<< Пред. стр. 363 (из 449) След. >>
элемента:объективные условия (социальные нормы и ценности); установки индивида и группы;
определение
ситуации действующим лицом. В написанной совместно с Ф. Знанец-ким кн. «Польский
крестьянин
в Европе и Америке» («The Polish peasant in Europe and America», v. l—5, 1918—
20) осн. внимание
уделено анализу второго элемента. Когда определение ситуации индивидом не
совпадает с
групповыми ценностями, возникают конфликты и социальная дезинтеграция,
порождающие мн.
болезни совр. общества.
Анализируя причины и движущие силы, лежащие в основе обществ. жизни и личностных
установок
человека, Т. под влиянием психоанализа выдвигает учение о четырёх осн. желаниях
человека: нового
опыта, безопасности, признания и господства. В конечном счёте Т. считал, что
желания
обусловливаются темпераментом.
Совместно со Знанецким Т. разработал типологию личностей людей по характеру их
приспособляемости к социальному окружению: мещанский тип (для него характерны
традиционные
установки); богемный (нестойкие и несвязанные установки, высокая степень
приспособляемости);
творческий. Т. утверждал, что развитие обществ. жизни и культуры определяется
лишь творч.
личностями, способными на изобретения и нововведения; источник прогресса он
видел в
психологич. качествах людей, обусловленных их темпераментом.
В развитии техники социологич. исследования большую роль сыграло использование
Т. личных
документов (биограмм) — писем, дневников, автобиографий. Работы Т. знаменовали
переход амер.
социологии к эмпирич. исследованиям.
• Sex and society, Chi.— L., 1907; Source book for social origins, Boston,
19202; The unadjusted girl, Boston, 1923; The child in
America, N. Y., 1928 (совм. с D. S. Thomas); Primitive behavior, N. Y.— L.,
1937; Social behavior and personality, ed. by E.
H. Volkart, N. Y., 1951; On social organization and social personality. Selected
papers, ed. with an introd. by M. Janowitz, Chi.,
1966.
• Young K., Contributions of W.I. Thomas to sociology, «Sociology and Social
Research», 1962, v. 47, № 1; 1963, v. 47, № 2 —
4.
ТОМИЗМ (от лат. Thomas — Фома), направление в схоластич. философии и теологии
католицизма,
порождённое влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление
соединить строго
ортодоксальную позицию в религ. вопросах с подчёркнутым уважением к правам
рассудка, здравого
смысла (в отличие от августинианства, апеллирующего к интуиции). С этим связаны:
ориентация
более на Аристотеля, чем на Платона и неоплатоников (модифицированная,
ТОМИЗМ 689
впрочем, тем обстоятельством, что ср.-век. традиция истолкования Аристотеля
сильно приближала
его к неоплатонизму); в гносеологии чёткое разделение между откровением и
«естественным светом»
рассудка (сочетающееся с убеждением, что конечный смысл данного в откровении и
открытого
рассудком должен находиться в согласии); в теологии — предпочтение космологич.
доказательствам
бытия бога как более доходчивым сравнительно с онтологич. доказательством (см.
Ан-селъм
Кентерберийский); в антропологии — учение о человеке как единстве души и тела,
к-рому душа даёт
«субстанциальную форму»,— в противовес августини-анскому спиритуализму; в этике
—
аристотелевская концепция добродетели как середины между двумя пороками (см.
Метриопатия). В
начале своего существования Т. натолкнулся на энергичное сопротивление
августинианства и в 1277
был официально осуждён церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда,
однако уже
к 14 в. стал общепринятой доктриной доминиканского ордена, отстаиваемой в
полемике против
францисканских оппонентов (Вильгельм де ла Марс, Р. Бэкон, Дунс Скот). Т. н.
вторая схоластика
возвращается к Т., слегка его видоизменяя (Суарес). К концу 19 в. Т. был
официально объявлен
господствующей доктриной католич. церкви (энциклика Льва XIII в 1879; см.
Неотомизм).
ТОРО (Thoreau) Генри Дейвид (12.7.1817, Конкорд, шт. Массачусетс,—6.5.1862,
Уолден, близ
Конкорда), амер. философ-романтик, писатель, натуралист. Т. был близок к
участникам
«Трансцендентального клуба» и его основателю Эмерсону. Исходный пункт философии
Т.— критич.
неприятие нравств. принципов совр. ему амер. общества. Действенную альтернативу
стяжательству,
роскоши, бездуховности он видел в «добровольной трудовой бедности». Стремясь
реализовать этот
принцип на практике, Т. более двух лет жил в одиночестве на берегу Уолденского
озера и
обеспечивал своё существование физич. трудом, рыбной ловлей, собирательством. В
трактате
«Уолден, или Жизнь в лесу» (опубл. 1854, рус. пер. 1910, 1962) Т. утверждал, что
нравств. очищение
возможно лишь после глубокого осознания личностью своего отчуждения от
несправедливого
обществ. уклада и при условии постоянного контакта человека с природой,
воплощающей транс-
цендентный идеал, чистоту, красоту и «непорочность». Приближение к природе
способствует,
согласно Т., установлению связи личности с «космическим порядком». Эти идеи
легли в основу
концепции одиночества, понимаемого Т. как сосредоточение человека на переживании
природной
гармоничности, отражённой в душе.
Филос. индивидуализм сочетался у Т. (особенно В последний период его жизни) с
активной жизнен-
ной позицией, наполненной искренним демократизмом. В программном эссе «О гражд.
неповиновении» (1849, рус. пер. 1977) Т. дал моральное обоснование
ненасильственной революции
— серии мирных обществ. кампаний (демонстрации, отказ от призыва на военную
службу, саботаж
гос. учреждений и т. д.), толкуемых, однако, как внеш. проявление внутр.
нравств. переворота
(«революция одного человека»). Накануне Гражд. войны 1861—65 Т. открыто призывал
к борьбе с
рабовладением. Идея гражд. неповиновения пр-ву рабовладельцев впоследствии
оказала влияние на
формирование взглядов М. Ганди и М. Л. Кинга. Социально-нравств. идеи Т. высоко
ценил Л. Н.
Толстой. В кон. 60-х — нач. 70-х гг. 20 в. идеи Т. получили широкую известность
в кругах
леворадикальной студенч. молодёжи США, идеологи к-рой (напр., Т. Розак)
рассматривают Т. как
одного из предшественников совр. зап. контркультуры.
• The writings, ?. 1—20, Boston — ?. ?., 1906.
690 ТОРО
• Эмерсон Р. У., Т., Биографический очерк, в кн.: Т о-р о Г., Вальден
или Жизнь в лесах, М., 1910; ? a p p и н г-т о
н В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М 1962, ч. 3, гл.
3; Krutch J. W., Henry David Thoreau N. ?.,
1948; Наг ding W., Meyer M., The new Thoreau handbook, N. Y., 1980.
ТОТАЛИТАРИЗМ (от позднелат. totalitas — цельность, полнота, totalis — весь,
целый, полный), 1)
одна из форм авторитарных бурж. гос-в периода империализма, характеризующаяся
полным
(тотальным) контролем гос-ва над всей жизнью общества. Тоталитарным гос-вам и
режимам
свойственны огосударствление всех легальных орг-ций, дискреционные (законом не
ограниченные)
полномочия властей, запрещение демо-кратич. орг-ций, фактич. ликвидация
конституц. прав и
свобод, милитаризация обществ. жизни, репрессии в отношении оппозиции и
инакомыслящих
вообще. Крайне тоталитарными гос-вами были фаш. Германия и Италия.
2) Направление бурж. политич. мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. Идеи о
всеобъемлющем характере гос-ва выдвигались в прошлом с определ. оговорками нек-
рыми
философами (Гоббс, Гегель). Особенно широкое распространение Т. получил с
развитием фашизма,
став офиц. идеологией фаш. Германии и Италии. В этот период понятие Т.
употреблялось бурж.-
либеральными идеологами для критич. оценки сложившихся в этих странах режимов.
В период «холодной войны» понятие Т. использовалось антикоммунистич. пропагандой
по
отношению к социалистич. гос-вам, к-рые клеветнически отождествлялись с фаш.
режимами и
противопоставлялись «де-мократич.», «свободному» обществу. Реакц. бурж. политики
и идеологи и
ныне пытаются использовать его в антикоммунистич. целях.
В совр. условиях доктрина Т. дискредитирована в глазах широких масс и утратила
былое влияние,
однако обострение социальных противоречий в капита-листич. странах вызывает
оживление
тоталитарных, неофаш. тенденций. Борьба с идеологией и практикой Т.— важнейшая
задача
коммунистич. движения, марксистско-ленинской обществ. науки.
ТОТАЛЬНОСТЬ, см. Целостность.
ТОФЛЕР (Toffler) Алвин (р. 4.10.1928, Нью-Йорк), амер. социолог и публицист,
один из авторов
концепции «постиндустриального общества», по его терминологии,
«сверхиндустриальной
цивилизации». В работах «Столкновение с будущим» (1970, рус. пер. 1972), «Доклад
об эко-спазме»
(«The eco spasm. Report», 1975), «Третья волна» («The third wave», 1980) и др.
утверждает, что
человечество переживает новую технологич. революцию, ведущую к непрерывному
обновлению
социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. Т. приходит к
выводу о
неспособности гос.-монополистич. капитализма справиться с порождёнными науч.-
технич.
революцией экономич. противоречиями и социальными конфликтами, принимающими
форму
глобальных конвульсий. По политич. взглядам близок к популизму, разделяя
мелкобурж. утопич.
представления о возможности создания справедливого общества в процессе
радикальных демо-
кратич. реформ капитализма.
• The culture consumers, N. ?., 1973; The futurists, ?. ?., 1972; Learning for
tomorrow, N. Y., 1974 (editor).
• Араб-Оглы Э. ?., В лабиринте пророчеств, М., 1973; Баталов Э. Я., Между
прошлым и будущим. О книге Ол-вина Т.
«Третья волна», «Иностр. литература», 1981, № 9; Хозин Г., Еще один гимн
постиндустриализму, «Мировая экономика
и междунар. отношения», 1981, № 4.
ТРАГИЧЕСКОЕ, филос. и эстетич. категория, характеризующая неразрешимый обществ.-
историч.
конфликт, развёртывающийся в процессе свободного действия человека и
сопровождающийся
человеч. страданием и гибелью важных для жизни ценностей. В отличие от
печального или
ужасного, Т. как вид грозящего или свершающегося уничтожения вызывается не
случайными внеш.
силами, а проистекает из внутр. природы самого гибнущего явления, его
неразрешимого само-
раздвоения в процессе его реализации. Диалектика жизни поворачивается к человеку
в Т. её
патетической (страдальческой) и губит. стороной.
Т. предполагает свободное действие человека, самоопределение действующего лица,
так что хотя его
крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, но
само действие
представляет собой свободный акт человеч. личности. Противоречие, лежащее в
основе Т.,
заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его
неотвратимую
необходимость, к-рая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть её
или уйти от неё
(т. н. трагич. ирония). Ужас и страдание, составляющие существенный для Т.
патетич. элемент,
трагичны не как результат вмешательства к.-л. случайных внеш. сил, но как
последствия действий
самого человека. В отличие от мелодраматического (вызывающего жалость,
«трогательного») Т. не
может быть там, где человек выступает лишь как пассивный объект претерпеваемой
им судьбы. Т.
родственно возвышенному в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия
человека,
проявляющихся в самом его страдании. Как форма возвышенно-патетич. страдания
действующего
героя, Т. выходит за пределы антиномии оптимизма и пессимизма: первый
исключается
обнаруживающейся в Т. неразрешимостью коллизии, невосполнимой утратой того, что
не должно
было исчезать, второй — героич. активностью личности, бросающей вызов судьбе и
не
примиряющейся с ней даже в своём поражении.
Т. имеет всегда определ. обществ.-историч. содержание, обусловливающее структуру
его художеств.
формирования (в частности, в специфич. разновидности драмы — трагедии). Т. в
антич. эпоху
характеризуется известной неразвитостью личного начала, над к-рым безусловно
возносится благо
полиса (на стороне его — боги, покровители полиса), и объективистски-космо-
логич. пониманием
судьбы как безличной силы, господствующей в природе и обществе. Поэтому Т. в
античности часто
описывалось через понятия рока и судьбы в противоположность новоевроп. трагике,
где источником
Т. является сам субъект, глубины его внутр. мира и обусловленные ими действия
(У. Шекспир).
Древневост. философия, не доверяющая свободно личному началу (в т. ч. буддизм с
его обострённым
сознанием патетич. существа жизни, но чисто пессимистич. её оценкой), не
разработала понятия Т.
Антич. и ср.-век. философия вообще не знает спец. теории Т.: учение о Т.
составляет здесь
нераздельный момент учения о бытии. Образцом понимания Т. в др.-греч. философии,
где оно
выступает как существенный аспект космоса и динамики противоборствующих начал в
нём, может
служить философия Аристотеля. С т. зр. аристотелевского учения о нусе (уме) Т.
возникает, когда
этот вечный самодовлеющий ум отдаётся во власть инобытия и становится из вечного
временным, из
самодовлеющего — подчинённым необходимости, из блаженного — страдающим и
скорбным. Тогда
начинается человеч. «действие и жизнь» (подражание к-рым является сутью трагедии
— см.
«Поэтика», 1450 а) с её радостями и скорбями, с её переходами от счастья к
несчастью, с её виной,
преступлениями и расплатой. Этот выход ума во власть необходимости и случайности
составляет
бессознат. преступление. Но рано или поздно происходит припоминание или
«узнавание» прежнего
блаженного состояния, преступление уличается и оценивается. Тогда наступает
время трагич.
пафоса, обусловленного потрясением человеч. существа от контраста блаженной
невинности и мрака
суеты и преступления. Но это опознание преступления означает вместе с тем начало
восстановления
попранного, происходящего в виде возмездия, осуществляющегося через страх и
сострадание. В
результате наступает очищение страстей (катарсис) и восстановление нарушенного
равновесия ума.
Вычленение категории Т. и филос. осмысление её осуществляются в нем. классич.
эстетике. Шиллер,
развивая идеи кантовской философии, видел источник Т. в конфликте между чувств.
и нравств.
природой человека («О трагическом в иск-ве», 1792). По Шеллингу, сущность Т.
заключается в
«...борьбе свободы в субъекте и необходимости объективного...», причём обе
стороны
«...одновременно представляются и победившими, и побеждёнными — в совершенной
неразличи-