<< Пред.           стр. 363 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 элемента:
 объективные условия (социальные нормы и ценности); установки индивида и группы;
 определение
 ситуации действующим лицом. В написанной совместно с Ф. Знанец-ким кн. «Польский
 крестьянин
 в Европе и Америке» («The Polish peasant in Europe and America», v. l—5, 1918—
 20) осн. внимание
 уделено анализу второго элемента. Когда определение ситуации индивидом не
 совпадает с
 групповыми ценностями, возникают конфликты и социальная дезинтеграция,
 порождающие мн.
 болезни совр. общества.
 Анализируя причины и движущие силы, лежащие в основе обществ. жизни и личностных
 установок
 человека, Т. под влиянием психоанализа выдвигает учение о четырёх осн. желаниях
 человека: нового
 опыта, безопасности, признания и господства. В конечном счёте Т. считал, что
 желания
 обусловливаются темпераментом.
 Совместно со Знанецким Т. разработал типологию личностей людей по характеру их
 приспособляемости к социальному окружению: мещанский тип (для него характерны
 традиционные
 установки); богемный (нестойкие и несвязанные установки, высокая степень
 приспособляемости);
 творческий. Т. утверждал, что развитие обществ. жизни и культуры определяется
 лишь творч.
 личностями, способными на изобретения и нововведения; источник прогресса он
 видел в
 психологич. качествах людей, обусловленных их темпераментом.
 В развитии техники социологич. исследования большую роль сыграло использование
 Т. личных
 документов (биограмм) — писем, дневников, автобиографий. Работы Т. знаменовали
 переход амер.
 социологии к эмпирич. исследованиям.
 • Sex and society, Chi.— L., 1907; Source book for social origins, Boston,
 19202; The unadjusted girl, Boston, 1923; The child in
 America, N. Y., 1928 (совм. с D. S. Thomas); Primitive behavior, N. Y.— L.,
 1937; Social behavior and personality, ed. by E.
 H. Volkart, N. Y., 1951; On social organization and social personality. Selected
 papers, ed. with an introd. by M. Janowitz, Chi.,
 1966.
 • Young K., Contributions of W.I. Thomas to sociology, «Sociology and Social
 Research», 1962, v. 47, № 1; 1963, v. 47, № 2 —
 4.
 ТОМИЗМ (от лат. Thomas — Фома), направление в схоластич. философии и теологии
 католицизма,
 порождённое влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление
 соединить строго
 ортодоксальную позицию в религ. вопросах с подчёркнутым уважением к правам
 рассудка, здравого
 смысла (в отличие от августинианства, апеллирующего к интуиции). С этим связаны:
 ориентация
 более на Аристотеля, чем на Платона и неоплатоников (модифицированная,
 ТОМИЗМ 689
 впрочем, тем обстоятельством, что ср.-век. традиция истолкования Аристотеля
 сильно приближала
 его к неоплатонизму); в гносеологии чёткое разделение между откровением и
 «естественным светом»
 рассудка (сочетающееся с убеждением, что конечный смысл данного в откровении и
 открытого
 рассудком должен находиться в согласии); в теологии — предпочтение космологич.
 доказательствам
 бытия бога как более доходчивым сравнительно с онтологич. доказательством (см.
 Ан-селъм
 Кентерберийский); в антропологии — учение о человеке как единстве души и тела,
 к-рому душа даёт
 «субстанциальную форму»,— в противовес августини-анскому спиритуализму; в этике
 —
 аристотелевская концепция добродетели как середины между двумя пороками (см.
 Метриопатия). В
 начале своего существования Т. натолкнулся на энергичное сопротивление
 августинианства и в 1277
 был официально осуждён церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда,
 однако уже
 к 14 в. стал общепринятой доктриной доминиканского ордена, отстаиваемой в
 полемике против
 францисканских оппонентов (Вильгельм де ла Марс, Р. Бэкон, Дунс Скот). Т. н.
 вторая схоластика
 возвращается к Т., слегка его видоизменяя (Суарес). К концу 19 в. Т. был
 официально объявлен
 господствующей доктриной католич. церкви (энциклика Льва XIII в 1879; см.
 Неотомизм).
 ТОРО (Thoreau) Генри Дейвид (12.7.1817, Конкорд, шт. Массачусетс,—6.5.1862,
 Уолден, близ
 Конкорда), амер. философ-романтик, писатель, натуралист. Т. был близок к
 участникам
 «Трансцендентального клуба» и его основателю Эмерсону. Исходный пункт философии
 Т.— критич.
 неприятие нравств. принципов совр. ему амер. общества. Действенную альтернативу
 стяжательству,
 роскоши, бездуховности он видел в «добровольной трудовой бедности». Стремясь
 реализовать этот
 принцип на практике, Т. более двух лет жил в одиночестве на берегу Уолденского
 озера и
 обеспечивал своё существование физич. трудом, рыбной ловлей, собирательством. В
 трактате
 «Уолден, или Жизнь в лесу» (опубл. 1854, рус. пер. 1910, 1962) Т. утверждал, что
 нравств. очищение
 возможно лишь после глубокого осознания личностью своего отчуждения от
 несправедливого
 обществ. уклада и при условии постоянного контакта человека с природой,
 воплощающей транс-
 цендентный идеал, чистоту, красоту и «непорочность». Приближение к природе
 способствует,
 согласно Т., установлению связи личности с «космическим порядком». Эти идеи
 легли в основу
 концепции одиночества, понимаемого Т. как сосредоточение человека на переживании
 природной
 гармоничности, отражённой в душе.
 Филос. индивидуализм сочетался у Т. (особенно В последний период его жизни) с
 активной жизнен-
 ной позицией, наполненной искренним демократизмом. В программном эссе «О гражд.
 неповиновении» (1849, рус. пер. 1977) Т. дал моральное обоснование
 ненасильственной революции
 — серии мирных обществ. кампаний (демонстрации, отказ от призыва на военную
 службу, саботаж
 гос. учреждений и т. д.), толкуемых, однако, как внеш. проявление внутр.
 нравств. переворота
 («революция одного человека»). Накануне Гражд. войны 1861—65 Т. открыто призывал
 к борьбе с
 рабовладением. Идея гражд. неповиновения пр-ву рабовладельцев впоследствии
 оказала влияние на
 формирование взглядов М. Ганди и М. Л. Кинга. Социально-нравств. идеи Т. высоко
 ценил Л. Н.
 Толстой. В кон. 60-х — нач. 70-х гг. 20 в. идеи Т. получили широкую известность
 в кругах
 леворадикальной студенч. молодёжи США, идеологи к-рой (напр., Т. Розак)
 рассматривают Т. как
 одного из предшественников совр. зап. контркультуры.
 • The writings, ?. 1—20, Boston — ?. ?., 1906.
 690 ТОРО
 • Эмерсон Р. У., Т., Биографический очерк, в кн.: Т о-р о Г., Вальден
 или Жизнь в лесах, М., 1910; ? a p p и н г-т о
 н В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М 1962, ч. 3, гл.
 3; Krutch J. W., Henry David Thoreau N. ?.,
 1948; Наг ding W., Meyer M., The new Thoreau handbook, N. Y., 1980.
 ТОТАЛИТАРИЗМ (от позднелат. totalitas — цельность, полнота, totalis — весь,
 целый, полный), 1)
 одна из форм авторитарных бурж. гос-в периода империализма, характеризующаяся
 полным
 (тотальным) контролем гос-ва над всей жизнью общества. Тоталитарным гос-вам и
 режимам
 свойственны огосударствление всех легальных орг-ций, дискреционные (законом не
 ограниченные)
 полномочия властей, запрещение демо-кратич. орг-ций, фактич. ликвидация
 конституц. прав и
 свобод, милитаризация обществ. жизни, репрессии в отношении оппозиции и
 инакомыслящих
 вообще. Крайне тоталитарными гос-вами были фаш. Германия и Италия.
 2) Направление бурж. политич. мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. Идеи о
 всеобъемлющем характере гос-ва выдвигались в прошлом с определ. оговорками нек-
 рыми
 философами (Гоббс, Гегель). Особенно широкое распространение Т. получил с
 развитием фашизма,
 став офиц. идеологией фаш. Германии и Италии. В этот период понятие Т.
 употреблялось бурж.-
 либеральными идеологами для критич. оценки сложившихся в этих странах режимов.
 В период «холодной войны» понятие Т. использовалось антикоммунистич. пропагандой
 по
 отношению к социалистич. гос-вам, к-рые клеветнически отождествлялись с фаш.
 режимами и
 противопоставлялись «де-мократич.», «свободному» обществу. Реакц. бурж. политики
 и идеологи и
 ныне пытаются использовать его в антикоммунистич. целях.
 В совр. условиях доктрина Т. дискредитирована в глазах широких масс и утратила
 былое влияние,
 однако обострение социальных противоречий в капита-листич. странах вызывает
 оживление
 тоталитарных, неофаш. тенденций. Борьба с идеологией и практикой Т.— важнейшая
 задача
 коммунистич. движения, марксистско-ленинской обществ. науки.
 ТОТАЛЬНОСТЬ, см. Целостность.
 ТОФЛЕР (Toffler) Алвин (р. 4.10.1928, Нью-Йорк), амер. социолог и публицист,
 один из авторов
 концепции «постиндустриального общества», по его терминологии,
 «сверхиндустриальной
 цивилизации». В работах «Столкновение с будущим» (1970, рус. пер. 1972), «Доклад
 об эко-спазме»
 («The eco spasm. Report», 1975), «Третья волна» («The third wave», 1980) и др.
 утверждает, что
 человечество переживает новую технологич. революцию, ведущую к непрерывному
 обновлению
 социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. Т. приходит к
 выводу о
 неспособности гос.-монополистич. капитализма справиться с порождёнными науч.-
 технич.
 революцией экономич. противоречиями и социальными конфликтами, принимающими
 форму
 глобальных конвульсий. По политич. взглядам близок к популизму, разделяя
 мелкобурж. утопич.
 представления о возможности создания справедливого общества в процессе
 радикальных демо-
 кратич. реформ капитализма.
 • The culture consumers, N. ?., 1973; The futurists, ?. ?., 1972; Learning for
 tomorrow, N. Y., 1974 (editor).
 • Араб-Оглы Э. ?., В лабиринте пророчеств, М., 1973; Баталов Э. Я., Между
 прошлым и будущим. О книге Ол-вина Т.
 «Третья волна», «Иностр. литература», 1981, № 9; Хозин Г., Еще один гимн
 постиндустриализму, «Мировая экономика
 и междунар. отношения», 1981, № 4.
 ТРАГИЧЕСКОЕ, филос. и эстетич. категория, характеризующая неразрешимый обществ.-
 историч.
 конфликт, развёртывающийся в процессе свободного действия человека и
 сопровождающийся
 человеч. страданием и гибелью важных для жизни ценностей. В отличие от
 печального или
 ужасного, Т. как вид грозящего или свершающегося уничтожения вызывается не
 случайными внеш.
 силами, а проистекает из внутр. природы самого гибнущего явления, его
 неразрешимого само-
 раздвоения в процессе его реализации. Диалектика жизни поворачивается к человеку
 в Т. её
 патетической (страдальческой) и губит. стороной.
 Т. предполагает свободное действие человека, самоопределение действующего лица,
 так что хотя его
 крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, но
 само действие
 представляет собой свободный акт человеч. личности. Противоречие, лежащее в
 основе Т.,
 заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его
 неотвратимую
 необходимость, к-рая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть её
 или уйти от неё
 (т. н. трагич. ирония). Ужас и страдание, составляющие существенный для Т.
 патетич. элемент,
 трагичны не как результат вмешательства к.-л. случайных внеш. сил, но как
 последствия действий
 самого человека. В отличие от мелодраматического (вызывающего жалость,
 «трогательного») Т. не
 может быть там, где человек выступает лишь как пассивный объект претерпеваемой
 им судьбы. Т.
 родственно возвышенному в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия
 человека,
 проявляющихся в самом его страдании. Как форма возвышенно-патетич. страдания
 действующего
 героя, Т. выходит за пределы антиномии оптимизма и пессимизма: первый
 исключается
 обнаруживающейся в Т. неразрешимостью коллизии, невосполнимой утратой того, что
 не должно
 было исчезать, второй — героич. активностью личности, бросающей вызов судьбе и
 не
 примиряющейся с ней даже в своём поражении.
 Т. имеет всегда определ. обществ.-историч. содержание, обусловливающее структуру
 его художеств.
 формирования (в частности, в специфич. разновидности драмы — трагедии). Т. в
 антич. эпоху
 характеризуется известной неразвитостью личного начала, над к-рым безусловно
 возносится благо
 полиса (на стороне его — боги, покровители полиса), и объективистски-космо-
 логич. пониманием
 судьбы как безличной силы, господствующей в природе и обществе. Поэтому Т. в
 античности часто
 описывалось через понятия рока и судьбы в противоположность новоевроп. трагике,
 где источником
 Т. является сам субъект, глубины его внутр. мира и обусловленные ими действия
 (У. Шекспир).
 Древневост. философия, не доверяющая свободно личному началу (в т. ч. буддизм с
 его обострённым
 сознанием патетич. существа жизни, но чисто пессимистич. её оценкой), не
 разработала понятия Т.
 Антич. и ср.-век. философия вообще не знает спец. теории Т.: учение о Т.
 составляет здесь
 нераздельный момент учения о бытии. Образцом понимания Т. в др.-греч. философии,
 где оно
 выступает как существенный аспект космоса и динамики противоборствующих начал в
 нём, может
 служить философия Аристотеля. С т. зр. аристотелевского учения о нусе (уме) Т.
 возникает, когда
 этот вечный самодовлеющий ум отдаётся во власть инобытия и становится из вечного
 временным, из
 самодовлеющего — подчинённым необходимости, из блаженного — страдающим и
 скорбным. Тогда
 начинается человеч. «действие и жизнь» (подражание к-рым является сутью трагедии
 — см.
 «Поэтика», 1450 а) с её радостями и скорбями, с её переходами от счастья к
 несчастью, с её виной,
 преступлениями и расплатой. Этот выход ума во власть необходимости и случайности
 составляет
 бессознат. преступление. Но рано или поздно происходит припоминание или
 «узнавание» прежнего
 блаженного состояния, преступление уличается и оценивается. Тогда наступает
 время трагич.
 пафоса, обусловленного потрясением человеч. существа от контраста блаженной
 невинности и мрака
 суеты и преступления. Но это опознание преступления означает вместе с тем начало
 восстановления
 попранного, происходящего в виде возмездия, осуществляющегося через страх и
 сострадание. В
 результате наступает очищение страстей (катарсис) и восстановление нарушенного
 равновесия ума.
 Вычленение категории Т. и филос. осмысление её осуществляются в нем. классич.
 эстетике. Шиллер,
 развивая идеи кантовской философии, видел источник Т. в конфликте между чувств.
 и нравств.
 природой человека («О трагическом в иск-ве», 1792). По Шеллингу, сущность Т.
 заключается в
 «...борьбе свободы в субъекте и необходимости объективного...», причём обе
 стороны
 «...одновременно представляются и победившими, и побеждёнными — в совершенной
 неразличи-

<< Пред.           стр. 363 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу