<< Пред. стр. 365 (из 449) След. >>
Предпочтит.началом познания должно быть постижение идеи совершеннейшего существа. Метод
должен
обеспечить движение духа: во-первых, возможность отличить и оградить истинную
идею от
остальных восприятий; во-вторых, правила восприятия неизвестных вещей;
в-третьих, порядок познания. Неадекватные идеи, по Спинозе, делятся на три типа:
фиктивные (не
содержащие необходимости или невозможности своего существования); ложные
(результат
необоснованного утверждения или отрицания); сомнительные (результат
нерешительности перед
утверждением или отрицанием). Их общим источником является воображение,
доставляющее
пассивной душе разрозненные впечатления от внеш. вещей. Воображение приводит к
ошибкам, или
непосредственно подменяя собой понимание, или посредством слов, к-рые суть знаки
вещей в вооб-
ражении. Заключается исследование перечислением свойств высшей познават.
способности —
разума (intellectus) .
Академич. изд.: Opera, hrsg. v. С. Gebhardt, Bd 2, 1925. Рус. пер.: Г.
Полинковского, 1893; В. Н.
Полов-цевой, 1914; Я. М. Боровского, 1934, с незначит. изменениями вошёл в Избр.
произв., т. 1,
1957.
• см. к ст. Спиноза.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ (позднелат. transcendentia, или transcendentalia, от лат.
transcendens —
переступающий, выходящий за пределы), понятие ср.-век. схоластики, обозначающее
наиболее
универсальные, высшие определения бытия. Ещё Аристотель привна-вал особое место
подобных
понятий, не объединяя их, однако, в особую группу. Ср.-век. философы объединяли
под термином
«Т.» понятия, возвышающиеся над аристотелевскими категориями: сущее (ens),
единое (unum),
истинное (verum), благое (bonum) и др. В учении Альберта Великого о Т. единое,
истина и благо
вводятся как первые и существ. определения бытия; у Фомы Аквинского бытие
характеризуется теми
же предельными понятиями. Детальное учение о Т. разработал Дунс Скот, к-рый
выделял, кроме
бытия, два важнейших класса Т.: 1) простые — единое, истинное, благое, и 2)
разделительные —
случайное и необходимое, действительное и возможное. Понятие Т. по своему
происхождению
родственно таким понятиям, как трансцендентный и трансцендентальный.
• W o 11 е г А. В., The transcendentals and their function in the metaphysics of
Duns Scotus, Wash., 1946.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ, участники филос. и лит. течения в США 30—50-х гг. 19 в.,
объединявшего представителей радикальной интеллигенции и формировавшегося вокруг
бостонского «Трансцендентального клуба» и журн. «The Dail». Кроме Эмерсона,
автора филос. эссе
«Природа» («Nature», 1836), ставшего идейным манифестом течения, к
трансцендентализму
примыкали Г. Торо, А. Олкотт, М. Фуллер, Дж. Рипли, О. Браун-сон, О. Фрозингем,
Э. Пибоди, Т.
Паркер, Ф. Хедж, У. Г. Чаннинг и др.
Выступая против традиционной для США 30-х гг. 19 в. унитарианской трактовки
христианства, Т.
призывали заменить веру в чудеса и персонифицирован-ность бога поклонением
«бесконечности
человека» и «моральному чувству», присущему всем людям. Христ. религия
превращалась Т. в свод
нравств. идеалов, не требовавших для своей реализации церк. институтов.
Объединяя этич. и эстетич.
видение мира, Т. рассматривали человека в качестве полноправного представителя
гармоничного и
динамичного космич. начала и наделяли природу неисчерпаемой духовной силой. В
приближении к
естественному (не испорченному цивилизацией) ландшафту, в интуитивном
переживании и
«разгадывании» его потаённого символич. смысла Т. видели способы достижения
нравств. очищения
и метод раскрытия «Абсолюта», или «сверхдуши» (термин Эмерсона), в человеч.
повседневности.
При этом Т. принижали значение чувств. опыта, делая особый упор на интуицию и
филос. фантазию.
С позиций левого радикализма и романтич. индивидуализма Т. выступали против
социальных и
нравств.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ 693
основ амер. общества нач. 19 в. Стремление воплотить в реальность идеал гуманных
обществ.
отношений привело нек-рых Т. к созданию утопич. коммун Брук-Фарм и Фрутленд.
Социальный критицизм Т. оказал влияние на формирование идеологии
леворадикального молодёжного
движения в США в кон. 60-х — нач. 70-х гг. 20 в. В The transcendentalists. An
anthology, ed. by P. Miller, Camb.
(Mass.), 1971; в рус. пер.—Эмерсон Р. У., О доверии к себе, M., 19042; его же,
Высшая душа, М., 1902; Эстетика
амер. романтизма, М., 1977; Тор о Г. Д., Уолден, или Жизнь в лесу, M., 19792.
• Паррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М., 1962;
Совр. политическое сознание в США, М.,
1980; Boiler P. F., American transcendentalism. 1830— 1860. An intellectual
inquiry, N. Y., 1974.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за
пределы),
термин, возникший в схоластич. философии и обозначающий такие аспекты бытия, к-
рые выходят за
сферу ограниченного существования, конечного, эмпирич. мира. Понятие Т.
характеризует высшие и
универс. предметы метафизич. познания — напр., единое, истинное, благое (см.
Трансценденталии).
Кант придал термину «Т.» гносеологич. значение: понятие Т. в его философии
характеризует всё то,
что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам
познания, к-
рые организуют науч. опыт (таковы, напр., априорные формы чувственности —
пространство и
время, категории рассудка — субстанция, причинность и т. д.). «Я называю
трансцендентальным
всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего
познания предметов,
поскольку это познание должно быть возможным a priori» (К а н т И., Соч., т. 3,
М., 1964, с. 121).
Отвергнув терминологич. традицию и пытаясь провести различие между Т. и
трансцендентным,
Кант, однако, нередко употреблял эти термины в сходном смысле.
• Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973; E u с k e n R., Geschichte der philosophischen
Terminologie, Lpz., 1879, S. 144, 205;
Vaihinger H., Commentar zu Kants «Kritik der reinen Vernunft», Bd l, Stuttg.,
1881, S. 467—76; K r i n g s H., Transzendentale
Logik, Munch., 1964.
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, термин, возникший в схоластич. философии и характеризующий всё
то,
что выходит за пределы чувств. опыта, эмпирич. познания мира; предмет религ. и
метафизического
познания. Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и действия;
первые
имеют место в самих объектах, вторые — находятся за пределами их наличного
бытия,
У Канта термин «Т.» приобрёл гносеологич. оттенок и стал означать — в
противоположность
имманентному — то, что переступает границы возможного опыта:
«...основоположения, применение
которых целиком остается в пределах возможного опыта, мы будем называть
имманентными, а те
основоположения, которые должны выходить за эти пределы, мы будем называть
трансцендентными» («Критика чистого разума», см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 338).
Кант пытался
закрепить различие между понятиями трансцендентальный и Т., понимая под
последним также и то,
что недоступно теоретич. познанию, но является предметом веры (бог, душа,
бессмертие). ТРЁЛЬЧ
(Troeltsch) Эрнст (17.2.1865, Хаунштеттен, близ Аугсбурга,—1.2.1923, Берлин),
нем. протестантский
теолог, философ, социолог и историк религии. Религ.-филос. взгляды Т. сложились
в русле идей ли-
берального протестантизма. Т. стремился выработать историч. метод в теологии,
анализируя
эволюцию христианства (особенно протестантизма) в связи с общим развитием европ.
культуры. В
осн. соч. по социологии религии «Социальные учения христ. церквей и групп» («Die
Soziallehren der
christlichen Kirchen und
694 ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
Gruppen», Halfte 1—2,1912) T. дал типологию религиозных групп («церковь»,
«секта», «мистическое
сообщество»). В конце жизни выступил с рядом работ по философии истории,
обнаруживших
влияние идей философии жизни (Дильтей) и баденской школы неокантианства и
отчасти Шпенглера.
Т. подчёркивал однократность и неповторимость историч. процесса и необходимость
постижения
«иррационального в бытии». В этике Т. от неокантианства эволюционировал к
персонализму.
* Gesammelte Schriften, Bd l—4, Tub., 1912—25. Асмус В. ?., Маркс и бурж.
историзм, М.— Л., 1933;
odenstein W., Neige des Historismus. E. Troeltschs Entwicklungsgang,
[Gutersloh, 1959] (библ.); Kaseh W.
F., Die Sozialphilosophie v. E. Troeltsch, Tub., 1963; L e s s i n g E., Die
Geschichtsphilosophie E. Troeltschs, Hamb.,
1965; Gabriel H.-J., Christlichkeit der Gesellschaft? Eine
kritische Darstellung der Kulturphilosophie v. E.
Troeltsch, B., [1975] (библ.).
«ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА», работа В. И. Ленина,
содержащая сжатый анализ историч. корней, сущности и структуры марксизма.
Написана в связи с
30-летием со дня смерти К. Маркса. Опубликована в легальном большевистском журн.
«Просвещение» (1913, № 3). Статья была предназначена для парт. активистов,
пропагандистов
марксизма среди рабочих.
Во вступит. части работы Ленин, опровергая попытки бурж. учёных представить
марксизм в виде
некоей «секты», стоящей «...в стороне от столбовой дороги развития мировой
цивилизации» (ПСС, т.
23, с. 40), показывает, что учение Маркса «... возникло как прямое и
непосредственное продолжение
учения величайших представителей философии, политической экономии и
социализма... Оно есть
законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой
философии,
английской политической экономии, французского социализма» (там же, с. 40, 43).
Нем. классич.
философия, англ. политэкономия и франц. утопич. социализм и составляют три
источника
марксизма, к-рые Ленин рассматривает вместе с его составными частями.
1-й раздел статьи посвящён философии. Излагая основы марксистской философии,
Ленин
акцентирует внимание на её материалистич. характере, отмечая, что она
синтезировала лучшие
достижения франц. материализма 18 в. и философии Фейербаха. Гл. приобретение
нем. классич.
философии — «...диалектика, т. е. учение о развитии в его наиболее полном,
глубоком и свободном
от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего
нам отражение
вечно развивающейся материи» (там же, с. 43—44) — также было творчески усвоено и
развито
марксизмом, в системе к-рого оно стало методологией науч. познания и революц.
изменения мира.
Материализм приобрёл завершённый характер, будучи распространён марксизмом на
обществ. сферу
действительности. Открытие Марксом материалистич. основ обществ. жизни Ленин
считал
величайшим завоеванием науч. мысли.
2-й раздел посвящён экономич. учению Маркса. Ленин даёт оценку учениям англ.
бурж. экономистов
А. Смита и Д. Рикардо, к-рые положили начало трудовой теории стоимости. Однако,
рассматривая
законы капиталистич. экономики как вечные, Смит и Рикардо не смогли вскрыть
сущность
прибавочной стоимости, за отношениями вещей не видели отношения между людьми.
Ленин
охарактеризовал учение о прибавочной стоимости как краеугольный камень экономич.
теории
Маркса, на основе к-рой Маркс дал всесторонний науч. анализ капиталистич.
формации.
В 3-м разделе Ленин рассматривает социалистич. учение Маркса. Говоря о том, что
в домарксовский
период наиболее серьёзную критику капитализма дали социалисты-утописты, Ленин
отмечает
слабость утопич. социализма, к-рый не смог понять «... сущность наемного рабства
при капитализме,
ни открыть законы его развития...», найти те силы, к-рые способны создать новое
общество (там же, с. 46). Ленин обращает внимание на то, что только экономич.
теория Маркса и его
учение о классовой борьбе научно обосновали неизбежность гибели капитализма,
указали ту силу, к-
рая должна стать его могильщиком,— класс пролетариев, «...по своему
общественному
положению...» составляющий силу, «...способную смести старое и создать
новое»(там же, с. 47).
ТРИАДА (от греч. ?????, род. падеж ??????? — троица), метод филос.
конструирования, в античности
широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме. Принцип Т. использован во 2-м
платоновском письме при описании структуры универсума (учение о трёх царях
всего).
Представители среднего платонизма учили о трёх началах («образец — демиург —
материя») и трёх
ступенях бытия («ум-нус — душа-псюхе — космос»). Эта последняя Т. была
истолкована Плотиной
как Т. «начальных ипостасей» (у Порфирия — Т. «совершенных и целостных
ипостасей»), как
реализация и форма проявления более высокого принципа — единого; наряду с этим у
Плотина и
Порфирия признавалась Т. надкосмических сверхчувств. «природ» («единое — ум —
душа»). Более
отчётливо принцип Т. как метод филос. конструирования проявился в Т. категорий
платоновского
«Филеба» «предел — беспредельное — число», где число — средний член между двумя
противоположностями; в «умной» Т. «бытие — жизнь — ум» у Плотина «умная» жизнь
совмещает в
себе «объективность» бытия и «субъективность» мысли; последующие неоплатоники
(начиная с
Прокла) понимали эту Т. как Т. умопостигаемого, мыслящего и умопостигаемого-и-
мыслящего
миров в пределах ума. Чисто методич. смысл, не предполагающий конкретного
онтологич.
истолкования, имеет неоплатонич. Т. «пребывание — выступление — возвращение»,
наиболее полно
применяемая у Прокла (см. «Начала теологии»); третий член данной Т. объединяет
крайности
первых двух и представляет собой некую «середину» между ними; чисто
конструктивный характер
данной Т. не предполагает понимания её как последоват. движения во времени.
Христ. учение о Т. (Троице), используя мыслит. модели неоплатонизма, существенно
отличается от
неоплатонич. доктрины: ипостаси христ. Т.— «лица», а не безличные сущности, и
они находятся на
одном онтологич. уровне («единосущны»), в отличие от нисходящих ступеней Т. у
неоплатоников.
Принцип Т. получает широкое развитие в нем. клас-сич. идеализме — у Фихте,
Шеллинга и особенно
Гегеля, к-рый превратил Т. в универс. схему всякого процесса развития: тезис
(исходный момент),
антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в
новом единстве
(снятие, отрицание отрицания).
О марксистском понимании трёх стадий процесса развития см. в ст. Отрицания
отрицания закон.
ТРИНАДЦАТИКНИЖИЕ («Ши-сань цзин»), тринадцать др.-кит. классич. произв.,
являющихся
каноном конфуцианства. История Т. восходит к периоду Хань, когда при У-ди (140—
87 до н. э.)
«Шицзин» («Книга песен и гимнов»), «Шуцзин» («Книга истории»), «Ицзин», «Ли цзи»
(«Записки об
обрядах») и «Чуньцю» («Летопись весны и осени») были объединены в кит.