3; Маслин ?. ?..
 Критика бурж. интерпретаций
 идеологии рус. революц. народничества, М., 1977, гл. 3; Володин А. И., «Анти-
 Дюринг» Ф. Энгельса и обществ. мысль
 России 19 в., М., 1978, с. 121—31; Шахматов Б. М., Н.Г.Чернышевский и П. Н. Т.,
 в кн.: Н. Г. Чернышевский и
 современность, ?., 1980; его же, П. Н. Т. Этюды к творч. портрету, М., 1981;
 История рус. философии. Указатель лит-
 ры, изданной в СССР на рус. яз. в 1968—77 гг., ч. 2, М., 1981, с. 128—31; Harri
 у D., Petr Tkachev, the critic as jacobin, L.,
 1977.
 Б.М. Шахматов.
 ТОЖДЕСТВА ЗАКОН (лат. lex identitatis) в л о г и к е высказываний, закон
 постоянства высказыва-
 ний: любая законченная мысль (суждение), выраженная в определ. форме
 высказывания и имеющая
 опре-дел. истинностное значение, должна сохранять свою первонач. форму и своё
 значение в нек-ром
 известном заранее или подразумеваемом контексте. Для переменных в исчислении
 высказываний
 контекст действия Т. з. не фиксирован и не ограничен, а в приложениях логики (в
 моделях) он
 определяется ролью высказываний относительно модели. Этой особенностью Т. з.
 обусловлен, в
 частности, и выбор параметров при переводе с естеств. языка на язык логики: в
 пределах данного
 перевода каждый параметр может заменять только одно высказывание-константу, а
 разные выска-
 зывания-константы должны заменяться разными параметрами. Непреложность Т. з. в
 классич. и
 интуиционистском исчислениях высказываний выразима теоремой: если при
 утверждении
 высказывания отрицается Т. з., то тем самым отрицается и утверждение этого
 высказывания. В
 логике предикатов Т. з. полностью сохраняется для той её части, к-рая совпадает
 с логикой
 высказываний, а для универсума подразумеваемой модели вводится понятие о
 тождестве, имеющее
 значение для всей логики.
 • Новоселов M. M., Категория тождества и ее модели, в кн.: Кибернетика и
 диалектика, М., 1978.
 ТОЖДЕСТВЕННАЯ ИСТИННОСТЬ, свойство сложных высказываний, истинных в силу их
 формально-ло-гич. структуры и смысла (интерпретации) входящих в них логич.
 операций. Такие
 высказывания лишь «по видимости» описывают факты (классы фактич. си-
 туацпй), о к-рых говорят входящие в них элементарные высказывания и к-рые
 составляют их
 «материю»; по существу же они выражают логически значимые связи между
 высказываниями, связи,
 к-рые всегда порождают истинную мысль независимо от того, в какой области
 знания, на каком
 «материале» эта мысль высказана. Инвариантность к содержанию мысли и способность
 характеризовать только формальную правильность её выражения обусловливает
 общенауч. значение
 Т. и.: каталогизированные в системы логич. законов тождественные истины
 непротиворечиво входят
 в любую отрасль человоч. знания, образуя её «логич. ткань», логич. основу
 применяемых в этой
 отрасли знания способов рассуждений.
 ТОЖДЕСТВО, понятие, выражающее предельный случай равенства объектов, когда не
 только все
 родовидовые, но и все индивидуальные их свойства совпадают. Совпадение родо-
 видовых свойств
 (сходство), вообще говоря, не ограничивает числа приравниваемых реально
 различных объектов —
 вид может быть и бесконечной совокупностью. Но совпадение наряду с родо-видовыми
 и всех
 индивидуальных свойств (ин-дивидуация) необходимо приводит к одному объекту или
 к
 одночленной совокупности, в к-рой объекты различны лишь условно-нумерически.
 Имея в виду объективность Т. и опасность подмены Т. сходством, если анализ
 признаков не доведён
 до конца, филос. мысль с давних пор связывала совпадение свойств тождественных
 либо с
 актуальной бесконечностью этих свойств, либо с положением объектов в
 пространстве и во времени.
 В первом случае одновременно постулировалось бесконечное разнообразие объектов
 (principium
 individuationis), во втором — абс. характер пространства и времени. Эти
 соперничающие взгляды на
 основу Т. господствовали до нач. 20 в. и в естествознании, поскольку они
 подкреплялись
 авторитетом классич. физики. Но с появлением новой физики оба постулата в их
 общем виде
 пришлось оставить: теория относительности релятивизировала пространственно-
 временные свойства
 объектов, а микрофизика открыла объекты с очень малым числом тех свойств
 (параметров), по к-рым
 все эти объекты оказались тождественными, обосновав при этом достаточность
 названных свойств
 для к.-л. сравнения микрообъектов и вовсе исключив пространственно-временные
 свойства из
 множества индивидуализирующих. Т. о., отказ от постулатов, определявших классич.
 представления
 о Т., обозначил переход науч. мышления к более простой и более конструктивной
 идее Т.,
 основанного на понятии о наблюдаемых состояниях объектов, т. е. по существу — на
 абстракции
 отождествления или на абстракции неразличимости.
 В совр. теории Т. возможная независимость Т. от актуально бесконечной
 индивидуации объектов
 выражается условием подстановочности (взаимозаменимости) тождественных, к-рое
 означает, что в
 любом случае процесс абстракции, связанный с Т. и отнесённый к к.-л. предметной
 области (см.
 Абстракции принцип), даёт исчерпывающее описание этой области, т. е.
 поэлементное её разбиение.
 При этом, строго говоря, вопрос о полноте описания универсума науч. теории в
 соответствии с
 принципом подстановочности дополняется вопросом о возможных выразит. средствах
 описания,
 напр. о языке науч. теории и её осн. абстракциях. Относительность полноты
 описания, вызванная
 условием на подстановку, должна дополняться абс. характером того же описания в
 том смысле, что
 сама возможность подстановки должна отражать определ. инвариант в содержании
 нашего познания,
 объективность к-рого гарантируется к.-л. фундаментальными принципами науч.
 теории (типа
 принципа неопределённости или принципа запрета в квантовой механике). Тот факт,
 что Т. имеет
 место уже независимо от нашего желания отождествлять или различать объекты,
 выражается в
 совместном утверждении принципа подста-
 новочяости и принципа Т.: x = х, к-рые оба входят в определение понятия Т. и в
 совместной
 истинности к-рых проявляется диалектика процесса познания.
 В чистой логике формулировка условия подстановочности (с формульной переменной)
 придаёт
 понятию Т. характер предельно общей — абс. абстракции. Но в ес-теств.-науч.
 теориях (в
 прикладной логике) условия на подстановочность определяют Т. как относит.
 абстракцию, как
 равенство относительно определ. предикатов, поскольку сводят его к совпадению
 только тех свойств,
 к-рые подразумеваются данной теорией. Вообще, чисто логич. понятие об «одном и
 том же» на
 практике и в теории реализуется в конкретных гно-сеологич. вариантах: на
 практике — в силу
 ограничений, к-рые процесс восприятия накладывает на процесс отождествления; в
 теории — в силу
 достаточности запаса свойств, определимых в теории, для суждений о Т. в этой
 теории. Но хотя
 понимание Т., ограниченное таким образом, не исключает неабсолютных (т. н.
 нестандартных)
 моделей для Т., всё же равносильность относит. и абс. понимания Т. обязательна в
 интервале
 абстракции отождествления, поскольку вообще интервал абстракции — это информация
 о
 возможных моделях абстракции, извлечённая только из самой абстракции. В логико-
 модельном
 истолковании указанная ситуация означает, что если к.-л. теория с относит. Т.
 имеет модель, то она
 имет модель и при абс. интерпретации этого Т., т. е. имеет стандартную модель. В
 интервальном
 истолковании для этой же ситуации вводится понятие о собств. универсуме теории,
 полное описание
 ?-poro связано с абстракцией отождествления по признакам, выраженным
 предикатами, к-рые
 определимы в данной теории. Такое относит. Т. абсолютно в универсуме теории; оно
 естественно
 индуцируется на универсумах её моделей, если последние известны не сами по себе,
 а только как
 образы универсума теории. В этом случае очевидно, что изменение абстракций
 теории может
 привести к принципиально иной информации о её моделях.
 Различие в названных истолкованиях модельных ситуаций с Т. связано с различными
 концепциями
 Т.— лингвистической, преобладающей в логике и восходящей к Фреге, и
 гносеологической,

<< Пред.           стр. 361 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу